Маргинальность. Ее проявления в современном обществе


Автор: IsTOPnik

20 января 2022 09:06

Сообщество : Факты

Метки: Жизнь  интересно  люди  маргинал  познавательно  факты  фото  

19879

6

Реализация в социуме – одна из психологических потребностей человека. Личность, выпадающую из социума, называют маргинальной, однако это не означает, что такой человек обязательно беден и ведет саморазрушающий образ жизни. Узнав, кто такие маргиналы, можно с удивлением обнаружить их и среди знакомых.

0

Источник:

Смотреть все фото в галерее

Кто такой маргинал — определение

По информации социологического толкового словаря, маргинальная личность – это человек, находящийся в пограничном состоянии между двумя или несколькими социальными группами, системами, культурами. Что значит, маргинал – асоциальный субъект, но не обязательно неблагополучный, аморальный или страдающий от патологических привязанностей. Считается, что первыми маргиналами были освобожденные от рабства люди, которые вышли из привычной среды, но стать полноценными членами общества смогли не сразу.

×

0

Источник:

Если маргиналы в обществе не выполняют общественно полезные функции, значит создают разнообразные проблемы. Маргиналы способны сбиваться в группы и устраивать беспорядки. В европейских странах нередко такое явление как бунт мигрантов. Эти люди, которых приняли в чужой стране, обеспечили жильем и питанием, могут приносить множество проблем законопослушным коренным жителям. Несколько реже встречаются безобидные маргиналы, как пример можно привести представителей национальных меньшинств, модного движения дауншифтеров и т.д. Статус «маргинал» может быть предписан человеку обществом или принят индивидом самостоятельно. «Клеймение» и «навешивание ярлыков» нестандартным людям может произойти в рабочем коллективе, в больнице, в школе. Такого рода вытеснениям часто подвергаются меньшинства – национальные, сексуальные и т.д. Это является нарушением прав человека. Осознать собственную маргинальность индивид может и сам. В данном случае он должен решить – «возвращаться к нормальности» или жить со статусом «маргинал».

Проблема маргинальности

Социальная трансформация современного общества характеризуется не только появлением ранее не существовавших слоев в системе стратификации — особенно класса крупных и средних собственников, слоя «новых бедных», маргиналов, безработных, — но и соответствующей адаптацией этих слоев к вновь возникающим статусно-ролевым функциям и переориентацией социальной и личностной идентичности. В центре внимания в разные годы были различные аспекты структурного неравенства, его углубления, социальной поляризации и маргинализации, интеграции и дезинтеграции социального пространства; проблемы образования среднего класса; властные отношения; трудовая автономия в социально-производственных структурах. Для получения достаточно полной картины процессов в социально-структурной сфере российского общества необходимо учитывать тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых определяется качественными изменениями в отношениях собственности, власти, уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки экономики и занятости. Известно, что в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы отраслей, определенная часть активного населения осталась вне занятости и приобрела статус безработного. Сегодня это 8% активного населения России. Внешний вид этого слоя существенно влияет на качество жизни всего населения. Но в то же время, в связи с изменением статуса занятости, у этой части населения сформировались характеристики групповой безопасности со своими ценностями и нормами, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, происходила реализация целого ряда новых социально-групповых процессов, формирование феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции. Особенность российского общества заключается, помимо прочего, в том, что на процесс глобализации накладывается противоречивый процесс трансформации, который сопровождается углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства получила в мировой литературе название «бразилизация». Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, «поколения Х») можно наблюдать и в российском обществе. Трансформация российского общества неизбежно привела не только к изменениям в социальной структуре, но и остро поставила для традиционных сообществ вопрос о сознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, степени сплоченности, системе ценностей Социальная стратификация российского общества. Под ред. профессора Голенковой З.Т. «Летний сад» Москва 2003. С. 9. Продолжая причислять к своим жертвам все нежелательные элементы, общество чувствует, что его глубинные устои, в корне подорванные экономическими процессами, подрываются изнутри. Сегодня циркулируют не только чужаки, но и свои — те, кто заражен раком, пустившим корни в нашем обществе. Отчуждение — это продукт дезинтеграции общества, находящегося в кризисе. Слово «маргинальный» постепенно выходит из употребления, потому что мужчины и женщины, живущие по ту сторону декораций, не делают этот выбор сами; их тихонько подталкивают к этому состоянию, не приобщая ни к одной из традиционных категорий отторжения. Возможно, слабее других (хотя это еще предстоит доказать), они остаются на обочине дороги, по которой движется таранная когорта тех, кто остался в седле, равнодушный к отставанию и падению маргиналов. Отныне маргинал больше не является аутсайдером или прокаженным. Он похож на всех остальных, идентичен им, и в то же время он калека среди себе подобных — человек с отрезанными корнями, отрезанный в сердце своей родной культуры, своей родной среды.

Признаки маргиналов

Основным признаком маргиналов социологи называют разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни. В основном маргиналами становятся мигранты, беженцы. Оказаться на краю социальных групп может бывший военный, уволенный со службы, но еще не нашедший себя в гражданском обществе. Связи с прошлым при увольнении разорвались, а новых еще нет, а в особо неблагополучных условиях – и не будет. Тогда человек может деклассироваться – т.е. опуститься на самое «дно» жизни. Другие признаки маргинальности: мобильность – возникает при отсутствии жилья, привязанностей; психические проблемы – появляются вследствие невозможности найти свое «место под солнцем»; выработка собственных ценностей, иногда враждебность к существующему обществу; достаточная легкость вовлечения в противоправную деятельность.

Какими бывают маргиналы? Примеры социальной маргинальности

Термин «маргиналы» введен в оборот американским социологом Робертом Парком в 1920-е годы. Парк изучал маргинальность на примере эмигрантов. Люди, воспитанные в одной культуре, но вынужденные жить в другой, занимают в новой стране «промежуточное» положение, объяснял социолог.

Иммигранты прибывают в Америку. Рисунок около 1900 года.

Маргиналами становятся в результате социальных потрясений — реформ, революций, кризисов. Например, урбанизация — массовое переселение сельских жителей в города — превращает вчерашних крестьян в городских маргиналов.

Экономический спад может сделать даже обеспеченных людей безработными. А развитие технологий — превратить представителей «устаревшей» профессии в невостребованных маргиналов.

Политическими маргиналами могут стать те, кто выражает политические взгляды, отличные от общепринятых — не обязательно экстремистские.

Религиозными маргиналами оказываются люди, стоящие вне традиционных конфессий.

Человек может стать маргиналом и абсолютно добровольно. Например, представители контркультуры и ряда молодежных субкультур намеренно противопоставляют себя обществу.

Московские панки. 1995 год. Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Типы маргиналов

0
Источник:

При позитивном развитии событий период маргинальности у человека длится не слишком долго – адаптировавшись, трудоустроившись, влившись в общество, он теряет статус маргинала. Исключение составляют люди, ставшие маргиналами вынуждено (беженцы) или те, кто сознательно избрал такой образ жизни (бродяги, радикалы, экстремисты, революционеры). Социологи так разделяют основные виды маргиналов: политические, этические, религиозные, социальные, экономические, биологические. Политические маргиналы Чтобы понять кто такой политический маргинал, значение этого термина, можно вспомнить период прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе, сопровождающийся кровавыми репрессиями. «Остров свободы» стал невыносимым для жизни порядка 2 млн человек, которые сбежали в другие страны, став, по сути, политическими маргиналами – людьми, которых не устраивает существующий политический режим, его законы. Этнические маргиналы К людям, на которых распространяется этническая маргинальность, обычно относят индивидов, рожденных от представителей разных национальностей. Не любой межнациональный брак порождает маргиналов, это происходит лишь тогда, если ребенок не соотносит себя ни с одной национальностью родителей – его в таком случае нигде и не принимают. Еще один ответ на вопрос кто такие этнические маргиналы – это национальные меньшинства, представители крайне малочисленных народностей, живущие среди других национальностей. Религиозные маргиналы Основная масса людей в обществе или придерживается определенной конфессии, или вообще не верит в бога. Религиозными маргиналами называют индивидов, которые верят в существование высшей силы, но не могут назвать себя представителями ни одной существующей религии. Среди таких индивидов (пророков) можно встретить тех, кто собрал единомышленников и создал собственную церковь. Социальные маргиналы Такое явление как социальная маргинальность развивается в обществе, переживающем катаклизмы: перевороты, революции и т.д. Целые группы людей в меняющимся социуме теряют свое место и не могут найти его в новой системе. Такие социальные маргиналы зачастую становятся мигрантами, как пример можно вспомнить представителей дворянского сословия, уехавших из России после революции 1917 года. Маргинал экономический Ответ на вопрос, кто такой экономический маргинал, в основном сводится к безработице и сопутствующей этому явлению бедности. Экономические маргиналы вынуждено или намеренно теряют возможность зарабатывать и живут за чужой счет – получая помощь окружающих, пособия от государства, подаяние и т.д. В современном обществе к экономическим маргиналам причисляют и свехбогатых людей, которые также оторваны от общества. Биомаргиналы Идеальная общественная организация подразумевает заботу о тех, кто оказался в сложной ситуации из-за проблем со здоровьем, поэтому вопроса кто такой маргинал биологический не должно и возникать. На деле те, кто не имеет ценности для общества из-за нездоровья, оказываются полностью незащищенными. К биомаргиналам относят инвалидов, хронически больных, стариков, ВИЧ-инфицированных, детей с синдромом Дауна и т.д.

0

Источник:

Причины возникновения маргинальных слоёв

Третий тип поведения в период «культурного разрыва» ориентирован на конструктивное совладание с новым и неосвоенным, его можно условно назвать адаптивным. Такая ситуация дает им уникальную возможность внедрять культурные инновации и формировать будущие культурные нормы и образцы. Мобильность и быстрая адаптация являются характеристиками третьего, конструктивного типа реагирования на стрессовую культурную ситуацию. Маргиналы могут перейти в состояние консолидации с доминирующей культурой, могут изменить свой прежний статус и вновь обрести его. В настоящее время в российской ситуации существует множество групп «новых маргиналов»: люди первого традиционного типа, потерявшие социальную поддержку (безработные, мигранты, беженцы). Есть и другой вариант — группы, которые чувствуют себя маргиналами от доминирующей культуры, агрессивно-деструктивные и пытаются утвердить свою культуру или субкультуру (национальная культура, сексуальные меньшинства, рок-культура) как стабильную и с приоритетными ценностями и нормами. Это еще одна тенденция культурной маргинальности в современности.

Новаторские, игривые маргиналы рубежа 20-го и 21-го веков очень отличаются от маргиналов 1970-х и 1980-х годов, таких как диссиденты. Новая литература привлекла читателей утратой этических критериев как доминирующего качества художественного сознания. Этика в постмодернизме ситуативна, и человек ведет себя ситуативно. Для игривой, стилистически активной версии постмодернизма все предыдущие культуры и культурные стили являются лишь материалом для его «собственного языка». Эта тенденция, на наш взгляд, является, пожалуй, самой опасной, поскольку за разрушением духовных ценностей, которые были сакральны для российского менталитета, последовало разрушение социальных структур. Однако некоторые исследователи современного маргинализма о в России подходит к концу. Даже если признаки этого «нового периода» не очевидны или не проявляются, мы считаем, что он неизбежно должен наступить, потому что он находится в логике развития культуры, которая существует по своим законам, имеет свои механизмы и своих «культурных героев».

2.3 Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации современного общества: положительные и отрицательные черты

Возведение социальных барьеров и демаркаций, ограничивающих доступ к другой группе или ограничивающих группу самой собой, называется социальными оговорками. Многочисленные исследования показывают, что социальная мобильность происходит с особой интенсивностью в переходных обществах, которые быстро развиваются. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению социальной мобильности. Чем выше социальный класс, тем сложнее в него проникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Социальные движения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности, увеличение дохода, приобретение имущества и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивида не означает автоматического изменения его социального положения. Чтобы полностью изменить свой социальный статус, индивиды часто сталкиваются с проблемой вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также с сопутствующей проблемой взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. Чтобы преодолеть культурный барьер и барьер взаимодействия и общения, необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые модели типичного статусного поведения, изменить социальное окружение и т.д.

Плюсы и минусы маргинальности

Изначально негативное значение термина «маргинал» уже изменилось и не всегда несет отрицательную нагрузки. Быть вне «стада», отличаться от многих – это модно и даже престижно, но положительные стороны маргинальности можно найти даже в классическом значении этого явления: маргиналы более мобильны, чем обычные люди, им легче переехать в экономически более благополучный район, найти более высокооплачиваемую работу, сменить профессию; благодаря своей несхожести с другими членами общества, некоторые маргиналы могут построить на этом свой бизнес, например, этнический маргинал может открыть магазин с товарами, которые производит его народ; благодаря своей гибкости маргиналы часто привносят в общество что-то новое, прогрессивное. К отрицательным моментам маргинальности можно отнести тот факт, что это явление в основном связано с радикальными изменениями структуры общества – реформами, революциями. В целом общество всегда страдает от таких изменений – государство беднеет, его покидают перспективные личности. Еще один минус маргинализации общества – в снижении уровня жизни и безопасности из-за люмпенизации большого количества маргиналов. Отрицательна маргинальность и в случае, когда ее искусственно создают. При длительных революциях, войнах, число маргиналов растет в геометрической прогрессии, в результате гибнут и опускаются «на дно» невинные люди. Примерами вынужденной маргинализации являются холокост еврейской нации, устроенный фашистской Германией и сталинские репрессии, в результате которых были сосланы, переселены, лишены работы и жилья сотни тысяч людей.

0

Источник:

Понятие маргинальность. Маргинальные слои и группы населения

Маргинальность —социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

[править]Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

51. ‪Теория социальной мобильности. Виды социальной мобильности. Миграция.

Социальная мобильность – изменение индивидами или группами своего положения, места, социального статуса в структуре общества. ввел П.А. Сорокин, который рассматривал социальную мобильность не просто как переход одной социальной группы в другую, а как любые изменения социального положения. социальная мобильность подразделяется на два типа: Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной страты в другую, расположенную на одном и том же уровне (из православной в католическую религиозную группу). Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном положении. Социальная мобильность измеряется показателями: — дистанция мобильности (количество ступеней или уровней, на которые удалось подняться или опустится социальным объектам); — объем мобильности (число объектов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный период времени). Степень социальной мобильности является показателем уровня развития общества: чем выше этот уровень, тем больше социальных ступеней и позиций представляет общество социальным объектам для их перемещений. + след вопрос!!! Миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения. Основными критериями классификации миграций являются: · направление миграций; · степень организации миграций; · временной признак; · причины миграции. По направлению миграционных потоков миграцию подразделяют на два вида: а) внешнюю; б) внутреннюю. Внешняя миграция — это выезд населения за границу (эмиграция) или въезд из-за границы в данное государство (иммиграция). Внутренняя миграция объединяет миграционные процессы внутри страны. С точки зрения административного деления, миграции подразделяются на внутриобластные, межобластные и межрайонные. В зависимости от назначения и статуса населенных пунктов различают потоки: село-город, село-село, город-город, город-село. По степени организации различают два вида миграций: организованную и неорганизованную. Основными видами организованной миграции являются: общественные призывы, сельскохозяйственные переселения, организованный набор рабочей силы, переводы по службе в другие районы, распределение выпускников ПТУ, техникумов и вузов. Неорганизованная, или индивидуальная, миграция — это территориальные перемещения населения, вызванные такими причинами, как стремление на новом месте улучшить свое материальное положение, создать семью, получить образование и т.д. Классифицируя миграционное движение по причинам, следует выделить экономические, социальные, культурные, политические, этнические (национальные), религиозные, расовые, военные, демографические (объединение семей, брачная миграция) и др. По времени перемещения все виды миграций населения подразделяются на: безвозвратную, навсегда, и временную миграцию. 52. ‪Социальная мобильность и тип общества. Механизм социальной инфильтрации. Существуют два основных вида
социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и
два основных ее типа
— вертикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются на
подвиды
и
подтипы
, которые тесно связаны друг с другом. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид в отличие от отца на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе такая мобильность называется
социальной карьерой
. Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй — к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором -перемещение из сферы физического труда в сферу умственного. Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счете силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиция или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин. Схема инфильтрации индивида в слой с более высоким статусом ситуации, складывающейся в обществе. Типология общества Маркс выделял 5 типов общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество). Существует классификация по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски). Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество). 53. понятие социальных изменений. Виды социальных изменений Социальные изменения преобразования происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальных институтов, множественность и многообразие социальных форм. Виды: 1. по оценке изменений ( прогресс, регресс) 2. по времени ( красткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) 3. по уровню (индивидуальные, групповые, общественные и т.д) Формы соц. Изменений 1. функциональные – носят адаптивный характер, помогая приспособится к изменениям природной и социальной среды и внутренним потребностям социальной системы. 2. социальная модернизация – прогрессивные социальные изменения в результате которых социальная система улучшает параметры своего фукционирования. 3. трансформация – преобразования в обществе в результате определенного социального изменения как целенапрвленных так и хаотичных 4. социальный кризис – переходное состояние социальной системы предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем. 54. социальные процессы. Понятие, виды Социальные процессы Социальный процесс — последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем и явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого либо результата. Классификация социальных процессов
Направленные —
необратимые социальные процессы, в которая каждая последующая стадия отличается от предыдущей и включает ее результат, а более ранняя стадия подготавливает условия для более поздней.
Ненаправленные
— изменения которые носят либо чисто случайный, хаотический характер, не опирающийся на какой-либо образец, либо подчиняются определенным повторяющимся или, по крайней мере, сходим моделям, причем каждая последующая стадия идентична или качественно напоминает предыдущие виды.
Обратимые
– процессы которые приводят систему к изменениям, но затем система возвращается к прежнему состоянию.
НеобратимыеЛинейные
– постепенное непрерывное восходящее или нисходящее изменения в системе Ступенчатые – постепенное наращивание количественного потенциала изменений, которые в определенный момент приводят к качественному скачку или прорыву
Циклические
– периодическое повторение определенных фаз развития системы
Спиралевидные –
восходящие или нисходящие циклические движения Культурные процессы
Аккультурация —
процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа, обычно более развитого.
Ассимиляция
— это потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.
Амальгамизация
— биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Элементы социального процесса 1. субъкт 2. объект 3. социальная среда 4. результат 55. реформы и революции. Отличительные признаки Революция – резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое; совокупность большого числа или комплекса реформ проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя Признаки: 1. грубое насилие 2. гибель людей 3. массовые бедствия населения 4. беззаконие 5. беспорядки в обществе Реформа – изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. Реформы предполагают постепенное преобразование тех или иных социальных институтов или сфер жизнедеятельности. Кроме революционных экспериментов существуют и другие способы улучшения и реконструкции социальной организации. Таковыми принципиальными канонами являются: 1. Реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам. Русский революционный эксперимент, как, впрочем, и многие другие революции дают нам примеры обратного. 2. Тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования. Большинство революционных реконструкций не следовало этому правилу. 3. Каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе. И лишь если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. Революция игнорирует этот канон. 4. Реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами. Революции же презирают эти ограничения.

Маргинальность —социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

[править]Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

51. ‪Теория социальной мобильности. Виды социальной мобильности. Миграция.

Социальная мобильность – изменение индивидами или группами своего положения, места, социального статуса в структуре общества. ввел П.А. Сорокин, который рассматривал социальную мобильность не просто как переход одной социальной группы в другую, а как любые изменения социального положения. социальная мобильность подразделяется на два типа: Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной страты в другую, расположенную на одном и том же уровне (из православной в католическую религиозную группу). Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном положении. Социальная мобильность измеряется показателями: — дистанция мобильности (количество ступеней или уровней, на которые удалось подняться или опустится социальным объектам); — объем мобильности (число объектов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный период времени). Степень социальной мобильности является показателем уровня развития общества: чем выше этот уровень, тем больше социальных ступеней и позиций представляет общество социальным объектам для их перемещений. + след вопрос!!! Миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения. Основными критериями классификации миграций являются: · направление миграций; · степень организации миграций; · временной признак; · причины миграции. По направлению миграционных потоков миграцию подразделяют на два вида: а) внешнюю; б) внутреннюю. Внешняя миграция — это выезд населения за границу (эмиграция) или въезд из-за границы в данное государство (иммиграция). Внутренняя миграция объединяет миграционные процессы внутри страны. С точки зрения административного деления, миграции подразделяются на внутриобластные, межобластные и межрайонные. В зависимости от назначения и статуса населенных пунктов различают потоки: село-город, село-село, город-город, город-село. По степени организации различают два вида миграций: организованную и неорганизованную. Основными видами организованной миграции являются: общественные призывы, сельскохозяйственные переселения, организованный набор рабочей силы, переводы по службе в другие районы, распределение выпускников ПТУ, техникумов и вузов. Неорганизованная, или индивидуальная, миграция — это территориальные перемещения населения, вызванные такими причинами, как стремление на новом месте улучшить свое материальное положение, создать семью, получить образование и т.д. Классифицируя миграционное движение по причинам, следует выделить экономические, социальные, культурные, политические, этнические (национальные), религиозные, расовые, военные, демографические (объединение семей, брачная миграция) и др. По времени перемещения все виды миграций населения подразделяются на: безвозвратную, навсегда, и временную миграцию. 52. ‪Социальная мобильность и тип общества. Механизм социальной инфильтрации. Существуют два основных вида
социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и
два основных ее типа
— вертикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются на
подвиды
и
подтипы
, которые тесно связаны друг с другом. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид в отличие от отца на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе такая мобильность называется
социальной карьерой
. Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй — к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором -перемещение из сферы физического труда в сферу умственного. Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счете силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиция или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин. Схема инфильтрации индивида в слой с более высоким статусом ситуации, складывающейся в обществе. Типология общества Маркс выделял 5 типов общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество). Существует классификация по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски). Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество). 53. понятие социальных изменений. Виды социальных изменений Социальные изменения преобразования происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальных институтов, множественность и многообразие социальных форм. Виды: 1. по оценке изменений ( прогресс, регресс) 2. по времени ( красткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) 3. по уровню (индивидуальные, групповые, общественные и т.д) Формы соц. Изменений 1. функциональные – носят адаптивный характер, помогая приспособится к изменениям природной и социальной среды и внутренним потребностям социальной системы. 2. социальная модернизация – прогрессивные социальные изменения в результате которых социальная система улучшает параметры своего фукционирования. 3. трансформация – преобразования в обществе в результате определенного социального изменения как целенапрвленных так и хаотичных 4. социальный кризис – переходное состояние социальной системы предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем. 54. социальные процессы. Понятие, виды Социальные процессы Социальный процесс — последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем и явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого либо результата. Классификация социальных процессов
Направленные —
необратимые социальные процессы, в которая каждая последующая стадия отличается от предыдущей и включает ее результат, а более ранняя стадия подготавливает условия для более поздней.
Ненаправленные
— изменения которые носят либо чисто случайный, хаотический характер, не опирающийся на какой-либо образец, либо подчиняются определенным повторяющимся или, по крайней мере, сходим моделям, причем каждая последующая стадия идентична или качественно напоминает предыдущие виды.
Обратимые
– процессы которые приводят систему к изменениям, но затем система возвращается к прежнему состоянию.
НеобратимыеЛинейные
– постепенное непрерывное восходящее или нисходящее изменения в системе Ступенчатые – постепенное наращивание количественного потенциала изменений, которые в определенный момент приводят к качественному скачку или прорыву
Циклические
– периодическое повторение определенных фаз развития системы
Спиралевидные –
восходящие или нисходящие циклические движения Культурные процессы
Аккультурация —
процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа, обычно более развитого.
Ассимиляция
— это потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.
Амальгамизация
— биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Элементы социального процесса 1. субъкт 2. объект 3. социальная среда 4. результат 55. реформы и революции. Отличительные признаки Революция – резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое; совокупность большого числа или комплекса реформ проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя Признаки: 1. грубое насилие 2. гибель людей 3. массовые бедствия населения 4. беззаконие 5. беспорядки в обществе Реформа – изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. Реформы предполагают постепенное преобразование тех или иных социальных институтов или сфер жизнедеятельности. Кроме революционных экспериментов существуют и другие способы улучшения и реконструкции социальной организации. Таковыми принципиальными канонами являются: 1. Реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам. Русский революционный эксперимент, как, впрочем, и многие другие революции дают нам примеры обратного. 2. Тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования. Большинство революционных реконструкций не следовало этому правилу. 3. Каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном масштабе. И лишь если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. Революция игнорирует этот канон. 4. Реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами. Революции же презирают эти ограничения.

Кто такие маргиналы в современной социологии

Маргиналам называются люди, которые находятся вне определенных социальных групп. Это граждане с правомерным поведением, разного финансового достатка, семейные или холостые, с детьми или без них.

Маргиналы могут жить в социуме, но не соблюдать социальные нормы так, как это делают остальные.

В эссе американского социолога Р.Э. Парка «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвященному этой теме, маргиналов сравнивают с эмигрантами, покинувшими родные края и живущими в другом государстве на пособия, дотации. Это сравнение тоже уместно, но полностью не отвечает стремлениям социологов маргинализировать другие слои.

Маргинал простыми словами – это лицо, которое проживает на определенной территории, но не считает себя обязанным следовать установленным социальным правилам. Но большинство маргиналов соблюдает установленные законом рамки поведения, которые относятся не к социальным, а юридическим нормам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]