Тест на тему «Социализация личности»
Тест по теме «Человек. Индивидуальность. Личность. Социализация личности».
1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в :
1) особенностях мышления и памяти 3) протекании психических процессов
2) участии в жизни общества 4) наследуемых качествах
2. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества представляет собой:
1) процесс социализации 3) социальную дифференциацию
2) мобильность личности в социуме 4) личностную самореализацию
3. Ниже приведены потребности человека. все они, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в трудовой деятельности 2) в созидании 3) в творчестве 4) во взаимопонимании 5) в отдыхе 6) в пище
4. Современная наука выделяет три измерения существования человека: биологическое, психическое и социальное.
К социальному измерению относятся:
1) унаследованные особенности развития 3) расовые отличия
2) возрастные характеристики 4) учебные достижения
К биологическому измерению относятся:
1) ценностные ориентации 2) навыки поведения 3) первичные потребности 4) знания и умения
5. Верны ли следующие суждения о социализации? Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.
2. Социализация происходит в результате целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.
3. Социализация – это любая общественно полезная деятельность человека.
4) Социализация – это столкновение интересов, взглядов, мнений отдельных людей.
5) Социализация – это усвоение индивидом культурных ценностей общества.
6) Социализация – это изменение позиции человека на социальной лестнице
Ответ: 125
6. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его:
1) социальной сущности 2) биологической природы 3) физиологических процессов 4) темперамента
7. В отличие от поведения животных деятельность человека:
1) имеет активный характер 3) имеет индивидуальный характер
2)имеет приспособительный характер 4)имеет преобразовательный характер
5) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
6) носит узко специализированный характер
7) предваряется целеполаганием Ответ: 47
8. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его прежде всего как:
1) индивидуальность 2) индивида 3) творца 4) личность
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) семейное воспитание 2) дополнительное образование 3) социализация молодёжи 4) школьное обучение 5) трудовая подготовка
10. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относится потребность в:
1) самоутверждении 2) самосохранении 3) саморазвитии 4) самоуважении
11. Человек, в отличие от животного
1) испытывает физиологические потребности 3) обладает ощущениями
2) ставит и осуществляет цели 4) создаёт зрительные образы
12. Основным фактором формирования личности является:
1) общение с окружающими 2) природная среда 3) механизм наследственности 4) врождённые склонности
13. Какой признак отражает качества человека как личности?
1) генетически наследуемые качества 3) принадлежность к человеческому роду
2) проявление чувств и эмоций 4) ориентация на определённые ценности
14. Отметьте верные суждения о формировании личности?
1. Наследственные, врождённые, индивидуальные свойства человека не влияют на формирование его личности.
2. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
Ответ:—
15. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых
14. Вставьте пропущенные слова. Каждое слово может быть использовано только один раз.
«Особенности характера, социальные способности и уровень общей одарённости влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности ___________(А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы_____________(Б) (игровой, спортивной учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются__________(В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ___________(Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним __________(Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ________ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих.
Список терминов:
1) общество 2) человек 3) конфликтная ситуация 4) межличностные отношения 5) деятельность
6) личность 7) регулятор нормы 9) санкции
253678
Виды и примеры
Наука выделяет несколько видов социализации:
- Первичная. Выступает в качестве основы для дальнейшего процесса социализации и протекает с момента рождения и до становления личности. Ребенок перенимает от родителей мнение, оценку и отношение к тем или иным явлениям в обществе, что в дальнейшем станет для него базовой установкой.
- Ресоциализация (вторичная). В ходе ресоциализации индивид замещает ранее усвоенные модели поведения и реакции на новые модели. Этот процесс длится все жизнь и запускается сразу после того, как завершается первичная социализации. Изменения в убеждениях могут быть незначительными, но могут быть и радикальными (если человек меняет свою систему ценностей под воздействием внешних факторов или самостоятельной обработки и оценки поступающей информации).
- Групповая социализация. Это социализация внутри той группы, в которой состоит индивид.
Пример: Подростки, большое количество времени проводящие с одноклассниками, перенимают в основном те нормы и ценности, которые приняты внутри группы одноклассников.При этом родители (которые проводят с ребенком меньше времени, чем его сверстники) имеют меньшее влияние на социализацию подростка.
- Половая социализация. Процесс, в ходе которого представители мужского и женского пола принимают и усваивают модели поведения, знания и навыки по гендерному признаку.
- Трудовая социализация. После того, как человек устраивается на работу или меняет место работы/сферу деятельности, происходит адаптация в двух направлениях (профессиональная и коллективная). Профессиональная адаптация заключается в приобретении человеком новых качеств и черт характера, необходимых для успешной работы.
- Досрочная социализации. Это социализация с позиции гипотетической оценки. Т.е. человек как бы репетирует социальную роль, которая в данный момент ему не присуща.
Пример: Если родители активно принижают и критикуют какую-либо социальную группу, ребенок в дальнейшем будет воспринимать ущемление данной группы как нормальное и естественное явление.
Пример: Если человек родился и долгое время прожил в одной стране, а затем переехал на постоянное место жительство в другую страну, произойдет адаптация поведения и взглядов за счет плотного контакта с людьми другого менталитета.
Пример: Девочки учатся быть женственными и следят за внешностью, а мальчики не проявляют своих чувств (не плачут) и пытаются доказать преимущество на базе силы.
Пример: Если человек долгое время работал в коллективе, где сотрудники активно обсуждают рабочие моменты, а сама работа требовала усидчивости, то у него выработались соответствующие привычки.
Когда этот же индивид получит повышение и попадет в коллектив, где коллеги ведут себя очень скрытно (бояться конкуренции), а работа требует мобильности, произойдет трудовая социализация под новые условия.
Пример: Дети играют в «,семью»,, примеряя на себя роли жены и мужа.
Составляющие процесса социализации.
Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе взаимодействия с государством и государственными организациями как структурами, осуществляющими управление обществом и его гражданами.
Во-вторых, стихийная социализация имеет непреднамеренный характер, а относительно направляемая определяется государственной политикой и законодательством, а также их реализацией в социальной практике государства, его административных субъектов и муниципальных образований.
Относительно социально контролируемая социализация Относительно социально контролируемая социализация
—
воспитание, которое можно определить как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организаций и групп, в которых оно осуществляется.
Воспитание человека осуществляется в процессе его взаимодействия в нескольких сегментах общества. Во-первых, воспитание осуществляется в семье, т.е. имеет место семейное воспитание.
Во-вторых, воспитание осуществляется религиозными организациями, т.е. имеет место
религиозное воспитание.
В-третьих, воспитание осуществляется государством и обществом в специально создаваемых для этого многочисленных, разнопрофильных организациях (от яслей и школы до вузов и курсов проф-переподготовки), в которых реализуется
социальное воспитание.
В-четвертых, воспитание происходит в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с
диссоциалъным или контрсоциальным воспитанием.
В-пятых, существуют различные типы
коррекционного воспитания
(от адаптации аутичных детей к условиям проживания до перевоспитания правонарушителей).
Различие стихийной и относительно социально контролируемой социализации На ранних стадиях существования любого общества, а также в сохранившихся архаичных обществах воспитание и стихийная социализация синкретичны — слиты, не-расчлененны.
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.
Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной социализации как минимум по трем параметрам. Во-первых, стихийная социализация — процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний.
В основе воспитания лежит социальное действие. Немецкий ученый М.Вебер, который ввел это понятие, определял его как: действие, направленное на разрешение проблем; действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.
Во-вторых, стихийная социализация — процесс инкретный (непрерывный), так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, оно осуществляется в определенных группах и организациях, т.е. ограничено местом и временем.
В-третьих, стихийная социализация имеет целостный характер, ибо человек как ее объект в своем развитии испытывает влияние социума (позитивное или негативное), а как субъект в той или иной мере приспосабливается и обособляется во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.
Воспитание — процесс парциальный (частичный). Это определяется тем, что человека воспитывают семья, религиозные и воспитательные организации, определенные группы людей, контркультурные организации — все они имеют несовпадающие задачи, цели, средства и результаты воспитания. Человек в своей жизни проходит через ряд воспитывающих его общностей различного типа и в каждый период жизни одновременно входит в несколько из них. Между этими общностями нет и не может быть жесткой связи и преемственности, а часто нет вообще никакой связи (что может быть и благом, и злом в зависимости от обстоятельств).
Самсоизменение человека Человек не остается пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социальноконтролируемой — воспитания). Он проявляет определенную активность, почувствовавили осознав необходимость или желание изменить что-либо в себе, для того чтобы:
— в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным; — противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы; — избегать или преодолевать те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации; — в большей или меньшей степени приблизить свой образ «наличного Я»
(каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого
Я»
(каким он хотел бы себя видеть). То есть в процессе социализации человек так или иначе самоизменяется.
Самоизменение— это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (реже — полностью, как правило — частично).
Усилия могут быть нацелены на изменение: — своих внешности и физических качеств; -личностных свойств; — интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.); — поведенческих сценариев; — образа и/или стиля жизни; — отношения к себе (самооценок), отношений с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения — картины мира), отношений с миром (способов самореализации и самоутверждения). Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы. Самоизменение может иметь характер: -самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т.д.; — самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств; — саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств (результат — алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная деградация).
⇐ Предыдущая5Следующая ⇒
Факторы
Факторы социализации , это условия, при которых протекает процесс социализации. Они напрямую влияют на формирование личности. В числе основных факторов можно выделить семью, учебные заведения, место жительства (улицу), СМИ, интернет, общественные объединения и организации.
Микрофакторы оказывают влияние на человека посредством «,агентов»,. Агентами выступают все те члены общества, которые окружают индивида и контактируют с ним на протяжении жизни.
В детстве это родители и друзья, в более зрелом возрасте сокурсники, коллеги и супруг(а). После рождения потомства агентами социализации для индивида становятся также его собственные дети.
Макрофакторы влияют на большие группы и людей и формируют общественное сознание. В современном мире к традиционным макрофакторам прибавились также современные обстоятельства (экологические и демографические проблемы, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность и проч.).
Стихийные
Если обобщить, то в качестве основного фактора стихийной социализации можно выдвинуть государство. При более подробном рассмотрении можно вычленить отдельные составляющие:
- идеология,
- политика,
- экономическая ситуация.
В совокупности эти факторы формируют условия жизни, а значит, закладывают определенные убеждения и предубеждения у граждан, проживающих в данных условиях.
Доминирующими факторами социализации является семья и образовательные заведения (учреждения).