Содержание
- Психические процессы
- Психические свойства
- Психические состояния
Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.
Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.
Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
ПСИХОЛО́ГИЯ
ПСИХОЛО́ГИЯ (от психо… и …логия), наука о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики в различных её формах, в т. ч. сознания как специфически человеческой формы психики.
В качестве самостоят. науч. дисциплины П. существует с кон. 19 в. До этого развитие представлений о психике и сознании происходило прежде всего в философии, а также в лит-ре, иск-ве и в рамках таких, напр., науч. дисциплин и практик, как физиология, этнография, медицина, педагогика и т. п. П. находится на стыке естественных, гуманитарных и социальных наук, разл. её разделы тяготеют к разным группам наук и внутри неё самой существуют очень разные, часто конфликтующие между собой образы П. Единству П. препятствует и постоянно возрождающийся в ней редукционизм, т. е. сведение психического к каким-то иным по своей природе реальностям (физиологическим, социологическим, логическим и др. процессам) и его объяснение через них; наиболее распространённым было отождествление психики с физиологич. деятельностью головного мозга и всей нервной системы.
Методологич. трудности, сопровождавшие П. на протяжении всей её истории, связаны с тем, что её предметом выступают явления, многие из которых непосредственно не наблюдаемы. Это стало причиной больших расхождений в понимании предмета П. разными школами и направлениями.
Самым ранним понятием, охватывающим все изучаемые П. явления, было понятие души. Исторически первое определение предмета П. как науки о душе возникло ещё в рамках античной философии (трактат Аристотеля «О душе» и др.). В разл. учениях о душе обобщались накопленные человечеством знания о психич. процессах и свойствах личности. В 16–17 вв., с обращением к опытному изучению психич. процессов, П. стала определяться как наука о сознании. Р. Декарт считал явления сознания самым несомненным из всего существующего в мире и непосредственно доступным для познания путём самонаблюдения (наличие бессознательной психич. жизни Декартом отрицалось). Идея о возможности и необходимости самонаблюдения как единственного метода познания «внутреннего мира» была развита Дж. Локком в его учении о рефлексии. Локк также ввёл в П. понятие ассоциации, ставшее чрезвычайно популярным в последующие три столетия (см. Ассоциативная психология). Признание самонаблюдения (интроспекции) гл. методом науч. познания психич. явлений неоднократно обосновывалось в разл. школах интроспективной психологии.
Выделение П. в самостоят. науку было подготовлено развитием во 2-й пол. 19 в. эксперим. исследований физиологии нервной системы и органов чувств, попытками измерения некоторых параметров психич. процессов и др. (см. также Психофизика, Психофизиология). Сложившееся к этому времени понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» легло в основу программы построения П. как самостоят. науки, предложенной В. Вундтом в 1860-х – нач. 1870-х гг. В основанной в 1879 Вундтом первой в мире лаборатории эксперим. П. при Лейпцигском ун-те получили проф. подготовку учёные из разных стран мира (Э. Титченер, Г. С. Холл, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге и др.). Определив П. как науку о непосредств. опыте (т. е. о феноменах сознания, постигаемых путём тщательной и строго контролируемой в эксперименте интроспекции), он выделил простейшие «элементы» сознания – ощущения и элементарные чувства. Целью психолога считалось вычленение «сенсорной мозаики» сознания, а также связей между элементами и установление законов душевной жизни. Эта точка зрения была развита в структурализме Титченера. Другую – альтернативную вундтовской – программу построения П. как самостоят. науки предложил Ф. Брентано («Психология с эмпирической точки зрения», 1874); сохраняя интроспективное понимание сознания как мира «внутренних» явлений, он стал рассматривать его как систему духовных актов, характеризующихся направленностью на предметы – интенциональностью. Третья программа построения П. как самостоят. науки предложена И. М. Сеченовым («Рефлексы головного мозга», 1863; «Кому и как разрабатывать психологию», 1873). Эта программа выходила за рамки традиц. интроспективного представления о сознании и рассматривала психическое как внешне детерминированную рефлекторную деятельность, подлежащую изучению объективно-генетич. методами.
Сформулированное в баденской школе неокантианства (В. Виндельбандом и др.) разграничение двух принципиально разл. методологич. установок – генерализирующего номотетического метода, используемого естеств. науками, и индивидуализирующего идиографического метода, характерного для наук исторических, получило распространение и в П. Идея двух психологий была выражена в противопоставлении В. Дильтеем объяснительной (номотетической) и описательной (идиографической) П., которую его ученик и продолжатель Э. Шпрангер называл также понимающей психологией. В. Вундт противопоставлял «физиологическую» П. элементарных психич. процессов, изучаемых методом интроспекции, и «психологию народов», исследующую мифы, обычаи, верования разл. народов с помощью идиографич. метода.
В кон. 19 – нач. 20 вв. развитие П. определяется прежде всего запросами производственной, медицинской, педагогической, военной и т. п. практики, которые не могла удовлетворить «академическая» интроспективная психология. В первые два десятилетия 20 в. бурно развиваются прикладные направления П. (психология труда, педагогическая психология и др.), возникают крупнейшие психологич. школы и направления 20 в. – психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм, весьма по-разному решающие фундам. проблемы предмета П., её методологии, гл. категорий и т. п. В 1910–1930-е гг. методологич. и теоретич. плюрализм в П. оценивался мн. учёными (Н. Н. Ланге, К. Н. Корниловым, К. Бюлером, Л. С. Выготским) как её «открытый кризис», понятый как необходимая, но требующая преодоления стадия развития П. Так, для психоанализа З. Фрейда и разл. направлений глубинной психологии предметом исследования стали неосознаваемые психич. процессы, для гештальтпсихологии (К. Коффка, В. Кёлер, М. Вертхаймер и др.) – целостные структуры сознания, первичные по отношению к элементарным ощущениям и не выводимые из ассоциативных связей, для бихевиоризма, отталкивающегося от рефлекторных теорий И. М. Сеченова и И. П. Павлова, – объективно регистрируемые и наблюдаемые извне акты поведения, в число которых включались также внешне проявляющиеся поведенческие и речевые реакции, для культурно-исторической психологии (Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев) – высшие психич. функции, прижизненно формирующиеся в общении и деятельности через усвоение из социального окружения культурно-историч. опыта. Существенное влияние на развитие П. оказали понимающая психология В. Дильтея и Э. Шпрангера, экзистенциальная психология Л. Бинсвангера, теория поля К. Левина.
К кон. 1930-х гг. в предмет П. включена личность, ранее рассматривавшаяся преим. как филос. и этич. понятие. Благодаря Г. Олпорту, обобщившему разрозненные работы в этой области, изучение личности стало особым разделом П. Наряду с многочисл. попытками сведения личности к интегральной структуре психич. процессов, получила обоснование её особая природа, не сводимая к психике.
После 2-й мировой войны П. получила особое развитие в США, куда во 2-й пол. 1930-х гг. эмигрировали мн. крупнейшие европ. психологи (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Гольдштейн, К. Левин, В. Кёлер, М. Вертхаймер, Ш. Бюлер и др.). В психологич. образовании и массовой практике в этот период доминировал бихевиоризм, который в стремлении установить наиболее строгие и достоверные закономерности упрощал человеческую П., вынося за рамки изучения все её высшие, наиболее сложные проявления. В клинич. П. сходную роль выполнял психоанализ. Возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. движение гуманистической психологии стремилось расширить эти узкие рамки психологич. исследования и ввести в него высшие человеческие проявления (ценности, любовь, творчество и др.). В это же время зародилась когнитивная психология, трактующая психич. процессы как процессы переработки информации разной степени сложности, в частности, по аналогии с работой электронно-вычислит. устройств. В дальнейшем это направление превратилось в междисциплинарную когнитивную науку, вышедшую за рамки психологии. В последней трети 20 в. П. претерпевает существенные изменения. Конкуренция несовместимых по своим методологич. ориентациям науч. школ сменяется тенденцией к конвергенции, синтезу и выработке общего языка.
В России П. как самостоят. наука развивалась отд. учёными с 1870-х гг. Первое психологич. об-во (московское) возникло в 1885, в 1908 в С.-Петербурге основан Психоневрологич. ин-т под рук. В. М. Бехтерева, а в 1912 в Москве – Психологич. ин-т под рук. Г. И. Челпанова. В 1930-е гг. по мере ужесточения идеологич. контроля мн. направления П. в стране были свёрнуты (психодиагностика, психотерапия, социальная П.), некоторых учёных репрессировали; был также закрыт единственный выходивший в 1928–32 ж. «Психология». В 1930–50-х гг. П. в СССР существовала почти исключительно как раздел педагогич. наук, преим. развитие получили детская и педагогическая П., а также нейропсихология, сильный импульс которой дали задачи восстановления психич. функций после ранений мозга в годы войны. В 1955 стал выходить ж. «Вопросы психологии» и начали активно развиваться, помимо общей П., инженерная психология, психофизиология, воен. и космич. П., а с кон. 1960-х гг. – социальная, медицинская, когнитивная П., П. личности, психолингвистика и др. дисциплины. В 1966 открылись первые факультеты П. в МГУ и ЛГУ, а в Москве был проведён очередной Междунар. психологич. конгресс.
Все возникшие в СССР школы и направления заявляли о том, что строят свои психологич. исследования на основе марксизма, однако и на этой единой почве были созданы системы, существенно различающиеся по своим конкретным принципам. В культурно-историч. концепции Л. С. Выготского сознание рассматривалось как социальная по своему происхождению и опосредствованная особыми психологич. орудиями реальность. Выдвинутый С. Л. Рубинштейном в 1922 принцип единства сознания и деятельности получил затем теоретич. и эксперим. разработку в трудах 1930–50-х гг. Развивая идеи Выготского, А. Н. Леонтьев поставил во главу угла деятельность как процесс, связывающий субъекта с миром и опосредующий формирование индивидуальной психики и сознания, а также личности. Наряду со школой Выготского, Леонтьева и Лурия и сложившейся в 1950–70-х гг. школой Рубинштейна, оформились также ленингр. школа Б. Г. Ананьева и В. М. Мясищева, стремящаяся, в частности, к разработке точных методов прикладной П., груз. школа Д. Н. Узнадзе, в центре внимания которой оказалось изучение установки как целостного бессознательного состояния субъекта, пермская школа В. С. Мерлина, реализующая системный подход в изучении индивидуальности человека. Начиная с 1970-х гг. происходит постепенное развитие всех отраслей П., в т. ч. таких фундам. и прикладных направлений, как психогенетика, этнопсихология, геронтология, психологич. консультирование, политич. П., экономич. П., П. спорта и др.
В целом плюрализм идей, теорий и методов сочетается в совр. П. с едиными критериями оценки науч. исследований и стремлением к выработке единого для всех понятийного аппарата. Наряду с такими общими для большинства наук методами, как наблюдение и эксперимент, в разл. отраслях П. большую роль играют спец. методы – психодиагностич. процедуры (тесты, в т. ч. проективные, анкеты, опросники и т. п.), методы моделирования, сравнительного анализа, формирующий эксперимент и др. Всё большее развитие приобретают нейрокогнитивные исследования, направленные на установление связи психич. процессов с их мозговыми механизмами.
Психические свойства
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.
К психическим свойствам относятся:
- Темперамент;
- Характер;
- Способности;
- Направленность.
Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.
Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.
Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития
Тема 1.1. Введение в психологию
План:
Психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи
Содержание психической жизни человека: психические процессы, психические состояния. психические свойства
Структура современной психологии.
Основные понятия: психика,психическое развитие,движущие силы развития, онтогенез и филогенез
Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой
1.
Психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи
Любой психически здоровый человек способен воспринимать
и
познавать
окружающий мир, различные предметы и явления.
— Мы слышим различные звуки: шорох травы, пение птиц, гул самолета, транспорта.
— Мы видим различные предметы, явления, людей и животных, различаем форму, цвет, высоту.
— Мы ощущаем
ароматы и запахи (например, запах бензина и аромат духов).
— Мы мыслим над прочитанной книгой, над фильмом, обдумываем действия, принимаем решения.
— Наш мозг способен запомнить, вспомнить, припомнить.
— Мы способны представить то, чего никогда не воспринимали (например, тропический лес, мамонтов) и представить то, чего не существует на свете (например, события фантастических книг, фильмов, сказок).
Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое отношение к предметам и явлениям. Что-то его радует, доставляет удовольствие, к чему-то он равнодушен, чем-то огорчен.
Каждый человек по-своему своеобразен и имеет свои особенности: одни занимаются танцами, другие музыкой, спортом, книгами.
Все эти разнообразные психические явления, проявления темперамента, характера, чувств и воли составляют в своей совокупности психику. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.
Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Название это произошло от слияния двух древнегреческих слов – «псюхе» — душа и «логос» — учение, слово, и означает «наука о душе».
Предметом психологии является изучение психики животных и человека.
Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.
Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы -отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяют познавательные процессы
— ощущение, память, восприятие, мышление, воображение, речь, и
эмоционально-волевые
к ним относят чувства, эмоции и волю.
Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя.
Ощущение– процесс, который связан с выделением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус).
Восприятие – это процесс восприятия предметов в совокупности их свойств.
Память – это процесс, который дает нам право и возможность запомнить все, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести.
С помощью мышлениячеловек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира.
Воображение дает возможность представить себе то, что человек раньше не видел, не слышал, не делал, и не чувствовал.
Речьпозволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям.
Особое место среди познавательных процессов занимает внимание,
которое присутствует во всех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всех познавательных психических процессов.
К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции.
Они отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события.
К волевым психическим процессам относится воля. Воля
обеспечивает сознательную регуляцию повеления, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
Психические свойства -наиболее существенные и устойчивые психические особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности человека – темперамент, характер, способности и направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивации, интересах, желаниях, убеждениях…
Темперамент – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека.
Характер– это сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении.
Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности.
Интерес– проявляется в направленности личности на тот или иной предмет.
Мотивация– процесс внутреннего психического управления поведением.
Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый периодвремени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на поведение человека в течение этого периода. К ним относятся: бодрость, утомление, апатия, рассеянностью, аффект, переживание, фрустрация, эйфория, адаптация, агрессивность, радость и др.
Агрессивность – повеление человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред.
Адаптация– приспособление, привыкание к новой сфере.
Утомление —
плохое настроение, усталость.
Фрустрация– эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.
Эйфория –
состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
Рассеянность – это состояние забывчивости, которое оказывает влияние на человека.
Самоактуализация– стремление к личному самосовершенствованию.
Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом.
Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные).
Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Поэтому психология занимается вопросами сознания.
Таким образом, психология – это наука, изучающая психические свойства, процессы и состояния, закономерности из развития и проявления.
2. Краткая история развития психологии.
Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой — очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелемв его трактате «О душе».
Аристотель считается основоположником психологии.
С другой стороны – научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже – на рубеже XIX-XX веков.
В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода.
I период: Психология – наука о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры.
Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в этот период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, т.е. самонаблюдение.
В этот период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит.
II период: Психология – наука о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры.
Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных.
Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка – рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлови И.Н. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга.
Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, т.е. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга.
III период: Психология – наука о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века.
Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология – появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, например, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования – естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф.Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики.
Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк – создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел – «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский,А.В. Петровский.
IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е.ЕКравцова, Н.И. Гуткина.
3. Структура современной психологии.
Сегодня психология представляет сложную структуру разных ее отраслей. Образно психологию можно представить в виде дерева, где ствол составляет общая психология, а ветви, отходящие от нее – отрасли психологии. Отраслей очень много.
Общая психология
изучает историю данной науки, методы и теории исследования человека. Изучает общие закономерности познавательной и практической деятельности взрослого человека.
Психодиагностика
ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития взрослого и ребенка.
Парапсихология
изучает необычные явления психики: ясновидение, летаргический сон, телепатию, экстросенсорику.
Генетическая
психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.
Предметом изучения экопсихологии
является экологическое сознание. Одной из задач является изучение влияния внешней среды на психическое состояние человека.
Возрастная психология
исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах. Здесь выделяются разделы:
1. Детская психология – от рождения до 10 лет.
2. Психология подростка – от 10 лет до 14-15 лет.
3. Психология юности – от 14-15 до 17-18 лет.
4. Психология взрослого – от 7-18 лет до 60 (по этапам).
5. Геронтопсихология – от 60 лет до 90 лет.
6. Психология долгожителя – свыше 90 лет.
Педагогическая психология занимается психологическими закономерностями воспитания и обучения молодого поколения.
Предметом изучения социальной
психологии является психология группы и коллективов, взаимоотношения людей в них.
Патопсихологияизучает болезненные расстройства психики. Ее разделы:
1. Олигофренопсихология – врожденные дефекты мозга.
2. Сурдопсихология – дефект слуха.
3. Тифлопсихология – дефект зрения.
Медицинскаяпсихология изучает деятельность врача и поведение больного.
Зоопсихологияизучает психику и поведение животных.
Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности.
Космическая психологияизучает психику в условиях невесомости.
Военная психология изучает психические особенности человека в условиях боя, военной обстановки; психическую деятельность военнослужащих.
Психология спорта исследует законы выработки спортивных навыков; деятельность и личность спортсмена.
Таким образом, современная психология представляет сложную систему различных ее отраслей.
Тема 1.1. Введение в психологию
План:
Психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи
Содержание психической жизни человека: психические процессы, психические состояния. психические свойства
Структура современной психологии.
Основные понятия: психика,психическое развитие,движущие силы развития, онтогенез и филогенез
Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой
1.
Психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи
Любой психически здоровый человек способен воспринимать
и
познавать
окружающий мир, различные предметы и явления.
— Мы слышим различные звуки: шорох травы, пение птиц, гул самолета, транспорта.
— Мы видим различные предметы, явления, людей и животных, различаем форму, цвет, высоту.
— Мы ощущаем
ароматы и запахи (например, запах бензина и аромат духов).
— Мы мыслим над прочитанной книгой, над фильмом, обдумываем действия, принимаем решения.
— Наш мозг способен запомнить, вспомнить, припомнить.
— Мы способны представить то, чего никогда не воспринимали (например, тропический лес, мамонтов) и представить то, чего не существует на свете (например, события фантастических книг, фильмов, сказок).
Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое отношение к предметам и явлениям. Что-то его радует, доставляет удовольствие, к чему-то он равнодушен, чем-то огорчен.
Каждый человек по-своему своеобразен и имеет свои особенности: одни занимаются танцами, другие музыкой, спортом, книгами.
Все эти разнообразные психические явления, проявления темперамента, характера, чувств и воли составляют в своей совокупности психику. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.
Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Название это произошло от слияния двух древнегреческих слов – «псюхе» — душа и «логос» — учение, слово, и означает «наука о душе».
Предметом психологии является изучение психики животных и человека.
Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.
Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы -отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяют познавательные процессы
— ощущение, память, восприятие, мышление, воображение, речь, и
эмоционально-волевые
к ним относят чувства, эмоции и волю.
Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя.
Ощущение– процесс, который связан с выделением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус).
Восприятие – это процесс восприятия предметов в совокупности их свойств.
Память – это процесс, который дает нам право и возможность запомнить все, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести.
С помощью мышлениячеловек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира.
Воображение дает возможность представить себе то, что человек раньше не видел, не слышал, не делал, и не чувствовал.
Речьпозволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям.
Особое место среди познавательных процессов занимает внимание,
которое присутствует во всех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всех познавательных психических процессов.
К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции.
Они отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события.
К волевым психическим процессам относится воля. Воля
обеспечивает сознательную регуляцию повеления, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
Психические свойства -наиболее существенные и устойчивые психические особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности человека – темперамент, характер, способности и направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивации, интересах, желаниях, убеждениях…
Темперамент – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека.
Характер– это сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении.
Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности.
Интерес– проявляется в направленности личности на тот или иной предмет.
Мотивация– процесс внутреннего психического управления поведением.
Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый периодвремени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на поведение человека в течение этого периода. К ним относятся: бодрость, утомление, апатия, рассеянностью, аффект, переживание, фрустрация, эйфория, адаптация, агрессивность, радость и др.
Агрессивность – повеление человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред.
Адаптация– приспособление, привыкание к новой сфере.
Утомление —
плохое настроение, усталость.
Фрустрация– эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.
Эйфория –
состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
Рассеянность – это состояние забывчивости, которое оказывает влияние на человека.
Самоактуализация– стремление к личному самосовершенствованию.
Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом.
Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные).
Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Поэтому психология занимается вопросами сознания.
Таким образом, психология – это наука, изучающая психические свойства, процессы и состояния, закономерности из развития и проявления.
2. Краткая история развития психологии.
Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой — очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелемв его трактате «О душе».
Аристотель считается основоположником психологии.
С другой стороны – научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже – на рубеже XIX-XX веков.
В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода.
I период: Психология – наука о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры.
Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в этот период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, т.е. самонаблюдение.
В этот период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит.
II период: Психология – наука о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры.
Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных.
Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка – рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлови И.Н. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга.
Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, т.е. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга.
III период: Психология – наука о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века.
Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология – появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, например, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования – естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф.Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики.
Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк – создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел – «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский,А.В. Петровский.
IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е.ЕКравцова, Н.И. Гуткина.
3. Структура современной психологии.
Сегодня психология представляет сложную структуру разных ее отраслей. Образно психологию можно представить в виде дерева, где ствол составляет общая психология, а ветви, отходящие от нее – отрасли психологии. Отраслей очень много.
Общая психология
изучает историю данной науки, методы и теории исследования человека. Изучает общие закономерности познавательной и практической деятельности взрослого человека.
Психодиагностика
ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития взрослого и ребенка.
Парапсихология
изучает необычные явления психики: ясновидение, летаргический сон, телепатию, экстросенсорику.
Генетическая
психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.
Предметом изучения экопсихологии
является экологическое сознание. Одной из задач является изучение влияния внешней среды на психическое состояние человека.
Возрастная психология
исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах. Здесь выделяются разделы:
1. Детская психология – от рождения до 10 лет.
2. Психология подростка – от 10 лет до 14-15 лет.
3. Психология юности – от 14-15 до 17-18 лет.
4. Психология взрослого – от 7-18 лет до 60 (по этапам).
5. Геронтопсихология – от 60 лет до 90 лет.
6. Психология долгожителя – свыше 90 лет.
Педагогическая психология занимается психологическими закономерностями воспитания и обучения молодого поколения.
Предметом изучения социальной
психологии является психология группы и коллективов, взаимоотношения людей в них.
Патопсихологияизучает болезненные расстройства психики. Ее разделы:
1. Олигофренопсихология – врожденные дефекты мозга.
2. Сурдопсихология – дефект слуха.
3. Тифлопсихология – дефект зрения.
Медицинскаяпсихология изучает деятельность врача и поведение больного.
Зоопсихологияизучает психику и поведение животных.
Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности.
Космическая психологияизучает психику в условиях невесомости.
Военная психология изучает психические особенности человека в условиях боя, военной обстановки; психическую деятельность военнослужащих.
Психология спорта исследует законы выработки спортивных навыков; деятельность и личность спортсмена.
Таким образом, современная психология представляет сложную систему различных ее отраслей.
Психология памяти человека
Особое значение в психологии человека занимает память. Благодаря запоминанию информации, каждый индивид развивается, обучается, становится личностью. В основе памяти лежит свойство нервных клеток изменяться под влиянием раздражителей и надолго сохранять следы нервного возбуждения. В нейронах происходят различные биохимические изменения. Когда память оживляется, происходит возбуждение нервных клеток даже при отсутствии раздражителя.
Психология памяти тесно связана со свойствами воды. Ведь человеческий организм на 80 процентов состоит из жидкости. Вода может помнить состояния, в которых ранее пребывала. Подобный процесс возможен, благодаря способности жидкости поглощать, а также трансформировать и перераспределять энергию.
Сознание в психологии
Суть сознания принято определять через способность человека к абстрактному (вербальному) мышлению. Его орудием и средством является язык, возникший в человеческом обществе. Посредством языка происходит познание законов природы и общества.
Замечание 1
Л. С. Выготский писал, что сознание представляет собой рефлексию действительности субъектом, определение им своей деятельности и самого себя. Сознательно, по мнению исследователя, то, что можно передать в качестве раздражителя на другие системы рефлексов (то, что способно вызывать в них отклик).
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сознание как предмет психологии 400 ₽ Реферат Сознание как предмет психологии 240 ₽ Контрольная работа Сознание как предмет психологии 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Индивидуальное сознание существует лишь при наличии общественного сознания и языка, который является его реальным субстратом. Сознание не было изначально, оно не порождается природой, а возникает по причине существования общества. По этой причине сознание не всегда постулат и не условие психологии, а представляет собой ее проблему (предмет конкретного научно-психологического исследования).
Элементы сознания по Выготскому включают словесные значения в качестве системы, которая действует как единое целое. Эта работающая система представляет собой состояние бодрствования, специфическую человеческую характеристику бодрствования.
С позиции Б. Г. Ананьева сознание может выступать как элемент эффекта действия. Первоначальными фактами сознания являются следующие составляющие:
- Восприятие,
- Переживание индивидом результатов своих собственных действий.
Постепенно осознанию поддаются не только эффекты действий, но и сами процессы деятельности. Индивидуальное развитие сознания происходит через переход от сознания соответствующих моментов действий к целенаправленной и планомерной деятельности. Состояние бодрствования при этом считается сплошным «потоком», который переключается с одного вида деятельности на другой.