Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений
Признание актуальности и полезности психологического исследования эмоциональных отношений не снимает сомнений в возможности такого исследования. Сомнения вызывает как специфика самого предмета — неясно, имеет ли он свои закономерности и может ли быть вписан в контекст психологического, особенно социально-психологического знания, так и кажущийся недостаточным уровень развития методологического инструментария современной социальной психологии. Устранение, хотя бы частично, этих сомнений станет первым шагом на пути изучения эмоциональных отношений.
На интуитивном уровне эмоциональные отношения кажутся совершенно спонтанными, непредсказуемыми и ничем не обусловленными. В настоящее время эта точка зрения не получила широкого распространения в советской психологии. Гораздо более распространенным является другой, полярный взгляд, согласно которому эмоциональные отношения не имеют специфических закономерностей других областей психологии или даже соматики, то есть могут быть выведены непосредственно из них без какой-либо специальной теоретической или эмпирической работы. За этой позицией стоит представление «об эмоциональных отношениях не как об особой психологической реальности, а как об эпифеномене других явлений, неизбежном следствии сочетания уже изученных свойств. Любовь, например, может рассматриваться в соответствии с этой позицией как эпифеномен физиологических механизмов, регулирующих сексуальное желание.
Тенденция сводить явления одного типа к явлениям другого типа, тем самым уменьшая специфику анализируемого явления, имеет давнюю традицию в психологии и проявляется в формулировании редукционистских теорий и идей, в которых теряется специфика не только отдельных областей психологии, но и психологии в целом. При всей симпатии к монистическим теориям, авторы которых стремятся увидеть общие законы на различных уровнях психологической и даже, как, например, Г. Селье, физиологической жизни человека, мы должны быть предельно осторожны, чтобы за этим стремлением к всеобщности не потерять специфику предмета, без которой его содержание выхолащивается и исчезает.
Основополагающим для решения вопроса об эпифеноменальности эмоциональных отношений, а значит, о наличии или отсутствии специфических законов, подлежащих изучению, будет степень их «понятности», предсказуемости, как на уровне здравого смысла, так и на научном уровне. Если неопределенности нет, то законы эмоциональных отношений либо неспецифичны, либо настолько просты, что их распознавание не требует особых усилий.
С точки зрения обыденного сознания, здравого смысла и вполне обычного жизненного опыта достаточно, чтобы понять закономерности формирования, развития и распада эмоциональных отношений в паре. Однако здесь мы сталкиваемся не столько с простотой явления, сколько с тем, что оно закрыто для сознания всевозможными предрассудками и стереотипами. Кажущаяся ясность не защищает от ошибок, порой трагических, — разводы, одиночество, другие проблемы в межличностной сфере, с которыми сталкивается большое количество людей, часто являются результатом ложных прогнозов и неадекватных расчетов партнеров по общению4. Эмпирические исследования эмоциональных отношений, как будет показано ниже, показывают, помимо фактов, согласующихся с представлениями здравого смысла, множество тех, которые противоречат этим представлениям — красивая девушка в некоторых ситуациях нравится меньше, чем некрасивая, умный человек меньше, чем глупый, и т. д. Что касается научного анализа, то ни одна из существующих социально-психологических теорий не может вместить все собранные данные по проблеме формирования эмоциональных отношений. Все это убедительно свидетельствует о том, что эмоциональные отношения не являются эпифеноменом и что они имеют специфические паттерны, которые требуют специального изучения.
Введение
Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он — неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины, не способное действовать эффективно или адекватно понимать других и самого себя. Последние сто лет включают в себя две мировые войны и серию гражданских войн и революций, жестокие тоталитарные режимы. Этот период войдет в историю не только как время выдающихся социальных и научно-технических достижений, но и как эпоха особой бесчеловечности и агрессивности, коррозии общечеловеческих ценностей, массового уничтожения людей. В это время в обществе распространились равнодушие, апатия, зависть, озлобленность. Все это говорит об остром дефиците любви, о явном обеднении и сужении ее сферы.
В различных системах ценностей с понятием «любовь» связываются интимные и глубокие чувства, особый тип сознания, душевное состояние и действия, направленные на другого человека, общество, Бога и т.д. Сложность и значимость любви диктуется тем, что в ней в органической связи сосредоточены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Без любви не может сформироваться нравственный облик человека, не происходит его нормального развития. Это признают все, даже те, кто не находится в состоянии любви.
Долгое время тема любви игнорировалась академической психологией, исследователи занимали агностическую позицию в отношении этого психологического феномена. Немногие эмпирические исследования этого феномена были посвящены сексуальному поведению (что особенно характерно для зарубежной психологии) или изучению когнитивных репрезентаций. На современном этапе развития психологической науки предметом специального исследования становятся все более сложные феномены внутреннего мира личности, набирает силу гуманитарная парадигма. Поэтому вполне закономерным является изучение любви как психологического феномена.
Отношения с людьми играют определяющую роль в субъективном пространстве личности (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).
Актуальность темы определяется возрастающим интересом к вопросу любви как ключу к пониманию глубинных оснований человеческой культуры, а также наметившейся тенденцией интенсивного поиска культурно-исторической самоидентификации. Ситуация в мире выявляет две противоположные тенденции. С одной стороны, нарастающая неустойчивость форм человеческого существования, вызвавшая кризис в сфере культуры вообще и духовной культуры в частности. С другой стороны, нарастающее стихийное стремление к упорядочению духовной жизни и ее осмыслению. Обе эти тенденции и их столкновение в современной культуре порождают небывалый интерес к теме любви.
Цель данной работы — показать в самом общем виде наиболее значимые и существенные характеристики любви с точки зрения психологии и социологии.
Задачи, поставленные перед работой, следующие:
Проанализировать существующую психологическую и социологическую литературу по теме курсовой работы;
Описать основные типы и виды любви, существующие в основных психологических теориях;
Показать значимость любви как социально-психологического феномена для жизни общества.
Предметом исследования в данной курсовой работе является само чувство любви.
Объектом исследования можно назвать параметры и характеристики этого чувства, характеризующие его как социально-психологический феномен.
Регулятивная роль эмоциональных отношений
Эмоциональные отношения играют важную роль в жизни человека. Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что стабильные эмоциональные отношения стабильно занимают первые места в иерархии ценностей, опережая такие значимые ценности, как богатство и работа.
Общая черта биографий людей, оценивающих себя как счастливых, заключается в том, что они имеют надежные и удовлетворяющие их эмоциональные отношения.
Можно предположить, что по мере исторического развития эмоциональные отношения людей друг с другом все чаще выступают в качестве непосредственных регуляторов поведения. Это связано с возрастающей ролью психологических факторов в определении таких важных институтов, как институты дружбы и семьи. Например, если в прошлом можно было представить семью, характеризующуюся преимущественно негативными эмоциональными отношениями между супругами или вообще отсутствием внутрисемейных эмоциональных связей, то сегодня такая семья вряд ли существует.
Проблема роли эмоциональных отношений в жизни человека очень актуальна для психологической науки. Как A. Н. Леонтьев отмечал, что классические теории эмоций «рассматривают их трансформацию в человеке как инволюцию, из чего возникает ложный идеал воспитания, который сводится к требованию «подчинить эмоции холодному рассудку». В действительности, по мнению А.Н. Леонтьева, «эмоциональные процессы и состояния имеют свою положительную эволюцию в человеке.
Во-первых, как показывают эмпирические результаты, эмоциональные отношения влияют на характер процессов внутригруппового взаимодействия [P5]5. Например, существует положительная корреляция между влечением и тенденцией прийти на помощь человеку, с которым оно испытывается. Увеличение привлекательности связано с увеличением альтруистических поступков, а альтруизм и помощь способствуют увеличению взаимной привлекательности взаимодействующих сторон. Имеющиеся на сегодняшний день данные недостаточны для того, что-.
Этот вопрос близок к социометрическим исследованиям, имеющим давние традиции в советской психологии, чтобы решить, существует ли причинно-следственная связь между двумя переменными, альтруистическим поведением и влечением, или корреляция обусловлена эффектами латентной переменной; но тот факт, что существует положительная обратная связь между влечением, с одной стороны, и альтруистическим поведением, с другой, можно считать установленным. Таким образом, есть все основания полагать, что взаимопомощь сильнее в группе с более высокой привлекательностью.
Люди, вовлеченные в эмоциональные отношения, склонны ценить друг друга более высоко, чем посторонние или даже близкие, но не испытывающие взаимной симпатии люди. На вербальном уровне это проявляется в доброжелательном стиле общения и положительной характеристике собеседников, что, во-первых, способствует созданию психологически комфортной атмосферы в группе, а во-вторых, что особенно важно в ситуациях конфликта между группами, группа выглядит более единой в глазах тех, кто к ней не принадлежит.
Психологический комфорт и уверенность в хорошем отношении других членов группы важны не только для них самих. Только при соблюдении этих условий несогласие субъекта с позицией, выраженной другим человеком, не уменьшает симпатию к нему, а наоборот, увеличивает ее. Таким образом, члены группы, характеризующейся высокой степенью притяжения, могут спорить друг с другом и критиковать друг друга, не опасаясь негативного влияния этих действий на взаимоотношения. Это помогает создать и поддерживать творческую атмосферу в группе.
Привлекательность влияет на степень конформности и подражания. Оба явления гораздо более выражены, когда моделью является человек, к которому субъект испытывает симпатию.
Анализ теоретических подходов к пониманию любви
Понятие «любовь» используется в литературе в разных значениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностью теоретических оснований.
Социальный аспект подчеркивает социальную силу любви — любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные социальные институты. В работах Дж. Локка любовь рассматривается в контексте идеи равенства; в утопическом социализме Т. Кампанеллы любовь ассоциируется с идеей разумной социальной организации с гармонизацией общественных отношений, с повышением производительности труда. Заставить людей любить друг друга — важная задача в утопии А. де Сен-Симона. Любовь как социологическая категория рассматривается в работах Л. Фейербаха. Русские мыслители уделяют особое внимание социальному аспекту любви. Любовь понимается как начало и залог социального благополучия в работах Н.А. Добролюбова, как условие улучшения жизни человека в работах Н.Г. Чернышевского, как обогащение сферы гражданственности — у А.И. Герцена, важное условие прогрессивной жизни общества — у П.Л. Лаврова. Любовь играет важную роль в интеграции социальной жизни в проекте «регуляции природы» Н.Ф. Федорова. Любовь имеет большое значение в сизигии как направлении исторического процесса в концепции В.С. Соловьева. Современные исследования отмечают, что многие идеологические установки, культурные нормы, властные запреты и социальные утопии проходят через дискурс любви; любовь также рассматривается как «противоядие» от опасностей национализма.
Одно из современных исследований показало, что любовь — это воспроизводство фундаментальных человеческих ценностей, что делает любовь высокоморальным явлением. В то же время любовь лишает эти ценности статуса абсолютности и преодолевает моральные ограничения.
В эстетическом аспекте высшие уровни эротического восхождения связаны с познанием высшей красоты. По мнению исследователей, в христианском мировоззрении любовь ассоциируется с духовным наслаждением. Главная цель любви — поиск красоты, желание наслаждаться красотой, производство красоты. Любовь — это стремление к красоте и влечение к прекрасному. В немецкой философии красота понимается как выражение потребности в любви. Понятие красоты и любви прочно связаны в русской философии (В.В. Розанов). Любовь предстает как эстетический феномен в работах М.М. Бахтина. По мнению А. Ф. Лосева, эстетическое переживание есть любовь.
С мистической точки зрения любовь рассматривается как сущностное качество божества, движущая сила человеческой истории; человеческая любовь утратила свое совершенство и единство с мудростью из-за падения первого андрогина, и только акт искупления Христом грехов человека дает начало новому воссоединению в концепции Я. Беме. В работах Ф. Баадера сущностью любви является «актуальность» (понимаемая как единство и равенство, полнота и дополнительность). Любовь — это проблема, которая решается через прохождение «диалектики любви». По мнению У. Джеймса, любовь — это мистический опыт, поскольку характеризуется невыразимостью, интуитивностью. X. Ортега-и-Гассет также отмечает мистический характер любви.
В филогенетическом аспекте рассмотрения любви центральным моментом становится вопрос соотношения животной и человеческой любви. Проведенный теоретический анализ позволяет выделить три точки зрения на этот вопрос.
Детерминанты эмоциональных отношений в паре
Эмоциональные отношения на первом этапе своего развития представлены в виде симпатий и антипатий одного человека к другому.
Внешние данные, социально-демографические характеристики и модели поведения человека традиционно считаются основной причиной симпатии или антипатии к этому человеку со стороны других людей.
Какие факторы способствуют формированию привязанности и любви (формированию влечения).
Близость также может привести к враждебности, большинство актов насилия и убийств происходит в кругу людей, живущих под одной крышей. Но гораздо чаще близость способствует развитию привязанности.
Социологи обнаружили, что большинство людей вступают в брак с человеком, который живет по соседству, работает в той же области карьеры или учился в том же классе, что и будущий супруг.
На самом деле, речь идет не только о географическом расстоянии, но и о «функциональном расстоянии», которое характеризуется тем, как часто люди встречаются в повседневной жизни, речь идет о частоте взаимодействий.
Частое взаимодействие (нахождение рядом, в одном и том же месте, в один и тот же час) позволяет людям распознавать сходство друг с другом, испытывать взаимную симпатию, воспринимать друг друга как членов некой социальной единицы.
Благодаря тому, что кто-то постоянно находится в поле нашего зрения, наша любовь может быть прикована практически к любому человеку, который хотя бы отдаленно похож на нас и отвечает на наши чувства.
Почему же сходство вызывает любовь, а не ненависть?
Один из ответов:
Близость позволяет нам обнаружить черты сходства друг в друге.
Обмен знаками внимания (не безразличия).
Более того, возникновение привязанности способствует предвосхищению взаимодействия. Другими словами, позитивное ожидание, ожидание того, что он или она обязательно окажется приятным человеком и что вы будете идеально совместимы — увеличивает шансы на то, что между вами сложатся самые благоприятные отношения. Аналогичным образом, ситуация первого свидания (встречи) способствует возникновению симпатии.
Еще одна причина, по которой близость становится фактором формирования симпатии, — это «постоянное присутствие в поле зрения». Когда различные виды ранее неизвестных стимулов — заумные слова, китайские иероглифы, фрагменты мелодий, фотографии незнакомых людей — постоянно находятся в поле зрения, это само по себе заставляет людей отдавать им предпочтение. подумайте, какие буквы алфавита являются вашими любимыми? Все люди, независимо от возраста, языка или национальности, предпочитают буквы собственного имени или те, которые наиболее часто используются в их родном языке. Эффект «просто быть в поле зрения» проявляется в том, что нахождение в поле зрения приводит к ощущению симпатии, даже если выставленный объект не привлекал внимание испытуемого специально.
Было установлено, что простое присутствие в поле зрения дает более сильный эффект, особенно в случаях, когда люди воспринимают стимулы, не осознавая их присутствия.
Следует отметить, что симпатию к нему усиливает простое присутствие в поле зрения. Если это присутствие не становится навязчивым.
Второй детерминант симпатии — физическая привлекательность.
В целом, женщины любят мужчин за их характер, а мужчины, как правило, любят женщин за их внешность.
Ряд экспериментов показывает, что мужчины ценят физическую привлекательность противоположного пола больше, чем женщины.
Любовь в психологической теории А. Адлера
Очевидно, что термин «любовь» объединяет качественно разные отношения. Так называют и чувство матери к своему ребенку, и отношение молодых людей. С равным успехом можно говорить о супружеской любви и любви к чему-то безличному, например, к своему делу. В психологии существует множество попыток выделить качественно специфические виды любви. Некоторые из них мы рассматриваем в данной курсовой работе.
В своих работах А. Адлер отдельно рассматривает вопрос любви и брака. По мнению А. Адлера, ребенок готовится к этому вопросу постепенно. Все его окружение наполнено отношениями любви и брака. Уже в самые первые годы жизни ребенок пытается занять позицию по этому вопросу и выработать собственное направление. То, что мы слышим на словах, не так важно, потому что как только речь заходит о любви, ребенок часто становится невероятно робким. Есть дети, которые совершенно определенно говорят, что не могут говорить на эту тему. Есть дети, которые очень привязаны к своим родителям, но не могут быть с ними нежными.
Говоря о начале зарождения у человека любовных переживаний, Адлер о; мы не можем представить себе человека, который утратил бы его и при этом продолжал бы называться человеком. В истории мы также не находим людей, живущих в изоляции. Где бы мы ни встречали людей, мы находим их живущими в группах, если только отдельные люди не были, например, искусственно или по причине безумия, изолированы от общества».
Таким образом, все развитие ребенка требует, чтобы он был введен в ситуацию, в которой существует чувство общности. Его жизнь и здоровье гарантированы только в том случае, если есть люди, которые за него заступаются. Новорожденный теленок, например, уже вскоре после рождения может различать ядовитые растения. Но новорожденному человеку, в силу неполноценности его организма, дано чувство сообщества взрослых; ребенка нужно долго выхаживать, учить и воспитывать, прежде чем он приобретет способность заботиться о себе.
Говоря непосредственно о любви как о переживании, Адлер о.
Также А. Адлер назвал фактор, пронизывающий любовную жизнь людей, который всегда приводит к нарушениям совместной жизни: стремление к власти и личному превосходству.
Автор говорит о влиянии характера, поведения, стремлений человека на любовные отношения: «Линия поведения человека обязательно проявится и в любви. Она либо заставит его стремиться к несчастной любви и застревать на ней, либо позволит относиться к ней легче и приведет к подъему».