Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.
Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения. Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. Мотивация поведения и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают интерес, который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.
Потребности как источник активности человека
Потребностью называют состояние нужды человека в чем-либо, что необходимо для его нормального физического или психологического существования и развития. Название «потребность» происходит от слов «требовать», «потребовать», и поэтому потребность означает то, что требуется человеку, без чего он не в состоянии существовать и нормально развиваться как человек. В отличие от потребности мотивом поведения называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной и поддерживает ее на определенном уровне.
Потребность может быть потенциальным и реальным мотивом поведения, то есть действовать или не действовать в данный момент времени, оказывать или не оказывать влияние на поведение. Мотив же всегда является актуально действующим мотивационным фактором. Потребность порождает общее состояние нецеленаправленной активности, а мотив делает активность человека целенаправленной. По выражению А. Н. Леонтьева, мотив — это опредмеченная потребность, то есть такая потребность, которая выражена в стремлении человека к определенной цели. Мотивы поведения — это то, что на самом деле лежит в его основе, то есть мотивы — это субъективные, психологические образования, начинающие, регулирующие и поддерживающие деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребностей. Потребности, в свою очередь, — это объективно действующие энергетические первоисточники поведения, то есть то, что делает человека в данный момент активным.
Органическими называются потребности, связанные с самосохранением и развитием организма. В их число входят потребности во всем, в чем нуждается организм, в том числе — в пище, в воде, в кислороде, в определенной температуре, потребность продолжения рода (половая, или сексуальная, потребность).
К числу органических иногда также относят потребности в условиях, обеспечивающих безопасное существование организма (потребности в безопасности).
Органические потребности человека практически ничем не отличаются от соответствующих потребностей животных, за исключением того, что у человека эти потребности связаны со специфическими условиями их удовлетворения, например гигиеническими, и с некоторыми специфическими средствами их удовлетворения, например кулинарная обработка продуктов питания.
Материальными называют потребности, которые удовлетворяются при помощи вещей, созданных трудом людей. Это, например, потребность в одежде, в жилище, в инструментах и разного рода машинах, во многом другом, что необходимо людям в быту и на работе, а также во время отдыха. Речь идет о предметах человеческой материальной культуры, об их необходимости для каждого цивилизованного человека.
Социальными называют потребности, связанные с определенным образом жизни и положением человека в обществе. Это, например, потребность в общении, во внимании со стороны окружающих людей, в признании, уважении, авторитете, власти и т.п. Эти потребности появились и стали развиваться у людей с момента возникновения и развития человеческого общества. Благодаря наличию и удовлетворению этих потребностей человек может жить среди людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют общественный способ своего существования. Это, в свою очередь, делает жизнь людей более безопасной и обеспеченной, чем если бы каждый человек жил и существовал сам по себе, без общения и взаимодействия с другими людьми.
Творческими называются потребности, удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности: научной, технической, художественной. Человек, особенно если он представляет собой высокоразвитую личность, не может нормально существовать без творчества. Для такого человека потребность в творческой деятельности иногда является главной, основной в его жизни и доминирует над всеми другими потребностями. Люди такого типа готовы жить впроголодь, рисковать безопасностью своего существования, иметь минимум материальных средств для жизни — только бы им дали возможность свободно заниматься творчеством.
Под потребностями психологического развития и нравственного самосовершенствования понимаются потребности, удовлетворяя которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост, стремится к тому, чтобы сделать из себя морально ответственную и нравственно совершенную личность. Эти потребности приводят некоторых людей к религии. Именно эти потребности становятся главными и актуальными для человека, достигшего высшего уровня личностного развития. В настоящее время сложилась и весьма популярна среди психологов гуманистическая теория личности, в которой наличие у человека таких потребностей провозглашается признаком высшего уровня психологического развития человека, основной целью и главной задачей его жизни.
Классификации потребностей
С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.
Автором первой классификации потребностей принято считать Эпикура, которые еще в 3 тыс. до н.э. поделил желания (или потребности) человека на такие группы:
- естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
- естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
- желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).
Автор информационной теории эмоций П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».
Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом. Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:
- потребность человека в связях (принадлежность к группе);
- потребность в самоутверждении (чувство значимости);
- потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
- потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
- потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).
Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.
Иерархия потребностей по А. Маслоу
Основные группы | Потребности | Описание |
Дополнительные психологические потребности | в самоактуализации (самореализации) | максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности |
эстетические | потребность в гармонии и красоте | |
познавательные | стремление узнавать и познавать окружающую действительность | |
Основные психологические потребности | в уважении, самоуважении и оценке | потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п. |
в любви и принадлежности | необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными | |
в безопасности | необходимость в защите, стабильности и безопасности | |
Физиологические потребности | физиологические или органические | потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п. |
Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.
Биологическое и социальное в структуре личности
Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов -биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что личность человека распадается на эндопсихическую
и
экзопсихическую
организации.
Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а экзопсихика – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д. Эндопсихика, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность экзопсихике, которая определяется социальным факторном. Современные многофакторные теории личности в конечном счете сводят строение личности к проекциям все тех же основных факторов – биологического и социального.
Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом исторического процесса, не могла сохранить биологическую структуру, рядоположенную и равноправную подструктуре социальной. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Так, мозговая патология порождает индивидуальные биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации.
Пример : исследование, в котором изучалось формирование черт личности людей, чей рост не превышал 80-130 см. Было установлено значительное сходство индивидуальных черт этих людей, у которых, кроме низкого роста, не было никаких других патологических отклонений. У многих из них наблюдался специфический инфантильный юмор, некритический оптимизм, непосредственность, высокая выносливость в ситуациях, требующих значительного эмоционального напряжения, отсутствие какой бы то ни было застенчивости и т.д. Указанные черты не могут быть отнесены ни к эндопсихике, ни к экзопсихике уже хотя бы потому, что, являясь результатом природных особенностей карликов, они могут возникнуть и сформироваться только в условиях той социальной ситуации, в которой карлики находятся с момента, когда выявилась разница роста между ними и их сверстниками. Именно потому, что окружающие относятся к карлику иначе, чем к другим людям, видя в нем игрушку и выражая удивление, что он может чувствовать и мыслить так же, как и остальные, у карликов возникает и фиксируется специфическая структура индивидуальности, которая маскирует их угнетенное состояние, а иногда и агрессивную установку по отношению к другим и к себе. Если на минуту представить, что карлик формируется в обществе людей того же роста, то станет совершенно очевидно, что у него, как и у всех его окружающих, будут формироваться совсем другие черты личности.
Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.
В процессе становления объективной науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое»:
— психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального,
— оно же трактовалось как производное только от биологического,
— или только от социального,
— или от параллельного воздействия биологического и социального.
В первой группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. Организм обычно рассматривался как некоторое «вместилище» психической деятельности. Воззрения древних философов и теологов можно отнести именно к этой группе, потому что источники развития психики искались только в самой психике.
В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. Нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма.
Биологизаторы утверждают, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий.
В противовес биологизаторским, как уже говорилось, существуют социологизаторские концепции, утверждающие приоритет социального над биологическим.
Примеры похожих учебных работ
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
… деятельность с помощью правильной организации режима дня. Развитие бытовой деятельности в младенчестве С первого дня взрослый организует жизнь … То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. Формирование культурно-гигиенических …
Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение
… самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая … возраста можно говорить о: произвольности поведения человека, развитии «подлинной» самостоятельности и ответственности за поступки. …
Дидактические игры, способствующие развитию изобразительной деятельности умственно …
… второго класса специальной (коррекционной) школы. Предмет исследования — дидактические игры, способствующие развитию изобразительной деятельности умственно отсталых школьников. Гипотеза — выдвигается предположение, что использование на уроках …
Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности
… затрагивается реальное место этой личности среди других людей, ее социальный статус … 3. Басков В. И. Оперативно-розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие.- М.: Бек, … почти не рассматривались. С развитием в нашей стране демократических …
Психология личности в правоохранительной деятельности
… позиций, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся пожизненно и определяющих его поведение и деятельность, регуляцию и саморегуляцию. Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических …
Функции и теории мотивации
Потребности выполняют мотивирующую функцию деятельности и поведения, а мотивы — контролирующую функцию.
Проблема причинности (детерминации) поведения и действий человека была предметом многих теорий личности. Поэтому в науке существует множество теорий мотивации.
Бихевиорист (Б. Скиннер). Рассматривает потребность, нужду организма (есть, пить, иметь нормальную температуру и т.д.), вызванную отклонением физиологических параметров от оптимального уровня, как основу деятельности. Поведение мотивируется последствиями действий и прошлым опытом. Так, если действие привело к снятию напряжения потребности, то вероятность повторения действия увеличивается, а если этого не произошло, то вероятность повторения действия уменьшается. Психоаналитический (3-й Фрейд). В основе мотивации поведения, по мнению 3-го Фрейда, лежит стремление к удовлетворению врожденных инстинктов (жизни и смерти) — физических потребностей организма. Инстинкты обеспечивают человека энергией, которая является источником его активности. В то же время, если удовлетворение потребности по каким-то причинам невозможно (моральные ограничения, страх наказания и т.д.), то энергию инстинкта можно направить в другое русло — на осуществление деятельности, не связанной с инстинктом (политика, творчество, бизнес и т.д.). Это направление инстинктивной энергии в другое русло называется сублимацией.
Гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс). Согласно гуманистической теории, мотивирующая сила человеческого поведения заключается в признании собственных способностей и потенциальных возможностей. Когнитивный (Л. Фестингер). По мнению представителей этого направления, поведение личности мотивируется стремлением к согласованности между знаниями о мире и о себе, т.е. к консонансу. Когнитивное несоответствие переживается человеком как состояние дискомфорта, и он стремится избавиться от него, чтобы восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление является сильным мотивирующим фактором для поведения человека и его отношения к миру. Диссонанс может быть устранен тремя способами: изменением одной из когниций, снижением ее значимости или добавлением новой когниции.
Деятельностный (А.Н. Леонтьев). Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера личности, как и другие психологические характеристики, имеет свои истоки в практической деятельности. Сублимация — направление инстинктивной энергии на выполнение действий, не связанных с непосредственным удовлетворением потребностей.
Познание — любое знание, мнение или убеждение, касающееся окружающей среды, себя или своего поведения. Когнитивный (лат. cognitivo — знание) — познавательный. Когнитивное созвучие — согласие между когнициями.
Когнитивный диссонанс — противоречие между двумя или более когнициями.
Компоненты направленности личности:
Убеждение
– знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.
Установка
– неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.
Притязание
– стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.
Влечение
— недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.
Интерес
– одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.
Личностный смысл
– субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.
Мировоззрение
– система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.
Потребность
– основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования.
Структура
- Поиск себя начинается с первой ступени – с влечения. Это примитивная форма, здесь потребность ещё остаётся неосознаваемой.
- Когда она становится осознанной, влечение перерастает в желание. Уже на этой ступеньке человек начинает продумывать методы его осуществления. Непосредственно через желания личность приходит к цели.
- Если индивид становится способен не только мечтать, но и приложить определённые усилия, желание превращается в стремление. Достаточно часто на этом этапе личность имеет план действий.
- На фоне стремления познавать новое рождается интерес. Он придаёт смысл любому занятию индивида. По интересам уже можно судить, что человек из себя представляет.
- Когда к интересу добавляется серьёзный труд, он переходит в склонность. Человек не хочет оставлять этот вид деятельности и постоянно к нему возвращается, чувствует горячее желание заниматься им. Он много времени готов потратить на освоение новых умений и навыков, будет добиваться безупречности исполнения.
- Идеал – картинка, совершенный образ в голове человека, к которому он стремится и чего хочет достичь в выбранном направлении.
- Следующая ступень – мировоззрение. Это законы, на которые опирается человек в жизни. С их помощью он строит планы на будущее и выбирает стиль поведения в разных обстоятельствах. Мировоззрение – взгляд на окружающих людей, мир в целом и своё место в нём.
- Согласно словарям по психологии, высшая форма направленности человека – убеждение.
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
Убеждение
Все эти ступеньки подструктуры сильно связаны между собой, сложно сказать, где именно находится грань между влечением и желанием, когда стремление переходит в интерес. Направленность начинается с неосознанного влечения и перерастает в убеждение. Однако нельзя сказать, что составляющие направления личности формируются раз и навсегда, они не стоят на месте, изменяются, развиваются в течение человеческой жизни.
Свойства и закономерности мотива
Смещение мотива-цели — цель, которая ранее была вызвана мотивом, может приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. стать мотивом. Например. Вначале ребенок выполняет требование (цель) уступить место старшим, чтобы общаться с матерью и получить ее одобрение. Со временем, при правильном воспитании, это действие приобретает самостоятельную движущую силу (становится мотивом, целью).
Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерения могут привести к нервно-психическим расстройствам, если человек не смог использовать физиологические и психологические механизмы саморегуляции. Клиницисты выделяют три формы нервно-психических расстройств: Невростения, истерия и обсессивно-компульсивное расстройство.
Невростения может быть вызвана невростеническим конфликтом. Это противоречие между завышенными требованиями и возможностями человека. К невростении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не могут их адекватно удовлетворить. Для человека с невростенией характерны легкая возбудимость с быстрой истощаемостью, изменчивость эмоций, устойчивое, часто пониженное настроение.
Истерия возникает в результате конфликта между завышенными требованиями к другим людям и заниженными требованиями к себе, а также противоречивых потребностей (между желанием и долгом, между моральными принципами и личными связями). При истерии чаще всего наблюдаются двигательные расстройства, нарушения ощущения боли, сенсорного восприятия и речи.
Обсессивно-компульсивные расстройства часто являются следствием жизни без определенных целей. В результате у человека повышается раздражительность, утомляемость, нарушается сон, появляются вегетативные расстройства, навязчивые идеи, часто в виде фобий.
Потребности людей различаются по степени их выраженности:
- Модальность (какая потребность),
- Мощность (степень интенсивности потребности)
- Острота (степень переживания неудовлетворенности).
Выражение потребностей зависит от типа телосложения, темперамента, пола и т.д. Например, любителям пикников (см. Глоссарий) нужно больше еды; людям с сильной нервной системой требуется больше физических упражнений; мужчины склонны испытывать потребность в риске, соперничестве и т.д.
Мотивы каждого человека образуют определенную внутреннюю структуру, иерархическую пирамиду, на которой можно найти самые разные мотивы.