Три эго-состояния человека: «родитель», «взрослый», «ребенок»

Ключ к тесту

Описание

Тест Берна предназначен для определения ролевых позиций в межличностных отношениях.
Теория транзактного анализа Э. Берна исходит из того, что транзакция – единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я».

В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка». Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.

Ключ к тесту

I (состояние «ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Интерпретация результата

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам. Посмотрите, что в вас преобладает.

Родительское (Родитель – Р) состояние «Я» состоит из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый – В) состояние «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя – Д) состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «’острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или (и) противостоять давлению другого человека.

Признаки актуализации различных эго-состояний:

Трансакционный анализ

Трансакционным анализом называется психологическая модель, которая применяется для анализа личностного взаимодействия в группах и ее индивидуального поведения.

Трансактный анализ основывается на принципах психоанализа, но в отличие от последнего, описывает поведение и реакции человека простым доступным языком.

Трансакция, с точки зрения психологии, это единица межличностного взаимодействия, состоящая из посыла (стимула) и реакции на него.

То есть, человеческое общение есть не что иное, как обмен трансакциями. Например, приветствие и ответ на него, вопрос и ответная реакция.

Выделяют следующие типы транзакций:

  1. Дополняющий. Исходящий стимул от одной личности дополняется реакцией другой. Например: «Сколько времени?» — Два часа. Оба человека общаются в одинаковом состоянии.
  2. Пересекающийся. Посыл пересекается с реакцией. На этом строится большинство скандалов. Так муж задает вопрос: «Где моя рубашка?», а в ответ слышит: «Почему я должна это знать?». То есть муж говорит с позиции взрослого, а жена отвечает с позиции ребенка.
  3. Скрытый. Это тот случай, когда слова не совпадают с эмоциями. Индивид говорит одно, а его эмоции и мимика говорят о другом. На этом основываются психологические игры.

Трансакционный анализ призван ответить на вопрос, почему один и тот же человек в разных ситуациях демонстрирует разное поведение и по-разному реагирует на раздражители.

Это обусловлено применением одного из трех эгосостояний.

При помощи данного анализа можно научиться понимать поведение других людей, принимать решения, демонстрировать свои эмоции и чувства. Принципы трансакции применяют в следующих областях:

  • при взаимодействии в коллективах;
  • для построения модели семьи;
  • при дружеском общении;
  • в воспитании детей.

Словом, приемы транзакции используются во всех сферах межличностного взаимодействия.

Струк­ту­ра лич­но­сти вто­ро­го по­ряд­ка

На ри­сун­ке ни­же по­ка­за­на рас­ши­рен­ная си­сте­ма трех эго-со­сто­я­ний (струк­ту­ра лич­но­сти вто­ро­го по­ряд­ка)​

Эго-со­сто­я­ние Ре­бе­нок

Ран­ний ре­бе­нок (Рб1, Ре­бе­нок в Ре­бен­ке)

Чтобы лег­че по­нять раз­ви­тие эго-со­сто­я­ний, по­лез­но сна­ча­ла рас­смот­реть, как стро­ит ре­бе­нок в до­вер­баль­ном воз­расте (до то­го, как он начнет раз­го­ва­ри­вать) свои пер­вые эго-со­сто­я­ния: ран­не­го Ре­бен­кам (Рб1), ран­не­го Взрос­ло­го (В1) и ран­не­го Ро­ди­те­ля (Рд1).

Мла­де­нец рож­да­ет­ся с функ­ци­о­ни­ру­ю­щим те­лом и на­бо­ром им­пуль­сов: он ис­пы­ты­ва­ет го­лод, он пьет, он ис­поль­зу­ет пе­лен­ки по на­зна­че­нию, он ве­дет се­бя прак­ти­че­ски так же, как и все мла­ден­цы. Его ос­нов­ные им­пуль­сы ре­а­ли­зу­ют­ся в на­блю­да­е­мом по­ве­де­нии и без внеш­ней ин­фор­ма­ции и мо­де­лей по­ве­де­ния.

В ТА за­фик­си­ро­ва­ны неко­то­рые фе­но­ме­но­ло­ги­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки ма­лень­ко­го ре­бен­ка, на­зы­ва­е­мые эго-со­сто­я­ни­ем ран­не­го Ре­бен­ка — со­сто­я­ни­ем су­ще­ство­ва­ния на мла­ден­че­ском уровне. В лю­бой мо­мент раз­ви­тия ре­бен­ка, ес­ли он ве­дет се­бя как мла­де­нец, мы го­во­рим, что он на­хо­дит­ся в сво­ем ран­нем Ре­бен­ке. Ес­ли в пя­ти­лет­нем воз­расте ре­бе­нок, по­лу­чив трав­му, на­чи­на­ет ве­сти се­бя как мла­де­нец — хны­кать, со­сать па­лец, мо­чить­ся в тру­сы — и не об­ща­ет­ся с окру­жа­ю­щи­ми, мы го­во­рим, что он на­хо­дит­ся в сво­ем эго-со­сто­я­нии ран­не­го Ре­бен­ка. Это эго-со­сто­я­ние по­ка­за­но на рис. 3, на ко­то­ром боль­шой круг озна­ча­ет все­го Ре­бен­ка, а внут­рен­ний ма­лень­кий круг — мла­ден­ца в Ре­бен­ке (или ре­бен­ка в Ре­бен­ке), обо­зна­ча­е­мо­го в ТА Рб1. Весь Ре­бе­нок обо­зна­ча­ет­ся Рб2.

Ран­ний Ре­бе­нок — это ис­точ­ник, чи­стый род­ник чувств. Ес­ли мла­де­нец окру­жен лю­бо­вью и за­бо­той, Рб1 ста­но­вит­ся не про­сто ос­нов­ным сти­му­лом к жиз­ни, а сти­му­лом ра­дост­ным и вдох­нов­ля­ю­щим.

Ран­ний Взрос­лый (В1, Взрос­лый в Ре­бен­ке)

По­сте­пен­но мла­де­нец на­чи­на­ет на­блю­дать за сво­им окру­же­ни­ем и за со­бой и со­зда­вать ран­не­го Взрос­ло­го (ко­то­ро­го Берн на­зы­ва­ет «Ма­лень­кий Про­фес­сор» из-за при­су­щей ему ин­ту­и­ции). Этот стро­я­щий­ся Взрос­лый обо­зна­ча­ет­ся В1 (см. рис. 3.). Мла­де­нец осо­зна­ет, что грудь или бу­ты­лоч­ка не яв­ля­ют­ся ча­стью его те­ла, а по­яв­ля­ют­ся и ис­че­за­ют; он осо­зна­ет, что паль­цы ног и рук, на­про­тив, при­над­ле­жат ему и ими мож­но управ­лять. Мла­де­нец со­зда­ет свой ма­лень­кий банк ин­фор­ма­ции, склад. Он об­ра­ба­ты­ва­ет ин­фор­ма­цию и де­ла­ет вы­во­ды, ос­но­ван­ные на ре­зуль­та­тах об­ра­бот­ки. Ин­фор­ма­ция до­вер­баль­ная и со­сто­ит из ощу­ще­ний, ча­сто за­по­ми­на­е­мых как кар­тин­ки. Боб Гул­динг ле­чил ши­зо­ф­ре­ни­ков, у ко­то­рых вос­по­ми­на­ния из ран­не­го дет­ства со­хра­ни­лись в ви­де кар­ти­нок, и ес­ли во вре­мя те­ра­пии у них на­блю­да­лось ухуд­ше­ние, им тре­бо­ва­лось мно­го уси­лий, чтобы най­ти сло­ва для опи­са­ния сво­их ощу­ще­ний. Чтобы опи­сать, что они чув­ство­ва­ли в ран­ней (про­ис­хо­див­шей в ран­нем дет­стве) сцене, им ча­сто необ­хо­ди­мо бы­ло вер­нуть­ся (в те­ра­пев­ти­че­ской сцене) в бо­лее стар­ший воз­раст.

Ко­гда мла­де­нец на­чи­на­ет «ду­мать», на­блю­дать, на­кап­ли­вать ин­фор­ма­цию и по­сту­пать в со­от­вет­ствии с на­блю­де­ни­я­ми и на­коп­лен­ны­ми дан­ны­ми, этот при­ми­тив­ный, невер­баль­ный Взрос­лый оста­ет­ся внут­ри эго-со­сто­я­ния Ре­бе­нок. Неко­то­рые на­зы­ва­ют его ма­лень­ким Взрос­лым или ин­ту­и­тив­ным Взрос­лым. Как мы уже упо­ми­на­ли вы­ше, Берн неж­но на­зы­ва­ет его Ма­лень­ким Про­фес­со­ром, по­то­му что в сво­их на­блю­де­ни­ях и ре­ак­ци­ях на окру­жа­ю­щий мир ре­бе­нок по­рой вы­гля­дит по­ра­зи­тель­но муд­рым и ин­ту­и­тив­ным. Хо­тя вре­ме­на­ми он мо­жет быть на удив­ле­ние со­об­ра­зи­тель­ным, ис­поль­зуя лишь невер­баль­ные под­сказ­ки для объ­яс­не­ния про­ис­хо­дя­ще­го во­круг, он на­кап­ли­ва­ет так­же и оши­боч­ную ин­фор­ма­цию и по­сту­па­ет в со­от­вет­ствии с ней. На­при­мер, внук Мэ­ри Гул­динг, Брай­ан, сле­зал вниз по лест­ни­це го­ло­вой впе­ред и орал как ре­за­ный, ко­гда мы пы­та­лись по­вер­нуть его но­га­ми впе­ред. В этом воз­расте его ран­ний Взрос­лый (В1) раз­ра­бо­тал ме­тод «вниз го­ло­вой», ве­ро­ят­но, для то­го, чтобы Брай­ан мог ви­деть, ку­да пол­зет.

Ран­ний Ро­ди­тель (Р1, Ро­ди­тель в Ре­бен­ке)

Ма­лень­кий ре­бе­нок так­же со­зда­ет эго-со­сто­я­ние ру­ди­мен­тар­но­го Ро­ди­те­ля, обо­зна­ча­е­мое Рд1 (см. рис. 3). Ко­гда Брай­а­ну (вну­ку Мэ­ри) бы­ло три ме­ся­ца, а вну­ку Бо­ба, Ро­бер­ту — 13, Ро­берт лю­бил при­жи­мать го­ло­ву Брай­а­на к сво­ей гру­ди, пол­но­стью ко­пи­руя ма­мин жест. Это бы­ло пер­вое про­яв­ле­ние ран­не­го Ро­ди­те­ля Ро­бер­та. В дру­гие мо­мен­ты он пе­ре­хо­дил в эго-со­сто­я­ние ран­ний Ре­бе­нок, Рб1; на­при­мер, по­хи­щал у Брай­а­на по­гре­муш­ку. За­тем, ко­гда взрос­лые вме­ши­ва­лись, он ис­поль­зо­вал сво­е­го ран­не­го Взрос­ло­го, В1, что­бы вы­яс­нить, мож­но ли со­хра­нить по­гре­муш­ку, под­су­нув Брай­а­ну дру­гую иг­руш­ку.

Та­ким об­ра­зом, Ран­ний Ро­ди­тель — это вклю­че­ние ре­аль­но­го ро­ди­те­ля невер­баль­ным ре­бен­ком, и со­сто­ит он из ран­не­го, пред­ше­ствую­ще­го по­ни­ма­нию язы­ка, дет­ско­го вос­при­я­тия ро­ди­тель­ских по­ве­де­ния и чувств. Так, ес­ли мать и отец в ка­че­стве средств вос­пи­та­ния при­ме­ня­ют на­ка­за­ние, на­при­мер, бра­нят и на­ка­зы­ва­ют ре­бен­ка за со­са­ние паль­ца, ре­бе­нок мо­жет вклю­чить их «на­ка­зы­ва­тель­ное» по­ве­де­ние и «бран­ную» эмо­цию в сво­е­го ран­не­го Ро­ди­те­ля. Поз­же с по­зи­ции сво­е­го ран­него Ро­ди­те­ля он мо­жет со­вер­шен­но ир­ра­цио­наль­но бра­нить се­бя, аф­фек­ти­ро­ва­но, ча­ще все­го невер­баль­но и чув­ство­вать к се­бе отвра­ще­ние. Ес­ли он не из­ме­нит­ся, то, став ро­ди­те­лем, он мо­жет неожи­дан­но для се­бя взо­рвать­ся при ви­де сво­е­го ре­бен­ка, со­су­ще­го па­лец, и пе­ре­дать то­му нера­зум­ное, пре­уве­ли­чен­но от­ри­ца­тель­ное мне­ние о со­са­нии паль­цев.

Рд1 со­сто­ит не толь­ко из та­ких ир­ра­цио­наль­ных и де­струк­тив­ных эле­мен­тов, оно со­дер­жит в се­бе так­же как вос­пи­ты­ва­ю­щую часть Рд1, так и вклю­че­ние ра­дост­ных, вол­ну­ю­щих со­об­ще­ний, по­лу­ча­е­мых от ро­ди­тель­ско­го эго-со­сто­я­ния Ре­бен­ка.

Обыч­но сча­стье и спо­соб­ность иг­рать рас­смат­ри­ва­ют­ся как есте­ствен­ные усло­вия дет­ства. О раз­ре­ше­нии быть ра­дост­ным и ве­се­лым, ко­то­рое ре­бе­нок по­лу­ча­ет от ве­се­лых ма­мы и па­пы, на­пи­са­но немно­го. Мы не бу­дем спо­рить с тем, что ре­бе­нок есте­ствен­но раз­ви­ва­ет в се­бе спо­соб­ность иг­рать и сво­бод­ный дух. Тем не ме­нее, мы ду­ма­ем, что ро­ди­те­лей слиш­ком ча­сто упре­ка­ют за то нега­тив­ное, что есть в ре­бен­ке, и недо­ста­точ­но хва­лят за об­раз­цы ра­до­сти, ко­то­рые они да­рят сво­им де­тям. Ощу­ща­е­мые мно­ги­ми ро­ди­те­ля­ми ра­дость и вкус к жиз­ни так­же вклю­ча­ют­ся в эго-со­сто­я­ние ран­ний Ро­ди­тель и ста­но­вят­ся раз­ре­ше­ни­ем ра­до­вать­ся жиз­ни. Вспо­ми­на­ет­ся ма­лень­кий сын од­но­го на­ше­го зна­ко­мо­го пси­хи­ат­ра. Про­хо­дя вслед за от­цом, че­ло­ве­ком зна­чи­тель­но­го ро­ста, сквозь га­раж­ные во­ро­та, он все­гда с эн­ту­зи­аз­мом на­кло­нял го­ло­ву, в точ­но­сти по­вто­ряя от­цов­ское дви­же­ние. Ко­пи­руя от­ца, он од­новре­мен­но вби­рал в се­бя от­цов­ский ра­дост­ный под­ход к жиз­ни.

Од­на­жды Боб и его невест­ка на­блю­да­ли, как Ро­берт бе­гал от боль­шо­го бас­сей­на к ма­лень­ко­му и об­рат­но. По­сле несколь­ких пу­те­ше­ствий Ро­берт сва­лил­ся в боль­шой бас­сейн и по­шел под во­ду. Ес­ли бы его ма­ма бо­я­лась во­ды, она мог­ла бы за­кри­чать, по­ве­сти се­бя за­паль­чи­во, и Ро­берт, на­хо­дясь в эго-со­сто­я­нии ис­пу­ган­ный Ре­бе­нок, впи­тал бы в се­бя ис­пу­ган­но­го ма­лень­ко­го Ро­ди­те­ля, ко­то­ро­го поз­же бу­дет ощу­щать как страх, пе­ре­во­ди­мый пред­пи­са­ни­ем «Не при­бли­жай­ся к во­де!». Кро­ме то­го, он мог бы при­об­ре­сти пу­га­ю­щий опыт об­ще­ния с во­дой, ко­то­рый, ве­ро­ят­но, встро­ил бы в свое эго-со­сто­я­ние ран­не­го Взрос­ло­го. Без кор­рек­ти­ру­ю­ще­го опы­та он вы­рас­тет с фо­би­ей по от­но­ше­нию к во­де.

В дей­стви­тель­но­сти же про­изо­шло сле­ду­ю­щее: Боб немед­лен­но под­хва­тил Ро­бер­та и вы­та­щил его из бас­сей­на. Ро­берт на­чал кри­вить ли­цо, со­би­ра­ясь за­пла­кать, но Боб, сме­ясь, вос­клик­нул: «Ух ты, Ро­берт пла­ва­ет! Да ты на­сто­я­щий пло­вец. Мо­ло­дец!». Ро­берт быст­рень­ко из­ме­нил вы­ра­же­ние ли­ца, при­со­еди­нил­ся к сме­ху и вклю­чил в эго-со­стоя­ние Ре­бе­нок па­мять о по­ве­де­нии Бо­ба, ко­то­рая бу­дет при­сут­ство­вать в его ран­нем Взрос­лом и Ро­ди­те­ле. Ве­че­ром ма­ма Ро­бер­та взя­ла ма­лы­ша с со­бой в бас­сейн и, дер­жа его на во­де, по­иг­ра­ла с ним. Ро­берт бил руч­ка­ми и нож­ка­ми по во­де, а ма­ма сме­я­лась, и днев­ной ин­ци­дент ста­но­вил­ся про­сто ве­се­лым при­клю­че­ни­ем.

Од­на­ко, ре­бе­нок сам филь­тру­ет, вы­би­ра­ет и при­ни­ма­ет ре­ше­ния в от­вет на со­об­ще­ния ро­ди­те­лей: ро­ди­тель­ское вра­нье, ярость, гром­кий го­лос — и в опре­де­лен­ной сте­пе­ни ре­бе­нок сам кон­тро­ли­ру­ет то, что впи­ты­ва­ет. Ма­лень­кий Ро­берт мог про­дол­жать бо­ять­ся во­ды во­пре­ки дей­стви­ям ма­те­ри и де­душ­ки. Дру­гой ре­бе­нок, на­пу­ган­ный ро­ди­тель­ским стра­хом, поз­же мо­жет при­нять но­вое ре­ше­ние о том, что во­да не страш­ная, и мо­жет ре­шить на­учить­ся пла­вать.

Мы зна­ем па­ци­ен­тов, ко­то­рые, су­дя по все­му, от­филь­тро­ва­ли по­доб­ные со­об­ще­ния и го­во­рят о них объ­ек­тив­но и спо­кой­но. Так, один па­ци­ент рас­ска­зы­ва­ет: «Ко­неч­но, я не об­ра­щал осо­бо­го вни­ма­ния на то, что она го­во­ри­ла, по­то­му что пья­ной она все­гда го­во­ри­ла од­но и то же. Я про­сто вы­скаль­зы­вал из до­му и ухо­дил гу­лять». То есть ре­бе­нок при­ни­ма­ет уча­стие в со­зда­нии сво­е­го ран­не­го Ро­ди­те­ля — ли­бо при­ни­ма­ет со­об­ще­ния, ли­бо про­тив при­ня­тия со­об­ще­ний вы­стра­и­ва­ет бар­ри­ка­ду с по­мо­щью сво­их ран­них Ре­бен­ка и Взрос­ло­го.

Сво­бод­ный и При­спо­со­бив­ший­ся Ре­бе­нок

Рас­ту­щий ре­бе­нок при­ни­ма­ет ре­ше­ния на ос­но­ве сво­их по­треб­но­стей и же­ла­ний. Он при­ни­ма­ет ре­ше­ния и в со­от­вет­ствии со сво­им по­ни­ма­ни­ем то­го, ка­ких ре­ше­ний ждут от него дру­гие.

На­при­мер, ес­ли он по­лу­ча­ет по­зи­тив­ные по­гла­жи­ва­ния за поль­зо­ва­ние горш­ком и/или нега­тив­ные за мок­рые шта­ниш­ки, он на­учит­ся хо­дить на гор­шок, чтобы до­ста­вить удо­воль­ствие окру­жа­ю­щим. Ес­ли же он учит­ся поль­зо­вать­ся горш­ком про­сто по­то­му, что ему не нра­вит­ся ощу­ще­ние мок­рых шта­ни­шек, то­гда его тре­ни­ров­ки об­слу­жи­ва­ют его соб­ствен­ное же­ла­ние.

Ко­гда ма­лень­кий Ро­берт схва­тил по­гре­муш­ку Брай­а­на, он дей­ство­вал спон­тан­но. Он по­счи­тал по­гре­муш­ку иг­руш­кой, за­хо­тел ее и взял. Ни­ка­ко­го при­спо­соб­ле­ния (по­ка что) к ро­ди­тель­ским пра­ви­лам об эго­из­ме, соб­ствен­но­сти и про­чей глу­по­сти о «будь-хо­ро­шим-маль­чи­ком!». Тут же, од­на­ко, он об­на­ру­жил, что взрос­лым не нра­вит­ся его по­сту­пок. Он слы­шит их рас­сер­жен­ные го­ло­са и ви­дит их стро­гие ли­ца и — быст­рень­ко при­ду­мав, как их за­доб­рить — от­да­ет Брай­а­ну дру­гую иг­руш­ку. Пред­ставь­те его вос­хи­ще­ние, ко­гда он ви­дит, что мо­жет при­спо­со­бить­ся так, чтобы удов­ле­тво­рить и се­бя, и дру­гих. Для три­на­дца­ти­ме­сяч­но­го ре­бен­ка это на­сто­я­щая изощ­рен­ность!

Раз­ни­ца меж­ду из­на­чаль­ным «сво­бод­ным» Ре­бен­ком и «при­спо­со­бив­шим­ся» Ре­бен­ком — это функ­цио­наль­ное раз­ли­чие, ес­ли срав­нить его со струк­тур­ным раз­ли­чи­ем меж­ду Рд, В и Рб, на ко­то­рое мы ссы­ла­лись вы­ше.

Струк­тур­ное де­ле­ние пред­став­ле­но на рис. 3. Рис. 4 — гра­фи­чес­кое пред­став­ле­ние функ­цио­наль­но­го эго-со­сто­я­ния Ре­бе­нок, так как по­де­ле­но на сво­бод­но­го и при­спо­со­бив­ше­го­ся Ре­бен­ка.

На рис. 5 по­ка­за­но, что три ран­них эго-со­сто­я­ния при­сут­ству­ют и на функ­цио­наль­ной диа­грам­ме. Эта функ­цио­наль­ная диа­грам­ма со струк­тур­ны­ми ком­по­нен­та­ми де­мон­стри­ру­ет те­ра­пию но­вых ре­ше­ний. При­спо­со­бив­ший­ся Ре­бе­нок ре­ша­ет при­нять ро­ди­тель­ские жиз­нен­ные пра­ви­ла в са­мом ран­нем дет­стве и, чтобы вы­жить, по­дав­ля­ет сво­бод­но­го или есте­ствен­но­го Ре­бен­ка.

Поз­же, во вре­мя те­ра­пии но­вых ре­ше­ний, ран­ний Взрос­лый в Ре­бен­ке при­ни­ма­ет но­вое ре­ше­ние — пре­одо­леть па­то­ло­ги­че­ское при­спо­соб­ле­ние и дей­ство­вать сво­бод­но.

Теория Э. Берна

Основоположником теории транзакции по праву считается американский ученый-психотерапевт Эрик Берн.

Он начал публиковать свои работы в 60-х годах 20 века, наибольший интерес к его работам случился в 70-х годах.

Свои наблюдения и разработки Берн отразил в книге «Игры, в которые играют люди». Автор под словом «транзакция» понимает единицу взаимодействия, которая выражается следующим образом: вопрос-ответ.

Согласно теории Берна, в каждой личности взаимодействуют три состояния: ребенка, взрослого и родителя. Одна и та же личность в разное время может находиться в разных состояниях.

Если человек следует установкам, данным ему родителями, он пребывает в состоянии родителя. Когда он ведет себя, как в детстве, над ним давлеет ребенок. При объективной оценке и принятии реальности, анализировании текущей ситуации человек находится во взрослом состоянии.

В рамках теории транзакций Берн разработал и теорию сценария. Каждая личность может выполнять предписанный сценарий или применить антисценарий.

Сценарием называется некий жизненный план, который составляется еще в раннем детстве. Так многие дети знают, кем они хотят стать, сколько детей родить и где жить.

Сценарий может быть навязан и родителями. Если ребенку постоянно говорить, что он неудачник, то он не добьется успехов в жизни.

Контрсценарий формируется уже во взрослом состоянии и подразумевает уход от предписанного плана.

Например, родители и учителя «напророчили» подростку быть врачом, как его дедушка или папа, чтобы продолжить династию.

Однако, человек предпринимает все действия, чтобы уйти от «предначертанной» судьбы.

Антисценарий является полной противоположностью сценария и предполагает совершения последовательных действий, противоположных тем, которые должны совершаться.

То есть, вместо того, чтобы сдать экзамены и поступить в институт, молодой человек бросает учебу и попадает в плохую компанию, начинает пить и принимать наркотики.

Его поведение — это также следствие установок родителей, но с противоположным результатом.

Родитель? Взрослый? Ребенок? Кто работает в твоей команде и как наладить с ними коммуникацию?

Артур Шопенгауэр подметил, что «находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах». Могу поспорить, что вы хоть раз попадали в ситуацию, когда на простую просьбу или вопрос ваш собеседник ответил неожиданным образом с неожиданными эмоциями. Предлагаю на простых примерах ежедневного взаимодействия в команде разобрать, почему так происходит и как правильно реагировать в таких ситуациях.

Итак, руководитель обратился с деловой просьбой к своим подчиненным:

Кейс 1

— Маша, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Стоило бы предупредить меня заранее! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что — сразу «Маша!»…

Кейс 2

— Коля, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Что же мне теперь делать, я же обещал семье выехать за город?

Как мы видим, в одной ситуации получились разные диалоги. Почему сотрудники отреагировали по-разному? С чем это связано?

Еще в начале 1950-х годов Эрик Берн, американский психотерапевт, наиболее известный в Украине по

книгам «Люди, которые играют в игры», «Игры, в которые играют люди», заметил, что каждый человек в разных обстоятельствах ощущает себя по-разному, то есть находится в разных состояниях. Э. Берн выделил три эго-состояния и назвал их «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Данные наблюдения он положил в основу метода «Транзактный анализ», направленного на исследование взаимодействий между людьми. Каждое из состояний имеет свои проявления или функции, и любой сможет пронаблюдать их в себе и окружающих, обращая внимание на язык тела, речь и поведение (табл. 1

).

Табл. 1. Как распознать эго-состояния?

Эго-состояние Функция Язык тела Речь Типичные выражения
«Родитель» Контролирующий Родитель директивный, властный, ищет провалы, оценивает, обвиняет, воспитывает, советует Уверенная позиция, ноги широко расставлены, руки скрещены или «руки в боки», возможны резкие жесты, указывающие движения рук, корпус прямой или откинут назад, губы сжаты, лоб нахмурен Твердая, с нажимом, может быть как громкая, так и тихая, повелительная, насмешливая «Так нельзя!», «Следует сделать так», «До каких пор?», «Кто должен был это сделать?», «Это неправильно»
Заботливый Родитель покровительствует, подбадривает, советует, заботится, утешает, помогает Открытая поза, открытые руки, возможно дотрагиваться до партнера похлопывать по плечу, корпус наклонен вперед, внимательный взгляд, невербальное сопровождение диалога (кивки головой, «да, я понимаю», «ага» Сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая, теплая «Я тебе помогу», «С каждым может такое произойти», «Ты можешь обращаться ко мне с вопросами», «Молодец, хорошо справился с заданием»
«Взрослый» Оценивает реальность, оперирует фактами, ресурсами, реагирует на ситуацию «здесь и сейчас» Открытая поза, открытые руки, жесты и выражение лица иллюстрируют, подкрепляют мысли. Корпус прямой, слегка наклонен к собеседнику Спокойная, безэмоциональная «Я думаю так, а как думаешь ты?», «Если сравнить.» Много вопросов: «Как?», «Что?», «Почему?» «Расскажи мне ход своих мыслей»
«Ребенок» Адаптивный Ребенок Возможны два варианта адаптации: 1) бунт — протестует, обижается, злится. 2) пассивность — боится, не проявляет инициативу, подавлен, соглашается, не уверен в себе 1. Поза напряженная, руки сжаты или наоборот активная жестикуляция, голова опущена, выражение лица упрямое. 2. Поза напряженная, плечи опущены, спина согнута, голова втянута в плечи, выражение лица копирует проявления других, может закусывать губу, теребить руки и пр. 1. Гневная, громкая, упрямая 2. Нерешительная, покорная, нудная 1. «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «Посмотрите на других», «почему им можно, а мне нельзя?» 2. «Я попробую», «Я постараюсь», «Я хотел бы», «Я, наверное, не смогу», «Что же мне теперь делать?»
Свободный Ребенок Предлагает идеи, энергичен, открыт для творчества, не боится рисковать, раскован, делится мыслями, эмоционален Поза свободная, жесты энергичные, блеск в глазах, воодушевленное выражение лица, любопытство Громкая, быстрая, эмоциональная, непринужденная «Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Ужасно!»

Проанализировав основные поведенческие индикаторы героев кейса, вы легко можете определить, что руководитель обращается к своим подчиненным из «Взрослого», четко озвучивает просьбу и предлагает варианты.

Маша функционирует как «Контролирующий Родитель», она упрекает и подчеркивает свою значимость.

Руководитель Маша

КР — функция «Контролирующий Родитель» ЗР — функция «Заботливый Родитель» В — функция «Взрослый» АД — функция «Адаптивный Ребенок» СД — функция «Свободный Ребенок»

А Коля, наоборот, «Адаптивный Ребенок», перекладывает ответственность за свое решение.

Руководитель Коля

А как бы отреагировал «Взрослый»?

Кейс 3

— Петя, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Я не против, но у меня уже запланированы выходные. Есть предложение задержаться в четверг и пятницу. Как тебе такой вариант?

— Договорились.

Руководитель Петя

При этом каждое функциональное состояние может проявляться позитивно и негативно, т. е. помогать коммуникации либо усложнять ее (табл. 2

).

Табл. 2. Позитивное и негативное проявление функций

Функция Позитивные проявления Негативные проявления
«Контролирующий Родитель» Структурирующий стиль Посылы и директивы искренне направлены на защиту и поддержку. Критика конструктивна: «Сделал ошибку — исправляй» Уместно в условиях ограниченных ресурсов, времени, условиях неопределенности, опасности Критикующий стиль Посылы с позиции превосходства. Игнорирует успехи и достижения
«Заботливый Родитель» Воспитывающий стиль Забота, помощь, обращение к ресурсам человека. Вера в силы собеседника Зефирный (потакающий) стиль Сверх прощение непоследовательность. Неверие в способности другого человека. Не дает возможности собеседнику самому принимать решения
«Адаптивный Ребенок» Кооперативный стиль Общительный, самоуверенный, тактичный. Придерживается установленных правил. Готов договариваться Уступчивый/ сопротивляющийся стиль Не говорит прямо о своих чувствах, не выражает открыто свое мнение, замыкается, обижается. Либо наоборот бунтует, игнорирует, не предлагая вариантов решения
«Свободный Ребенок» Спонтанный стиль Креативный, выразительный Незрелый стиль Эгоцентричный, самовлюбленный, опрометчивый

Наблюдая за собой и окружающими, вы также заметите, что у каждого есть «любимые» функции, например, люди могут со всеми послушно соглашаться как «Адаптивный Ребенок», или, наоборот, не выходить из «Заботливого Родителя», раздавая налево и направо советы. Взаимодействуя друг с другом, мы можем находиться в разных функциональных эго-состояниях, это делает наше общение интересным и разнообразным. Неэффективной коммуникация становится, если:

1) привычной, ригидной является только одна модель поведения;

2) функции свойственны только негативные проявления;

3) функции собеседников не совпадают: например «Взрослый» решил обсудить с коллегой важный вопрос, а натолкнулся на «Свободного Ребенка» и не смог с ним договориться.

Как действовать в таких ситуациях? Во-первых, важно различать собственные функции, чтобы уметь ими управлять и переключаться, а во-вторых, необходимо определить позицию, из которой коммуницирует ваш собеседник, это поможет вам перестроить свое общение и предотвратить конфликт.

Если ваш собеседник общается из функции «Родителя», признайте авторитет собеседника, после чего обратитесь к реальности: фактам, цифрам. Общайтесь на равных, из Взрослого, т. к. часто посылы из детской функции провоцируют собеседника «включить» родительскую.

Кейс 1

— Тебе стоило бы предупредить раньше! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что, сразу «Маша!»…

— Маша, ты важный член команды, без тебя нам действительно было бы непросто. Я как руководитель готов дополнительно обсудить твою нагрузку и скорректировать ее, если это необходимо. Но проект сейчас «горит» и важно, чтобы ты подключилась.

— Хорошо.

Если ваш собеседник общается из функции «Ребенка», обращайтесь к его опыту, статусу, предложите ему подумать, как это могло бы быть, порассуждать над вариантами.

Кейс 2

— Что же мне теперь делать, я же обещал семье выехать за город?

— Как ты думаешь, возможны ли другие варианты ускорить работу? Ты — менеджер проекта, это ответственная позиция, уверен, что ты сможешь найти выход.

— О’кей, я подумаю.

Для построения «взрослой» коммуникации важно:

  1. Осознавать свои эмоции и уметь открыто о них говорить.
  2. Не оправдываться, не защищаться, не доказывать и не заставлять других оправдываться или защищаться.
  3. Не перекладывать ответственность за свои решения на других.
  4. Не оценивать, не судить, не вешать ярлыки.
  5. Быть заинтересованным в своем развитии и развитии других людей.

Человеческое общение ценно тем, что мы можем давать множество посланий из разных функций. При этом в бизнес среде наиболее предпочтительной является позиция Взрослый-Взрослый. И если вдруг в своем офисе встретите Родителей или Ребенка, теперь вы знаете, как найти к ним подход.

Статья предоставлена нашему порталу проектной группой по взаимодействию с внешними клиентами Академии ДТЭК

HR-Лига

Автор: Исакиева Ольга

Характеристика состояний

Согласно модели поведения по Берну, каждый индивид в межличностных взаимодействиях занимает одну из трех позиций.

Кратко их можно охарактеризовать следующим образом:

  • родитель — это стереотипы, привитые в детстве;
  • взрослый — это объективная оценка настоящей ситуации;
  • ребенок — поведение, основанное на эмоциях и бессознательных реакциях.

Позиция родителя

Человек в этом состоянии вдет себя как бы свысока своего опыта, принуждает, критикует, поучает. Это отражение образа родителей, их модели поведения.

Главное слово эго-состояния родитель — «должен, обязан». Родитель может быть заботливым, тогда он успокаивает, помогает и критикующим, который угрожает, наказывает.

Человек произносит характерные фразы: «Я знаю, как лучше», «Я подскажу, научу», «Так нельзя» и т. д. Обычно подобное поведение применимо к воспитанию детей, в работе учителя.

Часто индивид входит в состояние неосознанно, когда получает соответствующий посыл. Например, реакция на сломанную ребенком игрушку будет такой же, как была у его родителей.

Позиция взрослого

Если индивид пребывает в этом состоянии, он рассудителен, объективен, адекватно реагирует на текущую ситуацию, способен к рассуждению, совершает правильные поступки, достойные взрослого человека.

Характерными фразами являются: «Давай обсудим ситуацию», «Я готов к диалогу», «Можно найти правильное решение».

Это та часть личности, которую формирует сам человек без влияния родительских установок.

Позиция ребенка

Поведение личности обусловлено эмоциями и инстинктами. То есть человек ведет себя так, как в детстве.

Данное эго-состояние является отражением страхов и переживаний детства. Также оно проявляет творческую сторону личности.

В поведении ребенок может быть спонтанным, когда действует на эмоциях, непосредственно. Также бывает бунтующим и приспосабливающимся. Основные фразы: «Хочу», «Не смогу», «Дай», «Почему я», «Если я этого не получу, то…» и т. д.

Трансактный анализ

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции». Отсюда и название метода – трансактный анализ.
Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения [2]:

  1. Что есть наши эго-состояния?
  2. Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
  3. Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
  4. Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
  5. Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения. Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний. Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Функции

Ни один человек не может постоянно пребывать только в одном состоянии.

При воздействии определенных раздражителей «включаются» те или иные стороны личности. Важно, какое эго является преобладающим.

Все три состояния важны для межличностных взаимоотношений и выполняют определенные функции:

  1. Задача ребенка — это созидание, создание эмоциональной картинки желаний, которая будет стимулом для дальнейшего развития. Ребенок действует спонтанно, творит, рождает идеи.
  2. Задача родителя — опека, обучение, наставление. Контроль за соблюдением правил, оказание помощи, конструктивная критика.
  3. Задача взрослого — приспособление к настоящей ситуации, поиск решения, конструктивный диалог. Другими словами он должен действовать в соответствии с объективной реальностью.

Например, принятие решения происходит следующим образом:

  • ребенок испытывает желание что-то получить, чувствует эмоции;
  • взрослый ищет пути решения задачи;
  • родитель следит за правильностью выполнения, критикует, направляет, оценивает.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Проблема и признаки дисбаланса

Успеха и процветания человек может достичь, если в нем гармонично взаимодействуют три составляющих эго. На каждое состояние должно приходиться примерно 30% его времени.

Если знать принципы трансакции, то можно в нужной ситуации включить ребенка, взрослого или родителя, чтобы общение пошло по желаемому сценарию.

К несчастью, такой баланс наблюдается не у всех. Это приводит к различным проблемам общения. Наиболее часто в индивиде преобладает родитель или ребенок.

Ребенок не может принимать взрослые решения, опаздывает на работу, винит в неудачах других, обижается.

Родитель все время поучает вторую половину, друзей, партнеров.

Эти перегибы отрицательно влияют, прежде всего, на самого человека. Проблемы дисбаланса выражаются в следующем:

Дитя

Если в личности мало ребенка, то она не испытывает спонтанных желаний, радости, эмоций. Ребенок — это частичка детства, которая остается с индивидом на всю жизнь.

Берн считает, что данная сторона является наиболее ценной. Она позволяет оставаться непосредственным, восторгающимся, развивать творческий потенциал.

Выраженная сторона ребенка, напротив, делает индивида безответственным, недисциплинированным, неспособным достичь цели. Он хочет только играть, получать, но не отдавать.

Подавленный или бунтующий ребенок очень обидчив, склонен к депрессии. Он нуждается в заботе родителей, зависит от чужого мнения, обладает низкой самооценкой.

Если эго-ребенок сильно доминирует, то это становится серьезной проблемой. Человек склонен винить в неудачах других людей, не делает выводов из своих ошибок, накапливает обиды. Эти обиды и разочарования приводят к депрессии, подавленности, суицидальным мыслям.

Гипертрофированный родитель

Это обычно занудный, брюзжащий, поучающий человек.

Он не признает чужого мнения, критикует. В отношении к себе и к окружающим выражает завышенные требования, то есть является перфекционистом.

Эго-родитель пытается постоянно контролировать ситуацию, винит себя в неудачах. Слишком выраженная данная сторона личности нередко становится причиной психических расстройств. Этого можно избежать, если осознанно переделать предписанный в детстве сценарий.

Проблемы эго-состояний

Все три позиции есть в каждом человеке, но они должны гармонично взаимодействовать, чтобы личность была успешной и процветающей. Это касается как работы, хобби, так и межличностных отношений. Идеально, если человек одинаковое количество времени проводит в каждом состоянии и легко переходит от одного к другому.

Подобное встречается редко, и многие личности из-за этого сталкиваются с проблемами. Одно из состояний может оказаться доминирующим, и оно подавляет два других. Обычно более сильной становится позиция «Ребёнок» или «Родитель».

Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.

Если есть дисбаланс, нередко другие состояния несвоевременно активируются. Из-за этого человек неадекватно ведёт себя в разных ситуациях. Допустим, ребёнок может мешать работать, так как он не хочет заниматься делами. Родитель способен невовремя поучать супруга, когда можно и нужно обойтись без этого.

Проблема в том, что человек не может выйти из одного состояния, что приводит к неприятным последствиям. Например, находясь длительное время в позиции родителя, люди становятся слишком придирчивыми и требовательными. Они начинают поучать окружающих, из-за чего не складываются с ними отношениями. Если человек долго находится в состоянии ребёнка, он становится пугливым или начинает бунтовать.

Как определить дисбаланс:

  • Хочется постоянно критиковать себя и окружающих, чрезмерно заботится о других. Исчезает желание отдыхать, хочется брать на себя слишком много ответственности. Это указывает на доминирование состояния «Родитель».
  • Человек слишком обидчивый, зависит от мнения других, инфантильный, неспособный себя контролировать. Подобное поведение свойственно для состояния «Ребёнок».

Необходимо стремиться к гармонии для того, чтобы добиваться успехов и быть уверенным в себе.

Основные проблемы позиции «Ребёнок»

Если человек застревает в данном состоянии, он хочет только развлекаться и не планирует брать на себя ответственность. Ребёнку сложно на чём-то сконцентрироваться, добиться цели. Если же этого состояния мало, тогда пропадает способность радоваться жизни и загораться новыми идеями. При подавлении эго-состояния происходит отказ от эмоций, появляется обидчивость.

Человек не способен адекватно общаться с окружающими. Он готов спорить по каждому поводу, так как считает, что его критикуют. Его обижают любые замечания.

Детские правила общения со взрослыми

детские правила общения со взрослыми
Одними из самых первых правил, которым родители обучают ребенка, являются правила приветствия. Освоив основы этикета в дошкольном возрасте, дети и в дальнейшем не будут испытывать трудностей в общении.

Они будут помнить, что:

  1. Приветствуют людей следующими фразами: «Доброе утро!», «Добрый день» или «Добрый вечер!». Независимо от времени суток можно сказать человеку: «Здравствуйте!». Друзьям и близким родственникам обычно говорят: «Привет!».
  2. Если люди, с которыми необходимо поздороваться, находятся на значительном расстоянии, кричать, подпрыгивать и размахивать руками нельзя. Следует просто вежливо кивнуть им, когда взгляды встретятся.
  3. Приветствие должно быть вежливым и сопровождаться искренней улыбкой. Слова, сказанные небрежно или сухим тоном, могут обидеть человека.
  4. Глаза во время приветствия опускать нельзя. В зависимости от обстоятельств, приветствие можно сопроводить легким поклоном, рукопожатием, кивком.
  5. Если навстречу идет друг в сопровождении незнакомца, то приветствовать следует обоих.
  6. Когда человек входит в комнату, в которой находится группа знакомых ему людей, здороваться с каждым не следует, нужно сразу приветствовать всех.
  7. При встрече, первым должен подать руку тот, кто старше. А вот приветствовать первыми должны младшие старших, так же, как и мужчины — женщин.
  8. Здороваясь, мужчина всегда встает. Исключение составляют больные и престарелые люди.

нужно слышать друг друга
Особенное внимание уделяют изучению правил общения со взрослыми во время обеда, изучают нормы поведения за столом.

Ребенок должен обязательно знать, что:

  1. Смеяться, разговаривать и раскачиваться на стуле во время принятия пищи нельзя.
  2. Есть нужно беззвучно, чавканье недопустимо.
  3. Большие куски прожевать трудно, их разрезают ножом, придерживая при этом вилкой. Если ребенок маленький, ему без помощи мамы не обойтись.
  4. За столом обязательно пользуются салфетками — вытирают ими по необходимости, пальцы и губы.
  5. Всегда следует благодарить тех людей, которые готовили еду и подавали ее на стол. Вежливое «Спасибо» будет принято ими с радостью.

Дети должны понимать, насколько опасно разговаривать во время еды. Когда во рту находится даже маленький кусочек пищи, ребенок его может вдохнуть.

Основные принципы и формы общения детей со взрослыми

общение людей со взрослыми

Существует несколько основополагающих принципов, в зависимости от которых строится полноценное общение ребенка со взрослым:

  • частые проявления инициативы по привлечению внимания к своим действиям;
  • активные просьбы, призывающие взрослых принять участие в его делах;
  • особая чувствительность к оценкам и суждениям взрослого, копирование его поведения, понимание отличий между одобрением, похвалой и осуждением;
  • открытость и эмоциональность в отношении с взрослым;

Интенсивное применение речевых навыков при взаимодействии взрослых и маленьких детей способствует не только развитию речи ребенка, но и улучшению его мыслительной деятельности, а также логической составляющей всего процесса коммуникации.

Согласно концепции общения, разработанной известным советским психологом М. И. Лисиной, поясняющей механизмы генезиса коммуникативной деятельности, свойственного маленьким детям, в дошкольном возрасте выделяют две формы:

  1. Внеситуативно-познавательную, которая развивается в течение первых 4 лет. Обусловлена теоретическим сотрудничеством со взрослым, восприятием его как надежного источника информации об окружающем мире.
  2. Внеситуативно-личностную, содержанием которой является человеческий социум. Взрослый в нем предстает как целостная личность, подчиняющаяся социально-нравственным нормам и пользующаяся своими знаниями и умениями.

Для дошкольного возраста характерны изменения в мотивах, содержании и средствах общения. К особенностям общения со взрослыми, в этот период можно отнести вне ситуативные формы и начинающие преобладать речевые средства.

Мыслительный фактор, совместная деятельность и полноценное речевое общение способствуют стимуляции психического развития ребенка. Помогают ему правильно строить предложения при обращении к друзьям, родителям и различным людям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]