Эмоции в психологии это? Эмоции людей список. Аффекты. Чувства. Настроение. Определения. Структура переживаний. Секс и оргазм. Порождение эволюции.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
В этой статье мы препарируем важный психический элемент – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Казалось бы, у всех этот феномен на слуху и представляется чем-то знакомым, простым. Однако, денотат этого выражения в научной картине мира несколько отличается от денотата в наивной модели мира, распространенной повсеместно. Для того, чтобы исключить ложное толкование языковой конструкции — эмоциональные переживания, я постараюсь простым языком рассказать о сути явления. Итак, приступим.
Блок 1. Эмоции в психологии. Что такое эмоциональные переживания?
Начнем с определения.
Эмоциональное переживание — это психический процесс, протекающий в форме переживания, отражает субъективную значимость событий для жизнедеятельности человека, оценку явлений физического и собственного психического миров.
У многих существует сложившееся представление о том, что ключом к разгадке механизма, действительно запускающего социальную целенаправленную деятельность человека, являются инстинкты, потребности, мотивы, желания. А где расположены эмоциональные переживания? Присутствуют ли они в механизме запуска поступков?
ВИДЕО «Переговоры с сетевым клиентом. Что говорить в жестких переговорах?!»
Responsive WordPress Gallery Plugin
Блок 2. Эмоции в психологии. Структура переживаний.
Сейчас мы с Вами рассмотрим составляющие эмоциональных переживаний на примере с секретаршей.
2.1. Субъективное эмоциональное переживание.
Секретарша разливает минеральную воду руководителям двух компаний перед предстоящими переговорами. И в этот момент, возможно, она волнуется. Настроение у нее не самое лучшее. Секретарша испытывает беспокойство при автобиографических воспоминаниях. Возможно она переживает конфликт с коллегой накануне и поэтому находится в контексте «там и тогда» вместо того, чтобы быть «здесь и сейчас». Такое состояние является легким трансом.
2.2. Совокупная реакция организма.
В связи с воспоминаниями у секретарши увеличивается частота сердечных сокращений, возникают небольшие задержки дыхания. Она в состоянии легкого стресса. Этому сопутствует повышенный тонус мышц плечевого пояса. В результате рука у секретарши «дрогнула», и вода оказывается не внутри стакана, а на столе переговоров, где разложены документы.
2.3. Внутренний монолог, сопровождающий эмоцию.
У секретарши моментально происходит смена внутреннего монолога. Она говорит себе примерно следующее: «Какая я растяпа, что же теперь будет, как это неловко перед гостем и своим боссом.»
2.4. Двигательные реакции на лице, теле.
У секретарши можно наблюдать сенсомоторные реакции, брови поднимаются вверх, губы «скривились», она побледнела, зрачки сузились. Общий мышечный тонус увеличился. Возникает моментальная телесная реакция на стресс.
2.5. Генерализованная эмоциональная реакция.
Секретарша испытывает коктейль из смешанных переживаний: стыд, страх, гнев на себя.
2.6. Штампованные действия, сопровождающие эту эмоциональную реакцию.
Секретарша начинает извиняться «угнетенным» голосом, старается сгладить ситуацию. Ищет салфетки и пытается просушить лужицу воды на столе.
Все эти составляющие проявляются практически одновременно. Каждая из них не является самостоятельной, и они оказывают воздействие друг на друга. Переживая сильную эмоцию, в теле человека запускаются процессы соответствия данному переживанию. Организм становится готов к деятельности. Затем эмоция затухает и тело человека возвращается в обычное состояние.
Все психические процессы покрыты «изоляцией» эмоциональных переживаний.
Аффективные переживания влияют, во-вторых, на скорость ассоциативных реакций. Эмоциональный характер представления — наличие комплекса и вызываемое им торможение — вызывает задержку ассоциативной реакции. Задержка, выражающаяся в замедлении нормального для данного индивида времени ассоциативной реакции более чем в два с половиной раза, указывает, как правило, на то, что данные ассоциации затрагивают его аффективно-эмоциональную сферу. (По данным некоторых исследований, для аффективной реакции можно указать показатели и в абсолютных цифрах: о наличии аффективного момента свидетельствует всякая ассоциация, длительность которой превышает 2,6 с.)
Аффективно-эмоциональные переживания влияют, в-третьих, на общее поведение, проявляясь в замешательстве и специфических движениях — мимических, пантомимических, речевых.
Виды эмоциональных переживаний
В многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности можно различать три основных уровня. Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования — удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут носить более или менее специализированный местный характер, выступая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощущения. Они могут приобрести и более общий, разлитой характер; выражая общее более или менее разлитое органическое самочувствие индивида, эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, такой же беспредметной тревоги или радости. Каждое такое чувство отражает объективное состояние индивида, находящегося в определенных взаимоотношениях с окружающим миром. И «беспредметная» тревога может быть вызвана каким-нибудь предметом; но хотя его присутствие вызвало чувство тревоги, это чувство может не быть направлено на него, и связь чувства с предметом, который объективно вызвал его, может не быть осознана.
Классификация эмоций, намеченная М. И. Аствацатуровым, которая исходит из патологического состояния органов и рассматривает различные чувства как результат нарушения их деятельности (тревогу как результат нарушения сердечной деятельности и т. д.), может, очевидно, относиться лишь к этому уровню эмоционально-эффективных процессов, да и их она охватывает лишь отчасти, преимущественно в патологических формах. Беспредметный страх или тоска, вообще говоря, патологическое явление.
Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человеку может быть «вообще» тревожно, но боятся люди всегда чего-то, точно так же удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне — органической аффективно-эмоциональной чувствительности — чувство непосредственно выражало состояние организма, хотя, конечно, организма не изолированного, а находящегося в определенных отношениях с окружающей действительностью. Однако само отношение не было осознанным содержанием чувства. На втором уровне чувство является уже не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру.
Блок 3. Эмоции в психологии. Формы переживаний.
Эмоциональные переживания включают в себя аффекты, чувства, настроения и собственно эмоции.
3.1. Эмоции в психологии. Аффект.
АФФЕКТ
Это высокоинтенсивная, кратковременная эмоциональная вспышка, как реакция на конкретный раздражитель, протекает в форме гнева, ярости, ужаса, восторга, отчаяния.
Аффект – это самая мощная эмоциональная реакция. Подобная эмоциональная реакция захватывает все содержание психической деятельности человека. Возникает непреодолимое желание у субъекта реализоваться в действиях, чтобы «разрядить» настолько мощное внутреннее напряжение. Субъект «канализирует» аффект, «разжимает пружину».
Статья «Как справиться с раздражением? Техника управления гневом.»
Волевой контроль деятельности при аффекте становится минимальным. Возбуждение настолько мощное, что человек способен, например, во время паники совершать абсолютно бессмысленные элементарные движения или наоборот входить в состояние оцепенения. Внимание при этом становится узко сфокусированным, поле сужается, переключаемость замедляется, вплоть до остановки. В этот период «достучаться» до человека сложно, если только использовать мощный раздражитель. Этого бывает иногда достаточно, чтобы внимание человека переключилось. Во время аффекта возбуждение генерализованно, тем не менее осознание своих поступков присутствует, но незначительно. А вот способность к волевой деятельности может варьировать от полной неспособности к полноценному контролю. Это связано с особенностями протекания эмоциональных процессов и уровнем развития волевых характеристик.
Статья «Как управлять гневом и раздражением? Дыхание при стрессе.»
3.2. Эмоции в психологии. Чувства.
ЧУВСТВА
Это длительное эмоциональное переживание с выраженным предметным характером, всегда осознаваемое и социализированное.
Чувства в отличие от эмоций возникают и формируются в течении социальной жизни и обусловлены влиянием социальных факторов. Человек стремиться находиться в комфорте, это естественно для него. Соответственно избегать тех ситуаций, которые вызывают негативные чувства. При этом одно и то же событие у одного человека вызовет неприятие, а другого одобрение. Это связано с тем, что чувства определяются убеждениями, верованиями, ценностными установками. Также можно разделить в зависимости от предмета чувства на нравственные, социально-общественные, интеллектуальные, эстетические.
3.2.1. Нравственные чувства переживаются человеком, когда он сталкивается с социальными явлениями, и сравнивает их со своими представлениями о нормах, принятых в обществе. Нравственные правила формируются как опорные компоненты мировоззрения в процессе развития человека, его воспитания, и опосредуются существующими именно в данном «родном» социуме коллективными, общими нормами поведения формального либо неформального характера. К нравственным чувствам относят долг, гуманность, любовь, сочувствие, дружбу, сопереживание, патриотизм. К безнравственным чувствам относят эгоизм, жадность, алчность, жестокость, высокомерие.
3.2.2. Социально-общественные чувства определяются через отношение индивида к стране, к общественным организациям, властным структурам, к политической ситуации в мире, в государстве, к людям другой национальности и вероисповедания, к компании, где работает человек, к коррупции в силовых структурах и т.д. Данные чувства являются мощнейшей силой, когда они объединены общим выражением большого количества людей. Контроль и управление данными чувствами это не просто задача, а необходимость со стороны любой власти.
3.2.3. Интеллектуальные чувства – это все переживания человека, связанные с познавательной деятельностью. Какая-то проблемная ситуация запускает подобные чувства. Сама познавательная деятельность определяется этими чувствами, они ее усиливают, развивают, определяют скорость, продуктивность, содержание, точность. К ним относятся – удивление, любознательность, чувство огорчения при неудачах в поиске решения, чувство восторга при озарениях, чувство сомнения при оценке приводимых аргументов во время переговоров.
3.2.4. Эстетические чувства отражают эмоциональное отношение человека к искусству, к красоте окружающего мира, к гармонии явлений, к переливам музыкальных композиций. Люди испытывают восхищение, наслаждение, восторг, радость или отвращение, презрение, тоску и пр. Это проявляется в ситуациях чтения художественных произведений, прослушивания концерта классической музыки, просмотра картин великих художников.
Подобное разделение является условным, поскольку чувства пересекаются, объединяются, формируют целые комплексы чувств. Высшим проявлением чувств является страсть. Это сложный ансамбль эмоциональных состояний, связанный с конкретным предметом или видом деятельности. Страсть доминирует над всеми остальными чувствами и предопределяет всю целевую деятельность человека.
3.3. Эмоции в психологии. Настроение.
НАСТРОЕНИЕ
Это фон переживаний, на котором осуществляется жизнедеятельность человека, интенсивность низкая, связь с конкретным предметом отсутствует.
Наиболее естественным эмоциональным состоянием является настроение человека. Данное переживание характеризует жизненную ситуацию на текущем временном этапе. Настроение может быть спокойным, веселым, печальным, угрюмым, подавленным, оптимистичным, позитивным. Причины настроения субъекты часто пытаются найти там, где их нет. Человек склонен рационализировать, объяснять явления видимыми аспектами причинно-следственных связей. Тогда как именно скрытая часть, недоступная для непосредственного наблюдения предопределяет формирование настроение.
Процессы, протекающие вне сознательного контроля, такие как состояние гомеостаза, гуморальный фон, болезни, отклонение щелочного, водно-солевого балансов, электрическая активность головного мозга, недостаток микроэлементов, основных питательных веществ и подобное, наиболее значимым образом определяют настроение человека. Это не означает, что настроение почти не связано с ситуациями, возникающими в процессе межличностного общения. Любое обстоятельство способно изменить настроение человека, если порог восприимчивости низкий. Даже взгляд человека, идущего навстречу по улице может испортить настроение на весь день, если произвести оценку и классифицировать его, как негативный (статья «Общая семантика Альфреда Коржибски. Карта не равна территории.»)
В следующей статье мы с Вами внимательно рассмотрим, что представляют собой собственно эмоции человека.
Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»
Виды эмоциональных переживаний.
Эмоциональный тон — это эмоциональная окраска наших ощущений и восприятий.
Эмоция – это непосредственно временно переживание какого-то чувства в ответ на значимые эмоциональные факторы.
10 основных эмоций по Изарду: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, смущение стыд.
Настроение – общее эмоциональное состояние, доминирующее в течении длительного промежутка времени. Это эмоциональная реакция не на непосредственное последствие тех или иных событий, а на их значение в контексте общих жизненных планов, установок, интересов человека.
Факторы, которые определяют настроение: общее состояние здоровья, от тонуса активности ЦНС, устойчивость настроение определяется возрастом; сфера ведущих мотивов д-ти и индивид-ми личностными особенностями.
Аффект (душевное волнение, страсть) – это интенсивный, стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс, характериз-ся ослабление сознат-го контроля и сопровождающийся выраженными двигательными и вегетативными реакциями.
Бывает физиологический и патологический.
Физ-й – высшая степень возбуждения. Для физиол-го аффекта характерно соответствие причины, дезорганизация или сужение сознания, несдержанность действий, несвязанность ассоциативных идей. Доминирование первого представления, сохранение отдельных воспоминаний.
Патол-й – сверх интенсивность перевозбуждения. Для патол-го – несоответствие прич, полная дезорганизация сознания, умопромачения, полная потеря способности отдавать отчет в своих дей-х, бессвязность хаотичность содержания идей, амнензия.
Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее ч-во, опр-ее направл-ть мыслей и поступков человека. Страсть всегда предметна и избирательна.
Причины формир страсти – осознанные убеждения; телесные влечения; патологические причины.
Стресс – неспецифический адаптационный синдром характериз-ся общей мобилизацией ресурсов организмов ответ на экстремальные воздействия т.е. стрессоры.
Фрустрация – состояние человека, вызванное непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели. Типичные реакции – агрессия, отступление или уход, регрессия (трудная задача заменяется более легкой), конструктивная(подумать и сделать).
Высшее чувство – та сфера эмоц-х переживаний, которая свойственна только человеку и формируется в соц среде.
5. психология стресса.Понятие стресс ввел Г. Селье. По определению Селье, стресс- это неспецифический адаптационный синдром, характеризующийся общей мобилизацией ресурсов организма в ответ на экстремальные воздействия. По словам Г.Селье, стресс есть неспецифический (то есть один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г.Селье, не имеет значения, приятна или не приятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет отношение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Стресс является одним из наиболее распространенных видов аффекта. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Виды стресса: Физиологический ( физические факторы). Психологический стресс (психологические факторы): Эмоциональный – возникает в ответ на длительное воздействие различных экстремальных эмоциональных факторов( в ситуации угрозы, опасности, обиды). Информационный стресс: возникает в ситуации, когда человек не справляется с задачей, когда не успевает принимать верные решения в высоком темпе,при высокой степени ответственности( пожарные, врачи, спасатели). Эустресс- позитивный стресс вызывает мобилизацию организма. Дистресс – это горе, несчастье, недомогание, нужда. Негативный стресс приводит к распаду деятельности, отрицательным эмоциям.
Деятельность, связанная со стрессом может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Само возникновение, и, переживание стресса зависит не только от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и.т.д.
Вытеснение из сферы сознания неприемлемых для моральных установок л-ти мыслей и желаний. Забывание неприятных обязанностей, событий. Частое использование этого мех-ма создает трудности в процессе адаптации, т.к. мешает –ти правильно воспринимать свои проблемы и окр. реальность.
Агрессия. Открытое агрессивное поведение по отношению к фрустратору может быть формой адаптации, однако общ-во подавляет грубые формы этой р-ии. Поэтому агрессия часто выражается косвенно, настоящий фрустратор заменяется другим, более слабым объектом. Фрустрированная л-ть ищет и находит «козла отпущения». Часто повторяемые фрустрации могут создать у л-ти постоянную агрессивность – «свободно плавающий» гнев, ищущий объекта для приложения. Агрессивность нередко направляется на себя, когда ч-к чувствует себя беспомощным перед внешними фрустрирующими силами. К пассифной форме агрессии относится явление, когда ч-к для облегчения собственной фрустрированности начинает убеждать себя в том, что другие находятся в худшем состоянии и иногда даже радуется чужой беде.
Компромиссные р-ии. Формирование р-ии. Суть в том, что, когда ч-к подавляет свои социально неприемлемые желания, у него формируются обратные желания и стремления, а первые становятся неосознанными.
Проекция. Собственные желания и влечения неприемлемы для ч-ка, он их проецирует на других, приписывает им подобные желания, а сам до некоторой степени освобождается от их фрустрирующего влияния.
Сублимация. В психоанализе связывается с подавлением сексуального влечения и считается формой социально-приемлемого способа использования сексуальной энергии в высших формах д-ти.
Субституция. Подавленные желания выражаются в формах поведения социально менее приемлемых, чем сублимация.
Рационализация. Фрустрированная л-ть, осознав невозможность достижения своих целей, начинает внешне рациональными доводами оправдывать себя.
Подлинно человеческой, высшей формой адаптации является сознательный отказ от фрустрированных целей, выражение новых, более приемлемых и достижимых.
6. Подходы к изучению фрустрации.
Фрустрация – состояние человека, вызываемое объективно непреодолимым или субъективно так воспринимаемым препятствием на пути к достижению цели.
Ф.Е. Василюк
Виды фрустрационного поведения: *девиантное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные р-ии)
*апатия
*агрессия и деструкция
*стереотипизация (тенденция к слепому повторению фиксированного певедения) *регрессия
2 характеристики фрустрации:
мотивосообразность (осмысленная связь поведения с мотивом)
организованность поведения
4 типа поведения во фрустрации:
поведение мотивосообразно, подчинено организующей цели, заведомо не является фрустрационным
Ч-к теряет контроль над своим поведением, но в сознании сохраняется смысловая связь м/у поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации
Утрата связи, ч/з которую смысл передается от мотива к д-ию. Ч-к действует не ради чего-то, а вследствие чего-то
«Катастрофический» — поведение не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта, оно дезорганизовано.
К затруднительной ситуации относится 1й тип фрустрированного поведения, а к ситуации фрустрации остальные 3.
Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон
Фрустрация – следствие противоречия личных желаний ч-ка и огрничений, запретов, налагаемых обществом.
2 последствия фрустрации:
Конструктивный
*интенсификация усилий, чем больше усилие, тем больше мобилизация сил для их преодоления. *замена средств достижения цели. Индивид обретает новый взгляд на ситуацию, пересматривает свои предыдущие д-ия, направленные на достижение
*замена цели
*переоценка ситуации (может происходить неожиданно в ситуации инсайта или постепенно в состоянии хронической фрустрации)
2) Деструктивный. Напряжение нарастает и достигает такого уровня, когда эффект носит разрушительный хар-р.
Толерантность к фрустрации – способность переносить фрустрацию без деструктивных последствий.
Как только уровень возбуждения достигает и превосходит порог индивидуальной толерантности к фрустрации, появляются существенные деструктивные последствия:
Агрессия — может рассматриваться как прямая атака на препятствие или барьер, и в этом смысле она является проявлением адаптивного поведения. Однако агрессия может быть и вредна.
Бегство от ситуации — может дать облегчение при чрезмерном напряжении, но является негативным актом, поскольку не обеспечивает возможности достижения цели.
Защитные механизмы:
Замещение – стремления или ч-ва переносятся на др. объект. Агрессия переносится с наиболее опасного объекта на менее опасный.
Обособление – изоляция одного направления мыслей от другого, т.о. чтобы рационализация могла быть сохранена
Проекция – индивид присваивает свои собственные не приемлемые для него кач-ва и стремления др. людям
Рационализация – ч-к благодаря когнитивному искажению находит ложные, но уважительные причины для оправдания своих ошибочных д-ий, провалов или непредвиденных ситуаций
Регрессия – характеризуется поведением не соответствующим реальному возрасту ч-ка.
Вытеснение – выраж-ся в неспособности вспомнить травмирующие события, возникает как попытка избавится от них.
+ защ-х мех-в – происходит адаптация
— защ-х мех-в – приводят к отрицанию реальности
Мкртчян М.А.
В фрустрирующих ситуациях ч-к чаще всего вынужден отступать перед непреодолимой силой фрустраторов. Одним из обычных механизмов отступления является воображение. Человек создает воображаемые ситуации, в которых осуществляет свои желания и цели. В воображаемых ситуациях фрустраторы одолеваются без труда. Компенсаторная работа воображения помогает сохранить психическое здоровье и нормальна для ч-ка.
Номадизм в кач-ве мех-ма отступления. Стремление к частой перемене места жительства, выражение неудовлетворенности и постоянного внутреннего беспокойства. Мех-м бегства от внешних фрустраторов и внутренних фрустрирующих конфликтов.
Регрессия. Фрустрированная л-ти бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровням своего развития, ищет в них защиты от фрустратора. Взрослые могут возвращаться к «лучшим» этапам своей жизни.
Вытеснение из сферы сознания неприемлемых для моральных установок
Горизонтальные морщины пересекают весь лоб.
Верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над радужной оболочкой видна склера.
Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения или натяжения в области рта нет.
Причины удивления
Внешней причиной удивления служит внезапное, неожиданное событие.
Переживание, сопровождающее эмоцию удивления, как правило, носит позитивный характер. Однако удивление может переживаться и как негативная эмоция.
Так как удивление — эмоция, возникающая в связи с неожиданной ситуацией, то в норме как у детей, так и взрослых, оно длится недолго и переходит в другое эмоциональное состояние.
Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в испуг.
Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.
Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.
Радость: Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна. Происхождение: Улыбка и смех как признаки удовольствия и радости обнаруживаются уже у новорожденного ребенка и сохраняются относительно неизменными на протяжении всей жизни человека. Выражение радости (соматические проявления, субъективные переживания): — субъективные переживания: радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Например, ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость. — соматические проявления: В ходе нескольких лабораторных экспериментов было обнаружено, что радостное переживание вызывает повышение частоты сердечных сокращений. Функции радости: — Социальная функция радости: Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. Эмоция радости влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости. — Биологические функции радости: Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.
Регуляция: Если рассматривать смех как проявление сильной радости, то придется согласиться с тем, что радостное переживание может быть чрезмерно интенсивным. Наверное, каждый из нас не раз оказывался в ситуации, когда он хохотал до слез, до боли в груди. Хохот — серьезное испытание для легких, мышц грудной клетки и горла, для голосовых связок. Продолжительный хохот может вызвать боль.
7. специфика отдельных эмоций: интерес, удивление, радость. Интерес: Интерес (как эмоция) — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности, осознанию ею цели деятельности; эмоциональное проявление познавательных потребностей личности. Интерес рассматривается как одна из фундаментальных естественных эмоций и считается доминирующей среди всех эмоций нормального здорового человека. Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес — единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Эмоция интереса выражает себя несколько иначе, чем остальные эмоции. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним-единственным мимическим движением в одной из областей лица — приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Каждое из этих движений, как само по себе, так и в комбинациях, может свидетельствовать об эмоции интереса. На физиологическом уровне одновременно с началом мимического выражения при эмоции интереса происходит уменьшение частоты сердечных сокращений. Эмоция интереса активизирует левое полушарие, которое связано с вербальным и логическим мышлением. Именно эмоция интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным видом деятельности или выработкой определенного навыка. Интерес заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать и исследовать. Функции интереса: 1 — Биологическая заключается в том, что интерес служит источником энергии для поведения. 2 — Мотивационные функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип связан с внутренними процессами, устремляющими индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. 3 — Социальная функция: человек – это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка.
Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей. Удивление: Удивление — состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью.
Удивление — эмоциональная реакция человека на объект внешнего мира или ситуацию, для которых присущи: а) необычность; б) неожиданность.
Эмоция удивления развивается в ходе познания.
Удивление не имеет противоположной себе эмоции.
И. Кант определял удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает неприятным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становится приятным.
Глубокий анализ эмоции удивления. В удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека. Пока мы не обратим внимания на эту трудность, мы будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. Удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому удивление невозможно при полном невежестве.
Стадии возникновения удивления
И. А. Васильев выделяет три стадии возникновения и развития удивления.
Первая стадия — недоумение.
Вторая стадия связана с «анормальным» удивлением. Она является следствием заострения противоречия, осознания несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.
Третья стадия — изумление.
Удивлённый человек имеет характерное выражение лица — широко раскрытые глаза с редким миганием, застывшая мимика лица, отражающая недоумение, растерянность.
Выражение удивления в мимике
Брови высоко подняты и округлены. Горизонталь
Внутренние углы бровей сдвинуты друг к другу, имеются горизонтальные морщины.
Глаза при страхе раскрыты более широко, чем в нормальном состоянии или при интересе, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка поднято.
Рот при страхе открыт, губы напряжены и немного растянуты. Такое врождённое выражение страха может варьировать благодаря приобретённым навыкам контроля эмоций, которые придают, в частности, меньшее напряжение оттянутому назад рту, но при этом всё равно имеется напряжение в одной или в обеих губах.
Из многочисленных описаний сильного страха можно выделить следующие характерные черты:
Дрожание мышц тела, пальцев рук, губ (иногда слышна «барабанная дробь», производимая зубами).
Лицо бледнеет,
Сердце усиленно «стучит».
Дыхание прерывистое.
Крылья ноздрей расширены.
Во рту и гортани наступает сухость, поэтому голос становится хриплым, речь произносится с перебоями.
Глаза широко открыты и направлены на объект страха.
Страх может быть активным, когда человек бросается наутёк от объекта страха. При этом он не чувствует усталости и может легко преодолевать препятствия на своём пути. Пассивный страх характеризуется оцепенением, когда человек не может выговорить ни слова и сдвинуться с места, когда его дыхание замирает. В состоянии страха парализуется или, по крайней мере, снижается способность разумно мыслить, дезорганизуется воля и пробуждаются инстинкты.
Гнев: ПРИЧИНЫ ГНЕВА Ограничение свободы
Чувство физической или психологической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Даже при отсутствии систематических исследований в рамках других культур мы можем, по-видимому, утверждать, что ограничение физической свободы является универсальным активатором эмоции гнева. Психологический смысл любого ограничения, как физического, так и вербального, состоит в том, что оно ограничивает свободу деятельности человека, препятствует достижению желанной цели.
Препятствия в достижении цели
Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев.
Источником гнева также может стать мысль о допущенной ошибке. Оскорбление
МИМИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА Мимическая реакция гнева предполагает нахмуривание бровей и оскаливание зубов либо сжатие губ. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции.
ГНЕВ И ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
Взаимоотношение между гневом и агрессией многие люди истолковывают превратно. Гнев часто рассматривают только как вредную, пагубную эмоцию, даже тогда, когда гнев вполне обоснован и не приводит ни к каким отрицательным последствиям. Эмоция гнева не обязательно порождает агрессивное поведение. . Гнев, отвращение и презрение — самостоятельные дискретные эмоции, но они часто взаимодействуют друг с другом. Ситуации, активирующие гнев, часто в той или иной мере активируют эмоции отвращения и презрения. В любой комбинации эти три эмоции могут стать главным аффективным компонентом враждебности.
Зачастую боль активирует эмоцию печали. При наличии сильной, устойчивой связи между печалью и страхом формируется цепочка <�боль -^ печаль -> страх>, и в результате любая ситуация, сопряженная с болью, вызывает у человека панику.
Взаимодействие печали и стыда
Эмоция печали может вступать во взаимодействие с эмоцией стыда. Если родители постоянно выказывают плачущему ребенку презрение или безразличие, он может начать испытывать стыд всякий раз, когда ему захочется плакать. Таким образом печаль становится активатором стыда, и этот эмоциональный паттерн может привести к развитию такой черты, как болезненная стеснительность.
РЕГУЛЯЦИЯ ПЕЧАЛИ
Как и в случае любой другой эмоции, существуют три способа (не считая лекарственных и наркотических) регуляции печали:
1) регуляция посредством другой эмоции; предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую вы переживаете в данный момент, с тем чтобы подавить последнюю или снизить ее интенсивность.
2) когнитивная регуляция; предполагает использование процессов внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею.
3) моторная регуляция. Предполагает вовлечение произвольно управляемых мышц в физическую активность, снижающую интенсивность эмоционального переживания.
Срах:
Страх — отрицательно окрашенная эмоция или чувство, связанное с ощущением опасности, реальной или воображаемой.
Различают обычный страх — в ситуации реальной или воображаемой опасности и безотчётный, метафизический страх — тоску.
В разных ситуациях страх одного человека может существенно отличаться по степени от страха другого.
Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Чаще всего при усилении страха его высшая форма — ужас — сопровождается именно подавленным состоянием, депрессией.
три группы страхов:
биологические — страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку,
социальные — боязни и опасения за изменение своего социального статуса,
экзистенциальные — связанные с самой сущностью человека, характерные для всех людей.
Имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.).
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.
В самом общем виде страх условно делится на ситуационный и личностный.
Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребёнка обстановке (при стихийном бедствии, нападении собаки и т.д.).
Личностно обусловленный страх предопределён характером человека, например его тревожной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или контактах с незнакомыми людьми. Ситуационно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический.
Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.
Несмотря на то, что страх – это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, или сам исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.
Проявление страха
При страхе брови почти прямые и кажутся несколько приподнятыми. Внутренние углы бровей сдвинуты друг к другу, имеются горизонтальные морщины.
Глаза при страхе раскрыты более широко.
⇐ Предыдущая2Следующая ⇒
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Блок 4. Эмоции в психологии. Секс и оргазм.
Выживание в биологическом мире популяции живых существ определяется возможностью и способностью воспроизвести потомство. Секс в человеческом обществе занимает по своей важности одну из ключевых позиций. Эта тема беспощадно эксплуатируется имплицитно и эксплицитно если не во всех проявлениях социальной жизни, культуры, то безусловно в значительном ее количестве. Сам по себе секс не является бесспорно интересным актом на протяжении жизни. С позиции механики для большинства людей он достаточно примитивен, вне зависимости от партнера. Однако, природой предусмотрено получение оргазма, «эмоциональной бури», «острого наслаждения» во время секса, который по эволюционному сценарию приводит к оплодотворению яйцеклетки, последующему развитие плода и появлению нового субъекта на «белом свете».
Статья «Как женщина выбирает мужчин? Стратегия и тактика поведения.»
И в этом большая «мудрость» естественного отбора, который отсек менее совершенные механизмы сотворения жизни человека! Ведь сама потребность воспроизводства себе подобных через копуляцию без соотнесения с оргазмом не будет реализована надежным способом. Это не значит, что люди перестанут без оргазма размножаться. Все-таки данная потребность человеком осознается.
А лично ВАМ будет достаточно лишь рассудочного решения, чтобы заняться поиском подходящего партнера для размножения, осуществления соответствующих «привлекающих» действий и совершения полового акта? Готов ли человек, действующий как рациональный агент, расходовать в течении многих лет огромное количество личной энергии на поддержание, обеспечение, повышения качества жизни своего одного ребенка, двух, трех? Не приведет ли отсутствие оргазма к тому, что процесс воспроизведения себе подобных для людей станет формальной процедурой, от которой желательно увильнуть?
Статья «Каких женщин выбирает мужчина? Инстинкты мужчин. Виды мужчин.»
Мотивом сексуального поведения является стремление получить удовольствие. УДОВОЛЬСТВИЕ является эмоциональным переживанием. Эмоциональные переживания обволакивают потребности и желания. ПОТРЕБНОСТИ/ЖЕЛАНИЯ запускают сексуальное поведение человека опосредованно через актуализированный МОТИВ. Сначала это окрашенный чувствами интерес (когда в первый раз), а затем это стремление, побуждение получить удовольствие, оргазм, т.е. испытать эмоции.
А что подталкивает людей на измены свои супругам с каким-то конкретным человеком? Мотив простого сексуального удовлетворения не единственный, возможно у кого-то приоритетным становится мотив получить переживания заботы и нежности или мотив проявить свою месть супругу (супруге). Во всех случаях наградой становятся эмоциональные переживания, которые важны не по отдельности, а в смешанном состоянии. Это коктейль из разных удовольствий.
Ведущим мотивом в сексуальном поведении человека является получении оргазма. И данный мотив угаснет, если удовольствие в результате будет отсутствовать.
Эмоциональные переживания являются ПРОВОДНИКОМ для возникновения, существования или затухания тех или иных мотивов.
В социуме совершенно не выглядит фантастической картина некоторого будущего или даже настоящего, когда часть людей откажутся от зачатия традиционным способом. Реализация инстинктивной программы возможно трансформируется в социальном мире, потому что представления, установки, ценности, убеждения и верования людей играют ведущую роль в регуляции собственного поведения. Несмотря на это, секс – как источник удовольствия, останется!