Гуманистическая психология: основные положения и методы, представители, интересные факты

Что это за подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

Важно! Наличие смысла и системы ценностей отличает людей от животных.

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.


В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

История становления и развития науки

Как самостоятельное направление, гуманистическая психология выделилась только к началу 60-х годов 20 века. В то время активно развивался бихевиоризм, которому эта школа начала противостоять.

Главное описание, методики, задачи гуманистической психологии раскрыл в своих трудах Абрахам Маслоу. Существует несколько культовых событий в истории развития этого научного направления:

  1. 1943 год — Маслоу сделал описание разработанной иерархии, которое описал в статье «Теория человеческой мотивации».
  2. 1951 год — была опубликована работа психолога Карла Роджерса — «Клиент-центрированная терапия».
  3. 1961 год — с этого времени начинает выпускаться журнал для последователей гуманистической психологии.
  4. 1971 год — американская ассоциация гуманистической психологии начинает входить в АПА.

Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.

Принципы

Психоанализ З. Фрейда — кратко и понятно

Основатели гуманистической психологии разрабатывали собственные теории, которые имели некие общие точки. Именно эти соприкосновения позволили выделить несколько принципов:

  1. Человек всегда стремится к развитию. У него есть врожденная потребность в самоактуализации, самореализации, самосовершенствованию.
  2. Целостность – личность сложная открытая система.
  3. Гуманность – каждый индивид от природы свободный и добрый.
  4. Целевого детерминизма – особенности личности нужно изучать с учетом ее будущих стремлений.
  5. Активность – другой человек является отдельным живым существом, которое вправе выбирать, как поступать. Ни один психотерапевт не может сделать это за него, только помочь.
  6. Не экспериментальное исследование личности – человек должен рассматриваться как единая система, нельзя изучать отдельную часть его психики.
  7. Репрезентативность – исследовать можно только здоровых и полноценных индивидов.

Основоположниками гуманистического направления в психологии являются разные люди: Маслоу, Роджерс, Райх, Перзл и другие. Каждый из них внес свой вклад в развитие новой школы. Например, Райх разработал представления о том, что невысказанные эмоции приводят к появлению мышечных зажимов.

Мотивационная теория Маслоу получила широкое распространение в маркетинге. Ее основные идеи нашли практическое применение.

Внутренняя природа человека

Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил. Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя. Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.

Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.

Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей. Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности. От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.

Сильные стороны

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.


Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни

Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.

Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) основана на изучении психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, составляющих так называемую «восходящую вершину» общества.

Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых, как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертхаймер.

Научные поиски Маслоу были многогранны. Он занимался поведением приматов с точки зрения бихевиоризма, женской сексуальностью, антропологическими исследованиями индейцев; проводил тренинговые группы.

А. Маслоу критически относился к психологии того времени, которая изучала психику человека в основном на патологическом материале. Говорили, что он имеет дело только со здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психику следует рассматривать как единое целое, и избегает анализа по принципу «один к одному».

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отвергая психоаналитическую интерпретацию потребностей и мотивов, он формулирует позицию, согласно которой социальность присуща человеческой природе и проявляется как биологически обусловленный атрибут. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости обусловлены не природой, а нечеловеческими условиями воспитания и жизни индивида, некоторыми традициями, присущими обществу.

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им как тенденция, нарушающая душевное равновесие индивида. Именно это нарушение гомеостаза приводит к личностному росту, развитию и самоактуализации, то есть к желанию, которое Маслоу определяет как стремление человека быть тем, кем он может быть. Концепция самоактуализации занимает видное место в его концепции.

Хотя желание человека быть тем, кем он может быть, является врожденным, оно остается потенциальным, пока не возникнут особые условия для его реализации. Это условие — удовлетворение всех остальных (базовых) потребностей человека: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. «Если окажется, что все потребности не удовлетворены и в организме преобладают физиологические потребности, то все остальные потребности могут просто перестать существовать или отойти на второй план.

В более поздних работах позиция о порядке удовлетворения потребностей была пересмотрена и дополнена следующим положением: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, то он приобретает способность стойко переносить лишения в этой области и добиваться успеха, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Основными компонентами психического здоровья человека являются: 1) стремление быть всем, чем может быть человек, и 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют положительные и отрицательные стороны самоактуализации, последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии. С положительной стороны самоактуализации, определенная относительная независимость от других, присущая здоровой личности, конечно, не означает отсутствие взаимодействия с ними; это лишь означает, что в такого рода контактах цели индивида и его собственное бытие являются главными определяющими факторами.

В целом, он описывает здоровую личность как автономную, склонную принимать других, спонтанную, чувствительную к красоте, юмору и склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека с больным, он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавилось, а потому, что он ничего не потерял в процессе своей индивидуальной жизни.

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Реверсивная психология

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром. Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида. Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики.

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться.

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.


Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Понятие Роджерса о «Я-концепции»

Фундаментальным элементом структуры личности в гуманистической психологии Роджерса является «Я-концепция», которая формируется при непрестанном взаимодействии человека с окружающим миром. Если между представлением о себе («Я-концепцией»), реальным опытом и идеальным «Я» есть расхождение, личность вводит в действие разнообразные механизмы психологических защит. Проявляются они или в выборочности восприятия, или в искажении опыта. В ряде случаев это приводит к психологической дезадаптации.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни. Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя. Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Практическое применение

Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.

Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.

Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.


Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах

Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах. Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса.

Теория личностных черт Г. Олпорта

К диспозиционному направлению часто относят теорию Гордона Олпорта (1897-1967), согласно которой: 1) люди имеют широкий спектр предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый отдельный человек уникален, отличается от других людей своим психологическим оснащением (системой характеристик) (см. учебник 4.2).

В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает личность как сложную «открытую» систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром: условные рефлексы, способности, черты личности, системы черт, которые варьируются в разных случаях и образуют множественные Я-личности.

Особое место в этой сложно организованной системе занимает сфера мотивации и потребностей. В нем выделяют два уровня функционирования: уровень мотивов потребностей и уровень высших мотивов или мотивов развития.

Принцип так называемого гомеостаза — стремление к устранению напряжения — применим только на самом низком уровне мотивационной системы (мотивы потребности). Формы подлинно личного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, реализация собственной инициативы и чувства ответственности и т.д.) не укладываются в формулу гомеостаза. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию — характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов проникают в центральное ядро личности — самость — и трансформируются в системы ценностей индивида. Стремление к самоактуализации и самореализации являются мотивами развития и частью присущих человеку потребностей. Мотивы развития порождают систему целей, ориентированных на будущее, реализация которых обеспечивает формирование новых способностей человека. Человек, по мнению Олпорта, обращен к своему будущему.

«Для того чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, какой она может быть в будущем, поскольку каждое состояние личности ориентировано на будущие возможности».

Согласно Олпорту, развитие личности связано с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека сохраняются связи между старыми и новыми мотивами, причем характер этих связей носит исторический, а не функциональный характер. Функционально они не идентичны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы человеческой психики, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

Вводя этот принцип, Олпорт противопоставляет свой взгляд на мотивационную структуру личности бихевиористскому взгляду, согласно которому новые мотивы (драйвы) возникают в результате сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения бихевиористской психологии высшие, психические потребности человека являются производными от его органических состояний. Так, по словам нео-бихевиористов Н. Миллера и Д. Доллард, вторичные мотивы «служат фасадом, за которым скрываются функции врожденных мотивов».

Олпорт объясняет формирование новых мотивов путем преобразования средств деятельности в ее цели и мотивы. Другими словами, предметы и действия, которые когда-то служили человеку лишь средством для достижения определенных целей, начинают вызывать интерес к себе и приобретают собственную мотивационную силу.

Видео


Дрель-шуруповерт DEKO GCD12DU3 Li-ion,1х1.5Ач, Сменный аккумулятор, 12 В, 32 Нм, 1 АКБ

1697 ₽ Подробнее


Дрель-шуруповерт DEKO DKCD16FU Li-ion в кейсе + 63 аксессуара, 2х1.5Ач, Сменный аккумулятор, 16 В, 32 Нм, 2 АКБ

3168 ₽ Подробнее

Женские парфюмы Dior

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]