Понятие социализации. Сущность, стадии и механизмы социализации личности


Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Микрофакторы социализации

Это группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет данный процесс через институты и агентов социализации (общепринятые нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).

Ведущая роль в процессе наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям — детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием также является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение ролей.

Роль агентов и институтов

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Механизмы

В каждом обществе функционируют механизмы социализации, с помощью которых люди передают друг другу сведения о социальной действительности. Говоря социологическим языком, имеют место некоторые «трансляторы» социального опыта. Это средства, которые передают от поколения к поколению накопленный опыт, способствующий тому, что каждое новое поколение начинает социализироваться. К таким трансляторам относятся различные знаковые системы, элементы культуры, системы образования, социальные роли. Механизмы социализации подразделяются на две категории: социально-психологические и социально-педагогические.

Социально-психологические механизмы:

  • Импринтинг — запечатление информации на рецепторном и подсознательном уровнях. В большей степени присущ младенческому возрасту.
  • Экзистенциальный нажим — усвоение языка, норм поведения на неосознаваемом уровне.
  • Подражание — следование какому-либо образцу, произвольное или непроизвольное.
  • Рефлексия — внутренний диалог, во время которого человек критически осмысляет, а затем принимает либо отвергает те или иные общественные ценности.

Социально-педагогические механизмы:

  • Традиционный — усвоение человеком господствующих стереотипов, протекающее, как правило, на неосознаваемом уровне.
  • Институциональный — запускается при взаимодействии человека с различными учреждениями и организациями.
  • Стилизованный — функционирует при включенности в какие-либо субкультуры.
  • Межличностный — включается всякий раз при контакте с субъективно значимыми для человека лицами.

Сущность социализации: стадии, механизмы, факторы

Автором термина «социализация» применительно к человеку считается американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни». Социализацию можно также определить как процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления (индивидуализации) человека в условиях конкретного общества. Здесь под приспособлением понимается процесс и результат становления индивида социальным существом, под обособлением– процесс и результат автономизации человека в обществе, становления человеческой индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процесс социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его от общества.

Очень часто образование, выступающее частью социализации, трактуют как «средство встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средство освоения детьми знаний об окружающем мире и способов его познания; правовых норм, норм общения, принятых ценностей, т. е. всего того, что позволило бы человеку жить и работать продуктивно. В этом смысле социализация в образовании осуществляется благодаря обучению и воспитанию».

Однако ни одна из существовавших образовательных систем никогда на практике не решала задачи вписывания подопечных в общественное бытие, поскольку мудрость социальной природы незримо вкладывала в руки учителей орудия, готовившие молодых людей не к вписыванию, а к утверждению в обществе, как правильно отмечает А.О. Карпов.

Утверждение личности – это внутренняя способность отделиться от поглощающего общего, почувствовать себя как особенное.

Индивидуализирующий эффект образования обеспечивается системой средств, способствующих осознанию человеком своего отличия от других; своих слабых и сильных сторон – для духовного прозрения и понимания себя, для выбора собственного смысла жизни и жизненного пути. Смысл процесса индивидуализации подчеркивают такие понятия, как самореализация,самоутверждение, самоосуществление, самовоспитание.

В связи с вычленением сферы индивидуализации появляется необходимость выделения в педагогическом процессе наряду с воспитанием самостоятельной области, которую О.С. Газман предложил назвать педагогической поддержкой ребенка в образовании. Эта область должна включать деятельность, направленную на поддержку становления личности, оказание превентивной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных:

  • с физическим и психическим здоровьем;
  • с успешным продвижением в учебе;
  • с эффективной деловой и межличностной коммуникацией;
  • с жизненным самоопределением: экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.

Таким образом, общепринятый постулат о том, что образование оптимизирует личностное становление, базируется на представлении о развитии в структуре личности сложного и противоречивого процесса взаимодействия двух тенденций: социально-культурной интеграции и индивидуализации.

Одним из основных видов деятельности, в котором максимально интенсивно проявляются и социальная интеграция, и индивидуализация, является общение. Общение выступает средством, обеспечивающим единство индивида с социумом (коллективом, обществом), а в процессе взаимодействия с другими людьми человек осознает свою индивидуальность – в актах самоутверждения и признания. Через отношение к другим и отношение других к индивиду он осознает свою субъективность.

В условиях социального окружения более интенсивно проявляются и формируются способности личности. В акте коммуникации полнее раскрываются психические качества, внутренний мир личности, обнаруживаются новые смыслы предметов культуры, опосредующих общение.

Объективно целостный процесс социализации можно представить как совокупность четырех составляющих:

  • стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных обстоятельств жизни;
  • относительно направляемой социализации в процессе и в результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;
  • относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека;
  • более или менее сознательного самоизменения человека.

Существуют различные подходы к периодизации стадий социализации. До 60-х гг. XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, поэтому превалировала периодизация, в которой выделялись следующие стадии:

  • первичная (социализация ребенка);
  • маргинальная (социализация в подростковом возрасте);
  • устойчивая или концептуальная (социализация в период с 17–18 до 23–25 лет).

Появление во второй половине XX в. представлений о социализации как непрерывном процессе породило новые периодизации ее стадий. Сравнительно широкое признание в отечественной науке получила точка зрения Г.М. Андреевой, которая предложила выделять три стадии социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.

Процесс социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека и на этом основании ввести ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов:

  • стадия детства включает в себя следующие этапы: младенчество (от рождения до одного 1 года), раннее детство (1–3 года), дошкольное детство (3–6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет);
  • стадия отрочества включает в себя младший подростковый возраст (10-12 лет) и старший подростковый возраст (12–14 лет);
  • стадия молодости включает в себя следующие этапы: ранний юношеский возраст (15– 17 лет), юношеский возраст (18–23 года), молодость (23–30 лет);
  • стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (3040 лет), позднюю зрелость (40–55 лет) и пожилой возраст (55–65 лет);
  • стадия старости распадается на следующие этапы: старость (65–70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

А.В. Мудрик отмечает, что каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе проявляются различные механизмы социализации, по-разному складываются взаимодействие человека с теми или иными факторами социализации.

Факторы (условия) социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы:

  1. Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или мере прямо, или косвенно через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
  2. Макрофакторы – страна, этнос, общество, которые влияют на социализацию всех, живущих в этих странах, обществах или принадлежащих определенному этносу.
  3. Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
  4. Микрофакторы – факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, соседи, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Необходимо особо подчеркнуть многофакторность процесса социализации, протекание его во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на социализацию человека. «Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены», – утверждает А.В. Мудрик.

Социализация человека происходит в сложном взаимодействии различных факторов с помощью ряда так называемых механизмов социализации:

1. К психологическим механизмам социализации принято относить следующие феномены:

  • импринтинг (запечатление, впечатывание), представляющий собой фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов, процессов, явлений и образов;
  • экзистенциальный нажим, осуществляемый влиянием условий бытия человека, определяющих владение родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (при изменении языковой среды), а также неосознаваемым усвоением норм социального поведения, непреложных и необходимых для выживания в данном социуме;
  • подражание, заключающееся в произвольном или непроизвольном следовании каким- либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемым средствами массовой коммуникации;
  • идентификацию (отождествление), представляющую собой эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами;
  • рефлексию, реализуемую в виде внутреннего диалога, в котором человек, рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т. д.

2. Психологические механизмы социализации действуют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым можно отнести следующие:

  • традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения;
  • институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственными, общественными, клубными и др.).

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального (культурного) слоя, в целом создающий определенный стиль жизни или мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной группы. Субкультура влияет на социализацию человека лишь настолько, насколько являющиеся ее носителями члены группы референтны (значимы) для него. Таким образом, в русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация.

4. Межличностный механизм социализации реализуется в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации, а значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), уважаемые взрослые, друзья-сверстники.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Психологическая наука говорит, что социализация

– это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Виды и агенты социализации.

Социализация

— начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Виды социализации: 1. Первичная социализация

. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем -и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация.

Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

3 Досрочная социализация

представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

4. Ресоциализация

— это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

5. Организационная социализация

— это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника

6. Групповая социализация

— это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индиви­дууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.

5 стр., 2375 слов

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

… памяти изучаются в когнитивной психологии, потому что процессы хранения и извлечения информации составляют основу психических процессов. Есть несколько теорий, претендующих на описание работы … качестве объекта (Что?) и его локализации (Где?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. …

7. Гендерная социализация

— это усвоение, интернализация социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности.

Агенты социализации

— это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации, массовые печатные издания, средства электронной коммуникации.

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На различных возрастных этап ах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Результат социализации – социализированность. Социализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Существует также подход к социализированности как к усвоению человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития.

Успешная социализация

Человек в процессе социализации проходит три основные фазы развития:

  1. Адаптация — овладение знаковыми системами, социальными ролями.
  2. Индивидуализация — обособление индивида, желание выделиться, найти «свой путь».
  3. Интеграция — вливание в общество, достижение баланса между личностью и обществом.

Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией. Однако для успешной социализации этого недостаточно.

Секрет самореализации и успеха — активная жизненная позиция человека. Она проявляется в смелости инициативы, целеустремленности, сознательных действиях, ответственности. Реальные действия человека формируют его активный образ жизни и помогают занять определенное положение в обществе. Такой человек, с одной стороны, подчиняется нормам общества, с другой, — стремится лидировать. Для успешной социализации, для преуспевания в жизни человеку должны быть присущи следующие основные характеристики:

  • стремление к самоморазвитию и самоактуализации;
  • готовность принимать самостоятельные решения в ситуациях выбора;
  • успешная презентация индивидуальных способностей;
  • культура общения;
  • зрелость и нравственная устойчивость.

Пассивная жизненная позиция отражает склонность человека к подчинению окружающему миру, следованию обстоятельствам. Он, как правило, находит причины не прикладывать усилий, стремится избегать ответственности, в своих неудачах винит других людей.

Несмотря на то что формирование жизненной позиции человека уходит корнями в его детство и зависит от окружения, в котором он находится, ее можно осознать, осмыслить и преобразовать. Никогда не поздно менять себя, особенно в лучшую сторону. Человеком рождаются, а личностью становятся.

Типы социализации

Науки, изучающие общество, выделяют следующие виды социализации:

  • полную и частичную;
  • направленную и ненаправленную;
  • семейно-бытовую;
  • профессионально-трудовую (организационную);
  • субкультурную;
  • групповую;
  • ресоциализацию;
  • гендерную (поло-ролевую).

Человек формируется под влиянием ограничивающих, стимулирующих, направляющих и формирующих становление институтов и агентов.

Ученые, разрабатывающие социологическую теорию, относят к агентам людей, которые ответственны за выработку у субъекта общественных ценностей и обучение его культурным нормам – учителей, друзей, лидеров молодежных группировок, родственников.

Не менее важное воздействие на человека оказывают средства массовой информации, церкви, правоохранительные органы, вооруженные силы, предприятия, образовательные учреждения и представители администрации учебных заведений – общественные институты.

Первичная социализация

В соответствии с возрастом индивидуума можно выделить первичную социализацию – в первой половине жизни, и вторичную, охватывающую зрелость и старость.

Включение в социальные структуры начинается в кругу родных и близких. С нормативно-содержательной точки зрения, агенты, принимающие участие в адаптационных процессах в этот период, относятся к неформальным. Контакты осуществляются на межличностном уровне, их форма и содержание в своей основе не регламентированы.

В дальнейшем большую социализирующую роль играют представители формальных структур – общественные и государственные институты. Они действуют на основании документов, определяющих время, порядок и содержание взаимоотношений.

Неформальные институты функционируют на протяжении всей жизни, но наиболее влиятельны в период становления личности – в детстве и юности, а также в пожилом возрасте. В середине жизни на первый план выходят формально-деловые отношения.

Первые образцы поведения и социальных санкций закладывается в семье. Здесь вырабатываются нормы взаимопомощи и моральной ответственности. Семейное воспитание предполагает:

  • участие в процессе взрослого человека;
  • индивидуализированную форму передачи человеческого опыта;
  • удовлетворение основных потребностей ребенка;
  • определение отношения детей к учебе;
  • формирование уровня притязаний человека за счет осуждения, безразличия, поддержки или одобрения его решений и поведения.

Начальная адаптация часто носит стихийный характер и зависит от взаимоотношений членов семьи, стиля жизни, их просоциальных или антисоциальных установок, материальных условий, социального статуса, уровня образования и состава.

Ресоциализация

Примеры социализации, изучаемые наукой, содержат процесс, который иногда происходит у взрослых людей во второй половине жизни – ресоциализацию. Она может быть вызвана субъектом осознанно или иметь бессознательную природу. Под воздействием новых обстоятельств личность вынуждена приспосабливаться к изменившимся требованиям окружающей среды.

Процесс вторичной адаптации запускают:

  • перемена социального статуса и роли человека в обществе;
  • стрессовые факторы: смерть близких, болезнь, природная катастрофа, глобальные социальные конфликты;
  • условия, вызывающие изоляцию субъекта, например, попадание в военное училище, психиатрическую лечебницу, колонию, любое другое закрытое учреждение, со своими нормами и ценностями.

Вторичные процессы протекают в разных формах:

  1. Поверхностной. Корректируются только не основополагающие ценности и внешние шаблоны поведения.
  2. Адаптационной. Меняются нормы и правила, помогающие приспособиться к ситуации.
  3. Идентификационной. От личности требуется пересмотреть базовые убеждения и оценки, которые лежат в основе ее самоидентификации.



Групповая

Уровни социализации индивидуума зависят и от характеристик и состава групп, в которые он входит тем или иным образом. Общность людей можно считать группой, если:

  • ее члены взаимодействуют регулярно;
  • существуют цели взаимодействия, которые являются общими;
  • участники выступают как единый организм, осуществляют групповое поведение;
  • группе свойственна самоидентификация;
  • люди со стороны определяют общность как единое целое.

Основой консолидации является идеология. Члены коллектива имеют одинаковые убеждения, ценности, мотивы, цели и реализуют групповые поведенческие паттерны.

Человек отождествляет себя как члена общности и осознает ее отличие от иных социальных образований. В социализирующем механизме группы можно выделить следующие части:

  • обязательства, которые принимает на себя член объединение, если его удовлетворяет качество и объем вознаграждений (выгод), получаемых от взаимодействия;
  • оценка группой и индивидуумом последствий реализации взаимных ожиданий, декларируемых норм и целей;
  • ролевые изменения, происходящие вследствие динамики взаимоотношений “индивид-группа”, когда происходит коррекция принимаемых сторонами обязательств.

Этапы, которые проходит субъект при ролевых перемещениях:

  1. Отсутствие членства. Статус характерен для выбывших из коллектива или его потенциальных участников.
  2. Квазичленство. Не оправдавшие ожидания группы или не достигшие полноправного членства люди наделяются таким статусом.
  3. Полноценные члены группы. Они пользуются всеми доступными привилегиями, берут на себя полный спектр социальных обязательств.

Гендерная

Стихийная социализация приводит к тому, что ребенок начинает относить себя к женскому или мужскому полу около 3 лет с рождения, а в 3-7 лет уже понимает, что изменить гендерную принадлежность невозможно.

Факторы, которые оказывают влияние на поло-ролевую самоидентификацию и адаптацию:

  1. Социум наказывает за неприемлемое поло-ролевое поведение и поощряет, когда действия соответствуют гендерному вектору, тем самым усиливая дифференциацию.
  2. На разделение по полу оказывает воздействие подражание, которое свойственно детям по примеру моделей поведения, существующих в семье, в школе, среди сверстников.

Для общества характерно, что оно осуждает женственное (фемининное) поведение мальчиков, но терпимо относится, когда девочки ведут себя маскулинно (по-мужски).

Социализирующими механизмами по гендерной принадлежности с точки зрения психологии являются:

  • поло-ролевые схемы поведения;
  • понимание ролей, которые свойственны полу;
  • социальные ожидания;
  • социальные подкрепления;
  • идентификация.

Организационная

Средства социализации используются при подготовке сотрудников в разных организационных структурах.

О положительном результате процесса адаптации человека в компании можно утверждать, если:

  • у нового сотрудника отсутствуют неуверенность, страх, чувство напряжения;
  • работник свыкся с профессиональной ролью, приобрел необходимые навыки и нужный объем знаний;
  • руководителей устраивают результаты его работы;
  • оценка трудового вклада руководством и коллективом удовлетворяет работника;
  • новый член трудового коллектива хочет развиваться в профессии, связывает с этим свой жизненный успех.

Для того чтобы человек стал полноправной частью структуры предприятия, им должны быть усвоены паттерны профессионального поведения, социокультурные и нравственные ценности организации.

Способность компании социализировать новых членов можно оценить, если проанализировать текучесть кадров, производительность труда и приверженность сотрудников фирме.

Проблемы, которые приходится решать в процессе вхождения субъекта в производственную структуру:

  • изменение поведения человека;
  • коррекция организационных требований и условий;
  • оптимизация взаимодействия между организационным окружением и новым работником.

Кроме официальных требований, в процессе адаптации вновь поступающие сотрудники узнают:

  • распределение властных полномочий;
  • неписаные, но обязательные к выполнению нормы и правила;
  • одобряемый внешний вид;
  • свойственные должности поведенческие стереотипы;
  • допустимые свободы в выполнении трудового распорядка, использования времени для отдыха.

Досрочная

Проблема социализации возникает на этапе принятия личностью решений о тех или иных формах сотрудничества с обществом.

Перед принятием на себя субъектом полноценных юридических обязательств и вытекающей из этого ответственности, существуют способы его предварительного ознакомления с требованиями и нормами социальных структур, условиями взаимодействий с будущим общественным окружением.

Человеку досрочно предоставляется возможность побыть в роли члена группы, познакомиться с ее традициями, шаблонами поведения, культурными, этическими и эстетическими предпочтениями.

Социальные институты, предлагающие социализироваться досрочно:

  1. Общности по интересам и профессиям. Человек может присутствовать на собраниях, семинарах, участвовать в открытых мероприятиях, организованных такими структурами специально с целью ознакомления будущих членов с условиями сотрудничества.
  2. Учебные заведения. Перед тем как поступить в вуз, можно поприсутствовать на лекциях, поучаствовать в практических занятиях, пройти предварительное курсы при университете, институте, колледже.
  3. Семья. Некоторые пары предпочитают пожить вместе до заключения брака, чтобы познакомиться с семейными отношениями поближе, прочувствовать нюансы и проблемы совместного бытия.
  4. Религия. Осознанный выбор вероисповедания предполагает предварительное ознакомление с учением, особенностями его традиций и ритуалов, литературой, характером жизни последователей.
  5. Вооруженные силы. При некоторых военных институтах и училищах организованы постоянно действующие курсы, на которых будущий офицер может пожить жизнью военнослужащего, поучаствовать в процессе обучения и тренировках, перед тем как связать свою судьбу с армией окончательно.
  6. Пенитенциарная система. Для трудных подростков, попавших в зону внимания полиции, проводятся мероприятия, дающие им возможность ознакомиться с условиями содержания заключенных в тюрьмах и колониях, испытать на себе социальный статус ущемленной в правах личности.

Особенности социализации детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:

  • Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
  • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
  • Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
  • Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  • Образовательные учреждения начального профессионального образования.

Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.

Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.

Чему способствует

Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

Десоциализация


Понятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс?
Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.

Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.

Этапы и факторы социализации личности.

Социализация личности

– это процесс усвоения социальных норм, формирования своего собственного «Я» для проявления уникальности индивида как личности. То есть,процесс социализации представляет собой установление личности. Общество постоянно диктует нам свои правила и нормы поведения, поэтому длительность данного процесса занимает всю жизнь, основной его частью является период детства и юношества.

Основной целью социализации является подготовка индивида к выполнению социальных ролей для общения, сохранения общества. Привитие качеств и ценностей – главный фактор формирования личности.

Детство

—Этап развития человека от рождения до начала полового созревания. Хотя временные рамки последнего индивидуальны, непостоянны во времени и зависят от принятой системы возрастной периодизации, верхняя граница детства определяется как примерно 11-13 лет. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям.

Юность — самый трудный период социализации. Социальная и психологическая зрелость очень часто не поспевает за зрелостью физической. Важность подросткового этапа заключается в том что,заканчивается формирование фундамента личности — мировоззрения;

осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни; идет постоянный поиск нравственных ориентиров.

Зрелость

— это расцвет человеческой личности. Это длительный период, он состоит из нескольких циклов. Нижняя граница размыта, примерно 21-23 года. В экстремальной ситуации взросление наступает рано, в спокойное время растягивается. Верхняя граница обозначена выходом на пенсию — 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин.

Главный критерий зрелости: самостоятельность. «Критерии самостоятельности»:Самообеспечение средствами существования.Умение распоряжаться деньгами независимо от других,Самостоятельность в выборе образа жизни.

Проживание независимо от родителей. Взрослая жизнь — самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение большого количества социальных ролей в реальной жизни. Зрелость — самый активный творческий возраст.

Старость

— это период человеческой жизни, который наступает после зрелого возраста и делится на несколько циклов: до 71 года — преклонный возраст; с 71 года до 90 — старческий; возраст человека свыше 90 лет принять считать возрастом долгожительства. Старость — это физическое состояние, для которого характерно постепенное угасание всех жизненных функций. Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего и самое главное – пожилых ждет выход на пенсию.

Смерть.

Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие “умирающий” предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью.

Факторы социализации

— это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации).

1. мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2. макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

3. мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

4. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу — микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз­личные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Макрофакторы социализации

Макрофакторы влияют на всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е годы XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки.

Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Верхний слой — политические и экономические элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.

Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.

Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.

Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами

В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми)

Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.

Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.

Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Макрофакторы социализации и их влияние на развитие личности

Живы и социалистические идеи и развиваются идеи демократии, более привлекательными становятся религиозные идеи, и наконец, присутствуют откровенно аморальные и криминальные установки.

Трудность выбора, неумение выбирать – причина потери смысла жизни, появилось чувство беспомощности, одиночества, пустоты и как результат®рост аморальных факторов поведения.

Государство – понятие политико-юридическое, характеризует совокупность взаимосвязанных учений и ориентаций, осуществляющих управление обществом.

Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями.

Его можно рассматривать как фактор социализации в двух аспектах.

С одной стороны политика, идеология, социальная практика создают определенные условия жизни его граждан, в которых и происходит социализация. Люди вольно или невольно усваивают нормы и ценности государства.

С другой стороны, государство осуществляет более или менее эффективную целенаправленную социализацию своих граждан, создавая для этого организации, которые имеют функцию социализации той или иной возрастной группы.

Наиболее последовательно государство влияет на социализацию подрастающего поколения через создание специальной системы воспитательных институтов.

Воспитание становится важнейшей функцией государства начиная с середины XIX века. Тип государственного строя определяет общий характер условий для социализации – политику в сфере воспитания.

Выводы:

1. описание макрофакторов необходимо для представления социализации в полном объеме;

2. создает предпосылки для выявления зависимости социализации человека от всей совокупности условий и для объяснения связей между условиями и результатом социализации;

3. позволяет брать в расчет то объективное влияние, которое они оказывают на социализацию человека.

Мезофакторы социализации и их влияние на социализацию личности

Мезофакторы – это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в которых они живут (город, поселок, село); Самыми существенными среди них являются регион и тип поселения. Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер и определяется природно-географическими, социально-географическими, социально-экономическими, социально-демографическими. Город же создает потенциальные возможности взрослому и ребенку для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности, предоставляет возможности широкого выбора групп общения, стилей жизни, системы ценностей. В городе и поселке человек оказывается под воздействием средств массовой коммуникации, которые выполняют в развитии детей информационную и релаксационную функции. Субкультуры играют огромную роль в социализации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их влияние на те или иные общности, а также маркирования социальной и возрастной структуры общества. Субкультура служит одним из способов обособления человека в обществе, одной из ступеней автономизации личности.

Мудрик:

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЗОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА

РЕГИОН

О понятии «регион». Регион — часть страны, представляющая собой целостную со­циально-экономическую систему, обладающая общностью экономиче­ской, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и соци­альным своеобразием,

Регион — это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и куль­турных богатств.

Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъ­ективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий-регионов. В России они довольно обширны (Северо-Западный, Центральный, Централь­но-Черноземный, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Однако в различных документах и в обыденной жизни регионом обычно называют меньшие территории — административные единицы: области, края, республики.

Регион и стихийная социализация. Влияние региональных условий на социали­зацию имеет различный характер и опреде­ляется рядом характерных особенностей ре­гиона.

Природно-географические особенности региона

(ландшафт, климат, полезные ископаемые и т.д.) во многом определяют степень его урбанизированности, характер экономики, количество и меру ста­бильности населения, т.е. опосредствованно влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат может оказывать и непо­средственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособ­ность, психическое состояние, продолжительность жизни.

Социально-географические особенности региона

включают в себя плотность населения, характер поселений (мера урбанизированности), традиционные занятия жителей, а также близость — уда­ленность от других регионов и средства сообщения внутри регио­на и с другими регионами. Эти особенности влияют на социали­зацию в основном косвенно, ибо от них во многом зависят стиль жизни, мобильность, источники информирования населения, что соответственно определенным образом сказывается на развитии детей, подростков, юношей.

Климат и экономика

определяют степень и характер урбани­зированности региона. Например, в Сибири и Центральном ре­гионе преобладает городское население. Но на Сибирских про­сторах оно сосредоточено в крупных и средних городах, далеко расположенных друг от друга. А в Центре наряду с таким гигантом, как Москва, и большим количеством крупных и средних сущест­вует масса малых городов, в которых проживает существенная часть городского населения. Степень урбанизированности регио­на влияет на создание условий для социального и культурного развития и самореализации населяющих его людей, определяет мобильность жителей в различных аспектах (социальном, терри­ториальном, профессиональном и др.).

Социально-экономические особенности региона —

это типы и ха­рактер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами (а порой и с другими странами).

Характер экономики региона, например, преимущественная разработка природных ресурсов в Сибири, обрабатывающая промышленность на Северо-Западе и в Центре, сочетание про­мышленного и сельскохозяйственного производства в Централь­но-Черноземном регионе и т.д., оказывает влияние на социально-профессиональный состав населения, определяет возможности профессионального определения, сказывается на уровне жизни жителей.

Неравномерность экономического развития регионов отраже­на в общих показателях уровня жизни их жителей. После начала реформ «в отрыв» ушла столица. Если в 1991 г. доходы на душу населения здесь превышали среднероссийский уровень в 1,6 раза, то в 1996 г. это превышение удвоилось. Соотношение же между уровнем средних душевых доходов в Москве и их минимальным уровнем, например, в Республике Ингушетия составило в 1996 г. одиннадцать к одному.

Социально-демографические особенности региона —

это нацио­нальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т.п.), ми­грационные процессы. Все эти характеристики играют очень важ­ную роль в социализации подрастающих поколений.

Регионы различаются по этническому составу

населения. В од­них преобладает моноэтнический состав. В других относительно равномерно сочетаются два-три этноса (русские и татары в Татар­стане; русские, татары, башкиры — в Башкортостане). В ряде ре­гионов образовался этнический коктейль (Дагестан, Краснодар­ский край, Москва).

Много значит и степень стабильности населения.

Нестабиль­ный состав населения северных районов Сибири и Дальнего Вос­тока, с одной стороны, способствует взаимообогащению прие­хавших из других регионов людей, а с другой — формирует тип «перелетных птиц», является причиной неукорененности больших групп населения, их отрыва от культурно-исторических традиций. Стабильность населения в Европейской России, способствуя со­хранению традиций, может в то же время играть консервативную роль, препятствуя процессам развития.

В ряде регионов значительно выше среднего по стране процент жителей с криминальным прошлым и (или) настоящим.

Демографические характеристики региона существенно влия­ют на ценностные ориентации и стиль жизни детей, подростков, юношей, на их установки в сфере межличностных отношений в целом, а также межвозрастных, межполовых и межэтнических от­ношений, на социально-психологическую ситуацию в регионе.

Исторические и культурологические региональные различия

про­являются в свойственных населению нравах, стиле жизни, обыча­ях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольк­лоре, архитектуре и интерьере жилищ. Нередко специфична речь жителей — от использования отдельных особых слов и выражений и незначительных нюансов в выговоре (оканье волгарей) до диа­лекта, существенно отличающегося от основного языка (напри­мер, у жителей кубанских станиц).

Все вышесказанное влияет на стихийную социализацию насе­ления в регионе, а также на то, в каком направлении и как проис­ходит самоизменение его жителей. Об этом свидетельствуют раз­личия в ценностных ориентациях в профессиональной сфере, в массовых идеологических установках (это показывают предпоч­тения той или иной партии на выборах), в семейных отношениях и т.д. Это подтверждает и различие в уровне экономической актив­ности населения, мера его приспособляемости к меняющимся ус­ловиям. Наконец, об этом говорят и различия в уровне и характе­ре противоправного поведения и преступности населения вообще и несовершеннолетних в частности.

Регион и относительно направляемая социализация. Объективные характеристики региона и сложившиеся в нем условия можно рассматривать и как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, которые зависят во многом от социально-экономической политики регио­нальных властей. В данном случае речь идет о региональной политике в масштабах субъектов Российской Фе­дерации (республик, краев, областей).

Влияние на относительно направляемую социализацию в масшта­бах региона предполагает, что законодательная и исполнительная вет­ви власти, как минимум, целенаправленно решают несколько задач.

Во-первых, осуществляют: анализ актуального состояния дел в регионе, а также долгосрочной и среднесрочной социокультурной и хозяйственно-экономической перспектив региона, основных видов существующей и перспективной производственной деятельности, инвестиционных проектов; оценку динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера (т. е. запрос на кадры и уровень их квалификации). Иными словами, они знают условия социализации в регионе и перспективы их изменения.

Во-вторых, анализируют состояние дел в отраслях и секторах жиз­недеятельности региона, более или менее непосредственно влияю­щих на социализацию: здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, культуры, науки и др., на основании чего разрабатывают программы их развития во взаимодействии друг с другом в аспекте социализации.

В-третьих, проводят диагностику систем управления в регионе и осуществляют меры по их совершенствованию в аспекте влия­ния на социализацию подрастающих поколений.

Регион и воспитание. Влияние региона на относительно социально контролируемую социализацию — воспита­ние — осуществляется в русле той политики, которую проводят в этой сфере власти субъектаРФ.

Региональная политика в сфере воспитания включает в себя, с одной стороны, адаптацию в соответствии с принципом культуросообразности, государственной политики в этой сфере к условиям региона. С другой стороны, она предполагает разработку норма­тивных документов, выделение ресурсов, привлечение государст­венных и общественных организаций, поддержку воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые бла­гоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориента­ции подрастающих поколений в соответствии с позитивными инте­ресами человека и запросами регионального сообщества.

Эта политика может стать реалистичной и более или менее эффек­тивной, если органы управления, как минимум, решают ряд задач.

Изучают ситуацию социализации в регионе, позитивные реа­лии и тенденции, опасности для развития детей, подростков, юношей, а также предусматривают меры по использованию позитивных потенций общества, нивелированию, корректи­ровке, компенсированию негативных тенденций социализа­ции в регионе.

Инвентаризируют и картографируют актуальные и потен­циальные воспитательные ресурсы региона, соответствую­щие инфраструктуры, при этом анализируя и оценивая, что в них избыточно, а чего явно не хватает.

Разрабатывают комплексные межведомственные програм­мы и ведомственные подпрограммы, определяя в них регио­нальные задачи и цели, меры по созданию и совершенство­ванию условий реализации национальных и региональных воспитательных задач и целей.

Реализуя государственную и региональную политику в сфе­ре воспитания, в определении его стратегии и тактики осо­бое внимание обращают на использование принципа культуросообразности воспитания, вносят в содержание, формы, методы воспитания элементы исторически сложившихся традиций и культуры региона.

Ищут способы стимулирования заинтересованности в рабо­те с подрастающими поколениями различных организаций и социально-профессиональных групп населения региона, способствуют мобилизации их ресурсов.

Изыскивают пути формирования запроса на услуги, кото­рые могут предоставить органы управления образованием и их учреждения, от различных организаций, так или иначе влияющих на социализацию подрастающих поколений; про­ектируют различные виды услуг и предоставляют их на раз­личных условиях (в том числе на коммерческой основе).

Разрабатывают меры по обеспечению безопасности и бла­гополучия подрастающих поколений региона, в том числе и отдельных категорий детей, подростков, юношей — реаль­ных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Предусматривают меры по подготовке и переподготовке кадров для воспитательных организаций всех типов; привле­чению к работе с подрастающими поколениями волонтеров; педагогизации кадров организаций, так или иначе влияющих на социализацию.

Реально оценивают стоимость разработанной политики в сфе­ре воспитания, исходя из возможностей регионального бюджета, привлечения федеральных средств, внебюджетных и частных инве­стиций.

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные
    – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные
    – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг

Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку

Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Мезофакторы социализации

Мезофакторы — это условия социализации больших социальных групп людей. К ним относятся место и тип поселения, принадлежность к сетям массовой коммуникации, принадлежность к субкультурам.

Сельские поселения. В России в сельской местности проживает около 26% населения. Это больше, чем в развитых странах. Сельские поселения многообразны — маленькие деревни, большие села и т.д. Но при этом они обладают типичными характеристиками:

— небольшое количество жителей;

— малая плотность населения;

— малая степень разнообразия видов трудовой деятельности;

— плохо развитое общественное обслуживание;

— почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями сельского труда:

— подчиненность труда ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года,

— более тяжелые, чем в городе, условия труда;

— малые возможности для профессиональной мобильности жителей;

— большая слитность труда и быта, трудоемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах.

Особо следует отметить, что сельские поселения являются эффективным фактором социализации, так как в них достаточно высок социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны окружающих. Жизнь селян в большей мере «публична», т.е. доступна для соседей. Для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность.

Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую роль, чем городская семья. В сельской семье сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее важные социальные связи.

Набор занятий в свободное время довольно сильно ограничен. Достаточно часто встречается примитивное времяпрепровождение. В сельских поселениях велик процент алкоголизма.

Экономический кризис на селе сопровождается далеко идущими изменениями в социальной жизни. В деревне сложилась сложная социально-демографическая ситуация, что проявилось в усилении миграционных процессов. Происходит уменьшение сельского населения. Можно говорить и том, что положение крестьянина сильно дестабилизировано, продолжается процесс раскрестьянивания. Произошло отчуждение человека деревни от труда и его результатов.

Все перечисленные факторы оказывают влияние на формирование образа жизни, на социализацию личности. Все перечисленное позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, существуют факторы для эффективной социализации, с другой стороны, существует достаточно много негативных явлений.

Городские поселения. Город — тип поселения, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории, высокая степень разнообразия человеческой деятельности; дифференцированная социально-профессиональная структура населения; достаточно высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность населения. Перечисленные характеристики существенно различаются в зависимости от размера города, его географического положения и характера занятости населения.

Городской образ жизни, как фактор социализации имеет следующие обобщенные характеристики:

— преобладание анонимных, деловых, кратковременных контактов;

— снижение значимости соседских связей;

— увеличение субъективной значимости семьи для человека;

— многообразие культурных стандартов, ценностных ориентации, стилей жизни;

— повышение социальной мобильности горожан, неустойчивость социального статуса;

— слабое влияние традиций в регулировании поведения человека.

— слабый социальный контроль из-за анонимности и разнообразия социальных связей, значительная роль самоконтроля поведения.

Для личностного развития город потенциально дает больше возможностей. У жителей городов больше выбор во всех сферах жизнедеятельности.

В тоже время город оказывает и разрушительное воздействие. Город дает больше шансов не только для просоциальной социализации, но и для антисоциальной социализации. В средних и крупных городах значительнее сосредоточение криминальных факторов, криминальных структур и групп, всех видов девиантного поведения.

Город оказывает разрушительное воздействие и на психофизиологическом уровне, что связано с состоянием городской среды.

Средства массовой коммуникации (СМК). Средства массовой коммуникации — это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.д.) на количественно большие и рассредоточенные аудитории.

Объектом воздействия СМК является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.

СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Роль средств массовой коммуникации можно представить следующим образом.

1. Информационная и просветительская. СМК представляют собой систему информационного образования, просвещения различных слоев населения.

2. Развивающее воздействие СМК. Это воздействие не однозначно. Исследования показали, что просмотр телепередач ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к моменту поступления в школу. Телевидение значительно влияет на кругозор малообразованных слоев населения. Но вместе с этим, с появлением радио, телевидения произошло падение интереса к чтению. Получаемая информация многими не усваивается и тем более не «присваивается».

3. Формирование ценностных ориентации личности, усвоение широкого спектра социальных норм. Например, это проявляется в формировании в массовом порядке материальных и социальных потребностей.

4. Рекреативная роль. СМК определяют досуговое времяпрепровождение (групповое или индивидуальное).

5. Релаксационная роль. СМК отвлекают от неприятностей, заглушают эмоциональную неудовлетворенность.

6. Интеграция общества и его саморегуляция через СМК.

Субкультуры. Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации. Субкультура — это совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

К признакам субкультуры относятся:

— специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

— статусная структура;

— набор предпочитаемых источников информации;

— своеобразные увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения; — специфический жаргон;

— фольклор.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Что такое социализация

Социализация – это получение человеком социального опыта, в процессе обретения которого субъектом усваиваются этические и эстетические ценности, правила поведения, знания, навыки и психологические установки, свойственные обществу.

Чтобы норма поведения социализировалась, т.е. стала обязательной к выполнению, она должна пройти процесс интериоризации – стать частью внутренних структур психики личности.

Родители и окружение через пример, убеждение и принуждение воспитывают в ребенке привычки, стереотипы действий и реакций: чистить зубы, есть вилкой и ложкой, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

В процессе адаптации субъекта к обществу принимают участие педагоги, знакомые и друзья, коллеги по учебе и работе, социальные группы и институты.

Организационная социализация


Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.

Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]