Этапы, факторы и проблемы социализации личности в психологии


Что понимается под социализацией личности в психологии

Социализация личности в психологии представляет собой сложный процесс личностного роста. Под ним понимается усвоение общественного опыта, общепринятых норм и правил. Также неотъемлемым элементом личностного роста является приобретение собственных социальных связей и отношений.

Благодаря личностной социализации у человека формируется понимание моральных и нравственных принципов, устоев, которыми он руководствуется в течение своей жизни. Усвоение социальных норм и правил делает индивида дееспособным и полноправным членом общества, в котором он существует.

Психологи считают, что социализация индивида базируется на процессе понимания существующих норм и правил окружающего мира и общества. Важную роль играют традиционные и культурные ценности группы (народности, коллектива), к которой принадлежит человек.

Этапы и стадии

Социализация личности проходит две основных стадии – первичную и вторичную. Первичная стадия характерна для детского и подросткового возраста. В этот период времени ребенок активно взаимодействует с членами семьи и сверстниками. Первичная стадия важна, поскольку индивид приобретает базовые знания о том, как именно вступать в коммуникацию, взаимодействовать с людьми. Также ребенку прививают ряд моральных устоев, которыми он будет руководствоваться в дальнейшем.

Вторая стадия называется ресоциализацией, что понимается как повторная социализация личности. В ходе этого процесса разрушаются приобретенные устои и знания, для индивида характерны стихийные изменения восприятия окружающего мира. При вторичной социализации на индивида способны повлиять окружающие люди (в основном близкие), коллеги, руководители.

Говоря об основных этапах социализации личности, стоит отметить, что многие специалисты в области психологии по-разному определяли то, как происходит социализация человека. Отдельно следует выделить теории Кольберга и Петровского.

Лоуренс Кольберг определил этапы социализации в рамках своей теории морального развития:

  1. Избежать наказания.
  2. Получить поощрение.
  3. Приспособиться и получить одобрение.
  4. Осознать и принять нормы и ценности общественного характера.
  5. Выявить противоречивость устройства общества и системы ценностей, господствующей в нём.
  6. Сформировать собственные ценности и принципы.

Некоторые люди проходят все этапы социализации в юношестве, другие завершают этот путь в зрелом возрасте.
А. В. Петровский разработал иную теорию, в соответствии с которой личность проходит следующие этапы социализации:

  1. Адаптация. Приходится на раннее детство. Человек адаптируется к жизни в семье, школе, взаимодействует с близкими людьми и сверстниками. В это время закладывается база, на которой строится дальнейшее развитие человека как личности.
  2. Индивидуализация. На данном этапе человек уже не усваивает, а воспроизводит те общественные нормы, которые он перенял в процессе адаптации. Проявляется индивидуальность, поскольку индивид воспроизводит полученную ранее информацию так, как он ее понял и привык применять.
  3. Интеграция. В процессе интеграции происходит получение оптимального места в обществе. Социальные связи развиты на том уровне, на котором это необходимо человеку. При завершении этапа интеграции индивид готов к саморазвитию и чувствует себя комфортно.

Разница в теориях Кольберга и Петровского заключается в том, каким образом распределены этапы социализации. Некоторые ученые делают вывод о том, что теория Петровского имеет форму направленной социализации личности, а теория Кольберга – ненаправленной.

В зависимости от того, какой этап переживает личность, подразделяют и виды социализации. Они соответствуют тому, в каком социальном институте человек проводит больше времени – семейном, трудовом, групповом.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности?

Социология личности

Каковы функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?

Личность выполняет определенные социальные функции: для студента и школьника это учеба, для солдата — служба, для профессора — преподавание и т. д. Функция индивида может осуществляться преднамеренно или непреднамеренно. В случае, когда мы имеем дело со следствием действий, которые совпадают с намерениями, мотивами деятеля, мы говорим о явной функции. Латентная (скрытая) функция — это не планировавшийся, не предполагавшийся, (а может быть и неосознанный) результат действия.

Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус.

Социальный статус личности — это характеристика социальной позиции личности, присутствующей в данной социальной системе координат. Общество наделяет личность определенным социальным статусом для того, чтобы она должным образом выполняла общественные функции и свои роли.

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе.

Эти понятия связаны таким образом, что с каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение (роль) при исполнении соответствующих функций.

Сформулируйте основные положения статусно-ролевой концепции личности.

Один статус личность приобретает по рождению, его называют предписанным, а другие — приобретаются или достигаются — достигнутые. Каждая личность исполняет различные функции и соответственно имеет несколько статусов.

Основными социальными ролями являются семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

Социальные роли объединяет структура, в которой выделяются четыре компонента: описание, предписание, оценка и санкция.

Описание — представление образца, типа поведения, которое требуется от человека в данной социальной роли.

Предписание означает требование вести себя в соответствии с ролью, в зависимости от чего дается оценка выполнения роли и принимаются санкции (меры поощрения и наказания).

Социальная роль не является жесткой моделью поведения, и люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Социальные роли являются формами проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья.

В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

Под ролевым напряжением понимаются возникающие трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок и представлений личности требованиям роли.

Более сложным явлением при исполнении ролей является ролевой конфликт. Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам.

Внутриролевые конфликты возникают когда требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности.

Как Вы понимаете механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Каковы взгляды Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса по этой проблеме?

Общество выдвигает требования к личности, в свою очередь общество состоит из тех самых личностей, поэтому, по моему мнению, главную роль играет именно личность. Общество меняется под влиянием деятельности индивидов.

Э. Дюркгейм:

· социальная реальность автономна по отношению к индивидуальной реальности;

· «коллективные представления», «коллективное сознание» полностью господствуют над всеми признаками индивидуального, над всем тем, что есть личность человека;

· общество — независимая, внешняя и принудительная сила в отношении индивида4

· общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам;

· отдает предпочтение силе социальной реальности как объективно существующим и определяющим личность условиям.

М. Вебер:

· придает огромное значение в развитии общества действиям (поведению) индивида

· не отрицает существование и необходимость изучения таких социальных образований, как «государство», «акционерное общество» и т. п., но с точки зрения социологии эти образования только суть процесса и связи специфических действий отдельных людей.

К. Маркс:

· личность признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса;

· личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду;

· жизнедеятельность личности всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д. Но некоторое пространство для социального ее действия все-таки остается.

Как вы понимаете смысл жизни?

Я пока не познал смысла жизни и не понимаю до конца этот смысл. Но мне кажется, что смысл жизни заключается в том, чтобы прожить её так, как нам положено, так как мы считаем нужным. И нужно получить от этой жизни максимум, дабы потом, на смертном одре не жалеть о свершенном или не свершенном.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности?

Среди факторов социализации выделяют: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы .

К макрофакторамотносятся: вселенная, планета Земля, все человеческое сообщество, страна, общество, государств.

Микрофакторы социализации – это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников.

Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных: национальным признаком; типом и местом поселения (поселок, село, город, регион); принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации (компьютеры, телевидение, радио, кино и т.д.). Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на: витальные, или жизненно важные (охрана здоровья, характер питания, способы физического развития); ментальные, или духовные.

Социология личности

Каковы функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?

Личность выполняет определенные социальные функции: для студента и школьника это учеба, для солдата — служба, для профессора — преподавание и т. д. Функция индивида может осуществляться преднамеренно или непреднамеренно. В случае, когда мы имеем дело со следствием действий, которые совпадают с намерениями, мотивами деятеля, мы говорим о явной функции. Латентная (скрытая) функция — это не планировавшийся, не предполагавшийся, (а может быть и неосознанный) результат действия.

Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус.

Социальный статус личности — это характеристика социальной позиции личности, присутствующей в данной социальной системе координат. Общество наделяет личность определенным социальным статусом для того, чтобы она должным образом выполняла общественные функции и свои роли.

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе.

Эти понятия связаны таким образом, что с каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение (роль) при исполнении соответствующих функций.

Сформулируйте основные положения статусно-ролевой концепции личности.

Один статус личность приобретает по рождению, его называют предписанным, а другие — приобретаются или достигаются — достигнутые. Каждая личность исполняет различные функции и соответственно имеет несколько статусов.

Основными социальными ролями являются семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

Социальные роли объединяет структура, в которой выделяются четыре компонента: описание, предписание, оценка и санкция.

Описание — представление образца, типа поведения, которое требуется от человека в данной социальной роли.

Предписание означает требование вести себя в соответствии с ролью, в зависимости от чего дается оценка выполнения роли и принимаются санкции (меры поощрения и наказания).

Социальная роль не является жесткой моделью поведения, и люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Социальные роли являются формами проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья.

В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

Под ролевым напряжением понимаются возникающие трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок и представлений личности требованиям роли.

Более сложным явлением при исполнении ролей является ролевой конфликт. Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам.

Внутриролевые конфликты возникают когда требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности.

Как Вы понимаете механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Каковы взгляды Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса по этой проблеме?

Общество выдвигает требования к личности, в свою очередь общество состоит из тех самых личностей, поэтому, по моему мнению, главную роль играет именно личность. Общество меняется под влиянием деятельности индивидов.

Э. Дюркгейм:

· социальная реальность автономна по отношению к индивидуальной реальности;

· «коллективные представления», «коллективное сознание» полностью господствуют над всеми признаками индивидуального, над всем тем, что есть личность человека;

· общество — независимая, внешняя и принудительная сила в отношении индивида4

· общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам;

· отдает предпочтение силе социальной реальности как объективно существующим и определяющим личность условиям.

М. Вебер:

· придает огромное значение в развитии общества действиям (поведению) индивида

· не отрицает существование и необходимость изучения таких социальных образований, как «государство», «акционерное общество» и т. п., но с точки зрения социологии эти образования только суть процесса и связи специфических действий отдельных людей.

К. Маркс:

· личность признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса;

· личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду;

· жизнедеятельность личности всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д. Но некоторое пространство для социального ее действия все-таки остается.

Как вы понимаете смысл жизни?

Я пока не познал смысла жизни и не понимаю до конца этот смысл. Но мне кажется, что смысл жизни заключается в том, чтобы прожить её так, как нам положено, так как мы считаем нужным. И нужно получить от этой жизни максимум, дабы потом, на смертном одре не жалеть о свершенном или не свершенном.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности?

Среди факторов социализации выделяют: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы .

К макрофакторамотносятся: вселенная, планета Земля, все человеческое сообщество, страна, общество, государств.

Микрофакторы социализации – это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников.

Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных: национальным признаком; типом и местом поселения (поселок, село, город, регион); принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации (компьютеры, телевидение, радио, кино и т.д.). Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на: витальные, или жизненно важные (охрана здоровья, характер питания, способы физического развития); ментальные, или духовные.

Факторы социализации

Факторами социализации личности называют механизмы, благодаря которым осуществляется этот процесс. Российский учёный А. В. Мудрик выделял три группы факторов:

  1. Макрофакторы. К этой группе относятся механизмы, которые напрямую влияют на то, как развивается личность: государство, политическая и экономическая ситуация, традиции и культура общества.
  2. Микрофакторы. Оказывают влияние непосредственно на процесс социализации человека: члены семьи, место учебы и работы, круг общения.
  3. Мезофакторы. Условия, которые оказывают влияние на процесс социализации и то, насколько быстро индивид проходит все ее этапы. Среди мезофакторов чаще всего выделяют признаки этнического и территориального характера: город, этническая группа, место рождения.

Среди указанных факторов выделяются и агенты социализации. Это объекты, которые непосредственно участвуют в процессе социализации и влияют на него.

Агенты социализации разделяются на два вида:

  1. Первичные. Иначе именуются неформальными агентами. В их число входят хорошо знакомые, близкие люди.
  2. Вторичные. По-другому их называют формальными агентами. В эту группу входят люди, которые связаны формальными (деловыми) отношениями.

В первое время, в раннем детском возрасте, на ребенка оказывают влияние исключительно неформальные агенты – близкие люди. Как правило, после 3-5-ти лет у индивида появляются и формальные агенты – сверстники, учителя, воспитатели, доктора.

До 18-ти лет индивид обычно успевает социализироваться полностью. Уже во взрослом возрасте на человека оказывают влияние другие социальные институты, а влияние неформальных и формальных агентов чаще всего ослабевает. Это объясняется особенностями социализации личности в определенном возрасте.

Суть процесса

При рождении человек обладает лишь набором физиологических признаков, позволяющих выжить в окружающей среде. Но для комфортного существования каждому индивиду нужно научиться взаимодействовать с другими людьми. Освоить общественные нормы и правила можно только в процессе социализации личности. Развитие осуществляется в 3 этапа:

  1. Освоение основных норм и ценностей. Человек старается соответствовать своему окружению, копируя поведение близких людей.
  2. Персонализация личности. Подросток стремится к активному воздействию на других людей, сравнивает себя с окружающими и находит отличия.
  3. Интеграция человека в соц. группу. Индивид принимает «правила игры» и активно взаимодействует с обществом.

Социализация человека происходит при помощи набора средств, характерных для конкретного общества. Например, в каждой семье существуют свои традиции, методы поощрения и наказания, элементы духовной культуры. Выделяют 2 формы процесса: адаптацию и интеграцию.

Конкретных людей, влияющих на формирование личности индивида, называют социальными агентами. К примеру, в первые годы жизни ребёнка большим авторитетом пользуются родители, сёстры и братья, близкие родственники. В подростковом возрасте их место занимают друзья, одноклассники, учителя, тренеры.

На развитие индивида влияют и учреждения, то есть институты социализации:

  • детский сад, школа и иные учебные заведения;
  • армия;
  • церковь;
  • секции и кружки;
  • СМИ.

Личностные особенности зависят и от глобальных факторов: государства, религии, расы, национальности. Все фазы социализации индивиды проходят по-разному. Психологи отмечают зависимость скорости адаптации от темперамента и интеллекта человека.

Механизмы

Механизмы, или трансляторы, – это источники, при помощи которых накопленный опыт передают новым поколениям. Тот же самый процесс актуален и для социализации.

Механизмы социализации личности условно разделяют на две большие группы:

  1. Социально-психологические.
  2. Социально-педагогические.

К первой группе относятся следующие трансляторы:

  1. Импринтинг. Характерен для младенцев и маленьких детей. В его процессе информация при помощи органов восприятия запечатляется в памяти.
  2. Экзистенциальное восприятие. Усвоение информации неосознанно.
  3. Подражание. Неосознанное или осознанное следование какому-то образцу, подражание идеалу.
  4. Рефлексия. Процесс, при котором происходит внутренний диалог, результатом которого является принятие или отвержение общепринятых норм, существующих в обществе.

К социально-педагогическим трансляторам причисляют следующие:

  1. Традиционный. Характеризует усвоение существующих в обществе стереотипов. Процесс протекает как осознанно, так и неосознанно.
  2. Институциональный. Работает в процессе взаимодействия человека с разными организациями.
  3. Стилизованный. Этот механизм актуализируется в случае, если человек приобщается к какой-либо субкультуре (то есть группе людей, ценности которых не совпадают с большинством) и активно проявляет себя в ней.
  4. Межличностный. Работает данный транслятор в тех случаях, когда индивид вступает во взаимоотношения с окружающими его людьми.

Помимо прочего, психологи выделяют ряд «законов» психики, которые способствуют протеканию социализации. По их признакам можно определить этап социализации личности:

  1. Закон повторения. Дети и подростки копируют поведение старших – братьев и сестер, родителей. В старшем возрасте люди копируют поведение своих кумиров, начальников и других важных для них людей.
  2. Закон противопоставления. Человек противопоставляет себя, свою личность, характер всему миру и принятым в обществе моделям. В результате сравнения он может прийти к выводу о том, какая из моделей поведения нравится ему больше.
  3. Закон приспособления. Чтобы адаптироваться и плодотворно взаимодействовать с членами общества, человеку необходимо приспособиться. Для этого нужно научиться искать компромиссы, приходит к согласию.

Каждый из описанных механизмов крайне важен для успешного прохождения процесса социализации. Водос-Сервис.

Виды социализации

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первый этап адаптации начинается с самого рождения и продолжается до достижения зрелого возраста. Далее, осуществляется более сложный процесс ресоциализации, который длится всю жизнь.

Детство и школьные годы

Основы личности закладываются в детстве. В первые годы жизни социализация проходит неосознанно. Ребёнок наблюдает за родителями и старается копировать их поведение. Чуть позже, малыш начинает соотносить свои поступки с нормами, принятыми в обществе. Согласно теории психолога Чарльза Хортона Кули, это происходит на основании реакции других людей. Ребёнок совершает какой-либо поступок и ждёт оценки его действий. В случае регулярного одобрения норма поведения закрепляется. Постепенно формируется эмоциональный мир и первая система ценностей индивида.

В детстве главными социальными агентами являются родители, воспитатели, няни, бабушки и дедушки. В юности огромное влияние на становление личности оказывают друзья, должностные лица, СМИ, публичные люди. В XXI веке усилилась роль интернета, как социального агента.

К 18 годам личность индивида формируется на 70%. Поэтому так важно окружить ребёнка правильной системой ценностей и порядочными людьми. Важным инструментом интеграции человека в общество являются образовательные учреждения. Функции школы заключаются не только в обучении ребёнка, но и в развитии адаптационных навыков. Для ускорения этого процесса в учебных заведениях США уроки проходят в разных аудиториях, а состав класса регулярно меняется.

Вторичная адаптация

Второй этап становления личности называется ресоциализацией. Суть процесса заключается в преобразовании моделей поведения, сформированных ранее. Достигнув зрелого возраста, человек сталкивается с жизненными обстоятельствами, которые приводят к разрыву старых шаблонов мышления и формированию новых. Индивид испытывает необходимость подвергать воздействию свою систему ценностей. В жизни человека появляются новые социальные агенты:

  • трудовой коллектив;
  • начальство;
  • политические партии;
  • государство.

В период зрелости появляется социальный статус. Человек начинает занимать конкретное место в обществе, которое определяется его образованием, профессией, семейным положением и доходом.

В процессе вторичной социализации индивид активно ищет сферу деятельности, в которой он может реализовать свои навыки и таланты. Появляются реальные жизненные цели, ценности и нормы морали.

Альтернативные классификации и теории

В современной социологии существуют и другие классификации процесса. Например, психолог Дж. Арнетт выделяет узкую и широкую социализацию. Первый тип рассматривается как усвоение жёстких поведенческих правил, которыми нельзя пренебрегать. Под широкой социализацией понимается свобода действий индивида. Можно назвать и другие виды адаптации:

  1. Групповая. Освоение норм поведения конкретного общества (семьи, подростков, неформального сообщества).
  2. Гендерная. Мальчики усваивают правила жизни, характерные для мужского пола, а девочки для женского.
  3. Организационная. Профессиональная адаптация на предприятиях или в учебных заведениях.
  4. Досрочная. Рассматривается как репетиция конкретной социальной роли. Например, игра в дочки-матери детьми дошкольного возраста.

Наряду с классической теорией социализации, существует учение о символическом интеракционизме. Это определение означает непрерывный анализ опыта, проводимый индивидом. Адаптация рассматривается не как обучение и познание норм, а как метод «проб и ошибок» в ходе которого вырабатывается оптимальная модель поведения.

В обществознание существует понятие десоциализации. Это процесс противоположен адаптации личности. Он означает частичную утрату накопленного опыта общения. Десоциализация может быть результатом сильного стресса, войны, тюремного заключения, стихийного бедствия.

Проблемы социализации личности

У многих личностей возникают проблемы в процессе социализации. Существуют три группы проблем, которые объясняют возникновение этих трудностей:

  1. Культурные проблемы. Человек взращивается и воспитывается в соответствии с определенной системой ценностей, которая укрепилась в обществе.
  2. Естественные проблемы. При достижении определенного уровня полового и физического развития человек должен определить, как это выражать в рамках принадлежности в определенному народу.
  3. Психологические проблемы. Процессы самоидентификации, самоопределения, саморазвития играют очень важную роль в социализации.

Процесс социализации довольно противоречив по своей сути. С одной стороны, человек должен стать частью общества, сблизиться с ним, перенять культурные и традиционные особенности. С другой – должен уметь проявлять себя, выделяться на фоне других людей.

Противоречивость социализации связана еще с тем, что некоторые люди стремятся к крайностям. Например, если безоговорочно принять все существующие нормы и правила, человек станет безвольным, потеряет способность проявлять себя. Если же социальные нормы не будут приняты вообще, индивид станет угрозой для общества, потому что будет стремиться к разрушению правил и традиций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]