Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители


Бихевиористская школа

В середине $XX$ века активно развивались такие науки, как социология и социальная психология. Практические методы и инструментарий этих научных направлений стали использоваться в менеджменте.
Определение 1

Бихевиоризм – наука о поведении человека.

Применение бихевиоризма в менеджменте получило название школы поведенческих наук, которая стала очередным эволюционным этапом школы человеческих отношений. Идеи этой школы базировались на применении психологических и социологических инструментов в организационных процессах с целью повышения их эффективности.

Базовая концепция бихевиоризма заключается в утверждении, что сотрудника необходимо развивать. Эффективность и результативность сотрудников зависит от их поведенческих характеристик, психоэмоционального состояния, а также от коммуникаций внутри организации и сложной системы групповых внутриорганизационных взаимоотношений.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Идеи бихевиоризма проникли во все сферы управления и дали начало таким управленческим концепциям, как теории мотивации, теории лидерства, организационные структуры компании, теории власти и коммуникации и т.п.

Пример 1

Ключевыми представителями школы поведенческих наук считаются:

  • К. Арджирис,
  • Р. Лайкерт,
  • Д. Мак-Грегор,
  • Ф. Герцберг.

В основу всех концепций школы поведенческих наук легли две основные теории, разработанные в начале 19050-х годов американским специалистом в области социальной психологии Дугласом Мак-Грегором, — теория X и теория Y. Мак-Грегор считал, что управление должно базироваться на какой-либо из этих теорий. При этом теория Х соответствует взглядам классических школ управления, а теория Y является более прогрессивной, отражающей современные научные течения в менеджменте.

Бихевиористское направление менеджмента непосредственно примыкает к школе человеческих отношений. Представители поведенческого направления управленческой мысли предлагают такой подход к управлению, при котором каждый работник может быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Основные отличия бихевиористской школы от школы человеческих отношений:

1. Изучение сложного и разнообразного комплекса потребностей человека как социоиндивида, а не только упрощенных психофизиологических потребностей.

2. Рассмотрение преимущественно не методов налаживания межличностных отношений сотрудников и отношений «начальник – работник», а отношения рабочих к работе самой по себе, которое расценивалось как главный фактор поддержки мотивации.

3. Индивидуализация анализа, стремление оказать работнику помощь в осознании его собственных возможностей.

4. Разработка алгоритма повышения эффективности труда преимущественно отдельного работника.

5. Формирование научной основы управления, использование научных методов и исследований для изучения поведения людей и применение концепций поведенческих, социологических наук к управлению организациями.

Как и все предшествующие теории, теории представителей бихевиористской школы не лишены недостатков и дискуссионных моментов. Критики поведенческой школы указывают на такие моменты, как:

• невозможность успешного описания разнообразных потребностей разных людей;

• переоценка заинтересованности работников производственной группы в независимости, предпочтения неформальных отношений и ориентации на высокоэффективный труд;

• ориентация на субъективизм, не позволившая справиться с реальным многообразием ситуаций;

• несостоятельность рекомендаций в ситуациях, отличных от тех, которые исследовали приверженцы бихевиористского подхода.

Тем не менее теории представителей бихевиористской школы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. В конце ХХ в. произошел значительный рост числа бихевиористских концепций, что во многом определяется усилением конкуренции в глобальном масштабе.

В целом сторонники гуманистического направления управленческой науки основное внимание уделяли анализу поведения людей в процессе труда, изучению особенностей их взаимоотношений на рабочих местах и групповых процессов. Современный этап развития гуманистического менеджмента характеризуется большим вниманием к вопросам развития, эффективного использования человеческих ресурсов на основе изучения потребностей и мотивов поведения индивидов, направленного на решение задач инновационного развития экономики.

_________________________________________________________________________________________________________________

Выходные данные учебного пособия:

История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.

Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»

Сущность теории Х

Большинство сотрудников всячески избегают труда вследствие врожденной неприязни к нему. Они не амбициозны, не хотят принимать на себя ответственность за выполнение работы и предпочитают, чтобы ими управляли. Для таких сотрудников высшей ценностью является безопасность – именно она мотивирует их работать, чтобы сохранить свое стабильное рабочее место.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители 420 ₽ Реферат Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители 280 ₽ Контрольная работа Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В соответствии с теорией Х менеджмент должен быть жестким, чтобы обеспечивать контроль за выполнением работы. Основной целью менеджмента является принуждение к труду. В рамках такой организации работы менеджмент должен угрожать сотрудникам различными санкциями для обеспечения достойного качества их работы, необходимого для достижения организационных целей. Менеджеры, действующие в соответствии с положениями теории Х, называются автократичными руководителями.

Теория Y

Каждому человеку свойственна естественная предрасположенность к физическому или умственному труду. Сотрудники могут быть самостоятельно мотивированы к работе, и им не требуется надзор за её выполнением. Среднестатистическому сотруднику при такой теории в порядке вещей брать на себя ответственность и стремиться к выполнению поставленных задач на высочайшем уровне. Такому сотруднику свойственна креативность и изобретательность, он самостоятельно стремится повысить свой уровень квалификации, постоянно нацелен на дальнейшее развитие и прием дополнительных обязательств на себя.

Согласно данной теории менеджмент должен быть сконцентрирован на обеспечении той корпоративной культуры, которая предоставляет сотрудникам возможность реализоваться.

Ключевая задача менеджмента — это обеспечение дружелюбной и открытой атмосферы внутри компании, которая будет привлекать сотрудников организационными проблемами. Задачи должны быть поставлены таким образом, чтобы сотрудникам было интересно их решать. Менеджеров, которые действуют согласно положениям Y-теории, именуют демократичными руководителями.

Джон Уотсон и его работа

Первым ученым, открыто назвавшим себя бихевиористом, был Джон Уотсон, который в 1913 году опубликовал своеобразный манифест под названием «Психология, как ее видит бихевиорист».

Само название работы говорит о том, что Уотсон ни в коем случае не собирался создавать новую науку, а просто считал, что психология отныне должна заниматься изучением поведения.

Возможно, это было ошибкой, поскольку большинство психологов того времени придерживались мнения, что они должны изучать психические процессы в мире сознания. По этой причине, конечно, они не были готовы согласиться с Ватсоном.

Ученые, проложившие путь бихевиоризму, потратили много времени на поиски интроспективной методологии в изучении психической жизни, что отодвинуло на второй план центральность их главного объекта исследования.

Сам Уотсон сделал несколько важных наблюдений об инстинктивном поведении. Фактически, он был одним из первых современных этологов. Однако изучение способности организма к обучению настолько впечатлило его, что он несколько преувеличил способность новорожденных к обучению.

Позже он сам признал, что это было преувеличением, но с тех пор на этот факт ссылаются снова и снова, чтобы показать якобы предвзятость Уотсона. Новая форма науки, которую он разработал, была в некотором смысле преждевременной, поскольку у него было мало научно достоверных фактов из области поведения, особенно человеческого поведения.

Для любой новой формы науки всегда существует проблема слишком малого количества доказательств. Для научной и амбициозной программы Уотсона, которая касалась такой широкой области, как человеческое поведение, этот факт был очень существенным недостатком. Ему требовалось больше фактического материала, чем он мог найти. Поэтому неудивительно, что многое из того, что он говорил и писал, кажется наивным или чрезмерно упрощенным.

Научный материал бихевиоризма, доступный Уотсону, касался условных и безусловных рефлексов. Бихевиоризм предложил в качестве единицы анализа поведения и движения схему «стимул-реакция», в которой психологический феномен — мотивация в виде «стимула» — вводится в «двигательные действия». Основатели бихевиоризма, Дж. Б. Уотсон и Е. Торндайк, вводит новые понятия: «стимул-реакция», «проблемный ящик», «проблемная ситуация», ((кривая обучения», «закон практики», «закон готовности», «закон ассоциативного сдвига и эффекта (подкрепления)». Эти концепции были в равной степени применены Э. Торндайком к анализу движений, как у животных, так и у людей. Он рассматривал моторное обучение как процесс формирования движений методом проб и ошибок. Движение описывается как двигательный акт, исполнительная реакция.

Эта идея также преобладала в работах русского физиолога И.П. Павлова, опубликованных примерно в то же время. Даже психология «стимула и реакции», которая развивалась в течение следующих 3-4 десятилетий, не изменила эту точку зрения.

Из всех полученных им результатов наибольшее значение он придавал тем, которые легче всего повторить на опыте. Они были в основном основаны на наблюдениях за животными: Павловские собаки и белые крысы зоопсихологов. В сочетании с этими выводами была разработана научная программа по изучению способов контроля поведения. Необходимо было провести эксперименты, направленные на выявление закономерностей, формирующих взаимосвязь «стимул-реакция». Эта модель была распространена как на животных, так и на людей. Поскольку законы обучения — формирования реакции на конкретные стимулы — были провозглашены универсальными, данные, полученные в ходе экспериментов на животных, были распространены и на поведение человека.

Бихевиористы считали, что любую деятельность можно объяснить с помощью этой схемы, а все концепции, касающиеся сознания и других проявлений «психического элемента», не поддающихся непосредственному наблюдению, должны быть изгнаны из сфер научной психологии. «Сознание» субъектом своих ощущений и впечатлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователей. Напротив, объективные внешние проявления тех же ощущений и впечатлений — например, в виде изменения размера зрачка, частоты пульса и т.д. — позволяют нам количественно оценить это поведение и «измерить» чувства.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм это (от англ. behavior – поведение) – одно из крупных направлений психологии XX в. исследующее человеческую психику через поведенческие паттерны, сознание при этом отрицается. Предпосылками появления бихевиоризма явилась философские концепции Джона Локка, что рожденный человек – это «чистая доска», и механистический материализм Томаса Гоббса, отрицающего человека как мыслящую субстанцию. Вся психическая деятельность человека в бихевиоризме сводится первоначально к формуле: S→R, затем добавляется промежуточный параметр: S→P→R.

Основатель бихевиоризма

Основоположник бихевиоризма – Джон Уотсон предложил вывести процессы, происходящие в человеческой психике на осязаемый, измеряемый с помощью приборов и тестов уровень, так родилась знаменитая формула: поведение — это S→R (стимул→реакция). Опираясь на опыт И. Павлова и М. Сеченова, при должном подходе к исследованиям Уотсон прогнозировал, что можно будет полностью предсказывать и прогнозировать поведение и закреплять у людей новые привычки.

Другие последователи и представители бихевиоризма в психологии:

  1. Э. Толмен – выделил 3 детерминанты поведения (независимые переменные стимулы, способности организма, вмешивающиеся внутренние переменные намерения).
  2. К. Халл – стимулом и реакцией ввел промежуточное звено организм (внутренние невидимые процессы);
  3. Б. Скиннер – выделяет особый вид поведения – оперантное, формула приобретает вид S→P→R, где Р – это подкрепление, приводящее к полезному, закрепляющемуся в поведении результату.

Основные положения бихевиоризма

За несколько десятилетий исследования поведения животных и человека, итогом явились несколько бихевиористических положений. Бихевиоризм – основные идеи:

  • поведение – отражение психических процессов вовне;
  • главная цель поведения – адаптация к внешним условиям;
  • поведение – реально измеримая субстанция, которую можно измерить, верифицировать;
  • поощрение и наказание обуславливают поведение;
  • поведение – объективно и наблюдаемо, в то время как сознание и воля – нет;
  • личность – набор поведенческих стимул→реакций;
  • реакция индивида зависит от прошлого опыта;
  • поведение детерминировано внешней средой.

Плюсы и минусы бихевиоризма

Любое учение или система, какими бы стройными они не казались имеют свои ограничения в применении, и со временем стали видны все достоинства и недостатки бихевиоризма, где уместным будет применение методик этого направления, а где лучше применить более современные методы. В любом случае, практикующим специалистам не стоит отказываться от этого замечательного инструмента в своей практике и использовать методы бихевиоризма там, где это может дать наилучший эффект. Плюсы бихевиоризма:

  • все что можно узнать, изучить и применить в поведении – бихевиоризм полно и наглядно продемонстрировал;
  • направление в сочетании с научным теоретическим подходом, подкрепленное огромным практическим опытом позволило расширить психологию, как науку;
  • бихевиоризм установил закономерности формирования поведенческих навыков.

Минусы:

  • игнорирование участия сознания человека, все поведенческие навыки, сводится к механистичности реакций;
  • мотивация, воля, формирование психического образа действия, и саморефлексия также не учитываются бихевиористами;
  • человек в условиях эксперимента рассматривается как животное, с набором инстинктов для выживания;
  • бихевиоризм не дает объяснений тяги человека к новым изобретениям и творчеству.

Стимул, ответ и их классификация

С психологической точки зрения, искусство обучения можно определить как искусство создания и задержки стимулов (в российской психологической литературе это понятие обычно обозначается эквивалентным термином «стимул») с целью вызвать или предотвратить ту или иную реакцию. В данном определении слово «стимул» используется в широком смысле и означает любое явление, оказывающее воздействие на человека — обращенное к нему слово, взгляд, прочитанное предложение, воздух, которым он дышит, и т.д.

Термин «реакция» используется в смысле новой мысли, чувства, интереса, физического действия или какого-либо другого психического или физического состояния, вызванного этим стимулом. Рассмотрим это на примере образования: задача учителя — вызвать и предотвратить желательные и нежелательные изменения в человеческой природе, вызывая или предотвращая известные реакции. Средства, доступные учителю, — это стимулы, которые могут повлиять на ученика: слова, жесты и внешний вид учителя; состояние и обстановка в классе; учебники, которыми пользуется ученик; предметы, которые видит ученик; и целый ряд вещей и событий, на которые влияет учитель. Реакции со стороны ученика — это разнообразные мысли, чувства и физические движения, которые возникают во всевозможных комбинациях.

Стимулы, предоставляемые учителем для получения и направления ответов учащихся, можно классифицировать следующим образом:

  • Стимулы, находящиеся под его непосредственным контролем: движения учителя (знания, любовь и такт учителя, конечно, имеют огромное значение в обучении, но их реальный эффект зависит от того, как они выражаются в тех или иных словах, жестах и действиях) — речь, жесты, мимика и т.д.
  • Стимулы при косвенном контроле:

Физические условия в школе: воздух, свет, тепло и т.д..

Оборудование школы: книги, инструменты, пособия. Социальная среда школы: действия (включая слова) учеников и дух, который ими руководит. Общественная среда: действия родителей, законы, библиотеки и т.д.

Реакции можно классифицировать следующим образом:

  • Физиологические реакции, такие как более глубокое дыхание, более глубокий сон, повышенная подвижность и т.д.
  • Психические реакции (термин «психические реакции» используется здесь в широком смысле и включает восприятие объектов, понимание контекста, атрибуцию умозаключений, а также воспоминание фактов или ассоциацию идей), такие как установление связей между знакомым стимулом и соответствующим представлением; выделение одного элемента из сложного явления; или создание нескольких идей.
  • реакции настроения, такие как отношение внимания, интереса, предпочтения и убеждения к известным общим состояниям всего организма.
  • Реакции эмоциональные, как связь симпатии, любви, ненависти с известными состояниями.
  • Реакция на действия или поведение и навыки, которые связывают известное поведение или движения с известным психическим состоянием.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]