Классификация эмоциональных процессов — Физиологические и поведенческие компоненты эмоций


Физиологические и поведенческие компоненты эмоций

Эмоциональный процесс, эмоция (от лат. emoveo — потрясение, волнение), сленг. Аффект — это психофизиологический процесс, который мотивирует и регулирует деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражает субъективное значение объектов и ситуаций и представлен в сознании в виде переживаний. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Разные исследователи по-разному понимают эмоциональные процессы и по-разному их классифицируют. Существуют теории (например, двухфакторная теория эмоций С. Шехтера), которые даже предполагают существование только одной эмоции, которая может вызывать различные переживания в зависимости от разных факторов.

Изучая эмоциональные процессы, многие западные исследователи обращают внимание на них в целом и фокусируются на общих закономерностях и природе явления. Такие исследователи обычно используют термин «эмоция» для обозначения любого эмоционального процесса, а задача классификации выходит за рамки их работы.

В отечественной психологии широко распространена практика разделения эмоциональных процессов на аффекты, эмоции и чувства в соответствии с их психологическими характеристиками и закономерностями протекания. Часто настроения также выделяют в отдельный класс. Это дает основание для следующей классификации:

Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающиеся ярко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например: испуг.

Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов как таковых. Например, беспокойство.

Эмоции — более длительные и менее интенсивные эмоциональные процессы, чем аффекты, отражающие субъективное значение конкретных объектов как таковых. Например: Ненависть.

Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы низкой интенсивности.

По разным причинам многие исследователи пытаются выделить так называемые базовые эмоции — те элементарные эмоциональные процессы, которые составляют все многообразие эмоциональной жизни человека. Разные исследователи предлагают различные списки этих эмоций, но единого и общепризнанного пока не существует.

Эмоции, выполняя функцию оценки, непосредственно оценивают в опыте и выражают значение объектов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Эмоции — это язык, сигнальная система, с помощью которой субъект постигает смысл происходящего.

Эмоции выполняют функцию мотивации, а мотивация к действию возникает в результате оценки происходящего. В зависимости от знака оценки (положительный или отрицательный) действие может быть направлено либо на приобретение, выполнение требуемого, необходимого, либо на прекращение неудачного действия, либо на выбор другого.

Переживание эмоций — это психический процесс, который имеет свою динамику, является текущим и изменчивым.

Эмоции имеют следующие функции: рефлексивно-оценочная; переключающая; регулирующая; коммуникативная; подкрепляющая; компенсаторная (заместительная); мотивационная; дезорганизующая; «аварийная» функция разрешения ситуаций; предвосхищающая; эвристическая; функция синтеза основы образа, целостности отражения; функция активации и мобилизации организма; экспрессивная.

Возникновение эмоций берет свое начало в изменениях, происходящих во внешнем мире. Эти изменения приводят к повышению или снижению жизненной активности, к возбуждению одних потребностей и угасанию других, к изменению процессов, происходящих в организме человека. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложными безусловными, так и с условными.

Происхождение эмоций

Среди самых необходимых реакций организма выделяют:

  • инстинкты,
  • мотивы,
  • рефлексы,
  • эмоции.

Согласно некоторым теориям, изначально наши предки существовали при помощи первых двух. Мотивы указывали, в какую сторону нужно двигаться. Например, захотел человек есть – отправился на охоту. Инстинкты и рефлексы позволяли добывать пищу, строить обители. Но существовала явная проблема. Индивиду было сложно обучать свое потомство без эмоциональной связи. На это уходило слишком много времени. Маме было сложно понять, почему хнычет малыш. А тот, в свою очередь, не до конца осознавал, кто перед ним находится и чего ждать от этого человека. И хотя эмоциональная связь не возникает в считаные секунды, чем крепче она становится, тем больше приходит понимания.

Так, основываясь на данных современных исследований, можно полагать, что происхождение эмоций связано именно с этим. Кроме того, нашим предкам очень сложно было общаться друг с другом. Разговор без эмоционального сопровождения иногда вызывал больше вопросов, нежели ответов.

Классификация когнитивных психических процессов

Основания для классификации различных познавательных психических процессов и внимания, которыми являются: Свойства стимула и модальности — в классификации ощущений; преобладающая роль анализатора и форма существования материи — в классификации восприятий; субъект, материал запоминания, активность субъекта, длительность процесса, ведущий анализатор — в классификации особенностей памяти; ведущий анализатор, степень обобщенности образа и содержания деятельности — в классификации представлений степень осознанности и активности субъекта, временная направленность деятельности, тип возникновения образов, вид деятельности, специфика психической деятельности — в классификации воображения; Предмет, материал деятельности, тип связи с практикой, тип связей и отражаемых отношений, содержание работы — в классификации особенностей мышления; активность субъекта в организации внимания, направленность внимания на внешний и внутренний мир человека, объект внимания, ведущий анализатор — в классификации особенностей. Сравнение возможных классификаций психических процессов показывает, что единого подхода к этой проблеме не существует. На всех уровнях психического отражения представлен только один критерий — ведущий анализатор. Остальные критерии служат основой для классификации только одного или двух — трех процессов. Поэтому необходимо выбрать наиболее существенные, значимые основания для классификаций, которые в то же время являются наиболее общими и представлены на всех уровнях рассмотрения (фактическом или потенциальном).

В результате были включены следующие критерии классификации познавательных процессов и внимания: ведущий анализатор, предмет отражения, форма существования материи, активность субъекта, направление отражения в пространстве и времени, длительность процесса, характер деятельности (содержание работы), характер связи с практикой. Рассмотрим каждый из выделенных критериев классификации в отношении отдельных психических процессов. Как уже говорилось выше, показатель модальности является наиболее представленным, однако список основных типов психических процессов, которые также выделяются по этому параметру, далеко не полон. Работа зрительной системы является наиболее изученной на всех уровнях познания. Этот факт можно частично объяснить объективными причинами. Доминирование зрительной системы обусловлено не только «собственным информационным материалом и превосходством оптических сигналов» над другими видами сигналов, но и тем, что «она играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами (аналогично кинестетическому анализатору) и является органом преобразователем сигналов». В настоящее время установлено, что зрительная система функционирует на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представления). Исследования «визуального» мышления доказали правомерность этого определения и для уровня мыслительных процессов.

Пессимизм и оптимизм

По мнению ученых, именно эти формы оценки ситуаций наглядно демонстрируют взаимосвязь между психическим состоянием и эмоциональными процессами. Так, например, свойства темперамента предопределяют эмоциональный отклик на ту или иную ситуацию. Оптимист – жизнерадостный человек. В любой ситуации он будет искать свои плюсы. Соответственно, это повлияет и на психическое состояние в конкретной ситуации. Например, если у него украдут кошелек, вместо эмоции «гнев», он почувствует «сожаление».

Полная противоположность оптимисту – пессимист. Этот человек даже в самых безобидных ситуациях видит опасность, проблему, в общем – негатив. Он часто испытывает тоску, гнев, раздражение. Пессимисты подвержены частым паническим атакам и депрессиям. В их жизни преобладают негативные эмоции, что еще больше усугубляет их сложную жизнь.

психические эмоциональные процессы

Анализ типов психических процессов

Изучая роль различных анализаторов в процессе познания, Б.Г. Ананьев обнаружил, что «такое сочетание присутствует и в слуховой системе, которая, однако, функционирует на последнем уровне (аиерцепции) в специализированных формах речевых и музыкальных представлений и не обладает способностью преобразовывать сигнал». Однако слуховая система изучена гораздо меньше, чем зрительная.

Роль других анализаторов в процессах психического отражения еще недостаточно изучена, утверждение об интермодальности высших (по ощущениям) познавательных процессов не отрицает необходимости исследования роли и специфики представленности каждой модальности на разных уровнях познания.

Эта позиция поставила перед нами задачу дополнить картину специфики психических процессов по параметру их модальности, полученную в результате анализа литературы. Учитывая, что в памяти хранятся не только результаты восприятия окружающей действительности, но и результаты ощущений, к видам памяти мы отнесли кинестетическую, тактильную, болевую, температурную, статико-кинетическую, органическую и вибрационную память. Поскольку представление и воображение — это процессы, в которых воссоздаются и перерабатываются целостные образы, выделенные в них типы, на наш взгляд, должны быть схожи с типами восприятия, поэтому они включали зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые и кинестетические представления и воображения. К специфике мышления добавился слуховой тип мышления, который изучался в основном в форме музыкального мышления. Анализ типов психических процессов по критерию «объект отражения» показал, что этот критерий «перекрывается» практически для всех уровней познания. Поэтому мы ограничились следующими преобразованиями: Репрезентация и воображение были разделены на актуальное, моторное и эмоциональное воображение в соответствии с особенностями присутствующих образов; понятийное воображение было исключено из видов воображения, поскольку оно является лишь постулируемой, но совершенно неизученной характеристикой воображения; объект отражения для восприятия и ощущения был определен в соответствии с особенностями предметов и явлений внешнего, материального мира и особенностями человека как носителя субъективного.

Особое место занимает критерий «форма существования материи», который предложен для классификации восприятия и практически не используется для классификации других видов психических процессов, хотя известно, что основным материалом, дающим информацию о свойствах действительности, являются результаты ощущений и восприятий, которые в свою очередь служат источником функционирования процессов памяти, мышления, воображения. Отсюда можно сделать вполне естественный вывод, что практически все индивидуальные режимы восприятия могут иметь соответствующие аналоги для других когнитивных процессов. В то же время тесная и неразрывная связь всех психических процессов и единство психики как системы порождают обратную связь между различными уровнями познания.

Как верно заметил Б.Г. Ананьев, ориентация человека в пространстве и структура пространственного восприятия выражают общие особенности психического развития. Не случайно в последнее время многие авторы уделяют большое внимание изучению свойств пространственного представления, воображения и мышления, основным материалом которых являются пространственные образы, непосредственно связанные с особым видом восприятия — восприятием пространства. Однако пространственная память, без которой невозможно функционирование как пространственного воображения, так и пространственного мышления, еще практически не изучена.

Другая сторона когнитивных процессов, связанных с такой категорией, как «время», которая до сих пор также изучалась в основном на уровне восприятия, разработана еще меньше.

Эмоции

Эти психические процессы менее интенсивные, но более продолжительные. Как и многие другие психические явления, они изучены не до конца. Различные ученые по-своему видят эти процессы и классифицируют их. Но в общих чертах, даже без особых знаний в области психологии, можно выделить следующие виды:

  • позитивные;
  • негативные;
  • нейтральные;
  • статические;
  • динамические.

Рассматривая эмоции с точки зрения физиологии, можно сделать вывод, что это состояние структур мозга, которое побуждает к изменению поведения в сторону минимизации или максимизации его проявлений. Иными словами, эти процессы адаптируют организм к среде обитания. Например, если человек испытывает такую эмоцию, как страх, организм начинает подготовку к «поведению избегания». В это время усиливается работа органов чувств, напрягаются мышцы, выделяется адреналин.

Учеными было также выяснено, что у каждой эмоции есть свои характерные непроизвольные мимические признаки. Например, когда человек о чем-то сожалеет, опускает вниз уголки губ. А когда же, наоборот, счастлив – улыбается. Более того, существует мимическая обратная связь. Произвольные движения губами, бровями могут вызвать ту или иную эмоцию. Вот почему ученые советуют улыбаться как можно чаще. Ведь это может «позвать» в вашу жизнь такие эмоции:

  • радость,
  • счастье,
  • удовольствие.

В свою очередь, согласно некоторым теориям, пребывание в состоянии эйфории может принести в жизнь много хороших событий.

В мире все окрашено в черное и белое. Не может все и всегда быть светлым и радостным. Негативные эмоции занимают в жизни людей такое же место, как и положительные. И даже если человек жизнерадостный, проявления обиды, грусти у него также бывают, хотя, возможно, это и не особо заметно для окружающих. Но чем меньше негативных эмоций вы будете испытывать, тем лучшее у вас будет настроение.

управляем эмоциями

Функция мобилизации и выживания

Мы уже выяснили, что на протяжении жизни человек испытывает целый спектр различных настроений, чувств, эмоций. Но как же все это работает и, главное, зачем? Для этого стоит внимательно изучить функции эмоциональных психических процессов.

Чаще всего они проявляются на физиологическом уровне. Например, когда человек ощущает страх, в кровь выбрасывается определенная порция адреналина. А он, в свою очередь, отвечает за физиологическую реакцию «беги или бей».

В любом случае организм при получении определенного сигнала сосредотачивает все усилия для того, чтобы преодолеть негативную ситуацию. Именно поэтому в стрессовых ситуациях мы не всегда управляем эмоциями. Но они управляют нами, и в большинстве случаев это может спасти нам жизнь. В стрессовых ситуациях нужно принимать решения молниеносно, а логическое мышление на это не способно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]