Структура деятельности
Человеческая деятельность имеет свою структуру: мотив, способы и приемы деятельности, цель и результат; также в структуре деятельности необходимо выделять субъект и объект деятельности.
Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность; объект — это то, на что она направлена. Роль субъекта в психологической деятельности является ключевой в субъективно-деятельностной теории С.Л. Рубинштейна и в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Субъект в широком смысле понимания — это все человечество. В более узком смысле — конкретный человек и особенности его психики. Деятельность — это всегда деятельность субъекта (точнее — совместная деятельность субъектов), поскольку в процессе овладения средствами общения (речью, письмом) и самой деятельностью человек всегда использует опыт поколений…
Мотивы — это внутренние побуждения человека, которые заставляют его выполнять ту или иную деятельность. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в плане выбора путей и средств достижения цели. Мотивами могут быть различные потребности, интересы, установки, привычки и эмоциональные состояния. Разнообразие деятельности порождает разнообразие мотивов. Люди относятся к своей деятельности по-разному, в зависимости от своих мотивов. В психологической теории деятельности объект является ее реальным мотивом. Не существует такого понятия, как деятельность без мотива. Так называемая «немотивированная» деятельность — это не деятельность без мотива, а деятельность с объективно или субъективно скрытым мотивом.
Методы и приемы — это действия, которые человек предпринимает для достижения целей деятельности. Методы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.
Цели — это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют суть его деятельности. …Человеческая деятельность …сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели. Цель — это результат деятельности. Цели могут быть ближними и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какое значение придает им человек и какую роль его деятельность играет в общественной жизни.
Результат — это то, чего человек достигает в процессе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.
Феномен каталитической экстериоризации
Эта теория принадлежит Карлу Густаву Юнгу, долго, глубоко, с серьезным научным подходом исследовавшему феномен случайных совпадений. В результате было описано множество случаев «совпадений», «предвидений», проявлений интуиции. К примеру, это может быть способность предчувствовать звонок близкого человека. В этом случае появившаяся мысль об общении с конкретным человеком вскоре «материализуется» в настоящий звонок от него. Этому явлению Юнг дал название «синхроничность». О происхождении таких явлений говорят, что эмоциональные циклы близких людей зачастую бывают хорошо синхронизированы. Тем же феноменом ученый-психолог поясняет возникновение одних и тех же изобретений (например, радио) в разных точках земного шара практически одновременно. Этот пример объясняется большим количеством накопленных знаний, в равной степени доступных ученым в разных странах и позволяющих сделать конкретное открытие. Без мистического подхода синхроничность объясняют:
- определенной долей внимания и внимательности, способностью замечать новые веяния и закономерности за простыми совпадениями (для этого нужно обладать системным мышлением), умением слушать, слышать, анализировать и запоминать;
- умелым использованием внешних случайных стимулов для решения собственных творческих задач;
- высоким развитием эмпатии;
- развитым навыком проективной визуализации, которая приводит к самомотивации и активным действиям по воплощению в жизнь желаемого результата.
Интересно! Понятие экстериоризации чувствительности относится к теориям, в большей степени рассказывающим о магии, чем о психологии. Под этим термином понимается перенесение чувствительности организма вовне, в окружающее его биополе или на какие-либо посторонние предметы. Этим явлением объясняют «околдование на любовь», «наведение порчи», причинение вреда с помощью каких-либо предметов (фотографий, восковых кукол и др.), «насыщенных чувствительностью объекта» и др.
Процессы экстериоризации и интериоризации пронизывают всю жизнь, повседневную деятельность каждого человека. В учебе, работе, творчестве, в быту неизбежно присутствуют оба эти процесса. Без экстериоризации невозможно обучение и творчество, создание материальных предметов и решение всевозможных задач, невозможно развитие человека и полноценное существование его в социуме.
Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь
Все мероприятия включают в себя как внутренний, так и внешний компонент.
В настоящее время внешняя и внутренняя деятельность все больше переплетаются и взаимосвязаны: Физический труд, осуществляющий практическое преобразование материальных объектов, становится все более «интеллектуализированным», включая выполнение сложных умственных действий; в то же время труд современного исследователя, специфически когнитивная, умственная деятельность, все более наполняется процессами, внешними по своей форме действия.
В деятельностном подходе действует «принцип единства внешней и внутренней деятельности».
Внутренняя деятельность, возникающая из внешней практической деятельности, не отделена от нее и не стоит над ней, а сохраняет с ней фундаментальную, двустороннюю связь. Внутренняя (умственная, психическая) деятельность по своему происхождению является производной от внешней (предметной) деятельности. Вначале совершаются предметные действия, и только позже, с ростом опыта, человек приобретает способность совершать в уме действия, направленные вовне, чтобы преобразовать объективную реальность путем обратной трансформации (экстериоризации). Процесс преобразования внешних, объектно-ориентированных действий во внутренние, ментальные действия называется интернализацией. Переход от внутреннего, мысленного плана действий к внешнему плану действий, реализуемому в виде техник и действий с объектами, называется экстериоризацией. Неразрывная связь между интериоризацией и экстериоризацией расширяет когнитивные способности человека; человек приобретает способность оперировать образами объектов, находящихся вне поля его зрения.
Интериоризация деятельности
Любое понятие является продуктом деятельности, поэтому научить ему невозможно. Однако можно так организовать процесс обучения, что интериоризация деятельности будет происходить поэтапно и поступательно. Мыслительная функция в первоначально материальном действии, подвергаясь интериоризации, становится частью психического процесса. Умственный план – это не какой-то пустой сосуд, который можно чем-то заполнить. Внутренний план – это непрерывный процесс, находящийся в состоянии формирования. Каждое новое умственное действие опирается на опыт, который приобретается благодаря интериоризации деятельности, а переход «извне вовнутрь», по мнению Гальперина, является основным механизмом формирования умственного плана. Гальперин вывел основные параметры преобразования действия:
- Уровень исполнения;
- Мера обобщения;
- Полнота выполняемых операций;
- Мера освоения навыка.
Уровни исполнения могут различаться сложностью, в зависимости от поставленных задач. Выполнение того или иного задания может происходить на трех подуровнях. Это следующие действия:
- С материальными объектами;
- При помощи речи, как устной, так и письменной;
- В уме.
Высший уровень интериоризации деятельности заключается в умении совершать те или иные действия «в уме», не пользуясь дополнительными инструментами: книгой, калькулятором и так далее.
Интериоризация и экстериоризация
Деятельностный подход рассматривает интериоризацию и экстериоризацию как механизмы усвоения общественно-исторического опыта. Идея возникновения внутренней (интернализации) психической деятельности, деятельности человеческого сознания из внешней, практической деятельности возникла благодаря изучению общественно-исторического опыта. Человеческая деятельность — труд, обучение, игра — связана с сотрудничеством в работе, с использованием орудий труда, с созданием социально значимых продуктов. Передача социального опыта невозможна без его выражения во внешней форме: в речи, демонстрации. Благодаря этому человек «впитывает» опыт поколений. И это не просто копирование, перевод внешней деятельности во внутреннюю, это процесс формирования сознания, сознания как со-знания — знания общего, совместного с другими, отдельного от них, знания, воспринимаемого одним человеком как известного другим.
Превращение внешней, практической деятельности во внутреннюю, умственную деятельность, в деятельность сознания, называется интернализацией. Интернализация — это переход, при котором процессы, внешние по форме, с внешними, материальными объектами, трансформируются в процессы, происходящие в ментальном плане, в плане сознания; здесь они претерпевают специфическую трансформацию — обобщаются, вербализуются, редуцируются, а главное, становятся способными к дальнейшему развитию, выходящему за пределы возможной внешней активности.
Ж. Ж.Ж. Пиаже кратко изложил концепцию интернализации — «переход, который ведет от сенсомоторного плана к мышлению».
Процесс преобразования внутренней, психической деятельности во внешнюю, практическую, субъективную деятельность называется экстериоризацией. Экстериоризация — это процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования набора внутренних структур, сформированных на основе интериоризации внешней социальной активности человека.
Принцип единства внешней и внутренней структуры деятельности, принцип интернализации — экстернализации рассматривается в деятельностном подходе, как уже отмечалось, как механизм усвоения общественно-исторического опыта.
Деятельность и психические процессы
В деятельности … все психические качества личности не только проявляются, но и формируются. Деятельность органически связана с проблемой развития личности. Личность формируется, проявляется и совершенствуется в деятельности. Здесь же формируется сознание.
Психические процессы: Восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — основные составляющие человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна: человек должен представлять, что делать, вспоминать, думать, выносить суждения. Психические процессы не просто вовлечены в деятельность, они развиваются в ней, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои основные человеческие характеристики. Его основные виды формируются в процессе деятельности: Восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Манипулирование ребенком трехмерными, ближними и дальними объектами дает восприятие размеров объекта: ширины, высоты, глубины. Это учит воспринимать и оценивать формы.
Воображение также связано с деятельностью. Только благодаря опыту, практической деятельности, человек способен воображать или мыслить. Воображение — это отражение опыта практической деятельности.
Память и два ее основных процесса — запоминание и воспроизведение — непосредственно связаны с практической деятельностью. Запоминание осуществляется в деятельности и представляет собой собственно деятельность, которая включает в себя действия и операции, направленные на подготовку материала к запоминанию — это структурирование, понимание, ассоциация материала с известными фактами и так далее. Запоминание также подразумевает выполнение определенных действий, направленных на своевременное и точное извлечение материала, хранящегося в памяти. А воспроизведение деятельности облегчает процесс поиска.
Мысль, в ряде своих форм, тождественна практической деятельности (так называемое «ручное» или практическое мышление). В своих более развитых формах — образной и логической — активный момент представлен в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особый вид деятельности.