Основания классификации эмоциональных процессов и методы их изучения


Эмоциональные процессы и состояния

Лекция: «Эмоциональные процессы и состояния».

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (возбуждаю, волную – лат.).

Эмоциональные процессы — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека. Эмоции — психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастною переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Виды эмоциональных процессов.

1.Аффект

.

2.Эмоции

.

3.Чувства

– более устойчивые психические состояния, имеют четко выраженный характер, не могут быть безотносительны. В зависимости от направления:

а. моральные – отношения к др. людям;

б. интеллектуальные – связаны с познавательной Деятельностью;

в. эстетические – чувства красоты при восприятии природы, искусства;

г. практические – связаны с Деятельностью человека.

4.Настроение

– самое длительное психологическое состояние, окрашивающее все поведение человека. Может повышать или понижать жизнедеятельность человека.

5.Страсть

– сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Приводит к сосредоточению на предмете страсти всех сил и устремлений. Основной признак – действенность, слияние волевых и эмоциональных устремлений. Объединение страсти и нравственного начала в человеке служит движущей силой великих дел, открытий, подвигов.

6. Стресс

— нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс — неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Со стрессом связана напрямую фрустрация.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.

В состоянии фрустрации человек переживает полный комплекс отрицательных эмоций : гнев, отчаяние, тревогу, раздражение, разочарование и т.д. Длительное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности человека. Частые состояния фрустрации способны влиять на характер: повышать агрессивность, провоцировать появление комплекса неполноценности

Функции
эмоций
Переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым.

Эмоции выполняют следующие функции: отражательно-оценочную; переключающую; регуляторную; коммуникативную; подкрепляющую; компенсаторную (замещающую); побудительную; дезорганизующую; функцию «аварийного» разрешения ситуаций; предвосхищающую; эвристическую; функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения; функцию активации и мобилизации организма; экспрессивную.

Физиологические и поведенческие компоненты эмоций

. Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложным безусловным, так и с условным рефлексами. Как известно, системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий, а сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. Переживания чувств являются результатом совместной Деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являются переживания чувств. Возникающие вследствие этого процессы возбуждения, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической Деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную Деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной Д (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т.д. Эти процессы, протекающие во внутренних органах тела, сравнительно легко поддаются регистрации и самонаблюдению и в силу этого с давних времен зачастую принимались за причину чувств. В нашем словоупотреблении и до сих пор сохранились выражения: «сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце» и др. В свете современной физиологии и психологии очевидна наивность этих воззрений. То, что принималось за причину, является лишь следствием других процессов, происходящих в мозгу ч-ка.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. А если в подкорковых узлах полушарий и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, наблюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой Деятельности и дыхания и т.д. Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается и повышение, и понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека.

Существенно важные данные для понимания природы эмоций были также получены при изучении функциональной асимметрии мозга. В частности, выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое – с отрицательными эмоциями.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний и собственно чувств (в узком значении слова).

Функции эмоций:

Эмоции, выполняя функцию оценки

, непосредственно в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего.

Эмоции выполняют функцию
побуждения
, из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуемым, необходимым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого.

Эмоции — это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Если процесс удовлетворения потребностей протекает благоприятно, то человек испытывает положительные эмоции, и, напротив, отрицательные эмоции возникают в ответ на неудовлетворение потребностей или отсутствие нужного результата собственного действия.

Эмоции, как и ощущения, восприятия или мышление, являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости для его потребностей и мотивов деятельности. Таким образом, эмоции обусловлены, с одной стороны, внутренними потребностями и мотивацией, а с другой — особенностями внешней ситуации. Они как бы устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируя субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

3

Понятие и значение

Эмоции — элементарные переживания. Они могут возникать под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Характер проявления зависит от степени удовлетворенности собственных желаний, ожиданий.

Эмоции выполняют огромную роль. От эмоционального состояния зависит:

  • продвижение в карьере;
  • развитие личных интересов;
  • общение с родными;
  • физическое здоровье.

Если человек подавлен, могут начаться проблемы со здоровьем, снизится физическая активность.

Классификация когнитивных психических процессов

Основания для классификации различных познавательных психических процессов и внимания, которыми являются: Свойства стимула и модальности — в классификации ощущений; преобладающая роль анализатора и форма существования материи — в классификации восприятий; субъект, материал запоминания, активность субъекта, длительность процесса, ведущий анализатор — в классификации особенностей памяти; ведущий анализатор, степень обобщенности образа и содержания деятельности — в классификации представлений степень осознанности и активности субъекта, временная направленность деятельности, тип возникновения образов, вид деятельности, специфика психической деятельности — в классификации воображения; Предмет, материал деятельности, тип связи с практикой, тип связей и отражаемых отношений, содержание работы — в классификации особенностей мышления; активность субъекта в организации внимания, направленность внимания на внешний и внутренний мир человека, объект внимания, ведущий анализатор — в классификации особенностей. Сравнение возможных классификаций психических процессов показывает, что единого подхода к этой проблеме не существует. На всех уровнях психического отражения представлен только один критерий — ведущий анализатор. Остальные критерии служат основой для классификации только одного или двух — трех процессов. Поэтому необходимо выбрать наиболее существенные, значимые основания для классификаций, которые в то же время являются наиболее общими и представлены на всех уровнях рассмотрения (фактическом или потенциальном).

В результате были включены следующие критерии классификации познавательных процессов и внимания: ведущий анализатор, предмет отражения, форма существования материи, активность субъекта, направление отражения в пространстве и времени, длительность процесса, характер деятельности (содержание работы), характер связи с практикой. Рассмотрим каждый из выделенных критериев классификации в отношении отдельных психических процессов. Как уже говорилось выше, показатель модальности является наиболее представленным, однако список основных типов психических процессов, которые также выделяются по этому параметру, далеко не полон. Работа зрительной системы является наиболее изученной на всех уровнях познания. Этот факт можно частично объяснить объективными причинами. Доминирование зрительной системы обусловлено не только «собственным информационным материалом и превосходством оптических сигналов» над другими видами сигналов, но и тем, что «она играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами (аналогично кинестетическому анализатору) и является органом преобразователем сигналов». В настоящее время установлено, что зрительная система функционирует на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представления). Исследования «визуального» мышления доказали правомерность этого определения и для уровня мыслительных процессов.

Анализ типов психических процессов

Изучая роль различных анализаторов в процессе познания, Б.Г. Ананьев обнаружил, что «такое сочетание присутствует и в слуховой системе, которая, однако, функционирует на последнем уровне (аиерцепции) в специализированных формах речевых и музыкальных представлений и не обладает способностью преобразовывать сигнал». Однако слуховая система изучена гораздо меньше, чем зрительная.

Роль других анализаторов в процессах психического отражения еще недостаточно изучена, утверждение об интермодальности высших (по ощущениям) познавательных процессов не отрицает необходимости исследования роли и специфики представленности каждой модальности на разных уровнях познания.

Эта позиция поставила перед нами задачу дополнить картину специфики психических процессов по параметру их модальности, полученную в результате анализа литературы. Учитывая, что в памяти хранятся не только результаты восприятия окружающей действительности, но и результаты ощущений, к видам памяти мы отнесли кинестетическую, тактильную, болевую, температурную, статико-кинетическую, органическую и вибрационную память. Поскольку представление и воображение — это процессы, в которых воссоздаются и перерабатываются целостные образы, выделенные в них типы, на наш взгляд, должны быть схожи с типами восприятия, поэтому они включали зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые и кинестетические представления и воображения. К специфике мышления добавился слуховой тип мышления, который изучался в основном в форме музыкального мышления. Анализ типов психических процессов по критерию «объект отражения» показал, что этот критерий «перекрывается» практически для всех уровней познания. Поэтому мы ограничились следующими преобразованиями: Репрезентация и воображение были разделены на актуальное, моторное и эмоциональное воображение в соответствии с особенностями присутствующих образов; понятийное воображение было исключено из видов воображения, поскольку оно является лишь постулируемой, но совершенно неизученной характеристикой воображения; объект отражения для восприятия и ощущения был определен в соответствии с особенностями предметов и явлений внешнего, материального мира и особенностями человека как носителя субъективного.

Особое место занимает критерий «форма существования материи», который предложен для классификации восприятия и практически не используется для классификации других видов психических процессов, хотя известно, что основным материалом, дающим информацию о свойствах действительности, являются результаты ощущений и восприятий, которые в свою очередь служат источником функционирования процессов памяти, мышления, воображения. Отсюда можно сделать вполне естественный вывод, что практически все индивидуальные режимы восприятия могут иметь соответствующие аналоги для других когнитивных процессов. В то же время тесная и неразрывная связь всех психических процессов и единство психики как системы порождают обратную связь между различными уровнями познания.

Как верно заметил Б.Г. Ананьев, ориентация человека в пространстве и структура пространственного восприятия выражают общие особенности психического развития. Не случайно в последнее время многие авторы уделяют большое внимание изучению свойств пространственного представления, воображения и мышления, основным материалом которых являются пространственные образы, непосредственно связанные с особым видом восприятия — восприятием пространства. Однако пространственная память, без которой невозможно функционирование как пространственного воображения, так и пространственного мышления, еще практически не изучена.

Другая сторона когнитивных процессов, связанных с такой категорией, как «время», которая до сих пор также изучалась в основном на уровне восприятия, разработана еще меньше.

Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния

Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.

Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы. Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.

Красная зона

Проявления:

  • безнадежность;
  • бессилие;
  • депрессия;
  • отчаяние;
  • неуверенность;
  • горечь;
  • зависть;
  • несчастье;
  • унижение;
  • страх;
  • стыд;
  • заброшенность.

Чтобы продвигаться по негативной зоне, нужно испытать негатив, стараться выражать его, чтобы двигаться к положительным эмоциям.

Оранжевая

Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:

  • испуг;
  • отстраненность;
  • возмущенность;
  • недооцененность;
  • злость;
  • жажда мести;
  • вина;
  • недоверие;
  • обида;
  • ненависть;
  • обескураженность.

Важно быть терпеливым при преодолении различных зон шкалы. Чтобы избавиться от негативных чувств, можно пользоваться естественными механизмами психологической защиты, например, перекладыванием вины на других. Это помогает освободиться от негатива.

Желтая

Это зона разочарования. Чувства:

  • беспокойство;
  • грусть;
  • разочарование;
  • раздражение;
  • сомнение;
  • жалость к себе;
  • одиночество;
  • подавленность;
  • тревога;
  • сожаление.

При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.

Зеленая

Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:

  • скучно;
  • пусто;
  • нормально;
  • безразлично.

На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости. Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.

Голубая

На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:

  • доверием;
  • ценностью;
  • благородностью;
  • весельем;
  • принятием;
  • заинтересованностью.

Синяя

С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере. Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:

  • уверенностью;
  • одобрением;
  • уважением;
  • предвкушением интересных событий.

На этом уровне человек чувствует безопасность, удовлетворение. У него появляется энтузиазм, силы к достижению поставленных целей.

Фиолетовая

Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.

Основные функции эмоций человека

  1. Регуляторная функция;
  2. Отражательная функция, состоящая в способности человека к обобщенной оценке тех или иных событий и определяющей полезность или вредность фактов. Данная функция формируется в процессе общения с другими людьми и приобретением личного опыта;
  3. Сигнальная или ориентировочная функция, состоящая в отслеживании собственного поведения и деятельности;
  4. Побудительная или стимулирующая функция;
  5. Подкрепляющая функция;
  6. Переключательная функция, проявляющаяся в моменты конкуренции мотивов деятельности человека.
  7. Приспособительная функция, помогающая человеку приспосабливаться к окружающему его миру;
  8. Коммуникативная функция, оказывающая влияние на окружающих людей и процесс организации взаимодействия с ними.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Виды и характеристики

Психологи выделяют несколько видов проявлений — эмоции, аффекты, чувства, настроения, стрессы, фрустрация. Каждое из них имеет определенные характеристики.

Эмоции

Сложные психические явления. Наиболее значимые — стрессы, чувства, настроения. От аффектов эмоции можно отличить по длительности. Аффекты — кратковременные проявления. Эмоции могут на длительное время изменить психическое состояние.

Аффекты

Аффекты — мощное проявление психологических реакций. Их можно сравнить с эмоциональными вспышками, которые на короткий промежуток времени изменяют психическое состояние. Примеры аффектов:

  • ужас;
  • ярость;
  • гнев;
  • глубокое горе;
  • бурная радость;
  • отчаяние.

При возникновении аффекты полностью захватывают психику. Подобные вспышки полностью подавляют волю. Аффекты непреодолимы, они навязывают человеку какое-либо действие, которое чаще имеет дурные последствия.

Чувства

Чувства — эмоциональные процессы, которые длятся дольше, чем аффекты, но менее интенсивны. Могут проявляться по отношению к какому-либо предмету, животному, другому человеку. Чувства мотивируют человека к каким-либо действиям.

Настроения

Настроения — эмоциональные процессы, которые длятся дольше аффектов. Интенсивность крайне слабая. К подобным проявлениям можно отнести скуку, нейтралитет, безразличие, недовольство, удовлетворение.

Стрессы

Стресс — эмоциональное состояние, которое возникает как реакция на различные события, экстремальные воздействия. Возникают из-за неудач, потерь, череды тяжелых жизненных моментов, конфликтных ситуаций, испытаний.

Стрессы знакомы людям, которые занимаются ответственной работой, развивают бизнес. Они постоянно нервничают, и напряжение накапливается, вызывая нервный срыв.

Одно из известных эмоциональных состояний, которое похоже на затяжной стресс — эмоциональное выгорание.

Фрустрация

Фрустрация возникает при систематическом разрушении планов, расстройстве, обмане. Чаще вызвано непреодолимыми трудностями, барьерами, затруднениями, которые возникают при достижении определенной цели.

Фрустрации сопровождают негативные чувства. Они способны разрушить деятельность, сознание. Виды:

  • внешняя, внутренняя агрессия;
  • подавленность;
  • озлобленность;
  • огорчение;
  • неудовлетворенность.

Фрустрация усиливается, если в разных сферах жизни постоянно возникают неудачи, окружающие корят за это человека, обвиняют, унижают, критикуют.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]