Суть
Направленность личности в психологии определяется, как совокупность различных устойчивых стремлений к действию, интересов, идеалов, которая является основным фактором в реакции человека на различные жизненные ситуации.
Система устойчивых мотивов формируется на протяжении всей жизни и определяет отношение человека к различным объектам и происходящим событиям. В плане общих характеристик именно направленность определяет общие потребности личности, то, к чему он стремится на протяжении всей жизни.
Направленная мотивация определяет достижения особи в профессиональном плане, построение взаимоотношений в семье и другие сферы деятельности, важные для конкретного человека. Сферы, без каждой из которых данная личность не сможет активно развиваться. Можно сказать, что направленность – это установки, которые становятся основными качествами личности.
Конечно, поведение конкретного человека отличается в зависимости от обстоятельств и поведения окружающих людей. Говоря о направленности, имеется в виду система устойчивых поведенческих характеристик, которые формируются под воздействием воспитания, образования, ближайшей социальной среды проживания.
Устойчивость – еще одна базовая характеристика направленности. Выражается она в последовательности поведенческих принципов, предсказуемости реакций на те, или иные раздражители.
Ценности и потребности
Отношение человека к действительности определяется в первую очередь теми потребностями, которые он считает для себя необходимыми. Потребности создают конкретные желания и запросы, а это, в свою очередь, складывается в общую психологическую ориентацию личности. Основной из ее компонентов — это ценностно-смысловые образования, основанные на тех потребностях и притязаниях человека в соответствии с его уровнем жизни, запросами и отношениями с окружающими. Сюда можно отнести желание власти и влияния, потребность в определенном социальном статусе, те ценности, которые хочет иметь человек в результате своих стараний и усилий. Сюда же относится и самооценка — способность человека адекватно оценивать себя в соотношении с окружающей действительностью.
Помимо тех целей, которые ставит перед собой человек, важны также и способы их реализации. Все мы много раз могли наблюдать это на практике. Для кого-то «цель оправдывает средства», а для кого-то конкретные методы окажутся недопустимы с этической точки зрения. Такое различие является следствием в первую очередь родительских установок. Львиную долю своей системы ценностей родители передают детям, показывая на своем примере ребенку с раннего детства. Хотя порой и делают это неосознанно. Поэтому многие известные психологи и советуют уделять максимальное внимание особенностям детской психологии, детско-родительским отношениям и вопросам педагогики. Ученые-психологи В. А. Сластенин и В. П. Каширин рассматривают, например, такие проблемы, как личностная психология, теоретико-методологические аспекты воспитания и обучения детей, общие вопросы педагогики, поддержание психического здоровья, регулирование межличностных отношений. Особое внимание ученые уделяют профессиональной детской психологии.
Формы
Направленность личности в психологии характеризуется рядом основных связных форм, которые определяют продуктивность человека и обуславливают избирательность взаимоотношений.
Влечение | Примитивная подсознательная форма | Неосознанное природное стремление на уровне инстинктов позволяет определить начальный момент деятельности и сформировать мотивы и предпочтения. На этом этапе главная цель не осознается. |
Желание | Сознательный, интерес к чему-то конкретному | На этой ступени личность уже четко представляет, какой-цели хочет достичь, но пути достижение еще не выяснены. |
Стремление | Подключение к желанию волевого элемента | Индивидуум начинает прокладывать пути для исполнения своего желания, достижения цели. |
Интерес | Познавательная форма | Помогает человеку лучше осознать свои потребности и выбрать правильные пути деятельности. |
Склонность | Направленность индивидуума на конкретную деятельность | Возникает при сознательной регуляции интересов для достижения желаемого. |
Идеал | Образное представление конкретной желаемой цели | Ориентированность на представленный идеал движет личностью, является важной для принятия решений. |
Мировоззрение | Система этических, эстетических, философских взглядов на мир | Формирует взгляды индивидуума на общество и себя в окружающем мире. |
Убеждение | Высшая форма направленности | Система принципов, мировоззрения, мотивов, которая формирует решения и поступки личности. |
Интерес
Это даже не структурный компонент направленности личности, а целая познавательная форма и отдельное мотивационное состояние.
Итак, интерес – это эмоциональная ориентированность человека на определенные объекты. Они имеют особую устойчивую значимость, так как связаны с его индивидуальными потребностями.
Интересы могут быть духовными и материальными, разносторонними и ограниченными, стабильными и кратковременными. То, насколько они глубоки и широки, определяет полноценность жизни человека. Ведь именно с интересами связаны его влечения, страсти и желания.
Можно даже сказать, что именно они определяют стиль жизни человека. Доказать это легко. Человек интересуется бизнесом, карьерой, зарабатыванием больших денег, различными деловыми отраслями и секретами успешного предпринимательства? Значит, для него главное в жизни – это успех и материальное благополучие. И он будет делать все для достижения данной цели, действуя в соответствии со своими интересами.
Еще один момент. По широте, значимости и глобальности интересов можно определить направленность личности. Это в психологии изучается отдельно.
Человек, который охватывает разные стороны жизни, развивает себя в нескольких направлениях, интересуется многими отраслями, имеет расширенный взгляд на этот мир. Он многое знает, может рассматривать возможности и проблемы сразу под несколькими углами, ему свойственна высокая эрудированность, развитый интеллект. Такие люди способны на большее, чем другие. У них даже желание сильнее.
А вот люди с мелкими интересами, как правило, являются заурядными, скучными и безуспешными. Почему? Потому что их кроме удовлетворения естественных потребностей ничего не интересует. Еда, питье, сон, вечер пятницы в баре, дом, работа, секс, и все по новой. В их интересах нет интеллектуальной нагрузки. Они не развиваются.
Виды
В психологии существует понятие различных видов направленности. Они не могут быть лучшими или худшими. Каждый вид определяет поведение личности в различных сферах деятельности, ее поведение в определенных ситуациях.
- Личная — свойственна людям, которые являются очень сильными, волевыми личностями. Они уверены в себе, рассчитывают только на свои силы, двигаются к своей цели самостоятельно, не ожидая помощи со стороны. Очень часто такие личности считаются эгоистами, так как сосредоточены на построении и воплощении в жизнь собственных планов, не интересуясь мнением окружающих. Человек с таким видом направленности очень целеустремленный, и ответственный. Он умеет организовать деятельность, следует составленным планам. Индивидуум, направленный на личную заинтересованность, способен взять на себя ответственность и не будет искать виноватых среди других. В негативном плане личная направленность приводит к потребности в одиночестве. Таким личностям тяжело переадресовать свои обязанности кому-либо.
- Направленность на других – отличается повышенной потребностью в общении, зависимостью от общественного мнения. Личность чувствует себя неуютно при выполнении самостоятельно задания, ей очень важно одобрение со стороны. Индивидуальные планы и стремления в этом случае являются невозможными. Выход за рамки принятого в окружении правила считается катастрофой. Направленность на других людей позволяет личности интересоваться общественной жизнью, принимать активное участие во всех мероприятиях. Таких людей любят в коллективе и в семье, они безотказные исполнители, всегда готовы оказать помощь. Так как для них здоровая обстановка важнее личного удобства, направленные на других личности подбирают ключик к любому характеру и уживаются со всеми.
- Деловая – этот тип направленности позволяет людям удачно вести любое дело, не только в бизнесе. Они умеют находить выход из любой ситуации, извлекать выгоду из любых обстоятельств. Деловой подход позволяет находить выгодное положение не только для себя, но и для коллектива или любого окружающего общества. Люди с деловым типом направленности часто становятся душей компании, сами любят общество, но при этом не позволяют себе подчиняться чужим правилам.
- Эмоциональная – свойственна личностям, у которых очень сильно развита способность к эмоциональному сопереживанию происходящих событий. Человек такого типа очень чувствителен к чужой боли, отзывчив и готов всегда оказать помощь. Эмоциональная направленность, как правило, присуща людям искусства, так как позволяет глубоко проникнуть в настроение вымышленного произведения и персонажа. Эмоциональная неустойчивость, частые перемены настроения приносят такому индивидууму много тревожных переживаний, часто по придуманному поводу.
- Социальная – характеризуется повышенной наблюдательностью за происходящими в человеческом обществе событиями. Человек, ориентированный на социальную направленность часто становится политическим или общественным деятелем. Он может руководить, может подчиняться, но его деятельность должна быть связана с обществом. Такая личность всегда тонко чувствует происходящее и способна прогнозировать развитие событий.
Направленность как система
Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).
Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.
Направленность на взаимодействие
Направленность на взаимодействие
имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.
Деловая направленность
Деловая направленность
отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.
Личная направленность
Личная направленность
создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.
Структура
Структура личности в общепринятом понимании – это сочетание многочисленных связей между разными элементами личности. Определение, какие связи и компоненты есть основополагающими, является довольно спорным вопросом. Это приводит к тому, что почти каждый специалист в области психологии, который занимается изучением личности, создает свою структуру оценки.
Наиболее широкое распространение среди отечественных психологов получила структура, которая выделяет четыре основных элемента личности:
- направленность;
- опыт;
- психические процессы;
- свойства биопсихического характера.
В свою очередь, структура направленности состоит из вышеописанных видов и форм, а также характеризуется такими качествами:
- Уровень общественной направленности – определяет значение человека в обществе, его идейность, моральный облик.
- Широта – количество разнообразных интересов в одном человеке. Это качество имеет, в свою очередь, вариант, когда индивидуум увлекается многими вещами, не проникая глубоко. В этом случае появляется дилетантское суждение обо все понемногу. Противоположная сторона широты направленности – доскональное знание одной из областей деятельности.
- Интенсивность – эмоциональная складовая направленности. Уровень данного качества: от неопределенного влечения, до бесспорной убежденности.
- Устойчивость, настойчивость – проявление волевой характеристики.
- Действенность – степень активности личности в достижении своих целей.
Опыт проявляется в таких элементах, как:
- знания;
- умения;
- привычки;
- навыки.
Опыт накапливается в личности под воздействием, как врожденных способностей, так и под влиянием окружающей социальной среды.
Психические процессы включают:
- память;
- мышление;
- восприятие;
- воображение;
- чувства.
Несмотря на присутствие в этом компоненте множества врожденных уникальных сторон характера, психические процессы формируются в основном, под воздействием социума.
В отличие от опыта и психических процессов, биопсихические свойства обуславливаются наследственностью.
Их проявления:
- темперамент;
- половых особенности;
- возрастное различие;
- патологические отклонения.
Значение и значимость:
В современном мире учитывать психологические особенности направленности личности человека необходимо. В крупных корпорациях, к примеру, такие явления стали уже достаточно часты — психологический портрет работника составляется и изучается специалистами.
Определение направленности личности, психотипа человека, его склонностей, целей, темперамента — все это крайне важно, поскольку позволяет психологу или специалисту по отбору кадров сформировать для себя понятие о направленности личности и мотивации деятельности сотрудника, с которым он работает. Такой подход позволяет найти подходящую мотивацию, обеспечивающую комфортную работу и максимальную продуктивность деятельности в любой сфере. Но и вне профессиональной сферы современный человек должен стремиться разобраться в себе, определить для себя те качества, решить те задачи, которые позволят ему гармонично развиваться в любом из аспектов своей жизни.
Направленность и мотивация
Направленность личности в психологии в плане мотивации к достижениям рассматривается с различных точек зрения. Одни психиатры, под определением мотивации, имеют в виду психические побуждения к действию, другие – конкретную причину, которая побуждает к деятельности.
Есть мнение, что мотив – это сформированная в человеке необходимость удовлетворения значимых интересов. Из всех теорий мотивации можно выделить общее определение понятия. Мотивация – это внутренний стимул личности, который побуждает к активности, направленной на удовлетворение определенной потребности.
Сами потребности могут быть различными, от простых, биологических, до возвышенных социальных.
Американский доктор психологии Маслоу разработал структуру, которая включает пять основных потребностей в порядке строгой иерархии:
- Физиологические потребности самые мощные и насущные из всех. Пока человек не удовлетворит элементарную необходимость в пище, удобстве, здоровом балансе организма он не может ставить более высокие цели.
- Безопасность – эта потребность выходит на первый план после обеспечения первой насущной нужды. Безопасность для личности – это не только защита от вражеского нападения, которая может возникнуть в редких случаях военных действий или посторонней агрессии. Бытовая безопасность предусматривает стремление к стабильности, законодательной защите. Это понятие также обозначает свободу от хаоса и неуверенности в завтрашнем дне. В повседневной жизни такое стремление проявляется в желании получить стабильную работу, создать запас денежных средств на разные непредвиденные случаи.
- Потребность в любви, привязанности включает в себя стремление к общению, дружбе, любовным отношениям. Такое стремление присуще человеку всегда, но особенно активизируется после удовлетворения первых двух потребностей.
- Потребность в признании включает в себя личностный рост, желание получить уважение в социуме. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и полезным для окружающих. Отсутствие такого ощущения приводит к слабости, неуверенности в себе. Потерянность в этом вопросе приводит к депрессиям и неврологическим заболеваниям.
- Самоактулизация – поиск свой сути, своего «я», стремление к идеализации себя. Может проявляться по-разному, в зависимости от своих личных интересов. Кто-то стремится к сенсационным научным открытиям, а кто-то хочет стать идеальным родителем или хозяйкой дома. Потребность в высокой форме самореализации появляется на высшем этапе развития, когда удовлетворены все предыдущие потребности.
На любую деятельность, осуществляемую человеком, оказывают большое влияние факторы мотивации.
- Внешняя мотивация побуждает к выполнению каких-либо задания для проявления себя в общественном мнении, для того, чтобы получить одобрение и похвалу.
- Внутренняя мотивация – гораздо более сильный механизм движения личности. Результат достигается не для славы или одобрения, а для удовлетворения личного интереса. Именно внутренняя мотивация побуждает к открытиям и новым изобретениям.
- Осознанность – правильное понимание необходимости процесса и ожидаемого результата. Выполнение непонятных поручений, неосознанная деятельность порождает скуку и отсутствие интереса к такой работе.
- Интересы и удовлетворение потребностей. Когда деятельность приносит человеку азарт, удовлетворенность и душевный подъем, результат оказывается очень высоким. Если при этом личность получает еще и удовлетворение своих потребностей, признание, ее стремление к поиску смысла жизни усиливается. В случае неудовлетворения духовных и личных интересов в человеке нарастает сомнение в своих силах, его стремления и энергичность подавляются.
Функции
Функции:
- Направляющая. Считается основной. С ее помощью человек находит путь к намеченной цели, обходит препятствия. В какой-то части она осуществляется бессознательно.
- Побуждающая. Нужна, чтобы вызвать активность со стороны человека. Она может побудить его, спровоцировать, вдохновить или обусловить на действие. На побуждающую функцию влияют мотивы, желания, интересы, цели, мировоззрение, идеалы.
- Смыслообразующая. Нужна, чтобы придать смысл к достижению целей. Функция помогает индивиду получить необходимый результат.
- Регулирующая. На эту функцию влияют потребности, мотивы, их иерархия
Профессиональная направленность по типу личности
Направленность личности в психологии не делится на категории «плохие» типажи и «хорошие». Человеческая структура психотипа очень многогранна. Каждому типажу присущи ряд положительных черт и отрицательных, которые при правильном подходе можно превратить в преимущества. Очень важным определение направленности является при выборе профессии.
Занятия делом, которое не подходит индивидууму по его натуре, не принесет пользы ни обществу, ни самому человеку. В некоторых центрах профессиональной направленности используют разнообразные тесты для определения личностного типа. Большинство из них основаны на методике психолога Джона Голланда. В его концепции выделено 6 основных типов социальной направленности.
Тест на профнаправленность личности по Голланду в психологии.
Типы личности | Характеристика | Рекомендуемая профессия (примеры) |
Реалистический | Устойчивая нервная система. Стремление к максимальной точности. Предпочтение физического труда. Математические способности. Эмоциональная стабильность. Тяга к инструментам и технике. | Инженеры, программисты, техники, моряки, электрики, агрономы, строители, механики. |
Конвенциальный | Ориентация на точность. Аккуратность в работе и быту. Сосредоточенность и внимательность. Пунктуальность. Консерватизм. Любит четкие структуры. Организаторские способности слабо развиты. Склонность к математическим наукам. | Бухгалтер, деловод, экономист, библиотекарь. Другие профессии, связанные с расчетами и систематизацией. |
Интеллектуальный | Способность к длительным размышлениям. Умеет мыслить абстрактно и делать выводы. Исследователи, которые настойчиво докапываются до истины. Многочисленные планы не всегда доводят до конца. Умение решать задачи оригинально. Независимы. | Ученые в любой отрасли науки, писатели, преподаватели. |
Предприимчивый | Лидер. Стремление к первенству. Энергичность. Энтузиазм. Импульсивность. Любовь к приключениям. Вербальные способности. Желание руководить. Не обладает усидчивостью и скрупулезностью. | Администратор, предприниматель, руководитель предприятия, артист, режиссер, дипломат, журналист. |
Социальный | Сильно развитое чувство ответственности, способность к сопереживанию. Гуманизм. Зависимость от социального окружения. Умение обучать других, работать с людьми. Общительность. | Врач, работник социальной сферы, ветеринар, учитель, психолог, воспитатель. |
Артистический | Непредсказуемость. Оригинальность. Свободолюбие. Независимость. Трудно удерживаться в общепринятых рамках. Частые смены настроения и направленности. Ориентированность на эмоции. | Все профессии, связанные с творчеством: актер, художник, музыкант, композитор и т.д. |
Как выяснить свой тип
Для этого есть тест. Направленность личности можно узнать за 5-7 минут, прохождение опросника не займет больше времени. Всего он включает в себя 30 пунктов с тремя вариантами ответов. Это не вопросы, а предложения, которые предлагается продолжить. Отметить надо два варианта из трех: один «больше всего», а другой – «меньше всего». Вот примеры:
- Вопрос: «В жизни мне дает удовлетворение…». Как можно ответить: больше всего – осознание того, что работа выполнена успешно. Меньше всего – оценка моего труда. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Сознание, что находишься среди друзей».
- Вопрос: «Я рад, когда мои друзья…». Как можно ответить: больше всего – когда они верны и надежны. Меньше всего – что они помогают посторонним при наличии возможности. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Они интеллигентны, имеют широкие интересы».
- Вопрос: «Если бы я мог стать кем-то из предложенных вариантов, я бы хотел быть…». Как можно ответить: больше всего – опытным летчиком. Меньше всего – начальником отдела. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: научным работником.
Также тест по направленности личности включает в себя такие вопросы: «Когда я был ребенком, то любил…», «Мне не нравится, когда я…», «Я не люблю коллективы, в которых…» и т.д.
По итогам теста человек узнает результат. Рекомендуется отвечать, не задумываясь, так как первый пришедший на ум ответ, обычно, отражает истинные мысли.
Правильная постановка цели и уверенность в себе
Направленность личности и правильные постановки целей определяют успешность и удовлетворенность от своей деятельности.
Цель – это обрисованный в мечтах образ, обстоятельства, в которых видит себя конкретная личность. Многие надуманные цели так и остаются несбывшимися мечтами, если человек не планирует правильные пути к их достижению. При определении личностного роста и вершины, которую планируется достичь, нужно помнить основные важные правила.
- Важно в начале пути выделить для себя область деятельности, которая наиболее значима в настоящее время. Для кого-то это будет достижение успеха в науке, а кому-то важно усовершенствовать свой внешний вид.
- Расчет в достижении вершины задуманного нужно делать только на себя и свои силы. Самостоятельность в данном вопросе позволит реально оценить неудачи и сделать выводы, не обвиняя никого постороннего.
- Цели должны быть реальными в соответствии с наклонностями и способностями отдельной личности.
- Формулировать идеи нужно правильно. Нужна конкретика: Не «хочу стать ученым», а – «защитить докторскую диссертацию»; не «похудеть», а — «сбросить 20 кг».
- Психологи советую записывать свои цели, разбивать их на временные промежутки, и составлять конкретные временные планы.
- Нужно всегда быть готовым к тому, что под влиянием внешних обстоятельств цели могут меняться. Человек развивается на протяжении всей жизни, также как и окружающее общество. То, что кажется очень важным сегодня, может отойти на далекий план через несколько лет. В этом нет ничего страшного. Гибкость делает человека менее уязвимым к изменению внешних обстоятельств.
- Цель должна быть личной мечтой, а не сформированной под влиянием кого-либо. К примеру, старания осуществить мечту родителей видеть сына – артиста по натуре, инженером или врачом, не принесут счастья никому. Работа над достижением мечты должна вызывать удовлетворение.
- Сформулировать четкую осознанную цель мало. В нее нужно верить, закрепить в подсознании уверенность в своем успехе.
Очень широким понятием в структуре личности является направленность в психологии. Для осознания своего призвания у многих уходит много времени, иногда человек годами занимается тем, что приносит ему лишь усталость и потерю уверенности в себе. Судьбы многих выдающихся людей – это пример правильной постановки целей и работы над собой на пути к успеху.
Автор: Надя Бойко
Воспитание как основа формирования личности
Воспитание ребенка должно быть целенаправленным и методически организованным процессом. Воспитывая ребенка, родители дают ему определенные нравственные ориентиры, прививают некую систему ценностей — чаще всего используя в этих целях ту же модель, которая является доминирующей для них самих. Главной задачей родителей в этой ситуации является адекватное отображение действительности и меры соотношения «идеальной» воспитательной модели с силами, возможностями, характером и склонностями своего ребенка. Ведь главное, что может дать семья новому человеку — чувство защищенности, уверенности в себе, поощрение (ту обратную связь, которая даст ребенку возможность вырасти уверенным в себе, целеустремленным человеком, способным добиваться поставленных перед ним задач, не вступая в «этический конфликт» с окружающим миром).
Культура взаимоотношений с окружающими и с собой, общая культура личности — это в первую очередь задача семейного воспитания. Именно поэтому психологии детства сегодня исследователи уделяют особенное внимание, так как именно детская психология закладывает основные формы дальнейшего поведения и формирует психотип человека.
Направленность личности в психологии — что определяет желания человека
Парадокс заключается в том, что человеческая жизнь начинает резко обретать смысл только столкнувшись с ограничениями. Нельзя желать противоположных вещей (вроде езды хорошего автомобиля и ходьбы пешком). Объяснить все довольно легко. Изначально человек напоминает обычный радиоприемник. Когда идет одновременный прием всех волн, получается белый шум. Однако, при отсеивании всех лишних каналов, он начинает передавать и получать информацию. При всем этом, кое-что закладывается изначально несмотря на то, что эти самые каналы порой могут очень сильно меняться, ядро всегда останется одним и тем же.
Основные формы направленности
Стоит выделить основные формы направленности личности в психологии:
- Установки. Как правило, это неосознанные состояния, которые характеризуют готовность человека к какой-либо деятельности. Обычно возникают при неоднократном повторении какой-либо ситуации, ее также называют установочной. Во время нее человек так или иначе реагирует определенным, естественным образом. Установка может сохраняться в течение длительного времени. Однако у каждого человека она сохраняется разный промежуток времени. Аналогично и с формированием.
- Влечения. Эти потребности частично осознаются, однако их причина для человека может оставаться неясной. Влечения можно понимать как своеобразный переходный этап, где потребность может усилиться, либо вообще угаснуть.
- Интерес. Так обозначается направленность к познанию новой информации или избирательное отношение к определенному объекту. Проявление потребности к познанию зовется интересом. У личности одновременно может быть огромное количество интересов, причем они могут отличаться по содержанию и глубине.
- Склонности. Дальнейшее развитие интересов. Выражается в сильной потребности в определенном занятии.
- Желания. Мотивы, основанные на осознанных потребностях, зовутся желаниями. Желания могут характеризовать отношение человека к объекту, которого он достичь не может и понимает это.
- Стремления. Это желания, у которых есть обдуманный план и способ достижения. Могут быть выражены в виде мечты, идеала, страсти.
- Намерения. В этом случае личность видит не только желаемые условия, но и все способы их достижения.
- Убеждения. Представляют собой совокупность потребностей, побуждающих человека действовать в соответствии своими принципами, взглядами и представлениями. Обычно убеждения основаны на знаниях личности о мире.
- Мировоззрение. Система взглядов на мир, с помощью которого формируется общественное бытие. Относится к главным регуляторам поведения человека.
Все эти формы так или иначе формируют свойства личности в психологии. Личность характеризуют побуждения, второстепенные и доминирующие. Вторые являются определяющими поведение человека, потому-то они и наиболее устойчивы.