Проблемы социализации личности в современном обществе
Проблема социализации личности, несмотря на ее широкое освещение в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни, влияют на личность, ее среду обитания, ее внутреннее состояние. Как утверждает С.Л. Рубинштейн, личность «…это не только то или иное состояние, но и процесс, в ходе которого изменяются внутренние условия, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий». При этом механизмы, содержание, условия социализации личности, которые подвергаются значительным изменениям, вызывают столь же интенсивные изменения в образованной личности.
Современный человек постоянно находится под воздействием множества факторов: как техногенных, так и социального происхождения, которые вызывают ухудшение его здоровья. Физическое здоровье человека неотделимо от психического здоровья. Последняя, в свою очередь, связана с потребностью человека в самореализации, то есть обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только тогда, когда обладает достаточной степенью психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточной пластичностью, душевной гармонией, позволяющей ему адаптироваться к обществу, соответствовать его требованиям. Психическое здоровье является необходимым условием для успешной социализации личности.
Статистика показывает, что в настоящее время в среднем только 35% людей свободны от психических расстройств. Прослойка людей с преморбидными состояниями в популяции достигает значительных размеров: по данным разных авторов — от 22 до 89%. Однако половина носителей психиатрической симптоматики самостоятельно адаптируются к окружающей среде.
Успех социализации оценивается по трем основным показателям:
(a) человек реагирует на другого человека как на равного себе;
б) индивид признает существование норм в человеческих отношениях;
в) человек признает необходимую степень одиночества и относительной зависимости от других людей, то есть существует определенная гармония между параметрами «одинокий» и «зависимый».
Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я — другие». Однако все реже встречаются люди, отвечающие этим требованиям. Все чаще мы сталкиваемся с проявлениями инвалидной социализации, особенно среди молодого поколения. Как показывают результаты исследований последних лет, несмотря на расширение сети психологических служб, детей с нарушениями поведения, отклонениями в развитии личности меньше не становится.
Таким образом, проблема агрессии в подростковой среде сохраняет свою практическую актуальность. Она безусловна, агрессия врожденна в каждом человеке. Его отсутствие приводит к пассивности, попустительству и конформизму. Однако его чрезмерное развитие начинает определять все формы личности: он может стать противоречивым, неспособным к сознательному сотрудничеству, и, следовательно, осложняет комфортное существование человека среди окружающих его людей.
Еще одна проблема, которая волнует общественность, — это нарушение социальных норм и правил молодыми людьми и их нежелание следовать им. Это само по себе является проявлением нарушения процесса социализации. Появляется все больше детей, которые относятся к группе девиантной молодежи. Еще одной проблемой современного общества является увеличение числа самоубийств среди детского населения. Масштаб проблемы гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Ведь, как правило, в статистику попадают реализованные попытки ухода из жизни, но еще большее количество людей со склонностью к суицидальному поведению не учитывается.
Стадии процесса социализация личности по Эриксону
Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:
1 | Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка. |
2 | Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности. |
3 | Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем. |
4 | Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности. |
5 | Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание |
6 | Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным. |
7 | Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми. |
6 | Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него. |
Конечно же, данная тема намного широка и интересна, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.
Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!
Особенности социальной ситуации развития подростка в современном обществе
Культурно-исторический подход Л. С. Выготского, которая впоследствии была развита в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, П.Я. Яковлева и др. Гальперина, Л.И. Божович, получила дальнейшее развитие, задает четкие ориентиры для понимания содержания, условий и движущих сил психического развития, включая подростковый и юношеский возраст. Психическое развитие рассматривается как процесс приобретения культурно-исторического опыта. Структура психологического возраста как культурно-исторической формы описания онтогенетического развития включает в себя социальную ситуацию развития, направляющую деятельность и специфические для психологического возраста новообразования.
Социальная ситуация развития в понимании Л.С. Выготского — это «…совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительные, единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей, прежде всего, социальной действительностью». Содержание социальной ситуации развития определяет образ жизни ребенка, его социальное бытие, создает условия для развития основных психологических новообразований возраста. Общение является необходимым условием психического развития ребенка; формирование и развитие психологических новообразований возраста происходит в деятельности.
Идея динамической системы отношений «индивид-среда», изменяющейся во времени, утверждает и в зарубежной психологии развития важность взаимодействия ребенка с социальной средой как ключевого момента развития. Разнообразие социальных контекстов, составляющих социальную среду, порождает разнообразие траекторий индивидуального развития ребенка.
Соотношение понятий «социальная ситуация развития» и «динамическая система отношений индивида и среды» позволяет выделить два важных определения: во-первых, значимость социальной среды как системы социальных контекстов в качестве источника социализации и психического развития ребенка; во-вторых, роль активности самого ребенка, который определяет вектор развития, ставя цели и достигая их на основе саморегуляции. Неразрывное единство, взаимосвязь и взаимодействие ребенка с социальной средой позволяют рассматривать в качестве объекта психического развития не индивида — изолированного ребенка, а ребенка в системе его социальных и межличностных отношений со взрослым и сверстником. Таким образом, социальная ситуация развития как отношения между ребенком и окружающей его социальной реальностью становится решающей для его психического развития.
Социальная ситуация развития в подростковом и молодом взрослом возрасте характеризуется двумя особенностями:
- Сфера значимых отношений смещается в сторону группы сверстников;
характер развития меняется от развития как преимущественного приобретения социокультурного опыта к развитию как саморазвитию, в котором особое значение приобретает активность подростка — субъекта развития.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте смещает фокус значимых межличностных отношений: Отношения со сверстниками (группа сверстников) находятся на первом плане, отношения с родственниками (родителями) и социальными взрослыми (учителями) — на втором. Подростки связаны со сверстниками через близкие межличностные отношения (друзья, парни) и социальные отношения (одноклассники, знакомые со двора или секций, кружки). Традиционно референтная группа сверстников состоит из подростков одного возраста, но важным становится не хронологический возраст, а общность интересов, переживаемых эмоций, разделяемых событий и разделяемого смысла явлений, предметов и действий. По мере взросления подростков группа сверстников становится неоднородной по возрастному и гендерному составу, в ней есть старшие и младшие участники, юноши и девушки, решающие одни и те же задачи развития. Смещение фокуса значимых межличностных отношений часто становится эмоционально сложным, что приводит к непониманию, гневу, раздражению и конфликтам в сфере детско-родительских отношений, которые претерпевают значительные изменения в подростковом возрасте.
Виды социализации
Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.
Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:
Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами. Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной. Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников. Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами
В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми)
Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции. Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках. Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.
Социология подросткового возраста
Социология старости занимается изучением особенностей возрастной структуры общества с точки зрения вовлеченности индивида в различные социальные отношения, систему исполняемых социальных ролей и социальных групп.
Социология подросткового возраста рассматривает различные типы возрастов. Обратите внимание, что эти возрасты частично совпадают с идеями Л.С. Выготского, который особо выделял психологический возраст как единицу анализа развития. В контексте социологии существует четыре типа возраста, которые необходимо изучать: хронологический, физический, субъективный и символический.
Хронологический возраст определяется количеством лет, прошедших с момента рождения человека. В культуре он имеет особое значение и используется для определения правового и социального статуса, особенно в публичной сфере. Хронологический возраст используется в качестве основного параметра для достижения совершеннолетия и приобретения всех гражданских прав и обязанностей (18 лет для граждан Российской Федерации). Удобство использования хронологического возраста в качестве критерия взрослости заключается прежде всего в объективности определения ключевых точек развития: 6-7 лет — начало обучения в школе, 16-17 лет — окончание обучения в школе, 18 лет — возраст совершеннолетия и т.д.
Физический возраст определяется путем оценки уровня физического и соматического развития. Различают две формы физического возраста: биологический (медицинский) и контекстуальный. Биологическая линия учитывает зрелость и особенности функционирования человеческого организма, пубертатное развитие. Контекстуальный возраст связан с социальными оценками возраста человека, основанными на его внешности и поведении. В подростковом возрасте часто возникает промежуток между этими возрастами, когда внешность и физическое развитие вступают в диссонанс с уходящим возрастом.
Субъективный возраст — это самооценка человеком своего возраста в сравнении с другими, которая может варьироваться в различных ситуациях и во многом определяется социальным контекстом взаимодействия. Отдельной формой субъективного возраста является физически воплощенный возраст, который связан с переживанием своего возраста через чувства и эмоции, связанные с телесностью.
Воплощенный возраст связан с социальными ожиданиями в отношении определенных форм поведения, навыков и способностей, которые «необходимы» для данного возраста. Выражение взрослости подростками может принимать форму, например, употребления алкоголя, курения, ношения взрослой одежды и т.д. — Все вещи, которые выступают в качестве символов взрослой жизни. Такое понимание близко к концепции символизации старения, используемой И. С. Куном. Концепция символизации возраста предполагает описание социальных представлений о том, как происходит (должен происходить) рост, развитие и переход индивида с одной возрастной стадии на другую. Модели поведения, предписанные культурой и обществом, имеют определенную степень психологической легитимности для возраста человека. Из-за асинхронности в достижении различных возрастов в подростковом возрасте уровень развития и поведения подростков далеко не всегда совместим с требуемой системой социальных норм, регулирующих статус взрослости, что проявляется в том, что переживание чувства взрослости не получает социальной поддержки. Система представлений возрастного символизма, как пишет И. С. Кон, включает в себя:
- нормативные критерии возраста;
- возрастные характеристики или возрастные стереотипы;
- Символизация процессов старения;
- Возрастные ритуалы;
- Возрастная субкультура.