Социализация личности — Концепция и природа социализации


Процесс социализации: что это?

Определение 1
Социализация выступает в качестве одного из процессов освоения человеком определенной системы норм и ценностей, а также знаний. Именно эта система позволяет ему в дальнейшем осуществлять успешную жизнедеятельность, а также функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя целенаправленное воздействие на личность, то есть это в первую очередь воспитательный процесс.

Этапы социализации совпадают с возрастными характеристиками и особенностями человека. Сегодня исследователи выделяют два ключевых этапа социализации:

  • Первичная социализация индивида;
  • Вторичная социализация индивида.

Первичная социализация индивида связана с приобретением самых элементарных, первоначальных знаний о культуре и окружающем мире. Индивид осваивает начальные представления о мире, а также о характере его взаимоотношений с другими людьми. В особой степени важным периодом первичной социализации индивида является подростковый возраст. Человек в этом возрасте особо конфликтен, и с этим связана активность человека, возможности и способности ребенка, которые превышают предписанные рамки поведения.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Что касается вторичной социализации, то она протекает в условиях нескольких аспектов жизни человека. Во-первых, это его профессиональная социализация. Она напрямую связана с овладением специальными навыками и знаниями, которые необходимы индивиду для трудоустройства и организации своей карьеры. Также очень важно приобщение к определенному типу субкультуры, при которой индивид приобретает новый культурный опыт, начинает воспринимать нормы и ценностную систему совершенно иного порядка. Благодаря этому профессиональная социализация расширяет контакты индивида, помогая ему примерять как можно большее количество социальных ролей.

Во-вторых, упомянем о включении индивида в систему общественного разделения труда как о втором уровне вторичной социализации. Уровень предполагает адаптацию в профессиональных кругах, а также реализацию себя в иных социальных институтах, например, в институте семьи. Скорость социальных изменений в современных обществах может привести к тому, что возникает необходимость так называемой ресоциализации. Человеку приходится полностью менять свою картину мира, отказываться от своего мировоззрения, усваивать новые знания и ценности вместо тех, что уже приелись, устарели.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Средства социализации 420 ₽ Реферат Средства социализации 270 ₽ Контрольная работа Средства социализации 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Последний этап социализации – пенсионный возраст. Здесь индивид теряет свои профессиональные навыки, он более не может быть так активен в трудовой или любой другой деятельности. Усложняется и его переобучаемость. Период характерен изменениями в образе жизни и мышлении человека.

Функции социализации

Широкий спектр взаимодействующих между собой средств социализации может быть условно разделен на группы в зависимости от возложенных на них функций. В их число вошли:

  1. Информационно-образовательная функция, специализирующаяся на распространении и усвоении социально значимой информации. Ответственность за выполнение возложена на массовую пропаганду, институты коммуникации и систему образования, одним из важнейших звеньев которой является школа.
  2. Организационно-регулирующая функция, направленная на создание определенных организационных возможностей и условий, способствующих формированию у детей собственного социального опыта. К подобным средствам социализации отнесены такие разновидности организации деятельности, как спортивные команды, художественные студии, учебные классы, клубы по интересам и т.д. Вступающие в объединения дети наделяются четко установленными правами и полномочиями. Каждому участнику разъясняются правила поведения. Помимо этого наблюдается появление новых обязанностей и возложение определенной ответственности.
  3. Регуляторно-контролирующая функция отвечает за жизнеспособность системы социальных эталонов, под которыми в первую очередь подразумеваются социальные нормы.
  4. Стимулирующая функция средств социализации нацелена на стимулирование социальной активности. Ее проявления можно обнаружить на многих уровнях, будь то гражданский или этический, политический или житейский.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Механизмы и средства социализации личности

метки:

Человек, Механизм, Социализация, Действовать, Жизнь, Субкультура, Институциональный, Помощь Механизмы и средства социализации личности

Социализация — не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институационный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой — отношением индивида ко всему этому. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального).

Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации), Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение. Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. Отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех названных механизмов, но и конкретных средств. Методы вскармливания младенцев, как считают этнологи, культурологи и психологи, закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развивают определенные организованность, дисциплинированность, ответственность. Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаимоотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия. Общение, познание, деятельность в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль отношений и деятельности личности, закрепляется стратегия и тактика его поведения в обществе.

9 стр., 4117 слов

Социализация пожилых людей в современном российском обществе

… идущей вразрез с установками и правилами поведения, выработанными в ходе социализации этих людей на предыдущих ее этапах. Поэтому в обществе складывается стереотип старшего … трех уровнях: • макроуровень: политические и экономические факторы, государственная политика в области социализации старшего поколения; • мезоуровень: факторы семейственности и социальной среды; • микроуровень: …

Механизмы социализации личности

Механизм Характеристика
Традиционный усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального)
Институциональный действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями
Стилизованный действует в рамках субкультуры
Межличностный функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации
Рефлексивный связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение

Факторы и механизмы социализации

Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; способы регулирования отношений в семье, в группах сверстников, в специально созданных для этого организациях и т.п. Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности1.Первая их группа — макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая — мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.).

Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации2 ,то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание).

Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.

Социализация ребенка зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, т. е. тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его «Я»2, возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания

1КонИ.С. Социология личности.М., 1967.— С. 23

Примеры похожих учебных работ

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

… – развитие воображения как познавательного процесса в творческой игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Таким … 97—128, 17. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др. …

Формирование личности в процессе социологии

… личности в процессе социологии. Социализация Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека … к деятельности. Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила …

Раздел 3. Развитие личности в процессе социализации

… на различиях ценностных ориентациях, жизненных позициях и отношениях личности к конкретным видам деятельности. Выделяется шесть основных типов: 1) теоретический человек – характерна страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию …

Гармоническое формирование личности в процессе обучения

… побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, …

Руководство развитием личности в процессе деятельности

… определение понятия воспитания: 1. процесс контролируемой социализации 2. передача опыта деятельности Целенаправленное управление процессом развития личности 4. социально-ролевое взаимодействие личности 5. процесс овладения системой знаний 414. …

Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ

… Процесса общения со взрослым, Активность самого человека, Адекватная деятельность. Категория деятельности ведет к пониманию личности, как момента деятельности … высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий. В отличие от …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]