ДАОСИЗМ — что это (кратко). Основные принципы и идеи


Особенности учения Даосизма

Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао.

Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры
Даосизм

Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта.

Даосизм же рассматривает природу как начало бытия. Придерживаясь этой философии, человек должен подчиняться природным законам, забывая о собственном «я».

Вмешиваться в размеренное течение жизни не нужно, лучше подчиниться ему.

Краеугольное понятие Дао

Понятие Дао часто туманно и неопределимо даже для того, кто исповедует даосизм. Основные идеи кратко описываются такой формулой Лао Цзы: «Дао порождает одно, одно порождает два, два порождает три, а три порождает все десять тысяч вещей».

Основные идеи Даосизма

То есть Дао – начало начал, абсолютная общность, пребывающая в вечном движении, как вода, наполняющая всё в этом мире. Это путь, дорога, судьба, закон. Всё в человеке и во всем космосе – порождение Дао, не может быть вне его и без него.

Различают два Дао. Одно – Дао без имени – имеет визуальный образ дракона или змеи, пожирающих свой хвост. Этот символ, популярный во многих культурах, означает неостановимый и вечный круговорот, движение по спирали времени. Осознать его смысл и назначение человеку не дано. Его удел – Дао с именем – как крохотная чешуйка в шкуре дракона – суть его конечного существования на земле. И главное для каждой личности – слиться с Дао, стать частью вечного вселенского движения.

Основоположники религии

Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.

Основоположников всего три:

  • Хуан Ди или «Желтый император»;
  • Лао Цзы;
  • Чжуан Чжоу.

Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.

Но главным основоположником является мудрец Лао Цзы. Он первым объединил все составляющие в единое учение и написал книгу «Дао дэ Цзин». Этот трактат позже стал основой для развития философии.

Есть несколько теорий о происхождении Лао Цзы. Его матери одновременно коснулись лучи солнца и луны, тогда она и зачала будущего мудреца. По второму варианту женщина проглотила осколок горного хрусталя. А вынашивала она ребенка несколько десятилетий, поэтому он родился уже пожилым. Из-за этого ему и дали имя Лао Цзы — «Старый младенец».

Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.

Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

Религиозные обряды и божества

После канонизации Лао Цзы в основу даосской философии легла сложная иерархия добрых богов и злых демонов. Перечень основных богов, признанных разными школами даосизма, примерно совпадает. Главную роль в пантеоне занимают Три чистых божества, сменявшие друг друга и правившие миром несколько временных циклов. Следом за ними располагается Нефритовый император — властитель людских судеб. Почти равнозначна ему Владычица Запада. Она открывает врата жизни, выпуская души на землю и впуская их на Небо после смерти.

Основные идеи Даосизма

Нефритовому императору подчиняются Семь владык звезд Северного ковша и Шесть владык звезд Южного ковша. Далее, следуют стражи сторон света и хранители стихий. У них в подчинении тысячи божеств, в том числе и тех, кто присоединился к пантеону после земной жизни.

Религиозные обряды в доасизме носят условный характер. Они призваны объединить людей, выразить почтение божествам и получить их благословение. Самые популярные ритуалы проводятся накануне Нового года и после него. Подготовка к празднику начинается в январе. Люди делают генеральную уборку в своих домах, развешивают украшения красного цвета, дарят друг другу подарки и ходят в гости. Празднование Нового года длится несколько дней подряд. В это время устраиваются массовые народные гуляния. Главный герой праздника — китайский дракон, символ проявления Ян.

Этапы развития Даосизма

В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:

  • школа Небесных наставников;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.

Школа Небесных наставников, или «Пять ковшей риса», стала первой, где изучали основы даосизма. Ее основал патриарх и горный отшельник Чжан Даолин. Со временем она разделилась на южную и северную. Но потом заведение снова стало единым, его название поменялось на Чжэньи.

В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.

В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.

основные идеи даосизма
Основные идеи Даосизма

Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.

В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.

Учение прославилось на западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.

Внутренняя алхимия

От этого периода сохранилось большое количество трудов по внутренней алхимии. Однако традиция внутренней алхимии прослеживается с периода Хань и ранее (IV-III век до н.э.), о чем свидетельствуют тексты Маванду; внутренняя алхимия существовала параллельно с внешней алхимией; в ранний период внешняя алхимия была в центре внимания большей части сохранившейся литературы, но в конце эпохи Тан внешняя алхимия была почти полностью вытеснена внутренней алхимией, а древние трактаты по внешней алхимии были переосмыслены как трактаты по внутренней алхимии. Одним из основополагающих трактатов является труд второго века Вэй Бояна Цантунцзы.

Внутренняя алхимия основана на идее о том, что бессмертие достигается посредством определенных процессов в организме, чему способствуют специальные упражнения и медитации. Доктрина внутренней алхимии имеет следующие характеристики:

Теория внутренней алхимии основана на древних трудах внешней алхимии, но описанные там вещества (золото, серебро, киноварь, ртуть…), как и процессы плавления, являются лишь символами, относящимися к человеческому телу — внутренним органам, меридианам, жидкостям, сокам, секрециям, энергетическим потокам.

Процессы, происходящие внутри человека, связаны с естественными ритмами — сезонными изменениями в природе, циклом день-ночь, фазами Луны, ходом Юпитера. Понимание природных ритмов и явлений посвящено ицзину. Наблюдая за природой и следуя «Ицзин» и другим классическим книгам, можно правильно направлять внутренние процессы в организме.

Внутренние процессы регулируются с помощью дыхательных упражнений (цигун) и специальных медитаций. Здесь активно используются знания классической китайской медицины о каналах, внутренних органах и потоках энергии ци в организме.

Большое значение имеет психологическое состояние адепта — он должен находиться в гармонии с правильными внутренними процессами и не тратить энергию понапрасну.

Многочисленные процессы плавления длятся в течение многих месяцев.

Во время этих трансформаций созревает бессмертный эмбрион, который находится в гадюшнике (даньтянь) — брюшной полости на определенном расстоянии ниже пупка, который является .

Эмбрион питается и развивается в течение девяти месяцев (в некоторых рецептах указываются другие сроки), после чего покидает тело через макушку, причем новое тело уже обладает бессмертием.

Он смог таким образом родить Лао-цзы (буквально — старого ребенка), Мать Ли вынашивала его 81 год, и в комментариях говорится, что Мать Ли — не кто иной, как сам Лао-цзы.

В теле есть три даньтяня (буквально — оловянное поле, котел, треножник, где происходят энергетические процессы) — нижний (ся даньтянь, ниже пупка), где происходит работа с сущностью (цзин), средний (чжун даньтянь, в середине грудины), где происходит работа с энергией ци, верхний (шан даньтянь, в голове, чуть выше бровей), где происходит работа с умом (шэнь).

Зародыш должен созревать в нижнем даньтяне, при этом алхимические вещества, приготовленные отдельно в каждом из даньтяней, должны питать зародыш. Пупочное дыхание — дыхание животом, необходимо для созревания эмбриона. По мере роста плода адепт сам перемещается в плод и выходит через матку, «избавляясь от тела». Это заключительный акт полного обновления себя и создания бессмертного тела.

Золотой эликсир или золотая пилюля (буквально — золотая киноварь) — это сплав, необходимый для бессмертия, который плавится в нижнем Даньтяне и является либо зародышем, либо необходим для его взращивания.

Каждая из субстанций имеет множество символических названий — белый тигр, синий дракон, черный дракон, сладкая роса и т.д., причем символ также характеризует состояние субстанции. Вещества транспортируются через внутренние органы (или вырабатываются в них) и поступают в дань — тянь для переработки.

Формы проявления

Даосизм разделялся на несколько форм. Так происходило потому, что необходимо было удовлетворить вопросы и интересы разных слоев общества. Существует три формы проявления учения:

  • мистическая;
  • научная;
  • философско-этическая.

Основные понятия Даосизма
Основные понятия Даосизма

Бедные слои населения отправлялись к монахам, чтобы получить советы и предсказания. В этом заключалась мистическая сторона даосизма. Благодаря такому воздействию просвещенных простым крестьянам прививали моральные ценности и нормы поведения.

Монахи постоянно пытались найти секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников таоизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был утерян, хотя самому монаху долгое время поклонялись и считали, что он жил в горах отшельником.

В результате следующих поисков и занятий алхимией появилось много полезных для человека предметов — компас, порох, фарфор, стекло, стенобитные орудия. Первые теории о возникновении людей и других живых существ, неба и земли также появились благодаря постоянным размышлениям монахов.

На основе даосизма создавались этика и философия. Учение помогало самовыражаться образованным слоям населения. Но при этом соблюдалось всеобщее равенство на духовном уровне. С помощью философии даосизма можно было объяснить суть человеческого бытия и мировоззрения, цель жизни.

Главные постулаты

Вселенная в даосизме — это макрокосм, а человек является микрокосмом. Смерти монахи не боятся, так как она означает всего лишь соединение с дао. Учение не принимает личности, формы и цвета. Все мирские радости воспринимаются как пустота, а человек должен только наблюдать за происходящим, но не вмешиваться.

При этом просвщенные пытаются привить остальным умение различать зло и добро, с помощью медитации заглядывать в свой внутренний мир и добиться гармонии с окружающими. Постичь дао можно только в том случае, если соблюдать древнекитайские постулаты:

  • насыщение души;
  • питание тела;
  • у-вэй.

Основные формы Даосизма
Основные формы Даосизма

Питание души заключалось в том, чтобы поддерживать ее качества. Кормить своих демонов нельзя, так как это отдаляет человека от счастья. Монахи и все, кто изучает даосизм, должны питаться без издержек. Нужно соблюдать диеты и посты. А идеальный вариант, указанный в трактатах — насыщать организм только росой с растений и собственной семьей. Обязательно выполнение физических и дыхательных упражнений. Сексуальные отношения разрешены, но только с одним постоянным партнером.

У-вэй в даосизме — это недеяние, то есть невмешательство в переменчивость вселенной. Понятие состоит из двух иероглифов: У — небытие или отсутствие, Вэй — деяние, осуществление. Человек не должен делать что-то целенаправленно, так как взаимодействие с космологическими порталами может привести к плохим последствиям.

Познать дао непросто. Придется забыть об эгоизме, самодостоинстве и личности, соотнести себя с окружающим миром и стать его частью. Даже во время выполнения простых дел нужно останавливать мысленный поток.

Столпы и сокровища

Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:

  • философия;
  • обновление;
  • питание;
  • забытая еда;
  • лечение;
  • сексуальная мудрость;
  • совершенство;
  • успех.

Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.

Извлечение — это распределение энергии по всему телу с помощью акупунктуры и манипуляций с массажем. Секс в даосизме рассматривается только как метод укрепления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человек должен постоянно развиваться и искать новые здания. А успех означает постановку и достижение целей, выполнение планов.

Лао Цзы называл три сокровища даосизма:

  • ци;
  • цзянь;
  • шэнь.

Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.

Современный даосизм-Даосизм в настоящее время

Существуют различные виды даосизма. Даосизм основан на изучении и вере к древним писаниям, как Дао Те Цин. Большинство «даосы» в Китае, которые, вероятно, не называют себя даосами (Дао цащ ту, 道教徒) практики родной народной религии, которая варьируется от места к месту. Эта народная религия является более распространенной в стране среди крестьян. Это включает в себя поклонение предкам и хиромантия или Фэн-шуй (геомантия, 风水).

Многие современные китайцы практиковали тайцзи цигун, что является самым даосизмом. Это упражнение особенно популярно среди пожилых женщин. Их можно увидеть, практикующих в группах после восхода солнца в общественных местах по всему Китаю. Некоторые даосы верят в продлении жизни или достижении бессмертия через внутренние и внешние методы. Некоторые поклоняются родным или личным богам.

В даосских храмах, люди могут поклоняться даосским идолам, которые представляют историческую фигуру, бессмертного, или народных богов. И деистический тип даосизма является более распространенным среди китайцев в таких местах, как Гонконг или Тайвань, находящийся за пределами бывшего официально атеистического и материалистического материковогоКитая, и некоторые из храмов в Гонконге и на Тайване пользуются большой и хорошо организованнойпопулярностью.

Мужское и женское начала

Уже ставший национальным китайский знак Инь-Ян известен давно. Впервые его изобразили еще в 4 веке до нашей эры. Даосские монахи нарисовали круг, разделенный на две части. Одна характеризовала женское темное начало, а вторая — мужское светлое.

Считалось, что эти два понятия не могли существовать по отдельности. От них зависела судьба человека. Так и судьба человека не может быть исключительно светлой или темной. Женское начало характеризуется равновесием и спокойствием, а мужское — мощью и активностью. Это как две противоборствующие стихии. Но они не могут в природе существовать друг без друга, как и составляющие знака Инь-Ян.

Если в человеке одно из начал преобладает над другим, то его судьба может сложиться неправильно. Считается, что такие люди не смогут познать дао, поэтому им не стоит и начинать обучение.

Даосизм философиясы:Суть и идеи Даосизма

Мировоззрение даосов:

Мировоззрение даосов тесно связано с наблюдением и единением с природой. Сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого, будь то человеческое тело или реки и горы. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Что такое «ци»? Ци – это энергия, которая дает жизнь всему на Земле. В других школах она зовется прана, ки или шакти.

Даосизм о смерти-«Дао» и бессмертие:

В центре доктрины — учение о великом Дао. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Таким образом можно добиться бессмертия, получив высшее благословение («дэ»).

Даосизм о любви:

В основе Даосизма романтизм. Любовь – это действительно красивое слово и романт для даоса. Когда даос любит кого-то, это означает просто принятие чьих-то достоинств и недостатков на всю жизнь, не возможно изменить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]