Психологи утверждают, что бояться споров и разногласий не стоит. В процессе возникающих конфликтов люди учатся уступать друг другу, идти на компромисс и толерантно относиться к недостаткам окружающих. Однако в некоторых случаях противоречия могут привести к опасным последствиям. Это происходит, в основном, при ссорах в рабочем коллективе или детском образовательном учреждении (школе, детском саду). Иногда участникам спора требуется помощь профессионального психолога.
Жизнь без ссор и споров – это идеал, которого невозможно достичь
Что такое причина конфликта
Событие, повлекшее за собой разлад в микро,- или макро коллективе, – это причина конфликта. Данное определение часто используется практикующими психологами. Причины конфликтов бывают разными. Чаще всего разногласия возникают из-за:
- Неумения уступать друг другу;
- Разных взглядов на организационные вопросы на работе;
- Плохого знание особенностей личности партнера и, как следствие, неумение находить с ним общий язык;
- Желания одного из участников конфликта во что бы то ни стало навязать оппоненту свою точку зрения;
- Повышенного уровня агрессивности и тревожности.
Также ссоры в коллективе часто возникают из-за плохого воспитания и ограниченности интеллекта отдельных его членов. Мотивом к спору может послужить большая разница в возрасте двух оппонентов, так как пожилые люди многое воспринимают иначе, по сравнению с молодыми.
Противоречия у коллег и одноклассников часто возникают «на пустом месте»
Управление конфликтами: психология
Конфликтующие стороны могут длительный срок находиться в конфронтации и даже привыкают к этой ситуации. Как показывает практика, в таких отношениях срабатывает детонатор, который провоцирует открытое противостояние сторон.
Или же наоборот, выяснение отношений происходит цивилизованным путём, но из-за непрофессионализма участников столкновения, выход из ситуации происходит некорректно и приводит к негативным последствиям.
Регулирование отношений сводится к способности им управлять. Причём не всегда управление конфликтом является его решением. Иногда важнее сохранить добропорядочные отношения между конфликтующими, чем разрешить противоборство.
Основные причины
Виды конфликтов в психологии и способы их разрешения
Чаще всего споры, перерастающие в агрессивное противостояние, происходят по причине личной неприязни оппонентов друг к другу. Чувство неприятия другого человека может быть вызвано:
- Его непохожестью на других и стремлением выделиться, противопоставить себя коллективу;
- Чрезмерной концентрацией на собственных чувствах и переживаниях и нежеланием войти в положение другого человека;
- Вечным противостоянием отцов и детей;
- Нежеланием прислушаться к полезным советам и рекомендациям окружающих;
- Недоверчивым и подозрительным отношением к другим людям.
Также существует особый тип легковозбудимых субъектов с неустойчивой психикой, у них спровоцировать ссору может любая мелочь.
Психологическая несовместимость характеров часто приводит к разногласиям
Межличностные конфликты
Причины межличностных конфликтов – разные точки зрения двух или более участников противоречия на одно и то же явление (политику, воспитание детей, бытовые проблемы). Также разногласия в семье могут быть вызваны неумением слушать и слышать другого человека, отсутствием эмпатии (способности сострадать и сопереживать другому человеку в трудной ситуации).
Профессиональные
Причины возникновения конфликтов на работе часто кроются в постоянном стрессе или в психологической несовместимости темпераментов начальника и подчиненного. Довольно часто ссоры возникают из-за разных взглядов на рабочие вопросы, организацию труда. Особый случай – несовпадение биологических ритмов начальника и подчиненного (например, «сова» секретарь и «жаворонок» шеф), в этом случае избежать противоречий очень сложно.
Между детьми в школе
О том, какие причины могут привести к конфликту между детьми в начальной или средней школе, написано много литературы. Чаще всего неприятные ситуации в детском коллективе возникают, когда один из учащихся противопоставляет себя коллективу. В этом случае другие дети подсознательно воспринимают его как «чужака», представляющего угрозу для сплоченной группы. Иногда предпосылки к появлению ссор возникают между микро коллективами: учащиеся в классе разделяются на несколько групп и враждуют друг с другом. В этом случае взаимная ненависть может быть вызвана таким фактором, как разница интересов (например, музыкальных вкусов или предпочтений в спорте).
Внимание! Наиболее опасная ситуация в школе или в детском саду – так называемый «буллинг», или травля одного ребенка в коллективе. Подрастающее поколение отличается особой жестокостью и изобретательностью в этом плане. В этом случае все одноклассники могут ополчиться против единственного ученика. Поводы для травли бывают разные: зависть к отличной учебе, внешняя непохожесть одного из учеников на остальных или какой-либо подростковый физический недостаток (например, избыточный вес). В этом случае для урегулирования конфликта в ситуацию должны вмешаться родители и члены педагогического сообщества.
Конфликты в межличностных отношениях
Противостояние в межличностных отношениях зачастую рассматривают в качестве столкновения индивидов в процессе взаимодействия. Эти столкновения могут наблюдать в различных сферах жизнедеятельности. Зачастую межличностные конфликты в коллективе возникают вследствие дефицита каких-либо ресурсов или средств, например, при наличии нескольких кандидатов на одну престижную вакансию.
Другими словами, межличностными конфликтами называют открытое противостояние взаимодействующих индивидов на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации. Данная разновидность конфронтаций обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу.
Межличностные конфликты в организации могут зарождаться как между индивидами, которые впервые встретились, так и между хорошо знакомыми субъектами. В любом случае существенную роль во взаимодействии играет индивидуальное восприятие участника и его оппонента. Преградой на стези нахождения общего языка между субъектами может стать отрицательная установка, образовавшаяся у одного соперника в отношении другого оппонента.
Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.
Кроме того, люди могут сталкиваться в межличностных конфронтациях, защищая интересы отдельного коллектива, организации, социальных институтов. Напряженность противостояния в таких конфликтах и возможности нахождения компромиссных решений во многом обуславливаются конфликтными установками тех коллективов, представителями которых являются участники конфронтации.
Все межличностные конфликты в организации, зарождающиеся вследствие столкновения интересов или целей, условно можно подразделить на три разновидности. Первая – предполагает столкновение принципов, в котором воплощение интересов и устремлений одного участника может быть реализовано исключительно за счет ограничения интересов другого участника.
Вторая – затрагивает только форму взаимоотношений между субъектами, не ущемляя при этом их материальных и духовно-моральных потребностей и целей. Третья – являет собой реально не существующие противоречия, спровоцированные или искаженной (ложной) информацией, или неправильной трактовкой фактов и событий.
Также социальные межличностные конфликты можно подразделить на такие виды:
— стремление к доминированию, то есть соперничество;
— разногласия, относящиеся к вопросу нахождения наилучшего пути решения совместной проблемы – спор;
— обсуждение спорной проблемы, то есть дискуссия.
Профилактика межличностных конфликтов, их предупреждение или урегулирование всегда направлены на сбережение имеющейся структуры межличностного взаимодействия.
Нередко в качестве источника противостояния можно выявить такие факторы, которые повлекут разрушение сформировавшейся системы взаимоотношений. Вследствие этого можно выделить две категории функций конфликта – конструктивные (то есть положительные) и деструктивные (то есть негативные).
К первым относят: функцию развития, познавательную, инструментальную и перестроечную функции.
Познавательная функция заключается в обнаружении симптома неблагополучных отношений и выявлении возникших расхождений.
Конфронтация считается важнейшим источником процесса совершенствования взаимодействия и развития всех ее участников. В этом заключается функция развития.
Разногласия являются инструментом разрешения расхождений (инструментальная функция).
Противостояние ликвидирует факторы, изъедающие существующие межличностные отношения, способствует формированию взаимопонимания между оппонентами (перестроечная функция).
Деструктивные «миссия» конфликтов имеет связь:
— с ухудшением или полным развалом взаимоотношений;
— разрушением имеющегося совместного взаимодействия;
— негативным самочувствием оппонентов;
— низкой результативностью дальнейшей совместной деятельностью.
Можно ли по предпосылкам предотвратить конфликт
Иногда для предотвращения неприятной ситуации достаточно просто пошутить, и конфликт будет исчерпан
Способы разрешения конфликтов — какие варианты существуют, пути предупреждения
Если говорить кратко, причины возникновения конфликтов зависят от психологического микроклимата в коллективе. Например, если в группе преобладают дружеские, спокойные отношения, внести раздор может появление нового человека. Для того чтобы не допустить перерастания обычной ссоры в серьезную вражду, специалисты в сфере конфликтологии рекомендуют:
- Никогда не опускаться до взаимных личностных оскорблений, не связанных с темой ссоры;
- Уважительно относиться к противоположной точке зрения, даже если принять ее невозможно;
- Тщательно обдумывать каждое произнесенное слово в ходе ссоры;
- Никогда не повышать голос во время разговора.
Эти простые проверенные методы менеджмента помогут мобилизовать эмоциональные ресурсы и благополучно разрешить конфликтную ситуацию без агрессии и взаимных обвинений.
Внимание! Иногда для предотвращения конфликтной ситуации достаточно лишь обратить все в шутку, проявив чувство юмора. Например, этот метод хорошо работает при условии доверительных отношений с начальством или коллегами по работе. Вовремя рассказанный анекдот поможет разрядить обстановку и успокоит яростных спорщиков.
Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией
Следующий пример этнического конфликта можно вспомнить, если вернуться в 2008 год. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины.
После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.
На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.
Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.
Причины с точки зрения психологии
Что такое френдзона у девушек и мужчин — основные признаки
Не все знают, почему люди ссорятся, и каковы психологические предпосылки к спорам. С точки зрения психологии, разногласия и споры, в основном, вызваны неумением человека поставить себя на место партнера, в его положение. Чтобы лучше понимать окружающих, главное – представлять, что именно они чувствуют в определенные моменты (примеры – радость, гнев, растерянность). Для этого необходимо проявлять живой интерес к людям и никогда не отказываться от общения.
У некоторых людей любовь к спорам – врожденное свойство характера
Основные корифеи психологии считают, что быть абсолютно неконфликтным человеком так же вредно, как и заядлым спорщиком. Противоречия между людьми – это естественно. Главное – научиться их регулировать и не дать ссоре перерасти в открытую агрессию. Для этого следует уважительно относиться к оппоненту, и, если он позволяет себе оскорбления и угрозы, не следовать его примеру, а выбрать другой вариант взаимодействия. Создание и развитие ссор на пустом месте могут стать серьезным препятствием на пути к успешной карьере или личной жизни.