Антиципация – что это за феномен и какими упражнениями можно развивать навык

Антиципация с точки зрения психологии – это предвосхищение, умение предугадывать будущее. Антиципация выражается в том, что, с одной стороны, человек может предугадать наступление какого-либо события и подготовиться с нему. С другой стороны, это способность просчитать исход уже происходящего события и действовать в зависимости от этого исхода.

Таким образом человек может просчитать все или наиболее вероятные исходы будущего.

В этой статье:

Кто ввёл понятиеПримеры антиципации в повседневной жизниФункции антиципацииКак работает антиципацияМожно ли развить антиципацию

Кто ввёл понятие


Фото автора Anna Tarazevich: Pexels
Термин «антиципация» ввел Вильгельм Вундт, еще в 1880 году и с тех пор изучение этого феномена не прекращалось.

Глядя на определение антиципации, кажется, что это какая-то редкая способность, которой обладают лишь избранные люди, у которых хорошо развита интуиция, сверхчутье. Но на самом деле практически каждый из нас обладает этой способностью и пользуется ею ежедневно, просто мы этого не замечаем.

Этапы подготовительной работы:

  • Словарная работа.

Учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения. Лексическое значение нового слова первоначально формулируют ученики, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция

  • Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.

Примеры антиципации в повседневной жизни

Антиципация сопровождает нас постоянно. Когда фехтовальщик предугадывает движение своего соперника. Когда шахматист просчитывает стратегию своего оппонента, причем делает это не только во время игры, но еще и до ее начала. Когда писатели-фантасты описывают механизмы и системы, изобретение которых произойдет спустя десятки, а то и сотни лет. Когда ученые делают открытия, опережающие развитие науки, парадигм, законов физики и химии.

Скоростное чтение – это тоже пример антиципации, поскольку читающий предугадывает слово по его первым буквам, а всю фразу – по первым словам.


Антиципация — предвосхищение, предугадывание

Более того, ты тоже постоянно используешь антиципацию. Например, когда читаешь художественное произведение, ты не просто погружаешься в историю, ты предугадываешь дальнейшее развитие событий.

Мать, увидев, что у ребенка забрали игрушку, уже знает его реакцию и все дальнейшие события, которые за этой реакцией последуют.

Когда ты готовишься к трудному разговору, спору, в котором хочешь победить, ты еще до его начала «прокручиваешь» весь разговор, пытаясь предположить, что скажет твой собеседник и продумать свой ответ.

Даже когда ты встречаешь мужчину, зная его совсем недолго, ты уже предполагаешь, какой у него характер, из какой он семьи, какие у него намерения.

Таким образом каждый из нас применяет антиципацию, и все зависит от того, насколько у нас развито это умение. Совершенно неправильная антиципация или ее полное отсутствие встречается только у людей с тяжелыми неврозами или психическими расстройствами, когда их адекватное восприятие реальности нарушено.

Антиципация как приём в развитии критического мышления на занятиях по чтению

Антиципация как приём в развитии критического мышления на занятиях по чтению

В современном образовании всё больший акцент делается на развитие умений работать с информацией. Социальный заказ общества требует от обучаемых самостоятельности в добывании знаний, критического осмысления получаемой информации, умения делать выводы, аргументировать их, решать возникающие проблемы1. Поэтому одно из главных требований в современных условиях — это умение самостоятельно и критически мыслить, умение отбирать и обрабатывать полученную информацию.

Умение работать с информацией лежит в основе технологии развития критического мышления, которая представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков информационного пространства, а также на развитие качеств гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие. Приоритетная роль здесь отводится тексту, который читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, обсуждают и, наконец, сочиняют2.

В условиях личностно-ориентированного обучения иностранным языкам чтение, при правильном научно обоснованном подходе к его организации, способно внести изменения в структуру мотивационной сферы учебной деятельности. Существует множество методик и моделей основных этапов обучения чтению. При организации занятий по чтению мы придерживаемся методики работы с текстом профессора Е. И. Пассова, выделившего три этапа:

  • дотекстовой (pre-reading). Основная цель — повышение мотивации, снятие трудностей, формирование навыков;
  • текстовой (while-reading). Цель — собственно чтение, одновременный анализ фактов, понимание сюжетной линии, совершенствование навыков;
  • послетекстовой (after-reading). Этап контроля понимания прочитанного, анализ содержательной основы текста, развитие умений.

Более подробно мною рассмотрен этап работы с текстом до чтения, во время которого создаётся мотивация чтения и развитие такого важного читательского умения, как прогнозирование, т. е. антиципация. Антиципация (лат. anticipation) — предвосхищение, предугадывание событий, явлений по заголовку текста, иллюстрации, обложке книги, отдельным словам или отрывку из произведения. Этот этап работы можно назвать стадией вызова, так как он ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся.

Антиципация может быть представлена различными приёмами.

Прогнозирование по заголовку

Anticipation of the plot and theme

  • «What happens? »

Write the chapter titles on the board. Make sure that there are no vocabulary problems. Include the title of the Reader in your list. Ask students, in groups, to make suggestions and guesses. They could even suggest a possible plot line based on the information they are extracting from the chapter titles.

  • «Spot the genre».

Ask students, «What different categories do you know for stories? Which category could the Reader fall into?» Encourage them to suggest and justify.

  • «Once upon a title».

This activity works well if it is a story which is well known already, for example, a story of a popular film. Ask students what they know about the story already. Then write the titles of the chapters on the blackboard, but not in the correct order. Ask students to suggest an order and encourage them to think about an alternative end of the story.

  • «Plot thickening».

Break the class into groups. The number of groups should correspond to the number of chapters in the Reader they use. Give each group a single, different chapter title. Ask them what they think the story of this new Reader might be.

  • « What’s in a name?»

Write the chapter titles in random order on the blackboard and ask the students to arrange them in order according to how interesting they sound. They should justify their choice. This activity works best if students work alone first, then in pairs and finally in larger groups before feeding the ideas back to the class as a whole.

Прогнозирование no отрывку

Anticipation of the role of characters within the plot imaginative discussion.

  • «Take a letter».

If the text of the Reader includes several notes or letters written by one or more characters these letters can be extracted from the text to provide a pre-reading problem-solving activity. Ask the students, in their groups, to discuss the following specific points: a) What seems to be the main problem? b) Why do the letters appear to have been written? c) What are the relationship between the writer and the recipient? Give the groups enough time to discuss the points thoroughly. Finally, ask the groups to try to decide what the story is about.

  • «Speculation».

Groups of 3 are needed for this activity. Each group gets a card with three short dialogues selected from the story. Ask students to think of any possible explanation of what is happening: a) Who are the speakers? b) Where are they? c) Why are they together? d) What is happening or going to happen? Encourage the students to exchange their ideas.

  • «Storylines».

The group of students breaks into pairs and reads the selected sentences from the story. Ask students to discuss what they think is happening. Compare different versions and choose the most interesting one.

Прогнозирование no обложке или иллюстрации

Anticipation of plot, response to visual stimuli representine text.

  • «Cover story».

Introduce the idea of judging a book by its cover to your students. Prepare some questions to stimulate discussion: a) What are the publishers aiming to do when they design a cover? b) How important is lettering? c) How much you have learnt about the plot and the theme from the cover?

  • «Picture hypothesis».

Break the class into groups of 3or 4. Ask the students to come to some decisions concerning the following ideas:

  • What do you leam about the period of time in which this story takes place?
  • How do people dress, act, live, spend their free time?
  • What relations are evident in the picture, for example, are they husband or wife, parent and child?
  • Do these people like each other?
  • Is there a filling of fear, romance, excitement or anything else?
  • What seems to be happening in the picture?
  • Encourage the students to tell a brief story.

Использование антиципации как приёма в развитии критического мышления на занятиях по чтению способствует актуализации имеющихся знаний, «разжигает» интерес к получению новой информации и созданию внутреннего мотива к процессу чтения. Успешная реализация фазы вызова является стимулом для дальнейшей работы.

Примечания

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.
  2. Машарова Т. В. Педагогические технологии: личностно-ориентиро- ванное обучение : учеб, пособие. — М.: Педагогика — ПРЕСС, 1999.
  3. Пасеева Ф.

    А. Технологии работы с художественным текстом : учеб.-метод. пособие. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004.

1 Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.

2 Машарова Т. В. Педагогические технологии: личностно-ориентиро- ванное обучение : учеб, пособие. — М.: Педагогика — ПРЕСС, 1999

Функции антиципации

Антиципация – важнейшее умение, которое помогает тебе адаптироваться в меняющейся реальности. Это умение появилось у нас благодаря эволюции, ведь от антиципации во многом зависело выживание человека.

Выделяют 3 функции антиципации:

  • регулятивная;
  • когнитивная;
  • коммуникативная.


Фото pawel szvmanski on Unsplash
Регулятивная функция выражается в том, что, предсказав исход какого-либо события, мы меняем свои действия, чтобы либо подготовиться к этому исходу, либо его изменить. Все будет зависеть от того, какую цель мы преследуем. Поэтому антиципация во многом влияет на регуляцию нашего поведения.

Когнитивная функция антиципации выражается в том, что антиципация – это, все же, мыслительный процесс. Можно назвать его чутьем, можно интуицией, но это результат деятельности нашего мозга. А вот происходит эта деятельность в сознании, предсознании или бессознательном – это уже другой, более сложный вопрос. На данный момент считается, что часть процесса антиципации мы совершаем сознательно, то есть делая усилия. Но большая часть скрыта от нашего сознания и происходит, как бы, самостоятельно.

Был проведен интересный эксперимент. Человек лежал в томографе и решал задачи. Когда решение было получено он должен был нажать кнопку. На мониторе была видна активность его мозга во время решения задачи и после его решения. Как оказалось, мозг закачивал решать задачу, а спустя полминуты человек осознавал, что решение получено. То есть мозг уже закончил работать, но ответ оформился в сознании через достаточно большой промежуток времени.


Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Коммуникативная функция антиципации выражается в том, что она помогает тебе:

  • делать предположение о личности конкретного человека – так у тебя получается найти контакт с незнакомым человеком;
  • вести диалог, благодаря способности предвосхищать ответ собеседника – если бы мы этого не умели, между репликами людей были бы паузы в несколько минут;
  • сориентироваться в незнакомой обстановке – ты можешь предположить, как себя вести в этом месте и с этими людьми.

О важности положительных ожиданий

Когда мы ждем чего-то приятного, мы испытываем предвкушение. Новое, интересное, захватывающее будоражит ум и приводит нас в состояние боевой готовности. Еще до того как событие происходит, мы переживаем всю гамму положительных эмоций. Мы счастливы, вдохновлены, парим и мечтаем. Исследования показывают, что антиципация подобного рода образует мощные положительные эмоции, помогающие сделать жизнь счастливой.

У этого феномена есть и неожиданная сторона: предвкушение намного приятнее, чем воспоминание о чем-то хорошем. В ходе эксперимента людям предлагалось оценить свои эмоциональные переживания по поводу того, что было на самом деле и что они рисовали в воображении. Победило воображение.

Рекомендуем: Каузальная атрибуция в психологии

Предвкушение удовольствия дает больше положительного, и, конечно, это связано с тем, что переживать эмоции приятнее, чем вспоминать, а знание о том, что мы скоро будем переживать положительные эмоции, окрашивает будущее в приятные цвета, и нам есть куда стремиться. Поэтому это еще лучше, чем переживать и вспоминать, — у нас есть цель, наша жизнь осмысленна, и мы знаем, что дальше наверняка будет счастье.

Для того чтобы чувствовать себя счастливым, нужно иметь источник хорошего настроения. Чем ярче кажется будущее, тем больше вдохновлен человек, у него есть смысл жить, стремясь к этому будущему.

Так что, чтобы каждый день был в радость и хотелось жить, лучше всего постоянно что-то задумывать, планировать что-то интересное и захватывающее. К тому же это помогает бороться со стрессом и легче относиться к неудачам в настоящем.

Как работает антиципация

Поскольку сознание – это высшая форма отражения реальности, антиципацию определяют как опережающее отражение этой самой реальности.

Это не гадание на кофейной гуще, а мыслительная деятельность, в которой задействовано несколько психических процессов.

Во-первых, антиципация основывается на твоем опыте. Когда ты оказываешься в определенной ситуации, мозг извлекает из памяти схожие ситуации и, благодаря им, восполняет нехватку информации и делает расчет возможных исходов события. Так, шахматист, увидев стратегию противника, вспоминает, чем эта стратегия закончилась в прошлый раз.


Фото автора Tan Danh: Pexels

Во-вторых, антиципация выражается в избирательности восприятия. Находясь в определенный ситуации, мозг берет во внимание только те сигналы окружающей среды, которые являются значимыми для решения задачи.

В-третьих, антиципация во многом основывается на процессе воображения. Творчество, умение придумать исход события – это то, что помогает нам предугадывать реальность.

Как свести с ума мужчину всего за 7дней

Скорей поймай «золотую рыбку»

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку «Получить книгу».

Обычный человекповседневных проблем

Занимайтесь медитацией. Практика снятия физических блокировок и освобождения разума от мыслей помогает стать восприимчивым к малейшим переменам в окружающем мире. Необходимо всегда присутствовать в настоящем. К примеру, если человек садит цветы, он больше ни о чем не думают, кроме того цветы. Если требуется считать информацию с человека, тогда нужно просто смотреть на объект. При этом ни в коем случае не стремиться увидеть желаемое и не строить собственных предположений.

Оставайтесь свободным от эмоций и внешних воздействий. Резкие перепады настроения мешают воспринимать информацию

Заведите привычку не принимать во внимание чужую точку зрения, пока не сделаете самостоятельный вывод о человеке

Можно ли развить антиципацию

Каждый из нас владеет антиципацией, но развита эта способность у каждого по-разному. Это не врожденная способность, и ты ее легко можешь развить в себе.

В этом может помочь следующее:

  • учись скорочтению – умение угадывать слово по нескольким буквам, а фразу, по нескольким словам, помогает развить антиципацию;
  • читай тексы с пропущенными словами, а диалоги с пропущенными репликами, и пытайся понять смысл;
  • читай поговорки и пословицы, в которых слова поменяли местами;
  • пытайся угадать смысл и план статьи, по ее названию или аннотации;
  • играй в ассоциации – попробуй запомнить набор слов и воспроизвести его;


Фото автора Polina Kovaleva: Pexels

  • играй в «Снежный ком» – когда один человек рассказывает о себе, второй о первом и о себе и так далее – тренировка памяти помогает улучшить антиципацию;
  • подумай, как твой знакомый ответит на какой-то вопрос, потом действительно дай ему ответить и убедись правильно ли ты угадала.

Даже развивая способности к скорочтению и запоминанию, ты улучшаешь общую способность к антиципации. Вышеперечисленные упражнения и игры меняют твой образ мыслей, «прокачивают» необходимые навыки, тренируют твой мозг, который будет применять полученные умения в реальной жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]