Гуманистическая психология и теория личности А. Маслоу


Введение

В предыдущей статье мы уже упоминали об обстоятельствах, при которых в психологии возникло гуманистическое направление. Его важной особенностью была убежденность его последователей в том, что помимо базовых потребностей и потребностей в реализации животных инстинктов, любой человек обладает и совершенно другой мотивацией, а также, потенциалом к ее реализации.

Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые отличают его от животного, а именно такие вещи, как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному. Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.

Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу, пожалуй, наиболее известна.

Маслоу Абрахам Гарольд (1908 — 1970). Краткая биография

Абрахам Маслоу родился в США в 1908 году в семье бедных еврейских эмигрантов. Детство Абрахама было нелегким из-за непростых отношений с родителями и сверстниками. По его собственным словам сказанным впоследствии, такая личная история должна была непременно завершится психическими проблемами или еще более серьезными последствиями. Мальчик рос несчастным, покинутым и одиноким, а общение со сверстниками и понимание родителей ему заменяли библиотечные коридоры и книги.

Изначально образование планировалось отцом, поэтому молодой Маслоу поступает учиться на юриста в колледж, но довольно быстро понимает, что быть адвокатом не его призвание. Вскоре молодой человек поступает в университет в Висконсине, где получает степень бакалавра по психологии, а через несколько лет и доктора. Во время обучения Маслоу знакомится с Гарри Харлоу, известным американским психологом, в лаборатории которого он занимается исследованием доминантного поведения у обезьян.

Получив степень доктора, Маслоу возвращается в Нью-Йорк и остается там уже надолго, работая в Бруклинском колледже. Во время второй мировой войны, в США из Германии и Европы от нацистов бежит большое количество европейской ученой элиты, в том числе известнейшие психологи того времени, такие как Эрих Фромм, Альфред Адлер, Рут Бенедикт и другие, а Нью Йорк того времени становится психологической меккой всего мира, в таких условиях формируются научные взгляды ученого.

С 1951 года Маслоу руководит кафедрой психологии в Университете Брандейс и читает лекции. К этому периоду относится наиболее плодотворный этап его деятельности, именно в это время и происходит зарождение нового направления гуманистической психологии при существенном его вкладе.

В 1969 году Маслоу неожиданно уходит из университета и посвящает все время занятиями философией и экономикой, а в 1970 внезапно умирает от инфаркта.

Предпосылки теории Маслоу

Теория развития человека по Абрахаму Маслоу основывается на пяти гуманистических принципах, которые были изложены в предыдущей статье о предпосылках гуманистической психологии. А поскольку вершиной его теории является такое понятие, как стремление человека к самоактуализции, то естественно, что основной вопрос, который возникает к этой идее заключается в том, какими именно мотивами руководствуется человек, выбирающий подобный ориентир в своей иерархии ценностей. И наибольшее количество вопросов к новой тории потребностей возникало с точки зрения психоаналитической теории Фрейда, которая, на тот момент, занимала весьма авторитетную позицию в мировой психологии.

Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда, помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго. Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью с позиций психоанализа было невозможно.

Также, апеллируя к психоанализу, необходимо обратить внимание на тот факт, что в этой системе стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. Это означало, что во-первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во-вторых, вторичным, поскольку истинными, первичными потребностями человека, согласно учению психоанализа, были бессознательные стремления ИД.

В такой системе координат места для высшей и при этом, не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло. При всей недоказуемости положений психоанализа, логика Фрейда была, если и научно не безупречной, то вполне, очевидной и понятной.

С другой стороны, теория личности Фрейда была построена в основном на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.

В этом то и была основная претензия Абрахама Маслоу к психоанализу. Вполне логично он считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психически здоровых людей. Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.

Конечно это не означало отрицания очевидного факта существования психологических и психических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.

И таким ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.

Очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых реализация своих творческих и духовных возможностей и способностей, причем, что интересно и неожиданно, эта реализация предполагает частичный отказ (а иногда и весьма впечатляющий) от приоритета базовых потребностей. Кроме того, движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и нередким выходом за пределы, так называемой, зоны комфорта.

Итак, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то не является редкостью, что вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди претерпевают немало лишений. Эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь, хотя бы примерно, осведомлены о его трудностях и опасностях заранее. Несмотря на это, такие люди всегда есть и их немало. Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения сублимации базовой потребности ИД довольно затруднительно, особенно в тех случаях, когда эти базовые потребности уже были удовлетворены. И эти доводы, конечно же, ждали своих объяснений.

Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей.

Совершенно очевидно, что сначала у человека возникает потребность в чем-либо, а уже на базе этой потребности возникает импульс (желание) к ее удовлетворению. Это и есть мотивация.

Одно из основных положений теории Маслоу заключается в том, что человек постоянно чем то мотивирован, и почти никогда не бывает положения дел при котором наступает полное удовлетворение, а если такие ситуации и возникают, что бывает, то весьма ненадолго, и очень скоро возникает следующая потребность и так далее и так далее.

Обобщая этот тезис можно сказать, что по Маслоу, желания являются неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.

Другая важная часть этой теории говорит о том, что все потребности, стоящие в основе мотивации, имеют не приобретенную, а врожденную природу, и этот изначальный позыв человека (энергия желания) просто накладывается на внешние обстоятельства, которые и определяют сам предмет желания, или направление в котором разворачивается эта психическая энергия.

Третье важное предположение говорит о том, что эти стремления — мотивации существуют в условиях иерархии в силу наличия очевидных приоритетов.

Так например, потребность в дыхании несомненно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении естественно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду.

Все это означало, что желания (стремления к реализации потребностей) — ИЕРАРХИЧНЫ.

Вот какая иерархия потребностей в порядке очередности была предложена Маслоу.

— первичные физиологические потребности тела. — потребность в безопасности. — потребность в принадлежности к обществу и любви. — потребность в самоуважении. — потребность в самоактуализации.

На основе этой шкалы была создана известная пирамида потребностей Маслоу, согласно которой, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены (пусть и не полностью, но в основном), прежде чем возникнет хотя бы осознание наличия потребностей другого уровня, как необходимости. По мнению Маслоу, чем выше поднимался индивид по ступеням этой пирамиды, тем больше он реализовывал именно человеческие качества личности, и тем большим психологическим здоровьем он должен был обладать.

*В наше время, только ленивый не критиковал и не выражал свой сарказм по поводу пирамиды Маслоу, тем не менее, следует понимать, что такое отношение всегда происходит не от большого ума, а от глупости. Пирамида Маслоу, как и любая другая психологическая теория, не претендует на математически точную всеобщность, любая такая теория всегда приблизительна, но при этом, довольно точно описывает поведение статистически значимого большинства. В этом то и заключается специфика психологического подхода, в котором всегда есть исключения

Совершенно очевидно, что исключения из иерархии мотивов могут быть и они довольно многочисленны. Мир знает немало людей, которые во имя высоких идей подвергали себя лишениям, голоду и даже шли на смерть. По этому поводу Маслоу говорил, что некоторые люди, в силу своих индивидуальных особенностей, способны создавать собственную иерархию потребностей, отличающуюся от представленной. Это допущение было очевидным и хорошо согласовалось со второй позицией гуманистической психологии где утверждался тезис об уникальности каждой личности. Таким образом, сама природа человека говорила о неизбежности существования исключений в любой подобной теории.

Вызов, брошенный гуманистической психологией Маслоу традиционной науке

Применять традиционные научные методы и придерживаться объективности всегда труднее, когда объектами исследования оказываются люди. Из-за своего акцента на субъективном переживании и уважения к переживанию и развитию гуманистическая психология с особенным постоянством встает перед проблемой научного метода, который представляется неадекватным для изучения реально значимых феноменов. Маслоу четко сформулировал эту проблему и пошел дальше многих гуманистических психологов — во всяком случае, дальше Карла Роджерса — в оспаривании пригодности традиционной науки для изучения человеческой психологии.

Маслоу обвиняли в подмене научных наблюдений личными ценностями, в навязывании своего описания концепции самоактуализации. Имеется в виду, что его перечень характеристик самоактуализирующихся людей может быть попросту списком качеств, которыми Маслоу восхищался (ср.: McClelland, 1955). Например, его акцент не на разуме, а на мистическом, иррациональном опыте может отражать личную склонность (Daniels, 1988; М. В. Smith, 1973). Высказывалось мнение, будто ценности, представленные в иерархии потребностей, присущи исключительно западной культуре. Была предложена альтернативная иерархия, отражающая китайские ценности, в которой высшим уровнем является не индивидуальная самоактуализация, а «самоактуализация в служении обществу» (Nevis, 1983).

Очевидно, что концепция самоактуализации Маслоу наполнена смыслом, выходящим за рамки научной теории личности. Она была описана, как миф, для стимуляции индивидуального развития и социальных изменений (Daniels, 1988), хотя и ограниченный в способности поддерживать определенные политические программы (Prilleltensky, 1992; Sipe, 1987). Майкл Дэниелс описывает концепцию самоактуализации как «одну из самых оптимистичных и жизнеутверждающих [концепций], когда-либо высказывавшихся в психологии». Однако такая мифическая функция не укладывается в стандарты, которыми обычно оценивается научная теория личности.

Маслоу откликнулся на обвинения в отходе от традиционной методологии, в неподкреплении положений статистическими данными и в допущении столь вопиющего влияния ценностей на свою работу. Он заявил, что это его нисколько не смущает:

У меня есть секрет. Я говорю поверх голов стоящих передо мною людей, обращаясь к моей собственной, личной аудитории. Я обращаюсь к людям, которых я люблю и уважаю. К Сократу, Аристотелю, Спинозе, Томасу Джефферсону и Аврааму Линкольну. И когда я пишу, я пишу для них. Это ограждает меня от многого вздора (Maslow, 1968а).

В противоположность высказанной цели валидной научной теории, которая заключается в составлении прогнозов, Маслоу парадоксальным образом ожидал, что его подход сделает людей менее предсказуемыми. Гуманистическая наука повысит способность людей делать выбор и выражать свою спонтанность.

Конечно, Маслоу знал о силе научного убеждения. В своем предисловии к книге «К психологии бытия» (Toward a Psychology of Being} он о (Maslow, 1968b). Он считал, что его убеждения насчет человеческой природы, если они истинны, «обещают научную этику, естественную систему ценностей, суд последней инстанции в определении хорошего и дурного, правильного и ложного». Новая этика родится из его взгляда на людскую природу (Maslow, 1955; McClelland, 1955).

Маслоу (Maslow, 1968b) прозрел дальше своей психологии третьей силы с ее акцентом на человеческих ценностях.

Я… рассматриваю гуманистическую психологию, психологию третьей силы как переходную, как подготовку к еще более «высокой» четвертой психологии — трансперсональной, трансчеловеческой, с центром, пребывающим в космосе, а не в людских интересах и потребностях.

Принятие подлинно космической точки зрения отводит простым человеческим заботам неопределенную роль; вероятно, что Маслоу просто хотел привлечь внимание к возможности для высокоразвитых людей выйти за рамки своих индивидуальных потребностей ради универсальных ценностей типа истины и справедливости (Koltko-Rivera, 1998). Сегодняшним днем, с его осознанием глобальных планетарных проблем и конфликта между людскими желаниями и ограниченными планетными возможностями самосохранения, видение Маслоу «четвертой психологии» кажется пророческим. И все же он не убедил привычную психологию в необходимости отбросить традиционный научный метод ради его более даоски- рецептивной, интуитивной модели экспериенциального знания. Традиционный научный метод показал себя слишком ценным, чтобы даже многие преданные гуманисты отказались от него теперь во имя гуманизма ли, феминизма или постмодернистской мысли, или любого другого, популярного ныне нового образа мышления (Smith, 1994). В качестве эскиза направления, в котором должна двигаться психологическая наука, гуманистические изыскания в понимании Маслоу необходимо дополнить четкими операциональными определениями (McClelland, 1955; Rychlak, 1988), если они претендуют на преобразование психологии как науки. Многие гуманистические психологи активно разрабатывают методологию поиска — так чтобы исследование личности могло оставаться научным и не отбрасывать человека как целостное, здоровое, процветающее существо (Giorgi, 1992; Polkinghorne, 1992).

КАТЕГОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ

1. Физиологические потребности.

Это ряд потребностей, которые непосредственно связаны с нуждами физического тела и с его непосредственным выживанием. Без их удовлетворения у индивида быстро наступают серьезные проблемы, угрожающие здоровью и даже жизни. Это потребность в воздухе, в воде, в пище, сне, благоприятных климатических условиях, физической активности, а также, в стимуляции сенсорной активности (органов чувств). Понятно, что пока эти потребности не будут удовлетворены, речи о следующем уровне, в большинстве случаев, не возникнет. Ясно также и другое, что если на этом уровне не удовлетворена хотя бы одна потребность, то скорее всего, она очень быстро станет доминирующей и отодвинет другие на вторичную роль.

2. Потребность в безопасности.

Это потребность также весьма близка к первоочередным, ведь если вашей жизни, свободе или благополучию угрожает постоянная опасность, то вы вряд ли будете заняты чем то еще, кроме решения этой проблемы.

Что же решает проблемы безопасности личности?

По Маслоу это организация общества (государство, община, клан и т.п.), что, до некоторой степени, гарантирует некоторую стабильность условий существования, а именно, закон и порядок, относительную защиту при стихийных бедствиях, защиту от хаоса и определенные гарантии сохранения здоровья. В итоге, жизнь индивида становятся более предсказуемой, что способствует стабильному и качественному психологическому состоянию. Очень важно понимать связь между безопасностью и качеством психологического бытия человека.

В свое время сам Маслоу сделал на этот счет замечание о том, что определенные типы невротических состояний находятся в прямой зависимости от того, насколько личность ощущает себя в безопасности и как далеко она может прогнозировать события своей жизни.

3. Потребность к групповой принадлежности и любви.

Это следующий уровень потребностей начинает полноценно оказывать влияние на индивида после удовлетворения предыдущих двух.

Здесь на первый план выходит построение отношений с обществом и между отдельными людьми. Человек старается выстроить дружеские, семейные и общественные отношения, что способствует, решению проблем и на предыдущих двух уровнях, ведь нередко вопросы безопасности и физиологических ресурсов находятся в тесной связи с тем, насколько хорошо человек интегрирован в общество. Этот фактор приобретает намного большее значение в авторитарных и традиционалистких обществах, где человек весьма сильно зависит от общественного устройства и вынужден жить с оглядкой не только не закон, но и на многочисленные неписанные правила.

Также, очень важную роль в нашей жизни играет потребность в любви.

Здесь Маслоу выделил два типа любви дефицитарную (д-любовь) и бытийную (б-любовь).

Д-чувство основано на, так называемой, дефицитарной потребности, это означает, что ее источник лежит в сфере удовлетворения определенных насущных, нужд, например, потребности в сексе, в обществе, в сочувствии, в контакте, в привязанности, утешении и защите. По всему получается, что это чувство эгоистично и его источником является нужда личности в чем-либо, то есть, это чувство обусловлено теми факторами, на основе которых возникло. Это означает, что такая любовь всегда основана на ощущении принадлежности объекта чувств, к индивиду, эти чувства испытывающему. И это всегда чувство собственническое.

В противоположность первой, бытийная любовь (б-чувство) не обставлена таким количеством эгоистических условий, и была определена Маслоу, как любовь «бытия» другого человека, то есть, в ее основе стояло безусловное принятие человека таким, каков он есть. Отношения построенные на основе б-любви означали истинный союз двух людей, изначально поддерживающих друг друга в реализации высших потребностей. Конечно, в таких отношениях предполагается куда меньше эгоизма и чувства собственности. Характерной особенностью такого чувства является отсутствие негативных переживаний, когда партнер по какой то причине от вас уходит, ведь в основе б-любви естественным образом стоит уважение к свободе выбора другого.

*В связи с Б и Д чувствами важно не вдаваться в крайности — чувство к другому человеку всегда состоит из сочетания описанных факторов, а степень психологического и духовного развития индивида определяет их соотношение. Это также означает, что в совершенно чистом виде Б и Д чувства почти не встречаются.

4. Потребность в уважении.

Эту потребность Маслоу делит на две составляющие, а именно, на самоуважение и уважение со стороны других людей. Нетрудно понять, что самоуважение здесь первично, а уважение со стороны окружения лишь ее важная часть.

Реализация этой потребности означает для личности чувство удовлетворения собой, правильностью своего жизненного выбора, правильностью своих действий.

Здесь исключительно важен тот факт, что настоящее самоуважение может возникнуть, только на основании реальной значимости нашей личности, как для нас, так и для окружающих. Ведь нередко случается, что люди получают признание и уважение со стороны других, пользуясь не слишком честными методами. Таким образом полученное уважение не основано на реальной значимости личности и поэтому будет находится под постоянным вопросом, и, не приведет к реальному психологическому благополучию.

Понятно, что самоуважение для разных людей может быть основано на совершенно разных факторах и на выполнении разных условий. Так подростку важно, чтобы его принимали и уважали его сверстники, а человеку в возрасте важно признание его заслуг и достижений. Что касается перехода на следующий уровень, то Маслоу считал, что стремление к настоящей самоактуализации возникает лишь в зрелом возрасте, поскольку потребности в значимости и ценности для других людей и для себя самого в основном исчерпывают себя в тот момент, когда человек начинает реально понимать свою истинную значимость, а значит, более не нуждается в подтверждении ее со стороны.

5. Потребность в самоактуализации.

Маслоу понимал эту потребность, как стремление стать тем, кем ты можешь стать вследствие полной реализации своего врожденного потенциала и способностей. Это может быть, либо достижение вершины своих возможностей, либо, по крайней мере, истинная и честная попытка это реализовать.

Естественно, стремление к реализации этих возможностей требовало от личности понимания своего призвания и решимости это призвание воплотить, ведь такие ситуации часто требуют от человека ухода на новые неизведанные территории, что автоматически влечет за собой выход из зоны комфорта и определенный риск потери уже существующего положения, а часто и целый ряд новых и неожиданных проблем.

Стремление к самореализации может быть признаком только зрелой и состоявшейся личности, которая обладает необходимой решимостью и осознанием действительной ценности этой высшей потребности.

Самоактуализация в других теориях

Наибольший вклад в тему самоактуализации внёс Абрахам Маслоу, но стоит вкратце рассказать и о других подходах.

Американский психолог Карл Роджерс считал самоактуализацию той великой движущей силой, которая толкает человека на постоянное развитие. Полное раскрытие личности, по Роджерсу, характеризует:

  • открытость опыту;
  • способность прислушиваться к себе, а не идти на поводу у окружающих;
  • стремление жить полной жизнью;
  • высокий уровень творчества;
  • ощущение свободы.

Российский психолог Дмитрий Алексеевич Леонтьев утверждает, что самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей.

Таким образом, самоактуализация рассматривается в двух смыслах:

  1. Мотив для реализации своих возможностей, полноценного становления личности. То есть самоактуализация – это мотивация к развитию.
  2. Финальный этап этого становления. Вершина пирамиды, то, к чему приходят после удовлетворения всех насущных потребностей.

Что такое самоактуализация теперь понятно, но как её достичь?

Два типа мотиваций — дефицитарная и мотивация роста

Важным дополнением теории иерархических потребностей стало выделение двух основных глобальных мотивов личности — дефицитарных мотивов и мотивов роста.

До некоторой степени, здесь можно усмотреть аналогию с Д и Б любовью.

— Первая группа (Д-мотивы), означала стремление в основном к реализации двух первых ступеней пирамиды, это низкоуровневые потребности физиологии и безопасности.

Цели дефицитарной мотивации просты и очевидны — изменить существующие условия таким образом, чтобы они перестали вызывать психологическое напряжение или фрустрацию.

С другой стороны такое определение означает, что Д-мотивы вовсе не обязательно относятся лишь к первым двум ступеням. Так, стремление к Д-любви, также означает попытку реализации дефицитарного мотива. Желание секса, агрессивные порывы, стремление к власти и доминированию, уход от опасности, все это поведение также основано на потребности снять внутреннее напряжение или избавится от фрустрации, а значит представляет из себя дефицитарный мотив.

— Другая группа, так называемые мотивы роста, бытийные мотивы или (по Маслоу) — МЕТАПОТРЕБНОСТИ.

Связаны они со стремлением к реализации скрытых возможностей, стремлением к расширению опыта, его обогащению. Главной отличительной чертой таких мотивов является тот факт, что в отличии от д-мотивов, которые предполагают снятие напряжения, они связаны чаще с обратным, ведь новый опыт и освоение новых территорий, почти всегда связаны с увеличением этого напряжения (риск, неопределенность).

Р-мотивы занимают важную роль в жизни некоторых людей, именно они толкают людей на исследования новых территорий, на занятия небезопасными видами деятельности, на поступки, в основе которых лежит альтруизм и т.п. Если бы люди не были движимы этими мотивами, то не было бы многих географических и научных открытий, не было бы высотных восхождений, не было бы рискованных путешествий и т.п.

Как уже было сказано, в основе Р-мотивации, по мнению Маслоу, лежат метапотребности, вот некоторые из них — это стремление к целостности, совершенству, активности, красоте, истине, чести, опоре на свои собственные силы и т.п.

Важным предположением было то, что он считал эти потребности для человека значимыми в одинаковой степени, то есть между собой они находились вне ценностной иерархии.

Следующей идеей, о которой уже упоминалось ранее, стала гипотеза о едином биологическом источнике как дефицитарных потребностей, так и метапотребностей. А это означало важный факт, что последствия игнорирования последних также могли иметь весьма негативные для личности психологические последствия, а именно, в истоках неудовлетворенности, депрессивных состояний и неврозов могли стоять именно они.

Из этих выводов следовало, что если человек хочет иметь психологическое здоровье, то он неизбежно должен заниматься и самоактуализацией.

Однако, вставал важный вопрос — почему подавляющее большинство людей эти потребности игнорирует?

Маслоу ответил на него так — причина в том, что они не осознаются человеком как истинная потребность, в отличие от потребностей дефицитарных. Когда мы голодны, мы всегда знаем об этом, когда мы чувствуем холод то стремимся от него избавится, поместив тело в тепло, но мы никак не можем знать о том, что нам не хватает, более глубокого переживания какой то знакомой или даже не знакомой нам эмоции. Причина очевидна — мы не можем знать того, чего в нашей еще жизни еще не было и тем более, мы не можем знать потенциальной ценности не известного нам переживания, например переживания от восхождения на вершину горы или прыжка с парашютом, то есть того, что мы никогда не делали.

Метапотребность всегда лежит в будущем, на незнакомой нам территории.

Важный вывод — в большинстве случаев человек не осознает что его метапотребности не удовлетворены, но, к сожалению, это не делает их менее значимыми в нашей жизни.

Маслоу считал, что депривация метапотребности может иметь глубокие негативные последствия в жизни человека, вплоть до психического расстройства личности. Психологические проблемы, вызванные подобной депривацией, Маслоу назвал МЕТАПАТАЛОГИЯМИ, по его мнению, сюда входили такие расстройства как апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, антипатия, дезинтеграция, эгоизм и т.п.

А вот черты, которые могут возникнуть у человека вследствие психопатологий высшего уровня — это неспособность к глубоким чувствам, ориентация исключительно на потребление, неуважение к высшим ценностям и не принятие их в расчет, стремление жить лишь одним днем, пренебрежение к этике и т.п. Не правда ли знакомая в нашей жизни картина?

Человек с метапатологиями, как правило, даже не знает о своих проблемах, чаще всего они проявляются как смутное ощущение нехватки чего то важного в жизни, чувстве общей неудовлетворенности. Причины же таких негативных ощущений люди склонны искать в нехватке привычных ценностей, неблагоприятных внешних обстоятельствах, злонамеренных действиях других людей и т.п.

Все это серьезное препятствие на пути полноценного развития личности и достижения ей самоактуализации.

Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, лидер бихевиористского направления управленческой мысли.

А. Маслоу родился в Бруклине. Получив психологическое образование, первоначально занимался изучением социального поведения приматов. Докторская степень по психологии была присуждена А. Маслоу в университете штата Висконсин. Преподавательскую карьеру начал в Бруклинском колледже, впоследствии стал профессором социальной психологии и деканом факультета психологии в Университете Брандейса. В 1967–1968 гг. занимал пост президента Американской психологической ассоциации.

Основные работы: «Теория человеческой мотивации» (1943), «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962), «Эупсихическое управление» (1965), «Психология науки» (1967).

Теории А. Маслоу сформировались под влиянием достижений различных научных дисциплин: антропологии, биологии, клинической психологии и психоанализа. По мнению многих ученых, главный вклад исследователя в управленческую науку связан с разработкой теории иерархии потребностей, известной как пирамида потребностей.

Теория мотивации. А. Маслоу сформулировал новую теорию мотивации, в которой изложил свой взгляд на понимание механизмов поведения человека. В отличие от сторонников школы научного управления, он утверждал, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.

В своей теории А. Маслоу исходил из того, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека. По мнению А. Маслоу, человек имеет множество различных потребностей. Условно их можно разделить на базовые и метапотребности.

Базовые потребности постоянны и располагаются согласно принципу иерархии. Их можно разделить на пять основных категорий (уровней)[408]:

1. Физиологические потребности. Они необходимы для ежедневного существования человека (потребности в еде, питье, сне, одежде, жилище и т. п.). Их интенсивность превосходит стремление к насыщению любых других потребностей более высокого уровня, но только при условии их неудовлетворенности[409].

2. Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности). Она включает в себя потребности в защите от агрессии со стороны окружающей среды, стабильности, порядке, законе и уверенности в завтрашнем дне. Эта потребность более отчетливо проявляется у детей, а у взрослых носит, как правило, скрытый характер. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в критической ситуации.

3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности). Для человека характерно стремление к принадлежности к определенной социальной группе и взаимодействию с другими людьми, входящими в нее. Этого уровня А. Маслоу первоначально определял только как потребность в любви, а позднее добавил и потребность в социализации.

4. Потребность в признании (престижные потребности). Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижения»: самоуважение, уверенность, компетентность. Во второй класс – потребность в уважении со стороны окружающих, признании личных достижений человека и их высокой оценке, завоевании высокого статуса, славы, служебном росте и лидерстве в коллективе.

5. Потребности в самоактулизации (духовные потребности). Духовные потребности предполагают самореализацию личности, наиболее полное использование знаний и способностей, стремление к самовыражению через творчество.

Если предшествовавшие перечни потребностей подразумевали, что человек, испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать другую, то А. Маслоу подчеркивал, что отношения между потребностями не подчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, они так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно. Схематично иерархия базовых потребностей представлена на рис. 11.1.

Рис. 11.1. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Для удовлетворения базовых потребностей, по мнению А. Маслоу, необходимо несколько социальных условий: свобода слова, выбора деятельности, свобода самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком.

В отличие от базовых потребностей, ценность метапотребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. К метапотребностям относятся: потребность в справедливости, благополучии, единстве социальной жизни и т. д.

А. Маслоу указывал, что метапотребности составляют единство с фундаментальными, базисными потребностями. Отсутствие единства этих потребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в недостатке ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни.

Попытки классификации потребностей предпринимали многие ученые, однако только А. Маслоу рассматривал группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности, кроме того, он выявил законы построения потребностей и движущие силы мотивации. Не потребности сами по себе являются мотиваторами поведения, а степень их удовлетворения. Движущей силой мотивации является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-либо потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения вновь появившейся потребности, и т. д.

А. Маслоу сформулировал основные принципы, характеризующие природу человека:

1) потребности людей никогда не могут быть удовлетворены абсолютно;

2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждают человека к действию;

3) существует иерархия потребностей.

Согласно разработанному А. Маслоу принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В отличие от предшествующих теорий мотивации, в которых физиологические потребности являлись отправной точкой мотивации, у А. Маслоу они представляются относительно изолированными и используются в качестве «каналов» для других, более высоких или сложных потребностей. Хотя неудовлетворенная потребность и играет первостепенную роль, но после ее удовлетворения она уже не может доминировать, а существует только потенциально, с акцентом на движение вперед – к более высоким потребностям[410]. При этом все потребности функционируют циклически: повторяются через определенный промежуток времени.

Потребности низших уровней присущи всем людям примерно в равной мере, а высших уровней – в неодинаковой степени. Высшие потребности помогают дифференцировать индивидов и имеют большое значение для формирования ценностных ориентаций личности человека.

Высшая потребность человека – самореализация. Потребности самоактуализации не имеют достаточно четкого определения и отражают широкий спектр культурных и индивидуальных различий. По подсчетам А. Маслоу, самоактуализирующиеся и самореализующиеся личности составляют около 1 % населения. Они представляют собой пример психологически здоровых личностей и служат эталоном для большинства людей. Именно самореализующимся личностям присущи метапотребности.

Изучая мотивацию развития личности, А. Маслоу сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям[411]:

1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Для самоактуализированных людей характерно адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, отсутствие страха перед неизвестностью и неопределенностью.

2. Приятие (себя, других, природы). Самоактуализированные люди принимают человеческую природу такой, какая она есть, не приукрашивают реальность, для них свойственно отсутствие искусственных, защитных форм поведения (лицемерие, ханжество, фальшь и притворство), а также неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность, простота и естественность. Самоактуализированные люди достаточно спонтанны в своем поведении и предельно спонтанны в своей внутренней жизни, мыслях, при этом соблюдают установившиеся ритуалы, традиции, церемонии, однако относятся к ним с добродушной усмешкой.

4. Служение. Это предполагает акцентирование внимания на проблемах внешнего порядка, решение фундаментальных вопросов (жизнь в глобальной системе координат). Такие люди заняты не самоанализом, а своей жизненной миссией или призванием. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента.

5. Отстраненность, потребность в уединении. Для таких людей характерна склонность к одиночеству, они занимают позицию отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям внешней среды.

6. Автономия, независимость от культуры и среды, воля и активность. Это означает высокую устойчивость под воздействием деструктивных сил, способность к самовосстановлению, независимость от мнения других. При этом автономность предполагает самоопределение, способность к принятию ответственности, активный поиск решений.

7. Свежий взгляд на вещи. Самоактуализированные люди просто радуются жизни, находят каждый раз новое в уже известном.

8. Мистические переживания и высшие переживания. Ощущение исчезновения собственного «я», предельная концентрация и погруженность в проблему.

9. Чувство идентификации с человечеством в целом.

10. Межличностные отношения. Самоактуализированный человек способен полностью сливаться с близким, становиться его частью. Характерно отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность. Это проявляется в уважении к любому человеку, готовности учиться у других.

12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Самоактуализирующиеся личности ведут себя высоконравственно, остро чувствуют добро и зло. Они ориентированы на цели и умеют получать удовольствие от процесса.

13. Философское чувство юмора. Такие люди относятся с юмором к жизни в целом, к своей профессиональной деятельности, к самим себе.

14. Креативность. Эта черта понимается как способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, она не зависит от того, чем занимается человек, и появляется во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15. Сопротивление культурным влияниям, трансценденция культуры. Самоактуализированные люди не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое.

Таким образом, по мнению А. Маслоу, самоактуализирующуюся личность отличает индивидуальная установка по отношению к окружающей действительности. А. Маслоу не идеализирует подобную личность, подчеркивая, что она также подвержена недостаткам, неправильным поступкам, упрямству, раздражительности, невниманию к окружающим.

Концепция иерархии потребностей А. Маслоу послужила основой многих моделей мотивации труда. В соответствии с его учением, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности будет возрастать, что, в свою очередь, будет способствовать росту производительности труда. Управление должно выявлять потребности работника и использовать соответствующие именно этим потребностям методы мотивирования.

Концепция просвещенного менеджмента. На основе дневниковых записей А. Маслоу начала 1960-х гг. была выпущена книга, получившая в первом издании название «Эупсихическое управление». В России она была переиздана под названием «Маслоу о менеджменте». В этой работе представлены взгляды ученого на такие проблемы менеджмента, как: формирование новой просвещенной экономики и менеджмента, лидерство, различие стилей руководства на разных уровнях управленческой иерархии, психологические характеристики менеджеров и предпринимателей, социальное совершенствование и самоактуализация личности.

Автор отмечал, что по мере развития экономики и общества, роста уровня образования и психического здоровья людей происходит отказ от прежних авторитарных форм управления и увеличивается потребность в использовании методов просвещенного управления, которые становятся главным условием победы в конкурентной борьбе. Эупсихичный, или просвещенный менеджмент представлялся ему характерной приметой будущего.

А. Маслоу выделил 37 характерных черт и принципов просвещенной управленческой политики[412]. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.

• Доверие к людям, учет индивидуальных различий работников.

• Предоставление работникам наиболее полной и релевантной информации о ситуации в организации.

• Постоянное стремление работников к совершенствованию и самоактуализации. Учет того, что люди в организациях не ограничиваются удовлетворением только потребности в безопасности. Работники должны получать осмысленные задания, в результате чего даже самая рутинная работа будет рассматриваться как путь к достижению некой значимой цели.

• Отказ от доминантно-субординационной иерархии или авторитаризма.

• Замена поляризации и дихотомий любого рода на принцип иерархической интеграции. Учет того, что все сотрудники преследуют одни и те же управленческие цели и ассоциируют себя с ними, вне зависимости от места, занимаемого ими в организации или в иерархии.

• Формирование отношений между членами организации на основе доброжелательности, а не соперничества или зависти. Акцент на хорошей командной работе, дружбе, коллективном духе, общности интересов и любви.

• Наличие синергизма. Синергизм А. Маслоу определяет как культуру, в рамках которой то, что полезно для индивида, выгодно и обществу. Культура с высоким уровнем синергизма характеризуются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью, а основными чертами культур с низким уровнем синергизма являются конфликтность и низкая мораль, при которых успех одного оборачивается неудачей для всех остальных.

• Беспристрастность и объективность оценки способностей и умений не только работников, но и управленцев.

• Свобода в выражении несогласия, недовольства и раздражения.

• Отношение работников к своему начальнику с любовью (а не с ненавистью), с уважением (а не с презрением). Хотя большинство людей хотели бы не бояться других, они, однако, предпочитают боязнь презрительному отношению к своему начальнику.

• Рассмотрение работников как квалифицированных, сильных, способных справляться со сложными заданиями и предпочитающих ответственность зависимости и пассивности. Работники должны чувствовать себя уважаемыми и востребованными со стороны организации. В организациях, применяющих просвещенную систему управления, работник стремится быть не просто пассивным помощником, дополнением или «орудием», а движущей силой развития организации.

Однако, как замечает А. Маслоу, подобный тип людей не является универсальным, поэтому на предприятии необходимо совершенствовать систему подбора персонала.

По мнению А. Маслоу, его теория эупсихического управления соответствовало концепции «продвинутых человеческих существ Теории Y» Д. Макгрегора и современному уровню развития США. Использование принципов просвещенного управления должно было способствовать успеху в самых разных сферах, в том числе и в финансовой, и приведет к построению лучшего общества. При этом ценность методов просвещенного менеджмента определяется не только производственным поведением, количеством и качеством производимого продукта, но и «побочными» проявлениями. К последним А. Маслоу относил формирование более совершенных личностей, готовых к альтруизму, помощи другим и нетерпимых к несправедливости[413]. По сути, он стремился к трансформации своего подхода в религиозную концепцию в духе современной религии New Age («Новая эра»)[414].

В 1968 г. А. Маслоу предложил ввести в теорию менеджмента концепцию «Теории Z». Он исходил из того, что люди, достигшие определенного уровня экономической безопасности, стремятся к новым ценностям, они хотят, чтобы работа позволяла человеку раскрывать свои творческие потенции. А. Маслоу писал, что «по мере развития личности деньги постепенно теряют свое относительное значение, в то время как всё большую значимость начинают приобретать другие, развитые формы вознаграждения (метавознаграждение). Даже в тех случаях, когда денежное вознаграждение продолжает сохранять внешнюю значимость, она может быть связана не с собственным его значением, но с его символическим смыслом, который может являться отражением статуса, успеха, самооценки»[415].

А. Маслоу обратил внимание на то, что при найме на работу квалифицированных и административных работников важными для них являются не только деньги, но возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Для таких работников особую значимость приобретают высокий статус компании, хорошие условия труда, дружественная атмосфера, независимость, автономность и возможность реализации собственных идей. По его мнению, США превращаются в управленческое сообщество, а в сфере производства происходит увеличение влияния гуманистических позиций.

А. Маслоу настаивал на создании таких организаций, в которых человек получает возможность для наиболее полной реализации своего истинного потенциала. Большую роль в этом должен сыграть руководитель. По мнению исследователя, власть нельзя доверять человеку, который ищет власть ради власти. В большинстве ситуаций лучшим руководителем и лидером будет тот, кто ближе к самоактуализации, кто сумел удовлетворить все

свои базовые потребности, добиться признания и уважения.

Теория лидерства. А. Маслоу предложил новый подход к оценке лидерства и его организующей роли[416]. Он выделял D-лидерство – стремление к власти над другими людьми – и В-лидерство (руководство второго уровня, или функциональное лидерство) – стремление к власти, которая может позволить решить задачу. В D-лидерстве индивид сам стремится к занятию командных постов. Как правило, D-руководитель недооценивает или игнорирует объективные потребности группы, ситуации или работы.

В В-лидерстве подчиненные предоставляют руководителю власть добровольно и осознано, поэтому между группой и лидером устанавливаются доверительные отношения. То, что человек не стремится к лидерству, говорит в его пользу. В производственной ситуации В-лидером является тот, кто лучше других может справиться с работой или организовать выполнение задания лучшим образом. В-лидер должен уметь отдавать приказы, быть сильным и властным.

С понятием В-лидерства связано понятие В-власти, т. е. власти, необходимой для реализации ценностей второго уровня (В-ценностей): истины, блага, красоты, справедливости, совершенства, порядка и т. д. В-власть позволяет построить лучший мир или сделать его совершеннее. По аналогии А. Маслоу вводит понятие В-последователя – работника, настолько отождествляющего себя с поставленной задачей, что ему хочется выполнить соответствующую работу наилучшим образом. В некоторых ситуациях В-последователь может превратиться в В-лидера.

Требования, предъявляемые к В-последователю и В-лидеру, примерно одинаковые. К ним относится: способность выполнять работу лучше других, возможность лучше отслеживать ситуацию и контролировать ход работы, наличие особой психологической предрасположенности, означающей умение радоваться успехам и самоактуализации других людей. Этим требованиям должен отвечать и хороший менеджер. Кроме того, А. Маслоу подчеркивает наличие связи между психологическим здоровьем и характеристиками лучших менеджеров, контролеров и т. д.

По мнению А. Маслоу, хороший менеджер должен уметь соответствовать «объективным требованиям объективной ситуации»[417]. Это предполагает выстраивание управленческой политики с учетом особенностей поведения различных социальных групп и типов личности. Такой подход распространяется на сферу экономики, политики, образования, семейные, дружеские отношения и т. д. Например, недопустимо в полной мере использовать американские политические ценности и принципы управления в странах с иной историей, культурой, с иными индивидами. Также по отношению к авторитарным личностям А. Маслоу считал, что целесообразнее использовать силовые методы воздействия, а когда характер работника будет действительно меняться и он сможет работать в условиях, предполагающих надежность и самостоятельность, тогда можно будет попытаться использовать более демократический стиль управления.

Идеи А. Маслоу уже более пятидесяти лет остаются популярными среди теоретиков и практиков управления. Однако его концепции мотивации, иерархии потребностей, принципов управленческой политики содержат ряд спорных и дискуссионных моментов.

Основные положения теории иерархии потребностей не получили подтверждения в научных исследованиях. Критики его теории мотивации указывают на следующие моменты:

• отсутствие эмпирических подтверждений;

• отсутствие четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей;

• недостаточный учет индивидуальных различий людей, того, что потребности по-разному проявляются в зависимости от пола, возраста работника, его положения в организации, содержания работы и т. д.;

• невозможность для рядового сотрудника точного определения своего собственного уровня потребностей;

• сложность разработки для менеджеров эффективных методов мотивации, основанной исключительно на теории иерархии

потребностей;

• недостаточный учет влияния организационных, социальных, экономических и политических факторов на поведение индивида;

• распространение на всё общество результатов клинических исследований невротиков.

Несмотря на это, с момента опубликования концепции мотивации в 1943 г. и примерно до 1970-х гг. А. Маслоу считался ведущим теоретиком в области мотивации, а большинство более поздних теорий мотивации в той или иной степени также основывались на его идеях.

_____________________________________________________________________________________________________________________

[408] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 77–101.

[409] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 510.

[410] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 509.

[411] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 224–252.

[412] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 53–82.

[413] Там же. С. 164.

[414] Голубев К. И. История менеджмента: тенденция гуманизации. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2003. С. 66.

[415] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 121.

[416] Там же. С. 219–228.

[417] Там же. С. 145.

Выходные данные учебного пособия:

История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.

Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»

Два образа жизни — дефицитарный и мета-образ

Исходя из наличия двух различных типов мотивации, было логично предположить, что поведение людей, ориентированных на каждый из этих типов, будет различаться, и в течении жизни они будут стараться реализовать разные стратегии поведения.

Эти два разных пути воплотились в понятии — о двух принципиально различных образах бытия, по аналогии с определяющими мотивациями, это дефицитарный и бытийный образы жизни.

Дефицитарный образ существования означает, что основная мотивация такого человека направлена на снижение психологического напряжения и удовлетворение импульсивных потребностей.

Как утверждал Маслоу, подобный человек является обычным респондентом, который, более или менее автоматически, реагирует на стимулы — позитивные и негативные подкрепления. Такой индивид, как правило, склоняется перед обстоятельствами — требованиями социального окружения и живет каждодневной рутинной жизнью, считая это совершенной нормой (все так живут). Типичное поведение д-респондента — отсутствие серьезного отношения к чему бы то ни было, стремление к приятным вещам и событиям, отторжение неприятного, формальное выполнение своей работы, отсутствие настоящего вдохновения в любом виде деятельности, потребительское отношение к окружающим людям и т.п. Благополучие здесь состоит в чувстве безопасности и удовлетворения своей жизнью. Такие люди всегда предпочитают синицу в руках и искренне недоумевают, когда встречаются с другими видами поведения.

В отличие от Д-жизни, Б-жизнь можно определить, как сознательные усилия по реализации максимума своих способностей и талантов, характерными чертами такой жизни является личное творчество, постоянный поиск, готовность идти на риск и дискомфорт ради достижения цели. Награда за такой образ жизни — новые и более глубокие переживания счастья, глубокого смысла существования, единства с миром.

Очень важной частью б-жизни по Маслоу является его концепция ВЕРШИННОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ.

Это особый вид эмоционального опыта, переживаемый личностью как восторг, экстаз и благоговение. Такие переживания часто становятся причиной глубоких перемен в личности человека и могут повлечь радикальные изменения в жизни и в отношении к ней.

Одним из результатов такого переживания может стать состояние завершения, когда человек чувствует полную завершенность во всем и более не желает идти к каким либо целям и личным достижениям, находя счастье и покой в простой человеческой деятельности.

Несомненно, в этой идее можно уловить очевидное сходство с религиозным (мистическим) опытом и его результатами.

Согласно Маслоу, подобные переживания и путь к ним и являются характерными чертами подлинного бытия, к которому и следует стремится любому человеку, и только это способно дать личности подлинную награду в виде переживания единства всего сущего и осознания себя в этом единстве.

Похожие идеи и концепции, в более или менее явном виде, присущи всем направлениям гуманистической психологии, но, что более важно, помимо только теоретического воплощения, эти идеи во многом легли и в основы концепций гуманистического подхода по работе с клиентом.

Например, такой системы, как клиент-центрированная терапия Карла Роджерса.

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ — ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ КАРЛА РОДЖЕРСА

Я-концепция

Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру — Я-концепцию. Я — символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. «Я-концепция — это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы на довербальном уровне… Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я».

В структуру Я входят разные ценности: 1) непосредственно переживаемые организмом («Я воспринимаю своих родителей как людей, недовольных моим поведением») и 2) интроецируемые у других, но в своем искажении воспринимаемые как собственные, непосредственные («Я воспринимаю свое поведение как неудовлетворительное»). Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажать свой опыт.

Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются в отношении самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности.

Я-концепция характеризуется:

  • областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);
  • структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;
  • конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е.наличием соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;
  • защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;
  • напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;
  • уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;
  • реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Основанием невроза служит рассогласование, не конгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его «Я-концепции», самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней.

В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или «клиент-центрированной» психотерапии. Позднее термин «клиент-центрированная психотерапия» был заменен более подходящим — понятием «личностно-центрированная терапия». Роджерс полагал, что новое название будет в большей степени подходить для описания человеческих ценностей и взаимной зависимости, представления о которых лежали в основе разработанного им подхода, и что это название можно будет применять в других областях знания помимо консультирования и психотерапии . Именно этот акцент на субъективном, перцептивном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина. Восприятие рассматривается как их версия действительности.

Основными условиями личностно-центрированного подхода являются — эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента.

Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность — это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]