Этика как научная дисциплина: понятие, предмет изучения, задачи, структура этики

Этика — это одна из дисциплин философии, которая посвящена темам морали. Слово «этика» происходит от греческого языка (ἠθικόν) и означает «то, что относится к характеру, нраву».

Если посмотреть на этику не в философском, а в более практическом смысле, мы сможем понять эту концепцию немного лучше.

Анализируя определённое поведение нашего социума изо дня в день, когда мы говорим, например, о поведении некоторых профессионалов, таких как: врач, журналист, юрист, бизнесмен, политик и даже учитель.

Они довольно часто слышат такие выражения, как: медицинская этика, журналистская этика, юридическая этика, предпринимательская этика, профессиональная этика политических деятелей и педагогическая этика.

Этику легко можно спутать с законом, хотя зачастую закон основывается как раз на этических принципах.

Однако, в отличие от закона, ни один человек не может быть принуждён государством или другими лицами соблюдать этические нормы и не будет подвергаться никаким наказаниям за их нарушение (в случае, если закон молчит по вопросам, касающимся этики).

Этика охватывает широкую область и может применяться в профессиональной сфере. Существуют кодексы профессиональной этики, которые указывают, как человек должен вести себя в контексте своей профессии.

Глобальная истерия

В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.

Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.

Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?

  • Демократизация образования,
  • обесценивание условий занятости, охраны труда,
  • порицание «антисоциального» поведения молодежи без каких-либо дальнейших действий,
  • отсутствие поддержки патриотических чувств и многое другое.

Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.

Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.

И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.

В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.

Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.

А теперь обо всем по порядку.

Личная и профессиональная этика.

Большинство из нас считает себя этичными. Обычно нам нравится чувствовать, что мы поступили «правильно». Ваша личная этика так же важна, как и ваша профессиональная этика. Одно дело знать, что вам следует делать (то, что вам говорят, что вы должны делать), но другое дело – стремиться к «правильному» образу действий. Очевидно, что членство в профессиональной организации требует соблюдения кодекса этического поведения.

Представители общественности могут доверять вам, потому что вы являетесь членом авторитетной профессиональной организации. От общества не ожидается, что оно знает, как оценивать способности или этические нормы врача, юриста или бухгалтера. Они верят, что профессиональные организации сделают это за них. Это означает, что как профессионал вы обязаны обществу определенным уровнем честности и объективности, а также профессиональной компетентностью и должной осторожностью, конфиденциальностью и профессиональным поведением. Другими словами, вы должны соблюдать основополагающие принципы, изложенные в нашем Кодексе этики и поведения, просто потому, что вы профессионал и у вас есть профессиональная этика.

Ваши собственные ценности, интересы и опыт – это фильтр, через который вы рассматриваете любую ситуацию. Вы должны знать об этих фильтрах, потому что они могут повлиять на ваше профессиональное суждение. Вот почему важно уметь распознавать свою личную этическую точку зрения, когда вы применяете свою профессиональную этику. Вы должны знать разницу между ними. Как профессиональный бухгалтер вы должны стремиться сохранять объективность, помня о том, что ваши личные ценности являются именно такими – личными и уникальными для вас.

Таким образом, профессиональная (деловая, служебная, рабочая, корпоративная) этика – это принципы, лежащие в основе делового поведения, и они могут отличаться от ваших личных этических принципов.

Что такое Деловая этика

Понятие и предмет этики

Этика — учение о добре и зле
Понятие этики пришло к нам из древнегреческого (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай»).

Этика – это философская дисциплина. Предметом исследования и изучения этики являются нравственность и мораль.

Создавалось это учение с несколько иными целями. Смысл слова «этос» толковался как правила совместного общежития, нормы для сплочения общества, борьба с агрессивностью и индивидуализмом. Но с развитием общества сюда добавили изучение:

  • добра и зла,
  • дружбы,
  • сочувствия,
  • самопрожертвования,
  • смысла жизни.

Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.

Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют

Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:

Этика – это область знаний, а предмет этики как науки (то есть то, что она изучает) – нравственность и мораль.

Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.

В рабочей программе дисциплины «этика» можно найти также основные проблемы:

  1. Проблема понятий добра и зла, пороков и добродетели;
  2. Проблема назначения людей на земле и смысла жизни;
  3. Проблема свободы воли;
  4. Проблема понятия «должен» и совмещения этого понятия с естественным стремлением к счастью.

Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Этика и мораль

Этика и мораль связаны между собой, но они различны. Мораль основана на подчинении нормам, обычаям или культурным, иерархическим или религиозным порядкам. Этика, в свою очередь, стремится обосновать образ жизни человеческой мыслью.

В философии этика не ограничивается моралью, которая обычно понимается как обычай или привычка, но ищет теоретические основы для поиска наилучшего способа жить и стремится к лучшему образу жизни.

Этика охватывает многие области, такие как антропология, психология, социология, экономика, педагогика, политика и даже физкультура и диететика.

Классификация этических ценностей

По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:

  • основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
  • частные – ценности-добродетели.

Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:

  1. Ценности античной морали: мудрость справедливость, самообладание, храбрость. Здесь же находятся аристотелевы ценности, базирующиеся на принципе середины.
  2. Ценности «культурного круга христианства»: искренность и правдивость, любовь к ближнему, верность, надежда вера и доверие, смирение, скромность, дистанция, ценность внешнего обхождения.
  3. Другие ценности: дарящая добродетель, любовь к дальнему, личная любовь.

Светская и религиозная этика — в чем разница.

Религиозная этика (христианская, теистическая) – это правила поведения, которые построены на вере в то, что Бог является центральным элементом и именно он повелевает или предписывает что-то, что делает что-то хорошим. Утверждается, что без его предписания это нельзя было бы назвать хорошим. Все этические принципы поведения базируются на Господних заповедях. Бог есть истина, поэтому, чтобы поддерживать истинную этику, человек должен основывать свою жизнь на Божьих заповедях.

Религиозная этика – это вера в то, что абсолютный нравственный порядок существует и находится внутри нашего внутреннего «я». Бог устанавливает стандарты этики, и мы обязаны соблюдать эти стандарты.

Светская этика – это вера в то, что правила устанавливает человек, а не Бог. Сторонники светской этики считают, что даже если бы Бога не было, пытать людей просто ради удовольствия все равно было бы неправильно, то есть некоторые общие этические принципы остаются одинаковыми независимо от того, существует ли Бог или нет. Определенные этические реалии останутся такими же нетронутыми в безбожном мире, как и в мире с Богом. Светская этика находится в рамках атеизма и натурализма. В светской этике Бога нет, поэтому человек должен создать и поддерживать установленный стандарт этики.

Этика и мораль в чем разница

Краткая история этики

Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции
Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?

В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.

В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.

Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.

Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.

Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.

Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.

Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.

Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.

Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.

В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.

Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.

Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.

Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.

Актуальная классификация этики

Согласно актуальной классификации в структуре этики можно выделить несколько блоков:

  • историю морали и этических учений;
  • теорию морали и этических учений;
  • этикет;
  • прикладную этику;
  • нормативную этику.

История морали и этических учений описывает систему развития этических учений, и генезис, а также эволюцию морали с древности до наших дней. В данном контексте выделяют дескриптивную этику, которая описывает социально – исторические типы морали.

Прикладная этика получила широкое распространение в конце XX века. Это направление возникло как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Необходимость существования и развития прикладной этики можно рассмотреть, как социальный и индивидуальный заказ для этики от практики, который определяется с одной стороны потребностями личности и общества, а с другой уровнем развития личностной и общественной нравственной культуры.

При этом прикладная этика — это современная модификация традиционного этического учения, она фактически является «практической философией». Прикладная этика рассматривает также и этикет, как свод правил общения и поведения людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Виды этики и их характеристика 420 ₽ Реферат Виды этики и их характеристика 260 ₽ Контрольная работа Виды этики и их характеристика 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 2

Этикет – это совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, составная часть внешней культуры человека и общества. Включает в себя обхождение с окружающими, поведение, манеры.

Современная этика

В современности есть место как нигилизму, так и расширению этических понятий. Понятие добра переходит на отношения с природой и научную сферу (биоцентрическая этика и биоэтика).

По мере развития феминизма этика стала толковаться с гендерной точки зрения. Теперь абстрактная гуманность и человечность как добродетели группируются по признакам мужественности и женственности.

Основанная Толстым и Ганди этика ненасилия получает продолжение в идеях Альберта Швейцера, который описал в своей книге историю этой науки и ее состояние в 20 веке, а также предположил пути ее дальнейшего развития.

А вот Тейяр де Шарден пошел по иному пути. Он проводит явные параллели между традиционной этикой и теорией эволюции.

Другие науки тоже внесли свои изменения в этику. Развивающиеся медицина и биотехнологии стали причиной быстрого развития биоэтики, в которой производится анализ сложных этических трудностей, возникающих при принятии судебно-юридических, медицинских и прочих решений.

Редкий человек сегодня не слышал про «дилемму заключенного». Она – яркий пример логико-математических аспектов морального выбора, которые изучаются в теории игр.

Что такое бизнес-этика?

Этичный бизнес – это бизнес, в котором ко всем взаимодействиям с заинтересованными сторонами применяется набор этических принципов, таких как отношение к сотрудникам, клиентам, поставщикам и акционерам. Бизнес-этика означает, что бизнес выходит за рамки простого соблюдения законов и постановлений, но делает выбор в отношении того, что он готов делать, а что нет. Следовательно, этичная бизнес стратегия может исключать поведение, которое является законным, но противоречит этической политике бизнеса.

Постановка этических целей – это процесс, с помощью которого организации применяют этические ценности к своим целям и действиям, с помощью которых они их достигают. Эти этические ценности должны охватывать все действия организации, от тактических до стратегических.

Компании могут столкнуться с некоторыми из следующих проблем, имеющих этические аспекты:

  • Должны ли мы производить в условиях развивающейся экономики с низкими издержками?
  • Следует ли продвигать продукты, которые могут нанести вред здоровью?
  • Должны ли мы стремиться ослабить наших конкурентов?
  • Должны ли мы платить нашим сотрудникам минимальную заработную плату?
  • Должны ли мы нанимать труд мигрантов, чтобы сократить расходы?
  • Должны ли мы переводить наши производственные предприятия в страны с менее строгими законами об охране здоровья и безопасности?

Принципы этики делового общения:

  1. Прозрачность
  2. Краткость
  3. Объективность
  4. Последовательность
  5. Полнота
  6. Соответствие
  7. Понимание знаний аудитории

Если вы будете придерживаться этих семи принципов в бизнес коммуникации, то будете общаться этично. Например, если вы создаете сообщение, которое не является ясным и кратким, и используете хитрый язык, который манипулирует вашим вниманием к знаниям вашей аудитории, то вы не проявляете этичности. Если вы не ведете себя объективно и пытаетесь передать свое мнение (или мнение других) как факт, то вы не проявляете этичности. Если вы намеренно не раскрываете полную информацию, значит, вы не придерживаетесь этических норм.

Что такое Светская и религиозная этика

Разделы этики

Несмотря на то что этику часто рассматривают как нравственную философию, которая указывает пути достойного поведения, она в то же время и система знаний о природе и происхождении морали. Именно поэтому выделяют два предмета и специфики задачи этики – нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую. Как следствие – выделение двух областей во второй половине 20 века, которые оформились в две совершенно самостоятельные (но взаимосвязанные) дисциплины:

  1. Нормативная этика – направлена на жизнеучение и теоретическую этику.
  2. Теоретическая этика – направлена на познание морали.
  3. Практическая этика – место морали в реальной жизни людей.

Теоретическая этика

Теоретическая этика рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от других социальных явлений.

Предмет и объект науки теоретическая этика – происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальная роль и прочие аспекты морали и нравственности. В ее основе лежат знания, идеи и концепции со стороны научного познания морали.

Этика – не единственная из наук, предметной областью которой является мораль:

  • Социология и социальная психология заняты изучением общественной функции морали, пропагандируемые ею правила по отношению к другим общественным явлениям.
  • Психология личности изучает физиологическую основу морали.
  • Лингвистика и логика изучают язык морали, формы и правила нормативно-этической логики.

Эти науки тоже внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты х исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей.

Внутри теоретической этики следует выделить метаэтику.

Метаэтика – направление аналитической этики, в рамках которого производится анализ самой этике как научной дисциплине.

Первым толковым исследованием в метаэтике считается работа «Принципы этики» Джорджа Э.Мура. Предмет и задачи метаэтики как науки – изучение вопросов о предмете, структуре, назначении этики в словарях, учебниках и справочниках.

В рамках метаэтики можно выделить такое направление, как нонкогнитивизм – учение, которое подвергает сомнению когнитивный статус этики, познаваемость этических понятий из-за их неопределенности и самого факта допустимости существования ее как науки. С помощью этого направления метаэтика стремится объективно изучить разные этические концепции.

Нормативная этика

Предмет основы нормативная этика – поиск принципа, регулирующего поведение человека, направляющего его поступки, устанавливающего критерии оценки нравственного добра и правила, которое могло бы выступить в роли общего принципа, образца для всех последующих случаев.

Цель нормативной этики – поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, создание норм поведения в обыденных жизненных ситуациях взывая к разуму, этот раздел этики применяет доводы, аргументы, доказательства. Это и делает ее привлекательной для любой критически мыслящей личности в отличие от морализаторства.

Положения морали принимают вид разумных рассуждений, которые превращаются во внутренние чувства, мотивирующие поведение.

А чтобы моральные понятия и оценки приобрели статус непреклонных, есть два основных пути:

  • придать им мистический, божественный смысл;
  • придать естественно-объективный смысл.

С нонкогнитивистской точки зрения нормативная этика является элементом морального сознания, а не моралью в целом.

Нормативной этике предшествовали такие направления, как стоицизм, гедонизм, эпикуреизм, а среди современных – консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.

Прикладная этика

Прикладная (или практическая) этика занимается изучением частных проблем и применением моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в частных ситуациях морального выбора.

Этот раздел этики довольно тесно связан с современными социально-политическими науками и включает следующие разделы:

  • Биоэтика.
  • Медицинская этика.
  • Компьютерная этика.
  • Профессиональная этика.
  • Политическая этика.
  • Социальная этика.
  • Деловая этика.
  • Экологическая этика.
  • Юридическая этика.

Биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в биологии и медицине. Узкая сторона этой науки рассматривает все этические проблемы между врачом и пациентом, неоднозначные ситуации, которые постоянно возникают в практической медицине. И рассматривать эти проблемы необходимо не только в рамках узкого медицинского сообщества, но и в кругу широкой общественности. Широкая сторона термина связана с изучением социальных, экологических, медицинских и социально-правовых вопросов не только по отношению к человеку, но и к любым живым организмам. Здесь биоэтика отличается философским характером, оценивая плоды трудов и развития новых идей и технологий в биологии и медицине.
В общем и целом мы изучили понятие, предмет, основы и функции этики. И хоть студенты в университетах этому предмету не придают должного значения (главная вина из-за этого на плечах преподавателей, неспособных привить любовь и понимание дисциплины), мы видим, насколько жизненно важное значение для всего человечества она имеет.

Впрочем, наука эта довольно сложная, и не всем будет по душе написание контрольных, курсовых иди дипломов по этике. Но не стоит переживать, ведь рядом всегда есть проверенный студенческий сервис, готовый оказать помощь в трудную минуту!

Определение — что это такое

Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos (этос). Изначально этос означал место общего проживания: дом, гнездо, логово. Позднее им стали называть некое постоянство – характер или обычай.

Книги

Деятель философии Аристотель, понимая этос как характер, добавил к нему прилагательное «этический», подразумевая под ним определенный набор добродетелей.

То есть человек с этическим характером – это личность, чье поведение ориентировано на созидание добра.

Далее уже Цицерон, при попытке перевести слово «этический» с древнегреческого на латинский, ввел новое понятие – «moralis» (моральный). Поэтому в те дни слова «этический» и «моральный», «этика» и «мораль» являлись синонимами. Но со временем ситуация изменилась: за каждым из понятий закрепился свой смысл.

В настоящее же время наука этика – это раздел философии, наука, предметом изучения которой является общественная мораль и нравственность (что это такое?).

Под моралью понимают нормы и правила, установленные людьми для более комфортного общения (то, что требует от вас общество). Нравственность – это те же нормы поведения, но исходящие изнутри – ваши личные, заложенные с детства ( ваши требования к себе и окружающим — это мораль через призму личности).

Так как в обществе существует разные группы и подгруппы (партии, коллективы на предприятии, сообщества), в каждой из них существует свой этический кодекс.

Этика — это регулятор поведения людей. Но в отличии, например, от юриспруденции, в этике регуляция поведения осуществляется личностью самостоятельно на основе доброй воли.

То есть если правила некой группы не соответствуют вашим внутренним убеждениям и ценностям, то вы можете отказаться от их принятия и исполнения. Например, я никогда не буду работать на фирме, где корпоративная этика допускает жестокое отношение сотрудников по отношению друг к другу.

Этика как предмет профессиологического анализа

Межличностные отношения и взаимоотношения человека с окружающим миром – главный предмет анализа этики. Через это она придает морали осмысленность, занимается исследованием ее сущности, природы, механизмов возникновения и развития, структуры и функций. Этика рассказывает о том, как мораль проявляется во время различной деятельности. Мораль выступает в качестве формы индивидуального и общественного сознания.

Наука ставит в центр человека, который является обособленной единицей бытия, уникальной личностью, которая может совершенствовать себя и регулировать, реализовывать свои желания и цели. Во внешнем поле находится социальная реальность, содержащая нормы, правила, юридические законы и другие требования по отношению к каждой личности. Эти правила и предписания оказывают влияние на то, как человек себя ведет, какой деятельностью занимается, чем наполняет свою духовную жизнь.

Этика изучает, как человек реализует свободу своей воли через различные виды деятельности, в том числе через профессию. Науку интересует то, на какие безусловные моральные ценности опирается человек, а не его практические или утилитарные мотивы. Помимо изучения морали и ее интерпретаций, этика стимулирует ее продвижение, изменение.

Особенную актуальность приобретает этика в наши дни, когда мир находится в непростой политической ситуации, а Россия переживает исторически сложный период. Ученые-философы сигнализируют, что видят наибольшую проблему не в политическом или экономическом крахе, которые могут произойти, а в том, что реальность может разрушительно влиять на личность.

Все больше предпосылок появляется, чтобы современники делали выбор в пользу материального, а не духовного. Представления о том, что такое милосердие, доброта, великодушие, справедливость и даже патриотизм стираются или претерпевают значительные изменения. Рост агрессии в обществе ведет к росту преступности среди детей и подростков. Молодежь часто обнаруживает духовную, волевую и эмоциональную незрелость.

Этика говорит о необходимости возврата к исторической преемственности поколений, которая позволяла воспитывать детей, приводя им в пример великих людей, которые уже умерли. Это позволило бы людям с молодого возраста знать, на какие столпы опираться при решении проблем и сложных жизненных ситуаций. Тогда в дальнейшем, приобретая власть и способность влиять на важные экономические, политические и духовные процессы, люди будут использовать мораль при решении конфликтов любого характера.

Средневековая этика

В этот период предметом этики является продвижение христианских догматов, так как миром стала править религиозная мораль. Высшая цель человека в средневековую эпоху – это служение Богу, которая трактовалась через учение Христа о любви к нему.

Если античные философы считали, что добродетели – это свойство любого человека и его задача их приумножать на стороне добра, чтобы быть в гармонии с собой и миром, то с развитием христианства они стали божественной милостью, которой Творец наделяет людей или нет.

Самыми известными философами того времени являются Августин Блаженный и Фома Аквинский. По мнению первого, заповеди изначально совершенны, так как они исходили от Бога. Тот, кто живет по ним и славит Творца, попадет к нему на небеса, а остальным уготован ад. Также Августин Блаженный утверждал, что такой категории, как зло, в природе не существует. Его совершают люди и ангелы, отвернувшиеся от Создателя ради собственного бытия.

Фома Аквинский пошел еще дальше, объявив, что блаженство при жизни невозможно – оно является основой загробного мира. Таким образом, предмет этики в эпоху средневековья утратил связь с человеком и его качествами, уступив место церковным представлениям о мире и месте в нем людей.

Новая этика

Новый виток развития философии и этики начинается с отрицания морали как божественной воли, данной человеку в десяти заповедях. Например, Спиноза утверждал, что Творец – это природа, причина всего сущего, действующая по своим законам. Он считал, что в окружающем мире нет абсолютного добра и зла, есть только ситуации, в которых человек поступает тем или иным образом. Именно понимание того, что полезно, а что вредно для сохранения жизни, определяет природу людей и их нравственные качества.

По мнению Спинозы, предмет и задачи этики – изучение человеческих недостатков и добродетелей в процессе поиска счастья, причем в их основе лежит стремление к самосохранению.

Иммануил Кант, напротив, считал, что ядром всего является свободная воля, которая является частью морального долга. Его первый закон нравственности гласит: «Поступай так, чтобы всегда в себе и других признавать разумную волю не средством для достижения, а целью».

предмет этики как науки

Изначально заложенное в человеке зло (эгоизм) является центром всех поступков и целей. Чтобы подняться над ним, люди должны проявлять полное уважение как к своей, так и к чужой личности. Именно Кант раскрыл предмет этики кратко и доступно как философскую науку, стоявшую обособленно от других ее видов, создав формулы этических взглядов на мир, государство и политику.

Прикладная этика

В рамках прикладной этики выделяют:

  • нормативную этику, которая исследует феномены справедливости, долга, добра, совести, ценностные категории, принципы и нормы, регулирующие нравственное поведение человека;
  • профессиональную этику, основой которой является деонтология или учение об образцовом поведении в зависимости от профессии человека. Этика может быть медицинской, научной, педагогической и пр.;
  • этикет или комплекс внешних правил, а также форм поведения, которые формируются на основе базовых ценностей и норм, которые приняты в обществе или профессиональной группе.

Рабочие термины и ключевые понятия

Этика – это философия, объединяющая воедино мораль, этос и нравственность. Ее цель – открыть для человека тайну морального бытия через воспитание в нем культуры общения. Люди ограничены знаниями о табуированной морали, которая не всегда вызывает желание ей следовать. Нигилистическое отношение к морали приводит к поведенческой нереализованности личности. В результате псевдоценности вытесняют мораль.

Этика обязана тем, что стала самостоятельной дисциплиной, Аристотелю. Он в 4 веке до нашей эры вывел этот термин, заключив его в область знаний между наукой о душе и наукой, изучающей искусство управлять обществом и государством – психологией и политикой.

Чтобы вести разговор об этой дисциплине, необходимо понимать значение следующих понятий:

  • этика – учение, рассказывающее о тех добродетелях, которые могут привести человека к счастью и благам;
  • мораль – наставление или вывод, сделанные с поучительной целью;
  • нравственность – путь освоения людьми мира, основанный на духовно-практических знаниях.

Из названных определений становится понятным, что нельзя объединять эти термины или принимать их за синонимы. Они не были таковыми с момента, когда зародились философия и этика, связь между которыми существует и по сей день.

Понимание категорий добродетели и долга менялось по мере развития человечества. В эпоху Средних веков добродетели были связаны с соблюдением божьих законов и познанием Божественного. Если во времена античности человек должен был быть наделен мудростью, благоразумием, щедростью и справедливостью, то в Средние века список качеств сокращается до способности к надежде, вере и любви.

Во время Возрождения, распространение получает принцип гуманизма. Позже Иммануил Кант в своих этических произведениях делает основополагающей категорию долга, заявляя, что человек должен поступать так, чтобы воля смогла лечь в основу законодательства для всех остальных людей.

В XX веке появилась прикладная этика, ставшая новым этапом этического знания. Она призывает людей к освоению ценностно-культурных мировых богатств, гуманистических принципов, возможностей совершенствовать духовную и практическую стороны бытия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]