Любой конфликт можно по праву назвать сложным и многоплановым социальным феноменом. Принимать участие во внешнем конфликте могут самые разные стороны: отдельные индивиды, социальные группы, этнические и национальные сообщества, государства и т.д.
Каждый живущий на нашей планете человек может стать участником не только внешнего, но и внутриличностного конфликта. И в этом нет ничего странного, ведь любая личность подвержена постоянным стрессам и противоречиям.
Отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе имеет противоречивый характер. Этот характер и обусловливает противоречивость внутренней структуры личности, которая находит свое выражение во внутриличностном конфликте.
Что такое внутриличностный конфликт простыми словами? Какие существуют причины возникновения данного вида конфликта? Какие есть виды и формы внутриличностного конфликта? Какие способы разрешения внутриличностного конфликта существуют? В данной статье найдем ответы на эти и некоторые другие вопросы, касающиеся природы внутриличностного конфликта и его влияния на наше отношение к самим себе и окружающей нас реальности.
Внутриличностный конфликт: что это такое простыми словами?
Внутриличностный (внутренний, интраперсональный, личностный) конфликт – это негативное переживание в обостренной форме, которое возникает в результате затянувшегося противостояния между определенными структурами внутреннего мира (мотивами, ценностями, целями, убеждениями, принципами и т.д.) индивида. Конфликт данного вида не только отражает противоречивые связи индивида с окружающим его миром, но и не позволяет личности принять то или иное окончательное решение. Человек, который не может решить конфликт внутри самого себя, теряет способность вырабатывать поведенческие приоритеты.
Внутриличностный конфликт имеет неоднозначную структуру, так как субъекты в виде отдельных личностей или групп людей не принимают в нем участия. Истоки зарождения и процесс протекания конфликтов данного вида имеют индивидуальный характер и выражаются в форме тяжелых психических переживаний, которые сопровождаются стрессом, апатией, депрессивностью, страхом и т.д.
Каждый человек переживает внутриличностный конфликт по-своему. Склонных к переживаниям индивидов интраперсональный конфликт заставляет испытывать сильные эмоции и чувства. Склонные же к анализу люди используют конфликт данного вида для того чтобы «окунуться» в себя, заняться самопознанием и стать более совершенным человеком.
Люди, обладающие хорошо развитым чувством юмора и отстраненным отношением к окружающему миру, воспринимают внутриличностные конфликты как очередной повод для того чтобы позабавиться и придумать еще одну смешную шутку.
Не выходящие за рамки нормы внутриличностные конфликты побуждают психически здорового индивида изменять и подстраивать под свои потребности окружающий мир, наполнять свою жизнь смыслом и самосовершенствоваться. Поэтому такие конфликты не только имеют вполне естественный характер, но и необходимы для того чтобы человек развивался и улучшал качество своей жизни.
Разновидности ролевых конфликтов с примерами
Внутриличностный конфликт в психологии — типы, причины и последствия
Понять смысл столкновения социальных ролей помогут разновидности ролевых конфликтов с примерами:
- К конфликту между разными социальными ролями иллюстрацией является положение матери семейства. В профессии она пользуется уважением, с ней советуются, повышают в должности. В семье, погружаясь в домашнюю рутину, деловая женщина становится типичной домохозяйкой.
- Для конфликта в пределах одной социальной роли примером является ситуация: выпускник школы с гуманитарным складом ума по настоянию близких поступает учиться в технический вуз. Безусловно, он будет чувствовать себя не на своем месте. Да и с учебой у такого студента не заладится, не будет истинного интереса, так как все подчинено слову «надо». Конфликт: для домашних он – гордость семьи, так как учится в престижном вузе, в учебе – не самый прилежный студент.
Статусно-ролевой
Классифицируя виды ролевых конфликтов, в первую очередь, называют статусно-ролевой. Его также считают межличностным, потому что объектом являются или межгрупповые позиции, или статусность в межличностных отношениях.
Статусно-ролевой конфликт нередко возникает в семейных отношениях и становится причиной разлада между супругами
Пример такого типа столкновения характерен для соперничества в семье, когда супруги борются за главенство. Психологи говорят, что наиболее приемлемым разрешением этой конфликтной ситуации будет приспособление, когда одна сторона пойдет на уступки другой. Полезно использование компромисса, когда стороны договариваются между собой, мирно распределяя обязанности.
Я-концепция
Причиной подобного типа ролевого поведения служит преодоление противоречий, возникающих у индивида в связи с несоответствием между ожиданиями социума и личными способностями. Бывает, что человеку сложно справиться с выполнением новой роли по той причине, что он еще «не дорос» до нее. Например, молодой специалист попадает в крупную компанию на ответственную должность. Кризис ролевой может наступить от осознания того, что не хватает опыта, трудно выполнить предъявляемые требования. В такой ситуации требуется изменить я-концепцию. Это всегда болезненно, потому что связано с эмоциональными переживаниями.
Неоднозначные условия
Этот тип внутриличностного противоречия готов возникнуть, когда к человеку предъявляют в рамках одной роли разные требования. Например, на предприятии отсутствуют разработки рабочего процесса. В то же время осуществить работу можно только при помощи определенных правил. Такая неоднозначная ситуация вызывает у работника ролевой стресс из-за различности требований, так как условия неоднозначны.
К сведению. Следовать социальной роли – значит, иметь некоторую степень несвободы. Приходится действовать не так, как требует индивидуальность, а так, как предписано нормами. Например, работник конвейера настолько регламентирован, что ограничено почти каждое его действие. Такое исполнение часто вызывает чувство психологической угнетенности и отчуждение.
Социальная роль требует от человека регламентированного поведения, которое может вызывать чувство психологического напряжения
На основе недостаточности ресурсов
Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная позиция не позволяет раскрыть и проявить свои способности, реализовать жизненные устремления из-за недостаточности ресурсов, например, нет мотивации, не хватает образования, мало времени для реализации цели.
Оптимально будет такое соотношение между личностью и ролью, при котором к человеку предъявляются посильные требования, предлагаются разрешимые для него задачи, а у него самого есть для этого необходимые ресурсы.
К сведению. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько позиция соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения – ролевым требованиям.
Основные теории внутриличностных конфликтов
Теория Зигмунда Фрейда
Внутриличностные конфликты серьезно начали изучать в конце девятнадцатого столетия. О том, что существование любого человека связано с постоянным нервным напряжением и преодолением противоречий между сексуальными желаниями и социальными нормами, биологическими влечениями и культурными ценностями, бессознательным и сознательным уровнями, впервые заговорил известный психоаналитик и психолог Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что суть внутриличностного конфликта заключается именно в этих противоречиях.
Теория Карла Роджерса
Представители же гуманистической психологической школы придерживались совершенно другой теории. Если верить словам психотерапевта Карла Роджерса, то базовым компонентом структуры любой личности является представление этой самой личности о самой себе и сформированным в результате взаимодействия с окружающим миром образом собственного «Я». Данная теория получила название «Я-концепция». На основе данной концепции и происходит саморегуляция поведенческих паттернов индивида.
Карл Роджерс утверждал, что очень часто представление человека об идеальном «Я» не совпадает с «Я-концепцией». Этот диссонанс, который можно назвать внутриличностным конфликтом, может привести не только к потере внутреннего спокойствия и равновесия, но и к тяжелым психическим заболеваниям.
Теория Абрахама Маслоу
Особой популярностью пользовалась теория внутриличностного конфликта, разработанная американским психологом и основателем гуманистической психологии Абрахамом Маслоу. Он создал Пирамиду иерархически организованных потребностей индивида, которая образует мотивационную структуру любой личности.
На первом месте в Пирамиде потребностей находятся физиологические потребности, на втором – потребность в безопасности, на третьем – потребность в любви, на четвертом – потребность в уважении, на пятом – потребность в самоактуализации.
Потребность в самоактуализации, которая является самой высшей потребностью, состоит из таких элементов, как реализация талантов и реализация способностей личности. Чтобы реализовать эту потребность, индивид постоянно стремится к тому, чтобы быть тем, кем он реально может стать. Но далеко не всегда человеку это удается.
Хотя самоактуализация в виде способности присуща многим людям, но только некоторые личности способны её реализовать на все сто процентов. Маслоу утверждал, что в основе внутриличностного конфликта лежит разрыв между стремлением индивида к самоактуализации и теми реальными результатами, которых он смог достичь.
Теория Виктора Франкла
В современном мире многие люди отдают предпочтение теории внутриличностного конфликта, разработанной австрийским психиатром, психологом и основателем логотерапии Виктором Франклом.
Согласно данной концепции, поиск смысла собственной жизни и борьба за существование являются основной движущей силой жизни любого индивида. Но только единицам удается отыскать и реализовать свой смысл жизни.
Если же у человека этот смысл отсутствует, то он погружается в состояние экзистенциального вакуума, из-за которого каждый день для этого индивида является пустым, бесцельным и скучным. В жизни испытывающего эти чувства человека отсутствует не только смысл существования, но и те ценности, которые образуют этот смысл. Экзистенциальный вакуум, согласно теории Франкла, лежит в основе внутриличностного конфликта.
Теория Алексея Леонтьева
Советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев утверждал, что внутриличностный конфликт является частью структуры любой личности. Если человек имеет какую-то цель в жизни и ведущий поведенческий мотив, то это не значит, что он будет жить только этой целью или мотивом.
Мотивационную сферу индивида следует рассматривать сквозь призму динамики, а не статики. Поэтому внутриличностные конфликты – это нормальное для любого индивида явление.
Последствия
Невроз — возможное последствие внутриличностного конфликта
Если внутриличностный конфликт не решить вовремя, то со временем он будет накапливаться и приводить к серьезным последствиям. Самые сильные из них — это стресс, невроз и фрустрация.
- Стресс — это состояние, которое возникает ответной реакцией на эмоциональное воздействие. Он способен проявляться, как на психологическом, физиологическом, так и на поведенческом уровне. Сам стресс достаточно часто стимулирует развитие конфликта или порождает новые, так как, пытаясь от него избавиться, человек начинает срываться на ближних, выплескивать свой гнев.
- Невроз является нервно — психическим расстройством, которое имеет психогенную природу. Невозможность разрешения внутреннего конфликта сопровождается появлением тягостных и болезненных переживаний, неудачей, недостижимостью целей, не дают удовлетворение потребностей, потеря смысла жизни. В такой ситуации речь идет о перерастании из внутриличностного в невротический конфликт.
- Фрустрация — состояние человека, которое вызывается объективными или субъективными трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Может рассматриваться, как одна из форм психологического стресса.
Со временем внутриличностный конфликт приведет к развитию деструктивных показателей, которые станут тупиком в личностном развитии. Первыми признаками появления этого состояния являются:
- неорганизованность человека, как в физическом, так и в психическом плане;
- постоянное состояние стресса, тревожности, повышенная мнительность, зависимость от мнения других людей;
- активное участие и эффективность в любом виде деятельности заметно снижена;
- отсутствует возможность полноценно выполнять свои личные и общественные функции;
- у человека могут возникнуть полярные действия, или покорность, или агрессивност, появится уверенность в том, что он никчемен, неполноценен, возникнет неуверенность в своих силах.
Непродуктивность, как последствие внутреннего конфликта, может переходить на отношения в социуме:
- возникает желание обособиться от других членов группы, не воспринимается критика;
- обвинение других в своих ошибках и промахах или усиленная самокритика;
- неадекватная реакция на поведение людей, также такой человек может сам проявлять ненормальное поведение, вести себя демонстративно, особенно это характеризует подростковый возраст. Личность может соблюдать нормы общения, но при этом будет отсутствовать внутренняя уравновешенность.
Также можно рассмотреть и положительные последствия от конфликтов внутри личности:
- психическое состояние становится устойчивее к внутренним и внешним воздействиям;
- человек, который со временем сможет разобраться с внутренним миром, сможет выйти из внутреннего конфликта, получает возможность проще справляться с новыми конфликтами, приближается к достижению идеального я;
- конструктивное влияние в конфликтной ситуации состоит из самосовершенствования, саморазвития и самоутверждения;
- проводя борьбу с внутренними противоречиями, может закаляться воля, характер человека. Люди, которые смогли преодолеть внутренние препятствия, лучше мобилизует свои личностные ресурсы, познают самих себя.
Природа и причины возникновения личностных конфликтов
Платон, которого можно по праву назвать одним из величайших философов всех времен и народов, утверждал, что человек по своей сущности является дуальным, поэтому состоит из двух разнородных начал: тела и души. Именно дуальность человеческой сущности и определяет природу внутриличностных конфликтов.
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций Амина Шамильевна Руди в своей статье «Внутриличностный конфликт в предметном поле философских исследований» пишет, что многомерность личности как её сущность определенно является ключевой детерминантой внутриличностных конфликтов. Именно природа внутриличностных конфликтов и определяет причины их возникновения.
Все причины возникновения внутриличностных конфликтов можно поделить на две группы: внутренние и внешние.
• Внутренние причины коренятся в противоречивости психики индивида и борьбе разных сторон его личности. К внутренним причинам можно отнести такие противоречия, как противоречие между потребностью индивида и существующей в социуме определенной нормой, противоречие между социальным статусом личности и той ролью, которую она «играет» в обществе, противоречие между ценностями индивида и социальными нормами, противоречие между интересами индивида и его потребностями и т.д.
• Все внешние причины, которые обусловливаются положением индивида в социальной группе, имеют один общий признак. Они характеризуются невозможностью удовлетворения тех принципиальных мотивов и потребностей личности, которые в той или иной жизненной ситуации имеют для неё глубокий смысл.
Внешние причины возникновения внутриличностного конфликта – это препятствующие удовлетворению мотивов и потребностей преграды физического характера и ограничения физиологического характера, отсутствие необходимого для удовлетворения мотивов и потребностей объекта или объектов, препятствующие удовлетворению мотивов и потребностей условия социального характера и т.д.
Некоторые специалисты выделяют группу внешних причин, обусловленных уровнем социальной организации. К этим причинам относятся такие аспекты, как несоответствие прав и ответственности, отсутствие возможностей к творчеству и самореализации, несоответствие условий труда предъявляемым требованиям к его результатам, взаимоисключающие задания, задачи и требования, противоречие между личностными ценностями и организационными нормами, противоречие между социальном статусом индивида и его организационной ролью и т.д.
В странах с рыночной экономикой существует еще одна внешняя причина возникновения внутреннего конфликта. Этой причиной является противоречие между морально-социальными нормами и стремлением индивида к получению прибыли.
Посмотрим фильм
А теперь давай посмотрим кино. К примеру, фильм «Красотка». И вот яркий пример того, как главную героиню Вивьен раздирают внутриличностые конфликты. И ролевые, и нравственные. Требования роли женщины лёгкого поведения явно противоречат требованиям роли хорошей подруги и порядочного человека. А также она обречена терпеть нравственный конфликт. Когда спорят все основополагающие ценности.
А вот – «Джокер». В этом психологическом триллере тоже есть герой, обуреваемый внутриличностными конфликтами. И вообще, заметь, тот фильм, который тебе было интересно смотреть, явно отличался героем, пребывающим в конфликте с собой или обществом. Нас завораживает смотреть на неоднозначные события, эмоциональные качели героев и их ежеминутные выборы на грани фола.
Giphy
Думается, что даже сказку «Колобок» можно разложить на подвиды внутриличностных конфликтов. Которые так или иначе коснулись бы круглого аппетитного героя, если бы он не был таким оптимистом.
«Сядь ко мне на носок да спой ещё разок!» так говаривала лисонька. И, ой, как трудно было бы решиться колобку прыгнуть на её хитрющий нос. В общем, как и уходить от родных дедушки с бабушкой. Будь у него чуть больше опыта. Подробности в сказке, но только мы знаем, что его «ам!» и скушали.
Что можно ещё почитать, чтобы понаблюдать за внутриличностными конфликтами героев, сопереживая им? Практически любое произведение классиков. Примеров достаточно в художественной литературе. Ведь часто захватывающий сюжет разворачивается на фоне внутриличностного конфликта героя.
Что можно сделать, если противоречия твоё второе «я». Попытаться вывести внутриличностный конфликт на поверхность. То есть оцени ситуацию и подумай, что именно вызывает у тебя раздражение или страх. Проанализируй, почему возник этот конфликт. От себя нечего скрывать даже неприятные вещи, будь с собой честна.
Виды и формы внутриличностных конфликтов
Так как существует множество причин и условий возникновения внутриличностных конфликтов, то классифицировать их можно только условно. В реальной жизни ежедневно возникает огромное количество конфликтов данного типа, поэтому специалисты пришли к выводу, что необходимо отыскать какое-то одно определенное основание для классификации. Этим основанием для деления внутренних конфликтов на виды стала ценностно-мотивационная сфера индивида, так как именно она имеет непосредственное отношение к внутренней конфликтности личности.
Существует шесть видов внутриличностных конфликтов: адаптационный конфликт, конфликт неудовлетворенного желания, ролевой конфликт, конфликт необъективной (неадекватной) самооценки, нравственный конфликт, мотивационный конфликт.
Если любой из шести видов конфликтов не разрешается на протяжении длительного периода времени, то он трансформируется в невротический внутриличностный конфликт.
1. Адаптационный конфликт – это противоречие между индивидом и окружающей его действительностью. Данный вид внутриличностного конфликта возникает и тогда, когда появляются сбои в процессе социальной или профессиональной адаптации.
Примеры: новый сотрудник не может выполнять свои трудовые обязанности надлежащим образом; новобранец не может приспособиться к армейскому режиму и т.д.
2. Конфликт неудовлетворенного желания – это противоречие между желаниями индивида и препятствующей их удовлетворению окружающей реальностью. Данный вид конфликта чаще всего возникает у людей с комплексом неполноценности.
Примеры: индивид мечтает быть похожим на обожаемую им знаменитость, но обладает совершенно иной внешностью; человек мечтает жить в достатке, но реальное положение дел не позволяет ему реализовать это желание и т.д.
3. Ролевой конфликт – это проблемы, которые возникают в процессе понимания предъявляемых самой личностью требований к выполнению той или иной роли или невозможность индивида реализовывать несколько ролей одновременно.
Примеры: у работника полиции возникают затруднения, когда ему нужно арестовать своего хорошего друга; учительница может не знать, как вести себя в том или ином случае с учеником, который является её сыном и т.д.
4. Конфликт необъективной (неадекватной) самооценки – противоречие между притязаниями индивида и его реальным внутренним потенциалом.
Примеры: у человека завышенная или заниженная самооценка; человек хочет заняться самосовершенствованием, но не желает покидать привычную зону комфорта и т.д.
5. Нравственный конфликт – противоречие между желаниями индивида и его обязанностями, между привязанностями личного характера и морально-социальными принципами и нормами.
Примеры: у женатого мужчины появляется возможность завязать отношения с девушкой, к которой он испытывает влечение и интерес; пацифисту необходимо взять в руки оружие и защитить своих близких, иначе их убьют и т.д.
6. Мотивационный конфликт – это противоречие разных по характеру мотивов, борьба между бессознательными стремлениями индивида и существующими соображениями безопасности.
Примеры: мужчина испытывает определенные затруднения, так как не может сделать выбор между встречей со школьными приятелями и прогулкой с женой; парень хочет начать заниматься единоборством, но боится синяков и травм и т.д.
Каждый из перечисленных выше видов внутриличностных конфликтов выражается в одной из шести существующих форм.
Формами выражения внутриличностных конфликтов являются такие формы, как:
- неврастения (бессонница, подавленное состояние, снижение уровня работоспособности),
- рационализм (оправдание образа жизни, действий и поступков),
- эйфория (смех сквозь слезы, повышение настроения на публике),
- номадизм (желание всесторонне изменить окружение),
- регрессия (примитивизм и отказ от ответственности),
- проекция (негативное и отрицательное отношение к окружающему миру, использование излишней критики).
Примеры конфликтов внутри личности
Пример внутриличностного конфликта — желание домохозяйки приобрести стиральную машинку, когда нет никаких денег на ее покупку
- Человек хочет сходить в кино, но в это время нужно готовиться к экзаменам.
- Необходимо погулять с ребенком, но в то же время горят сроки на производстве, поэтому нужно задержаться на работе.
- Мужчина, который находится на войне, вынужден убивать противников, в то же время нужно соблюдать заповедь «не убий».
- Арестант, который хочет путешествовать, но не может свободно передвигаться, из-за того, что находится в камере.
- Маленький доход не позволяет домохозяйке приобрести стиральную машинку, которая так необходима.
- Когда дома закончилось кофе, а магазины закрыты на праздники.
- Человеку дали новую должность, обязали большим количеством функций, но при этом его права остались прежними.
- Когда нужно экстренно выполнить задание на производстве, а необходимая техника постоянно ломается.
- Когда начальник требует что-то сделать, при этом его не волнуют средства и способы. Нужно выполнить любой ценой.
Проявление внутренних конфликтов
Внутриличностный конфликт проявляется в когнитивной, поведенческой и эмоциональных областях. Некоторые специалисты выделяют еще и четвертый вид проявления внутриличностных конфликтов – интегральные показатели.
» Когнитивная область – это проблемы с самооценкой и самоидентификацией, препятствия, которые негативно влияют на принятие оптимального решения и его реализацию.
Примеры: у человека понижается самооценка; индивид испытывает определенные трудности в принятии решений; личность испытывает сомнения в своих собственных принципах, мотивах и стремлениях; у человека возникает противоречивость в восприятии собственного образа и т.д.
» Внутриличностный конфликт в поведенческой области проявляется в виде отсутствия удовлетворенности в осуществляемой деятельности, грубом общении с окружающими людьми и прочих отрицательных изменений в поведении индивида.
Примеры: у человека понижается уровень продуктивности, а качество работы существенно падает; личность испытывает неудовлетворенность собственной деятельностью; с коллегами и родными человек начинает общаться грубо и на повышенных тонах и т.д.
» В эмоциональной области конфликты данного вида возникают в форме негативного мышления, цинизма, нигилизма, повышения уровня эмоциональной напряженности. Человек испытывает психоэмоциональное напряжение и серьезные переживания, имеющие отрицательный характер.
Примеры: человек теряет интерес к жизни; индивид становится апатичным; человек впадает в депрессивное состояние; личность живет в постоянном стрессе и т.д.
» Проявление внутриличностных конфликтов в виде интегральных показателей – это комплексные нарушения психики индивида.
Примеры: у человека усиливается психологический или эмоциональный стресс; у индивида присутствуют нарушения в адаптационном механизме; у личности наблюдаются нарушения длительного характера, которые не дают ему приспособиться к новым обстоятельствам и т.д.
Причины противоречивости психики человека
Внутренними причинами противоречия в психики человека являются:
- Столкновение личной потребности и норм социума.
- Расхождение социальной роли и статуса.
- Несовпадения норм и ценностей социума.
- Противоречие потребности и мотива интереса.
Все причины внутриличностного конфликта обусловлены тем, что человек не может удовлетворить свои принципиальные потребности и жизненные мотивы. А если они очень много значат для личности или в них вкладывается глубокий смысл, то проблему это только усугубляет.
К внешним причинам, которые связаны с положением человека в его социальной группе, относятся:
- Физическое препятствие, из-за которого невозможно удовлетворить свои потребности.
- Физиологические ресурсы, которые не позволяют удовлетворить потребность.
- Для того чтобы удовлетворить потребности, отсутствует объект.
- Условия социума, которые делают удовлетворение потребностей невозможным.
Кроме причин внутриличностного конфликта, связанного с социальным положением, выделяют еще и причины, имеющие связь с социальной организацией. Можно выделить следующие пункты:
- Несоответствие между условиями работы и теми требованиями, что предъявляются к результату.
- Различие между правами и ответственностью.
- Организационные ценности не соответствуют личным ценностям работника.
- Социальная роль не соответствует статусу в социуме.
- Нет возможности творить и самореализовываться.
- Задания и требования выдвигаются такие, что исключают друг друга.
В современных реалиях часто является причиной конфликта то, что нравственные нормы вступают в диссонанс с желанием получить прибыль. Но чаще все-таки это случается только, когда человек начинает копить свои первые деньги и искать место в жизни.
Вся потому что в рыночных отношениях человек вынужден соперничать с другими людьми, а значит рано или поздно враждебность к социуму обернется враждебностью к себе. Так и начинается внутриличностный конфликт. В нашем обществе абсолютно противоположных вещей требуют от участника рыночных отношений. Он должен быть агрессивен, чтобы отвоевать себе место, но вместе с тем и взращивать в себе альтруизм и другие добродетели. Именно такие взаимоисключающие требования являются благодатной почвой для внутреннего конфликта.
Основные психологические концепции
Разные специалисты рассматривали внутриличностные конфликты по-разному.
Рассмотрим основные психологические концепции:
- У Фрейда это явление рассматривалось как противоборство между своими биологическими порывами и инстинктами с социальными устоями, в которых человеку приходится жить. При отсутствии согласования с возможностями извне либо моральными устоями общества личность застревает в конфликте.
- По К.Левину внутриличностный конфликт — это необходимость человека жить в условиях, при которых его силы одновременно направлены полярно. В данном случае конфронтация -это следствие равноценности этих сил.
- К. Роджерс определял внутренний конфликт как результат несоответствия собственного представления о себе и понятия идеального «Я».
- А. Маслоу рассматривал это явление как результат несоответствия желания самореализации тем результатам, которые уже были достигнуты.
- В. Мерлин определял внутриличностый конфликт как неудовлетворенность личностных мотивов и отношений.
- По Ф. Василюку такой конфликт — это противостояние между двумя противоположными и отдельными ценностями.
- Леонтьев считал это состояние нормальным для человека, так как психика его в принципе является противоречивой.
- А. Адлер выделят выработанный еще в детстве под влиянием неблагоприятных факторов комплекс неполноценности как основу для внутриличностного конфликта.
- Э. Эриксон считал, что в любом возрастном периоде человек непременно сталкивается с разными противоречиями, и в зависимости от того, успешно, или нет они будут разрешены, он прогрессирует свою дальнейшую судьбу. При успешном разрешении личность переходит на следующий этап развития, при неуспешном же появляются предпосылки для развития комплексов и внутриличностных конфликтов.
О профилактике и разрешении конфликтных ситуаций в школе читайте здесь.
Реферат по учебной дисциплине «Психология»
на тему: «Внутриличностный конфликт».
План
1. Введение.
2. Понятие и причины внутриличностного конфликта.
3. Внутриличностный конфликт по З. Фрейду, Э. Эриксону, К. Юнгу.
4. Типы внутриличностных конфликтов и способы их разрешения. Классификация по К. Левину.
5. Заключение.
6. Список литературы.
1. Введение.
Каждый человек на Земле хотя бы раз в своей жизни переживал состояние, когда казалось, что всё зашло в тупик, когда было сложно определиться с тем, как действовать, когда вера в собственные силы пропадала, уступая место страхам, сомнениям, нерешительности. Все эти неприятные симптомы возникают, когда наша психика не может более сохранять гармонию, все эти симптомы сопровождают состояние, называемое в психологической науке внутриличностностным конфликтом. Конфликты внутри личности могут возникать по различным причинам и иметь столь же различные последствия, но возникают они довольно часто, особенно сейчас, когда человек особенно подвержен стрессам и, зачастую, не успевает приспособиться к тем условиям, которые диктует ему современная жизнь.
При возникновении и осознании внутриличностного конфликта крайне важно понимать, что данное явление совершенно нормально, естественно. Как и все психологические феномены, оно служит определённой цели и в конечном итоге необходимо для разрешения каких-либо затруднений.
Преодоление данного состояния приводит к совершенствованию личности, открытию новых ресурсов, возможностей, способности увидеть новые перспективы и открыться навстречу благоприятным изменениям в жизни. Однако также необходимо понимать, что, несмотря на естественность данного явления, оно довольно пагубно влияет на актуальное состояние человека. Потому необходимо вовремя диагностировать внутриличностный конфликт и принять меры по его наиболее благоприятному разрешению. Обнаружить внутриличностный конфликт возможно при знании сопровождающих его показателей, факторов и причин появления. А для эффективного его разрешения необходима осведомлённость о том, какие именно способы действий ведут к выходу из этого состояния. Обо всём этом как раз и пойдёт речь ниже.
2. Понятие и причины внутриличностного конфликта.
Под внутриличностным конфликтом следует понимать противоречие, возникающее и разворачивающееся на внутреннем плане психики субъекта. Причиной данного типа конфликтов выступают противоположно направленные личностные установки, ценности, мотивы, убеждения, приводящие к нарушению психологического гомеостаза и возникновению психического напряжения, сопровождающегося негативными эмоциями и переживаниями.
Внутриличностный конфликт влияет на все сферы психики. Так, изменения в когнитивной сфере проявляются снижением самооценки, трудностями и увеличением времени принятия решений, ощущением неэффективности принципов, которые ранее служили опорой в ситуациях выбора.
Эмоциональная сфера в ситуации внутриличностного конфликта также изменяется. Внутриличностный конфликт вызывает сильнейшие эмоциональные переживания, повышение общего психического напряжения, чувствительности к стрессорам.
Влияние внутриличностного конфликта на поведенческую сферу проявляется снижением эффективности деятельности и общей удовлетворённости ею.
Таким образом, внутриличностный конфликт понижает эффективность адаптационных механизмов психики и приводит к усилению стресса.
Возникновение внутриличнстного конфликта обуславливается рядом причин, связанных как с взаимодействием личности и социума, так и с взаимодействием личностных конструктов внутри психики.
Исходя из выше написанного, причины появления внутриличностного конфликта можно разделить на два типа:
— внутренние причины, возникающие в результате рассогласованности личностных конструктов;
— внешние причины, вследствие рассогласованности установок личности и требований социума.
Внутренние причины связаны в первую очередь с внутренним миром человека, с тем, что он чувствует, переживает, как трактует те или иные события своей жизни. Так, внутриличностные конфликты рождаются вследствие противоречий в мотивах, интересах, влечениях, убеждениях личности. Информация, которую несут в себе противостоящие друг другу конструкторы, должна быть крайне важна для человека, иначе внутриличностного конфликта просто не возникнет. В этом случае человек переключит внимание на нечто более существенное. Также противостоящие друг другу тенденции должны иметь равную силу, в противном случае возможен выбор одной наиболее привлекательной альтернативы.
Не все люди в равной степени склонны к внутриличностным конфликтам. С гораздо большей частотой и силой они возникают у людей, чья личность более развита. Такие люди в большей степени, чем остальные, склонны к анализу собственных поступков и решений, к личностной рефлексии.
Среди основных внутренних причин возникновения конфликта можно выделить такие как:
-противоречие между общественными нормами и потребностями личности;
-столкновение разнонаправленных мотивов, потребностей, интенций личности;
— противоречие требований социальных ролей личности.
Внешние причины внутриличностного конфликта связаны в первую очередь с влияниями извне. Они не являются частью личности как таковой, но оказывают на неё огромнейшее влияние, часто деструктивное, создавая условия, препятствующие осуществлению желаний, планов, занижая самооценку. К внешним причинам возникновения внутриличностных конфликтов можно отнести:
— фактические преграды материального мира, препятствующие удовлетворению потребностей;
— отсутствие либо недостижимость объекта, способного удовлетворить потребность;
— наличие взаимоисключающих требований к индивиду со стороны социального окружения.
Таким образом, внутриличностные конфликты могут вызываться совершенно различными причинами, факторами и их комбинациями. Все люди разные, потому столь сильно отличаются и события, которые вызывают отклик внутреннего мира на вторжение их в личную жизнь индивида. Кто-то может переживать из-за того, что приходится поступиться собственными принципами в угоду чужому мнению, другой, в большей степени, будет расстроен невозможностью получить желаемое из-за материальных преград, которые мешают ему.
3. Внутриличностный конфликт по З. Фрейду, Э. Эриксону, К. Юнгу.
Внутриличностный конфликт по Фрейду. З. Фрейд имел весьма суровые взгляды на природу и устройство человеческой психики. В соответствии с концепцией З. Фрейда природа человека противоречива и конфликтна сама по себе. Так, на протяжении всей жизни внутри человека идёт постоянная борьба разнонаправленных тенденций – инстинкта жизни (удовольствия, самосохранения, размножения) и инстинкта смерти (разрушения, саморазрушения, агрессии). В терминологии психоанализа речь идёт о лебидозной энергии, заключающей в себе эрос (инстинкт жизни) и танатос (инстинкт смерти).
Кроме того, согласно взглядам З. Фрейда, конфликта не только сама психика человека, но также антогонистичны психика и социум. Социум служит средой, постоянно сдерживающие инстинктивные тенденции индивида, тем самым увеличивая психическое напряжение и дискомфорт, что в дальнейшем приводит к развитию невроза, если психическая энергия не будет высвобождена.
Конфликтная природа человека, как и противопоставления природы человека, социуму, связаны с особенностями функционирования структур личности. Согласно идеям психоанализа, структура личности заключает в себе три образованиях. К ним относятся
— Ид (Оно) – теневая сторона психики, именно здесь заключены все потаённые желания, влечения, инстинкты, которые не признаются и отвергаются сознанием. Можно сказать, что здесь заключено всё то, что человек не хотел бы показывать другим, что связано с его природным, животным началом и подчиняется принципу удовольствия.
— Эго (Я) – часть психики, где заключены реальные осознанные представления человека о себе, собственном существовании. Не зря её также называют «Я». Она выступает посредником между Ид и Супер-Эго, подчиняется принципу реальности и упорядочивает иррациональные тенденции Ид.
— Супер-Эго (Сверх-Я) – часть психики человека, которая развивается в процессе социализации и включает в себя усвоенные нормы и ценности общества. Супер-Эго находится в постоянном конфликте с Ид, беспрерывно ограничивает бушующую, иррациональную силу Ид, но при этом не позволяет человеку быть собой, подчиняя его желания и действия воле общества.
Внутриличностный конфликт возникает в случае, когда Эго не может решить противоречия между Ид и Супер-Эго. В данном случае возникает сильнейший психологический дискомфорт, который преодолевается с помощью включения механизмов психологической защиты.
Механизмы психологической защиты служат инструментом разрешения внтуриличностного конфликта. Так З. Фрейд выделяет несколько механизмов защиты психики. К ним относятся вытеснение, сублимация, проекция и др.
Внутриличностный конфликт по К. Юнгу. Внутриличностный конфликт, в соответствии с взглядами К. Юнга, возникает вследствие конфликтной природы психологической установки. Под психологической установкой он понимал склонность человека обращать внимание и ориентироваться либо на внешние (экстраверсия), либо на внутренние (интроверсия) факторы. К. Юнг считал, что личность определяется психологической установкой и психическими функциями. К ним К. Юнг относил мышление, чувство, ощущение и интуицию. В зависимости от доминирующей психологической установки функции также будут проявлять себя как экстравертные либо интровертные. Таким образом, благодаря сочетаниям психических функций выделяется восемь типов личности.
Внутриличностный конфликт возникает в том случае, когда одна из функций начинает излишне доминировать над другими и негативно влиять на поведение человека. Так, например, человек, относящийся к типу чувствующий экстраверт, может выдавать неадекватные силе раздражителя эмоциональные реакции. В данном случае личность перестаёт быть гармоничной, развивается внутриличностный конфликт.
Также стоит заметить, что экстраверсия и интроверсия сама по себе влияет на возникновение внутриличностного конфликта. Экстраверты в большей степени ориентируются на социум и более подвержены его влиянию, чем интроверты. Отсюда можно сделать вывод о том, что экстраверты чаще будут страдать от внутриличностных конфликтов, вызванных внешними причинами, чем внутренними, и наоборот.
Внутриличностный конфликт по Э. Эриксону. В соответствии с взглядами Э. Эриксона человек и социум не антагонистичны, однако в своём развитии на протяжении всей жизни человек проходит ряд стадий развития, сопровождающихся кризисами (внутриличностными конфликтами). Причём для перехода к следующей стадии необходимо разрешение кризиса на предыдущей стадии. Кризис может быть разрешён как благоприятно, так и неблагоприятно. В случае благоприятного разрешения кризиса происходит развитие нового личностного качества, способствующего дальнейшем продвижению личности навстречу позитивному будущему. В случае негативного разрешения конфликта возникает негативное качество и ряд комплексов, препятствующих благоприятному развитию личности и вызывающих у неё негативные переживания.
Итак, в теории Э. Эриксона существует восемь стадий, сопровождающихся внутриличностными конфликтами.
1. Доверие-Недоверие (0-1 год). На этой стадии крайне важна забота родителей о ребёнке, их положительное отношение к нему. Как скоро к ребёнку подходят после того, как он заплачет, своевременно ли кормят его, окружают ли любовью и постоянно ли находятся рядом, — всё это влияет на формирование у ребёнка доверия к миру, на положительное к нему отношение, открытость новому в будущем. В то же время обратное поведение: пренебрежение потребностями ребёнка, недостаточное внимание к нему приведут к формированию недоверия, к неудачному разрешению внутриличностного конфликта. Такой ребёнок будет осторожен, замкнут, пуглив.
2. Автономия-Стыд (1-3 года). В этом возрасте у ребёнка будет сформировано такое качество, как автономия, если родители предоставляют ребёнку достаточно «пространства», чтобы он мог учиться заботиться о себе, узнавать нечто новое. При излишней опеке со стороны, при неприятии действий ребёнка в процессе его познания мира, у него может сформироваться чувство стыда за собственные действия. Он может вырасти несамостоятельным, склонным к самообвинению человеком.
3. Инициатива-Чувство вины (3-6 лет). При прохождении этого кризиса главную роль играет не столько то, как родители относятся к ребёнку, сколько их отношение к взаимодействию ребёнка с миром. Если родители не поощряют самостоятельность, любознательность ребёнка, излишне тревожны, не дают ему в достаточной степени общаться с другими детьми, узнавать нечто новое, не отвечают на его вопросы относительно окружающего мира, боясь за него, то они усугубляют внутриличностный конфликт и способствуют развитию чувства вины. Если же они стараются, чтобы ребёнок выстроил нормальные отношения с миром, в достаточной степени поощряют его любознательность и инициативность, не забывая о безопасности, то с большой вероятностью ребёнок сформирует положительное качество и благополучно разрешит внутриличностный конфликт.
4. Трудолюбие-Неполноценность (6-12 лет). На этой стадии дети начинают активно заниматься трудом, могут учиться что-то строить, мастерить, заниматься рукоделием. То, как окружение реагирует на действия ребёнка, в большой степени влияет на формирование у него одного из двух качеств. Если родители или сверстники в школе отмахиваются от результатов труда ребенка или насмехаются над ними, то он может почувствовать себя неполноценным. Если же деятельность ребёнка активно поощряется со стороны, признаются достижения ребёнка, то он будет гордиться результатами своего труда и вырастет более предприимчивым, уверенным в себе.
5. «Я» идентичность-Смешение ролей (12-19 лет). Один из самых сложных кризисов приходится на подростковый возраст. В этом возрасте подростки ориентируются на мнение референтной группы, для них очень важно, что подумают и как оценят их друзья, однако благополучным результатом прохождения этой стадии считается формирование «Я» идентичности, понимания себя, собственных способностей, возможности чувствовать себя полноценным, не опираясь на мнение группы. В противном случае, подросток вырастает в конформного, неуверенного в себе взрослого.
6. Близость-Изоляцня (20-25 лет). На этой стадии внутриличностный конфликт связан с преодолением осторожности и страха перед другими людьми в пользу формирования близких отношений. Если предыдущие стадии пройдены успешно, человек открыт другим и уверен себе, он будет способен найти себе достойную пару без страха потерять себя. Если же предыдущие стадии пройдены неуспешно и страх близости слишком силён, то человек будет стремиться к изоляции, что в конечном итоге приведёт к хроническому одиночеству и отсутствию пистонного партнера.
7. Творчество-Застой (26-64 года). Это стадия расцвета профессиональной карьеры. Она является самой длительной. На этой стадии возможна самореализация себя в профессии, деятельность на благо себе и человечеству. Либо застой, невозможность раскрыть свой потенциал, показать миру всю полноту собственных способностей. Часто подобная ситуация наблюдается, когда человек работает на неинтересно работе, занимается тем, что ему в тягость.
8. Интеграция-Отчаяние (65 лет — Смерть). Это пора подведения итогов. На этой стадии человек либо испытывает радость, оглядываясь на прошлую жизнь, собственные достижения, либо впадает в отчаяние от бессмысленности собственного существования и впустую потраченного времени.
Как несложно заметить, многие авторы по-разному трактуют внутриличностные конфликты, что зависит в основном от научных взглядов исследователя, но рассмотрение и учёт каждой теории необходимы для создания наиболее полной картины данного явления.
4. Типы внутриличностных конфликтов и способы их разрешения. Классификация по К. Левину.
На данный момент существует несколько классификаций внутриличностных конфликтов. Так, одной из наиболее распространённых классификаций является классификация на основе ценностно-мотивационной сферы личности. Данная сфера непосредственно связана с включенностью индивида в общественные отношения. В связи с этим, она наиболее подвержена влиянию как внешних, так и внутренних факторов, вызывающих внутриличностный конфликт.
Данная классификация была предложена А.Я. Анцуповой и А. И. Шипиловой. Ими было выделено семь видов внутриличностных конфликтов.
1) Мотивационный конфликт. Как понятно из названия, данный тип конфликтов возникает вследствие противоборства разнонаправленных мотивов. Например, подобный конфликт наблюдается у девушки, избегающей романтических отношений, вследствие неудачного опыта в прошлом. В этом случае конфликтует мотив собственный безопасности, недопущения кого-либо в свою жизнь, и мотив близости, желания быть любимой, найти себе пару.
2) Нравственный конфликт. Возникает вследствие столкновения моральных норм человека и норм социальной группы, окружения. Например, подросток, который ведёт здоровый образ жизни и не имеет вредных привычек, вынужден проводить время в компании, где курение считается нормой и уважается всеми членами группы. В таком случае у него возникнет внутриличностный конфликт при выборе между собственными принципами и нормами группы.
3) Конфликт нереализованного желания. Данный тип конфликта возникает вследствие столкновения желаний индивида с условиями реальности, где их реализация невозможна. Например, школьник маленького роста без выдающихся физических данных мечтает стать звездой баскетбола, но его не берут в команду, что вызывает у него сильнейшие переживания.
4) Ролевой конфликт. Возникает вследствие противоречий между социальными ролями, когда требования одной роли не согласуются с другой. Например, в ситуации, когда у руководителя есть необходимость уволить неэффективного сотрудника, который в обычной жизни является его близким другом.
5) Адаптационный конфликт. Данный конфликт возникает вследствие столкновения желаний индивида с требованиями среды в процессе социальной или профессиональной адаптации. Чаще всего он обусловлен противоречием между требованиями среды и возможностями человека. Например, в ситуации, когда от молодого специалиста требуют того же уровня компетенций, навыков, что был предыдущего работника, имевшего больший стаж в этой должности.
6) Конфликт неадекватной самооценки. Появление данного конфликта обусловлено высокими притязаниями личности с одной стороны и недостаточными её ресурсами с другой. Например, студент, желающий преуспеть в точных науках, но не имеющий к ним способностей, будет ставить перед собой слишком сложные цели, и иметь завышенные ожидания по отношению к себе. Постоянно сталкиваясь с собственными неудачами, он может злиться на себя, свою несостоятельность, что в конечном итоге приведёт к низкой самооценке.
7) Невротический конфликт. Возникает при длительном течении любого из вышеперечисленных конфликтов, когда уровень напряжения достигает высшей точки. Результатом данного конфликта становится развитие невроза.
Другая классификация внутриличностных конфликтов в зависимости от типа невроза, развитию которого конфликт способствует, была предложена В. Н. Мясищевым. Он утверждал, что наличие противоречий внутри личности не порождает невроз. Невроз возникает в случае непродуктивного разрешения конфликта, когда внутреннее напряжение усиливается, дезорганизую соматическую и психическую деятельность организма. В. Н. Мясищев предлагал разделить внутриличностные конфликты на четыре типа.
1) Истерический тип конфликта. Основа данного типа конфликтов – несоответствие между высокими притязаниями личности и требованиями окружающих.
2) Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта. Возникает в результате столкновения разнонаправленных тенденций, мотивов внутри личности.
3) Неврастенический тип конфликта возникает в результате завышенных требований к себе без учёта собственных возможностей реализации данных требований.
4) Смешанный тип конфликта. По мнению В. Н. Мясищева в развитии внутриличностного конфликта могут участвовать сразу несколько факторов, свойственных нескольким типам невротических конфликтов. В таком случае можно говорить о смешанном типе внутриличностного конфликта.
К. Левин, основатель «теории поля», предложил классификацию внутриличностных конфликтов, исходя из проблем, возникающих в результате взаимодействия человека с внешним миром, а не в результате противоречий внутри психики. Так, он выделил три типа внутриличнсотных конфликтов.
1) Эквивалентный тип. В данном случае речь идёт о ситуации выбора между двумя одинаково привлекательными объектами, взаимоисключающими друг друга. Например, в ситуации выбора профессионального пути. Когда человеку одновременно интересны несколько профессий, и он затрудняется с выбором.
2) Витальный тип. Подобного рода конфликты возникают, когда человеку нужно выбрать между двумя в равной степени непривлекательными объектами. Эта ситуации сопровождается наибольшим напряжением и негативными эмоциями, так как не содержит в себе позитивного исхода. Например, ситуация, когда стоит выбор между нежелательным увольнением и продолжением работы в тяжёлых условиях.
3) Амбивалентный тип конфликта. Возникает в ситуации, когда необходимый для удовлетворения потребности объект объединяет в себе одновременно привлекательные и непривлекательные стороны. Например, в ситуации покупки одежды, когда она красива, но не удобна.
Внутриличностный конфликт может разрешиться, как конструктивно, так и деструктивно. В случае конструктивного разрешения конфликта одна из противоборствующих тенденций берет верх над другой, человек испытывает облегчение и может двигаться дальше. В случае деструктивного разрешения конфликта, психическое напряжение возрастает до такой степени, что дезорганизует нормальное функционирование психики, что приводит к неврозу.
Пути преодоления внутриличностного конфликта были предложены М. Дойчем. В ситуации конфликта он выделял объективную ситуацию конфликта, то есть те причины, условия, факторы, которые послужили его появлению; и конфликтное поведение, то есть те реакции, действия, которые предпринял человек, осознав конфликт.
Способы разрешения внутриличностного конфликта делятся на открытые и латентные. Причём открытые способы решения конфликта в большей степени, нежели латентные, способствуют благоприятному разрешению конфликта. Латентные же способы разрешения внутриличностного конфликта в большей степени служат для снятия психического напряжения, чем для разрешения конфликта. В основном, они представляют собой механизмы психологической защиты, к которым личность обращается неосознанно.
К открытым способам решения внутриличностного конфликта относятся следующие.
— Принятие конкретного решения, выбор одной из конфликтующих альтернатив. Здесь необходима совместная работа очень сильной воли и аналитических способностей. Совершив усилие над собой, и просчитав возможные последствия собственного выбора, человек всё же может прийти к конкретному решению, отказавшись от одной возможности в пользу другой
— Фиксация на решении конкретной проблемы, а не на негативных эмоциях. Даже выбрав что-то одно, не всегда удаётся отпустить сожаление, страх, сомнение и другие эмоции из-за упущенной возможности. Однако для движения вперёд необходимо сосредоточиться не на собственных чувствах, а на действиях, которые будут способствовать решению проблемы.
— Осуществление действий по решению проблемы. В данном случае речь идёт о том, что устранение внешних преград или же корректировка собственного поведения и отношения к ситуации будет способствовать разрешению внутриличностного конфликта.
К латентным способам решения внутриличностного конфликта относятся следующие.
— Эмоциональное реагирование (слёзы, истерия, гнев). При затяжном внутриличностном конфликте напряжение настолько сильно давит на человека, что одним из выходов его является сильный эмоциональный всплеск. Мужчина, которого очень долго не повышают в должности, несмотря на старания, может в определённый момент вспылить, накричать на коллег или на руководителя.
— Сублимация – перенаправление психического напряжения в созидательное русло. К примеру, писатель, страдающий от неразделённой любви, может начать писать любовный роман, на страницах воплощая то, чего ему не хватает в жизни.
— Компенсация – перенаправление энергии с недостижимых целей и объектов на достижимые цели. Например, ученик, имеющий трудности с естественными науками переключает своё внимание на точные науки и достигает успеха в них.
— Уход от реальности – фантазирование, сон, компьютерные игры и др. Уход от реальности может осуществляться совершенно различными способами. Например, не достигая успехов в жизни, не имея возможности воплотить мечту, человек начинает активно увлекаться компьютерными играми, в особенности ролевыми, где он может почувствовать себя кем-то ещё, создать свой мир. Всё это будет отвлекать его от насущных проблем и печалей, что приведёт к улучшению состояния, но не разрешению конфликта.
— Рационализация – оправдание собственного состояния при помощи логической аргументации. Это довольно распространённый механизм защиты. Например, подсидев своего коллегу и добившись его увольнения, человек может оправдывать своё поведение тем, что тот сам виноват, что он плохо работал, имел сложный характер, не умел ладить с коллегами и заслужил то, что получил, хотя в действительности это может быть не совсем так. При этом «злодей» может чувствовать себя комфортно, ведь он совершил «благое» дело.
— Вытеснение – перемещение негативной информации либо противоречивых тенденций в сферу бессознательного. Например, девушка, поссорившись с парнем, может не помнить, что говорила ему весьма неприятные вещи. Эта информация как бы забывается, исключается из сознания, чтобы не допустить конфликта меду её убеждением в том, что она очень добрая и никому не может причинить боли и реальным поведением.
— Проекция – приписывание негативных черт, мотивов другим людям и отрицание их в себе для снятия психического дискомфорта. Например, мужчина, считающий, что «идти по головам» для достижения желаемого недопустимо, будет осуждать и злиться на своего коллегу, который, по его мнению, не считается с интересами других и действует лишь себе во благо. Но правда в том, что осуждающий, возможно, сам бы хотел поступать, таким образом, но тогда это вызвало бы у него неприятие себя, потому он находит более лёгкий путь и переключает внимание на поведение других.
Это далеко не все способы разрешения внутриличностного конфликта. Выше были перечислены лишь основные. Наша психика весьма изобретательна в вопросах самообмана. Порой бывает гораздо проще использовать латентные способы решения конфликтов, чтобы не чувствовать себя недостойным человеком, чем признать проблему и начать предпринимать действия по её решению. Однако осуждать себя за использование латентных способов решения внутрилинчостного конфликта не стоит, ведь абсолютно все они служат конкретной цели, потому необходимы. Будут ли применяться открытые или латентные способы зависит от уровня развития личности, причин конфликта, социальной ситуации и др. Однако, крайне важно осознавать свои реакции, действия и их последствия, в первую очередь, для улучшения собственного состояния и устранения причины, вызвавшей конфликт.
5. Заключение.
Таким образом, в данной работе было рассмотрено такое явление, как внутриличностный конфликт. Внутриличностный конфликт – нормальное явление здоровой психики, возникающее в результате противоречий между её внутренними конструктами. Внутриличностные конфликты оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на личность.
В психологической науке существует несколько взглядов на природу и особенности внутриличностных конфликтов. Однако большинство авторов сходятся в том, что интегральными показателями внутриличностных конфликтов являются повышение психического напряжения и снижение адаптационных возможностей личности. При этом внутриличностные конфликты необходимы для личностного роста и развития. Они помогают встретиться с той частью реальности, которую сложнее всего принять, помогают подстроиться и преобразовать своё поведение таким образом, чтобы в дальнейшем выходить из подобных затруднений победителем, используя предыдущий опыт.
Причины возникновения внутриличностных конфликтов могу лежать как внутри психики, так и быть частью внешней среды. Но крайне важно своевременно обнаружить эти причины, обнаружить те слабые места, которые способны привести к дезорганизации нормального психологического состояния. Без осознания причин, которое бывает весьма сложным и длительным процессом, невозможна дальнейшая работа над ними и устранение болезненного состояния.
Кроме того, внутриличностные конфликты могут разрешаться, как конструктивно, главным образом при использовании открытых способов их разрешения, так и деструктивно, при использовании только латентных способов разрешения конфликтов. Благоприятное разрешение внутриличностного конфликта будет способствовать приобретению нового опыта и открытию личностных ресурсов, которые необходимы для позитивного личностного развития.
Для устранения симптомов внутриличностного конфликта, психика прибегает к помощи механизмов психологической защиты. Если психологические защиты становятся неспособны снять накопившее напряжение, возникает невроз.
В целом, на разрешение внутренних конфликтов влияют общий уровень развития личности, её осознанности и способности к рефлексии, мировоззренческие установки личности, её волевые качества, темперамент и др.
Понятие
Что такое внутриличностный конфликт в психологии?
Внутриличностным называется общение человека с собой самим.
Внутриличностный конфликт же понимается как противоречие, возникающее в результате такого общения.
Этот конфликт человек воспринимает как серьезную проблему, которая требует максимально быстрого решения.
Невозможность решить ситуацию или отсутствие способности принять решение может провоцировать различные нарушения, к примеру, бессонницу ввиду постоянного обдумывания.
Внутриличностный конфликт может направить человека по одному из следующих сценариев:
- Проблема направит его в саморазвитие, он станет мобилизировать силы, и он станет принимать меры для улучшения своей жизни.
- Проблема, напротив, заставит его тормозить, что нарушит процесс развития и самопознания.
При внутриличностном конфликте происходит столкновение двух и больше равных по значимости и противоположных по смыслу интересов, потребностей или желаний.
Человеку трудно принять решение и сделать выбор.
Занимая одну из сторон, он лишается преимуществом второй стороны.
Осознание этого приводит к сомнениям, колебаниям, невозможности принять решение.
В зависимости от важности вопроса, который не может решить человек, конфликт может спровоцировать различные проблемы и расстройства.
Будучи в конфронтации с собой самим, человек повышает риск развития различных патологий, как психологических, так и физиологических. Решив же проблему, он становится на путь исцеления и освобождения от таких побочных реакций.
Что характеризует человека как личность? Узнайте об этом из нашей статьи.
Мотивационный подход
С точки зрения данного подхода враждебность определенной личности или группы является отражением прежде всего ее внутренних проблем. Так, например, с позиции Фрейда, аутогрупповая враждебность является неизбежным условием любого межгруппового взаимодействия, имея универсальный характер. Основная функция данной враждебности – средство поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы. Отдельное место в данном случае занимают политические конфликты. Примеры можно найти в истории формирования фашистского движения в Германии и Италии (идея расового превосходства), а также в истории борьбы с «врагами народа» в период сталинских репрессий. Фрейд связывал механизм формирования аутогрупповой враждебности по отношению к «чужим» с эдиповым комплексом, инстинктом агрессии, а также с эмоциональной идентификацией с лидером группы — «отцом» и др. С точки зрения нравственности подобные факты нельзя рассматривать как конструктивный конфликт. Примеры с расовой дискриминацией и массовым террором, тем не менее, ярко демонстрируют возможность сплачивания членов одной группы в процессе конфронтации с другими.
В теоретической концепции агрессивности американского психолога Леонарда Берковица в качестве одного из ключевых факторов межгрупповых конфликтов выступает относительная депривация. То есть одна из групп оценивает свое положение в обществе как более ущемленное по сравнению с положением других групп. При этом депривация носит относительный характер, так как ущемленное положение в реальности может не соответствовать действительности.
Способы разрешения
Как разрешить внутренний конфликт? Хотя внутриличностные конфликты решаются индивидуально, существуют типичные общие принципы и методы их разрешения, и, учитывая индивидуальную специфику, их могут применять все.
Наиболее важными среди них являются следующие:
- Адекватная оценка ситуации. Нужно взять ее под контроль и постараться определить противоречия, ставшие причиной конфликта и спровоцировавшие тревогу, страх или гнев.
- Осознание экзистенциального смысла конфликта. Нужно оценить его важность для себя, проанализировать с точки зрения того, насколько значимы его последствия. Возможно, причину конфликта можно просто отодвинуть на второй план ил вовсе забыть.
- Локализация причины конфликта. Нужно выявить его непосредственную сущность, отбросив при этом второстепенные моменты и обстоятельства, которые ему сопутствуют.
- Смелый анализ причин конфликта. Нужно уметь трезво взглянуть на правду, даже если для вас она неприятна. Важно откинуть все смягчающие обстоятельства и без жалости рассмотреть причину, которая вас беспокоит.
- «Выпустить пар». Важно дать выход накопившемуся гневу, тревоге или эмоциям. Для этого могут использоваться и творческие занятия, и физическая активность.
- Расслабление. Можно использовать расслабляющий тренинг. Механизмом и приемов существует масса, нужно подобрать те, которые подходят конкретно вам.
- Смена условий или стиля работы. Это поможет, если конфликт является следствием неблагоприятных условий своей деятельностью.
- Есть смысл подумать над тем, чтобы снизить свои притязания. Возможно, ваши возможности или способности просто не соответствуют целям и запросам.
- Умение прощать. Как других, так и себя. Все совершают ошибки, и это нормально.
- Специалисты рекомендуют позволить себе поплакать. Исследования выявили, что слезы, спровоцированные негативными эмоциями, содержат вещество, которое действует подобно морфию и способствует успокоению. Слезы- защитная реакция на стресс. Их выделение помогает мозгу ослабить напряжение.
Но и кроме научных исследований практически каждый человек знает по себе, что слезы помогают облегчить состояние и достигнуть эмоциональной разрядки.
Как разрешить внутренний конфликт? Узнайте из ролика: