Функции и структура мировоззрения: что нами управляет

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 219.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 219.

Процесс формирования личности человека начинается в раннем детстве. По мере роста и взросления каждый из нас пытается найти своё место в мире и выработать отношение к разным аспектам жизни. Так как люди воспитываются в неодинаковых условиях и приобретают разный опыт, их взгляды на жизнь могут существенно отличаться. Попробуем разобраться, какую роль мировоззрение играет в жизни человека и что означает этот термин.

Понятие мировоззрения

Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.
Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.

Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).

Факторы формирования мировоззрения:

  1. Социальное окружение, в котором находится человек.
  2. Условия социума, в которые помещена личность.
  3. Государственный строй.

Основные разделы философии

В рамках собственно философского знания его дифференциация началась уже на ранних этапах его формирования, в результате чего возникли такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие разделы философского знания:

  • онтология — учение о бытии, о происхождении всего сущего, о критериях существования, общих принципах и законах существования;
  • эпистемология — раздел философии, изучающий проблемы природы знания и его возможностей, отношения знания к действительности, выявляющий условия достоверности и истинности знания;
  • аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в действительности, о соотношении ценностей;
  • праксиология — учение о практических отношениях между человеком и миром, активности нашего духа, целеполагании и человеческой эффективности;
  • антропология — философское учение о человеке;
  • социальная философия — раздел философии, описывающий особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и цель истории человечества.

Эти разделы не сводятся друг к другу, но тесно связаны.

Структура мировоззрения

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:

  • знаний;
  • идей;
  • принципов (точки зрения);
  • убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
  • идеалов (целей);
  • духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);
  • жизненных установок.

Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:

  • стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);
  • осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).

Критическая

Критическое мышление — главный инструмент в оценке достоверности знания. Мыслительный процесс происходит в 3 этапа:

  • получение информации;
  • обработка;
  • заключение.

Люди, использующие критический подход, способны анализировать поступающую информацию и отделять истину от заблуждения. Для проверки и сравнения они используют логику, как главный инструмент мышления. Без критического подхода невозможно полноценное исследование мира, увеличение и модернизация знаний. Он помогает разрушать догмы, в том числе и внутри философского знания.

Уровни мировоззрения

Различают два уровня мировоззрения:

  1. Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.
  2. Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Три функции мировоззрения

Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.

У мировоззрения человека есть три функции:

  1. Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.
  2. Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.
  3. Практическая — влияние на действия человека.

Гносеологическая

Задача гносеологической функции — развитие механизма познания. Важно не только познавать окружающий мир, но и делать это правильно. Неверное понимание полученной информации ведет к формированию искаженной картины мира. Это приводит к познавательному конфликту и отсутствию адекватной коммуникации между философами различных школ.

Благодаря гносеологии человек исследует мир во всей его полноте. Он может различать и классифицировать процессы, происходящие в мире, давать свою оценку событиям. Объединение информации о мире, собранной разными исследователями, позволяет создать полноценную научную базу знаний.

Элементы мировоззрения

Мировоззрение человека можно разделить на элементы:

  • Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.
  • Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.
  • Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.
  • Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.
  • Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).

Философские ответы на мировоззренческие вопросы

Философия – это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основной или коренной, проблемой является понимание взаимоотношений сознания и объективного мира, в котором это сознание возникло, взаимоотношений сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта. Первый аспект раскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего — материя или сознание? Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую? Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир?

В зависимости от решения вопроса первого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объективных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических). Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии — материализмом и идеализмом — существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало философов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д. Юм), либо в силу объективной непознаваемости явлений как таковых (например, И. Кант).

Роль философии в жизни человека и общества трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Предмет и методы философии, cпецифика философского знания

Способы мышления

В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:

  • Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
  • Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.
  • Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.

Ценностно-ориентирующая

Ценностная или аксиологическая функция нужна для формирования системы критериев моральной оценки событий и явлений. Ее цель — фильтрация событий и явлений, отделение полезного и правильного от того, что вредно или уже изжило себя.

Моральные ценности общества определяются актуальной политико-социальной ситуацией в мире или конкретном рассматриваемом обществе. К моральным ценностям относятся основные гуманистические идеалы: жизнь как высшая человеческая ценность, право на свободу и неприкосновенность каждой личности.

Современные гуманистические ценности включают право на:

  • образование;
  • жилье;
  • удовлетворение физических потребностей;
  • свободу передвижения;
  • получение медицинской и других видов социальной помощи.

Потребность в переоценке ценностей особенно остро проявляется в переломные исторические моменты, когда одна эпоха сменяется другой.

Типы мировоззрений

В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.

Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.

Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.

Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.

Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.

Предмет философии. Место философии в системе наук и культуры

Термин философия произошел от сочетания двух греческих слов филео — любовь и софия — мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как метод и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но достигла своей классической формы в Древней Греции. Для обозначения особой области знания термин философия впервые употребил Платон. Вначале философия включала в себя все знания о мире.

Растущая потребность в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и разнообразия и привели к дифференциации знаний, выраженной в возникновении различных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся в период античности, не означало исчезновения философии. Напротив, существует потребность в особом разделе знаний, который мог бы действовать как средство интеграции знаний и способ выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразующей деятельности людей. Постепенно философия сосредоточила свое внимание на теоретизировании самых общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и значении существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически специфических условиях жизни, подходящих для всех времен и для всех народов, невозможно дать ответы. Люди, задающие мировоззренческие вопросы, стремились получить на них ответы, соответствующие их потребностям и уровню интеллектуального развития. Более того, в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и трансформируется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики понимания предмета философии и ее содержания.

Следует отметить, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки в целом, а знания, содержащиеся в рамках определенных наук, рассматривались как составные части философии. Такая ситуация сохранялась до 18 века. Однако на переднем плане философствования различные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них предметом первостепенного интереса. Часто отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь несколькими, которые казались им наиболее важными. Другими словами, следует иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем, формируется с развитием научного знания, то есть информация о нем формируется в процессе трансформации самой философии. Например, из истории философии известно, что природный мир был предметом философии для первых древнегреческих философов, а позже для Аристотеля весь мир действовал в этом качестве. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии в основном очерчивается кругом проблем, связанных с человеком в мире. Христианские философы средневековья сводили предмет философии к отношениям между человеком и Богом. В новое время проблемы познания и методологии выдвигаются на первый план в структуре предмета философии. В эпоху Просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всеми его многочисленными взаимоотношениями. В девятнадцатом и двадцатом веках. разнообразие школ и идей в мировой философии соответствует богатству представлений о природе ее предмета. В настоящее время предметом философских размышлений является природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем обилии связей. Философия изучает самые общие аспекты, свойства, тенденции развития мира, раскрывает общие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в Мир. В то же время современная философия основывает свои выводы на обобщении данных отдельных наук.

Предмет философии также включает рассмотрение вопросов о том, как сама философия возникает, развивается и трансформируется, как она взаимодействует с различными формами общественного сознания и практики.

Другими словами, вся совокупность самых общих вопросов, касающихся взаимоотношений человека и мира, рассматривается как предмет философии, ответ на который позволяет человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]