Мотивация в жизни и достижение цели. Виды мотивов в психологии


Понятие мотива и мотивации в психологии

Определения различаются по вкладываемому в них смыслу. Часто они дополняют друг друга или образуют комплексную систему поведенческих реакций, выбора вида деятельности. В упрощенном варианте мотив означает причину или побуждение к определенному действию.

Мотивация – та движущая сила, которая служит продуктом умственной деятельности, порождается устойчивым психоэмоциональным состоянием, взглядами или мировоззрением. Она заставляет принимать решения, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

Мотив это в психологии более узкое понятие, стимулирующее поведенческую активность и направленное на быстрое достижение цели. Оба термина ввел в обиход немецкий философ Артур Шопенгауэр. Понимание концептуальной разницы между ними важно для оценки управляющих поведением индивидуума факторов.

Психологи вкладывают в мотивацию двойственное значение. С одной стороны, это совокупность мотивов, с другой – процесс направленного на достижение целей в долгосрочной перспективе комплекса действий. Мотивация представляет собой многофакторную систему, детерминирующую социальное или биологическое поведение.


Мотив в психологии

Желание достичь конкретного результата деятельности служит целью и одновременно побуждающим к активности обстоятельством. Мотив часто представляют в виде особого эмоционального переживания, трансформируемого в направленное действие. Мотивацию используют при выборе пути.

Мотив действует при принятии локальных решений в рамках общего направления или вектора. Его можно представить в виде умозрительного обобщенного образа материальных либо идеалистических ценностей, выступающих предметом стремления, притязания, вожделения.

Мотив

Мотив

(лат.
moveo
— двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Виды мотивов

Психологическая категория сложна для классифицирования. Побуждающих к действию обстоятельств неисчислимое множество. Часто они не укладываются в рамки стройных концепций. Каждая школа психологии разрабатывает собственную систему классификации мотивов.

В общепринятом представлении они бывают:

  • скрытыми;
  • явными;
  • социальными;
  • бытовыми;
  • физиологическими;
  • биологическими.

В зависимости от характера или направленности мотивы классифицируют по содержанию, происхождению, продолжительности. Существуют разновидности, распределяемые по силе проявления, уровню осознанности, сфере деятельности.

По содержанию выделяют следующие виды мотивов:

  • Идейные. Они затрагивают мировоззренческую часть личности. Такими мотивами руководствуются даже с риском нанести себе вред.
  • Политические. В значительной степени перекликаются с предыдущей разновидностью. Такие мотивы отражают политическую позицию индивидуума. В их основе часто лежит стремление к лидерству, признанию, популярности.
  • Нравственно-этические. Определяют общественное поведение, указывают четкие рамки допустимого. Этот вид мотивов базируется на общепринятых принципах морали, которые в разных социальных формациях не одинаковы.
  • Эстетические. Самая безобидная, конструктивная категория мотивов. Ими руководствуются при выборе профессии художника, музыканта или дизайнера.

Классификация по происхождению (источнику) подразделяет мотивирующие факторы на социальные, коллективные, поощрительные. Сюда относятся трудовые мотивы, формирующиеся под влиянием профессиональной принадлежности или вида деятельности.

Социальные поведенческие критерии учитывают интересы и правила общественной формации, в которую входит человек. Многие повседневные поступки подчинены именно этому виду мотива.

Коллективные побуждающие факторы предусматривают учет интересов группы, к которой принадлежит личность. Поощрительные мотивы заставляют покидать собственную зону комфорта ради достижений или стремления к новым жизненным высотам.

В основе такого поведения всегда лежит жажда материальных благ. Это важнейший вид мотивов, заставляющий обучаться, делать открытия и изобретения. Ниже представлены 4 основные обобщенные группы стимулов.

Внутренние и внешние

Такие побуждающие факторы имеют колоссальное значение для выбора цели и определения средств ее достижения. Они направлены на раскрытие собственного потенциала, проявление индивидуальности.

Мотив – это в психологии внутренний позыв или внешне обстоятельство, побуждающее к определенному действию. Первый связан с эмоциональным состоянием, мировоззренческой позицией, спектром интересов индивидуума.

Внутренние мотивы направлены на:

  • повышение самооценки;
  • реализацию природных способностей;
  • удовлетворение потребности в позитивных эмоциях;
  • достижение жизненного комфорта;
  • приобретение материальных благ;
  • выполнение собственного долга;
  • проявление любви и заботы о близких.

Такие побуждающие к действию стимулы считаются устойчивыми, неизменяемыми со временем. Например, желание школьника выучить урок обусловлено внутренними мотивами – интересом к предмету, жаждой новых знаний, стремлением получить высокий балл.

Это приносит моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы. Внешние мотивы связывают с обстоятельствами, опосредованно или косвенно зависящими от воли человека, сферы приложения его усилий.

Типичный пример – выбор предметов гардероба по сезону или желание взять с собой зонт в ожидании дождя. Общественное мнение, комфорт, капризы природы не зависят от внутренних факторов личности. Они создают мотивы, называемые внешними.

Хорошее выполнение порученной работы, профессиональных обязанностей, стремление к личностному росту преследуют цель повышения собственной ценности на рынке труда. Здесь наблюдается явное сочетание внутренних мотивов из числа приведенных ранее в статье с внешними, обусловленными действующей конъюнктурой.

Последние играют важнейшую развивающую роль, заставляя конкурировать. Значение имеет общественное поощрение или осуждение, неразрывно связанное с выбором внешнего мотива. Они действеннее внутренних, поэтому используются для управления поведением личности.

Положительные и отрицательные мотивы

Такие факторы подвержены и подчинены эмоциональному влиянию. Они направлены на удовлетворение естественной потребности в позитивных моральных ощущениях. Желание избежать негативных эмоций определяет выбор пути или последовательности действий.

К отрицательным ощущениям относятся:

  • страх;
  • тревожность;
  • моральные терзания;
  • физическая боль;
  • стремление избежать наказания за проступок.

Индивид всегда подсознательно старается выбрать тот порядок действий, который обеспечит позитивные эмоции и исключит негативные. Такие мотивы называют положительными или отрицательными.

Психологи расходятся во мнениях относительно эффективности подобных побуждающих факторов. Невероятно сильными стимулами считаются страх и инстинкт самосохранения. Отрицательные мотивы направлены на преодоление стоящих на пути к цели преград.

Устойчивые и неустойчивые

Первые базируются на естественных нуждах, потребностях. Поэтому устойчивым мотивам не нужно дополнительное подкрепление. Они остаются актуальными в долгосрочной перспективе.

Неустойчивые мотивы подчинены ситуативным целям и удовлетворению сиюминутных потребностей. Особой стабильностью отличаются побуждающие к действию факторы, базирующиеся на мировоззрении, личной заинтересованности, вкусовых предпочтениях.

Достижение успеха

Основано на пропагандируемых жизненных ценностях. Общественные нормы побуждают личность стремиться к достижению жизненного успеха. Создана особая система эталонов с пониманием престижности и респектабельности.

Они эквивалентны понятию успеха и направлены на формирование требуемых побуждающих факторов. Система современных ценностных ориентиров на вершину психологической иерархии вознесла определенную шкалу достижений с атрибутами высокого социального статуса.

На пути к жизненному успеху множество преград. Для их преодоления требуется мощная мотивация, которую составляют материальные блага, личный комфорт, общественное признание. Для приближения к далекой и труднодостижимой цели намечают промежуточные вехи. Достижение каждой из них – отдельный побуждающий фактор.

Мотив – это в психологии еще и поступательное, планомерное, последовательное движение к глобальной жизненной цели. Такой путь часто требует выхода из зоны собственного комфорта. Именно мотив заставляет человека решаться на подобные действия.

Под влиянием стимула индивид жертвует малым для решения глобальной задачи. В психологии под зоной комфорта понимают личное ментальное, физическое и духовное пространства, которым личность готова поступиться ради достижения цели с ожидающей компенсацией.

Стремление к достижению успеха на словах декларируют все люди, но не каждый готов на жертвы ради него. Соответствующий мотив призван компенсировать издержки на тернистом пути к высокому социальному статусу. Здесь часто вступает в действие скрытый побуждающий фактор подсознательного характера.

Виды мотивации

Внешняя мотивация

(экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация

(интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация

. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация

. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

  • дидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостазаДругие книги по запросу «Мотив (психология)» >>

Каждый человек приходит в этот мир со своей целью. К ней он и должен стремиться. Только в таком случае, Жизнь человека обретает смысл.

Все мечты не имеют значения, все планы покроются паутиной, цели не будут достигнуты, если не закрепить их действиями. Разве можно попасть в нужное место, имея всего лишь карту, но не передвигаясь? Разве самый строгий и справедливый закон сможет остановить преступника, который только слышал о нем? Разве достаточно одних знаний для того, чтобы стать успешным? Только действие может привести к цели человека, только действие позволит предотвратить преступление, и оно же влияет на всю нашу жизнь. А то, что побуждает к действию человека и имеет название «мотивация».

Функции мотивов

Для объяснения подоплеки любой манеры поведения, реакций на изменения условий или поступка в психологии применяют экстринсинвые (внешние) либо интринсивные (внутренние) причины. Они тесно связаны с базовыми функциями мотивов. Таковых насчитывается 3 – побуждение, направление, регуляция.

К внешним определяющим поведение индивида факторам причисляют психоэмоциональные качества:

  • удовлетворение естественных потребностей;
  • достижение поставленных целей;
  • реализацию собственных желаний;
  • следование своим интересам или увлечениям.

Руководящие поведением стимулы базируются на функциях мотивов. Побуждение провоцирует на совершение определенных действий, придает психоэмоциональным импульсам или душевным порывам актуальность.

Направляющая функция помогает избрать верный путь решения задачи. Регулирующая заставляет придерживаться царящих в социальной среде или общественной группе нравов, норм и правил. Она придает внутренним мотивам легитимность.

Аналогичным образом функции влияют на внешние стимулы. При руководстве экстринсивными мотивами они активируют другие характеристики индивида. Поэтому мотивационные функции в психологии рассматриваются в двойственном контексте.

Некоторые относятся к категории биологических, считаются врожденными и обеспечивают выживание. Такие функции побуждающих к действию факторов направлены на удовлетворение базовых физиологических потребностей – утоление голода, жажды, сон.

Они присущи любому биологическому организму, поскольку продиктованы природой. Материнский инстинкт считается одним из мощнейших побуждающих факторов. К биологическим функциям мотивов причисляют терморегулирующую, выделительную, стремление избежать боли или дискомфорта.

Людям свойственные вторичные стимулирующие факторы, приобретенные в процессе жизни, продиктованные сложившимися внешними условиями, социальным окружением. Интерпретации функций мотивов приведены в таблице.

ФункцияХарактеристика
БалансАктивируется, когда индивид испытывает дефицит в чем-либо и действует до восстановления утраченного равновесия.
ПотребностиСлужит ответом на желание удовлетворить физиологические, психоэмоциональные, эстетические или другие потребности.
КогнитивнаяПобуждает к выполнению действий, направленных на достижение поставленной цели или решение текущей задачи.
ПоведенческаяДиктуется социальными правилами и нормами, может меняться в зависимости от внешних условий.

Мотив имеет избирательные функции и индивидуальные свойства, меняющиеся с течением времени. В психологии это называют адаптивной способностью. Побуждающие факторы и их функции неодинаковы по силе воздействия на личность.

«Теория потребности» А. Маслоу

На сегодняшний день довольно много теорий мотивации, но за основу чаще всего берется работа А. Маслоу − «Теория потребности». Определяющая идея создателя теории состояла в том, что каждый человек имеет иерархию потребностей. И одни потребности удовлетворяются только после удовлетворения базовых потребностей. Маслоу выдавал за основу физиологические потребности индивида, то есть те, которые связаны с выживанием (еда, вода, отдых).

Вторую ступень потребности занимает безопасность и уверенность в будущем дне. Человек стремится обезопасить себя во внешнем мире и утвердиться в будущем.

Социальная потребность становится на следующую ступень. Это отношение человека к социуму, желание общения и необходимость в поддержке.

Потребность в уважении занимает очередную ступень. Есть желание произвести впечатление на людей и заслужить уважение со стороны значимых людей.

Заключающую ступень занимает потребность самовыражения. Это когда человек старается реализовать свой личностный потенциал.

Уровни и типы мотивации

Без связи с обеспечивающим развитие индивида стимулом уровни мотивации трансформируются, меняют силу воздействия. Выделяют 2 основных типа побуждающих факторов: продиктованные внутренними причинами или внешними обстоятельствами.

Первые не позволяют сдаваться при неудачах, вторые направлены на достижение общественного признания. Согласно Фрейду, существует мужской и женский типы мотивации.

В упрощенном варианте первый ориентирован на экономию имеющихся запасов, второй – на поиск дополнительных ресурсов и источников. Каждая психологическая школа предлагает собственные интерпретации типов мотивации.

Популярна следующая классификация уровней стимулирующих факторов:

  • Визуализация перспективы. Предполагает создание четкого ориентира, образа желаемого будущего.
  • Стабильность перспективы. Индивид стремится к уверенности, что условия жизни останутся неизменными в обозримом будущем. На этом базируется как внутренняя, так и внешняя мотивация.
  • Активизация перспективы. При приближении к цели индивид подсознательно усиливает стремление до нее добраться, соответственно уровень мотивации повышается.
  • Этапность. Сложные цели требует пошагового планирования. Близость каждой следующей промежуточной точки не позволяет мотивации ослабевать.

С. Полукеев на основе анализа трудов Л. Гумилева предложил 9 уровней мотивации. Каждый отражает силу стимулов индивида, его психологическое состояние, силу жизненных притязаний.

В зависимости от реализуемых целей, решаемых задач или выполняемых действий уровень мотивации снижается либо повышается. Определяющими факторами считают значимость результата, уверенность в достижении цели, личные прогнозы относительно возможности осуществления намеченного.

Основные мотивы человека, примеры

К главным стимулирующим и определяющим поведение индивида факторам относят те, которые направлены на биологическое выживание. Они заложены природой и не изменяются волевым усилием.

Некоторые такие мотивы носят цикличный характер – прием пищи, фазы сна и бодрствования. Очевидные примеры – добыча еды, извлечение дополнительных ресурсов. Основные мотивы стимулируют трудовую деятельность отдельной личности, экономические процессы в социальных формациях.

Накопление материальных ценностей, производство базовых предметов обихода и продуктов питания преследуют цель удовлетворения естественных человеческих потребностей. Сюда можно отнести изготовление средств обогрева. Мотивами такой деятельности служит увеличение продолжительности жизни.

Мотив – это в психологии стремление индивида удовлетворить собственные базовые потребности. Такие соображения заставляют государства развивать науку, технологии, медицину. В основе сложных экономических, социальных процессов лежит простое стремление удовлетворить базовые потребности всех членов общественной формации.

Многим основным мотивам не придают значения в повседневной жизни, но они выступают движущей силой любой деятельности. К таким стимулирующим факторам относится подсознательное желание избежать опасности, продиктованное инстинктом самосохранения.

Поиск убежища, желание защитить себя, создать самые благоприятные условия для жизни считаются основными и фундаментальными мотивами. Главными поведенческими стимулами служат индивидуальные психологические особенности, оказывающие сильное влияние на действия человека в разных ситуациях.

Они социально обусловлены или носят персональный врожденный характер. Мотивация может быть функциональной и служить целям культурного развития личности. Такие стимулы заставляют покупать дорогие билеты на концерт, в театр, на выставку современного искусства.

Виды мотивации

Мотивация – понятие, которое рассматривается во многих аспектах, поэтому ее подразделяют на следующие виды:

  1. Внешняя мотивация обусловлена деятельностью человека, зависящей от обстоятельств. Как, например, необходимость участия в соревнованиях для получения поощрения или награды. Методами внешней мотивации успешно пользуются работодатели;
  2. Мотивация внутренняя подразумевает под собой желание человека действовать на результат, независимо от обстоятельств. То есть человек, благодаря своему внутреннему потенциалу, следует к цели. Примером внутренней мотивации может быть стремление человека к улучшению жизненного уровня путем продвижения по карьерной лестнице;
  3. Положительная мотивация заключается в том, что человек действует для удовлетворения своих или чьих-нибудь желаний;
  4. К отрицательной мотивации относятся действия для того, чтобы избежать неприятностей, независимо от желания их выполнять. Например, чтобы избежать ссоры с родителями, нужно убраться в доме;
  5. Устойчивая мотивация основывается на человеческих потребностях, таких как голод, жажда или желание отдохнуть;
  6. Неустойчивая мотивация должна подпитываться постоянной внешней поддержкой. Примером служит желание похудеть или бросить курить.

Два последних вида мотивации подразделяют на подвиды: для чего-то (стремление сделать что-либо на перспективу) или от чего-то (во избежание сложностей). Рассмотрим примеры:

  • руководитель предприятия требует отличного знания и свободного владения иностранным языком для получения в дальнейшем высокооплачиваемой должности. Это деятельность на перспективу;
  • соблюдение правил, предельное внимание и уважение к другим участникам движения позволит избежать трагедий на дорогах. Это действия во избежание неприятностей.

Второстепенные виды

Кроме основных видов мотивации существуют еще и дополнительные ее виды:

  1. Индивидуальная мотивация действует в пользу саморегуляции (утоления голода или жажды, избегание переохлаждения и другого);
  2. К групповой мотивации относится забота о продолжении рода, определение своего места в социуме;
  3. К познавательной мотивации – действия, ведущие к познанию чего-то нового;
  4. Самоутверждение – действия для получения статуса в социуме или уважения окружающих к себе;
  5. Идентификация – желание походить на того, кто считается идеалом для человека;
  6. Жажда власти – действия человека в отношении окружающих, стремление руководить их деятельностью;
  7. Саморазвитие – действия, обеспечивающие личностный рост, с последующей реализацией своих возможностей;
  8. Социальные мотивы – обязанности и ответственность перед обществом;
  9. Мотив присоединения – желание налаживать контакт с окружающими для дальнейшего общения.

В изучении такой науки, как психология, мотивация играет не последнюю роль. Но вот какие факторы могут повлиять на мотивирование индивида? Этот вопрос изучали, и до сих пор изучают многие ученые. Чтобы получить больше информации о том, что такое мотивация, применяются теории.

Что такое соподчинение мотивов?

Это ключевое понятие в формировании, развитии личности. Первые признаки соподчинения мотивов возникают в раннем возрасте. Разные стимулирующие факторы утрачивают равноправное значение, образуют систему личностных ценностей, жизненных ориентиров.

Такое построение называют индивидуальной мотивационной схемой. Доминирующие и второстепенные побуждения составляют иерархию, в которой наблюдается различие уровней, силы воздействия.

К числу соподчиненных мотивов подросткового возраста относят:

  • самоутверждение;
  • стремление достичь спортивного успеха;
  • зарождение нравственных качеств;
  • поведенческую оценку.

Для предотвращения этической деформации личности соподчиненные мотивы выстраивают в иерархическую систему воспитательно-образовательными средствами. Самый сложный момент в период психологического становления индивида – выбор между личностными и социальными ценностями.

Соподчинение мотивов формируется в борьбе этих факторов для создания разумного компромисса. Она начинается в дошкольном возрасте. Результатом этого поэтапного процесса считается мотивационная готовность, которая тесно связана с понятиями познавательного интереса и инициативности.

Проблема борьбы мотивов

Одновременно и параллельно индивид находится под влиянием многочисленных разнонаправленных стимулирующих к действию факторов. Это важнейшее понятие волевой деятельности. Борьба мотивов направлена на определение главенствующего и доминирующего стимула.

Ее логичным исходом служит становление зрелой личности, осмысление жизненных приоритетов, способность самостоятельно принимать решения. Некоторые побуждения имеют амбивалентное значение. Пример: стоит ли принять помощь неприятного или априори недружелюбного человека.

Преследующие индивидуума на протяжении всей жизни подобные дилеммы составляют суть борьбы мотивов. Типичный пример – выбор между позитивными, но несовместимыми целями. Для принятия решения часто требуется проявить силу воли. Не рекомендуется делать сложный жизненный выбор под влиянием эмоций.

Мотив – это в психологии еще и постоянная борьба разнонаправленных стимулов и побуждений. Четкое определение ценностных ориентиров помогает делать безошибочный выбор. Психологи рекомендуют составлять личную мотивационную схему для облегчения внутренней борьбы.

Самостоятельная мотивация

Действия человека стимулируются его желанием или стремлением к улучшению жизненных позиций. Другими словами, человек может самостоятельно убеждать себя в том, что необходимо действовать, даже если что-то не ладится.

Этот процесс индивидуален, и человек может сам решить каким способом себя мотивировать или воспользоваться внутренней мотивацией. Но существуют и такие методы, которые влияют положительно на большую часть людей. Такими методами часто и умело пользуются манипуляторы.

Как правильно определять мотив и мотивацию?

Личные психофизиологические стимулы регулируют поведение индивидуума, служат основой ментальной сферы человека. Мотивация – та движущая сила, которая упорядочивает побуждающие факторы, объединяет их в стройную систему.

Грамотно выстроенная иерархия облегчает достижение целей, повышает эффективность деятельности. Для правильного определения собственных мотивов, разделения их на доминирующие и второстепенные, требуется глубокий самоанализ. Это в психологии считается фундаментальным фактором формирования гармоничной личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]