Эрих Фромм: биография, семья, основные идеи и книги философа


Биография

Эрих Фромм – американский психоаналитик с немецкими корнями, разработавший концепцию гуманистического психоанализа. Яркий представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.


Портреты Эриха Фромма

Многие книги теоретика психологии личности, написанные живым языком, стали бестселлерами: «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Иметь или быть», «Искусство любить».

Главной темой творчества Эриха Фромма, почти всю жизнь посвятившего изучению подсознания, стали противоречия человеческого существования в мире.

Гуманистическое кредо

В дополнении к своей книге «Душа человека: ее способность к добру и злу» Фромм написал часть своего знаменитого гуманистического кредо. По его мнению, человек, выбирающий прогресс, может найти новое единство благодаря развитию всех своих человеческих сил, которое осуществляется в трех направлениях. Они могут быть представлены отдельно или вместе как любовь к жизни, человечеству и природе, а также независимость и свобода.

Детство и юность

Будущий психоаналитик родился во Франкфурте-на-Майне в 1900 году. Эрих единственный ребенок в семье иудеев-ортодоксов. Нафтали Фромм, глава семьи, владел винной лавкой. Мама Эриха, Роза Краузе, дочь эмигрантов из Познани (тогда Пруссии). В семье поддерживались религиозные традиции, и родители мечтали увидеть сына раввином или, на худой конец, музыкантом.

Эрих учился в школе, где преподавались основы иудаизма и общеобразовательные предметы. В 1918 году Фромм окончил школу и стал студентом Гейдельбергского университета. В вузе Эрих выбрал приоритетными предметами философию, социологию и психологию.


Эрих Фромм в молодости и зрелости

В 1922-м Эрих Фромм защитил докторскую диссертацию, выбрав темой иудейский закон и социологию еврейской диаспоры. Его научным руководителем стал Альфред Вебер – младший брат знаменитого на весь мир историка и экономиста Макса Вебера.

Фромм продолжил образование в Берлине, в институте психоаналитики, знаменитом своими учениками и преподавателями Шандором Радо, Максом Эйтингоном, Вильгельмом Райхом.

В Берлине Эрих Фромм познакомился с будущей возлюбленной Карен Хорни, психоаналитиком, выпускницей института и ключевой фигурой неофрейдизма. Влиятельная Хорни помогла Фромму закрепиться на должности профессора психологии в Чикаго.

Жизнь в Америке

После переезда в Мехико в 1950 году Фромм стал профессором Национальной академии Мексики и создал психоаналитический сектор медицинской школы. Он преподавал там до выхода на пенсию в 1965 году. Фромм также являлся профессором психологии в Мичиганском государственном университете с 1957 по 1961 год и внештатным преподавателем психологии в аспирантуре искусств и наук в Нью-Йоркском университете.

Фромм снова меняет свои предпочтения. Являясь сильным противником войны во Вьетнаме, он поддерживает пацифистские движения в США.

В 1965 г. он завершил свою преподавательскую карьеру, но в течение еще нескольких лет читал лекции в разных университетах, институтах и других учреждениях.

Философия

В середине 1920-х Эрих Фромм стал психоаналитиком и открыл частную практику, которую не прекращал 35 лет. Общение с пациентами дало богатый материал для анализа биологических и социальных факторов формирования психики человека.


Психоаналитик Эрих Фромм

Во Франкфурте, работая в Институте социальных исследований с 1929 по 1932 годы, Фромм осмысливал и классифицировал свои наблюдения. В эти годы он написал и издал первые труды о методах и задачах психологии.

В 1933-м, когда к власти пришел Адольф Гитлер, ученый перебрался в Швейцарию, а через год в Америку. В Нью-Йорке Фромма взяли в Колумбийский университет, доверив преподавать психологию и социологию. В начале 1940-х немецкий ученый стоял у истоков формирования Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946-м стал основателем Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.


Эрих Фромм за работой

В 1950 году психоаналитик перебрался в столицу Мексики и 15 лет работал преподавателем в крупнейшем в Северной и Южной Америке Национальном автономном университете. Эрих Фромм исследовал социальные проекты разных эпох и опубликовал труд «Здоровое общество», в котором раскритиковал капиталистическую систему.

В 1960 ученый стал членом американской Социалистической партии и даже написал программные основы, которые партийцы после долгих споров отвергли. Эрих Фромм читал студентам лекции, сочинял научные труды и участвовал в митингах. Именитого психоаналитика и социолога приглашали в университеты Нью-Йорка и Мичигана.

Труды Фромма пользовались огромной популярностью. Бестселлером стала книга «Бегство от свободы», изданная в начале 1940-х. Ученый исследовал изменения в психике и поведении человека в условиях западной культуры, рассматривал, как его стремление к индивидуальности приводит к одиночеству. Особое внимание в своем труде Фромм уделил периоду Реформации и учениям богословов Жана Кальвина и Мартина Лютера.

В 1947 году ученый написал продолжение популярного исследования о бегстве от свободы, назвав его «Человек для самого себя», в котором развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей и культуры. Эрих Фромм увидел причину неврозов в моральном поражении человека в борьбе за свободу, а задачей психоанализа назвал раскрытие индивидуумом правды о себе.


Жан Кальвин и Мартин Лютер

В середине 1950-х основоположник гуманистического психоанализа опубликовал книгу «Здоровое общество», в которой поднял тему о взаимоотношениях общества и человека. В этом труде Эрих Фромм попытался «помирить» противоположные теории Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Первый считал, что человек по природе антисоциален, второй – что индивидуум есть «общественное животное». Книга стала бестселлером, который разобрали на цитаты. Одна из них:

«В XIX в. проблема состояла в том, что Бог мертв; в XX – что мертв человек».

Исследуя человеческую психологию и поведение в разных слоях обществ и стран, психоаналитик пришел к выводу, что меньше всего самоубийств совершается в самых бедных странах. А кино, радио, телевидение, массовые мероприятия Фромм назвал «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на 4 недели отобрать у людей западной цивилизации эти «блага», то у многих тысяч диагностируют невроз.


Книги Эриха Фромма

В середине 1960-х Фромм подарил поклонникам новый труд, названный «Душа человека». В книге немецкий психолог сосредоточился на сущности зла. В определенном смысле эта работа стала продолжением другой, названной «Искусство любить». Рассуждая о природе зла, Эрих Фромм сделал вывод, что насилие – продукт стремления властвовать, и не столько опасны садисты и изверги, сколько обыкновенные люди, сосредоточившие в руках власть.

В 1970-х Эрих Фромм, продолжая анализировать острейшие проблемы эпохи, издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», в котором развил тему природы саморазрушения человека.

Ссылки на Талмуд

Свои основные идеи Фромм часто иллюстрировал примерами из Талмуда, но его интерпретация далека от традиционной. Он использовал историю Адама и Евы как аллегорическое объяснение биологической эволюции человека и экзистенциального страха, утверждая, что, когда Адам и Ева ели от «древа познания», они осознали, что отделены от природы, все еще оставаясь ее частью. Добавив марксистский подход к этой истории, он интерпретировал непослушание Адама и Евы как оправданное восстание против авторитарного Бога. Удел человека, по словам Фромма, не может зависеть от какого-либо участия Всемогущего или любого другого сверхъестественного источника, но только своими собственными усилиями он может взять на себя ответственность за свою жизнь. В другом примере он упоминает историю Ионы, который не пожелал спасти жителей Ниневии от последствий их греха, как доказательство веры в то, что в большинстве человеческих отношений отсутствует забота и ответственность.

Личная жизнь

Любовь к старшим по возрасту женщинам Эрих Фромм объяснил недостатком материнского тепла в детстве. Первой супругой 26-летнего ученого стала старшая на 10 лет коллега Фрида Райхманн, у которой молодой ученый проходил лекционный курс психоанализа.


Фрида Райхманн, первая жена Эриха Фромма

С Фридой Фромм прожил лишь 4 года, но женщина оказала влияние на профессиональное становление мужа. После расставания они остались друзьями, а официально развелись в 1940-м, когда Эрих встретил Карен Хорни.


Карен Хорни, гражданская жена Эриха Фромма

Известная феминистка и психоаналитик Хорни часто вступала в романтические отношения с коллегами, неизменно разочаровываясь в избранниках. Иногда у Карен было несколько любовников одновременно, каждый из них дополнял недостающие качества остальных.

Карен и Эрих познакомились в Берлине. Роман разгорелся в Америке, куда они иммигрировали. Хорни обучала Фромма технике психоанализа, он ее – азам социологии. Роман не увенчался браком, но ученые дополнили знания друг друга и повлияли на дальнейший профессиональный рост.


Хенни Гурланд, вторая жена Эриха Фромма

Второй раз официально Фромм женился в 40 лет. Его женой стала на 10 лет старшая Хенни Гурланд, фотограф и журналистка. У Хенни имелось тяжелое заболевание спины. Чтобы облегчить страдания супруги, Фромм по совету медиков переехал в Мехико. Смерть любимой в 1952 году потрясла ученого. Живя с Гурланд, немецкий психоаналитик увлекся мистикой и дзен-буддизмом.

Справиться с депрессией Эрих смог, встретив Аннис Фримен. Она стала единственной женщиной Фромма, которая была моложе его.

Вместе супруги прожили 27 лет, до самой смерти ученого. Американка Аннис вдохновила мужа на написание научного бестселлера «Искусство любить».

Концепция любви

Фромм отделял свою концепцию любви от популярных понятий до такой степени, что его ссылка на нее стала практически парадоксальной. Он считал любовь скорее межличностной, креативной способностью, а не эмоциями, и он отличал этот творческий потенциал от того, что считал различными формами нарциссических неврозов и садомазохистских тенденций, которые обычно приводятся как доказательства «истинной любви». Действительно, Фромм рассматривает опыт «влюбленности» в качестве доказательства неспособности постичь истинную природу любви, которая, как он считал, всегда имеет элементы заботы, ответственности, уважения и знания. Он также утверждал, что мало кто в современном обществе уважает автономию других людей, а тем более объективно знает их реальные потребности и нужды.

Смерть

Под занавес 1960-х у Эриха Фромма диагностировали первый инфаркт. В середине 1970-х ученый перебрался в швейцарскую коммуну Муральто, где закончил работу над книгой «Иметь и быть». В 1977 и 1978 годах у Фромма случились второй и третий инфаркты.


Эрих Фромм в последние годы

Сердце знаменитого психоаналитика остановилось в 1980 году. До 80-летия Эрих Фромм не дожил 5 дней.

Участие в политике

Биография Эриха Фромма отмечена его периодическим активным участием в политике США. Он вступил в Социалистическую партию США в середине 1950-х годов и делал все возможное, чтобы помочь ей представлять точку зрения, отличную от преобладающего в то время «маккартизма», которая лучше всего была выражена в его статье 1961 года «Может ли человек преобадать? Исследование фактов и вымысла во внешней политике». Однако Фромм, являясь соучредителем SANE, своим наибольшим политическим интересом видел международное движение за мир, борьбу против гонки ядерных вооружений и участия США во Вьетнамской войне. После того как кандидатура Юджина МакКарти не получила поддержки Демократической партии при выдвижении претендентов на пост президента США на выборах 1968 года, Фромм покинул американскую политическую сцену, хотя в 1974 г. для слушаний, проводимых Комитетом Сената США по международным отношениям, написал статью под названием «Замечания о политике разрядки».

Библиография

  • 1922 – «Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства»
  • 1941 – «Бегство от свободы»
  • 1947 – «Человек для самого себя»
  • 1949 – «Мужчина и женщина»
  • 1950 – «Психоанализ и религия»
  • 1951 – «Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов»
  • 1955 – «Здоровое общество»
  • 1956 – «Искусство любить»
  • 1962 – «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом»
  • 1968 – «Природа человека»
  • 1970 – «Кризис психоанализа»
  • 1973 – «Анатомия человеческой деструктивности»
  • 1976 – «Иметь или быть»
  • 1979 – «Величие и ограниченность теории Фрейда»
  • 1981 – «О неповиновении и другие эссе»

Наследие

В области психоанализа Фромм заметного следа не оставил. Его желание обосновать теорию Фрейда эмпирическими данными и методами лучше удалось другим психоаналитикам, таким как Эрик Эриксон и Анна Фрейд. Фромм иногда упоминается как основатель неофрейдизма, но он оказал небольшое влияние на последователей этого течения. Его идеи в психотерапии имели успех в области гуманистических подходов, но он критиковал Карла Роджерса и других до такой степени, что изолировал себя от них. Теории Фромма обычно не обсуждаются в учебниках по психологии личности.

Его влияние на гуманистическую психологию было значительным. Его работы вдохновляли многих социальных аналитиков. Примером может служить работа Кристофера Лэша «Культура нарциссизма», которая продолжает усилия по психоанализу культуры и общества в неофрейдистских и марксистских традициях.

Его социально-политическое влияние завершилось вместе с его участием в американской политике 1960-х и начале 1970-х годов.

Тем не менее книги Эриха Фромма постоянно заново открываются учеными, на которых они оказывают индивидуальное влияние. В 1985 году 15 из них учредили Международное общество его имени. Количество его членов превысило 650 человек. Общество занимается поощрением научных работ и исследований, базирующихся на работах Эриха Фромма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]