Процесс социализации: что это?
Определение 1
Социализация выступает в качестве одного из процессов освоения человеком определенной системы норм и ценностей, а также знаний. Именно эта система позволяет ему в дальнейшем осуществлять успешную жизнедеятельность, а также функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя целенаправленное воздействие на личность, то есть это в первую очередь воспитательный процесс.
Этапы социализации совпадают с возрастными характеристиками и особенностями человека. Сегодня исследователи выделяют два ключевых этапа социализации:
- Первичная социализация индивида;
- Вторичная социализация индивида.
Первичная социализация индивида связана с приобретением самых элементарных, первоначальных знаний о культуре и окружающем мире. Индивид осваивает начальные представления о мире, а также о характере его взаимоотношений с другими людьми. В особой степени важным периодом первичной социализации индивида является подростковый возраст. Человек в этом возрасте особо конфликтен, и с этим связана активность человека, возможности и способности ребенка, которые превышают предписанные рамки поведения.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Что касается вторичной социализации, то она протекает в условиях нескольких аспектов жизни человека. Во-первых, это его профессиональная социализация. Она напрямую связана с овладением специальными навыками и знаниями, которые необходимы индивиду для трудоустройства и организации своей карьеры. Также очень важно приобщение к определенному типу субкультуры, при которой индивид приобретает новый культурный опыт, начинает воспринимать нормы и ценностную систему совершенно иного порядка. Благодаря этому профессиональная социализация расширяет контакты индивида, помогая ему примерять как можно большее количество социальных ролей.
Во-вторых, упомянем о включении индивида в систему общественного разделения труда как о втором уровне вторичной социализации. Уровень предполагает адаптацию в профессиональных кругах, а также реализацию себя в иных социальных институтах, например, в институте семьи. Скорость социальных изменений в современных обществах может привести к тому, что возникает необходимость так называемой ресоциализации. Человеку приходится полностью менять свою картину мира, отказываться от своего мировоззрения, усваивать новые знания и ценности вместо тех, что уже приелись, устарели.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Средства социализации 420 ₽ Реферат Средства социализации 270 ₽ Контрольная работа Средства социализации 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Последний этап социализации – пенсионный возраст. Здесь индивид теряет свои профессиональные навыки, он более не может быть так активен в трудовой или любой другой деятельности. Усложняется и его переобучаемость. Период характерен изменениями в образе жизни и мышлении человека.
Функции социализации
Широкий спектр взаимодействующих между собой средств социализации может быть условно разделен на группы в зависимости от возложенных на них функций. В их число вошли:
- Информационно-образовательная функция, специализирующаяся на распространении и усвоении социально значимой информации. Ответственность за выполнение возложена на массовую пропаганду, институты коммуникации и систему образования, одним из важнейших звеньев которой является школа.
- Организационно-регулирующая функция, направленная на создание определенных организационных возможностей и условий, способствующих формированию у детей собственного социального опыта. К подобным средствам социализации отнесены такие разновидности организации деятельности, как спортивные команды, художественные студии, учебные классы, клубы по интересам и т.д. Вступающие в объединения дети наделяются четко установленными правами и полномочиями. Каждому участнику разъясняются правила поведения. Помимо этого наблюдается появление новых обязанностей и возложение определенной ответственности.
- Регуляторно-контролирующая функция отвечает за жизнеспособность системы социальных эталонов, под которыми в первую очередь подразумеваются социальные нормы.
- Стимулирующая функция средств социализации нацелена на стимулирование социальной активности. Ее проявления можно обнаружить на многих уровнях, будь то гражданский или этический, политический или житейский.
Факторы социализации.
Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:
- Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
- Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
- Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).
В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.
Механизмы и средства социализации личности
метки:
Человек, Механизм, Социализация, Действовать, Жизнь, Субкультура, Институциональный, Помощь Механизмы и средства социализации личности
Социализация — не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институационный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой — отношением индивида ко всему этому. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального).
Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации), Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.
Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение. Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. Отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех названных механизмов, но и конкретных средств. Методы вскармливания младенцев, как считают этнологи, культурологи и психологи, закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развивают определенные организованность, дисциплинированность, ответственность. Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаимоотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия. Общение, познание, деятельность в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль отношений и деятельности личности, закрепляется стратегия и тактика его поведения в обществе.
9 стр., 4117 слов
Социализация пожилых людей в современном российском обществе
… идущей вразрез с установками и правилами поведения, выработанными в ходе социализации этих людей на предыдущих ее этапах. Поэтому в обществе складывается стереотип старшего … трех уровнях: • макроуровень: политические и экономические факторы, государственная политика в области социализации старшего поколения; • мезоуровень: факторы семейственности и социальной среды; • микроуровень: …
Механизмы социализации личности
Механизм | Характеристика |
Традиционный | усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального) |
Институциональный | действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями |
Стилизованный | действует в рамках субкультуры |
Межличностный | функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации |
Рефлексивный | связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение |
Факторы и механизмы социализации
Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; способы регулирования отношений в семье, в группах сверстников, в специально созданных для этого организациях и т.п. Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности1.Первая их группа — макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая — мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.).
Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации2 ,то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).
Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание).
Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.
Социализация ребенка зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, т. е. тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.
В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.
Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его «Я»2, возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).
Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания
1КонИ.С. Социология личности.М., 1967.— С. 23
Примеры похожих учебных работ
Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»
… – развитие воображения как познавательного процесса в творческой игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Таким … 97—128, 17. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др. …
Формирование личности в процессе социологии
… личности в процессе социологии. Социализация Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека … к деятельности. Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила …
Раздел 3. Развитие личности в процессе социализации
… на различиях ценностных ориентациях, жизненных позициях и отношениях личности к конкретным видам деятельности. Выделяется шесть основных типов: 1) теоретический человек – характерна страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию …
Гармоническое формирование личности в процессе обучения
… побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, …
Руководство развитием личности в процессе деятельности
… определение понятия воспитания: 1. процесс контролируемой социализации 2. передача опыта деятельности Целенаправленное управление процессом развития личности 4. социально-ролевое взаимодействие личности 5. процесс овладения системой знаний 414. …
Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ
… Процесса общения со взрослым, Активность самого человека, Адекватная деятельность. Категория деятельности ведет к пониманию личности, как момента деятельности … высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий. В отличие от …