Задачи и методы изучения гуманистической психологии

Актуальные методики гуманистической психологии. Общие сведения

Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Принцип становления

Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления. Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника. Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.

Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия. Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек. Жизнь – непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.

Влияние Карла Роджерса

Роджерс является американским психологом и одним из основателей гуманистического подхода (или ориентированного на клиента подхода) к психологии. Роджерс считается одним из отцов-основателей психотерапевтических исследований, и был удостоен премии Американской психологической ассоциации (APA) за его новаторские исследования и выдающийся научный вклад в 1956 году.

Гуманистическое направление в психологии, ориентированное на человека, его собственный уникальный взгляд на человеческих отношения, нашло широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиентоориентированная терапия), образование (обучение, ориентированное на учащихся). За свою профессиональную работу он был награжден премией за выдающиеся профессиональные достижения в психологии в 1972 году многими некоммерческими организациями. Роджерс был признан шестым самым выдающимся психологом XX века. Гуманистическая психология Роджерса дала толчок развитию психологии в целом.

Сильные стороны

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.


Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни

Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.

Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

Такими принципами являются:

Теория Г. Олпорта

Один из основоположников гуманистической психологии — Гордон Олпорт. Он создал теорию личностных черт, согласно которой, у каждого человека есть врожденные предрасположенности реагировать на ту или иную ситуацию типичным образом. Его идеи направлены на выделение интегративных уровней взаимодействия личности с окружающим миром. К ним относятся условные рефлексы, системы черт и навыки, изменяющиеся в разных ситуациях.

Олпорт описал два уровня функционирования — высших мотивов и нужды. К последнему относится гомеостазис или стремление устранить напряжение. А высшие мотивы включают стремление к развитию, сопротивление равновесию, постановка новых целей и задач.

Особенности становления личности Олпорт аргументирует принципом функциональной автономии мотивов. Хотя человек развивается, он сохраняет связь между старыми и новыми стимулами. Это и было противопоставлено бихевиористической психологии, где все высшие мотивы связаны с физическими потребностями.

Черты характера ученый рассматривает как единицы анализа человека. Одни из них в процессе развития становятся второстепенными, другие выходят на первый план. Но в центре может находиться не более 5−10 разных качеств. Олпорт говорил о гуманистической психологии кратко и понятно. Это исследование уникальности каждого человека. Неповторимость описывается им как слияние разных черт в единую систему.

Олпорт выделял три стадии развития:

  • детская;
  • относительной дифференциации;
  • интегрированного единства.

Ребенок еще не подвергает себя самоанализу, поэтому требует от окружающих всего или ничего.

Позже единство разрушается, появляются отдельные компоненты мотивации. А на последней стадии они снова объединяются в особую взрослую структуру.

Гуманистическая психология плюсы и минусы. Xxвека.

Гуманистическая психология (от лат. humanus — человечный и греч. psyche — душа + logos – учение) — ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе.

К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл

Гуманистическая психология получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)

о «битии-для-мира», в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования — самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию «хорошего гешатальта». Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой «окружающего поля», к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Виктор Франкл

Еще одним видным представителем гуманистической психологии является Виктор Эмиль Франкл, психолог и психиатр из Австрии. Именно Франклом была создана концепция логотерапии. Согласно ей, движущей силой развития личности является желание отыскать жизненный смысл. Человек может не задавать этот вопрос прямо, а отвечать на него собственными реальными делами, поступками. Роль смысла для каждой отдельно взятой личности выполняют ценности. Виктор Франкл в своих трудах описывает три категории таких ценностей:

  • Ценность творчества (первоочередное значение имеет труд).
  • Переживания (например, любовь).
  • Жизненного отношения (сознательно избираемая и вырабатываемая индивидом позиция, которой он придерживается в критических жизненных обстоятельствах).

В процессе осуществления смысла человек и приходит к самореализации, осуществлению себя. Совесть представляет собой ту внутреннюю инстанцию, которая помогает личности определить, какой именно из потенциальных смыслов является истинным.

В одном из своих основных трудов под названием «Человек в поисках смысла» Франкл пишет о своем личном опыте выживания в страшных условиях концентрационного лагеря. В этой же книге он излагает свой опыт нахождения ценности жизни, ее смысла даже в такой ужасающей обстановке. Метод Франкла исследователи относят к категории экзистенциальной терапии. Работы его стали источником вдохновения для многих представителей гуманистического направления. Сам Франкл пришел к выводу о том, что главный стрессор для человека – это отсутствие смысла жизни. По мнению психолога, экзистенциальный невроз по своей сути тождествен кризису бессмысленного существования.

Использование психоанализа в психологии

Метод психоанализа основывается на трех основных элементах, которые в полной мере раскрывают всю концепцию этого учения. Первый элемент является своеобразным этапом, на котором собирается материал для изучения. Второй элемент подразумевает тщательное изучение и анализ полученных данных. Третий элемент – взаимодействие при помощи данных, полученных в результате анализа. Для сбора информации применяются различные методики, включая метод противостояния, ассоциаций и переноса.

Метод построения свободных ассоциаций основывается на создании модели ситуаций, в точности повторяющих определенные жизненные события. Подобный подход позволяет выявить определенные процессы, происходящие на бессознательном уровне психики. Применение этого метода позволяет получить данные о патологических процессах, с целью дальнейшей коррекции психических расстройств. Коррекция осуществляется путем осознания внутренних конфликтов и причины их возникновения. Одним из важных условий в использовании этого метода, является создание прочной коммуникативной связи между психологом и пациентом, направленной на устранение психологического дискомфорта.

Психоанализ изучает внутренние, исходящие из подсознания, ведомые инстинктами и принципом удовольствия, напряжения человека

Для этого пациент должен озвучивать каждые мысли, которые рождаются в его голове. Эти мысли могут иметь непристойный характер или находиться на грани абсурдности. Для того чтобы достичь высокого результата, необходимо создать правильную связь между врачом и пациентом. Методика переноса подразумевает бессознательное перенесение характерных личностных черт родителей больного на лечащего врача. Таким образом, пациент относится к доктору так же, как относился к близким родственникам в раннем детстве. При этом замещающее лицо получает возможность выявить детские желания, обиды и психологические травмы, полученные во время становления личности.

Важно обратить внимание на то, что психотерапевтическое вмешательство часто сталкивается с феноменом внутреннего сопротивления, исходящего от больного. Оно проявляется в виде отказа осмысления причинно-следственных связей и нарушения процесса создания новой модели поведения. Причиной сопротивления является бессознательный отказ прикасаться к внутренним конфликтам, который сопровождается появлением препятствий на пути к выявлению причины возникновения психических расстройств

Причиной сопротивления является бессознательный отказ прикасаться к внутренним конфликтам, который сопровождается появлением препятствий на пути к выявлению причины возникновения психических расстройств.

Главной задачей анализа личности, является совершение четырех последовательных действий:

  • толкование;
  • отработка;
  • прояснение;
  • противопоставление.

Далее, совместные усилия пациента и психолога направляются на достижение определенной цели, которая была выявлена в результате проведенного анализа. Методика толкования сновидений подразумевает интерпретацию снов, что являются деформированной формой бессознательных мотивов.

Спортивное воспитание и гуманизм

В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.

Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации — безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.

Становление у спортсмена гуманистических качеств – это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку — развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.

Практическое применение. Рычаги и клавиши

Идеи и знания, полученные в результате исследований в области гуманистической психологии, нашли отражение, прежде всего, в психотерапевтической практике.

Многочисленные методы исследования и анализа психики, разработанные А. Маслоу, С. Джурардом, Ф. Бэрроном, К. Роджерсом, применяются в практике учеными со всего мира.

Еще один способ практического применения теоретических знаний в гуманистической психологии — педагогика, основанная на принципах не директивного контакта учителя с учеником, а товарищеского: такого, в рамках которого ребенок может проявить весь свой творческий потенциал и стать полноценной, уникальной личностью.

В социально-психологическом тренинге, руку к которому приложил и сам Карл Роджерс, гуманистическая психология проявилась в полной мере.

В рамках данного направления можно было использовать основные идеи подхода и реализовать идею улучшения социума посредством улучшения отдельных личностей и межличностных взаимоотношений в малой группе.

Гуманистическая психология стала важной частью таких сфер, как психотерапия, психология, педагогика, здравоохранение, политика, терапия и других. Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом

Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом.

В современном мире у Роджерса, Маслоу и других ведущих умов направления много последователей, благодаря которым гуманистическая психология находит все больше приверженцев и развивается в разных аспектах.

Засим прощаемся! Подпишитесь на наш телеграм-канал, если интересно разбираться в психологии, и вы непрочь небольшими порциями получать полезный контент прямо в Мессенджер.

Главные основы гуманистического подхода к человеку

В наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей. Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные.

Цель гуманизма — полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход, определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное — дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве.

Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых.

Суть и базовые принципы

Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд является признанным основателем теории психоанализа и одноименного метода лечения. В 1880 г он, совместно с доктором Иосифом Брейером, наблюдал влияние гипноза на истерические припадки у женщин. Во время гипнотических сеансов пациентки вспоминали, очень эмоционально реагировали и переживали травмирующие события своей жизни.

Брейер назвал это состояние катарсисом. После вывода из транса они совершенно не помнили о произошедшем. Тем не менее, после сеанса происходило полное избавление от всех симптомов истерии и невроза.

Это навело Фрейда на понимание того, что причины различных душевных заболеваний и проявлений кроются в той части личности, которая не осознается человеком, т.е. в бессознательном. Он начал искать способы извлечения этой информации с целью сознательного переживания пациентом этих событий.

Ему пришлось работать с множеством пациентов с истерическими и невротическими расстройствами различного происхождения, в том числе сифилитического и органического. В беседах с ними, он использовал исследование сновидений и фантазий больных, их оговорки и описки.

Итак, первоначально используя психоанализ как метод лечения больных, Фрейд на его основании к концу 1890 года сформировал теорию психоанализа. А позднее дополнил её «Толкованием сновидений». Позднее Фрейд описал структуру личности и теорию поведения человека.

Психоанализ в психологии это ряд основных постулатов:

  • Психика человека по строению похожа на айсберг, где верхушка это сознание, а огромная подводная часть — бессознательное. Между ними есть небольшая прослойка в виде предсознания, которое служит для временного хранения информации.
  • Бессознательное наполнено иррациональными влечениями и желаниями, оно лишено морали и символично. В нем хранятся все нерешенные вытесненные из сознания конфликты, травмирующие события, всевозможные страхи. Они не осознаются человеком, но полностью определяют его опыт, отношения с окружающими и поведение.
  • Все, что социально неприемлемо — сексуальные желания, влечения, удовольствия, вытесняется в процессе развития и жизни человека в область бессознательного. И оттуда продолжает воздействовать на проявления этого человека. Если между содержанием бессознательного и сознанием начинается сильное противоречие, то возникает конфликт. Он может проявляться в форме неврозов, истерии, депрессии.
  • Попытка осознания каких-либо элементов бессознательного встречает стойкое сопротивление с помощью различных психических механизмов — проекции, отрицания, сублимации, регрессии и других. Так выстроена защита нашего мозга от наплыва очень мощных вытесненных влечений. Поэтому для этой цели необходим контакт с психоаналитиком.
  • В случае, если защитные механизмы справляются с потоками бессознательного, человек может быть творчески одаренным а любой области науки, культуры или искусства. Если же механизмов не достаточно, либо этот поток слишком мощный — возникают различные заболевания — неврозы, депрессии, тревога, истерия.
  • Психика человека управляется двумя видами энергии. Первая — сексуальная, созидательная энергия — либидо. Вторая — деструктивная, разрушительная. В отличие от животных, поведение которых подчинено инстинктам, человеком управляет его прошлый опыт, заключенный в бессознательном. А возникающее при конфликтах напряжение, человек может снижать с помощью прямого направления энергии (сексуальных или разрушительных действий), либо с помощью сублимации.
  • Генетический подход. Все желания, влечения и неразрешенные в детстве конфликты влияют на все проявления взрослой личности. В зависимости от стадии развития (до 2 лет оральная, 2-4 фекальная и с 4-5 лет генитальная) все неудовлетворенные желания получают различные проявления во взрослой жизни. Они тоже требуют осознания и разрешения для избавления от мешающих привычек и неврозов.

Психоаналитических методик влияния множество, однако их можно объединить в несколько этапов. Вначале врач должен получить максимальное количество информации о бессознательном пациента. Для этого применяется метод свободных ассоциаций, толкование снов и различных ошибочных слов и действий. В некоторых случаях используется и гипнотическое воздействие.

Далее врач должен выявить, преодолеть и показать пациенту его методы психологической защиты. И в финале он показывает пациенту значимые конфликты, подавленные желания, позволяет пережить травмирующие события.

Задний план

Мысль, которая повлияла на появление этого течения, очень широка, и ее можно резюмировать как мысль, порожденную всеми теми, кто сопротивлялся сведению психологии и изучения человека к простой естественной науке. Однако его влияния можно систематизировать на несколько основных групп:

  • Что касается критики механизма и редукционизма психологии как естественной науки и ее предложения подчеркнуть интенциональность человеческого существа как целостного индивидуума, можно процитировать Франца Брентано и его концепцию интенциональности ; Освальду Кюльпе с его антиэлементаризмом; Вильгельму Дильтею и Уильяму Джеймсу с их изучением сознания и интроспекции . [ 14 ]
  • Во вкладе диссидентских деятелей фрейдистской ортодоксии Эриха Фромма можно считать влиянием , с его вниманием к экзистенциальным поискам людей; Карен Хорни ; Эрику Эриксону с его социокультурной концепцией человеческого развития ; Фрицу Перлзу и развитию гештальт-терапии ; [ 15 ] Карл Густав Юнг с его изучением человеческой духовности и ее борьбы за саморазвитие; Альфред Адлер с его комплексом неполноценности и последующей волей к власти; к Вильгельму Райхус его защитой тела в психотерапии; Эрику Берну , отцу транзактного анализа, с его вкладом в психологические игры и психологический сценарий [ 16 ] [ ] [ ] и Виктору Франклу с созданием логотерапии и поиском смысла существования, что он предлагает. [ 19 ] Однако последний сделал важную критику гуманистической психологии.
  • Теории личности, появившиеся в то время и пытавшиеся показать человека больше с точки зрения его мотивации и потребностей, чем с точки зрения его патологий или детерминаций, такие как теории Гордона Олпорта и Генри Мюррея .
  • Феноменологический метод, переопределенный Эдмундом Гуссерлем , онтология Мартина Хайдеггера , экзистенциальная теория Сёрена Кьеркегора , оказавшая влияние на таких авторов, как Карл Ясперс , Медард Босс и Людвиг Бинсвангер (в Европе ) и Ролло Мэй . [ 20 ] ​[ ]

Предпосылки к становлению. От и До

Было первичное знание. Здесь не было так, что генетическая психология — это нуль-форма в терминологии Малевича. Нет, в основу легли приблизительно 10 уже сформировавшихся ДО направлений:

  1. Групповая динамика (Т-группы в том числе);
  2. Доктрина самоактуализации;
  3. Центрированное на личности направление психологии (клиент-центрированная терапия Роджерса, 1961);
  4. Теория Райха с его настаиванием на раскрепощении зажимов и освобождением внутренней энергии тела (body);
  5. Экзистенциализм;
  6. Результаты использования expending drag (LSD);
  7. Дзен-буддизм;
  8. Даоизм;
  9. Тантра (тело — важная часть энергетической системы);
  10. Вершинные эксперименты как откровение и просветительство.

Субъективность восприятия

Еще одна из основополагающих концепций гуманистического направления психологии заключается в том, что единственная «реальность», которая доступна конкретной личности, субъективна. Подобный взгляд можно также охарактеризовать в качестве феноменологического. Теоретические конструкты вместе с внешним поведением занимают вторичную позицию по отношению к непосредственному опыту личности, а также неповторимому значению этого опыта для нее. Как писал об этом Маслоу: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]