Развитие личности как педагогическая проблема
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Интегральным показателем развития выступает развитость личности. Развитие и развитость – процесс и результат степени реализации своих возможностей человеком.
Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.
В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления зависит характер всех приобретенных в ходе дальнейшего обучения знаний. Деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из невладеющего определенными знаниями, умениями, навыками во владеющего ими. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.
2 стр., 618 слов
Факторы речевого развития человека
… Важным условием для своевременного и правильного протекания речевого развития детей является сохранная психологическая база. Организм человека — это сложная взаимосвязанная система, следовательно, психические процессы … воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение. Общая картина развития речевых навыков у ребенка может существенно меняться при выраженном снижении …
Продуктом учебной деятельности является внутренние новообразования психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять их для решения разнообразных практических задач.
Внешнюю структуру учебной деятельности составляют следующие элементы:
1) мотивация;
2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;
3) учебные действия;
4) контроль, переходящий в самоконтроль;
5) оценка, переходящая в самооценку.
По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого учащегося. Учебная задача выступает как система информации о каком-то объекте, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная – неизвестна. Ее и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.
Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня: исполнительные учебные действия и контрольные действия. Наряду с мыслительными, в учебных действиях реализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные) и продуктивные (направленные на создание нового) действия.
Значение дошкольного возраста
Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).
В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.
Воспитание и формирование личности
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Современный процесс воспитания должен основываться на следующих прогрессивных идеях:
1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.
2. Цель воспитания заключается в разностороннем гармоничном развитии самоактуализирующейся личности в условиях коллективной творческой деятельности.
3. Суть воспитания состоит в развитии отношений воспитанника к окружающему миру (родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому), т. е. в формировании им жизненной позиции, определении своего места в системе ценностных отношений.
4. Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитательной деятельности.
5. Вся система образования (обучения и воспитания) ориентирована на личностный подход.
6. В современном понимании воспитания особую значимость приобретает идея педагогической поддержки.
7. Продуктивное обучение и воспитание строятся в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.
8. Назначение и позиция воспитателя, по мнению Е. Н. Ильина, выражены в пяти определяющих глаголах – любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
6 стр., 2873 слов
Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам …
… В статье отражены результаты исследований неполной семьи и влияния воспитания в монородительской семье на личность, проведенных психологами, социологами, демографами российской и латиноамериканской научных … семье. Ключевые слова: трансформация семьи, монородительская семья, неполная семья, развод, воспитание. Воспитание детей в обществе, переходящем от детоцентристской модели семьи к супружеской, …
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации.
Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель.
Важнейшие общие закономерности воспитания:
– воспитание детерминировано культурой общества;
– воспитание и обучение – два взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
– эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
– эффективность и результативность воспитания зависят от цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу;
– действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;
– результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.
Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются: принцип научности, принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип ненасилия и толерантности, принцип связи воспитания с жизнью, принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности и др.
Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, нравственным содержанием и направленностью, уровнем развития. Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию, когда он освобождается от влияния воспитывающих его окружающих и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельно продуманного воздействия на самого себя в целях саморазвития.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
15 стр., 7025 слов
Социальная работа с детьми из неблагополучных семей
… называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы. Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и …
Традиционными направлениями воспитательной работы являются: умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В настоящее время формируются новые направления – гражданское, правовое, экологическое, экономическое. Среди множества классификаций методов воспитания выделяют три основные группы:
– убеждения;
– стимулирующие;
– организации жизни и деятельности.
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у воспитуемого. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения.
К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание.
Цель методов организации жизни и деятельности – научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. К методам организации жизни и деятельности относятся: педагогическое требование, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример. К средствам воспитания относят все то, что использует человек в процессе движения к цели: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, природа и др.
Воспитание, как средство к становлению индивидуальности
Воспитание признается основным фактором формирования личности. Во время воспитательного процесса дети активно взаимодействуют с ровесниками, взрослыми людьми и окружающей средой, по-другому – социализируются в обществе.
Составляющие компоненты воспитания
- Ребенок – объект воспитания. В период социализации у него развиваются субъективные ценности, устанавливается определенное видение, мировоззрение, появляются привычки, знания, прикладные навыки.
Обратите внимание!
Часто просматривается тенденция копирования поведения взрослых, отдельных индивидов, так как обучающийся находится под постоянным влиянием более старших людей и окружающей среды. Поэтому взрослые обязательно должны показывать пример корректного поведения!
- Взрослые – являются инициаторами воспитательного действия, но одновременно сами подвергаются воспитанию в различных жизненных ситуациях социума.
- Общество – коллектив создает условия для самоутверждения, самосовершенствования, удовлетворения эстетических, нравственных потребностей.
- Социальная среда – влияет на качество воспитательного процесса в рамках общества, дома, школы.
Социализация личности и воспитательный процесс
Особенности семейного воспитания
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья, объединяющая супругов, детей и родителей. Брак двух людей – еще не семья, она появляется с рождением детей. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.
Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция связана с вопросами накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.
Функция первичной социализации состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет.
Воспитательная функция связана с процессом первичной социализации. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.
Рекреационная и психотерапевтическая функция заключается в том, что семья становится той нишей, где человек может чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. В зависимости от структуры родственных связей выделяют следующие типы семей: простая семья (супружеская пара с детьми), расширенная, или сложная, семья (включает три и более поколений, живущих вместе), полная семья (наличие обоих супругов), неполная (один из супругов отсутствует).
7 стр., 3216 слов
Вид неправильного воспитания в семье, основанного на недостатке …
… толпой; В) окказиональной толпой; г) экспрессивной толпой. . Вид неправильного воспитания в семье, основанного на недостатке контроля и опеки, отсутствии истинного интереса к делам, волнениям … и увлечения ребенка, называется: а) Скрытая гипопротекция, б) гипопротекция, в) потворствующая …
По характеру взаимоотношений семьи делят на идеальные, средние, негативные или скандально-раздражительные. По устойчивости семейных отношений выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся; по уровню благополучия – благополучные, псевдо-благополучные, неблагополучные.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Существует два противоположных стиля семейного воспитания – авторитарный и демократический.
При авторитарном стиле взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.
При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи характеризуются любовью и уважением, вниманием и заботой друг о друге.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность – ребенок предоставлен самому себе, попадает под влияние плохих компаний.
Гиперопека подразумевает бдительный надзор, многочисленные запреты. В результате ребенок становится безынициативным, неуверенным в своих силах.
Разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, постоянного восхищения. В результате у него формируется неадекватная, завышенная самооценка.
Воспитание по типу «золушки» протекает в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности.
При «жестком воспитании» за малейшую провинность детей сурово наказывают, и они растут в постоянном страхе (страх – самый обильный источник пороков).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности состоит в следующем: с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.
Уровень педагогической культуры родителей в значительной мере влияет на успешность выполнения семьей ее воспитательной функции. Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям.
Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 году и ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в июле 1990 года.
5 стр., 2410 слов
Роль отца в системе социального воспитания детей в семье
… семья»; — выявить социальные проблемы не полной семьи отца-одиночки; — проанализировать поведение и роли отца в семейном воспитании … В юридической и правовой литературе в Республики Беларусь и Российской Федерации статус отца-одиночки не … Важнейшей социальной функцией семьи всегда было и остается воспитание подрастающего поколения. Семья призвана обеспечить ребенку необходимые условия для …
Первым шагом, предпринятым в республике для реализации положений Конвенции, стало принятие 19 ноября 1993 года Закона Республики Беларусь «Оправах ребенка».
На охрану прав детей и обеспечение их социальной защиты направлена и утвержденная 6 января 1998 года Президентская программа «Дети Беларуси», имеющая пять подпрограмм.
Среди документов, определяющих государственную политику в сфере охраны прав и интересов детей в семье, следует также назвать утвержденный 21 января 1991 года Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь». Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции и Закона Республики Беларусь «Об образовании». Для правового разрешения различного рода ситуаций, возникающих в новых условиях жизни общества, используется Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, принятый в 1999 году. Кодекс возложил на государство обязанность осуществлять всестороннюю защиту семьи.
Примеры похожих учебных работ
Психологические особенности воспитания и обучения слепого ребенка в семье
… необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким. …
Кризис личности и психосексуальное развитие у детей по З. Фрейду
… психосексуальное развитие человека не заканчивается в момент наступления половой зрелости в биологическом смысле слова, а продолжается всю жизнь, в ходе решения задач личностного и эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей, которое …
Развитие личности донаучн. период
… семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, … психические состояния человека путем воздействия …
Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания (Семенова л.Э. Общая …
… формируется при условии жизни человека в обществе (у детей — маугли … при этом наблюдается активная ориентировочная деятельность, включающая анализ ситуации (Толмен), … прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе …
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в …
… связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству — это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в …
Развитие индивидуальности
Модификация личности происходит под воздействием двух факторов:
- индивидуального – персональное восприятие событий, выбор приоритетов и моральных ценностей;
- социального – становление личности выполняется под влиянием общества, общепринятых норм поведения в социуме, воспитательного процесса.
Важно
Целостное формирование и совершенствование индивидуальных качеств, характера, манер поведения напрямую связано с воспитанием. Оно ориентирует, способствует организации развития индивида исходя из приоритетов и целей социума.
Существует две основополагающих концепции, которые, прогностически определяют психологическое и социальное развитие индивидуальности:
- Генетическая концепция – предполагается, что все ценности, черты характера, стиль поведения, интеллект передается человеку по наследству при его появлении на свет.
- Внешняя (социальная) концепция – если верить данному представлению, то при рождении человека, на биогенетическом уровне в нем не заложено никаких «программ». Его поведение, личные качества, потребности формируются под воздействием окружающего общества, а также жизненных обстоятельств. В воспитательном и жизнедеятельном процессах появляются вынужденные требования, интересы, различные желания, которые со временем трансформируются совместно со взглядом на жизнь и жизненными устремлениями. То есть человек сам выставляет для себя приоритеты или моральные нормы, вступает во внутриличностные конфликты из-за невозможности непременного получения желаемого, либо в силу иных обстоятельств.
Методы социального воспитания
Происходящие изменения
Методы формирования коллектива в педагогике переплетаются с принципами, которым следует преподаватель в индивидуальной работе с воспитанниками. Как бы то ни было, высококвалифицированный специалист в итоге добивается впечатляющих результатов. У учеников формируется новый уровень аффективно-потребностной и познавательной сферы, возникают устойчивые формы деятельности и поведения, развивается общественная направленность и индивидуальный характер. В ходе чего каждый из них преображается. Потому что развитие личности подразумевает происхождение изменений в психике, а также в духовной и интеллектуальной сфере ученика.
К позитивным преобразованиям относится улучшение памяти, характера, мышления и воли. Сюда же относится обретение, расширение и последующее углубление знаний, некий интеллектуальный рост. Естественно, всё это сопровождается изменением сознания и нравственным становлением.
Если выражаться научным языком, то ученик начинает превращаться в субъект общественной деятельности и межличностных отношений. И он не просто переходит с более низкого уровня на ступень повыше. Количественные изменения диалектически переходит в качественные преобразования духовных и психических характеристик воспитанника.
Это и есть социализация. Юный член общества учится усваивать ценности, нормы, установки, перенимает образцы поведения, воспроизводит приобретённый жизненный опыт. И этот процесс не прекращается. Социализация длится в течение всей жизни. Но начинается она ещё в школе, и держится под контролем небезразличных профессионалов-преподавателей, от которых во многом зависит, какими в будущем станут их воспитанники.
Коллектив
Это – основная база, за исключением семьи, на которой дети получают свой первый социальный опыт. Именно в коллективе ребёнок начинает своё становление, как личности. К тому же в школе общение планируется и впоследствии направляется высококвалифицированными преподавателями.
Коллектив – это объединение воспитанников, характеризующееся определёнными признаками. Главный из которых заключается в наличии у них общей социально значимой цели – получении образования.
Ещё один принцип подразумевает совместную деятельность коллектива. И отношения ответственной зависимости. Всем известно, что между членами любого коллектива образуется специфическая связь, которая отражает как единство их деятельности, так и переживания с оценочными суждениями.
Последний признак коллектива заключается в наличии общего руководящего органа. В данном случае, естественно, им является преподаватель, который регулирует все психолого-педагогические процессы. Именно учитель формирует здоровый микроклимат в коллективе, способствует доброжелательным отношениям между учениками, помогает им быть сплоченными. И от преподавателя зависит, поймут ли дети, что такое взаимопонимание и взаимопомощь.
Проблема современности
В педагогике формирование – это процесс становления личности. И его принято рассматривать, как проблему воспитания. И в современном XXI веке она действительно стоит остро.
Всё потому, что сейчас у многих людей появилась тенденция выступать за свободное развитие личности. Некоторые даже всерьёз считают педагогическое воспитание нарушением права ученика/студента быть индивидуальностью. Поэтому преподаватель-профессионал должен грамотно сочетать традиционные методы с современными.
Самоопределение — это важно. Но! Не менее важна интеграция ученика в мировую и национальную культуру, формирование его, как гражданина, а также привитие ему осознания того, что без сотрудничества и взаимопонимания в современном обществе существовать невозможно. Зарубежные концепции интересны, но в неизменном виде и, тем более, целиком в нашу жизнь они не могут быть перенесены. Именно это должны понять в первую очередь родители XXI века.
Эстетическая установка
Эстетическое отношение подразумевает способность эмоционально воспринимать прекрасное. Она не может быть проявлена только в отношении к природе или произведению искусства. Благодаря способности воспринимать красоту, человек обязан привносить эстетику в личную жизнь и в жизнь других людей, в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность и в социальный ландшафт. В то же время эстетическое воспитание должно предотвратить наше отступление в «чистый эстетизм».
В процессе эстетического воспитания используются художественные и литературные произведения: Музыка, искусство, кино, театр и фольклор. Этот процесс включает в себя участие в художественных, музыкальных, литературных произведениях, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города. Педагогическое значение имеет эстетическая организация труда привлекательный дизайн классных комнат, кабинетов и учебных заведений, художественный вкус, проявляющийся в стиле одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. Примерами могут служить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.
Основными целями физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательного и вестибулярного аппарата, различные методы закаливания организма, а также развитие силы воли и характера, направленные на повышение работоспособности человека.
Организация физического воспитания осуществляется посредством физической активности дома, в школе, в университете, в спортивных секциях. Она предполагает контроль за режимом занятий, труда и отдыха (гимнастика и игры, походы и спортивные соревнования) и медицинскую профилактику заболеваний подрастающего поколения.
Для формирования физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдать элементы режима дня: продолжительный сон, полноценное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.
Гражданское воспитание предполагает формирование ответственного отношения человека к семье, к другим людям, к своему народу и к Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, способствовать процветанию страны. В то же время он может почувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и стать гражданином мира.
Экономическое образование — это система мер, направленных на развитие экономического мышления современного человека в масштабах его семьи, производства, всей страны. Этот процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, осмотрительности, но и накопление знаний, связанных с проблемами собственности, систем управления, экономической рентабельности, налогообложения.
Экологическое образование основано на понимании внутренней ценности природы и всего живого на земле. Она ориентирует людей на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен участвовать в предотвращении экологической катастрофы в той мере, в какой он может.
Образование в области прав предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственности за их несоблюдение. Она направлена на воспитание уважения к закону и конституции, правам человека и критического отношения к тем, кто их нарушает.
Образовательный процесс в целом и в рамках конкретной области можно наблюдать или организовать на нескольких уровнях:
- 1-й — социальный уровень дает представление об образовании как постоянной функции общества на каждом этапе его развития в рамках общей культуры, а именно о таком аспекте общественной жизни, который связан с передачей культуры во всех ее формах и проявлениях подрастающему поколению.
- 2-й — институциональный уровень подразумевает реализацию целей и задач образования в контексте конкретных социальных институтов. То есть организации и учреждения, созданные специально для этой цели. Такими организациями являются детские дома и интернаты, детские сады, школы и университеты, дома творчества и центры развития.
- Третий — социально-психологический уровень определяет образование в контексте отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, объединение бизнесменов — на своих коллег, объединение женщин-матерей погибших солдат против войны — на государственные органы, объединение учителей — на развитие творческого потенциала педагогов.
- 4-й — межличностный уровень определяет специфику преподавания как практику взаимодействия тьютора и студентов, учитывающую индивидуально-психологические и личностные особенности последних. Примерами такой практики являются: родительское просвещение, работа социального психолога и учителя в работе с детьми, подростками и взрослыми, педагогическое влияние учителя в процессе общения с учащимися в системе образования.
- 5-й — внутриличностный уровень — это, по сути, процесс самовоспитания, который происходит как воспитательное воздействие человека на самого себя в различных жизненных ситуациях. Например, при принятии решений и в конфликтных ситуациях, при выполнении учебных заданий, во время экзаменов или спортивных соревнований.