В истории психологии существует множество школ, предметом изучения которых являлись те или иные факты действительности и психологические проявления у людей. С давних времен исследователей интересуют вопросы, связанные с межличностным взаимодействием людей, объяснением причин поведенческих реакций. Разные психологические школы по-своему трактовали поведенческие реакции, ставя во главу угла те или иные критерии и параметры. Так, например, бихевиористский подход предлагает все поступки человека трактовать с точки зрения его поведения, отрицая сознательный компонент личности. Основатели бихевиоризма полагали, что основой мыслей и чувств людей могут считаться двигательные акты и стереотипы реагирования, накопленные в процессе жизни.
Желание изучать действительность и поведение
Определение бихевиоризма в психологии
Бихевиоризм это направление в психологии, которое занимается изучением особенностей поведения животных и человека. Этот научный подход изменил господствующие взгляды ученых на психику.
Бихевиоризм это американское направление психологии. Основоположником бихевиоризма стал Дж. Уотсон. Исследователь критиковал положения структурной, функциональной и ассоциативной психологий.
Интересно. До появления бихевиоризма исследователи предпринимали попытки объяснения особенностей реагирования людей через сознание.
Суть подхода, плюсы и минусы
Теория бихевиоризма важным определяющим фактором поведенческих реакций человека и животных считает стимул, в качестве которого может выступать любое внешнее воздействие.
Психоанализ З. Фрейда — кратко и понятно
Со временем сторонники поведенческого подхода осознали ограниченность разработанной ими теории. Однако это направление психологии нельзя считать неактуальным. Сегодня бихевиоризм кратко применяется в психотерапии и ряде других прикладных наук, связанных с изучением социального взаимодействия людей.
Внимание! Противопоставление бихевиоризму в психологии – это концепция когнитивного подхода, где основным объектом изучения являются интеллектуальные способности и мыслительная деятельность.
Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:
- Предметом исследования данного направления являются поведенческие реакции. Для того чтобы их зафиксировать, в исследованиях применяются метод наблюдения и описательная статистика. На фоне альтернативных подходов к изучению человека бихевиоризм оперирует реальными фактами, которые исследователь видит.
Поведенческие реакции
- Открытие нового в поведении, определение причин поведенческих реакций осуществлялись в ходе специально организованного эксперимента, где четко продумывались условия. Это давало возможность сравнения результатов у разных групп испытуемых.
- Психологические особенности личности изучались в этой школе объективно. Наблюдение, в отличие от интроспекции, позволяло экспериментатору не вмешиваться в протекание исследования, а только констатировать и описывать увиденное.
Несмотря на ряд достоинств, данная научная концепция обладает некоторыми недостатками:
- Исследователи не выделяли различий в поведении животных и человека. Определенные сходства между организацией психической жизни животных и людей есть, но это не дает права их уравнивать. Так, например, животным, как и людям, доступны некоторые эмоциональные переживания, но при этом способность к эмпатии является исключительно человеческим проявлением.
- Авторы подхода полностью игнорировали сознание как рациональное звено социальной активности человека. Идея концепции состояла в изучении стимулов поведения. Однако без учета способности людей к рассуждению и анализу ситуации такая схема объяснения поведения выглядит однобокой.
- Мотивационный блок личности и ее ценностные ориентации игнорировались. Поведение сводилось к совокупности действий человека. Его потребности, желания и эмоции не рассматривались в качестве причин тех или иных действий.
- Социальные основания поведенческих реакций не принимались во внимание. При этом наблюдать своеобразие поведенческих проявлений можно только в условиях межличностного взаимодействия. Если человек находится в одиночестве, он не будет проявлять эмоциональность и свойственные ему типологические особенности деятельности.
- Ученые полагали, что на одинаковые внешние воздействия реакции людей будут схожими. Индивидуальность личности и ее способность сознательно выбрать вариант реагирования не принимались в учет.
Основные положения бихевиористического подхода
К основным положениям теории можно отнести следующие тезисы:
- Предметом теории бихевиоризма является изучение поведенческих реакций животных и людей на различные стимулы и поведение в целом.
- Изучение поведения и поведенческих реакций производится путем наблюдения.
- Все субъективные аспекты человека со стороны физиологии и психики определяются только его поведением.
- Поведение человека или животного – это совокупность реакций на внешние раздражители.
- Если известен характер предъявляемого стимула, то возможно практически точно предсказать реакцию, которая на него последует. Это основная задача бихевиоризма.
- Поведение живых существ успешно поддается внешнему регулированию и контролю.
- Поведение или передается по наследству в виде безусловных рефлексов, либо приобретается – в виде условных.
- Поведение является результатом обучения за счет многократного повторения стимулов и закрепления реакции.
- Навык – результат формирования условных рефлексов. Мышление и речь в бихевиоризме также считаются навыком, а память – механизмом, позволяющим удерживать уже приобретенные навыки.
- Психические реакции формируются на протяжении всей жизни, то есть, обучение можно начинать в любом возрасте и продолжать неограниченное количество времени.
- Эмоции – это также реакции на внешние стимулы.
Мотивы возникновения бихевиоризма
Гуманистическая психология — кратко и понятно
Бихевиоризм в психологии зародился в последние годы 19 века в результате обнаружения несовершенства интроспекции как научного метода. Известные ученые усомнились в достоверности результатов, получаемых с помощью самонаблюдения.
Необъективность самонаблюдения
Можно выделить такие мотивы возникновения поведенческого подхода в психологии, как:
- Достижения зоопсихологии, развитие концепций детской психологии (в этих науках метод самонаблюдения не может применяться в качестве основного диагностического инструментария).
- Положения концепции Дж. Локка в философии о том, что человек от рождения не обладает понятиями. Мыслительный компонент структуры поведения отрицался. В философии Дж. Локка поведение и деятельность человека объяснялись средой его обитания.
- Положения биологического подхода о том, что воздействие любого стимула вызывает определенную реакцию.
- Реакции организма на воздействие стимула поддаются измерению, их можно зафиксировать. Это значит, что эти реакции могут считаться предметом изучения науки.
- К моменту появления бихевиоризма науке уже были известны эксперименты и выводы Павлова, который изучал рефлексы у животных.
Теория бихевиоризма
Гештальтпсихология — что это в психологии кратко
Теория анализа поведения оформилась в самостоятельную школу и была названа «бихевиоризм». Представители этой школы в качестве методологии психологического бихевиоризма выделили:
- Теоретическую базу: поведение человека обусловлено физиологическими рефлексами (одни формы поведения являются врожденными, другие – передаются по наследству);
- Предмет изучения: поведение и различные поведенческие реакции;
- Основной метод – наблюдение;
- Гипотезу: зарождение поведения происходит в результате действия стимулов (если известен стимул, можно предугадать реакцию) и систематического обучения (понятными примерами этого являются овладение речью и формирование мышления);
- Условие подтверждения гипотезы: развитие психических функций способствует закреплению приобретенных навыков;
- Задачу направления: формировать и контролировать поведение людей.
Важно! Бихевиоризм – это систематический подход, имеющий четкую структуру. Согласно положениям этой научной школы, поведение человека – это совокупность внешних реакций, которые возникли в результате воздействия на организм внешних раздражителей.
Теория и основные направления бихевиоризма
Идеи, сформулированные бихевиористами, дали толчок развитию множества направлений и прикладных дисциплин.
Вот некоторые направления
:
- Методологический бихевиоризм
– собственно, самый классический вариант, который полагает, что лишь внешние проявления человеческой деятельности имеют значение, тогда как мысли и чувства не влияют на поведение. - Радикальный бихевиоризм
– был развит Скиннером, который полагал, что внутренние события в организме, в том числе мысли и чувства, имеют не менее важное значение, чем наблюдаемое поведение. Скиннер считал, что внешние стимулы контролируют внутренние события в организме точно так же, как они контролируют внешнее поведение. - Теоретический бихевиоризм
– также уделяет внимание мыслям, чувствам и прочим внутренним процессам в организме, которые стало возможно наблюдать с помощью современных технологий; но он предоставляет больше свободы в выборе методов изучения и контролирования поведения. - Психологический бихевиоризм
– направление, используемое в психологии и психотерапии. Оно применяется в детском воспитании и развитии, в современных методиках преподавания, в исследовании психических и психологических отклонений и нарушений.
Представители и основные идеи
Основатель бихевиоризма – Дж. Уотсон
Основателем бихевиористического подхода является Дж. Уотсон. Кроме этого ученого, были и другие представители данной психологической школы. Например:
- У. Хантер, который в 1914 году разработал отсроченную схему для изучения поведения. Работы этого автора впоследствии были отнесены к необихевиоризму. Он занимался изучением поведения обезьян: животное видело, в какой ящик человек кладет банан, после чего между обезьяной и ящиком на 40 секунд устанавливали непрозрачную перегородку. Когда перегородку убирали, обезьяна безошибочно открывала тот ящик, куда экспериментатор положил банан. Его опыты с обезьянами доказали, что животное продолжает реагировать на стимул, даже если он уже прекратил действовать.
- К. Лешли формировал у животных простые навыки методом дрессуры, затем удалял тот или иной отдел мозга, чтобы определить, участвовал ли он в выработке тренируемого навыка. Как выяснилось в ходе экспериментальной деятельности, несмотря на удаление того или иного отдела мозга, навык, сформированный в результате дрессуры, сохранялся. В случае исключения из комплексной мозговой деятельности одного структурного звена его функции компенсируются работой других отделов мозга. Исследователь пришел к выводу, что сложный поведенческий акт – это результат совокупной работы отделов мозга. Он доказал, что при необходимости отделы мозга могут быть взаимозаменяемыми.
Исследования Торндайка
Э. Торндайк на основе бихевиористских идей разработал теорию оперантного научения, в основе которой лежит метод проб и ошибок. Положительные формы поведения он предлагал закреплять похвалой и выражением одобрения, а отрицательные – пресекать с помощью порицания, наказания, осуждения.
Кроме того, он доказал наличие связи между идеями в сознании человека и его движениями. Согласно его подходу, стимулом для реакции служит не просто раздражитель, а проблемная ситуация. Она вынуждает человека приспосабливаться к изменившимся условиям, вырабатывая новую форму реагирования.
Теория Павлова
Важно! Корни бихевиоризма находятся в биологии и зоологии. Разница между данными науками и психологическим течением, изучающим поведение, заключается в том, что специалисты в области фундаментальных наук проводили опыты только на животных, а бихевиористы стали привлекать к участию в экспериментах людей.
Биология и зоология
Идеи отечественного физиолога И.П. Павлова оказали существенное влияние на понимание того, что такое бихевиоризм. Исследователь доказал, что в основе поведенческих реакций лежит безусловная рефлекторная деятельность. Если изменять условия проявления поведенческих особенностей, то изменится реакция животного на стимул. Так, И.П. Павлов пришел к выводу о том, что у человека есть возможность формирования необходимой модели поведения животного.
Основатель бихевиористического подхода
Основателем бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Своей целью он называл переустройство психологии как науки в более точную и объективную, в которой дается качественная и количественная оценка свойств психики. Также он создал основополагающую схему усвоения поведения, которое является предметом изучения в бихевиоризме: стимул вызывает реакцию. То есть, он говорил о том, что поведение любого человека зависит только от того, с какими стимулами он сталкивается и каким образом на них реагирует. Кроме того, он был уверен, что из любого младенца с помощью данной схемы можно вырастить такого человека, который будет наиболее востребован в обществе.
Исследования Павлова и Торндайка
И.П. Павлова, можно сказать, был предшественником теории бихевиоризма, так как на основе его теории о рефлексах и создана концепция о поведении. Он работал с животными и выяснил, что у них есть определенные безусловные рефлексы, заложенные в форме инстинктов и определяющие поведение существа. Также он выявил возможность искусственного развития условных рефлексов, на базе которых выстраивается и поведение животного в целом.
Э. Торндайк считал, что исходная точка формирования реакции – это не просто внешний стимул, а проблемная ситуация, которая вызывает у человека дискомфорт или удовольствие. Она заставляет его двигаться в нужном направлении и выполнять необходимые действия для избавления от дискомфорта или получения приятных ощущений. Если же стимул не вызывает у индивида ни позитивных, ни негативных эмоций, то реакция может и не последовать. Взгляды Торндайка значительно дополнили теорию бихевиоризма, но из классической концепции его идеи были исключены, так как ее основоположники не могли допустить, чтобы при исследовании человека ученые брали во внимание субъективные и физиологические особенности личности.
Направления бихевиоризма
Внимание! Последователи бихевиоризма ощутили недоработанность данного подхода. Объяснение работы сознания человека не вписывалось в стандартную схему «стимул – реакция». Возникла необходимость введения в поведенческие схемы мотивационного звена.
В результате бихевиоризм распался на несколько направлений:
- Когнитивный бихевиоризм, основанный Э. Толменом. Исследователь добавил в традиционную схему «стимул – реакция» промежуточное звено «познавательную деятельность».
- Целевой бихевиоризм – это аргументирование поведения стоящей перед животным или человеком целью. Так, например, в ряде исследований наглядно проиллюстрировано, что крысы бегут по лабиринту, потому что они голодны, ими движет голод. Цель их поведения – найти пищу.
- Социальный бихевиоризм предлагает в изучении реагирования человека на ту или иную ситуацию принимать в учет его социальный опыт.
Зарождение бихевиоризма произошло в 19 веке. Первоначальные методологические основы этого подхода нельзя брать для работы в неизменном виде. Однако сегодня достижения этой психологической школы находят применение в психоанализе, политологии и менеджменте.
Бихевиоризм в менеджменте
Теория социального научения
В теории социального научения Альберт Бандура (1977) соглашается с бихевиористическими теориями условных рефлексов и оперантного обусловливания. К данным теориям он добавляет две важные идеи:
- Между стимулом и реакцией есть другие связующие процессы.
- Поведение человека формируется посредством наблюдения за окружающими его людьми и на основе их опыта.
Имитационное научение
Дети наблюдают за поведением окружающих их людей и копируют это поведение. Это наглядно показано в эксперименте с куклой Бобо (Bandura, 1961).
Индивиды, за которыми наблюдают, называются «модели». В обществе дети окружены большим количеством влиятельных моделей: родители и родственники, воспитатели и учителя, друзья и даже герои мультфильмов. Данные модели предоставляют собой образцы поведения, которые наблюдает и имитирует ребенок, например, образцы мужского и женского, просоциального или асоциального поведения.
Дети обращают внимание на некоторых из этих людей или персонажей и кодируют их поведение. Позже они могут сымитировать (т.е. скопировать) поведение, которое они ранее наблюдали. Они могут копировать поведение вне зависимости от приемлемости для того или иного пола, однако существуют доказательства тому, что ребенок скорее воспроизведёт поведение, которое считается адекватным для его пола.
Во-первых, дети более склонны обращать внимание и имитировать тех, кого они считают похожим на себя. Логично, что ребенок с большей долей вероятности будет имитировать поведение людей одного с ним пола.
Во-вторых, окружающие ребенка люди отреагируют на поведение, которое ребенок имитирует, или положительным подкреплением или наказанием. Если ребенок имитирует поведение одного из родителей и получает положительное подкрепление, скорее всего, он продолжит вести себя подобным образом. Если родитель видит, как маленькая девочка успокаивает своего плюшевого мишку, и говорит ей, что она очень добрая и хорошая, вероятнее всего, она повторит это поведение. Ее поведение было подкреплено, а значит, усилено.
Подкрепление может быть внешним или внутренним, позитивным или негативным. Если ребенок хочет получить одобрение родителей или сверстников, такое подкрепление является внешним. Желание почувствовать радость в связи с одобрением является внутренним подкреплением. Он будет вести себя таким образом, при помощи которого он получит одобрение, потому что любой ребенок желает одобрения.
Позитивное (или негативное) подкрепление не будет иметь большого влияния, если внешнее подкрепление не соответствует потребностям человека. Важным фактором как положительного, так и отрицательного подкрепления является то, что оно обычно ведет к изменению поведения.
В третьих, ребенок, как правило, учитывает, что происходит с другими людьми, при принятии решения, копировать их поведение или нет. Ребенок учится, наблюдая за последствиями поведения других людей. Например, если младшая сестра видит, что старшую хвалят за то или иное поведение, скорее всего, она повторит это поведение. Данное явление получило название викарного (замещающего) подкрепления.
Это относится к приверженности определенной модели поведения, обладающей качествами, которые расцениваются как желаемые и ведущие к похвале. У каждого ребенка найдется несколько ролевых моделей, с которыми он себя идентифицирует. Это может быть человек из его непосредственного окружения, например, родитель или старший сиблинг, а также вымышленный персонаж, герой фильма и т.д. Мотивация идентифицировать себя с определенной моделью заключается в желании обладать присущими им качествами.
Таким образом, ребенок идентифицирует себя с другим человеком (моделью) и перенимает наблюдаемое поведение, ценности и убеждения этого человека.
Термин «Идентификация», использованный в теории социального научения имеет схожие черты с термином Фрейда «Эдипов комплекс». Они оба предполагают интернализацию посредством перенимания поведения другого человека. Тем не менее, термин «Эдипов комплекс» предполагает, что ребенок может идентифицировать себя только с родителем одного с ним пола, в то время как теория социального научения допускает идентификацию с любым человеком или персонажем.
Идентификация отличается от имитации тем, что она предполагает перенимание нескольких образцов поведения, в то время как имитация обычно подразумевает один образец поведения.
Связующие процессы
Теорию социального научения (ТСН) часто называют мостиком между традиционной теорией обучения (бихевиоризмом) и когнитивным подходом. Это связано с тем, что ТСН фокусируется на том, как ментальные (когнитивные) факторы задействованы в обучении.
В отличие от Скиннера, Бандура (1977) придерживается мнения, что человек является информационным процессором, который обдумывает взаимосвязь между собственным поведением и его последствиями. Обучение посредством наблюдения было бы невозможно, если бы оно не включало в себя действие когнитивных процессов. Данные ментальные факторы являются связующим звеном в процессе обучения, определяющими приобретение новой реакции.
Таким образом, ребенок не автоматически наблюдает поведение модели и имитирует его. До непосредственной имитации происходит мыслительная деятельность, и данное обдумывание называется связующим процессом. Оно происходит между наблюдением поведения (стимулом) и решением имитировать или не имитировать его (реакцией).
Бандура выделяет четыре связующих процесса:
- Внимание: То, насколько мы замечаем поведение. Поведение, которое ребенку захочется воспроизвести, должно привлекать его внимание. Мы ежедневно наблюдаем множество различных моделей поведения и многие из них не удостаиваются пристального внимания. Таким образом, внимание играет ключевую роль в том, будет ли перениматься та или иная модель поведения.
- Сохранение: Это то, насколько хорошо поведение запоминается. Человек может наблюдать то или иное поведение, но не запоминать его, что очевидно затрудняет имитацию. Получается, что для имитации важно, чтобы поведение было запечатлено в памяти для дальнейшего воспроизведения. Данный процесс значим, так как социальное обучение не происходит немедленно. Даже если поведение воспроизводится вскоре после наблюдения, это подразумевает задействование памяти.
- Воспроизведение: Способность воспроизводить поведение, продемонстрированную моделью. Мы ежедневно видим большое количество образцов поведения, которым хотели бы последовать, однако это не всегда возможно. Мы ограничены своими физическими способностями и по этой причине, даже желая воспроизвести то или иное поведение, можем быть неспособны сделать это.
- Мотивация: Желание воспроизвести поведение. Подкрепление или наказание, следующее за поступком, анализируются наблюдающим. Если он считает, что выгоды перевешивают затраты, тогда, скорее всего, он воспроизведет это поведение. Если викарное подкрепление поведения не станет достаточно важным для наблюдателя, он не станет его имитировать.
Критическая оценка
Модель социального научения принимает во внимание когнитивные процессы и учитывает ту роль, которую они играют в конечной реакции, то есть в выборе имитировать поведение или нет. Данная теория предлагает более глубокое объяснение тому, как человек обучается, используя связующие когнитивные процессы.
Тем не менее, хотя оно может объяснить проявление поведения, оно не учитывает мысли и чувства человека, задействованные при этом. За поведением скрывается большое количество когнитивного контроля. Например, не все люди, которые в детстве подвергались плохому обращению и жестокости, станут перенимать данное поведение.
По этой причине Бандура улучшил свою теорию и переименовал ее в «Социально-когнитивную теорию» в 1986 году. Данная теория представляет собой лучшее объяснению тому, как человек учится на социальном опыте.
Некоторые критики теории социального научения ссылаются на то, что она в основном опирается на окружение человека. Неверно было бы объяснять поведение человека в терминах исключительно природы или воспитания. Попытки подобных объяснений ведут к недооценке сложности человеческого поведения. Скорее всего, оно представляет собой взаимосвязь между природой (биологией) и воспитанием (окружением).
Открытие зеркальных нейронов представляет собой биологическое подтверждение теории социального научения. Хотя исследование зеркальных нейронов пока еще в зачаточном состоянии, обнаружение их у приматов может представлять собой нейрологическую базу для имитации. Данные нейроны активируются не только, когда обезьяна сама делает что-либо, но и когда наблюдает за действием своих сородичей.
Подготовлено по материалам: Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Prentice-Hall, Inc.
Bandura, A. (1977). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Bandura, A. Ross, D., & Ross, S. A. (1961). Transmission of aggression through the imitation of aggressive models. Journal of Abnormal and Social Psychology, 63, 575-582
Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: Бандура, теория социального обучения, бихевиоризм, семья, дети, родители
Источник фото: sayidy.net
314000cookie-checkТеория социального наученияno
Доступно для скачивания:
- Теория социального обучения