Человек с самого рождения живет в социуме, поэтому он постоянно взаимодействует с окружающими. По мере взросления круг нашего общения значительно расширяется: вначале мы контактируем только с родителями, чуть позже – со сверстниками, затем — одноклассниками, однокурсниками, коллегами по работе. Обмен информацией – это важная часть нашей повседневной жизни. С помощью слов и невербальных средств мы передаем важные сообщения, делимся своими чувствами, эмоциями с окружающими, а также получаем необходимые сведения. Коммуникация является одним из главных способов получения новых знаний о мире.
Дефицит общения
Исследователи пришли к выводу, что у каждого человека есть определенный запас слов, который он должен растрачивать каждый день. В противном случае, люди начинают ощущать психологический дискомфорт.
Многие члены современного общества, несмотря на большое количество средств коммуникации (мобильная связь, Интернет и др.), ощущают себя одинокими. Последствия дефицита общения самые разнообразные:
- нестабильное эмоциональное состояние,
- нервные срывы,
- психозы,
- депрессии,
- и др.
При этом одинокие люди – это не обязательно отшельники, которые живут вдали от цивилизации, населению больших многомиллионных городов, как оказалось, не так уж легко установить по-настоящему качественные и крепкие социальные связи.
Самосознание и мотивация общения
Читать далее: Проблемы самосознания в отечественных теориях личности мотивов
Содержание
Введение
1. Мотивационные свойства личности и общение
2 .Проблемы самосознания в отечественных теориях личности мотивов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Общение является важным условием человеческого существования. Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения. Уже поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь избираемым и планируемым способом, средством удовлетворения потребностей, влечений, желаний.
В первой части работы рассматриваются вопросы мотивационных свойств личности и общение. Данная глава написана на основе обзора изучения работ отечественных авторов Л.И. Марисовой, А.В. Веденова, С.Л. Рубинштейна, Ф.Т. Михайлова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, О.А. Тырновой, Н.Г. Полехина, В.Н. Лозоцева, В. Хартана, Я.Л. Коломинского и др.
2. Проблема самосознания (Я-эго, Я-образ, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.
В отечественных теориях личности раскрыты основные теоретические подходы к изучению самосознания личности. В данной работе приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи самоактуализации и самооценки в работах отечественных авторов И.С. Кона, Е.Т. Соколова, А.А. Налчаджяна, В.Н. Козиева, А.А. Бодалева, В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, Н.И. Сарджвеладзе, И.И. Чесноковой, З.В. Дияновой и Т.М. Щеголевой.
1. Мотивационные свойства личности и общение
Общение – это частный вид коммуникации. При взаимодействии людей и животных возникает психический контакт. Это значит, что в процессе общения происходит не просто получение информации или обмен ею, но и вызов эмоций, обмен эмоциями – сопереживание или проявление отрицательного отношения к партнеру общения. Поэтому человеческое общение – это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнеру по общению информации (вербальной и невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания. Такое понимание общения означает, что некорректно говорить об общении с природой, искусством и т.п. Чтение литературы, просмотр телепередач тоже нельзя относить к общению, так как здесь процесс односторонний: от писателя или диктора – к субъекту, а обратный процесс отсутствует.
Большинство авторов (Н.Ф. Добрынин, 1969; А.Г. Ковалев, 1963; А.В. Петровский, 1970; К. Обуховский, 1972) склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечатлениях (М.Ю. Кистяковская, 1970), в безопасности (А. Пейпер, 1962), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (X. Харлоу, М. Харлоу, 1966) и др. Поэтому более логичной представляется позиция Л.И. Марисовой (1978), которая говорит об иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:
1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
2) в принадлежности к социальной общности;
3) в сопереживании и сочувствии;
4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;
7) в постоянном обмене опытом, знаниями;
в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.
Ряд ученых (А.В. Веденов, 1963; Д.Т. Кемпбелл, 1965) считают, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения. Однако это признается не всеми учеными (С.Л. Рубинштейн, 1946; Ф.Т. Михайлов, 1976; А.В. Запорожец, 1978; А.Н. Леонтьев, 1983). М.И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми.
М.И. Лисина выделила четыре этапа становления потребности в общении и четыре критерия, по которым можно судить об этой потребности. Первый этап и критерий – внимание и интерес ребенка к взрослому; второй – эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; третий – инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; четвертый – чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого. М.И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного управления таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать (нужду в общении со взрослым).
Второй базовой потребностью, ведущей к возникновению коммуникативной потребности, является, по М.И. Лисиной, потребность в новых впечатлениях (о которой говорят Л.И. Божович, 1972; М.Ю. Кистяковская, 1970; Д. Берлин, I960; Г. Кантор, 1963; Р. Фантц К., 1966).
М.И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.
Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности. Не случайно поэтому выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как «мотив аффилиации». Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.
Мотив общения понимается М.И. Лисиной по А.Н. Леонтьеву – как объект общения, т.е. мотивом у нее выступает другой человек, партнер по общению. Правда, почти тут же она пишет, что мотив – это опредмеченная потребность и что мотивы вырастают из потребностей, ведущими из которых являются: потребность во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра- и интровертах. Однако, по данным Л.С. Сапожниковой (1973), однозначная связь между стремлением к общению и экстра- и интровертностью не выявляется.
По ее же данным, стремление к общению подростков связано с уровнем притязаний. У лице адекватным уровнем притязаний стремление к общению выражено умеренно, у лиц с неадекватным уровнем, либо повышенное, либо пониженное. У девочек, независимо от уровня притязания, стремление к общению более выражено, чем у мальчиков.
Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации), И.В. Кузнецова (1999) выделяет две тенденции – надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:
1) высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;
2) низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;
3) низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;
4) высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.
И.В. Кузнецова показала, что слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений. Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения.
Как показано О.А. Тырновой (1996) ведущими мотивами общения являются: у девушек – желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей – общность интересов и дел.
Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:
– оказание помощи другому человеку;
– получение помощи;
– поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т.п. (т.е. партнера взаимодействия);
– поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
– самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
– приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
– изменение мнения, намерения, поведения другого человека.
В связи с этими целями центральным моментом в мотивации общения становится выбор постоянного или ситуативного партнера общения (цели-объекта), а для исследователя-психолога – изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.
Наиболее распространенной причиной выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т.е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н.Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.
Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В.Н. Лозоцева, 1978; В. Хартан, 1970; Я.Л. Коломинский, 1976). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3–7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т.А. Репина, 1988).
Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т.д.
Устойчивость пар общения студентов (а следовательно, и устойчивость мотива общения), по данным И.К. Широковой (1973), не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.
Вообще, данные о психологических факторах (мотиваторах), влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н.Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т.Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина – разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности–беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями. В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т.п.) – чаще подобны.
Н.П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой, по существу, лежат различные виды: мотив-потребность, мотив-интерес, мотив-привычка, мотив-каприз и мотив-долг. К сожалению, раскрытие внутреннего содержания этих мотивов у автора не всегда логично.
Кроме приведенной классификации, при сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Н.П. Ерастов выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (исключают друг друга, противоположны по направленности – один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).
Мотивы общения могут быть деловыми и неделовыми (личностными). Последние имеют отношение к знакомству, дружбе, привязанности, любви. В свою очередь, эти мотивы можно разделить в соответствии с двумя видами общения – желательным и нежелательным, в основе которых лежат разные мотивы общения (желание или нежелание общаться с данным человеком).
Читать далее: Проблемы самосознания в отечественных теориях личности мотивов
Информация о работе «Самосознание и мотивация общения»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 32396 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Потребности и мотивации деятельности человека
83672
1
0
… обучения в большей степени влияли «профессиональный» и «познавательный» мотивы. «Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов. 4. Мотивация трудовой и различных видов деятельности Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная …
Влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников
105686
4
4
… или уход в утилитарный мир потребительства. Исследовав мотивацию с разных сторон в начальных классах на базе СДЮСШОР №2 можно сказать, что влияние мотивации на результаты спортивной деятельности у младших школьников достаточно большое в силу возрастных особенностей. Отношения с тренером и со сверстниками положительные, высокий уровень мотивации потребности в собственном физическом развитии — …
Мотивация поведения и формирование личности подростка
117776
4
0
… развивать чувство личности. Включение индивида в активную социально-психологическую деятельность (общение, учебная деятельность, труд) является одним из условий формирования личности подростка, обуславливающим его дальнейшее поведение и профессиональный выбор. Этап П. Диагностика личностной направленности. Исследование личностной направленности подростков осуществлялось на основе методики ДДО ( …
Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие навыков общения у старших дошкольников
96846
12
6
… и диагностика организации игр педагогом-психологом. Проведен анализ данных, обобщены результаты и сформулированы выводы, уточнены условия эффективности организации групповых психолого-педагогических методов работы по развитию навыков общения. На основании полученных данных выявлена устойчивая зависимость развития навыков общения от организации руководства игрой, зафиксированы эмпирические факты …
Необходимость в поддержке
Общение для большинства людей, в первую очередь, является инструментом реализации определенных потребностей.
Человек за всю свою жизнь выстраивает целую систему социальных связей: семья, друзья, коллеги по работе, знакомые и др. Психологи считают, что через коммуникацию люди ощущают свою принадлежность к обществу.
Общение обеспечивает несколько видов социальной поддержки:
- Информационная
– общаясь с другими людьми, мы получаем новые сведения об окружающей нас действительности. - Эмоциональная
– с помощью слов мы выражаем свои чувства и переживания. - Инструментальная
– в процессе коммуникации люди могут попросить предоставить им определенную помощь (материальную или моральную). - Оценочная
– во время общения происходит сопоставление нашего отношения к определенным событиям и людям
Неограниченные знания
Исследователи пришли к выводу о том, что во многих случаях главная цель общения – это получение опыта. Знания каждого отдельно взятого человека довольно ограничены, поэтому, зачастую, мы даже не можем представить полную картину происходящего.
Процесс коммуникации открывает нам двери в сокровищницу мирового опыта. Чтение книг, поиск сведений в интернете, живое общение с опытными профессионалами – всё это ценные источники информации.
Кроме того, как известно, в споре рождается истина: многие новые идеи и задумки стали результатом продуктивного общения.
Те, кто умеют прислушаться к оппоненту гораздо дальновиднее тех, кто яростно пытается отстаивать свою точку зрения.
Выслушав мнения другого человека, вы получаете возможность взглянуть на происходящее со стороны и сделать правильные выводы.
Понятие мотивов общения методы их исследования
Глава пятая
Развитие мотивов общения
со сверстниками
Понятие мотивов общения методы их исследования
Мотивы — побудительные силы деятельности и поведения субъек-та. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда, Исходное для нас понятие предложено А. Н. Леонтьевым (1975).) Оно естественно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности. Последняя — отправной пункт нашего понимания природы общения как коммуникативной деятельности. Понятие мотива тесно связано с понятиями предмет деятельности и потребность. «Только в результате своего обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную, направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом» (А. Н. Леонтьев, 1975, с. 190).
Предложенное понятие дает возможность опереться на объект (или представление о нем), в котором мотив «опредмечивается», что позволяет судить о мотивах субъекта на основании наблюдаемых объективно фактов. Это особенно важно при изучении мотивов маленьких детей.
Мотивы общения — это те качества партнера, которые, выявляясь в его процессе, удовлетворяют потребность в общении. Поскольку мотивы общения неразрывно связаны с потребностью в нем, их понимание требует раскрытия содержания потребности. Лучше всего судить о содержании потребности позволяют продукты общения, которые — согласно концепции М. И. Лисиной — представляют собой образы самого себя и другого человека. Суть потребности в общении состоит в самопознании и самооценке субъекта через познание партнера по общению. Отсюда следует, что субъекта побуждают к взаимодействию с партнером, т. е. становятся мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное я, способствуют его самосознанию.
Метафорическое понятие «партнер как зеркало» разводится на две функции: 1) выявление сходства, подобия партнеров, что позволяет познавать себя через познание другого и сопоставление себя с ним;
2) выявление оценки своих качеств партнером и уточнению их для себя. Первый путь предполагает восприятие и оценку s качеств партнера; второй — заключается в побуждении партнера к отклику на инициативу, улавливании и учете его. Отсюда мотивы I общения следует искать в двух различных по функции типах качеств: 1) в общих (сходных) свойствах партнера и 2) в способности \
партнеров давать отклик (оценку) на проявления других участ-
4* 99
ников общения. Названные типы качеств соответствуют двум Основным типам коммуникативных мотивов (партнер—подобие субъекта, партнер—ценитель субъекта).
При анализе мотивов общения детей между собой важен учет того, что общение не всегда представляет самостоятельную деятельность: оно часто лишь компонент деятельности практической или познавательной. Ребенок реализует свои основные потребности в познании мира и в активности. По мере развития у детей различных видов деятельности, прежде всего ведущей — игры, у них возникает необходимость коллективных действий, объединения усилий. Поэтому важнейшее качество, побуждающее их к совместной деятельности, а значит и к общению в ней,—способность к слаженности действий, к согласованности. Такая способность составляет третий основной тип коммуникативных мотивов детей (партнер — равный участник общего дела).
Коммуникативные мотивы теснейшим образом связаны с содержанием потребности в общении. Содержание потребности в общении выражает тип объектов (проявлений качеств человека), способных ее удовлетворить. На каждом уровне развития этой потребности коммуникативные мотивы представляют различные варианты качеств, способных удовлетворять потребность детей в общении. Так, потребность в уважении может быть удовлетворена различными проявлениями сверстников: речевым одобрением или подключением к деятельности ровесника и ее творческим развитием.
Дошкольный возраст — начальная фаза развития общения детей с ровесниками, которое еще редко выступает в своем самостоятельном качестве и по преимуществу включено как компонент в другие виды деятельности, и главным образом в ведущую — игру. Поэтому реально побуждают детей к общению мотивы таких видов деятельности, как игра, самообслуживание, начальные формы труда. Мотивы общения подчинены другим мотивам или выступают в единстве с ними.
Для изучения развития мотивов общения дошкольника со сверстником прежде всего нужно исследовать объекты, побуждающие его к общению, т. е. определить и охарактеризовать качества сверстника как субъекта и личности. Согласно концепции А. Н. Леонтьева, а также во многом совпадающей с ней в этом плане теории Дж. Нюттена (J. Nuttin, 1980 а), чтобы охарактеризовать побуждающие объекты, необходимо выделить те действия субъекта, которые выражают его стремление к объектам-побудителям. Это действия ребенка, которыми он побуждает ровесника выявить какие-либо свои качества (и прежде всего — зеркала, а также стремления к согласованности действий).
Необходимо оценить побудительную силу разных мотивов, вычленить ведущие из них, определить сравнительное значение дополнительных, выявить решающий фактор развития мотивов.
До сих пор нет ясной картины развития мотивов общения ребенка со сверстниками. В работах зарубежных исследователей неофрейдистского направления подчеркиваются враждебные проявления детей в отношении друг к другу (N. Feshbach et al., 1972), которые авторы объясняют, исходя из инстинктов, лишь постепенно преодолеваемых в ходе «социализации» (N. Feshbach et al., 1972; F. Dodson, 1970—цит. по: М. Lewis, L. Rosenblum, 1975). Представители поведенческой психологии видят в побуждении детей к контактам со сверстниками надежду на вознаграждение: чаще — подарок (картинки, конфеты), реже — духовные ценности (ласка, поддержка) (J. Bryan, 1975).
М. И. Лисина (1974 б), А. Г. Рузская (1974) выделили виды мотивов вступления детей в общение со взрослыми, получившие название деловых, познавательных и личностных. Для изучения мотивов общения ребенка со взрослым использовались два типа методов. При первом из них создавались ситуации, близкие к естественным условиям общения ребенка со взрослым, в которых взрослый адресовал ребенку свое доброжелательное внимание, готовность участвовать в общей игре, свои качества интересного рассказчика, после чего предоставлял на выбор несколько альтернативных возможностей общения (А. Г. Рузская, 1974). При втором типе методов в ситуации игры взрослый сохранял пассивность, ожидая от ребенка инициативы в завязывании контактов, которые регистрировались, а затем подвергались анализу (3. М. Богуславская, 1974; Д. Б. Годовикова, 1974; А. И. Силвестру, 1978).
Иначе изучались мотивы общения детей со сверстниками. Авторы анализировали обоснования детьми своих привязанностей к ровесникам (В. А. Абраменкова, 1981; В. К. Котырло, 1979; A.. В. Запорожец,
Т. А. Маркова, 1980; Т. И. Комиссаренко, 1979 а, б; B.С. Мухина, 1975; Т.А. Репина, 1978). Однако известно, что даже взрослые, как правило, не осознают мотивов своих поступков (A. Maslow, 1954); в еще большей мере это присуще малышам. Поэтому при изучении мотивов общения необходимо опираться на объективные факты поведения детей и через факты устанавливать, что побуждает дошкольников к общению.
В данной главе используются материалы четырех исследований (Д. Б. Годовикова, М. Н. Махаманова, 1985; Д. Б. Годовикова, 1984; Р. А. Смирнова, 1981; Р. И. Деревянко, 1983), в которых модифицированы два вышеупомянутых метода исследования мотивов общения ребенка со взрослыми. В первом исследовании (Д. Б. Годовикова, М. Н. Махаманова, 1985) анализируется общение каждого из 50 детей от 2 до 7 лет в течение 2 ч друг с другом в естественной обстановке детского сада (регистрацию вели два наблюдателя). Мы отмечали ситуации, в которых появлялись инициативные обращения ребенка к сверстнику, и рассматривали их в связи с ответом партнера. Нами выявлялись объекты, т. е. проявления тех или иных качеств, которые искал ребенок, обращаясь к ровеснику. Кроме
того, вычленялись конкретные действия, вербальные и невербальные, которыми ребенок выражал свое стремление к партнеру.
Во втором исследовании (Д. Б. Годовикова, 1984) специально апробировалось значение качеств сверстника как побудителей к общению с ним. Мы создавали такие игровые ситуации общения, при которых дети должны были принять роль, перевоплотиться в носителей качеств (мотивов), присущих их общению со взрослыми (деловых, познавательных и личностных). Так, дети, играя в игрушки, демонстрировали деловые качества (мастера игры); они рассматривали книжки с картинками, что создавало повод для появления познавательных мотивов; беседовали о своих вкусах, любимых игрушках, предпочитаемых ровесниках, выражая свои личностные качества. В нескольких ситуациях деловые, познавательные и личностные мотивы воплощались в программе поведения одного ребенка. Он выступал в роли актера, другой — зрителя. Актер получал возможность демонстрировать свои достоинства ровеснику и получать его отклик, оценку, зритель — воспринимать разнообразные качества ровесника, выражать свое отношение к ним. Ситуации строились как игра «в телевизор» (А. Г. Рузская, 1974).
У обоих участников регистрировались проявления активности, характеризующие меру стремления к демонстрируемым сверстником качествам: внимание к нему и эмоциональная реакция на его активность, инициативные обращения к нему и отклик на его ответ. Суммарная оценка данных проявлений стремления ребенка к общению с партнером, выступающим в определенном качестве, служила показателем побудительной силы мотивов той или иной категории. Той же цели служил далее выбор ребенком одного варианта общения после ознакомления со всеми вариантами. К опытам привлекались* дети, связанные отношениями приязни и дружескою расположения.
В экспериментах (второе исследование) и наблюдениях (первое исследование) участвовали одни и те же дошкольники (в количестве 50 человек), что позволяло получить разнообразные сведения о каждом ребенке.
В третьем исследовании, проведенном Р. А. Смирновой (1981), также использовалась методика воплощения определенных мотивов общения в программах поведения детей. Программы были персонифицированы в разных детях. После того как ребенок получал опыт всех предусмотренных видов взаимодействия с партнерами, выяснялось, какой из них он предпочитает. Основанием для вывода о привлекательности конкретного вида взаимодействия служило изменение отношения ребенка к сверстникам, олицетворяющим разные мотивы общения.
В четвертом исследовании (Р. И. Деревянко, 1983) сопоставлялись мотивы общения ребенка со сверстниками и со взрослыми. Со-
1 Работа не опубликована. 102
здавались ситуации, стимулирующие ребенка к деловым, позна-вательным и личностным контактам как со взрослым, так и с ровесником.
Исследования (всего 5000 опытов) проводились с детьми от 2 до 7 лет в детских садах Москвы, Душанбе, Комсомольска-на-Амуре.
Основные категории мотивов общения — со сверстниками у детей 2—7 лет
Мы судили о мотивах общения ребенка со сверстниками, исходя из анализа его коммуникативных действий и тех активных проявлений партнера, которые создавали у ребенка состояние удовлетворенности. В вербальном акте выявлялась тема обсуждения, что характеризовало потребность, вызывавшую обращение к сверстнику, и одновременно определялся тип действия, к которому ребенок побуждал партнера: практического, сообщения информации, отношения к услышанному. Это давало нам возможность установить, ради каких качеств сверстника ребенок обращается к нему, и вычленить устойчивые цели, которые систематически ставились ребенком. В результате анализа всех полученных материалов определились три категории мотивов общения ребенка со сверстником, аналогичные тем, которые присущи его контактам со взрослым.
Первую и важнейшую категорию составляют мотивы, порождаемые потребностью детей в активной деятельности, которая выражается у дошкольников в сюжетно-ролевой игре и является для них ведущей деятельностью. Ребенок вступает в общение со сверстником ради участия в общей игре или продуктивной деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательного и слаженного действования. И прежде всего это умения создавать интересные замыслы игр, выдвигать цели и согласовывать свои цели и действия с другими участниками. Подчиненность мотивов общения данной категории потребностям в общем деле позволяет назвать их деловыми.
На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Ребенок обогащается новыми знаниями о мире, умением строить повествование. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя и ценителя. Качества сверстника как источника сведений и их ценителя, отвечающие познавательной потребности детей,- составляют вторую категорию — познавательных мотивов их общения, по значению уступающую первой.
В третью категорию вошли личностные мотивы. Ребенок включается в любое дело, которым занят ровесник, ради того чтобы сравнить свои и его возможности. Здесь в роли мотивов выступают сравнимые, аналогичные качества — свои и сверстника, возможности (умения, знания, нравственные качества), потребности (желания, склонности). Это первый вариант личностного мотива, когда он 103
прямо выражает потребность в общении с ровесником, а не подчинен другим потребностям. Второй вариант личностного мотива — ровесник как ценитель тех качеств, которые ребенок уже выделил в себе как достоинства. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становятся его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. Этот мотив также прямо связан с потребностью в общении, со стремлением ребенка познать свои возможности, подтвердить достоинства, используя отклик на них со стороны ровесника. В обоих вариантах личностных мотивов воплощаются качества сверстника как зеркала в двух функциях, о которых речь шла в начале главы.
Познание, другого человека и себя сопровождается оценкой обоих субъектов, в результате создается устойчивая позиция по отношению к себе и к ровесникам. Возможны три вида позиций: равенства со сверстником, превосходства над ним и неравенства в пользу ровесника. У ребенка может сложиться один вид (превосходства или равенства) или все три вида позиций применительно к ровесникам. Неодинаковые позиции становятся источниками разных мотивов общения. В позиции превосходства ребенок ищет в ровесниках качества, подтверждающие ее главный мотив: сверстник-ценитель. В позиции равенства ребенок стремится к сотрудничеству и поиску в ровесниках общих целей, сходных дел и самопроявлений. В неравной позиции ребенок хочет найти в ровеснике образец или источник целей и указаний к их осуществлению, а также его внимание и одобрение. Деловой мотив здесь сочетается с личностным. Оценивание поступков и качеств себя и сверстника предполагает их соотнесение с нормой. Поэтому к личностным мотивам мы будем относить и выявляемые детьми в обсуждении поступков людей нравственные нормы. Уточняющееся понимание последних необходимо детям при построении своих поступков, собственной личности.
Личностные мотивы общения образуют самостоятельную категорию. Однако они входят как обязательное добавление в категории деловых и познавательных мотивов. Кроме этих основных категорий мотивов общения детей существуют сложные формы — личностно-деловые, личностно-познавательные.
Во всех до сих пор рассмотренных вариантах сверстник выступал как мотив-средство: его качества способствовали либо обогащению игры ребенка, либо лучшему пониманию им самого себя. Однако уже в дошкольном возрасте возможно общение со сверстником ради раскрытия именно его качеств и построения целостного образа ровесника с присущей ему своеобычностью и непохожестью на других людей.
Взгляд на мир
Общение помогает нам меняться и пересматривать свое отношение к окружающим. Обмен информацией с людьми позволяет нам вовремя провести переосмысление своих взглядов и изменить себя.
К сожалению, контакты с обществом могут приносить не только пользу, но и вред. Общение с людьми, которые демонстрируют резко негативное отношение к традиционным общечеловеческим ценностям, может привести к пагубным последствиям. Именно поэтому, получая информацию из различных источников, необходимо быть избирательным, отсеивать те сведения, которые могут быть вредными или даже опасными.
Холод Виктория · 08 мар, 2018