§ 2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации


Понятия типологии конфликтов

Определение 1
Конфликт представляет собой типовую форму социального взаимодействия и характеризуется следующими чертами:

  • Взаимодействие производится между двумя и более субъектами.
  • У субъектов имеются противоречивые интересы, которые разрешаются в форме открытого противоборства.

Представляя собой форму социального взаимодействия, конфликт в первую очередь рассматривается в качестве объекта типологизации. В качестве критериев разделения конфликтов на группы могут выступать самые различные факторы, например, время, состав субъектов, вступающих в конфликт, сфера деятельности, в которой возник конфликт, направленность конфликта и т.д.

Рисунок 1. Типологизация конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Виды социальных конфликтов

Перечислим основные виды социальных конфликтов.

По количеству участников конфликта:

  • внутриличностные (интересны психологам и психоаналитикам);
  • межличностные (например, между друзьями);
  • межгрупповые (например, конкуренция фирм).

По направленности конфликта:

  • горизонтальные (между людьми одного уровня, например, менеджер против менеджера);
  • вертикальные (работник против начальства);
  • смешанные (и те, и другие).

По функции социального конфликта:

  • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
  • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По средствам разрешения:

  • мирные или ненасильственные;
  • вооруженные или насильственные.

По предмету конфликта:

  • экономические;
  • политические;
  • производственные;
  • бытовые;
  • духовно-нравственные и т. д.

По характеру развития:

  • спонтанные (непреднамеренные);
  • преднамеренные (заранее спланированные).

По объему:

  • глобальные (II мировая война);
  • локальные (Чеченская война);
  • региональные (Израиль и Палестина);
  • групповые (менеджеры против бухгалтеров);
  • личные (бытовые, семейные).

Критерии типологизации конфликтов

Выделяют различные критерии типологизации конфликта, которые могут носить разнонаправленный характер. Рассмотрим основные классификации конфликтов:

По субъектному составу:

  • Межличностные — возникают в быту, между супругами, между родителями и детьми и т.д.
  • Межгрупповые — возникают в сфере межнациональных и межконфессиональных соглашений, в качестве войн между государствами и т.д.
  • С комплексным субъектным составом – например, когда в качестве одного субъекта выступает личность, в качестве другого субъекта – образовательное учреждение, организация.

По наличию умысла:

  • Планируемые конфликты. Для данного вида конфликтов характерно наличие умысла на возникновение конфликта, продумывание тактики своего поведения, инициация конфликта, провоцирование субъекта. Например, в качестве подобного вида конфликта можно рассмотреть террористически акты, которые связаны с захватом заложников. Когда террористы захватывают заложников, они, таким образом, провоцируют власть на определённые действия, выполнение требований террористов.
  • Стихийные конфликты. Данные виды конфликтов связано с массовыми беспорядками и достаточно часто возникают в тех местах, где имеется массовое скопление людей. Например, на футбольных матчах, концертах рок-групп, митингах и т.д. Специфика данного вида конфликтов заключается в том, что в качестве субъекта конфликта выступает неорганизованная масса, толпа. Когда люди находятся в толпе, их поведение подчиняется принципу конформизма, то есть человек как бы растворяется в толпе и перестаёт воспринимать себя и окружающих в качестве самостоятельной личности. Нередко стихийный конфликт является результатом провокационных действий, которые также могут быть умышленными и неумышленными.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Типологизация конфликтов 430 ₽ Реферат Типологизация конфликтов 270 ₽ Контрольная работа Типологизация конфликтов 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По сфере конфликтного взаимодействия:

  • внутри социальной группы;
  • между социальными группами.

Важным фактором типологизации конфликтов выступают также сферы конфликтного взаимодействия. Например, конфликты могут возникать между локальными системами, а также между структурными элементами систем. Конфликты, которые возникают внутри систем, обусловлены противоречиями, которые возникают в рамках самой системы. К таким конфликтам могут быть отнесены конфликты между супругами, между родителями и детьми, работниками и работодателем и т.д.

По реализации потребностей, которые послужили предпосылкой возникновения конфликта:

  • Материальные – необходимо удовлетворения материальных потребностей, что обусловлено желанием обладать материальными ресурсами, денежными средствами, определёнными жизненными благами, например, домом, машиной, телефоном и т.д.
  • Статусно-ролевые. Человек желает получить определённую роль в обществе, например, стать супругом, занять определённую должность, приобрести авторитет в определённой социальной группе. Однако нередко интересы людей по факту распределения статусных ролей совпадают, при этом возникает конфликт интересов.

По направленности:

  • Горизонтальные – возникают между деловыми партнёрами, коллегами, сослуживцами и т.д.
  • Вертикальные – возникают между руководителем и подчинёнными.

По временным параметрам:

  • Кратковременные – продолжающиеся сравнительно не продолжительный период времени.
  • Быстротечные – развивающееся быстро и стремительно.
  • Длительные – данные виды конфликтов могут продолжаться годами, а иногда и десятилетиями. В основном, к таким видам конфликтов относится государственные, национальные, религиозные конфликты.

По критерию результативности:

  • Конструктивные, то есть нормальные, позитивные. При возникновении конструктивных конфликтов группы, в рамках которых они происходит, сохраняют свою целостность, а между субъектами налаживается взаимодействие.
  • Деструктивные или патологические, негативные. Взаимоотношения людей в ходе данного конфликта приобретает негативные формы, характер конфликта ведёт к разрушению и распаду организации, отношений между людьми.

Типология конфликтных ситуаций.

Варианты типологии конфликта определяются тем, что интересует конфликтолога (т.е. субъекта). Основа для классификации: — состав участников, — содержание, — длительность, — причины, — цели, — степень иненсивности, остроты.

По уровню: 1. конфликты между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляют носителю социальной роли (Я — начальник). 2. внутригрупповые. 3. между социальными группам. 4. На уровне общества в целом – межгосударственные. Дарендорф (социология конфликта) считал верным представление о том, что противоречие между буржуазией и пролетариатом — принадлежность 19 века — > переход к постиндустриальному обществу и пр. -> нет конфликта — > профессиональное и социальное противоречие.

Существует четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм — ролевой

конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать – как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например женщина- руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее непосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться во что бы то ни стало.

Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение (типичный пример такого конфликта наблюдался в советское время, в эпоху «стахановских вахт», когда энтузиазм одного человека далеко не всегда приветствовался основной массой коллектива, так как вел к увеличению норм выработки).

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Межгрупповой конфликт. Как правило, взаимодействие очень часто осуществляется в группах, как формальных, так и неформальных.

Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта.

Кроме того, все эти конфликты укладываются в другую схему типологизации конфликтов — вертикально-горизонтальную.

По принципу вертикали возникают конфликты между администрацией (разного уровня руководством в системе организации) с одной стороны, и отдельными членами организации с другой.

Простейший вариант вертикальных конфликтов возникает в организации с двухуровневой структурой.

Если же в организации структура управления многоуровневая, то возможности вертикальных конфликтов расширяются, причем конфликт обычно развивается между представителями соседних уровней, и чем больше управленческих уровней в организации, тем больше эта вероятность.

В качестве примера приведу опыт работы в своей организации, ежедневнике «Страна Калининград». Так, структура управления выглядит следующим образом:

главный редактор → редактора отделов → корреспонденты

и вполне может возникнуть конфликт между рядовым сотрудником и главным редактором, хотя возможность такого конфликта ограничивается «буфером» в виде редакторов отдела. Однако весьма сложно представить конфликт президента крупного концерна с мелким менеджером или тем более разнорабочим.

Предыдущая5Следующая

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право…

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]