Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния


Содержание

  • Психические процессы
  • Психические свойства
  • Психические состояния

Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.

Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

ПСИХОЛО́ГИЯ

ПСИХОЛО́ГИЯ (от пси­хо… и …ло­гия), нау­ка о строе­нии и за­ко­но­мер­но­стях воз­ник­но­ве­ния, раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния пси­хи­ки в раз­лич­ных её фор­мах, в т. ч. соз­на­ния как спе­ци­фи­че­ски че­ло­ве­че­ской фор­мы пси­хи­ки.

В ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. на­уч. дис­ци­п­ли­ны П. су­ще­ст­ву­ет с кон. 19 в. До это­го раз­ви­тие пред­став­ле­ний о пси­хи­ке и соз­на­нии про­ис­хо­ди­ло пре­ж­де все­го в фи­ло­со­фии, а так­же в лит-ре, иск-ве и в рам­ках та­ких, напр., на­уч. дис­ци­п­лин и пра­к­тик, как фи­зио­ло­гия, эт­но­гра­фия, ме­ди­ци­на, пе­да­го­ги­ка и т. п. П. на­хо­дит­ся на сты­ке ес­те­ст­вен­ных, гу­ма­ни­тар­ных и со­ци­аль­ных на­ук, разл. её раз­делы тя­го­те­ют к раз­ным груп­пам на­ук и внут­ри неё са­мой су­ще­ст­ву­ют очень раз­ные, час­то кон­флик­тую­щие ме­ж­ду со­бой об­ра­зы П. Един­ст­ву П. пре­пят­ст­ву­ет и по­сто­ян­но воз­ро­ж­даю­щий­ся в ней ре­дук­цио­низм, т. е. све­де­ние пси­хи­че­ско­го к ка­ким-то иным по сво­ей при­роде ре­аль­но­стям (фи­зио­ло­ги­че­ским, со­цио­ло­ги­че­ским, ло­ги­че­ским и др. про­цес­сам) и его объ­яс­не­ние че­рез них; наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным бы­ло ото­жде­ст­в­ле­ние пси­хи­ки с фи­зио­ло­гич. дея­тель­но­стью го­лов­но­го моз­га и всей нерв­ной сис­те­мы.

Ме­то­до­ло­гич. труд­но­сти, со­про­во­ж­дав­шие П. на про­тя­же­нии всей её ис­то­рии, свя­за­ны с тем, что её пред­ме­том вы­сту­па­ют яв­ле­ния, мно­гие из ко­то­рых не­по­сред­ст­вен­но не на­блю­дае­мы. Это ста­ло при­чи­ной боль­ших рас­хо­ж­де­ний в по­ни­ма­нии пред­ме­та П. раз­ны­ми шко­ла­ми и на­прав­ле­ния­ми.

Са­мым ран­ним по­ня­ти­ем, ох­ва­ты­ваю­щим все изу­чае­мые П. яв­ле­ния, бы­ло по­ня­тие ду­ши. Ис­то­ри­че­ски пер­вое оп­ре­де­ле­ние пред­ме­та П. как нау­ки о ду­ше воз­ник­ло ещё в рам­ках ан­тич­ной фи­лосо­фии (трак­тат Ари­сто­те­ля «О ду­ше» и др.). В разл. уче­ни­ях о ду­ше обоб­ща­лись на­ко­п­лен­ные че­ло­ве­че­ст­вом зна­ния о пси­хич. про­цес­сах и свой­ст­вах лич­но­сти. В 16–17 вв., с об­ра­ще­ни­ем к опыт­но­му изу­че­нию пси­хич. про­цес­сов, П. ста­ла оп­ре­де­лять­ся как нау­ка о соз­на­нии. Р. Де­карт счи­тал яв­ле­ния соз­на­ния са­мым не­со­мнен­ным из все­го су­ще­ст­вую­ще­го в ми­ре и не­по­сред­ст­вен­но дос­туп­ным для по­зна­ния пу­тём са­мо­на­блю­де­ния (на­ли­чие бес­соз­на­тель­ной пси­хич. жиз­ни Де­кар­том от­ри­ца­лось). Идея о воз­мож­но­сти и не­об­хо­ди­мо­сти са­мо­на­блю­де­ния как един­ст­вен­но­го ме­то­да по­зна­ния «внут­рен­не­го ми­ра» бы­ла раз­ви­та Дж. Лок­ком в его уче­нии о реф­лек­сии. Локк так­же ввёл в П. по­ня­тие ас­со­циа­ции, став­шее чрез­вы­чай­но по­пу­ляр­ным в по­сле­дую­щие три сто­ле­тия (см. Ас­со­циа­тив­ная пси­хо­ло­гия). При­зна­ние са­мо­на­блю­де­ния (ин­трос­пек­ции) гл. ме­то­дом на­уч. по­зна­ния пси­хич. яв­ле­ний не­од­но­крат­но обос­но­вы­ва­лось в разл. шко­лах ин­трос­пек­тив­ной пси­хо­ло­гии.

Вы­де­ле­ние П. в са­мо­сто­ят. нау­ку бы­ло под­го­тов­ле­но раз­ви­ти­ем во 2-й пол. 19 в. экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний фи­зио­ло­гии нерв­ной сис­те­мы и ор­га­нов чувств, по­пыт­ка­ми из­ме­ре­ния не­ко­то­рых па­ра­мет­ров пси­хич. про­цес­сов и др. (см. так­же Пси­хо­фи­зи­ка, Пси­хо­фи­зио­ло­гия). Сло­жив­шее­ся к это­му вре­ме­ни по­ни­ма­ние соз­на­ния как «со­во­куп­но­сти соз­на­вае­мых на­ми со­стоя­ний» лег­ло в ос­но­ву про­грам­мы по­строе­ния П. как са­мо­сто­ят. нау­ки, пред­ло­жен­ной В. Вунд­том в 1860-х – нач. 1870-х гг. В ос­но­ван­ной в 1879 Вунд­том пер­вой в ми­ре ла­бо­ра­то­рии экс­пе­рим. П. при Лейп­циг­ском ун-те по­лу­чи­ли проф. под­го­тов­ку учё­ные из раз­ных стран ми­ра (Э. Тит­че­нер, Г. С. Холл, О. Кюль­пе, Ф. Крю­гер, Э. Мей­ман, Г. Мюн­стер­берг, В. М. Бех­те­рев, Н. Н. Лан­ге и др.). Оп­ре­де­лив П. как нау­ку о не­по­средств. опы­те (т. е. о фе­но­ме­нах соз­на­ния, по­сти­гае­мых пу­тём тща­тель­ной и стро­го кон­тро­ли­руе­мой в экс­пе­ри­мен­те ин­трос­пек­ции), он вы­де­лил про­стей­шие «эле­мен­ты» со­зна­ния – ощу­ще­ния и эле­мен­тар­ные чув­ст­ва. Це­лью пси­хо­ло­га счи­та­лось вы­чле­не­ние «сен­сор­ной мо­заи­ки» соз­на­ния, а так­же свя­зей ме­ж­ду эле­мен­та­ми и ус­та­нов­ле­ние за­ко­нов ду­шев­ной жиз­ни. Эта точ­ка зре­ния бы­ла раз­ви­та в струк­ту­рализ­ме Тит­че­не­ра. Дру­гую – аль­тернатив­ную вунд­тов­ской – про­грам­му по­строе­ния П. как са­мо­сто­ят. нау­ки пред­ло­жил Ф. Брен­та­но («Пси­хо­ло­гия с эм­пи­ри­че­ской точ­ки зре­ния», 1874); со­хра­няя ин­трос­пек­тив­ное по­ни­ма­ние со­зна­ния как ми­ра «внут­рен­них» яв­ле­ний, он стал рас­смат­ри­вать его как сис­те­му ду­хов­ных ак­тов, ха­рак­те­ри­зую­щих­ся на­прав­лен­но­стью на пред­ме­ты – ин­тен­цио­наль­но­стью. Тре­тья про­грам­ма по­строе­ния П. как са­мо­сто­ят. нау­ки пред­ло­же­на И. М. Се­че­но­вым («Реф­лек­сы го­лов­но­го моз­га», 1863; «Ко­му и как раз­ра­ба­ты­вать пси­хо­ло­гию», 1873). Эта про­грам­ма вы­хо­ди­ла за рам­ки тра­диц. ин­тро­спек­тив­но­го пред­став­ле­ния о соз­на­нии и рас­смат­ри­ва­ла пси­хи­че­ское как внеш­не де­тер­ми­ни­ро­ван­ную реф­лек­тор­ную дея­тель­ность, под­ле­жа­щую изу­че­нию объ­ек­тив­но-ге­не­тич. ме­то­да­ми.

Сфор­му­ли­ро­ван­ное в ба­ден­ской шко­ле нео­кан­ти­ан­ст­ва (В. Вин­дель­бан­дом и др.) раз­гра­ни­че­ние двух прин­ци­пи­аль­но разл. ме­то­до­ло­гич. ус­та­но­вок – ге­не­ра­ли­зи­рую­ще­го но­мо­те­ти­че­ско­го ме­то­да, ис­поль­зуе­мо­го ес­теств. нау­ка­ми, и ин­ди­ви­дуа­ли­зи­рую­ще­го идио­гра­фи­че­ско­го ме­то­да, ха­рак­тер­но­го для на­ук ис­то­ри­че­ских, по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние и в П. Идея двух пси­хо­ло­гий бы­ла вы­ра­же­на в про­ти­во­пос­тав­ле­нии В. Диль­те­ем объ­яс­ни­тель­ной (но­мо­те­ти­че­ской) и опи­са­тель­ной (идио­гра­фи­че­ской) П., ко­то­рую его уче­ник и про­дол­жа­тель Э. Шпран­гер на­зы­вал так­же по­ни­маю­щей пси­хо­ло­ги­ей. В. Вундт про­ти­во­по­став­лял «фи­зио­ло­ги­че­скую» П. эле­мен­тар­ных пси­хич. про­цес­сов, изу­чае­мых ме­то­дом ин­трос­пек­ции, и «пси­хо­ло­гию на­ро­дов», ис­сле­дую­щую ми­фы, обы­чаи, ве­ро­ва­ния разл. на­ро­дов с по­мо­щью идио­гра­фич. ме­то­да.

В кон. 19 – нач. 20 вв. раз­ви­тие П. оп­ре­де­ля­ет­ся пре­ж­де все­го за­про­са­ми про­из­вод­ст­вен­ной, ме­ди­цин­ской, пе­да­го­ги­че­ской, во­ен­ной и т. п. прак­ти­ки, ко­то­рые не мог­ла удов­ле­тво­рить «ака­де­ми­че­ская» ин­трос­пек­тив­ная пси­хо­ло­гия. В пер­вые два де­ся­ти­ле­тия 20 в. бур­но раз­ви­ва­ют­ся при­клад­ные на­прав­ле­ния П. (пси­хо­ло­гия тру­да, пе­да­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия и др.), воз­ни­ка­ют круп­ней­шие пси­хо­ло­гич. шко­лы и на­прав­ле­ния 20 в. – пси­хо­ана­лиз, геш­тальт­пси­хо­ло­гия, би­хе­вио­ризм, весь­ма по-раз­но­му ре­шаю­щие фун­дам. про­бле­мы пред­ме­та П., её ме­то­до­ло­гии, гл. ка­те­го­рий и т. п. В 1910–1930-е гг. ме­то­до­ло­гич. и тео­ре­тич. плю­ра­лизм в П. оце­ни­вал­ся мн. учё­ны­ми (Н. Н. Лан­ге, К. Н. Кор­ни­ло­вым, К. Бю­ле­ром, Л. С. Вы­гот­ским) как её «от­кры­тый кри­зис», по­ня­тый как не­об­хо­ди­мая, но тре­бую­щая пре­одо­ле­ния ста­дия раз­ви­тия П. Так, для пси­хо­ана­ли­за З. Фрей­да и разл. на­прав­ле­ний глу­бин­ной пси­хо­ло­гии пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния ста­ли не­осоз­на­вае­мые пси­хич. про­цес­сы, для геш­тальт­пси­хо­ло­гии (К. Коф­фка, В. Кё­лер, М. Верт­хай­мер и др.) – це­ло­ст­ные струк­ту­ры соз­на­ния, пер­вич­ные по от­но­ше­нию к эле­мен­тар­ным ощу­ще­ни­ям и не вы­во­ди­мые из ас­со­циа­тив­ных свя­зей, для би­хе­вио­риз­ма, от­тал­ки­ваю­ще­го­ся от реф­лек­тор­ных тео­рий И. М. Се­че­но­ва и И. П. Пав­ло­ва, – объ­ек­тив­но ре­ги­ст­ри­руе­мые и на­блю­дае­мые из­вне ак­ты по­ве­де­ния, в чис­ло ко­то­рых вклю­ча­лись так­же внеш­не про­яв­ляю­щие­ся по­ве­ден­че­ские и ре­че­вые ре­ак­ции, для куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии (Вы­гот­ский, А. Р. Лу­рия, А. Н. Ле­он­ть­ев) – выс­шие пси­хич. функ­ции, при­жиз­нен­но фор­ми­рую­щие­ся в об­ще­нии и дея­тель­но­сти че­рез ус­вое­ние из со­ци­аль­но­го ок­ру­же­ния куль­тур­но-ис­то­рич. опы­та. Су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­витие П. ока­за­ли по­ни­маю­щая пси­хо­ло­гия В. Диль­тея и Э. Шпран­ге­ра, эк­зи­стен­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия Л. Бин­сван­ге­ра, тео­рия по­ля К. Ле­ви­на.

К кон. 1930-х гг. в пред­мет П. вклю­че­на лич­ность, ра­нее рас­смат­ри­вав­шая­ся пре­им. как фи­лос. и этич. по­ня­тие. Бла­го­да­ря Г. Ол­пор­ту, обоб­щив­ше­му раз­роз­нен­ные ра­бо­ты в этой об­лас­ти, изу­че­ние лич­но­сти ста­ло осо­бым раз­де­лом П. На­ря­ду с мно­го­числ. по­пыт­ка­ми све­де­ния лич­но­сти к ин­те­граль­ной струк­ту­ре пси­хич. про­цес­сов, по­лу­чи­ла обос­но­ва­ние её осо­бая при­ро­да, не сво­ди­мая к пси­хи­ке.

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны П. по­лу­чи­ла осо­бое раз­ви­тие в США, ку­да во 2-й пол. 1930-х гг. эмиг­ри­ро­ва­ли мн. круп­ней­шие ев­роп. пси­хо­ло­ги (А. Ад­лер, Э. Фромм, К. Хор­ни, Э. Эрик­сон, К. Гольд­штейн, К. Ле­вин, В. Кё­лер, М. Верт­хай­мер, Ш. Бю­лер и др.). В пси­хо­ло­гич. об­ра­зо­ва­нии и мас­со­вой прак­ти­ке в этот пе­ри­од до­ми­ни­ро­вал би­хе­вио­ризм, ко­то­рый в стрем­ле­нии ус­та­но­вить наи­бо­лее стро­гие и дос­то­вер­ные за­ко­но­мер­но­сти уп­ро­щал че­ло­ве­че­скую П., вы­но­ся за рам­ки изу­че­ния все её выс­шие, наи­бо­лее слож­ные про­яв­ле­ния. В кли­нич. П. сход­ную роль вы­пол­нял пси­хо­ана­лиз. Воз­ник­шее во 2-й пол. 1950-х гг. дви­же­ние гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии стре­ми­лось рас­ши­рить эти уз­кие рам­ки пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния и вве­сти в не­го выс­шие че­ло­ве­че­ские про­яв­ле­ния (цен­но­сти, лю­бовь, твор­че­ст­во и др.). В это же вре­мя за­ро­ди­лась ког­ни­тив­ная пси­хо­ло­гия, трак­тую­щая пси­хич. про­цес­сы как про­цес­сы пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции раз­ной сте­пе­ни слож­но­сти, в ча­ст­но­сти, по ана­ло­гии с ра­бо­той элек­трон­но-вы­чис­лит. уст­ройств. В даль­ней­шем это на­прав­ле­ние пре­вра­ти­лось в меж­дис­ци­п­ли­нар­ную ког­ни­тив­ную нау­ку, вы­шед­шую за рам­ки пси­хо­ло­гии. В по­след­ней тре­ти 20 в. П. пре­тер­пе­ва­ет су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния. Кон­ку­рен­ция не­со­вмес­ти­мых по сво­им ме­то­до­ло­гич. ори­ен­та­ци­ям науч. школ сме­ня­ет­ся тен­ден­ци­ей к кон­вер­ген­ции, син­те­зу и вы­ра­бот­ке об­ще­го язы­ка.

В Рос­сии П. как са­мо­сто­ят. нау­ка раз­ви­ва­лась отд. учё­ны­ми с 1870-х гг. Пер­вое пси­хо­ло­гич. об-во (мо­с­ков­ское) воз­ник­ло в 1885, в 1908 в С.-Пе­тер­бур­ге ос­но­ван Пси­хо­нев­ро­ло­гич. ин-т под рук. В. М. Бех­те­ре­ва, а в 1912 в Мо­ск­ве – Пси­хо­ло­гич. ин-т под рук. Г. И. Чел­па­но­ва. В 1930-е гг. по ме­ре уже­сто­че­ния идео­ло­гич. кон­тро­ля мн. на­прав­ле­ния П. в стра­не бы­ли свёр­ну­ты (пси­хо­ди­агно­сти­ка, пси­хо­те­ра­пия, со­ци­аль­ная П.), не­ко­то­рых учё­ных ре­прес­си­ро­ва­ли; был так­же за­крыт един­ст­вен­ный вы­хо­див­ший в 1928–32 ж. «Пси­хо­ло­гия». В 1930–50-х гг. П. в СССР су­ще­ст­во­ва­ла поч­ти ис­клю­чи­тель­но как раз­дел пе­да­го­гич. на­ук, пре­им. раз­ви­тие по­лу­чи­ли дет­ская и пе­да­го­ги­че­ская П., а так­же ней­роп­си­хо­ло­гия, силь­ный им­пульс ко­то­рой да­ли за­да­чи вос­ста­нов­ле­ния пси­хич. функ­ций по­сле ра­не­ний моз­га в го­ды вой­ны. В 1955 стал вы­хо­дить ж. «Во­про­сы пси­хо­ло­гии» и на­ча­ли ак­тив­но раз­ви­вать­ся, по­ми­мо об­щей П., ин­же­нер­ная пси­хо­ло­гия, пси­хо­фи­зио­ло­гия, во­ен. и кос­мич. П., а с кон. 1960-х гг. – со­ци­аль­ная, ме­ди­цин­ская, ког­ни­тив­ная П., П. лич­но­сти, пси­хо­лин­гви­сти­ка и др. дис­ци­п­ли­ны. В 1966 от­кры­лись пер­вые фа­куль­те­ты П. в МГУ и ЛГУ, а в Мо­ск­ве был про­ве­дён оче­ред­ной Ме­ж­ду­нар. пси­хо­ло­гич. кон­гресс.

Все воз­ник­шие в СССР шко­лы и на­прав­ле­ния за­яв­ля­ли о том, что стро­ят свои пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния на ос­но­ве мар­ксиз­ма, од­на­ко и на этой еди­ной поч­ве бы­ли соз­да­ны сис­те­мы, су­ще­ст­вен­но раз­ли­чаю­щие­ся по сво­им кон­крет­ным прин­ци­пам. В куль­тур­но-ис­то­рич. кон­цеп­ции Л. С. Вы­гот­ско­го соз­на­ние рас­смат­ри­ва­лось как со­ци­аль­ная по сво­ему про­ис­хо­ж­де­нию и опо­сред­ст­во­ван­ная осо­бы­ми пси­хо­ло­гич. ору­дия­ми ре­аль­ность. Вы­дви­ну­тый С. Л. Ру­бин­штей­ном в 1922 прин­цип един­ст­ва соз­на­ния и дея­тель­но­сти по­лу­чил за­тем тео­ре­тич. и экс­пе­рим. раз­ра­бот­ку в тру­дах 1930–50-х гг. Раз­ви­вая идеи Вы­гот­ско­го, А. Н. Ле­он­ть­ев по­ста­вил во гла­ву уг­ла дея­тель­ность как про­цесс, свя­зы­ваю­щий субъ­ек­та с ми­ром и опо­сре­дую­щий фор­ми­ро­ва­ние ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хи­ки и соз­на­ния, а так­же лич­но­сти. На­ря­ду со шко­лой Вы­гот­ско­го, Ле­он­ть­е­ва и Лу­рия и сло­жив­шей­ся в 1950–70-х гг. шко­лой Ру­бин­штей­на, офор­ми­лись так­же ле­нингр. шко­ла Б. Г. Анань­е­ва и В. М. Мя­си­ще­ва, стре­мя­щая­ся, в ча­ст­но­сти, к раз­ра­бот­ке точ­ных ме­то­дов при­клад­ной П., груз. шко­ла Д. Н. Уз­над­зе, в цен­тре вни­ма­ния ко­то­рой ока­за­лось изу­че­ние ус­та­нов­ки как це­ло­ст­но­го бес­соз­на­тель­но­го со­стоя­ния субъ­ек­та, перм­ская шко­ла В. С. Мер­ли­на, реа­ли­зую­щая сис­тем­ный под­ход в изу­че­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­сти че­ло­ве­ка. На­чи­ная с 1970-х гг. про­ис­хо­дит по­сте­пен­ное раз­ви­тие всех от­рас­лей П., в т. ч. та­ких фун­дам. и при­клад­ных на­прав­ле­ний, как пси­хо­ге­не­ти­ка, эт­но­пси­хо­ло­гия, ге­рон­то­ло­гия, пси­хо­ло­гич. кон­суль­ти­ро­ва­ние, по­ли­тич. П., эко­но­мич. П., П. спор­та и др.

В це­лом плю­ра­лизм идей, тео­рий и ме­то­дов со­че­та­ет­ся в совр. П. с еди­ны­ми кри­те­рия­ми оцен­ки на­уч. ис­сле­до­ва­ний и стрем­ле­ни­ем к вы­ра­бот­ке еди­но­го для всех по­ня­тий­но­го ап­па­ра­та. На­ря­ду с та­ки­ми об­щи­ми для боль­шин­ст­ва на­ук мето­да­ми, как на­блю­де­ние и экс­пе­ри­мент, в разл. от­рас­лях П. боль­шую роль иг­ра­ют спец. ме­то­ды – пси­хо­ди­аг­но­стич. про­це­ду­ры (тес­ты, в т. ч. про­ек­тив­ные, ан­ке­ты, оп­рос­ни­ки и т. п.), ме­то­ды мо­де­ли­ро­ва­ния, срав­ни­тель­но­го ана­ли­за, фор­ми­рую­щий экс­пе­ри­мент и др. Всё боль­шее раз­ви­тие при­об­ре­та­ют ней­ро­ког­ни­тив­ные ис­сле­до­ва­ния, на­прав­лен­ные на ус­та­нов­ле­ние свя­зи пси­хич. про­цес­сов с их моз­го­вы­ми ме­ха­низ­ма­ми.

Психические свойства

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

К психическим свойствам относятся:

  1. Темперамент;
  2. Характер;
  3. Способности;
  4. Направленность.

Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.

Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.

Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития

Тема 1.1. Введение в психологию

План:

Психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи

Содержание психической жизни человека: психические процессы, психические состояния. психические свойства

Структура современной психологии.

Основные понятия: психика,психическое развитие,движущие силы развития, онтогенез и филогенез

Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой

1.

Психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи

Любой психически здоровый человек способен воспринимать

и
познавать
окружающий мир, различные предметы и явления.

— Мы слышим различные звуки: шорох травы, пение птиц, гул самолета, транспорта.

— Мы видим различные предметы, явления, людей и животных, различаем форму, цвет, высоту.

— Мы ощущаем

ароматы и запахи (например, запах бензина и аромат духов).

— Мы мыслим над прочитанной книгой, над фильмом, обдумываем действия, принимаем решения.

— Наш мозг способен запомнить, вспомнить, припомнить.

— Мы способны представить то, чего никогда не воспринимали (например, тропический лес, мамонтов) и представить то, чего не существует на свете (например, события фантастических книг, фильмов, сказок).

Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое отношение к предметам и явлениям. Что-то его радует, доставляет удовольствие, к чему-то он равнодушен, чем-то огорчен.

Каждый человек по-своему своеобразен и имеет свои особенности: одни занимаются танцами, другие музыкой, спортом, книгами.

Все эти разнообразные психические явления, проявления темперамента, характера, чувств и воли составляют в своей совокупности психику. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.

Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Название это произошло от слияния двух древнегреческих слов – «псюхе» — душа и «логос» — учение, слово, и означает «наука о душе».

Предметом психологии является изучение психики животных и человека.

Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы -отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяют познавательные процессы

— ощущение, память, восприятие, мышление, воображение, речь, и
эмоционально-волевые
к ним относят чувства, эмоции и волю.

Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя.

Ощущение– процесс, который связан с выделением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус).

Восприятие – это процесс восприятия предметов в совокупности их свойств.

Память – это процесс, который дает нам право и возможность запомнить все, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести.

С помощью мышлениячеловек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира.

Воображение дает возможность представить себе то, что человек раньше не видел, не слышал, не делал, и не чувствовал.

Речьпозволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям.

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание,

которое присутствует во всех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всех познавательных психических процессов.

К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции.

Они отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события.

К волевым психическим процессам относится воля. Воля

обеспечивает сознательную регуляцию повеления, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

Психические свойства -наиболее существенные и устойчивые психические особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности человека – темперамент, характер, способности и направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивации, интересах, желаниях, убеждениях…

Темперамент – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека.

Характер– это сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении.

Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности.

Интерес– проявляется в направленности личности на тот или иной предмет.

Мотивация– процесс внутреннего психического управления поведением.

Психические состоянияэто особая характеристика психической деятельности человека за некоторый периодвремени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на поведение человека в течение этого периода. К ним относятся: бодрость, утомление, апатия, рассеянностью, аффект, переживание, фрустрация, эйфория, адаптация, агрессивность, радость и др.

Агрессивность – повеление человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред.

Адаптация– приспособление, привыкание к новой сфере.

Утомление

плохое настроение, усталость.

Фрустрация– эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.

Эйфория

состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Рассеянность – это состояние забывчивости, которое оказывает влияние на человека.

Самоактуализация– стремление к личному самосовершенствованию.

Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом.

Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные).

Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Поэтому психология занимается вопросами сознания.

Таким образом, психология – это наука, изучающая психические свойства, процессы и состояния, закономерности из развития и проявления.

2. Краткая история развития психологии.

Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой — очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелемв его трактате «О душе».

Аристотель считается основоположником психологии.

С другой стороны – научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже – на рубеже XIX-XX веков.

В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода.

I период: Психология – наука о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры.

Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в этот период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, т.е. самонаблюдение.

В этот период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит.

II период: Психология – наука о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры.

Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных.

Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка – рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлови И.Н. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга.

Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, т.е. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга.

III период: Психология – наука о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века.

Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология – появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, например, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования – естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф.Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики.

Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк – создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел – «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский,А.В. Петровский.

IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е.ЕКравцова, Н.И. Гуткина.

3. Структура современной психологии.

Сегодня психология представляет сложную структуру разных ее отраслей. Образно психологию можно представить в виде дерева, где ствол составляет общая психология, а ветви, отходящие от нее – отрасли психологии. Отраслей очень много.

Общая психология

изучает историю данной науки, методы и теории исследования человека. Изучает общие закономерности познавательной и практической деятельности взрослого человека.

Психодиагностика

ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития взрослого и ребенка.

Парапсихология

изучает необычные явления психики: ясновидение, летаргический сон, телепатию, экстросенсорику.

Генетическая

психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.

Предметом изучения экопсихологии

является экологическое сознание. Одной из задач является изучение влияния внешней среды на психическое состояние человека.

Возрастная психология

исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах. Здесь выделяются разделы:

1. Детская психология – от рождения до 10 лет.

2. Психология подростка – от 10 лет до 14-15 лет.

3. Психология юности – от 14-15 до 17-18 лет.

4. Психология взрослого – от 7-18 лет до 60 (по этапам).

5. Геронтопсихология – от 60 лет до 90 лет.

6. Психология долгожителя – свыше 90 лет.

Педагогическая психология занимается психологическими закономерностями воспитания и обучения молодого поколения.

Предметом изучения социальной

психологии является психология группы и коллективов, взаимоотношения людей в них.

Патопсихологияизучает болезненные расстройства психики. Ее разделы:

1. Олигофренопсихология – врожденные дефекты мозга.

2. Сурдопсихология – дефект слуха.

3. Тифлопсихология – дефект зрения.

Медицинскаяпсихология изучает деятельность врача и поведение больного.

Зоопсихологияизучает психику и поведение животных.

Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности.

Космическая психологияизучает психику в условиях невесомости.

Военная психология изучает психические особенности человека в условиях боя, военной обстановки; психическую деятельность военнослужащих.

Психология спорта исследует законы выработки спортивных навыков; деятельность и личность спортсмена.

Таким образом, современная психология представляет сложную систему различных ее отраслей.

Тема 1.1. Введение в психологию

План:

Психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи

Содержание психической жизни человека: психические процессы, психические состояния. психические свойства

Структура современной психологии.

Основные понятия: психика,психическое развитие,движущие силы развития, онтогенез и филогенез

Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой

1.

Психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи

Любой психически здоровый человек способен воспринимать

и
познавать
окружающий мир, различные предметы и явления.

— Мы слышим различные звуки: шорох травы, пение птиц, гул самолета, транспорта.

— Мы видим различные предметы, явления, людей и животных, различаем форму, цвет, высоту.

— Мы ощущаем

ароматы и запахи (например, запах бензина и аромат духов).

— Мы мыслим над прочитанной книгой, над фильмом, обдумываем действия, принимаем решения.

— Наш мозг способен запомнить, вспомнить, припомнить.

— Мы способны представить то, чего никогда не воспринимали (например, тропический лес, мамонтов) и представить то, чего не существует на свете (например, события фантастических книг, фильмов, сказок).

Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое отношение к предметам и явлениям. Что-то его радует, доставляет удовольствие, к чему-то он равнодушен, чем-то огорчен.

Каждый человек по-своему своеобразен и имеет свои особенности: одни занимаются танцами, другие музыкой, спортом, книгами.

Все эти разнообразные психические явления, проявления темперамента, характера, чувств и воли составляют в своей совокупности психику. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.

Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Название это произошло от слияния двух древнегреческих слов – «псюхе» — душа и «логос» — учение, слово, и означает «наука о душе».

Предметом психологии является изучение психики животных и человека.

Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы -отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяют познавательные процессы

— ощущение, память, восприятие, мышление, воображение, речь, и
эмоционально-волевые
к ним относят чувства, эмоции и волю.

Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя.

Ощущение– процесс, который связан с выделением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус).

Восприятие – это процесс восприятия предметов в совокупности их свойств.

Память – это процесс, который дает нам право и возможность запомнить все, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести.

С помощью мышлениячеловек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира.

Воображение дает возможность представить себе то, что человек раньше не видел, не слышал, не делал, и не чувствовал.

Речьпозволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям.

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание,

которое присутствует во всех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всех познавательных психических процессов.

К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции.

Они отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события.

К волевым психическим процессам относится воля. Воля

обеспечивает сознательную регуляцию повеления, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

Психические свойства -наиболее существенные и устойчивые психические особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности человека – темперамент, характер, способности и направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивации, интересах, желаниях, убеждениях…

Темперамент – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека.

Характер– это сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении.

Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности.

Интерес– проявляется в направленности личности на тот или иной предмет.

Мотивация– процесс внутреннего психического управления поведением.

Психические состоянияэто особая характеристика психической деятельности человека за некоторый периодвремени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на поведение человека в течение этого периода. К ним относятся: бодрость, утомление, апатия, рассеянностью, аффект, переживание, фрустрация, эйфория, адаптация, агрессивность, радость и др.

Агрессивность – повеление человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред.

Адаптация– приспособление, привыкание к новой сфере.

Утомление

плохое настроение, усталость.

Фрустрация– эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.

Эйфория

состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Рассеянность – это состояние забывчивости, которое оказывает влияние на человека.

Самоактуализация– стремление к личному самосовершенствованию.

Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом.

Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные).

Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Поэтому психология занимается вопросами сознания.

Таким образом, психология – это наука, изучающая психические свойства, процессы и состояния, закономерности из развития и проявления.

2. Краткая история развития психологии.

Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой — очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелемв его трактате «О душе».

Аристотель считается основоположником психологии.

С другой стороны – научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже – на рубеже XIX-XX веков.

В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода.

I период: Психология – наука о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры.

Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в этот период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, т.е. самонаблюдение.

В этот период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит.

II период: Психология – наука о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры.

Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных.

Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка – рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлови И.Н. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга.

Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, т.е. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга.

III период: Психология – наука о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века.

Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология – появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, например, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования – естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф.Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики.

Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк – создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел – «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский,А.В. Петровский.

IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е.ЕКравцова, Н.И. Гуткина.

3. Структура современной психологии.

Сегодня психология представляет сложную структуру разных ее отраслей. Образно психологию можно представить в виде дерева, где ствол составляет общая психология, а ветви, отходящие от нее – отрасли психологии. Отраслей очень много.

Общая психология

изучает историю данной науки, методы и теории исследования человека. Изучает общие закономерности познавательной и практической деятельности взрослого человека.

Психодиагностика

ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития взрослого и ребенка.

Парапсихология

изучает необычные явления психики: ясновидение, летаргический сон, телепатию, экстросенсорику.

Генетическая

психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.

Предметом изучения экопсихологии

является экологическое сознание. Одной из задач является изучение влияния внешней среды на психическое состояние человека.

Возрастная психология

исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах. Здесь выделяются разделы:

1. Детская психология – от рождения до 10 лет.

2. Психология подростка – от 10 лет до 14-15 лет.

3. Психология юности – от 14-15 до 17-18 лет.

4. Психология взрослого – от 7-18 лет до 60 (по этапам).

5. Геронтопсихология – от 60 лет до 90 лет.

6. Психология долгожителя – свыше 90 лет.

Педагогическая психология занимается психологическими закономерностями воспитания и обучения молодого поколения.

Предметом изучения социальной

психологии является психология группы и коллективов, взаимоотношения людей в них.

Патопсихологияизучает болезненные расстройства психики. Ее разделы:

1. Олигофренопсихология – врожденные дефекты мозга.

2. Сурдопсихология – дефект слуха.

3. Тифлопсихология – дефект зрения.

Медицинскаяпсихология изучает деятельность врача и поведение больного.

Зоопсихологияизучает психику и поведение животных.

Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности.

Космическая психологияизучает психику в условиях невесомости.

Военная психология изучает психические особенности человека в условиях боя, военной обстановки; психическую деятельность военнослужащих.

Психология спорта исследует законы выработки спортивных навыков; деятельность и личность спортсмена.

Таким образом, современная психология представляет сложную систему различных ее отраслей.

Психология памяти человека

Особое значение в психологии человека занимает память. Благодаря запоминанию информации, каждый индивид развивается, обучается, становится личностью. В основе памяти лежит свойство нервных клеток изменяться под влиянием раздражителей и надолго сохранять следы нервного возбуждения. В нейронах происходят различные биохимические изменения. Когда память оживляется, происходит возбуждение нервных клеток даже при отсутствии раздражителя.

Психология памяти тесно связана со свойствами воды. Ведь человеческий организм на 80 процентов состоит из жидкости. Вода может помнить состояния, в которых ранее пребывала. Подобный процесс возможен, благодаря способности жидкости поглощать, а также трансформировать и перераспределять энергию.

Сознание в психологии

Суть сознания принято определять через способность человека к абстрактному (вербальному) мышлению. Его орудием и средством является язык, возникший в человеческом обществе. Посредством языка происходит познание законов природы и общества.

Замечание 1

Л. С. Выготский писал, что сознание представляет собой рефлексию действительности субъектом, определение им своей деятельности и самого себя. Сознательно, по мнению исследователя, то, что можно передать в качестве раздражителя на другие системы рефлексов (то, что способно вызывать в них отклик).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сознание как предмет психологии 400 ₽ Реферат Сознание как предмет психологии 240 ₽ Контрольная работа Сознание как предмет психологии 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Индивидуальное сознание существует лишь при наличии общественного сознания и языка, который является его реальным субстратом. Сознание не было изначально, оно не порождается природой, а возникает по причине существования общества. По этой причине сознание не всегда постулат и не условие психологии, а представляет собой ее проблему (предмет конкретного научно-психологического исследования).

Элементы сознания по Выготскому включают словесные значения в качестве системы, которая действует как единое целое. Эта работающая система представляет собой состояние бодрствования, специфическую человеческую характеристику бодрствования.

С позиции Б. Г. Ананьева сознание может выступать как элемент эффекта действия. Первоначальными фактами сознания являются следующие составляющие:

  • Восприятие,
  • Переживание индивидом результатов своих собственных действий.

Постепенно осознанию поддаются не только эффекты действий, но и сами процессы деятельности. Индивидуальное развитие сознания происходит через переход от сознания соответствующих моментов действий к целенаправленной и планомерной деятельности. Состояние бодрствования при этом считается сплошным «потоком», который переключается с одного вида деятельности на другой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]