Гуманистическая направленность педагогической деятельности.


Что такое ценности

Ценности — это идеи, которые помогают нам действовать. В этом они похожи на планы, цели, страхи, намерения, политики и т. д. Все это идеи, которые ведут нас к действию.

Среди этих идей одни ценности относятся только к способам наших действий, а не к последствиям (как к планам, целям и страхам) или простому факту их работы (как с намерениями, так и политикой).

Нет какого-то определенного способа разделить ценности, но здесь есть частичная таксономия. Например, есть ценности, связанные с отношением к другим людям, с действиями, с отношением к вещам.

Сущность понятия «гуманистический характер педагогической деятельности»

Так в чем же состоит гуманистическая направленность педагогической деятельности, ее функций, целей? Постараемся ответить на этот вопрос.

Рассмотрим также компоненты педагогической системы (схема В.П. Симонова) с гуманистических позиций.

Работа со схемой «Гуманистическая природа педагогической деятельности».

1-я позиция

:

Вспомните определение понятия «педагогическая деятельность» в формулировке академика Б.Т. Лихачева, прокомментируйте в отношении темы занятия.

Назначение педагогической деятельности – подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии с социальным заказом общества с помощью взрослых людей. Эта деятельность очень ответственна, имеет большую ценность для общества, т.к. от нее зависит судьба и жизнь каждого человека (вспомнить первый совет В.А. Сухомлинского из книги «Сто советов учителю»).

2-я позиция

:

Этой деятельностью способны заниматься не все, а только взрослые и специально подготовленные люди в профессиональных педагогических заведениях. При этом очень важна личность педагога-гуманиста: его мировоззрение, воля, характер, чувства, эрудиция, культура, его способности и специальные ЗУН, т.к. личность учителя формирует личность ученика.

3-я позиция

:

Сформулируйте цели педагогической деятельности. В чем их гуманистический смысл?

Цель педагогической деятельности

– это воспитание в соответствии с социальным заказом общества гуманной, демократической личности, личности всесторонне развитой, но это и достижение физической, интеллектуальной и духовно-нравственной самореализации каждой личности.

4-я позиция

:

Вспомните функции педагогической деятельности, по Б.Т. Лихачеву; прокомментируйте их с точки зрения темы занятия.

Итак, функции педагогической деятельности направлены на всестороннее формирование личности ученика:

· формирование мировоззрения (в результате усвоения ЗУН),

· развитие интеллекта (мышления), эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;

· сознательное усвоение учеником нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

· формирование эстетического отношения к действительности (отличать прекрасное от безобразного, утверждать прекрасное в жизни);

· укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

5-я позиция

:

Каков характер взаимоотношений, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика по новой парадигме образования?

Новая парадигма образования

утверждает «
субъект-субъект-объектные
»отношения во всех педагогических системах: учитель и ученик – это сотрудники, партнеры в образовательно-воспитательном процессе.

Ученик из «приемника» информации превращается в активного «добытчика» знаний, он заинтересован в активном участии в учебной и воспитательной деятельности, он перестает быть интеллектуальным потребителем. А учитель руководит этой деятельностью, он перестает быть простым «передатчиком» информации.

Отношения учителя и ученика из авторитарных превращаются в демократические, гуманизируются.

6-я позиция

:

Обратим внимание и на следующий компонент педагогической деятельности в педагогической системе – содержание образования.

Это прежде всего те знания и практические умения, которыми должен овладеть ученик в процессе изучения учебных дисциплин и на основе которых формируется его мировоззрение, развивается его личность.

Знания

– проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (академик В.И. Журавлев).

Знание

– это прежде всего совокупность сведений, представлений, понятий в какой-либо области.

Умение

– это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (Н.В. Кузьмина).

Умение

– это способность выполнять действие (И.И. Ильясов) на основе приобретенных знаний.

Вспомним структуру знаний, в состав которой ученые включают:

· понятия, суждения, представления;

· факты;

· теории, концепции, парадигмы;

· законы, закономерности, принципы;

· методы (способы) применения знаний на практике.

В чем мы видим изменение содержания образования в настоящее время в интересах формирования личности ученика?

Это прежде всего гуманитаризация образования: увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебном плане школы; проникновение гуманитарных знаний и их методов в содержание естественнонаучных дисциплин (например, учителя обращаются к вопросам истории развития науки, к личности ученых, к этике своей науки и т.д.).

Это появление новых учебных дисциплин: МХК, логики, истории философии, этики, культуры общения, экологии, основ экономических знаний, информатики и других, которые всесторонне развивают личность ученика.

Это обновление ЗУН учащихся в соответствии с новейшими открытиями в науке, технике, культуре.

Это появление интегративных учебных курсов («Концепции современного естествознания», «Человек и религия» и др.), которые помогают воссоздавать единую картину мира.

7-я позиция

:

Ученик усваивает знания под руководством учителя и с помощью учебников, наглядных пособий, ТСО, компьютера, телевидения и других дидактических средств в ходе учебно-воспитательного процесса.

В последнее время активизировался процесс создания более совершенных учебников, учебных пособий, наглядных пособий, которые внедряются в педагогический процесс с помощью более совершенных методов обучения.

Так, в 1994 г. развернут общероссийский эксперимент по проблеме «Индивидуализация обучения на основе типологически-ориентированного подхода к личности школьника» (а это уже способ обучения).

Эксперимент вызван к жизни образовательными проблемами. Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед современной российской школой, является проблема полноценного усвоения учащимися содержания общего образования

как основы формирования целостного научного мировоззрения и базы последующего профессионального самоопределения выпускников учебных заведений.

Согласно представлениям современной дидактики (науки об обучении и воспитании в обучении) стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация обучения

, т.е. опора в дидактическом процессе на активную познавательную деятельность учеников с учетом различий в их развитии и особенностей мышления. Такой подход, обеспечивая успешность обучения для каждого учащегося, создает психологический комфорт в ходе обучения и становится основой гуманизации образования.

Современные психолого-педагогические науки обладают достаточным инновационным потенциалом и располагают необходимыми инструментами для реализации перехода к личностно-ориентированному обучению.

Основным препятствием на этом пути на сегодняшний день является отсутствие а) современной учебной литературы, учебных книг и б) дидактических комплексов (обучающих средств), которые бы учитывали личностные особенности и психические различия учащихся.

Разнообразные новационные приемы и методы обучения представлены также педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.Н. Ильин и др.) в их практической деятельности, в их статьях и книгах.

Таким образом, мы остановились на последнем компоненте педагогической системы – на способах (методах) и средствах педагогической деятельности.

Мы видим, что и ученые, и учителя-практики стремятся к тому, чтобы инновации (нововведения) в педагогике и психологии, в методиках обучения гуманизировали, очеловечивали образовательно-воспитательный процесс, т.е. процесс формирования гуманной, демократической личности каждого ученика.

Деятельность педагога как постановка и решение профессиональных задач на основе норм общечеловеческой и педагогической этики

Мы уже характеризовали на предыдущих занятиях педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач, как процесс решения задач помощи воспитанникам.

Потребности любого педагога – это всегда потребность заботы об учащемся, потребность оказания ему эффективной педагогической помощи.

Мотивы деятельности педагога мы можем охарактеризовать как желание развивать у учащихся гуманные черты характера и способствовать формированию позитивных форм поведения.

Характеризуя педагогическую деятельность с точки зрения главного общего содержания и самых значительных результатов, к которым она стремится, можно ее назвать деятельностью помощи воспитуемым, деятельностью милосердия и гуманизма.

Эта деятельность должна быть направлена на создание благоприятной «социальной ситуации развития личности» и учитывать результаты анализа влияния социальных и биологических факторов (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко). Она (ПД) превращает ребенка «в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности» (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн).

Она стимулирует социально ценные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере личности, в сознании и самопознании (Б.М. Теплов, Л.Ю. Гордин).

Реализации деятельности учителя по оказанию индивидуализированной педагогической помощи способствуют:

своевременный грамотный анализ учебно-воспитательных ситуаций, возникающих в процессе работы;

эффективное решение соответствующих задач в педагогических системах (М.М. Поташник, Ю.Н. Кулюткин).

Ученые и педагоги-практики пришли к выводу, что педагогическую помощь учащимся необходимо рассматривать как исходную норму, главное правило профессиональной деятельности учителя.

И здесь мы вправе поставить перед собой вопрос: чем же регулировать повседневные отношения учителя и ученика?

Известно, что содержание и формы поведения людей в конкретных условиях их жизни и деятельности определяются социальными нормами, которые основываются:

на нормах общечеловеческой нравственности, т.е. на идеалах добра, чести, совести, справедливости, милосердия, гуманизма (они существуют устно);

на нормах письменных законов того или иного общества (например, это Конституция нашего государства; Закон РФ «Об образовании»; другие нормативные акты: трудовое право, семейное право, гражданское право, уголовное право и т. д.).

Содержание и формы поведения учителя основываются на следующих нормах:

· общечеловеческой морали;

· законов общества;

· педагогической этики;

· на принципах, изложенных в международных документах Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка.

8-я позиция

:

Таким образом, гуманистический характер деятельности педагога определяется и его профессиональной этикой.

Так в чем же состоит гуманистическая направленность педагогической деятельности, ее функций, целей? Постараемся ответить на этот вопрос.

Рассмотрим также компоненты педагогической системы (схема В.П. Симонова) с гуманистических позиций.

Работа со схемой «Гуманистическая природа педагогической деятельности».

1-я позиция

:

Вспомните определение понятия «педагогическая деятельность» в формулировке академика Б.Т. Лихачева, прокомментируйте в отношении темы занятия.

Назначение педагогической деятельности – подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии с социальным заказом общества с помощью взрослых людей. Эта деятельность очень ответственна, имеет большую ценность для общества, т.к. от нее зависит судьба и жизнь каждого человека (вспомнить первый совет В.А. Сухомлинского из книги «Сто советов учителю»).

2-я позиция

:

Этой деятельностью способны заниматься не все, а только взрослые и специально подготовленные люди в профессиональных педагогических заведениях. При этом очень важна личность педагога-гуманиста: его мировоззрение, воля, характер, чувства, эрудиция, культура, его способности и специальные ЗУН, т.к. личность учителя формирует личность ученика.

3-я позиция

:

Сформулируйте цели педагогической деятельности. В чем их гуманистический смысл?

Цель педагогической деятельности

– это воспитание в соответствии с социальным заказом общества гуманной, демократической личности, личности всесторонне развитой, но это и достижение физической, интеллектуальной и духовно-нравственной самореализации каждой личности.

4-я позиция

:

Вспомните функции педагогической деятельности, по Б.Т. Лихачеву; прокомментируйте их с точки зрения темы занятия.

Итак, функции педагогической деятельности направлены на всестороннее формирование личности ученика:

· формирование мировоззрения (в результате усвоения ЗУН),

· развитие интеллекта (мышления), эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;

· сознательное усвоение учеником нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

· формирование эстетического отношения к действительности (отличать прекрасное от безобразного, утверждать прекрасное в жизни);

· укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

5-я позиция

:

Каков характер взаимоотношений, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика по новой парадигме образования?

Новая парадигма образования

утверждает «
субъект-субъект-объектные
»отношения во всех педагогических системах: учитель и ученик – это сотрудники, партнеры в образовательно-воспитательном процессе.

Ученик из «приемника» информации превращается в активного «добытчика» знаний, он заинтересован в активном участии в учебной и воспитательной деятельности, он перестает быть интеллектуальным потребителем. А учитель руководит этой деятельностью, он перестает быть простым «передатчиком» информации.

Отношения учителя и ученика из авторитарных превращаются в демократические, гуманизируются.

6-я позиция

:

Обратим внимание и на следующий компонент педагогической деятельности в педагогической системе – содержание образования.

Это прежде всего те знания и практические умения, которыми должен овладеть ученик в процессе изучения учебных дисциплин и на основе которых формируется его мировоззрение, развивается его личность.

Знания

– проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (академик В.И. Журавлев).

Знание

– это прежде всего совокупность сведений, представлений, понятий в какой-либо области.

Умение

– это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (Н.В. Кузьмина).

Умение

– это способность выполнять действие (И.И. Ильясов) на основе приобретенных знаний.

Вспомним структуру знаний, в состав которой ученые включают:

· понятия, суждения, представления;

· факты;

· теории, концепции, парадигмы;

· законы, закономерности, принципы;

· методы (способы) применения знаний на практике.

В чем мы видим изменение содержания образования в настоящее время в интересах формирования личности ученика?

Это прежде всего гуманитаризация образования: увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебном плане школы; проникновение гуманитарных знаний и их методов в содержание естественнонаучных дисциплин (например, учителя обращаются к вопросам истории развития науки, к личности ученых, к этике своей науки и т.д.).

Это появление новых учебных дисциплин: МХК, логики, истории философии, этики, культуры общения, экологии, основ экономических знаний, информатики и других, которые всесторонне развивают личность ученика.

Это обновление ЗУН учащихся в соответствии с новейшими открытиями в науке, технике, культуре.

Это появление интегративных учебных курсов («Концепции современного естествознания», «Человек и религия» и др.), которые помогают воссоздавать единую картину мира.

7-я позиция

:

Ученик усваивает знания под руководством учителя и с помощью учебников, наглядных пособий, ТСО, компьютера, телевидения и других дидактических средств в ходе учебно-воспитательного процесса.

В последнее время активизировался процесс создания более совершенных учебников, учебных пособий, наглядных пособий, которые внедряются в педагогический процесс с помощью более совершенных методов обучения.

Так, в 1994 г. развернут общероссийский эксперимент по проблеме «Индивидуализация обучения на основе типологически-ориентированного подхода к личности школьника» (а это уже способ обучения).

Эксперимент вызван к жизни образовательными проблемами. Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед современной российской школой, является проблема полноценного усвоения учащимися содержания общего образования

как основы формирования целостного научного мировоззрения и базы последующего профессионального самоопределения выпускников учебных заведений.

Согласно представлениям современной дидактики (науки об обучении и воспитании в обучении) стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация обучения

, т.е. опора в дидактическом процессе на активную познавательную деятельность учеников с учетом различий в их развитии и особенностей мышления. Такой подход, обеспечивая успешность обучения для каждого учащегося, создает психологический комфорт в ходе обучения и становится основой гуманизации образования.

Современные психолого-педагогические науки обладают достаточным инновационным потенциалом и располагают необходимыми инструментами для реализации перехода к личностно-ориентированному обучению.

Основным препятствием на этом пути на сегодняшний день является отсутствие а) современной учебной литературы, учебных книг и б) дидактических комплексов (обучающих средств), которые бы учитывали личностные особенности и психические различия учащихся.

Разнообразные новационные приемы и методы обучения представлены также педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.Н. Ильин и др.) в их практической деятельности, в их статьях и книгах.

Таким образом, мы остановились на последнем компоненте педагогической системы – на способах (методах) и средствах педагогической деятельности.

Мы видим, что и ученые, и учителя-практики стремятся к тому, чтобы инновации (нововведения) в педагогике и психологии, в методиках обучения гуманизировали, очеловечивали образовательно-воспитательный процесс, т.е. процесс формирования гуманной, демократической личности каждого ученика.

Деятельность педагога как постановка и решение профессиональных задач на основе норм общечеловеческой и педагогической этики

Мы уже характеризовали на предыдущих занятиях педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач, как процесс решения задач помощи воспитанникам.

Потребности любого педагога – это всегда потребность заботы об учащемся, потребность оказания ему эффективной педагогической помощи.

Мотивы деятельности педагога мы можем охарактеризовать как желание развивать у учащихся гуманные черты характера и способствовать формированию позитивных форм поведения.

Характеризуя педагогическую деятельность с точки зрения главного общего содержания и самых значительных результатов, к которым она стремится, можно ее назвать деятельностью помощи воспитуемым, деятельностью милосердия и гуманизма.

Эта деятельность должна быть направлена на создание благоприятной «социальной ситуации развития личности» и учитывать результаты анализа влияния социальных и биологических факторов (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко). Она (ПД) превращает ребенка «в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности» (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн).

Она стимулирует социально ценные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере личности, в сознании и самопознании (Б.М. Теплов, Л.Ю. Гордин).

Реализации деятельности учителя по оказанию индивидуализированной педагогической помощи способствуют:

своевременный грамотный анализ учебно-воспитательных ситуаций, возникающих в процессе работы;

эффективное решение соответствующих задач в педагогических системах (М.М. Поташник, Ю.Н. Кулюткин).

Ученые и педагоги-практики пришли к выводу, что педагогическую помощь учащимся необходимо рассматривать как исходную норму, главное правило профессиональной деятельности учителя.

И здесь мы вправе поставить перед собой вопрос: чем же регулировать повседневные отношения учителя и ученика?

Известно, что содержание и формы поведения людей в конкретных условиях их жизни и деятельности определяются социальными нормами, которые основываются:

на нормах общечеловеческой нравственности, т.е. на идеалах добра, чести, совести, справедливости, милосердия, гуманизма (они существуют устно);

на нормах письменных законов того или иного общества (например, это Конституция нашего государства; Закон РФ «Об образовании»; другие нормативные акты: трудовое право, семейное право, гражданское право, уголовное право и т. д.).

Содержание и формы поведения учителя основываются на следующих нормах:

· общечеловеческой морали;

· законов общества;

· педагогической этики;

· на принципах, изложенных в международных документах Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка.

8-я позиция

:

Таким образом, гуманистический характер деятельности педагога определяется и его профессиональной этикой.

Понятие гуманизма

Его можно рассматривать как мировоззрение или образ жизни, как более или менее неоспоримую доктрину. В совокупности он представляет собой набор убеждений и ценностей, которые являются взглядом на мир – философией, благодаря которой многие люди живут своей жизнью.

Слово «гуманизм» используется в разных смыслах — оно было придумано в восемнадцатом веке для описания возрождения классического обучения в эпоху Возрождения, связано с идеей гуманитарных наук и стало применяться к нынешнему виду нерелигиозного образа жизни только в начале двадцатого века. Значение слов определяется их использованием, а организованное гуманистическое движение не имеет монополии на использование слова «гуманизм».

Особенности гуманистического мировоззрения

Несмотря на наличие в гуманизме $XV$ века множества направлений, основу учения поддерживали большинство учёных. Не все были согласны с идеями гражданского гуманизма, лишь часть поддерживала флорентийских неоплатоников, взгляды Валлы или Альберти также разделяли не все гуманисты. Тем не менее гуманизм имел крепкую платформу, основанную на единых для всех принципах гуманизма.
Замечание 1

Отличительной чертой гуманизма стала ориентации на человека. В античной философии центром внимания являлась природно-комическая жизнь, в эпоху Средневековья в центре становится религиозная жизнь, решающая проблему спасения. Возрождение в центр ставит светскую жизнь, включающую деятельность человека для достижения счастья в земном существовании. Философия берёт на себя функцию науки, которая обязана направить человека на поиск своего места в жизни.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Философия гуманизма имеет антропоцентрический характер. В центре всего стоит не Бог, но Человек. Бог есть начало всего сущего на земле, человек – это центр всего мира. Соответственно, общество появляется не по воле Божьей, а в результате деятельности людей. Деятельность и мысли человека не имеют границ, он способен на всё. Мировоззрение человека эпохи возрождения носит ярко проявляющийся гуманистический характер. Человек признаётся свободным существом, который является творцом всего окружающего мира и, самое главное, самого себя. Философы Возрождения верили в Бога, они не могли быть атеистами. Но, отдавая Богу роль творца и мира, и человека, они считали, что Бог наделил человека свободной волей. Таким образом, человек самостоятельно определяет свою судьбу, отвоёвывает место под солнцем, несёт ответственность за результат своих действий.

Гуманизм и мораль

Одна из ключевых идей, которой придерживаются представители гуманистического направления, заключается в том, что люди являются частью человеческой природы, моральными существами. С другой стороны, люди не являются моральными в смысле добра, но все они, за исключением психопатов и крайне аутичных людей, обладают способностью мыслить морально и не могут избежать этого. То, что называется моралью (это идеи о правильном или неправильном), возникает просто из человеческой природы.

Фактически гуманизм – это альтернатива религии, которая выполняет ту же функцию, что и последняя. Он позволяет человеку формировать его отношение к миру.

Принципы и нормы

Существует множество постулатов, признаваемых гуманистическими. Однако из-за сильной сегментации этого движения многие из них оспариваются или вовсе не признаются, особенно в контексте отношения к религии.

Поэтому лучшим здесь будет универсальный подход, согласно которому можно выделить следующие принципы:

  1. Свобода развития и выбора каждого индивидуума.
  2. Уважение достоинства и личных границ всех членов общества вне зависимости от происхождения, социального положения и взглядов.
  3. Демократический подход во взаимоотношениях между людьми.
  4. Прогресс и улучшение общества для повышения качества жизни и нравственного климата.
  5. Развитие организаций для защиты прав и свобод.
  6. Стремление к мирному урегулированию конфликтов между людьми и государствами.
  7. Признание человечества неотъемлемой частью природы и экологический активизм.

Разум

Одна из основных гуманистических ценностей — это то значение, которое придается истине и рациональному мышлению как единственному доказанному пути обеспечения знания о фактах Вселенной.

Религиозные люди часто дают прекрасные или утешительные ответы, даже если они сомневаются, насколько они верны, или будут полагаться на неоспоримую догму перед лицом доказательств того, что это явно ложно. Часто критики так называемого нового атеизма отвергают критику религии, говоря, что она опирается на религию как совокупность предположений, гипотез, которые кажутся бессмысленными. Вместо этого, говорят эти критики, религия — это ощущаемый опыт, отношения или что-то еще.

Гуманистам трудно увидеть различие, за исключением сравнительной древности, между господствующей религией и людьми «новой эры», которые принимают бездумную бессмыслицу об исцеляющих способностях кристаллов, о фэн-шуй, астрологии или альтернативной медицине и которые отказываются тестировать ее в контролируемых испытаниях. Для гуманистов вера должна быть пропорциональна доказательствам. Гуманисты видят ценность скептицизма, когда доказательства неадекватны, и отвергают догму, религиозную, политическую или любого другого рода.

Таким образом, гуманисты отвергают идеи и теории, которые не являются разумными, и не принимают понятия, которые не подкреплены адекватными доказательствами. Цель гуманистов заключается в том, чтобы приблизиться к истине как можно ближе. Они считают безумным верить в вещи без достаточного количества доказательств.

Типы гуманизма

Разные мыслители делят гуманизм на множество разных типов. Некоторые из этих типов известны как:

Ренессансный гуманизм

Известный как классический гуманизм; это дух обучения, который развился в конце Средневековья с возрождением классического письма и новой верой в способность людей определять для себя истину и ложь.

Светский гуманизм (секулярный)

Секулярный гуманизм отвергает теистическую веру и существование сверхъестественного мира. То есть для них сверхъестественные убеждения не могут быть поддержаны с помощью рациональных аргументов, и поэтому сверхъестественные аспекты, связанные с религиозной деятельностью, должны быть отвергнуты.

Религиозный гуманизм

Считает себя религиозным или охватывает некоторую форму теизма, деизма или сверхъестественного, при этом не обязательно должна существовать какая-либо связь с организованной религией.

Эти гуманисты считают, что светский гуманизм слишком холодно логичен и игнорирует весь эмоциональный аспект, который делает людей людьми.

Читайте подробнее про религию.

Постгуманизм

Философия конца 20 века. Она пытается привести ренессансный гуманизм в современный технологический мир и противостоять обвинениям в видовой дискриминации (превосходство одного вида над другим, обычно человеческого вида) и в антропоцентризме (вера в то, что люди являются центром существования мира).

Эти обвинения были направлены на гуманизм.

Марксистский гуманизм

Наиглавнейшими считаются интересы трудящихся, они противопоставляются интересам «угнетателей» и «буржуазному псевдогуманизму».

Это пролетарский или социалистический гуманизм, который является новым скачком в развитии гуманизма и следствием критической переработки гуманистических идей прошлого.

Интегральный гуманизм

Политическая философия, разработанная в Индии в 1960-х годах, в противовес западным политическим философиям (они, по мнению основателей этого гуманизма, были озабочены материализмом и пренебрегали социальным благополучием личности).

Основоположники видели и в капитализме, и в социализме несовершенные и стимулирующие жадность идеи, классовый антагонизм (столкновение интересов социальных классов общества, проявляется в классовой борьбе), эксплуатацию и социальную анархию.

Смотрите также значения Экзистенциализм и Философия.

Роль науки

Наука — это просто лучший, почти единственный способ достоверно узнать о мире, но его ответы всегда временны, всегда открыты для повторного изучения в свете новых доказательств. Они не являются вечными истинами, никогда не неопровержимыми. Законы Ньютона были свергнуты Эйнштейном; теории Эйнштейна не могут учитывать квантовую физику; теория струн может отменить нынешние идеи.

То, что дает наука, — это не правда, а постепенное приближение к истине. Наука отказывается принимать догму, отказывается, позволять чему-либо быть бесспорным, допускает, что она может совершать ошибки, но содержит свои собственные средства для их исправления. Конечно, ученые могут ошибаться, но это человеческая ошибка, а не ошибка в методе. И этот дух непредвзятого, разумного исследования является важной частью гуманистических идей.

В чём проявляется гуманизм?

Гуманисты утверждают, что нет никаких доказательств того, что какая-либо сверхъестественная сила нуждалась в чём-то или чего-то хотела от людей, что-либо им сообщала или вмешивалась в законы природы, помогала или вредила кому-либо.

Гуманисты утверждают, что благополучие человечества, а не предполагаемого Бога или богов, имеет самое важное значение. Поэтому гуманизм направлен на удовлетворение человеческих желаний и потребностей.

Сторонники гуманизма утверждают, что люди могут найти смысл жизни и максимально увеличить уровень своего счастья на долгое время, развивая свои таланты и используя их для служения человечеству.

Гуманисты уверены, что такой подход к жизни более полезный и приводит к более глубокому и долгосрочному удовлетворению, чем гедонистическое стремление к материальным или чувственным удовольствиям, которые вскоре исчезают.

Читайте подробнее про гедонизм.

Мораль и нравственность

Человеческие моральные инстинкты необязательно являются руководством к тому, как вести себя, но они являются хорошей отправной точкой, поскольку вытекают из моделей поведения, способствовавших выживанию группы, которые были сформированы, проработаны и адаптированы в течение тысяч лет моральной философией и практическими рассуждениями.

Но обстоятельства меняют ситуации, и конкретные формулировки морали и этики могут устареть. Люди несут ответственность за сохранение морали. Цель морали, как видят ее гуманисты, состоит не в том, чтобы соответствовать некоторой модели. Она существует, чтобы служить человеку.

Моральный смысл наряду с убеждениями обеспечивает основу для этики, в рамках которой гуманисты могут применять утилитарную этику или этику добродетели или могут занимать любое количество позиций. При этом гуманистическая мораль не заходит так далеко, чтобы устанавливать фиксированные правила. Это требует от людей суждения в рамках обстоятельств каждой ситуации. Эта гибкость, эта приверженность диалогу и этической беседе имеет основополагающее значение для гуманистических нравственных ценностей. Именно они играют большую роль в формировании личности.

Таким образом, гуманистическая мораль придает ценность и значение индивидууму. Взаимозависимость личности и общества подразумевает обязанность человека по отношению к обществу – индивидуальную ответственность за свое поведение, поскольку оно влияет на общество.

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

  1. Известный психолог А. Маслоу со своими коллегами еще в конце 50-х хотели создать профессиональную организацию, которая бы рассматривала проявление гуманизма в обществе со стороны психологии. Было определено, что в новом подходе на первом месте должны быть самореализация и индивидуальность. В итоге была создана Американская ассоциация гуманистической психологии.
  2. Согласно истории первым истинным гуманистом является Франческо Петрарка, который на пьедестал выдвинул человека, как интересную и самодостаточную личность.
  3. Многих интересует, что такое термин «гуманизм» при его взаимодействии с природой, так вот он подразумевает бережное отношение к среде обитания и проявление уважения ко всем живым существам на земле. Экогуманисты стремятся воссоздать утраченные элементы природы.

Духовность

Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания. Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота. Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.

Права и достоинство

Существует и ряд других ценностей. Гуманистическая позиция состоит в том, что все люди имеют право на достоинство. Это утверждение вводит ключевую идею о том, что люди имеют право на жизнь, повышая тем самым ценность и проблемы универсальности прав, разнообразие прав (индивидуальные и коллективные, т.е. группы), их дифференциации (гражданские, религиозные, близкие). Достоинство как гуманистическая ценность открывает двери для множества прав человека. Они должны стать частью мировой культуры, способствуя формированию действительно человеческого общества с правами и достоинством, одинаковыми для всех людей.

Принцип гуманизма

Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:

  1. Достойное отношение общества ко всем людям, без учета физического, материального и социального положения.
  2. Выясняя, что такое гуманизм, стоит указать еще один принцип – должно признаваться право каждого человека на то, чтобы быть самим собой.
  3. Важно понимать милосердие, как ступень к гуманизму, который должен опираться не на жалость и сочувствие, а на стремлении помочь человеку интегрироваться в обществе.

Внутренний мир человека

Это понятие рассматривается как философами, так и психологами, педагогами. Его рассматривают как субъективную реальность, то есть все, что является внутренним содержанием психологической деятельности, свойственно только одному конкретному человеку. Это обусловливает индивидуальность и уникальность каждого человека. С другой стороны, данное понятие имеет большое значение при рассмотрении гуманистических ценностей человека.

Формирование внутреннего мира является опосредованным. Этот процесс связан с определенными внешними условиями. Данное положение объясняется тем, что внутренний мир человека – это специфическая форма отражения внешнего мира, которой свойственна собственная пространственно-временная характеристика и содержание.

Некоторые религиозные и философские концепции полагают, что человек изначально обладает определенным внутренним миром, а в течение жизни происходит его открытие и познание. Другие представления об этой категории базируются на более материалистической основе. Согласно этой точке зрения возникновение и развитие внутреннего мира происходят в процессе формирования человека как личности, которому свойственна активность, связанная с отражением и освоением окружающей действительности.

Основные черты гуманизма

Гуманизм стал основой мировоззрения эпохи Возрождения. К основным чертам гуманизма обычно относят следующие признаки:

  1. Возвращается интерес к потребностям человека. Философы-гуманисты интересовались внешним обликом и духовным содержанием человека. Они стремились изучить достижения античных классиков.
  2. Формируется культ индивидуальности. Важным инструментом воспитания человека признаётся литература.
  3. Признаётся исключительная роль поэзии. Поэзия воплощала в себе синтез лучших качеств человека, являла собой пример наиболее полной и удачной формой выражения мыслей и чувств.
  4. Происходит изменение философской системы. Гуманисты отрицают философско-теологическую базу средневековых мыслителей, которая опиралась на учение Аристотеля и его сторонников. Они изучают человека с его речью и действиями, с проявлением его характера и результатами деятельности.
  5. В центр гуманизма как системы ставится фигура интеллектуала-гуманиста. Он, заявляя о своей индивидуальности и защищая её, старается представить свою идеология, отделив свои взгляды от других философов.
  6. Принимается универсальность гуманистических ценностей. Гуманисты нарушают сословные границы и представляют учение без классовых интересов. Они заявляют об универсальности выдвинутых ими человеческих ценностей, которые имеют значимый вес для всего образованного человечества.
  7. Складываются противоречивые отношения с властью. Многие гуманисты опирались на поддержку власть имущих: сеньоров, королей, папских легатов. Неи всегда им удаётся избежать преследований со стороны церкви, поэтому им приходится скрываться, покидать родину или переходить в противоположный лагерь.

Гуманистические ценности в сфере образования

Одна из целей современного образования – воспитание личности. Духовность и нравственность, относящиеся к гуманистическим ценностям, выступают как важнейшие, базисные характеристики личности. Ребенок при этом выступает как центр духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание – это организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой как внешнее, так и внутреннее (эмоционально-сердечное) воздействие педагога на духовно-нравственную сферу развивающейся личности. Эта сфера является системообразующей по отношению к внутреннему миру ребенка. Такое воздействие определяется комплексным, интегрированным характером по отношению к чувствам, желаниям, мнениям личности. В его основе лежит определенная система гуманистических ценностей, заложенная в содержании образования. Актуализацию этой системы обусловливает определенная позиция педагога.

Гуманистическое воспитание

Несмотря на то что гуманистические ценности являются неотъемлемой частью содержания образования, их выявление не происходит само по себе. Этот процесс должен быть целенаправленным, а сами ценности необходимо структурировать, дидактически переработать, после чего педагог принимает их как личную систему ценностей. И только после этого их можно использовать как систему ценностных ориентаций учащихся, учитывая их возрастные особенности. Только в этом случае они могут выступить как основа духовно-нравственного воспитания школьников.

Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании

Профессиональное образование и обучение обычно понимается как приобретение конкретных навыков в определенной профессии и области. Однако практика показывает, что в процессе профессионального образования обучающийся приобретает гораздо более широкий спектр информации и навыков, а не только знания и квалификацию по определенной профессии. В то же время приобретение знаний и квалификации является основной целью профессионального образования.

По мнению Г.Е. Зборовского, характерной особенностью профессионального образования, отличающей его от допрофессионального, общеобразовательного и воспитательного этапов, является ярко выраженная линия подготовки к профессиональной деятельности, которая оказывает определяющее влияние на весь образовательный процесс. В то же время, однако, сводить все возможности такого образования только к подготовке человека к будущей трудовой деятельности — это неоправданная оценка всех возможностей профессионального образования. Время, когда человек учится, приобретает профессию, специальность и квалификацию, является важной частью его жизни, которая не должна быть заполнена только подготовкой к будущей трудовой деятельности.

Поэтому профессиональное образование не только социально и экономически ориентировано, но и глубоко личностно. Поскольку он направлен на группы людей, его изучают индивидуально. Как бы ни хотел педагогический коллектив или его отдельные представители передать знания и опыт, этот процесс может быть успешным только на основе личного стремления к цели, к образованию и профессии, а это стремление немыслимо без основы процесса преподавания и обучения в профессиональных учебных заведениях на фундаментальных принципах гуманистической педагогики.

Все основные принципы и положения гуманистической педагогики должны найти отражение в процессе профессионального образования, подготовки и воспитания квалифицированных специалистов. Положения гуманистической педагогики должны учитываться при формулировании целей профессионального образования, при разработке его содержательного компонента и при поиске средств развития личности учащихся. Одним из необходимых условий является развитие системы управления профессиональным образованием на гуманистических принципах, то есть только при условии уважения личности учащегося профессионального учебного заведения и внимания к развитию творческой составляющей.

На современном этапе развития общества особенно важно строить процесс обучения и воспитания на основе гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика основана на гуманистическом мировоззрении, которое признает в качестве важнейшей и неизменной ценности человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.

Педагогический процесс, основанный на гуманистической педагогике, ориентирован на ученика и основан на конструктивной работе между учеником и учителем, в которой учитель стремится полностью развить инициативу своих учеников и создать условия для их личностного и творческого развития.

В процессе профессионального образования необходимо также учитывать основные положения гуманистической педагогики, которая должна не только определять структуру учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях, но и ориентироваться на личность учащегося и опираться на нее как на отправную точку всего процесса профессионального образования.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]