Подсознание — как раскрыть и использовать его силу


Неиспользованная сила подсознания может привести вас к новым успехам в личной и деловой жизни. Чтобы полностью понять силу вашего бессознательного, вам сначала нужно понять разницу между вашим бессознательным и вашим сознательным умом. Ваш сознательный ум — это осознание, которое у вас есть в текущий момент.

Подсознание — это мощная вторичная система, которая управляет всем в вашей жизни. Изучение того, как стимулировать общение между сознанием и подсознанием — мощный инструмент на пути к успеху, счастью и богатству.

Подсознание — это банк данных для всего, чего нет в вашем сознании. Оно хранит ваши убеждения, ваш предыдущий опыт, ваши воспоминания, ваши навыки. Все, что вы видели, делали или думали, тоже здесь. Это также ваша система наведения. Подсознание постоянно отслеживает информацию, исходящую от органов чувств, на предмет опасностей и возможностей.

Связь между подсознанием и сознанием двунаправленная. Каждый раз, когда у вас появляется идея или эмоция, воспоминание или образ из прошлого, это подсознание общается с вашим сознательным разумом. Общение наоборот не так тривиально и достигается по принципу самовнушения.

В этой статье мы расскажем, что такое сила подсознания, и о том, как её можно использовать на пути к успеху. Вы узнаете, как лучше общаться со своим подсознанием и как направить его в нужное русло.

Что такое подсознание?

Вы когда-нибудь читали, что люди используют только часть своего мозга? Ну, это скорее всего из-за подсознания. Ученые никогда не изучали его всесторонне, и мы до сих пор недостаточно знаем о нем. Но мы знаем, что оно может работать и контролировать почти все, что мы делаем.

Например, когда вы медитируете и начинаете контролировать свое дыхание, вы получаете контроль от подсознания и передаете его своему сознательному уму. Вы начинаете дышать глубоко и животом. Затем перестаете контролировать дыхание, и ваше подсознание начинает это делать. Вам не нужно больше об этом думать. Ваше дыхание будет оставаться расслабленным, пока его не изменит другой раздражитель (например, стресс). Все контролируется в затылке.

Еще один пример задач подсознания — информация, поступающая от органов чувств. В ваш мозг засыпают сотни мегабайт информации в секунду. Он бы взорвался, если бы ему пришлось все проверять и обрабатывать. Вот почему у вас есть промежуточный барьер — подсознание. Оно обрабатывает все и передает только ту информацию, которая актуальна для вас в данный момент.

Дикая обезьяна

Лучшее сравнение подсознания — с дикой обезьяной. Оно может буйствовать целый день, так как не быстро устает. И оно может доставлять случайные фрагменты информации в основную часть мозга. Или может быть занято достижением ваших целей и предоставлением вам информации, необходимой для достижения успеха (возможностей). Единственное, что вам нужно сделать — дать этой дикой обезьяне цель!

Сознание

Сознание отвечает за мыслительную деятельность человека, его достижения в познании мира и самого себя, постановку целей, ощущения. Однако большая часть его работы направлена на обработку тех импульсов и запросов, которые поступают из подсознания.

Современный человек пытается жить, используя в основном именно сознание, продумывая все до мелочей. Однако подобное поведение переводит интуицию и многие другие функции, способные облегчить принятие решений и нахождение ответов на трудные вопросы в «спящий» режим.

Общение с вашим подсознанием

Передавать мысли из вашего сознательного разума в ваше подсознание сложно, потому что это должно происходить с помощью эмоций. Только мысли, которые передаются с искренними эмоциями, остаются в глубине души. И остаются только мысли, подкрепленные сильной эмоцией.

К сожалению, это касается как отрицательных, так и положительных эмоций. К сожалению, отрицательные эмоции обычно сильнее положительных. Если вас интересует дополнительная информация по теме эмоций, вы также можете прочитать статью: «Эмоциональный интеллект и способы его улучшения».

Страх и негативный разговор с самим собой

Ваш первый шаг в использовании силы подсознания — это избавиться от мыслей, наполненных негативными эмоциями. Также нужно прекратить негативные разговоры с самим собой или, по крайней мере, убедиться, что они не нагружены эмоциями.

Ваши страхи часто сбываются, особенно когда вы очень эмоциональны по отношению к ним. Вот почему негативный разговор с самим собой может иметь такие пагубные последствия. Устранение этих негативных мыслей или как можно скорейшее противодействие им — очень важный шаг к успеху.

Есть история об ангеле-хранителе, который всегда следует за вами. Когда вы говорите себе «моя жизнь ужасна», это записывает ужасную жизнь. Когда вы говорите «моя работа скучная», вы записываете скучную работу. И когда вы говорите «мое тело некрасиво», запишите некрасивое тело. Это продолжается и он исполняет все эти желания, потому что они наполнены сильными эмоциями (грусть, разочарование, сожаление, ненависть к себе). Этот ангел — ваше подсознание.

Остановитесь здесь и спросите себя: «Можете ли вы позволить себе негативный внутренний диалог?»

Техника противодействия

Один из лучших способов уменьшить негативный разговор с самим собой — это контр-техника. Каждый раз, когда вам приходит в голову негативная мысль, вы противопоставляете ей крайнюю позитивную контр-мысль. Например, если у вас важная презентация, и вы думаете про себя: «Я собираюсь поставить себя в неловкое положение перед всеми этими людьми». Немедленно возразите: «НЕТ! Я буду настолько хорош, что публика будет аплодировать мне пять минут». Правда часто бывает где-то посередине.

Техника кнопки удаления

Еще один мощный инструмент в борьбе с негативным внутренним диалогом — это кнопка удаления. Когда негативная мысль приходит вам в голову, вы нажимаете кнопку удаления в уме и представляете, как мысль, написанная на листе бумаги, уничтожается. Или вы можете представить себе, что вы разбиваете негативную мысль кулаком.

Жгучее желание

Ваше подсознание также будет действовать в соответствии с мыслями, которые передаются с желанием. Под влиянием желания ваше подсознание сделает все, чтобы получить объект желания. Это также откроет все доступные каналы для сознательного разума для информации о том, как это сделать.

Когда ваша цель станет всепоглощающей навязчивой идеей вашей жизни и у вас возникнет горячее желание увидеть ее воплощение, тогда вы добьетесь успеха. Когда вы настроили свое подсознание на задачу, подкрепленную этой сильной эмоцией, это позволит вам увидеть возможности в жизни, которые приведут вас к вашей цели.

Лучшие спортсмены становятся лучшими только из-за горячего желания быть номером один. Больше они ничего не хотят от жизни, кроме этого. Это главная мечта их жизни.

Они готовы делать все возможное, чтобы этого добиться:

  • Оставаться допоздна после тренировки и больше практиковать свои навыки.
  • Делать все возможное, чтобы расширить набор навыков и стать лучше остальных.
  • Настроить подсознание искать возможности для достижения своих целей.

Как можно воспитать жгучее желание?

Начните с определения своей цели. Сделайте её как можно более конкретной. Сделайте это максимально реалистично. Запишите где-нибудь и почувствуйте её.

Техника сжигания мостов

Затем сожгите мосты. Уничтожьте все безопасные лодки, которые вы можете оставить на случай, если что-то испортится. Наш разум эволюционирует, чтобы помочь нам выжить, и именно тогда он достигает наилучших результатов. Сжигая мосты, вы переводите свой разум в режим выживания, и единственный оставшийся путь — далеко вперед — к цели.

Техника малых побед (или индикатора выполнения)

Еще один очень мощный инструмент — наполнить свою жизнь небольшими достижениями (которые ведут вас к цели). Если вы хотите сбросить X кг веса, начинайте каждый день с просмотра графика своего прогресса. Будем надеяться, что в целом он идет вниз, даже если есть небольшие неровности. Положите на стол фотографию человека с идеальным весом и смотрите на нее каждый день.

Мотивационная техника

И последнее, но не менее важное: найдите то, что заставляет вас работать над своей целью, и используйте это. Вас могут подбодрить позитивные люди. Посмотрите мотивационное видео или послушайте зажигательную песню.

В любом случае убедитесь, что горячее желание достичь своей цели является частью вашего повседневного обихода! За кулисами ваше подсознание будет засыпано мыслями о вашей цели, усиленными горячим желанием ее достичь.

Вера и любовь

Самые сильные положительные эмоции — это вера, любовь и секс. Первые два более духовные, последний более биологический. Когда все они присутствуют, они усиливают любую мысль, и она может легко проникнуть в подсознание. Затем подсознание будет действовать в соответствии с мыслью и переводить ее в действия, возможности и идеи.

Вера — это состояние ума, которое может быть вызвано или создано подтверждением или повторяющимися инструкциями подсознанию посредством принципа самовнушения.

Вера отличается от надежды, потому что, когда у нас есть вера, мы уверены в результате. И когда мы надеемся, мы просто предлагаем один возможный сценарий в неопределенных обстоятельствах.

Техника визуализации

И следующий шаг к достижению цели — визуализировать ее. Он основан на вере в результат. Не надеясь, что желаемый результат будет правдой, но веря, что это уже правда.

Одна из самых мощных техник — визуализировать свою жизнь, когда ваше желание уже исполнилось. Выделяйте несколько минут в день, чтобы закрыть глаза и представить свою жизнь после того, как вы достигли своей цели. Сделайте его максимально ярким:

  • Что на вас надето?
  • Как вы действуете?
  • Как вы себя чувствуете?
  • Что вы говорите?
  • Что делаете?

Техника физической подготовки

Еще один инструмент — физическая подготовка. Если вы хотите прославиться, начните носить брекеты, чтобы исправить зубы СЕЙЧАС. А если вы хотите романтических отношений, купите дополнительную зубную щетку и положите ее в свою ванную комнату.

Техника отстранения

И последнее, но не менее важное: отпустите привязанность к результатам. Вы никогда не сможете спланировать, как именно ваше желание проявится. Не сужайте количество вариантов, которые у вас есть в данный момент, а, скорее, проявите непредвзятость и верьте в то, что ваши мечты сбудутся.

Как объяснить поведенческую модель человека?

Довольно часто человек сам закладывает установки, запрограммированные в подсознании, подавляет наиболее сильные эмоции, чувства, мыслит деструктивно. Не стоит забывать про влияние воспитания родителей, а также и других дальних родственников, с раннего возраста внушающих ребёнку поведенческие нормы, устои морали и этики. Также они неосознанно навязывают ребёнку своё видение мира.

Стоит отметить и влияние средств массовой информации, рекламы, общества, все время закладывающего всевозможные разрушающие подсознание программы. Обычно СМИ применяют особые методики, которые основаны на нейролингвистическом программировании. Такие методики позволяют незаметно внедрять нужную информацию, огибая сферу логической оценки сразу на подсознательный уровень.

Управление скрытым в сознании – ключ к процветанию, уже 90% успеха. Чтобы достичь желаемого, необходимо заново переориентировать в правильное русло все ресурсы подсознания: вложить такие вызывающие привыкание установки и программы, которые ведут к решению проблем. Нужно постоянно давать себе заряженные на позитив команды и призывы к действиям.

Первый шаг на дороге постижения подсознания – это кропотливый анализ своего психологического состояния, а также отключение бессознательного «автопилота», которым невозможно управлять. Специалисты в области психики могут помочь понять порядок собственных мыслей и подсознательных чувств, но научиться следить за подсознанием можно и самостоятельно.

Получение сообщения из вашего подсознания

Как мы уже установили, связь между сознанием и подсознанием двусторонняя. Вы даете своему подсознанию задачи, желания и цели. И это дает вам информацию, возможности и идеи.

Вы когда-нибудь задумывались, почему есть определенные люди, которые легко находят новые возможности? Это происходит потому, что их подсознание дает им больше информации по определенному предмету, чем обычно получают другие люди.

Вы когда-нибудь замечали, что как только вы действительно решаете что-то сделать, вскоре появляется возможность, позволяющая это сделать? Это потому, что, принимая решение, вы формируете мысль и наполняете ее желанием и верой. И вы внезапно начинаете получать информацию, которая вам нужна для этого.

Порог сознательного восприятия

Ваше подсознание получает всю информацию, которую генерируют ваши органы чувств. Затем оно фильтрует информацию и решает, что передать в сознание. Разница между этими двумя результатами называется порогом сознательного восприятия.

В этом разница между обнаружением возможности и ее упущением. Дело только в том, в каком режиме вы настроили свое подсознание, и в объеме задач, которые вы ему дали.

Когда у вас есть цель, когда вы наполняете ее желанием и когда вы верите в результат, тогда вы начнете замечать возможности для осуществления этой мечты. Все остальное отфильтровывается, отвергается и сохраняется в ваших воспоминаниях. Вы в основном получите доступ к нему в будущем, когда у вас будут другие цели, но пока это находится за пределами досягаемости сознательного разума.

Как подсознание влияет на нашу жизнь

В обычных условиях попасть в подсознание сложно, ведь оно находится глубоко внутри. Еще сложнее управлять им. Но при этом оно полностью контролирует жизнь, действуя в согласии с заложенными программами.

Большая часть установок идет из детства. Подсознание запоминает самые яркие и эмоциональные моменты. И они не обязательно хорошие. Это может быть страх и разочарование, сильная обида или гнев. Вместе с ними там хранятся воспоминания о чем-то хорошем.

Эмоции, проявившиеся в одинаковых ситуациях, объединяются в группы. Одновременно подсознание запоминает и ситуацию, в которых человек их испытал. Самые яркие и частые переживания становятся привычными.

В какой-то момент человек понимает, что для комфорта ему не хватает пережитых хороших и плохих эмоций. В результате его жизнь становится скучной и серой. Исчезает интерес к происходящему вокруг и все чаще чувствуется неудовлетворение. Многие понимают это и пытаются исправить. Однако в подсознании ощущают себя более, чем хорошо.

Добавить в жизнь ярких красок и в корне изменить ее не получится до тех пор, пока не изменятся программы, заложенные в подсознании в детстве и юности.

Самовнушение

Природа дала людям абсолютный контроль над информацией, поступающей в подсознание, через пять органов чувств. Однако это не означает, что все осуществляют этот контроль. Более того, в большинстве случаев средний человек не осуществляет этот контроль. Вот почему так много людей живут в бедности.

Метод введения мыслей в подсознание называется самовнушением. Он включает в себя все стимулы, вводимые самостоятельно, которые достигают ума через органы чувств. Доминирующие мысли, которые остаются в сознании (отрицательные или положительные), попадают в подсознание и влияют на него. Мысль доминирует, если ее усиливают сильные эмоции (вера, страх, любовь и т. д.).

Техника мантры

Одна из самых мощных техник — техника мантры. Суть этой техники состоит в том, чтобы повторять в уме (или вслух) позитивную мантру, которая поможет вам преодолеть трудности или страх. Чем больше вы повторяете это, тем сильнее вы в это верите, чем больше веры вы вкладываете в свои слова, тем лучше результат.

Согласно многочисленным научным исследованиям, одной из основных причин болезней является ипохондрия. Это искусство убедить себя в том, что вы больны. Это мощная мантра самовнушения, основанная на отрицательных эмоциях, таких как страх.

Если это возможно, то также должна быть возможность убедить свой разум в том, что вы здоровы, счастливы, красивы или умственно сильны.

Техника считывающей нагрузки

Раньше вы получали инструкции поставить определенную цель в жизни. Теперь обязательно запишите эту цель и подкрепите ее желанием достичь. Читайте свою цель вслух после пробуждения и перед сном, а также несколько раз в день. Визуализируйте себя, уже обладающего своим желанием. Увидьте и почувствуйте, что вы одержимы желанием. Смешайте эмоции, когда читаете и произносите цели вслух. Будьте верны результату.

Помните, что есть цена, которую нужно заплатить, чтобы иметь возможность влиять на свое подсознание. Эта цена называется настойчивостью. Вы должны продолжать делать шаги для самовнушения, вы должны постоянно повторять свои цели вслух, и вы должны продолжать верить в результат и конечный результат.

Разница между теми, кто преуспевает, и теми, кто терпит неудачу, может составлять всего несколько дней. Или это может быть запасной план. Те, кто всегда говорят: «Если я не добьюсь успеха, я сделаю то и то», всегда будут делать то и это. Потому что их разум всегда будет думать о выходе.

Две сферы психики: сознание и подсознание

Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №5(10) Май, 2017

УДК 159.964

Дата публикации 19.05.2017

Боброва Юлия Вячеславовна Новосибирский Университет Экономики и Управления, РФ, г. Новосибирск

Аннотация: В данной научной работе рассматриваются две базовые философско-психологические концепции: сознание и подсознание. В статье анализируется природа человека, которая напрямую зависит от его психических функций. На основе изучения установлено, что сознание и подсознание составляют определенную дуальность человеческого восприятия мира. Проведен сравнительный анализ, как разделение разума на эти два элемента психики, могут влиять на человека, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Ключевые слова: разум, сознание, предсознание, подсознание, бессознательное, чувства, эмоции, головной мозг

Two spheres of the psyche: consciousness and subconsciousness

Bobrova Yulia Vyacheslavovna Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, Novosibirsk

Abstract: In this scientific work, two basic philosophical and psychological concepts are considered: consciousness and subconsciousness. The article analyzes the nature of a person, which directly depends on his mental functions. Based on the study it is established that consciousness and subconsciousness constitute a certain duality of human perception of the world. A comparative analysis has been made, as a division of the mind into these two elements of the psyche, can affect a person, than they are similar and different from each other. Keywords: mind, consciousness, preconsciousness, subconsciousness, unconsciousness, feelings, emotions, brain

Впервые, на сознание взглянули со стороны философии. Понятие о сознании считается ведущем понятием в данной науке и трактуется как наивысший уровень человеческой психики и взаимодействия индивида с социумом.

С точки зрения американского философа Д. Деннетта, сознание человека — это одна из немногих не раскрытых тайн. Р. Декарт трактовал сознание, как возможность человека увидеть свой внутренний мир.

Со времен средневековья и до Нового времени сознание приравнивали к психике человека. Такое восприятие одной из сторон психики индивида стало толчком для определений сознания с точки зрения психологии. Это позволило рассмотреть его как совокупность мыслей и переживаний. (У. Джемс, Э.Б. Титченер). Так же был определен метод изучения сознания, который заключался в систематическом наблюдении и выделении в сознании таких составляющих, как различные эмоциональные процессы, склад ума, характера и т.д.

Что касается бессознательного, то первым дал определение этому явлению Г. В. Лейбниц в XVIII в. Он утверждал, что бессознательное — это совокупность психических процессов, операций и состояний, которые не представлены в сознании человека. [6, с. 93]

В психологии бессознательное начинают исследовать только в XIX в. К концу ХIХ в. публикуются работы И. Ф. Герберта, Г. Т. Фехнера, В. Вундта в области психопатологии, что привело к более детальному изучению сознания и подсознания.

Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд, широко известный основатель психоанализа, оказал колоссальное влияние в ХХ веке на такие науки, как: психология, медицина, социология, антропология и литература. В ХIХ он первым выдвинул гипотезу о разделении человеческой психики на сознательную и бессознательную часть. Сегодня, с тем, что существует две сферы психики, которые выполняют различные функции согласны почти все исследователи.

По мнению Зигмунда Фрейда, психоанализ не может рассматривать сознание, как предмет психики, его необходимо рассматривать как качество психики – самостоятельное или в совокупности с другими качествами.

В своей теории Зигмунд Фрейд использует три термина: сознательное (СЗ), предсознательное (ПСЗ) и бессознательное (БСЗ)

Сознательное или (сознание) – это элемент психики, который осознается человеком ежесекундно. Сознание отвечает за мыслительную деятельность, за работу органов чувств, за субъективное познание мира. Это единственная часть психики человека, которая подлежит реальному осознанию.

Предсознание или(подсознание) — это элемент психики, который человек не осознает ежеминутно. Но при необходимости человек может найти в нем нужную для него информацию. В подсознании хранятся эмоции, чувства.

Бессознательное — это недоступный элемент психики для осознания человека. Здесь находиться информация, по разным причинам вытесненная из сознания и подсознания. Это страхи, парадигмы, вытесненный опыт. [4, c. 378 – 381]

Американский нейрофизиолог, член академии наук Нью-Йорка — Хосе Дельгадо уделил особое внимание сознанию в своей книге «Мозг и сознание». По мнению ученого, сознание — это функция мозга, которую невозможно сохранить в специальном водном растворе или изучить под микроскопом. Сознание не автономно и не может выполнять какие-либо функции самостоятельно. Для его работы мозгу необходимо постоянно обмениваться сигналами с окружающей средой и обрабатывать их. Сознание постоянно находится в динамике. К примеру, для того, чтобы понять строение сердца, его можно изъять из туловища человека, а извлечение головного мозга для исследования сознания не приведёт к результату, так как сознание это нечто нематериальное. Интеллект человека сохранить в статическом состоянии невозможно.

Подвижность психических процессов и их взаимосвязь со временем имеют колоссальное значение и показывают едва ощутимые и не стабильные качества сознания. Сознание очень сложный и многогранный элемент психики человека. Очень сложно ответить однозначно что такое сознание и где оно находится.

В своей книге Х. Дельгадо упоминает, о тщательно проведенных исследованиях новорожденных, в результате которых было выяснено, что психическая деятельность не появляется у человека сразу после рождения. Используя прямые и непрямые методы исследования, были получены любопытные данные о том, как ведет себя ребенок в утробе матери, а также в не ее, при извлечении плода по определенным медицинским показаниям.

До появления на свет плод лишен зрительных, слуховых, обонятельных и вкусовых ощущений. У новорожденного имеется сложная система рефлексов; при соответствующем раздражении он может кашлять, чихать, сосать, глотать, хватать и совершать другие действия. Экспериментальное изучение 17 поведенческих реакций показало, что их взаимная корреляция равна нулю, т. е. «механизмы центральной интеграции у новорожденного отсутствуют». Эта интеграция обычно появляется в первый месяц после рождения. [3, с. 49]

Может ли эмбрион быть осознанным? Данный вопрос ставит проблему о наличии сознания у ребенка не только в философии, но и психологии, провоцируя рассуждать о нем многих ученых не один год, не имея при этом каких-либо весомых доводов и доказательств. Сложно найти весомые аргументы в данном споре, так как у зародыша нет органов чувств. Он не может слышать, обонять, осязать и т.д. Возможно органы чувств и создают сознание эмбриона, но оно всё равно будет отличается от сознания взрослого человека и рожденного ребенка, которое основывается на зрительном и слуховом контакте с окружающей средой, а также на личном опыте. Все было бы гораздо проще, если бы новорожденный мог разговаривать, но увы такими способностями он не обладает.

Таким образом возникает ряд вопросов: «Почему новорожденный лишен сознания. Почему невозможно обнаружить признаки сознания сразу после появления ребенка на свет? Потому ли, что оно скрыто или дремлет внутри нейронов, или же потому, что его вообще нет в головном мозге? этим двум вопросам соответствуют две приведенные ниже гипотезы.

1. Человеческие существа по сравнению с другими животными рождаются менее развитыми, так как они анатомически и физиологически незрелы, и им требуется определенный поступательный период роста для реализации своих потенциальных возможностей. Таким образом, при рождении все необходимые составляющие сознания уже заложены в новорожденном и для их эволюции и демонстрации необходимо определенное количество времени.

2. Другая точка зрения состоит в том, что наличие головного мозга не говорит о достаточном проявлении основных функций психики человека. Возможности мозга ограничиваются организаторскими способностями доведения необходимых сведений до человека путем анализа информации от окружающей среды через органы чувств. Следовательно, полученный жизненный опыт напрямую влияет на появление сознания и является важной составляющей его развития. Что касаемо инстинктов, то они могут существовать без накопленного личного опыта, чего не скажешь о психической деятельности.

По мнению Х. Дельгадо, сознание не может быть отделено от головного мозга, а через совершенные поступки человека его невозможно идентифицировать, так как сначала рождения человека и в течении его жизни сознание зависит от поступающей информации и может трансформироваться. С точки зрения ученого сознание определено культурой и по своим характеристикам не индивидуально.

Известный психолог советского времени, представитель семейной династии известных психологов Зинченко Владимир Петрович рассматривает труды о сознании Владимира Сергеевича Соловьева, Сергея Николаевича Трубецкого, Густава Густавовича Шпета, которые говорили о том, что у сознания нет собственника, и оно никому не принадлежит. Тем самым дали основание для создания неклассической психологии. Эта теория примечательна тем, что сознание общее и принадлежит всем людям на земле без исключения. Исходя из этого утверждения, ставятся под сомнение такие науки как психофизиология и нейропсихология, так как сознание перестает быть функцией или свойством головного мозга. Г. Шпет приводит давнее высказывание Л. Леви-Брюля о том, что образы действий, мысли и чувства имеют то замечательное свойство, что они существуют вне индивидуальных сознаний. [5, c. 27]

Лев Семенович Выготский – блестящий специалист отечественного времени, автор научных трудов, которые оказали непосредственное влияние на становление психологии и педагогики в России и за рубежом считал, что сознание не приходится рассматривать биологически, физиологически и психологически как второй ряд явлений. Ему должно быть найдено место и истолкование в одном ряду явлений со всеми реакциями организма. [2, c. 237] По его мнению сознание — это взаимодействие рефлексов и придаточных механизмов в определенный момент времени.

Правильный внутренний рефлекс, оказывающий раздражение на множество других рефлексов из других систем способствует тому, что человек начинает осознавать переживаемые им в данный момент эмоции и чувства, строя на этом свой личный опыт.

Сознание – это способность отследить свои переживания и контролировать их. А функция рефлекса быть раздражителем для нового рефлекса и стать для него предметом переживания — это и есть удивительная способность рефлексов переходить из одной системы рефлексов в другую. Л. С Выготский предполагал, что в организме человека нет других процессов, кроме взаимодействия рефлексов между друг другом. Влияя на индивида, они воспринимаются им в качестве раздражителя, что и приводит личность к осознанному мироощущению.

Следуя этой теории, появляется возможность решить проблему самосознания и самонаблюдения. Самосознание – это возможность человека, который получает и проживает свой индивидуальный опыт, понять, что в этот момент происходит в его душе. Только у него одного есть возможность зафиксировать изменения внутри себя. Так же появляется способность наблюдения и ощущения своих вторичных реакций, ведь они происходят непосредственно внутри человека и являются для него новыми раздражителями.

Немецкому психологу и философу О. Кульпе экспериментальным методом удалось доказать, что сознание человека невозможно рассматривать отдельно от самого человека в целом. По его мнению нельзя размышлять о чем-то и наблюдать за этим процессом со стороны. Следовательно, разделить психику человека не представляется возможным. Таким образом сознание является следствием определенных действий, а не первопричиной этих действий. Невозможно одновременно думать и одновременно анализировать собственные мысли. Получается, что человек не может поймать сам процесс осознания чего-либо. Из этого вытекает следующее, что рефлекс — это придаточный механизм среди систем рефлексов и после того как мысль сформирована ее можно сознательно отследить.

Все дело в том, что сознание состоит из вторичных реакций от органов чувств, а предшествует этому любое событие, которое сначала совершается абсолютно бессознательно. Далее его вторичная реакция становится фундаментом его сознательности.

Сознательность вводит в заблуждение человека с двух сторон. Ему кажется, что сначала он подумал, а потом сделал. Удивительно, но на самом деле все наоборот: сначала срабатывает вторичная реакция, а после нее первичная.

Отталкиваясь от вышесказанного, можно сделать вывод, что сознание это не отдельная составляющая в организме человека оно не существует само по себе. Сознание — это ответная реакция головного мозга на входящий раздражитель. Таким образом, сознание — это сложная структура поведения.

Изначально психология приравнивала психику к сознанию. Считалось, что психическая деятельность человека сразу была осознанной. С этой теорией были согласны такие мэтры психологии как Франц Брентано, Александр Бэн и другие. Они утверждали, что психические явления не могут быть бессознательными. Такое выражение как «бессознательная психика» приводила их в полное недоумение, так как важным свойством психической деятельности является то, что она осознается, анализируется человеком и выливается в какой-либо приобретенный личный опыт.

Другие ученые наоборот считали, что определение «бессознательное» должно присутствовать в психологии и приводили в пользу этого весомые аргументы.

Во-первых, человек, осознавая что-либо происходящее с ним, воспринимает ситуацию по-разному, что-то более осознанно, а что-то менее осознанно. Таким образом, глубина осознаваемых ситуаций каждый раз разная. Есть накопленный опыт, который находится на границе между сознанием и подсознанием. В некоторых случаях человек вспоминает о нем, а в некоторых нет, в зависимости от того на сколько сильным был внешний раздражитель. Есть переживания, которые слабо осознаются, например, некоторые виды стресса или сновидения, которые напрямую связаны с реальной системой переживаний. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что психические явления могут быть бессознательными.

Во-вторых, психическая деятельность содержит в себе элементы, которые конкурируют между собой, находясь то в сознании, то вытесненные оттуда, а иногда вновь возобновленные при других обстоятельствах с большей силой и частотой воспроизведения.

В-третьих, психическая деятельность выглядит как набор определенных событий и явлений в жизни человека, и они существую даже тогда, когда он их не осознает. Каждое такое явление оставляет определенный отпечаток в памяти. Хотя возможно след от происходящего в головном мозге оставляет не только событие, а переживаемые чувства и эмоции. Таким образом, ученым до сих пор неизвестны те условия, при которых психическая деятельность с бессознательного уровня переходит на уровень осознанного.

Если рассматривать психику человека с точки зрения биологии, то психическая деятельность не сопровождается нервными процессами, а является частью более сложного целого, частью которого, в том числе, является и нервный процесс.

Владимир Михайлович Бехтерев предполагал, что электрический импульс, проходящий по нейронам головного мозга, встречая препятствие, активирует процесс сознания.

В общем, спор о существовании бессознательного в старой психологии разделял ученых на две категории: тех, кто считал бессознательное психической деятельностью и тех, кто говорил о том, что бессознательное это физиологический процесс.

Так, немецкий философ Гуго Мюнстерберг, утверждал, что нет ни одного такого признака, приписываемого подсознательным явлениям, на основе которого они должны быть причислены к психическим. По его мнению, даже в том случае, когда подсознательные процессы обнаруживают видимую целесообразность, даже и тогда у нас нет основания приписывать этим процессам психическую природу. Физиологическая мозговая деятельность, говорил он, не только вполне может дать разумные результаты, но одна только она и может это сделать. [там же, c. 257]

Таким образом, он приходит к выводу, что бессознательное это физиологический процесс. Достоинством своей теории Гуго Мюнстерберг считал то, что бессознательное стало невозможно рассматривать с точки зрения философии. Даже психология, по мнению ученого, имела косвенное отношение к процессу бессознательного. Единственная причина, по которой науку о душе можно было использовать для исследования бессознательного – это заимствование терминов и определений для объяснения сложных нейрофизиологических процессов.

В доказательство того, что бессознательное является психофизиологическим процессом можно привести следующий аргумент. В любом сознательном поведении человека участвует совокупность физиологических процессов, а не одна психологическая составляющая. Таким образом допустить, что бессознательное является только психологическим свойством нельзя, хоть оно и является осознанным. Следовательно, так как бессознательное поведение влияет на его сознательную часть, его смело можно считать психофизиологическим качеством поведения человека.

Американский психолог и психиатр Эрик Леннард Берн утверждал, что бессознательное это отдел головного мозга, где неосознанно формируются инстинкты. Что человеку, к сожалению, не суждено понять, как формируются его мысли и тем более у него нет возможности наблюдать за этим процессом.

Мысли – это готовые продукты, и, анализируя их, только большой специалист может представить себе, как выглядят части, из которых собрана мысль, или как выглядят «машины», эти мысли изготавливающие. Сознание все упорядочивает и пользуется логикой, в то время как бессознательное «дезорганизует» чувства и логикой не пользуется.

Бессознательное является источником энергии и той частью психики, где «изготавливаются» мысли, но образ действия бессознательного отличен от образа действия сознания. Кроме того, бессознательное является местом хранения чувств. Это не «склад», где вещи лежат мертвым грузом; бессознательное можно скорее уподобить зоопарку, поскольку чувства, как и звери, постоянно стремятся на волю. Чувства хранятся, прикрепляясь к образам, как электричество хранится, конденсируясь в чем-либо. Когда чувство переносится в бессознательное, то есть «вытесняется», оно либо отцепляется от того образа, который пробудил его, и прикрепляется к образу, уже находящемуся в бессознательном, либо увлекает образ, к которому прикреплено, за собой в бессознательное. В первом случае зрительный образ остается в сознании, а связанное с ним чувство перестает сознаваться, а во втором случае забывается и сам образ, поскольку тоже становится бессознательным. Стало быть, процесс забывания связан с вытеснением представления, а не с его «истиранием» со временем. Можно сказать, и так: забывание означает вытеснение какого-то представления. [1, с. 153]

Многообразие неприятных чувств, эмоций, негативных ситуаций нуждаются в определенном месте для хранения. Представьте, если человек будет хранить их в сознании и помнить о них ежеминутно. Вероятно, его психологическое состояние будет крайне нестабильным и вполне возможно он не сможет справиться с ним, что приведет индивида к негативным последствиям. Мысли человека нуждаются в последовательности и порядке, но они были бы хаотичны при хранении их в сознании. В данном случае человек не мог бы заниматься повседневными делами и сосредотачиваться на чем-то одном.

Для того чтобы человек мог заострять свое внимание на решении определенных задач в течении дня и быть более продуктивным, он может пользоваться определенной функцией своего головного мозга, а именно, отправлять ненужные переживания в бессознательное. В основном в бессознательном хранятся негативные эмоции, воспоминания, образы, нерешенные проблемы и комплексы. Некоторые из них косвенно влияют на человека и никогда не выходили на уровень осознанности, а некоторые осознавались индивидом, но в силу своих негативных ощущений вновь были вытеснены в бессознательное. Большинство проблем вытесненные в бессознательное решить крайне сложно, так как они не осознаются человеком. А если их и перевести на уровень осознанности, то они сопровождаются для индивида дистрессом, и человек вновь и вновь пытается отправить их в бессознательное. Получается своего рода замкнутый круг. Все это сопровождается фантазией, так как она так же реальна для бессознательного, как и истинные переживания. Большинство образов, находящихся в подсознании только частично связаны с реальностью, и имеют большое влияние на человека, как и действительно произошедшие с ним события. Зачастую человек просто пытается придумать приятный для него сценарий решения той или иной ситуации для снятия напряжения, принимает ее и верит в надуманное. Но к сожалению, это всего лишь фикция. Тем временем весь приобретенный негативный опыт отправляется в подсознание и остается нерешенным.

На сегодняшний момент продолжаются исследования сознания и подсознания в рамках нейронауки, направленные на изучение механизмов работы этих двух составляющих психики человека.

При анализе полученных данных было выявлено, что сознание и подсознание важные элементы человеческой психики. Они играют в жизни человека значимую роль. Ведь для идеального управления своим сознанием, человеку нужно научится улавливать контекст передаваемой ему информации подсознанием.

Список литературы

1. Берн Эрик. Психика в действии. Пер. с англ. П.А. Самсонов. – Минск: Попурри, 2007. — 431с. 2. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с. (Серия «Мир психологии»). 3. Дельгадо Х. Мозг и сознание. Перевод с английского канд. мед. наук Л. Я. Белопольского. Под ред. и с пред. проф. Г. Д. Смирнова. Изд-во «МИР» Москва, 1971. — 263с. 4. Зигмунд Фрейд «Психология Бессознательного». 2-е изд. СПб, «Питер», 2003. 400 с 5. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. — М.: Языки славянских культур, 2010. — 592 с: ил. 6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

← Предыдущая статьяНервная анорексия и нервная булимия

Следующая статья →Принципы создания методической разработки практического занятия по дисциплине иностранный язык

Расскажите о нас своим друзьям:

Резюме

Подсознание — одно из самых мощных орудий в вашем арсенале. Это может быть разница между замечанием или упущением возможности. Или разница между богатой и полноценной или бедной и несчастной жизнью. Это может дать вам влияние на людей или поработить вас, чтобы вы работали на других людей.

Самовнушение — это способ передачи идей и мыслей из вашего сознательного разума в ваше подсознание. Используя этот навык, вы можете повлиять на свое подсознание, чтобы оно работало над достижением важных для вас целей. Овладение ею может привести к успешной жизни и исполнению всех ваших мечтаний.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]