Каждый живущий на планете Земля человек имеет свои собственные намерения и индивидуальные потребности. Мы развиваемся, становимся опытнее и мудрее, ставим перед собой цели и делаем все возможное, чтобы добиться желаемых результатов и улучшить качество своей жизни.
Иногда у нас получается удовлетворить наши нужды, а иногда на нашем пути могут возникать определенные препятствия, преодолеть которые мы по каким-то причинам не можем. Когда человек не может удовлетворить те потребности, которые в текущий момент являются для него приоритетными, его сознание погружается в специфическое состояние под названием «фрустрация».
Данное состояние характеризуется негативными эмоциями и заставляет человека вести себя деструктивно: он стремится убежать от окружающей его реальности, начинает жить в иллюзиях, становится зависимым от той или иной вредной привычки, не желает контактировать с другими людьми и т.д. Если человек длительный период времени пребывает в состоянии фрустрации, то у него не только нарушается внутреннее равновесие и исчезает гармония между его внутренним миром и внешней средой, но и постоянно возникают проблемы со здоровьем, которые со временем становятся все серьезнее и серьезнее.
Что такое фрустрация простыми словами? Какие виды фрустрации существуют? Почему человек погружается в это деструктивное состояние сознания? Можно ли самостоятельно выйти из состояния фрустрации? В данной статье рассмотрим фрустрацию на конкретных примерах и обсудим важные вопросы, касающиеся её влияния на наше психическое и физическое здоровье!
Что такое фрустрация?
Каждый человек на земле имеет цели, планы и мечты. И в жизни у многих бывают ситуации, когда что-то из задуманного или запланированного не получается. В таких случаях психологи употребляют термин фрустрация, что это такое становится понятно уже из дословного перевода термина. Понятие произошло от латинского frustratio, что дословно означает «обман», «расстройство замыслов» или «тщетное ожидание».
То есть фрустрация – это состояние человеческого сознания, возникающее при реальной или выдуманной невозможности удовлетворения определенных потребностей. О ней говорят, когда желания не соответствуют возможностям, возникают реальные, мнимые или свершившиеся преграды для их исполнения. При этом индивидуум испытывает тревожность, разочарование, раздражение, подавленность или отчаяние, но не отказывается от своих целей и продолжает за них бороться.
Примеры фрустрации
Выше уже говорилось о том, что эмоциональная фрустрация – это естественная реакция человеческой психики на некоторые обстоятельства, мешающие осуществлению задуманного. В обычной повседневной жизни примеры такого психического состояния можно увидеть повсеместно:
Причины насилия
Гипотеза пытается объяснить, почему некоторые люди становятся козлами отпущения. Она пытается дать объяснение причин насилия. Согласно Долларду и его коллегам, фрустрация — это «условие, которое существует, когда цель-ответ страдает от вмешательства извне», в то время как агрессия определяется как «действие, целью-ответом которого является повреждение организма (или суррогата организма)». Теория утверждает, что фрустрация вызывает агрессию, но когда источник разочарования не может быть устранен, агрессия переходит на невиновную цель. Например, если человек испытывает неуважение и унижение на своей работе, но не может отреагировать на это, опасаясь потерять работу, он может вернуться домой и рассердиться на свою семью. Эта теория также используется для объяснения беспорядков и революций, которые, как полагают, вызваны более бедными, а потому и более завистливыми слоями общества, которые могут выразить свое разочарование и гнев посредством насилия.
Признаки фрустрации
- В фрустрацию впадает человек, будильник которого не сработал. От этого он просыпается позже обычного, не успевает сделать утром то, что запланировал и, например, опаздывает на работу.
- О фрустрации можно говорить тогда, когда с ошибками работает компьютерная программа и не сохраняет результаты многочасового труда сотрудника.
- Понятие того, что это такое фрустрация можно проследить и тогда, когда супруги ссорятся по поводу планов на совместные выходные. Муж хотел заняться починкой автомобиля, тогда как жене необходимо поехать вместе с ним в торговый центр за покупками и планы обоих партнеров рушатся.
Ученые считают, что фрустрация в психологии является одним из самых часто встречаемых состояний. В зависимости от структуры психики индивидуума фрустрация может проявляться следующими признаками:
- Излишней тревожностью как о реальных, так и о вымышленных проблемах.
- Чувство пистонного переживания из-за мелочей.
- Ощущение безысходности и отчаяния в сложившихся жизненных условиях.
- Убежденность в безвыходности ситуации и в том, что проблему нельзя решить собственными силами.
- Раздражение и агрессия, направленные как на окружение, так и на самого человек (аутоагрессия).
- Некоторые люди демонстрируя, что это такое фрустрация, начинают вести себя неконструктивно: замыкаются в себе, отказываются действовать для изменения обстоятельств и прочее.
- В крайних формах может выражаться в апатии, саморазрушении, комплексах.
См. также: Чувственное познание — что это
Связь с агрессией
Гипотеза фрустрации-агрессии представляет собой теорию агрессии, предложенную Джоном Доллардом, Нилом Миллером, Леонардом Добом, Орвалем Маурером и Робертом Сирсом в 1939 году и далее развитую Нилом Миллером в 1941 году и Леонардом Берковицем в 1969 году. Теория утверждает, что агрессия является результатом блокирования или разочарования усилий человека по достижению цели.
При первом формулировании гипотеза утверждала, что фрустрация всегда предшествует агрессии, а агрессия является верным следствием расстройства. Два года спустя Миллер и Сирс вновь сформулировали гипотезу, чтобы предположить, что, хотя фрустрация — это эмоциональное состояние, характеризующееся как потребность в ответе и утешении, проявление спонтанной агрессии является одним из возможных результатов этой самой фрустрации. Поэтому в переформулированной гипотезе было указано, что, хотя разочарование подсказывает поведение, которое может или не может быть агрессивным, любое агрессивное поведение является результатом эмоции, которой посвящена эта статья, что делает ее недостаточным, но необходимым условием для агрессии.
Причины фрустрации
Выше уже говорилось о том, что фрустрация возникает в ситуации неудовлетворения неких потребностей и желаний. Принято выделять несколько основных причин такого стечения обстоятельств:
- Привация, или лишение желаемой цели изначально, то есть невозможность в силу ряда объективных причин. Например, заключенный мечтает покорить Эверест, но выйти на свободу сможет не скоро. Или человек маленького роста хочет стать звездой баскетбола и другие.
- Депривация, или потеря реальных или воображаемых возможностей. К примеру, человек потерял зрение в автокатастрофе и не может заниматься живописью. Еще один пример – после нескольких лет упорного труда коллега сотрудника получает повышение, хотя индивидуум рассчитывал сам занять вакантное место с более высокой зарплатой.
- Конфликт, в результате которого определенные желания и мечты являются взаимоисключающими. Например, подросток влюбляется в девушку и мечтает провести с ней всю жизнь. Однако, в процессе отношений возникают ссоры и видение того, что это не самая подходящая кандидатура в супруги.
Особенности фрустрации
Фрустрация происходит из-за чувства неопределенности и неуверенности, которое проистекает из ощущения неспособности удовлетворить потребности. Если потребности отдельного человека блокируются, чаще возникают проблемы и состояние неудовлетворения. Когда эти потребности постоянно игнорируются или не удовлетворяются, гнев, депрессия, потеря уверенности в себе, раздражение, агрессия, а иногда и насилие, вероятно, пойдут следом. Потребности могут быть заблокированы двумя разными способами — внутренними и внешними. Внутренняя блокировка происходит в сознании индивидуума из-за отсутствия способности, уверенности, противоречивых целей и желаний и/или страхов. Внешняя блокировка происходит с человеком вне его контроля.
Чем фрустрация отличается от депривации?
В психологии состояние фрустрации считается родственным другому понятию – депривации. Так именуется тяжелое, болезненное и личностно-разрушающее состояние длительного лишения желаемых целей, благ и прочего. То есть фрустрация и депривация отличаются:
- Длительностью. Фрустрирует человек ситуативно, тогда, когда о состоянии депривации говорят в результате длительного стресса.
- Глубиной воздействия на психику. Лечением депривации занимаются опытные психологи и психотерапевты, потому как при этом могут происходить глубинные процессы разрушения психики индивида. Фрустрация же считается естественной реакцией организма, с которой, в основном психически здоровый человек вполне может справиться сам.
- Наличием желаемого. При потере неких благ: денег, уважения, общения, путешествий, говорят, что это фрустрация. В состоянии депривации человек находится тогда, когда у него никогда не было желаемого.
Формирование толерантности к фрустрации
Толерантность к фрустрации можно воспитать. Люди с низким уровнем устойчивости к фрустрирующим ситуациям имеют определенные иррациональные догматические убеждения, которые выражаются в форме «никогда», «всегда», «должен был», «невыносимо что». Использование подобных драматических высказываний приводит к снижению настроения при любой, даже самой незначительной неудаче.
Если вы хотите избежать постоянного попадания в состояние фрустрации в будущем, когнитивный терапевт А.Эллис рекомендует избавиться от следующих глобальных иррациональных установок:
- «Я обязан достигать успехов и получать одобрение значимых других. А если я этого не делаю или не получаю, значит, со мной что-то не так». (Приводит к низкой самооценке, аутоагрессии, депрессии).
- « Все окружающие люди обязаны быть справедливыми и относиться ко мне хорошо. А если они этого не делают, то их нужно наказать». (Провоцирует озлобленность, ярость, убийства).
- «Обстоятельства, в которых я живу (экономические, политические, социальные) должны быть организованы так, чтобы я без затруднений осуществлял все свои желания. То, что жизнь так трудна — просто ужасно!». (Результат убеждения — низкая толерантность к фрустрациям).
Потерпев неудачу, важно позволить себе отступить, простить ошибку. Говорите себе, что вы проиграли битву, но исход войны еще неясен. Развивайте постоянство и терпение. Строя планы, учитесь прогнозировать возможные трудности наперед. Разрабатывайте запасные варианты действий.
Сублимация — самая зрелая форма выхода из состояния фрустрации. Разрядите аффект через творчество: рисование, танцы, музыку. Если вы испытываете гнев, помогут физические нагрузки. Отдавайте предпочтения тем видам спорта, которые включают удары: теннис, борьба и так далее.
Чем отличается стресс от фрустрации?
Близки по своей сути и такие понятия, как стресс и фрустрация. Стрессом именуется состояние повышенного нервного напряжения, вызванное внешним воздействием. Так проявляется реакция организма, пытающегося самостоятельно справиться с возникшими трудностями. Отсюда исходят и отличия понятий:
- Степень воздействия раздражителя. Стресс – ответ организма на сильное, часто экстремальное воздействие извне. При фрустрации такого раздражителя может и не быть.
- Тип воздействия. Человек фрустрирует в результате конфликта желаний и действительности, при стрессе конфликт может отсутствовать.
См. также: ДЕВИАЦИЯ — что это такое. Причины, признаки и виды девиации
Симптомы фрустрации
Диагностика расстройства включает анализ событий в жизни человека — на нарушение эмоционального состояния укажут недавние шокирующие или травмирующие события.
Оно сопровождается:
- раздражительностью и агрессивностью;
- чувством неудовлетворённости и тревоги;
- ухудшением концентрации;
- побег из реальности в фантазии;
- потерей способности радоваться;
- нервным истощением, депрессией и другими психическими патологиями.
При фрустрации многие неосознанно улыбаются. Не увидев, как появляется выражение, оппоненту сложно понять его значение. Радостная и нервная улыбка мало отличаются, но первая образуется постепенно и сохраняется, вторая возникает мгновенно, в ответ на раздражитель, и быстро проходит.
Теории фрустрации
Разобравшись с тем, что означает фрустрация, стоит выделить основные теории формирования этого явления, в результате которых наблюдаются разные реакции на невозможность получить желаемое:
- Фрустрация-агрессия, или теория Дж. Долларда, Н. Миллера и Л. Дуба. С приближением к намеченной цели у человека растет накал эмоций, который проявляется вспышками агрессии при невозможности ее осуществления.
- Фрустрация-регрессия, или теория К. Левина, Р. Баркера и Т. Дембо. Она прочно связана с пирамидой потребностей А. Маслоу. Суть состоит в том, что невозможность удовлетворения желаний более высших уровней приводит к регрессии (откату на более низшие).
- Фрустрация-фиксация, или теория Н. Майера. При невозможности достижения цели индивид начинает вести себя по инерции, не взирая на результат, или фиксируется на самом препятствии.
В зависимости от сферы жизни, в которой появляются действительные или вымышленные трудности, психологи делят такое состояние на:
- Социальную фрустрацию. Она возникает из-за проблем в коммуникации в обществе. Например, неспособность получить некий статус, определенную должность, место в учебном заведении и прочее.
- Любовная фрустрация – реакция человека на расставание или проблемы во взаимоотношениях с партнером.
- Сексуальную. При этом человек испытывает сексуальное возбуждение и влечение к своему половому партнеру, но секс не приносит желаемого удовлетворения.
- Экзистенциальную, или сомнения в смысле своего существования и жизни в целом.
- Потребностей, или ту, которая развивается в ходе удовлетворения потребностей согласно пирамиде Маслоу.
- Ложную, то есть проявляющуюся не реакцией на определенные трудности, а сбоями в работе участков нервной или эндокринной систем человеческого организма.
Как выйти из состояния фрустрации?
Выше уже было сказано, что наиболее здоровой реакцией на фрустраторы является толерантность, то есть принятие проблемы. Поэтому коррекция фрустрации подразумевает под собой формирование такого качества, как эмоциональная стабильность. Чтобы воспитать в себе это качество, нужно научиться правильно ставить перед собой цели и планировать пути их реализации. Объективно оценивая сложность поставленной задачи проще всего найти решение либо спокойно принять тот факт, что её решение на данный не существует.
Иногда лечение фрустрации следует доверить специалистам. Если состояние человека тяжёлое, а мотивация к преодолению препятствий пропала, стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Опытный специалист знает, как преодолеть фрустрацию с наименьшими потерями, решить возникшую проблему, справиться с её последствиями и начать получать удовольствие от жизни.
Есть несколько советов, как выйти из фрустрации:
1. Попробуйте поставить себя на место третьего лица или спросить совета у кого-то незаинтересованного. Взгляд со стороны поможет понять, существует ли решение проблемы и насколько оно приемлемо.
2. Проанализируйте свои цели и ожидания от их достижения. Это действительно важно или же их достижение – всего лишь часть навязанного социумом образа успешного человека?
3. Научитесь составлять пошаговые планы достижения цели, оценивая сложность задачи и варианты её решения, сроки реализации плана и другие нюансы.
4. Примите во внимание тот факт, что достижение сложной цели требует терпения.
5. Научитесь расслабляться. Отдых – это тоже часть работы. «Перезагрузка» мозга и физический отдых повышают продуктивность.
Осознание проблемы – это первый шаг к её решению. Если человек понял, что какая-то ситуация вызывает фрустрацию, значит, он сможет справиться с этим состоянием.
Формы фрустрации
В зависимости от характера человека, значение фрустрации может проявляться разными моделями поведения:
- Экстрапунитивная модель предполагает обвинение в неудачах других людей и внешние обстоятельства, фиксации отрицательной реакции на них. Например, сексуальная фрустрация так проявляется в агрессии на полового партнера, обвинениях в непривлекательности или несостоятельности.
- Интрапунитивная, или модель, при которой личность зацикливается на своих индивидуальных характеристиках как причинах провала.
- Импунитивная. При таком подходе неудача воспринимается как поворот судьбы, рассматривается фатализм событий. Человек при этом не зацикливается на неуспехе, продолжает действовать или меняет цель.
См. также: АДЕКВАТНОСТЬ — что это простыми словами
Поведенческие модели при фрустрации
Длительная неспособность разрешить фрустрирующую ситуацию приводит к развитию тревожности, что, в свою очередь, заставляет искать способ избежать отрицательных переживаний или хотя бы минимизировать их силу. В работу вступают эгозащитные механизмы психики. Действие защитных механизмов приводит к искажению восприятия тех аспектов реальности, с которыми человек не в состоянии смириться. Процесс не осознается человеком, поскольку иначе эгозащитные механизмы потеряли бы свою силу.
Для каждого конкретного человека характерен свой, индивидуальный «репертуар» защитного поведения (зависит от типа личности, гендера, возраста). Рассмотрим проявления наиболее распространенных психологических защит.
Вытеснение
Вытеснение — устранение из области сознания фрустрирующих воспоминаний и переживаний. В психоанализе механизм вытеснения рассматривают как способ приспособления к опасным внутренним влечениям. На внешнем уровне проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования объектов, которые доставляют психологический дискомфорт. Однако подавляемые чувства и воспоминания никуда не деваются. Например, с легкостью восстанавливаются в состоянии гипнотического транса.
Замещение
Замещение — замена объекта, потребности другими, более доступными и безопасными для разрядки. Действие данного механизма объясняет, как неприятности на работе провоцируют ссоры дома. Невозможность вступить в открытый конфликт с начальством приводит к разрядке агрессии на более зависимом супруге или ребенке.
Если замещаемое действие, желание с точки зрения морали недопустимо, а замещающее — приемлемо, то такой процесс называют сублимацией. Например, ту же агрессию можно разрядить, занимаясь интенсивными физическими упражнениями.
К замещению можно отнести и уход в фантазирование, зависимость от психоактивных веществ. А также обесценивание фрустрирующего объекта или потребности. Например, после пережитой любовной неудачи, человек бросает попытки построить личную жизнь, объясняя свое поведение незначительностью этой сферы жизни по сравнению с важностью построения карьеры или, к примеру, «духовного саморазвития».
Замена одного чувства другим, как правило, противоположным, называют реактивным преобразованием. Неприемлемые эмоции при этом перестают осознаваться, а приемлемые — гипертрофируются. Например, параноидальные личности могут подавить влечение, интерес к другому человеку, посчитав эти чувства опасными для себя, и перенести акцент на подозрительность и ненависть.
Интеллектуализация
Данный механизм психологической защиты состоит в логическом осмыслении событий с позиции хорошо-плохо, полезно-бесполезно и отодвигании на второй план значимости сведений, которые предоставляют реально переживаемые эмоции. Примером интеллектуализации являются рассуждения человека о том, что смерть принесла его умершему родственнику избавление от физических страданий и других неприятностей жизни.
Интеллектуализация дает возможность снизить интенсивность болезненных переживаний, не прибегая к полной потере информации об их наличии. Интеллектуализация при попадании в фрустрирующую ситуацию воспринимается как зрелый подход к проблеме, поэтому обычно находит в обществе одобрение и поддержку и становится привлекательной стратегией для многих людей.
Однако у интеллектуализации есть и свои недостатки. Она приводит к потере возможности полноценного переживания своих чувств — как отрицательных, так и положительных. В результате у человека возникают проблемы в близких отношениях, так как самовыражение под влиянием интеллектуализации производит впечатление неискренности, равнодушия.
Регрессия
Защитный механизм регрессии проявляется в возвращении человека к более примитивным, часто детским формам поведения и мышления, которые в свое время приносили успех при разрешении реальных конфликтов и трудностей. Откат к инфантильным стратегиям психологической адаптации может проявляться в желании, чтобы кто-то приласкал, утешил. Порой взрослый мужчина, столкнувшись с непреодолимой преградой, может разрыдаться как маленький мальчик.
Важно понимать, что в определенных пределах эгозащитные механизмы являются способом нормальной психологической адаптации. Однако, если человек начинает злоупотреблять их использованием вместо поиска реального практического решения жизненных проблем, личностное развитие останавливается, и происходит постоянный повтор одного и того же жизненного опыта.
Реакции на фрустрацию
В зависимости от особенностей психики человека, психологи выделяют следующие типы реакции на фрустрацию:
- Агрессия. Это самая распространенная реакция, проявляющаяся активным действием по преодолению трудностей, необходимая для выживания человеческого вида. То есть это нападение или желание напасть по собственной инициативе.
- Отступление и уход. Может проявляться как физически (ретировка перед более сильным соперником), так и психологически (признание своего проигрыша).
- Регрессия. Тип реакции отката к более простому (нередко инфантильному) шаблону поведения, сформированному в сознании ранее.
Чем опасна фрустрация
Состояние отрицательно сказывается на психике, ухудшая способность человека принимать решения и адаптироваться к стрессу. Оно способствует развитию депрессии и усилению тревожности. У людей, склонных к компульсивному поведению, фрустрация провоцирует приступы дерматилло- и трихотилломании — сдирание кожи и выдергивание волос.
Монреальские специалисты связали действия с перфекционистским поведением. Склонные к нему личности предрасположены к разочарованию и невнимательности, если не достигают цели. Они также более склонны к скуке.
Долго фрустрировать нельзя и здоровым людям. Если состояние не спровоцирует отрицательных изменений в психике, то точно ухудшит качество жизни за счет снижения самооценки и ухудшения способности взаимодействовать с обществом.
Последствия фрустрации
Психологи рассматривают понятие фрустрации в нейтральном ключе. Это состояние психики в зависимости от ряда факторов может приводить к разным последствиям:
- Позитивным. Для здорового человека преодоление преград может послужить стимулом к дальнейшему развитию, поиску новых путей достижения цели, изменения желаний и прочему.
- Негативным. При определенных состояниях человек не способен адекватно реагировать на сложившиеся обстоятельства. Он может проявлять общественно опасную агрессию по отношению к другим людям или самому себе, либо же уходить в мир иллюзий и фантазий, испытывать хронический стресс. Все это приводит к чувству вины, комплексу неполноценности, депрессии и прочим тяжелым психическим состояниям.
Фрустрация: трудности жизни
Американский ученый Клейтон Альдерфер развил одну из известных теорий мотивации — ERG, во многом схожую с теорией иерархии потребностей по А. Маслоу.
- Existence — выживание человека как биологической единицы (низший уровень потребностей).
- Relatedness — социальные потребности.
- Growth — потребности саморазвития (высший уровень).
Считается, что пока неудовлетворены потребности низших уровней, не возникнет фрустрация из-за нереализованности желаний высших ступеней. Так, у человека, оказавшегося без крыши над головой, расстроившееся свидание вызовет не так много переживаний, как могло бы при других материальных обстоятельствах.
Переживание состояния фрустрации по теории К. Альдерфера приводит к смещению вниз по ступеням потребностей. То есть при невозможности удовлетворения потребностей какого-то иерархического уровня, нереализованная энергия направляется на доступные для удовлетворения потребности того же или нижележащего уровня.
Так, невозможность по каким-то причинам реализовать свой талант, призвание, может повести по пути поиска самоутверждения в социуме (головокружительная карьера, высокий социальный статус как самоцель).
Неспособность реализоваться в социуме выливается в создание компенсирующих чувство потери самоценности любовных или дружеских отношений. Ощущая слабость своего «Я», человек может «присоединиться» к другой, реализовавшей себя личности и почувствовать свою значимость. «Я — жена уважаемого профессора», « Я — лучший друг успешного актера».
Невозможность реализовать потребности двух высших уровней неизбежно приводит к злоупотреблениям на низшем. Человек слишком много спит, ест. Скупает ненужные ему вещи, только бы заполнить внутреннюю пустоту.
Фрустрация в личной жизни
Любовная фрустрация интересна тем, что трудности на пути реализации романтических чувств только усиливают влечение людей друг к другу. Другие потребности, желания и интересы отходят на второй план.
Внешне любовная фрустрация может находить выражение в поведении, которое никак не назовешь поступками любящего человека. Пословица «бьет — значит, любит» в рамках изучения фрустрации в психологии приобретает новый смысл. Всплеск агрессии, вызванный фрустрацией, нередко направляется на объект симпатии. Отсюда криминальные истории с преследованием объекта страсти, вспышками ревности, обливанием кислотой, сексуальным и физическим насилием.
Фрустрация также возникает, когда партнер объективно не способен удовлетворить наши эмоциональные потребности. Например, женщина надеется, что встретив мужчину, который ее полюбит, наконец-то почувствует себя любимой, обожаемой, прекрасной. Однако, сталкивается с тем, что в отношениях еще более остро начинает ощущать неуверенность в себе, свое «несовершенство».
А все потому, что ни один даже самый идеальный партнер не способен компенсировать недостаток любви к себе. Сколько бы внимания ни уделял партнер женщине в данном примере, ей всегда будет мало. И она будет испытывать фрустрацию каждый раз, когда мужчина будет переключать внимание на другие сферы жизни — работу, друзей, хобби, даже общих детей.
Можно ли избежать фрустрации в любви? Конечно, но только если человек обладает психической зрелостью и стремится создать равноправные отношения, опираясь на психологический ресурс партнера, а на свои собственные силы.
Бедность как фрустратор
В условиях хронического недостатка денежных средств меняются понятия людей о природе счастья. Здесь полезно вспомнить притчу. Бедняк жалуется на тесноту своего своей однокомнатной квартирки, в которой ему приходится ютиться со всей своей многочисленной родней. Мудрей советует бедняку на время поселить в той же комнате собаку, домашнюю птицу и другую живность, чтобы прочувствовать, что действительно является катастрофичной ситуацией. Счастье относительно.
Бедность приводит к фрустрации не только когда не получается удовлетворить элементарные личные и семейные потребности. Материальное положение становится мощнейшим фрустратором, когда общество состоит из людей с разным уровнем дохода. Несмотря на объективно высокий уровень жизни, человек сам себя вгоняет в состояние фрустрации с помощью восходящего социального сравнения.
Особенно сильная фрустрация наблюдается, если человек верит, что все богачи создают себе состояние исключительно незаконными и аморальными путями. Также восприятие себя человеком как бедного, обездоленного, зависит от соотношения его притязаний и реальных достижений.
Диагностика фрустрации
Для каждого человека чувство фрустрации – это естественная реакция, поэтому любой индивидуум периодически его испытывает. Однако, часто такое состояние затягивается, вызывая целый комплекс проблем с психическим и физическим здоровьем. Для диагностики фрустрации как болезненного чувства существуют специальные психологические методики:
- Опросник В. Бойко, с помощью которого человек самостоятельно может определить уровень своей фрустрированности.
- Методика Розенцвейга, или самый популярный тест как для взрослых, так и для детей.
- Метод Вассермана помогает диагностировать уровень социальной фрустрированности.
- Вербальный тест Собчик. С его помощью психологи чаще определяют тип, направленность и интенсивность фрустрации подростков.
См. также:
Факторы фрустрации
Отрицательную реакцию на неудачу провоцируют воздействия окружающей среды и процессы, происходящие внутри организма. Негативные последствия вызывают разные факторы.
Внешние
Помешать реализации планов может множество событий: от стихийных бедствий и войн, до локальных катаклизмов и атмосферных явлений.
Перечень включает:
- пробки на дорогах;
- сильный дождь или метель;
- сбои в подаче электроэнергии;
- землетрясения;
- аварии на промышленных объектах и пр.
К внешним относится и человеческий фактор. Решение сотрудничать в личных или профессиональных целях с представителем другого социального слоя, сменить религию или пойти против устоявшихся норм — все они могут вызвать протест и агрессию общества и помешать реализации целей.
Психолог Поль Фресс предлагает другую классификацию внешних факторов. По его версии ими являются следующие характеристики ситуации:
- Новизна. Любое препятствие вызывает более сильные эмоции, если с ним сталкиваются впервые. Впоследствии сила реакции снижается, так человек имеет опыт преодоления или представляет последствия возникновения барьера. Речь идет о событиях, с которыми индивидуум столкнулся на практике. Так, человек может в теории знать основы поведения при пожаре, но не воспользуется ими в реальной ситуации из-за шока первого опыта.
- Необычность. Событие постоянно провоцирует резкие эмоции, если сильно отличается от обычных условий. Речь идет о падении, потере чувствительности конечности, которую отлежали во сне, внезапной темноте. Характеристики происшествий и основная реакция на них варьируются. Так, при повторяющихся отключениях света, человек соберет в доступном месте свечи или фонари. Но первоначальный уровень эмоций при смене условий будет оставаться прежним.
- Неожиданность. Даже приятные ситуации расстраивают и волнуют при несвоевременном возникновении, как при доставке заказанного товара или прихода гостей раньше срока.
Общее свойство этих факторов — неспособность индивидуума повлиять на их наступление и течение.
Внутренние
К фрустрации ведет несоответствие желаний и действительности. Мечтая стать танцором, человек обнаруживает у себя проблемы с суставами или другие нарушения, препятствующие реализации мечты. Поставив перед собой цель стать художником, он рискует столкнуться с отсутствием таланта.
В последнем случае негативную реакцию усиливает поведение общества. Так, работы художников, уступающие по качеству детским рисункам, продавались за большие суммы. Картина Жоана Мира «Собака», где главным объектом является примитивное изображение четвероногого носатого существа, была приобретена за 2,2 млн долл. У склонного фрустрировать человека, вдохновленного этим примером, но потерпевшего неудачу из-за низкого качества полотен, ситуация вызывает эмоциональный кризис.
Внутренним фактором является и мотивационный конфликт, когда одна цель мешает исполнению другой. Так, человек может бороться за независимость, не имея сил отказаться от принадлежности к семье или группе. Чрезмерная мотивация чаще вызывает расстройство при столкновении с барьером, чем недостаточная. В первом случае личность сфокусируется на вторичной цели (препятствии), во втором — может отказаться от ее реализации.
Фрустрационное расстройство вызывает любое состояние из обеих групп. Человек переживает все стадии расстройства.
Как избавиться от фрустрации?
Психологи разработали целый комплекс мероприятий того, как бороться с фрустрацией. Диагностировав такое состояние, можно:
- Посмотреть на себя и ситуацию со стороны, с позиции стороннего наблюдателя. Объективно оценить сложившиеся обстоятельства.
- Пересмотреть несбывшиеся желания.
- Разработать новый план действий по достижению целей.
- Установить реальные конечные сроки работы над целью.
- Взять небольшой перерыв и отдых. После восстановления моральных сил решение проблем приходит легче.
Как используют фрустрацию в психотерапии?
В психологии фрустрация — это не только источник негатива. В психоанализе считается, что формирование Эго начинается с фрустрации. В теории неврозов о патогенном характере фрустрации говорят только при определенном превышении силы фрустрационного реагирования на ситуацию. Для каждого человека — индивидуального.
Управляемая фрустрация в психологии используется при работе с клиентом методом абстиненции — отказе терапевта в удовлетворении его ожиданий, желаний или требований. Избегание поощрения клиента усиливает изначально имеющееся у него состояние фрустрации. Например, за фрустрационной реакцией на невинное поведение терапевта может скрываться психотравма, полученная в отношениях с одним из родителей еще в раннем детстве — также проигнорировал, раскритиковал, высмеял. Метод абстиненции облегчает осознание клиентом невроза переноса, помогает выразить «опасные» чувства в безопасной обстановке и проработать их.
Как избежать фрустрации?
Разобравшись с тем, что значит фрустрация, многие индивидуумы начинают активно искать методы по избеганию такого состояния. В условиях современной реальности помочь чувствительному человеку хотя и не на 100% может:
- Специализированные занятие и тренинги: арт-терапия, групповые и индивидуальные психологические, проблемно-ориентированные.
- Ежедневная дыхательная гимнастика, направленная на снижение нервозности и раздражительности.
- Йога, способствующая снятию физических и эмоциональных блоков и зажимов.
- Ароматерапия, направленная как на расслабление, так и на поднятие жизненного тонуса и настроения.
- Массаж и самомассаж.
- Хобби и творческие увлечения.
Как справляться с фрустрацией?
Психологи предлагают несколько способов выхода из фрустрации.
Замена средств достижения цели
Усилившееся психическое и эмоциональное напряжение можно использовать для анализа предпринятых действий и поиска альтернативных способов достижения цели. Например, девушка отказалась с вами встречаться. Вы испытываете фрустрацию. Чувствуете себя неудачником в любви. Прежде чем окончательно впадать в пессимизм, стоит подумать, по какой причине понравившаяся девушка в действительности вам отказала.
Не все в любви легки на подъем. Некоторым требуется время, чтобы осознать, что перед ними именно тот человек, о котором они мечтали. Не исключено, что отказавшая вам девушка не уверена в своих чувствах. И ей проще сразу вам отказать, чем давать вам, возможно, напрасную надежду. Попробуйте изменить свой подход. Альтернативное решение — предложить ничем не обязывающую дружбу, чтобы предоставить человеку возможность узнать вас лучше.
Еще один пример. Не удалось поступить в желанный вуз. Но разве это единственный способ получить знания в выбранной области? История знает много самоучек, которые достигли исключительных результатов в своем деле. Например, англичанка Мэри Эннинг, превратившаяся из бедной, необразованной собирательницы окаменелостей в одного из величайших палеонтологов 19 века.
Конфликт и угроза
Всё, что мы выше говорили о фрустрации и об опасности расширения этого понятия, с полным правом следует отнести и к концепции конфликта. Я предлагаю следующую типологию конфликта.
Инструментальный выбор
Это простейший тип конфликта. Каждый из нас ежедневно сталкивается с бесчисленным множеством альтернатив.
Инструментальный выбор, в отличие от не инструментального, — это всегда выбор между двумя способами достижения цели, причём, что существенно, цели не очень важной, не очень значимой для организма. Психологическая реакция на подобный конфликт практически никогда не бывает патологической. В сущности, необходимость такого выбора сам человек не воспринимает как конфликт.
Выбор между двумя способами достижения базовой, жизненно важной цели
Организм попадает в ситуацию такого выбора в том случае, если имеет какую-то важную, значимую цель и видит несколько альтернативных способов её достижения. Самой цели ничто не угрожает, меру значимости цели определяет сам организм. То, что важно для одного индивидуума, может оказаться совершенно незначимым для другого. Для примера представьте такую ситуацию выбора — девушка собирается пойти на вечеринку, она хочет потрясти друзей своим нарядом, она выбирает, какое платье больше подойдёт для достижения этой цели. Когда выбор сделан, субъективное ощущение конфликта, как правило, исчезает. Однако, необходимость выбора может стать мучительной, если выбор состоит не в том, чтобы выбрать одно платье из двух, а, например в том, чтобы отдать предпочтение одному мужчине из двух. Здесь опять же уместно вспомнить о проведённых Розенцвейгом различиях между потребностными реакциями и самозащитными реакциями.
Угрожающие конфликты
Угрожающий конфликт фундаментальным образом отличается от двух описанных выше типов конфликта. Здесь мы также имеем дело с ситуацией выбора, но в данном случае индивидуум вынужден выбирать не способ достижения цели, а поставлен перед необходимостью выбрать одну цель из двух, причём каждая из них представляется ему жизненно важной. В данной ситуации предпочтение одной цели означает отказ от другой, которая не менее насущна, чем та, которой было отдано предпочтение. То есть, мы можем сказать, что выбор не устраняет конфликта. Человек отказывается от достижения насущной цели, от удовлетворения жизненно важной потребности, и это угрожает его психологическому благополучию. Угроза становится особенно актуальной именно после того, как совершён выбор. Короче говоря, ситуация такого рода выбора приводит к блокированию той или иной базовой потребности, что, несомненно, может стать причиной патологии.
Катастрофический конфликт
Этот тип конфликта порождают ситуации, в которых угроза представлена в чистом виде, когда у организма нет альтернативы, нет возможности выбора. Все предоставленные организму возможности в данном случае одинаково катастрофичны, одинаково угрожают его благополучию. Можно сказать, что в такой ситуации у него есть только одна возможность, и эта возможность связана с прямой угрозой. Мы можем назвать эту ситуацию конфликтной только условно, потому что в данном случае нам приходится несколько расширить рамки понятия «конфликт». Чтобы понять, что я имею в виду, представьте, какого рода «конфликт» переживает человек, осуждённый на смерть, когда его привязывают к электрическому стулу, или крысу, которая вынуждена делать то, что неминуемо повлечёт за собой удар током, — то есть такие ситуации, в которых у организма нет возможности для бегства, ответного нападения или компенсаторного поведения. Именно такие ситуации создают экспериментаторы при изучении неврозов у животных (285).
Конфликт и угроза
Рассматривая проблему конфликта с точки зрения психопатологии, мы приходим к тем же самым выводам, что и при анализе концепции фрустрации. В самом общем виде можно сказать, что мы имеем дело с двумя типами конфликтных ситуаций и соответственно с двумя типами реакций — с теми, что несут в себе угрозу, и с теми, что не содержат угрозы. Конфликты, не содержащие в себе угрозы для организма, незначимы, поскольку они, как правило, не приводят к психопатологическим последствиям; конфликты, таящие в себе угрозу, напротив, важны, так как часто бывают патогенными. 23
Рассуждая об источниках психопатологии, следует говорить не столько о конфликте и его переживании, сколько об угрозе, заключённой в конкретном типе конфликта. Не секрет, что конфликт не обязательно ведёт к патологии, что некоторые конфликты даже укрепляют организм.
Таким образом, мы вплотную приблизились к тому, чтобы пересмотреть основные понятия общей теории психопатогенеза и прежде всего концепций депривации и выбора — феноменов, которые не имеют патогенного значения и потому не представляют большого интереса для исследователя психопатологии. Нас интересует не сам по себе феномен конфликта или феномен фрустрации, единственно важное значение для нас будет иметь патогенность данных феноменов, степень заключённой в них угрозы, то, в какой мере они препятствуют удовлетворению базовых потребностей организма, удовлетворению его потребности в самоактуализации.
Источники угрозы
Считаю необходимым вновь подчеркнуть, что концепция угрозы включает в себя такие феномены, которые нельзя отнести ни к понятию конфликта, ни к понятию фрустрации в том значении, в каком обычно используются данные понятия.
Психопатогенное влияние на организм могут оказывать даже некоторые соматические болезни. Так, например, наблюдая за поведением людей, перенесших инфаркт или тяжёлый сердечный приступ, часто можно подумать, что им угрожает какая-то внешняя опасность. Для детей уже сам факт тяжёлой болезни и госпитализации, даже вне связи с неизбежной депривацией, представляется непосредственной угрозой.
Ещё одна группа пациентов, у которых обнаруживаются выраженные реакции страха и тревоги, — это люди с повреждениями головного мозга, которых исследовали Гельб, Гольдштейн, Шиерер и другие. Поведение этих больных можно понять, только если предположить, что они постоянно находятся в предощущении опасности. Возможно, ощущение базовой угрозы свойственно всем больным, страдающим органическими психозами независимо от их этиологии.
Симптоматику, которую обнаруживают такого рода пациенты, следует изучать в двух аспектах: во-первых, необходимо понять, какое влияние оказывает на организм повреждение или утрата той или иной функции (эффекты утраты), а во-вторых, следует проанализировать динамические реакции личности на эту утрату (эффекты угрозы).
Монография Кардинера, посвящённая травматическим неврозам [2, заставляет нас расширить уже имеющийся перечень источников угрозы, не связанных ни с конфликтом, ни с фрустрацией, ещё одним. Мы говорим здесь о таком источнике угрозы, как травматизация. 24
По мнению Кардинера, посттравматические неврозы развиваются под воздействием угрозы, нависающей над такими базовыми функциями организма, как способность ходить, говорить, есть и тому подобное. Приведём пример, который поможет нам лучше понять аргументацию Кардинера.
Человек серьёзно пострадал в автомобильной аварии.
Вследствие полученных травм у него может развиться чувство, что он не хозяин собственной судьбы, что смерть всегда стоит у его порога. Перед лицом такой угрозы некоторые люди теряют уверенность в себе, в собственных способностях, даже самых элементарных. Понятно, что менее серьёзные травмы, конечно же, создают меньшую психологическую угрозу. От себя я бы добавил, что предрасположенность к подобного рода реакциям связана с определённой структурой характера, с особой податливостью угрозе.
Даже неотвратимость смерти может (но не обязательно) вызвать у человека ощущение угрозы, если мысль о ней лишает человека базового чувства уверенности в себе. Когда человек чувствует, что не в силах справиться с ситуацией, когда обстоятельства становятся сильнее его, когда он перестаёт быть хозяином собственной судьбы, теряет контроль над ситуацией и собой, то можно говорить о том, что он ощущает угрозу. Даже самые обыденные ситуации, те, когда мы разводим руками и говорим «ничего не поделаешь», могут восприниматься им как угрожающие. Тяжёлую, невыносимую боль тоже, наверное, можно отнести к категории угрожающих ситуаций, — здесь-то мы уж точно не в силах что-то сделать.
Мне думается, что концепцию угрозы можно расширить настолько, что она охватит собой феномены, обычно описываемые в рамках иных научных категорий. Например, внезапная интенсивная стимуляция (громкий звук, яркий свет), утрата опоры или почвы под ногами, нечто незнакомое или непонятное, нарушение ритма повседневной жизни — все эти факторы, которые обычно рассматриваются в контексте онтогенеза детской эмоциональности, скорее следует рассматривать как ситуации, вызывающие у ребёнка чувство угрозы.
Рассматривая феномен угрозы, мы прежде всего должны проанализировать те его аспекты, которые составляют его ядро. К таковым относятся непосредственная депривация, блокирование или угроза удовлетворению базовых потребностей. Унижение, отвержение, изоляция, утрата самоуважения и уверенности в себе — всё это создаёт прямую угрозу организму. Неадекватное использование или не использование человеком собственных способностей угрожает его самоактуализации. И наконец, люди, живущие на высших уровнях мотивации, чрезвычайно болезненно воспринимают угрозу метапотребностям, или ценностям Бытия [293, 314.
Перечислим факторы, вызывающие субъективное ощущение угрозы: опасность блокирования или блокирование базовых потребностей и метапотребностей (включая потребность в самоактуализации); угроза условиям, обеспечивающим возникновение этих потребностей; обстоятельства, которые угрожают целостности организма, чувству базового доверия к миру и чувству уверенности в себе; и наконец, угроза высшим ценностям.
Как бы мы ни определили феномен угрозы, нельзя забывать об одном очень важном его аспекте. В любом случае, окончательное определение данного феномена непременно должно основываться на базовых целях, на ценностях, на потребностях организма. А это, в свою очередь, предполагает, что теория психопатогенеза обязательно должна опираться на теорию мотивации.
И развитие общей динамической теории, и частные эмпирические открытия указывают на необходимость индивидуального подхода к феномену угрозы. Я говорю о том, что мы должны определять угрозу и угрожающую ситуацию не только в контексте общевидовых потребностей, но с учётом специфики отдельно взятого, конкретного организма и стоящей перед ним конкретной проблемы. Очень часто проблема фрустрации и конфликта обсуждается в терминах внешней ситуации, при этом совершенно игнорируются особенности восприятия внешней ситуации конкретным организмом, не учитываются реакции самого организма. Пожалуй, больше других грешат этим исследователи, изучающие неврозы у животных.
Однако здесь есть одна проблема. Как узнать, воспринимает организм эту конкретную ситуацию как угрожающую или нет? Здесь нет особой сложности до тех пор, пока мы имеем дело с людьми, — чувство угрозы может быть выявлено с помощью любой техники, адекватно описывающей целостную личность, например, с помощью психоанализа. Такие техники позволяют обнаружить, в чём нуждается человек, чего ему не хватает, что угрожает ему.
Трудности возникают тогда, когда мы обращаемся к представителям животного мира. Именно исследования угрозы на примере животных стали причиной распространённого ныне определения угрозы через саму угрозу. Мы называем ситуацию угрожающей, если животное реагирует на неё симптомами угрозы. То есть мы сначала определяем ситуацию в терминах реакции, а затем реакцию определяем в терминах ситуации. Мы знаем, что это нелогично, мы относимся к своему определению со скепсисом, однако нам не остаётся ничего другого, как признать, что в контексте общей динамической теории эти определения имеют право на существование. Во всяком случае, их можно использовать в практических, лабораторных целях.
И наконец, есть ещё одно положение, которое логично вытекает из динамической теории. Состоит оно в том, что чувство угрозы само по себе есть динамическим раздражителем, вызывающим различные поведенческие реакции.
Описание феномена угрозы нельзя считать полным, если в нём не говорится о том, к чему приводит чувство угрозы, на что оно толкает индивидуума, как реагирует на него организм.
Понятно, что теория неврозов должна рассматривать и источники угрозы, и реакции организма на субъективное чувство угрозы.
Теория угрозы и эксперименты над животными
Анализ исследований, в которых изучались поведенческие нарушения у животных, 25 показывает, что эти эксперименты проводились в рамках ситуационной теории, без учёта требований динамической теории и обусловлены устоявшимся, но ошибочным представлением о том, что экспериментатор может контролировать психологическую ситуацию путём создания постоянной внешней (экспериментальной) ситуации. (Вспомним, к примеру, эксперименты по изучению эмоций, в том виде, как они проводились ещё 25 лет тому назад). В настоящее время уже очевидно, что психологическое значение имеют только те характеристики внешней среды, которые организм воспринимает и на которые он реагирует, которые тем или иным образом влияют на него. Но мало признать этот факт на словах, недостаточно просто согласиться с тем, что каждый организм представляет собой уникальную, неповторимую систему, — эти факты должны быть положены в основу наших экспериментальных исследований и выводов, которые следуют из них. Павлов (373), например, показал, что ситуация внешнего конфликта порождает внутренний конфликт только у животных с определённым типом базового физиологического темперамента. Понятно, что нас должны в первую очередь интересовать не конфликтные ситуации, а конфликтные чувства организма. Кроме того, мы должны понять, что различные реакции разных индивидуумов на одну и ту же внешнюю ситуацию, наблюдавшиеся, например, в экспериментах Гантта и Лидделла, в известной мере обусловлены особенностями индивидуального развития особи. Эксперименты с лабораторными крысами продемонстрировали нам, что в некоторых случаях именно уникальность организма служит главным фактором, детерминирующим наличие или отсутствие поведенческих проявлений угрозы в конкретной экспериментальной ситуации. Каждая особь обладает своим запасом прочности и исходя из своих внутренних ресурсов особым образом реагирует на внешнюю ситуацию, — то, что одна особь сочтёт угрозой, другая перенесёт совершенно безболезненно. Многие исследователи, работающие с животными, грешат вольным использованием понятий «конфликт» и «фрустрация». Их принципиальное нежелание рассматривать индивидуальные факторы угрозы привело к тому, что мы не в состоянии понять, почему реакции животных на одну и ту же ситуацию оказывались столь различными.
Мне думается, что вместо понятий, традиционно используемых в литературе по данному вопросу, было бы правильнее взять на вооружение выдвинутую Шиерером концепцию принуждения, суть которой сводится к тому, что «животное принуждают делать то, что оно не может делать».
Эта концепция хороша уже потому, что она справедлива по отношению ко всем экспериментам над животными, хотя это не слишком очевидно. Попробую проиллюстрировать свою мысль следующим примером. Некоторые эксперименты показали, что если у животного отнять какие-то важные для него вещи, то в его поведении появляются патологические симптомы, аналогичные тем, которыми организм реагирует на ситуацию, в которой его вынуждают делать то, что он не в состоянии делать. Эта концепция применима и по отношению к человеку, её можно распространить на ситуации, угрожающие целостности организма, например, ситуации травмы или тяжёлой болезни.
Естественно, должна быть сделана поправка на темперамент, который позволяет животному не проявлять патологических реакции на ситуацию, в которой от него требуют невозможного, — ведь животное может, например, просто не воспринимать её. Наверное, имеет смысл особым образом акцентировать это последнее положение и попытаться объединить концепцию Шиерера с понятием сильной мотивации.
В таком случае у нас получится следующая формула: «Организм реагирует патологическими реакциями тогда, когда находится в ситуации, разрешить которую он не может, но очень хочет или должен разрешить». Впрочем, даже эту формулировку нельзя считать удовлетворительной, потому что она не учитывает некоторые из упомянутых выше феноменов; она имеет скорее практическое, нежели теоретическое значение и может оказаться полезной при проведении лабораторных исследований.
Другим недостатком всех известных мне экспериментов над животными есть недифференцированный подход к ситуациям выбора и фрустрации, неумение дифференцировать ситуации выбора с точки зрения угрозы для организма, в результате чего поведение животных выглядит совершенно непоследовательным. Если мы предполагаем, что выбор, который многократно должна совершить крыса, помещённая в лабиринт, предполагает конфликт, то почему животное не всегда реагирует на необходимость выбора невротическими симптомами? Если мы предполагаем, что суточная голодовка — это ситуация фрустрации, то почему крыса достаточно безболезненно переносит ее? Очевидно, что настала пора пересмотреть концепции выбора и конфликта.
Недифференцированный подход многих исследователей к проблеме выбора выражается, в частности, в том, что они не видят принципиальной разницы между ситуацией, в которой животное вынуждено выбирать между двумя одинаково важными целями, то есть отказываться от чего-то важного для него, и ситуацией, в которой животное совершает выбор между двумя возможными способами достижения одной и той же цели. Если животное испытывает одновременно голод и жажду, то ситуация выбора между пищей и водой окажется самой угрожающей для неё.
Одним словом, мы не должны определять ситуацию или стимул per se, — неважно, имеем ли мы дело с животным или человеком — их психологический смысл можно оценить только с точки зрения эксперимента, динамики.
Угроза в контексте взросления
Если говорить о взрослых людях, то ситуация внешней угрозы для здорового человека содержит меньше внутренней психологической угрозы, чем для среднестатистического человека или невротика. Феномен «взрослого здоровья» возможен только в случае отсутствия угрозы в детстве, здоровье выступает прямым результатом нормальных условий развития ребёнка, то есть таких условий, которые не содержат в себе угрозы. Однако с возрастом человек становится всё более устойчивым, все более непроницаемым для угрозы. Так, например, никакие внешние воздействия не могут поставить под угрозу маскулинность мужчины, который абсолютно уверен в себе. Человек, который сполна получил любовь в детстве и знает, что он любим, и заслуживает любви, не воспримет как личную угрозу ситуацию, в которой ему отказывают в любви. В данном случае мы можем говорить о принципе функциональной автономии.
Препятствие на пути самоактуализации как угроза
Мне думается, что большинство частных случаев угрозы уместно рассматривать в рамках категории «препятствие или угроза развитию в направлении высшей самоактуализации», как это делал Гольдштейн. Акцент на будущем, звучащий в этом определении, в котором одновременно присутствует признание текущего дефекта, влечёт за собой множество позитивных и даже революционных последствий. В качестве примера можно привести гуманистическую концепцию совести Фромма, согласно которой совесть — это не что иное, как осознание человеком отклонения от пути роста и самоактуализации. При таком понимании совести релятивизм и неадекватность фрейдовской концепции Супер-эго становятся особенно очевидными.
Нужно также отметить, что сближение понятий «угроза» и «препятствие к росту» сделает возможным теоретический анализ таких ситуаций, которые не несут актуальной угрозы индивидууму, но угрожают его будущему, препятствуют его личностному росту. Возьмём ребёнка. Удовлетворение насущного желания может порадовать, развеселить или успокоить его, то есть, как будто бы имеет для него позитивное значение. Но оно же может стать в будущем препятствием к его личностному росту. Если родители будут потакать всем прихотям своего дитяти, они рискуют вырастить его избалованным психопатом.
Болезнь как единый феномен
Рассмотрение психопатогенеза в контексте искажённого развития порождает одну проблему, которая закономерно вытекает из монистического подхода к анализу психопатологических симптомов. Если мы исходим из того, что все болезни или, по крайней мере, большинство болезней имеют общие корни, что психопатогенез по большому счёту однообразен, то возникает вопрос — в чём причины такого многообразия симптоматики, которое мы наблюдаем? Мне думается, настала пора подойти с монистических позиций не только к анализу психопатогенеза, но и к анализу психопатологии в целом. Может статься, что симптомы, которые клиническая практика приписывает конкретной болезни, в действительности представляют собой лишь отражение, — внешнее, оссобенное, самобытное отражение более общих, глубинных нарушений деятельности организма; правдоподобность такого предположения продемонстрировала нам Хорни (197). Это же допущение лежит в основе разработанного мною теста для оценки базового чувства безопасности (294); с помощью этого теста я довольно успешно выявлял людей, которых можно назвать скорее нездоровыми в целом, нежели отнести к разряду истериков, ипохондриков или неврастеников.
Сейчас я не стану подробно анализировать теорию психопатогенеза, пока мне кажется достаточным подчеркнуть всю важность проблем и предположений, которые она может породить. Добавлю к этому, что наш подход позволяет существенно упростить, унифицировать наши представления о психопатологии.
Виды
Существуют различные виды фрустрации. Рассмотрим особенности некоторых из них.
Любовная и сексуальная
Первая возникает в тех случаях, когда происходит разрыв отношений либо серьезные проблемы в них. Человек, который не получает ответной любви, может испытывать усиленное влечение к другому человеку. Подобная ситуация нередко приводит к тому, что у индивида наблюдается абсолютно неадекватное поведение, которое может проявляться в сильном и навязчивом желании увидеться, встретиться с объектом своей страсти.
Любовная фрустрация достаточно часто прослеживается в существующих семьях, когда один супруг не может получить от другого то, что ему нужно, в том числе внимания. Из-за этого у индивида появляется множество негативных эмоций.
Сексуальная фрустрация практически ничем не отличается от любовной. Не получая удовлетворения, человек может стать раздраженным и агрессивным. Чаще всего этим видом страдают представители мужского пола.
Социальная
Это психологическое явление возникает тогда, когда имеются острые конфликтные ситуации при взаимодействии с обществом. Социальная фрустрация происходит, когда личность не может продвинуться по карьерной лестнице, поменять свой социальный статус, не может учиться в выбранном учебном учреждении. Иногда на развитие данного психологического состояния влияют и заболевания, которые могут ограничить физические и умственные способности личности.
Фрустрация потребностей
Эта разновидность тесно связана с пирамидой Маслоу, где перечислены потребности человека. Чтобы возникла такая фрустрация, совсем не нужны неудачи, потому что она происходит тогда, когда определенная потребность уже удовлетворена. Это связано с тем, что личность сразу же ставит перед собой новую цель, и все это продолжается по кругу.
Следует отметить, что невозможно удовлетворить абсолютно все свои желания, что и вызывает фрустрацию.
В отношениях
В данном случае речь идет о различных взаимоотношениях с окружающими людьми. Если индивид не имеет возможности выражать и отстаивать собственное мнение и постоянно идет на уступки, то тогда он становится агрессивным, раздражительным, разочарованным. Не умея отказывать, такой человек уступает своему оппоненту, из-за этого в дальнейшем он сам же испытывает негативные эмоции.
Ложная
Такое состояние очень схоже с фрустрацией. Но при этом испытываемые эмоции имеют меньшую силу. С ними можно справиться и без обращения к специалисту.
Ложная фрустрация происходит в случаях, когда имеются нарушения частей эндокринной либо нервной систем, которые отвечают за эмоции.
Экзистенциальная
Данная разновидность представляет собой такое состояние, которое характеризуется сильным разочарованием жизни в целом. Личность просто теряет смысл своего существования. Это может возникать по разным причинам: увольнение с работы, выход на пенсию, трудный развод.
После коренных изменений человек не всегда способен адаптироваться к новым условиям жизни. Он начинает испытывать апатию и скуку. Со временем это приводит к неврозу, к ухудшению взаимоотношений с окружающими.
Эмоциональная
Такая фрустрация предполагает внутриличностный конфликт, который может быть вызван желаниями, чувствами, убеждениями.
Существует и другая классификация типов фрустрации. Разберем ее более подробно.
- Личная. В данном случае личность испытывает фрустрацию из-за личных проблем. Они могут появляться из-за того, что люди много требуют от себя и от окружающих, из-за боязни совершить ошибку.
- Конфликтная. Эта форма возникает, когда человек находится в конфликтной или просто в спорной ситуациях. При этом они могут происходить практически с любыми людьми (с коллегами по работе, с незнакомцами на улице). Нередко такие ситуации случаются в социальных сетях, где люди могут ссориться из-за комментариев.
- Фрустрация давления. Чаще всего такое состояние возникает, когда индивид испытывает сильное давление на работе. При этом человек также страдает от чрезмерных нагрузок.
- Фрустрация из-за окружения. Если индивид постоянно пребывает в отрицательной среде, где другие люди находятся в конфликтных ситуациях, лгут друг другу, то тогда он может испытывать сильное разочарование. Если личность будет находиться в хорошей среде, она станет получать положительные эмоции, поэтому очень важно правильно выбирать людей для своего окружения.
- Фрустрация ответа. Такое чувство испытывают люди, когда они не получают точного ответа на волнующие их вопросы. В процессе общения люди стремятся к тому, чтобы получить фактическую необходимую информацию, чтобы к ним отнеслись с должным уважением. Ведь это способствует сотрудничеству, достижению общих целей. В противном случае личность испытывает неудовлетворенность общением.
- Фрустрация из-за проблем со здоровьем. Когда люди сталкиваются с проблемами со здоровьем, они также могут испытывать и негативное психологическое воздействие.
Следует отдельно выделить фрустрацию у детей. Она отражает неразрешенный внутренний конфликт, что негативно сказывается на общении со сверстниками, на школьной успеваемости, взаимоотношениях внутри семьи.
Детская фрустрация может привести к тому, что у ребенка появятся беспричинные страхи. Он будет часто находиться в состоянии повышенной тревожности, подавлять собственные желания.
В таком состоянии ребенку будет крайне трудно получать новые навыки, знания. Его довольно трудно смотивировать.
Нередко дети в состоянии фрустрации проявляют агрессию (специально сломанные игрушки, желание ударить того, кто находится рядом). Многие начинают истерики без серьезной причины. Также некоторые стараются манипулировать другими людьми, чтобы спровоцировать у них раздражение, сделать что-нибудь назло.
Иногда отдельно выделяют две формы фрустрации: стеническая и астеническая. Первая предполагает усиление активности и настойчивости. Вторая подразумевает апатию и бессилие.
Основные причины, способные спровоцировать фрустрацию
Фрустрация в психологии провоцируется несколькими видами обстоятельств и делится на категории, каждая из которых имеет свои особенности. Фрустрирующее состояние вызывают:
- привация. Отсутствие необходимых для достижения результатов орудий (инструментов) и нехватка основных ресурсов. Пример фрустрации — желание заниматься вокалом на профессиональном уровне при отсутствии ярко выраженных вокальных данных;
- конфликт. Столкновение интересов, мотивы, которые несовместимы друг с другом препятствуют удовлетворению определенных желаний и потребностей. Фрустрация возникает у старшего учителя, увлекшегося молодой ученицей — мужчина понимает, что это невозможно, поскольку выглядит нелепо и неуклюже, не соответствует этическим нормам;
- депривация. Исчезновение объектов, к которым чувствовалась сильная привязанность, и за их счет осуществлялось удовлетворение определенных потребностей. Пример — сгоревший дом, в котором была проведена вся жизнь с самого детства.
В психологии фрустрацию вызывают факторы, имеющие специальный термин — фрустраторы. К ним психологи относят разные поступки или обстоятельства, близких или далеких людей, жизненные ситуации. Основные виды фрустраторов, которые выделяются в психологии:
- психологические. К ним относятся способности, находящиеся на недостаточном уровне, недополученные знания или умения, возникающие на фоне разных ситуаций сомнения. Конфликты, развивающиеся внутри человека, также относят к психологическим видам фрустраторов;
- физические. Развиваются на фоне ограничения свободы (продолжительное заключение в тюремном учреждении, проблемы в финансовом плане, временные ограничения);
- социальные. К видам фрустраторов психологи причисляют конфликты с родственниками, друзьями, знакомыми, общепринятые нормы поведения, законы;
- биологические. Проблемы со здоровьем, недостатки внешности или тела, серьезные болезни и патологии — последний вид фрустраторов, провоцирующих развитие фрустрации.
Внешние обстоятельства, которые выступают преградой при достижении желанной цели, переносятся человеком, впавшим в состояние фрустрации значительно легче — есть возможность переложить вину за отсутствие результатов на других людей. Если же причиной неудавшейся работы человек считает самого себя, последствия фрустрации будут неприятными — резко снизится самооценка, появится повод для самобичевания.
Предпосылки фрустрации
Фрустрация не наступает сразу, ей предшествуют несколько характерных этапов, благодаря которым можно заподозрить и предотвратить состояние фрустрации:
- накопление неудовлетворения в результате повторяющихся неудач;
- глубина неудовлетворения (зависит от выраженности потребности и частоты неудач);
- эмоциональная возбудимость как индивидуально-личностная особенность (чем выраженнее, тем быстрее возникает фрустрация);
- уровень притязаний и привычка к успеху (у людей с высокими требованиями и привыкших к успеху фрустрацию может вызвать даже незначительное препятствие);
- этап, на котором появилось препятствие (если трудности возникают у самого финала деятельности, около цели, то фрустрация сильнее).
Теории
Существуют несколько теорий, которые объясняют понятие фрустрации, ее сущность и основные характеристики. Разберем несколько наиболее популярных теорий из социологии и психологии.
- Теория Долларда. Согласно этой теоретической модели, данное психологическое состояние тесно связано с агрессией. Последняя обязательно несет в себе переживания. Сила агрессии при этом зависит от важности недостигнутых целей, а также от сложности, которая появилась на пути их достижения. Причем агрессивное поведение человека может быть направлено не только на возникшее препятствие, но и на окружающих людей, которые совершенно непричастны к нему. Данная теория неоднократно подвергалась критике, так как это психологическое явление связано не только с агрессией, но и с другими негативными эмоциями.
- Теория Баркета, Левина и Дембо. Эти ученые отмечали, что фрустрация способствует появлению регрессии (состояние, при котором одна, более высокая, форма развития переходит в другую, менее высокую, форму развития).
- Теория Майера. Согласно этой теории, фрустрация способна лишить человека возможности ставить определенные цели перед собой. Индивиды фокусируются на своих неудачах, из-за этого они не могут смотреть вперед, менять свою жизнь. Результатом такого явления является хроническая апатия.
- Теория Маслоу. Ученый утверждал, что степень фрустрации напрямую зависит от степени неудовлетворенности своих потребностей.
- Теория Альдерфера. Механизм действия фрустрации также был описан и в работе этого ученого. По его мнению, восходящее движение по ступеням собственных потребностей является удовлетворением потребностей. Нисходящее движение по таким ступеням считается фрустрацией, то есть неудачей в попытках обеспечить свои потребности.
Этапы фрустрации
Столкнувшись с неприятной ситуацией, включая неспособность добиться цели, человек последовательно переживает несколько состояний. Имея дело с горем, он, согласно модели Кюблера-Росса, проходит через стадии отрицания, злости, торга депрессии и принятия. Данное состояние включает следующие этапы.
Поведение мотиво-сообразное
Предшественник основного расстройства. На этом этапе человек с помощью показной незаинтересованности в цели или агрессивных действий пытается добиться ее реализации или приближения. Так ведет себя ребенок, плачем или насупленным видом стремясь получить желаемое. Он переключается для достижения результата с активных действий на попытки заставить окружающих сделать основную работу.
Так, услышав о нехватке знаний для замещения понравившейся вакансии, один субъект пойдет на повышение квалификации, заняв в итоге эту или соответствующую должность.
Начиная фрустрировать, он может устроить скандал с необоснованными угрозами или ссылками на действующее законодательство (социально-политические настроения), косвенно или прямо способствующие найму подобных сотрудников:
- воспитанников детдомов или детей из неблагополучных семей;
- матерей после декрета;
- людей с ограниченной дееспособностью;
- лиц с нетрадиционной половой ориентацией;
- представителей расовых меньшинств.
Квоты на таких работников существуют, но не требуют назначения, если соискатель не соответствует требованиям вакансии.
Фрустрация — интересное эмоциональное состояние — оно вытаскивает на поверхность худшие качества личности.
Лемони Сникет, «Огромное окно».
Утрата самоконтроля
Если первый этап не дает результата, индивидуум может перестать управлять эмоциями — целевая истерика перерастет в частично неконтролируемую. Субъект продолжает надеяться, что действия дадут желаемый результат. Он может запустить нужное поведение, но неспособен управлять всеми его этапами.
Так, субъект, страдающий эпилепсией или припадками тремора, знает о внешних (свет, звук, перепады температур) и внутренних (волнение, прием продуктов или лекарств) причинах приступов. Добиваясь целей, он может использовать один из стимулов, теряя на какой-то период возможность контролировать тело. Данная модель наблюдалась военными медиками. Солдаты с припадками дрожи осознавали их связь с возможностью избежать участия в боевых действиях.
Утрата связи мотив и поведение
Текущее эмоциональное состояние становится движущей силой, а не инструментом для получения запланированного результата. Субъект концентрирует все силы не на самой цели, а на преодолении текущего препятствия. Мозг фокусируется на конкретном моменте, теряя способность к анализу всей картины. Так, человек застрянет в перепалке с невоспитанным оператором билетной кассы или соседом по очереди, не принимая во внимание отбытие своего рейса.
Наблюдается «истерика ради истерики». Индивидуум продолжает помнить про цель, но она переходит в фоновые стимулы, переключая основное внимание на текущие эмоции.
Полная утрата самоконтроля
На этой стадии может возникнуть аффект — кратковременный и интенсивный, полностью неуправляемый набор эмоционально направленных действий. В таком состоянии субъект теряет контроль над действиями, часто не помня их после возвращения в норму. На данном этапе он продолжает помнить о начальной цели, но поведение уже не направлено на ее реализацию. Поведение формируется текущими эмоциями.
Фрустрирующая личность, проходя эти четыре стадии, перестает управлять волей и сознанием. Сначала пропадает стремление к достижению цели, потом — надежда и интерес к ней.