Практически в любой сфере жизни человек время от времени сталкивается с тем, что на его пути возникают определённые препятствия и проблемы. Но вот истинную причину появления той или иной проблемы определить удаётся далеко не всегда, а сама она может быть лишь видимым следствием того, что скрыто от нашего внимания где-то внутри нас самих или той деятельности, которой мы занимаемся. И чтобы понять основные причины возникновения проблем и устранить их очень удобно прибегнуть к использованию разработанного специально для этого приёма – диаграммы Каору Исикавы – профессора Токийского университета и крупнейшего специалиста по управлению качеством. Эта диаграмма также известна под названиями «Диаграмма анализа корневых причин», «Причинно-следственная диаграмма» и «Диаграмма рыбьей кости». Представленный урок посвящён описанию этого метода как полезного инструмента в любой работе и повседневной жизни.
Диаграмма Исикавы и ее автор
Этот инструмент анализа логических связей между различными факторами и результатом разработал Каору Исикава, профессор Токийского университета, в 1952 (по другим источникам в 1943) году. Исикава известен в первую очередь как один из основателей японской школы менеджмента и японской системы качества.
Например, он утверждал, что если изменение процесса приводит к стабильно позитивному результату, этот процесс необходимо принять как стандартный и не отступать от него до тех пор, пока не пройдет следующий цикл улучшения этого процесса. При его наступлении, нужно снова проверить на практике новую версию процесса, снова утвердить его как стандарт и соблюдать уже его.
Предлагаем ознакомиться с семинаром «Диагностика проблем и развитие организации своими силами»
Также Каору Исикава разработал и ввел в практику на производстве концепцию кружков качества, а также разработал графическую диаграмму причинно-следственных связей. По имени разработчика этот метод назвали «диаграмма Исикавы», а по характерному внешнему виду «рыбий скелет» или «рыбья кость» («fishbone»).
Из истории
К. Исикава являлся японским исследователем в области качества. В середине ХХ века он занялся методами управления качества и их активным внедрением на японские предприятия.
Им был предложен новый графический метод управления качеством, названный причинно-следственной диаграммой или диаграммой Исикавы, который также называют «рыбьей костью» или «рыбьим скелетом».
Данный метод, относящийся в ряду простых инструментов обеспечения качества, знают в Японии все — от школьника до президента фирмы.
Первоначально Исикава ввел для своей диаграммы правило «шести М» (все слова на английском языке, которые обуславливают производственные причины, приводящие к различным результатам, начинаются на букву «М»): люди (man), материал (material), оборудование (machine), метод (method), менеджмент (management), измерение (measurement).
Сегодня причинно-следственная диаграмма Исикавы используется не только для анализа качества, но и в иных областях, в связи с чем причины первого порядка могут быть уже иными.
Диаграмма Исикавы — возможности
Диаграмма Исикавы позволяет прояснить и учесть все существенные факторы, влияющие на результат какой-либо деятельности. Таким результатом может быть изделие, услуга, завершенная работа, состояние оборудования или проблема — любой объект изучения или разработки. Применение диаграммы Исикавы позволяет выяснить причины каких-либо проблем в организации или, например, причины возникновения дефектов в изделиях.
Диаграмма Исикавы имеет преимущества:
- помогает наглядно показать связи между полученным результатом и вызвавшими его причинами;
- позволяет провести анализ цепочки факторов, воздействующих на проблему.
Это сделало диаграмму Исикавы довольно популярным инструментом анализа, особенно в системе управления качеством, когда необходимо понять, какие именно причины приводят к положительному или нежелательному результату.
Преимущества
- привлечение компетентных экспертов в работу группы;
- применение структурированного анализа;
- рассмотрение всех вероятных предположений и гипотез;
- графическое отображение результатов в простой для восприятия форме;
- определение областей, в которых требуются дополнительные данные;
- возможность установления факторов, которые могут вызвать рассматриваемое событие как для благоприятных, так и для нежелательных результатов. Позитивный взгляд на проблему может стимулировать большую ответственность и вовлеченность участников;
- результаты могут использоваться как входные данные для FMEA или FTA.
Этапы работы с диаграммой Исикавы
Работу с диаграммой Исикавы можно подразделить на несколько основных этапов:
- Определение всех причин и факторов, которые оказывают влияние на интересующий результат
- Систематизация этих факторов и причин по причинно-следственным и смысловым разделам
- Оценка и приоритизация факторов и причин внутри разделов
- Анализ полученной структуры
- Выявление и отсечение факторов и причин, повлиять на которые невозможно
- Опущение малозначимых причин и факторов
Для того чтобы более точно определить факторы и причины, которые оказывают на исследуемый результат наибольшее воздействие, рекомендуется пользоваться методом мозгового штурма, основывающимся на стимулировании творческой активности и предполагающим предложение как можно большего количества вариантов. Обычно диаграмма зарисовывается на доске или листе бумаги, а затем определяются основные причины и их особенности. График следует заполнять до тех пор, пока вся диаграмма не будет заполнена причинно-следственными связями. Как только этот этап окончен, следует переходить к выявлению основной или корневой причины.
Построение диаграммы Исикавы, как можно заметить, процесс довольно непростой и обладает рядом особенностей, о которых необходимо упомянуть отдельно.
Пример
Чтобы было понятнее, наш пример в виде диаграммы Исикавы:
Если вы будете руководствоваться алгори на возникшую сложность под другим углом, более объёмно, объективно, а также увидеть целую цепочку событий, которые повлияли на её возникновение. Но у этого способа есть и недостатки, которые вполне могут привести к погрешностям анализа.
Во-первых, практически никак невозможно проверить диаграмму, выстроив логическую цепочку из фактов от основной причины к последствиям. То есть наоборот. И, во-вторых, раздробленность информации, которая в большом объёме значительно усложняет восприятие целостной картинки. Согласитесь, сложно сфокусироваться, когда много ответвлений (косточек) и блоков.
Особенности построения диаграммы Исикавы
Первое: перед тем как приступать к построению графика, необходимо чётко определиться с формулировкой рассматриваемой проблемы. Если, например, участников обсуждения вопроса несколько, то все они должны прийти к одному мнению, и только после этого начинать строить диаграмму.
Второе: рассматриваемую проблему для удобства восприятия лучше всего расположить (записать) в правой части доски или листа бумаги, а влево от неё уже горизонтально проводить «хребет рыбы».
Третье: основные влияющие на проблему причины представляют собой «большие кости рыбьего скелета». Их нужно заключить в рамки и соединить с «хребтом» наклонными стрелками.
Четвёртое: затем на диаграмму наносятся второстепенные причины, которые оказывают влияние на главные, являющиеся их следствием. Это уже «средние кости», которые примыкают к «большим костям».
Пятое: наносятся «мелкие кости», примыкающие к «средним» — это третьестепенные причины, которые воздействуют на второстепенные. Если какие-либо из причин не выявлены, то «кость» остаётся пустой, т.е. причина не фиксируется, однако место для неё следует оставить.
Шестое: при анализе диаграммы следует учитывать абсолютно все, даже кажущиеся малозначительными, причины и факторы. Это делается для того чтобы отыскать первопричину и найти наиболее эффективный способ решения исследуемой проблемы.
Седьмое: причины и факторы должны оцениваться по своей значимости, т.е. необходимо найти и выделить самые важные из них – в наибольшей степени влияющие на рассматриваемую проблему.
Восьмое: желательно вносить в диаграмму всю информацию, касающуюся проблемы: названия причин и факторов, даты, дни недели, имена участников процесса, наименования изделий (если это вопрос производства) и т.д. и т.п.
Девятое: важно запомнить, что процесс поиска, анализа и интерпретации причин и факторов является основополагающим в создании целостной структуры проблемы и переходе к конкретным действиям.
Десятое: при выявлении каждой новой причины или фактора следует задаваться себе вопрос «почему», т.к. благодаря этому можно найти корневую причину, оказывающую воздействие на проблему в целом.
Следуя этим принципам, вы сможете рассмотреть проблему наиболее объективно и постепенно раскрыть всю цепь причинно-следственных связей и найти те факторы, которые нужно будет скорректировать, чтобы добиться решения проблемы и получить требуемый результат.
Исходя из всего вышеизложенного, можно выявить очевидные достоинства диаграммы Исикавы. Ими, в свою очередь, являются, во-первых, возможность раскрыть свой (и других участников) творческий потенциал, который позволит найти неординарные способы решения поставленной задачи. И, во-вторых, возможность найти взаимосвязь между всеми причинами и факторами, влияющими на проблему, и произвести оценку их влияния на неё.
Однако у метода Исикавы есть и свои недостатки, которые также необходимо учитывать в своей работе. Первым недостатком является то, что не существует каких-либо правил проверки диаграммы в обратном направлении от первопричины к результатам, т.е. логическую цепочку причин и факторов, ведущих к первопричине, рассмотреть не представляется возможным. Второй же недостаток заключается в том, что составленная, в конечном счёте, диаграмма может выразиться в очень сложной схеме и не иметь чёткой структуры, что значительно затрудняет объективный анализ и исключает возможность сделать максимально правильные выводы.
Поэтому, подходя к вопросу поиска причин возникающих проблем и их решений, важно использовать не одну только диаграмму Исикавы, а дополнять её ещё и другими инструментами, среди которых можно выделить составление списков и приоритизацию, принцип Вильфредо Парето, пирамиду эффективности Абрахама Маслоу, контрольные листы и карты, а также другие эффективные методы проверки, анализа и повышения эффективности действий. Но всё это касается наиболее сложных проблем и вопросов, к решению которых нужно подходить наиболее комплексно.
Если же проблема подразумевает более простой способ поиска её решения, то диаграммы Исикавы будет вполне достаточно, ведь она позволяет в предельно понятной и доступной форме структурировать все возможные причины возникновения этой проблемы, выявить наиболее значимые из них, найти первопричину, а затем скорректировать или устранить её. Для многих людей причинно-следственная диаграмма Исикавы является «золотым ключиком» к преодолению огромного количества возникающих на пути к достижению успеха препятствий.
Уважаемые подписчики и читатели, мы всегда рады вашим оценкам и комментариям! Предлагаем вам принять участие в небольшом опросе:
Достоинства и недостатки метода: продолжение исследований
Основные достоинства применяемого метода:
- раскрытие творческого потенциала;
- нахождение взаимозависимостей между причинами и следствием, определение значимости причин.
Основные недостатки при применении данного инструмента:
- отсутствует возможность проверки диаграммы в обратном порядке;
- диаграмму можно значительно усложнить, что затруднит ее восприятие и возможность логического построения выводов.
В связи с этим анализ причин и следствий необходимо продолжать с использованием и других методик, прежде всего, таких как пирамида А. Маслоу, диаграмма Парето, метод стратификации, контрольных карт и других. При простом решении может оказаться достаточным проведение анализа с использованием причинно-следственной диаграммы.
Как построить диаграмму Исикавы в Excel
Диаграмму Ишикавы построить с помощью средств Excel достаточно сложно. Зато проанализировать вес каждого фактора можно. И уже на основе графика найти оптимальный путь решения проблемы.
Обратимся к нашему примеру. Найденные факторы не имеют числового выражения. Для иллюстрации оценим их в баллах.
Отсортируем цифры в порядке возрастания. Посчитаем долю каждого фактора с накопительным итогом.
Проиллюстрируем баллы в виде гистограммы. А долю – в виде графика с маркерами.
Диаграмма показывает: чтобы решить возникшую проблему, нужно работать, в основном, с первыми тремя факторами.
Графические правила
При вычерчивании диаграммы «рыбья кость» к главной горизонтальной стрелке, которая изображает наш объект анализа, подводятся большие стрелки первого порядка, которые обозначают корневые факторы или их группы, что оказывают влияние на объект. К стрелкам первого порядка подводятся стрелки второго, к ним – третьего, и так далее до тех пор, пока не будут учтены все факторы, оказывающие влияние на объект или ситуацию.
При этом каждая следующая стрелка по отношению к стрелке предыдущего порядка является причиной, а каждая последующая – следствием.
Размер картинки и ее форма абсолютно не принципиальны. Главное – правильно распределить соподчиненность и взаимную зависимость факторов.
При этом чем четче оформлена «рыбья кость», тем лучше диаграмма смотрится и читается.
Правило пяти “М”
Несмотря на кажущуюся простоту построения, «рыбья кость» Исикавы требует досконального знания объекта анализа от исполнителей, четкого понимания взаимной зависимости и влияния факторов друг на друга.
Для облегчения построения такой схемы можно воспользоваться правилом пяти “М”, которое было предложено ее автором. Оно заключается в том, что при анализе множества реальных ситуаций первичными (корневыми) причинами являются следующие:
- Man (люди) − причины, которые связанны с человеческим фактором.
- Machines (машины или оборудование).
- Materials (материалы) − причины, связанные с ресурсами или материалами.
- Methods (методы, технологии) − причины, связанные с организацией процессов.
- Measurements (измерения или финансы).
Именно поэтому диаграмму Исикавы иногда называют «схемой анализа 5М».
Инструмент мозгового штурма
Итак, начнем построение диаграммы «рыбья кость».
Возьмем большой лист бумаги или доску. С правой стороны посредине пишем проблему и от нее проводим горизонтальную линию. Выписываем причины, которые влияют на проблему, и проводим отрезки, соединяющие их с главной линией. Начинаем работу над стрелками второго порядка.
Одна и та же причина может появиться в разных ветвях диаграммы. Ее устранение приведет к решению сразу нескольких проблем.
А соотношение между факторами и причинами наглядно демонстрируется иерархией стрелок.
Именно такая «рыбья кость» является прекрасным инструментом при коллективной работе, или мозговом штурме. При этом внимание участников концентрируется не на жалобах и сожалениях, а на конкретных конструктивных предложениях по устранению причин, которые привели к создавшейся ситуации.
Главные принципы работы со схемой
При составлении и анализе диаграммы Исикавы важно придерживаться следующих правил:
- Необходимо учитывать все, даже самые малозначительные факторы и проблемы. Только так становится возможным отыскивание первопричины ситуации, а значит, и поиск самого эффективного ее разрешения.
- В ходе анализа важно оценивать факторы по их значимости. Так, выявляются коренные факторы – те, которые влияют на ситуацию больше всего.
- При внесении в диаграмму наиболее полной информации (названий причин, дат, имен участников, наименований продукции) ситуация или проблема приобретает ясность и наглядность.
- Важно! Процесс поиска и анализа, интерпретации проблем и факторов – это основополагающая часть в создании целостной картины и тех конкретных действий или направлений движения, которые смогут решить проблему или разрешить ситуацию.
План действий
В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствия), лишь две-три являются наиболее значимыми, на их поиск и должны быть направлена большая часть ресурсов. Для этого осуществляется:
- сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
- группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
- ранжирование их внутри каждого блока;
- анализ получившейся картины.
Способ составления
Основная задача состоит в том, чтобы иметь от трёх до шести основных факторов, которые охватывают все возможные влияния. По итогам построения диаграммы Исикавы / Ишикавы глубина такого дерева достигает четырёх или пяти уровней. Глубина уровней позволяет визуально оценить картину всех возможных основных причин определённой проблемы. Если существует трудность главных ветвей, то можно использовать стандартные заголовки:
Персонал (люди)
включают в себя факторы, обусловленные состоянием и возможностями человека. Например, это квалификация человека, его физическое состояние, опыт и пр.
Метод работы (Технология)
заключает в себе то, каким образом, выполняется работа, а также все, что связано с производительностью и точностью выполняемых операций процесса или действий.
Механизмы
– это все факторы, которые обусловлены оборудованием, машинами, приспособлениями, используемыми при выполнении действий. Например, состояние инструмента, состояние приспособлений и т.п.
Материалы
– это все факторы, которые определяют свойства материала в процессе выполнения работы. Например, теплопроводность материала, вязкость или твердость материала.
Контроль
– это все факторы, влияющие на достоверное распознавание ошибки выполнения действий.
Внешняя среда (окружающая среда)–
это все факторы, определяющие воздействие внешней среды на выполнение действий. Например, температура, освещенность, влажность и т.п.
Анализ причин брака изделия
Рассмотрим диаграмму Исикавы на примере анализа причин брака изделия.
В данном случае в качестве следствия (проблемы) выступает производственный брак.
При проведении мозгового штурма были определены различные причины, влияющие на брак изделия. В результате достижения консенсуса участниками проведения мозговой атаки все причины были ранжированы, отброшены малозначительные и оставлены наиболее важные факторы.
К причинам первого порядка были отнесены материалы, оборудование, комплектующие, труд, условия труда и технология.
На них непосредственное влияние оказывают причины второго порядка: примеси, влажность, доставка, точность, контроль, хранение, воздушная среда, рабочее место, культура производства, возраст станка, обслуживание, дисциплина, квалификация, опыт, инструмент, средства измерения, технологическая дисциплина, документация, оснастка (ее наличие).
На причины второго порядка влияют причины третьего порядка, к которым отнесли температуру, влажность хранения, приемку при контроле, освещенность и шум на рабочем месте, качество оснастки.
Все эти причины разнесены по соответствующим местам и построена диаграмма Исикавы. Пример приведен на рисунке. При этом нужно понимать, что причины другой группой могут быть выделены иные.
Правила проведения
1) определяем цель;
2) участвуют в обсуждении все участники команды;
3) рекомендуется исключить бесплодные разговоры, ценя идеи и сознательное оперирование фактами;
4) должна быть командная работа в развитии, каких – либо высказанных мыслей членам команды;
5) участники не должны ощущать страх в высказывании своих идей;
6) критика не допустима, все идеи записываются, ни одна идея сразу не отвергается;
7) предложения не ограничиваются только факторами, относящимися к деятельности говорящего;
членов команды следует поощрять для раскрытия творческого потенциала;
9) лицам руководящего состава не рекомендуется высказываться первыми;
Пример готовой диаграммы
Попробуем разобрать принцип построения диаграммы Исикавы на примере. Ключевая проблема, а следственно и название диаграммы будет следующим: «Брак готовой продукции на предприятии».
- Сначала определяем главную проблему, которая и станет названием «хребта» схемы. Итак, основа диаграммы имеет название «Брак готовой продукции».
- Определяем первичные факторы, которые являются причиной этой проблемы, они будут служить названиями блоков для «косточек» нашей схемы. К основным причинам появления брака на предприятии можно отнести: оборудование, персонал, среда, технология работ и материалы.
- Теперь от общего переходим к частному. В каждый блок следует вписать более мелкие причины проблем. Под «косточкой» с названием «Оборудование» пишем все проблемы, связанные с ним, например, устаревшие станки, поломка и т. д. В разделе «Персонал» пишем: неквалифицированные рабочие, стрессовые ситуации, недостаточная мотивация и т. д. Блок под названием «Технология» может включать в себя следующие проблемные факты: неправильный порядок работ, недостаточная сила крепления и т. д. Работаем по такому принципу с каждым разделом.
- После того, как вся диаграмма будет построена, каждый, даже самый мелкий, фактор будет перед глазами, на основе него начинается «мозговой штурм», логичным завершением которого становится решение главенствующей проблемы.
Размещайте проблемные факторы, по степени их значимости, т. е. основные ближе к хребту, постепенно удаляясь. Таким образом будет наглядно видно, над какой проблемой стоит задуматься в первую очередь, а какие моменты можно отставить на второй план.
Особенности метода
Диаграмма Исикавы, как и любое явление в человеческой жизни, имеет свои положительные и отрицательные качества. Перед тем как начать работу, нужно обязательно с ними познакомиться.
Положительные моменты
- Построение диаграммы способствует развитию творческого мышления.
- Нестандартный подход к решению проблемы намного интереснее и продуктивнее.
- Тип схемы Исикавы позволяет расположить различные явления по степени их важности, что даёт наглядную возможность заметить, в каком направлении стоит двигаться.
- Этот метод позволяет проследить внутреннюю взаимосвязь каждой проблемы и её причины.
- Главным положительным моментом является наглядность, которая всегда упрощает процесс установления взаимосвязей и ускоряет поиск решений.
- Для того, чтобы провести эту методику с подчинённым персоналом, совсем необязательно искать высококвалифицированных сотрудников, с этой задачей справится даже самый посредственный работник.
Отрицательные моменты
- Зачастую схема получается очень трудной, что значительно замедляет поиски решения проблем.
- Проверить диаграмму в обратном направлении, к сожалению, не представляется возможным, т. е. логика появления проблемных фактов не видна.
- Этот метод, как и любой другой, допускает наличие ошибок в составлении схемы. Никто не застрахован от включения в структуру неправильных выводов и факторов. Решение в таком случае может быть только одно: относиться внимательнее к обсуждению, смотреть на каждое предложение с критической точки зрения.
Как видим, положительных моментов гораздо больше, чем негативных, поэтому методика диаграммы Исикавы довольно-таки популярна в наше время.
Диаграмма Исикавы может использоваться не только для решения производственных проблем, в последнее время этой методикой всё активнее начинают пользоваться психологи.
Уникальные способы решения проблем помогают человеку глубже «покопаться» в себе, добраться до истоков проблем. Отлично этот метод ложиться на решение семейных проблем, в данном случае супруги будут вместе искать причины появления неприятностей и пути их решения.
Такая работа сама по себе сближает, помимо того, что помогает искоренить проблему в корне.
Рассмотрение проблемы «Разброс в деталях»
Рассмотрим диаграммы Исикавы на примере предприятия.
Промышленное предприятие, занимающееся выпуском каких-либо деталей, зачастую сталкивается с проблемой разброса размеров деталей.
Для разрешения этой проблемы необходимо собрать технологов, рабочих, поставщиков, менеджеров, инженеров, можно пригласить иных лиц, которые будут способствовать нахождению подходов, которые не предусматриваются специалистами своего дела.
При хорошо проведенном анализе мало выявить только факторы, вызывающие возникновение проблемы, их необходимо правильно проранжировать. Это может осуществляться в процессе мозгового штурма, после того, как закончен процесс определения причин. Каждый член группы должен проставить оценки значимости отдельных причин со своей точки зрения, после чего будет определена общая значимость причин.
В представленной диаграмме Исикавы на примере предприятия были выделены следующие причины первого порядка: рабочие, материалы, технология, станок, измерения, среда и менеджмент.
На рисунке показаны причины второго и третьего порядков. Задавая вопросы «Почему?» и «Что?» можно дойти до первопричины, которая породила проблему.
Членами группы было определено, что наиболее значимыми показателями, влияющими на разброс деталей, являются период измерений и точность приборов.
Таким образом, значимость не зависит от того, к какому порядку относится данная причина.
Классификация причин, образующих “скелет” диаграммы
Диаграмма Исикавы состоит из центральной вертикальной стрелки, которая собственно и представляет следствие, и подходящих к ней крупных “ребер”, которые называют причинами первого порядка. К этим “ребрам” подходят стрелки поменьше, называемые причинами второго порядка, к ним – еще более мелкие – причины третьего порядка. Такое “ветвление” может осуществляться очень долго, вплоть до причин n-го порядка.
Применение метода мозгового штурма при построении диаграммы
Для того чтобы построить диаграмму Исикавы, необходимо вначале обсудить с коллективом существующую проблему и какие наиболее важные факторы на нее влияют.
Метод мозгового штурма или мозговой атаки предполагает, что в обсуждении участвуют не только работники определенного предприятия, но могут принимать участие и иные лица, поскольку они имеют “незамыленный глаз” и подходят к решению проблемы с неожиданной стороны.
Если в ходе первого этапа обсуждения не удается достичь консенсуса по поводу причин, вызывающих определенное следствие, то проводится столько этапов, сколько понадобится для выявления основных факторов.
В процессе обсуждения никакие идеи не отбрасываются, все они тщательно фиксируются и обрабатываются.
Порядок построения
Построение диаграммы Исикавы включает в себя несколько этапов. Первый — правильная формулировка проблемы:
- Она записывается в центре по вертикали листа и с выравниванием по правому краю по горизонтали. Как правило, надпись заключают в прямоугольник.
- К проблеме-следствию подводят причины первого порядка, которые также преимущественно помещают в прямоугольники.
- К причинам первого порядка подводят стрелками причины второго порядка, к которым, в свою очередь, подводят причины третьего порядка и так до того порядка, который был определен в ходе мозгового штурма.
Как правило, диаграмма должна иметь название, дату составления, объект исследования. Для того чтобы определить какие причины относятся к первому порядку, а какие — ко второму и т. д. необходимо осуществлять их ранжирование, которое может проводиться в ходе мозговой атаки или с помощью математического аппарата.