Побуждение — это прежде всего мотивация, а не стимулирование субъекта отношений


Что это такое — мотивация

Начнем сразу же с примера: допустим, вам хочется купить машину (шубу, совершить кругосветное путешествие и т. д., выберите нужное). Отдавая себе отчет, что богатого американского дедушки, готового оставить вам наследство, у вас нет, вы понимаете, что единственный способ – это заработать нужное количество денег.

Вы находите себе подработку помимо основной работы, стараетесь забраться вверх по служебной лестнице на основном месте трудоустройства, чтобы вам увеличили зарплату. То есть вы прикладываете усилия, направленные в определенном векторе, причем делаете не от случая к случаю, а упорно и планомерно.

Мотивом же, побуждающим вас на трудовые подвиги, становится вожделенный автомобиль (или иная труднодостижимая цель). Следовательно, вы мотивируете себя на доблестный труд для решения поставленной задачи.

Мотивация – это процесс психологического порядка, побуждающий человека совершать какие-либо действия для достижения определенной цели.

Википедия дает такое определение мотивации:

Причем этот процесс может быть осознанным, как в приведенном выше примере, или же на уровне подсознания. Пример такой мотивации: вы хотите пить и идете к источнику воды (к крану на кухне, к роднику в лесу, в магазин). При этом вы не настраиваете себя сознательно на совершение пути к воде, это решение вы принимаете на уровне подсознания.

Ученые, занимающиеся исследованиями в сфере психологии, не сходятся в едином мнении на определение мотивации.

Одни утверждают, что мотивация – это побуждение к деятельности + непосредственно деятельность, другие говорят, что мотивация – это лишь совокупность мотивов, являющихся катализаторами деятельности человека.

Не будем углубляться в научные глубины, разберемся в теориях мотивации на бытовых примерах.

3.3. Мотив как побуждение

Еще с прошлого века мотив многими психологами трактовался как побудительная (движущая) сила, как побуждение (говорить о «побудительных» мотивах, как часто делается, это все равно что сказать «масло масляное»: мотив всегда побуждает либо что-то делать, либо не делать). При этом, как всегда, нестрогость в использовании понятий привела к тому, что за мотив стала приниматься любая причина, вызывающая побуждение, а не только само побуждение. Отсюда мотивами стали любые стимулы, а «побудитель» и «побуждение» стали синонимами. При этом биологи, физиологи и психологи-бихевиористы за мотив в основном принимали внешний стимул (даже И. М. Сеченов писал, что первая причина всякого человеческого действия лежит вне его). Между тем Г. Олпорт справедливо отмечает, что в качестве объектов, побуждающих деятельность человека, могут выступать и отсутствующие (представляемые или воображаемые) объекты. Таким образом, побудителей (детерминант) поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними (например, боль). Однако не все они могут быть отнесены к мотивам. Возникает вопрос: что может служить критерием различения мотивационных и немотивационных детерминант, т. е. какие причины можно рассматривать как мотивационное побуждение, а какие — нет?

В западной психологии распространенным решением этого вопроса является различение способа (как) и причины (почему) поведения: к мотивации относят только причины. При этом считается, что мотивация отвечает за стратегическую направленность поведения на цель, тогда как способ поведения, его тактическая реализация определяются не причиной, а опытом и научением. Но, как отмечает Ж. Нюттен, в этом случае понятие «мотивация» становится излишним, так как процессы стимуляции и научения достаточны для объяснения поведения. Кроме того, с точки зрения В. К. Вилюнаса (1990), отдельные механизмы мотивации отвечают именно за способ поведения, т. е. за то, как делается.

Разграничение мотивационных и немотивационных причин, т. е. побуждения и стимула, целесообразно осуществлять и по механизму ответных реакций человека: произвольному или непроизвольному. «Мотивация — через психику реализующаяся детерминация», – писал С. Л. Рубинштейн. Поэтому должна быть детерминирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затрагивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему той или иной значимости. Только после этого у человека может появиться желание или осознание необходимости реагировать на стимул тем или иным способом, определяется цель и появляется стремление к ее достижению. Вследствие этого большинство отечественных и зарубежных психологов считают, что мотив — это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение,

отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка — внутреннее осознанное побуждение, принимаемое многими психологами в качестве мотива. X. Хекхаузен по этому поводу пишет, что мотивация — это побуждение к действию определенным мотивом (обратим внимание: не стимулом, а именно мотивом).

Последовательным сторонником точки зрения, что мотив — это осознанное

побуждение, является В. И. Ковалев. Побуждение он рассматривает как самостоятельный психологический феномен, хотя и проистекающий от отражения в сознании потребностей, но имеющий свою специфику. В связи с этим он отделяет мотив от установок, целей, отношений, состояний, влечений, желаний. У М. Ш. Магомед-Эминова (1987) мотив — только один из видов побуждений, наряду с потребностями, диспозициями (устойчивыми свойствами личности), интересами и т. п. В то же время ряд психологов (в частности, А. А. Файзуллаев, 1985, 1987, 1989) не сводят мотив к побуждению и даже более того — отделяют мотив от побуждения.

Таким образом, различные соотношения между мотивом и побуждением, декларируемые разными авторами, можно представить в виде следующих схем:

мотив — >

побуждение —
>
действие (X. Хекхаузен),

побуждение (мотив) — > действие (В. И. Ковалев),

побуждение — > мотив — >

действие (А. А. Файзуллаев).

Ограниченность этих схем очевидна. Если оторвать побуждение от мотива, то он теряет побудительную силу и говорить о нем становится просто бессмысленным. В то же время свести мотив только к побуждению также нет достаточных оснований.

Во-первых, побудительностью обладает и потребность, о чем уже говорилось в предыдущей главе, причем побуждение можно рассматривать как состояние внутреннего (потребностного) напряжения — состояние, одинаковое для разных мотивов.

Во-вторых, побуждение в силу своей неспецифичности не раскрывает содержательную сторону мотива, не объясняет причину и смысл проявляемой человеком активности (если, конечно, не принимать, как это, к примеру, у В. И. Ковалева, за побуждение сам мотив).

Например, побуждение к занятиям спортом может быть сначала обусловлено необходимостью укрепления здоровья, затем получением удовольствия от процесса выполнения физических упражнений, потом — стремлением достигнуть определенного спортивного результата и т. д.

Как видим, побуждение не дает ответов на вопросы — почему, для чего, из-за чего? А ведь понятие мотива нужно прежде всего для того, чтобы получить ответы на эти вопросы. Неслучайно X. Хекхаузен, говоря о мотивации, делает упор на том, что она должна дать ответ на вопрос «зачем?»; он отмечает, что по отношению к непроизвольной активности этот вопрос лишен смысла, поскольку ей нельзя приписать намерения.

В-третьих, мешает принятию побуждения за мотив и то, что у человека имеются поступки, связанные с обоснованным (мотивированным) отказом что-то делать. Причина отказа есть, а побуждения к действию нет. Поэтому трудно согласиться с утверждением, что мотив — только то, что заставляет человека действовать. В соответствии с мотивом можно и бездействовать. Такие мотивы называют отрицательными.

Признавая в большинстве случаев за мотивом побудительную силу (функцию), психологи, естественно, задумываются о том, откуда эта побудительная энергия берется. И тут снова возникают различия во взглядах об истоках побудительности. Одни считают, что побуждение берется от потребности, другие — от предмета удовлетворения потребности. Кроме того, и сама роль побуждения рассматривается по-разному. У одних — это побуждение к действию, у других — это то, что побуждает к постановке целей. Наконец, в ряде случаев побуждение как состояние, как энергетический заряд подменяется причиной побуждения: идеалами, ценностными ориентациями, потребностями, целями, интересами.

Мотивация — это гормональный процесс

Мотивация – это психофизиологический процесс. Что это значит? Психоэмоциональные реакции человека неразрывно связаны с физиологией. Гормон дофамин, вырабатываемый нашим организмом, также называется гормоном удовольствия. Сделал что-то → получил удовольствие.

Это происходит на подсознательном уровне – гормон вырабатывается в момент поощрения. Его действие на организм напоминает дрессировку: встал на задние лапки – возьми кусочек сахара.

Процесс мотивации также «завязан» на воздействии дофамина на центральную нервную систему. Как бы мы себя ни мотивировали, но если в организме мало дофамина, успеха будет добиться очень сложно.

Уровень гормона дофамина можно повысить 2 способами:

  1. Правильным питанием (мясо, рыба, зеленые овощи, клубника).
  2. Формированием оптимальной системы мотивации: «от простого – к сложному». Сначала нужно ставить перед собой мелкие цели и достигать их, и только затем добиваться чего-то более значимого.

Основные виды мотивации

Классификация этого процесса очень разнообразна. Американский психолог А. Маслоу в своем труде, изданном в 1954 году, классифицировал все виды мотивации, руководящие человеком, по степени их значимости.

Наглядно он представил их в виде пирамиды потребностей, где в основании – основополагающие мотивы, а выше – по убыванию значимости в жизни человека.

Условно можно выделить несколько укрупненных видов мотивов, побуждающих к действию.

  1. Внешние и внутренние:
  2. внешние – находятся вне сферы деятельности. К таковым относятся: чувство долга, ответственность перед обществом (что это?) или человеком, стремление к получению одобрения.
    Пример: студенту дали общественное поручение, он стремится его выполнить максимально хорошо, руководствуясь чувством долга, для того чтобы не подвести своих товарищей;
  3. внутренние – связаны непосредственно с объектом деятельности, определяются заинтересованностью индивида в процессе и результате конкретной деятельности.
    Пример: спортсмен стремится выиграть соревнования, он усердно тренируется, поэтому на пути к достижению цели заинтересован в повышении эффективности тренировок.

    Стоит отметить, что мотивация в спорте важна не меньше, чем наличие сверхвыдающихся спортивных способностей. Человек со средними физическими данными и с мощнейшей мотивацией добьется на спортивном поприще больше, чем гениальный спортсмен без достойной мотивации на победу.

    В видео показан пример внешней и внутренней мотивации к похудению (худеть не потому, что «надо», а потому, что «хочу»:

  • Действующие и потенциальные:
      действующие– определяющие поведение человека в настоящий момент;
  • потенциальные – могут стать действующими в любой момент времени под воздействием обстоятельств.

    Пример: начальник пообещал своему сотруднику повышение, если тот выполнит определенный этап работы досрочно. У сотрудника мотив престижа (повышение трудового статуса) переходит из разряда потенциальных мотивационных мотивов в разряд актуальных (действующих).

  • Что такое внутренняя и внешняя мотивация?

    Внутренняя и внешняя мотивация — понятия схожие, но не идентичные. Мотивация в психологии трактуется как неотъемлемая составляющая деятельности. Термин имеет латинское происхождение и переводится как нечто, побуждающее идти вперед. Благодаря внутренней мотивации у человека есть желание воплощать задуманные идеи. Мотивационные факторы помогают достигать поставленных целей. Психология дает возможность понять принципы внешних и внутренних мотиваций. Данные термины также можно встретить в педагогике, социологии. Внутреннюю мотивацию следует отличать от внешней: она, как правило, подкреплена сильным желанием действовать.

    Для чего нужна мотивация?

    Факторы мотивации являются физиологией человека, они управляют его поведением и подразделяются на определенные виды. Данная физиологическая черта позволяет реализовывать задуманные планы через определенную деятельность. Если у человека есть четко поставленные задачи, значит, он является активным, организованным. Внешняя положительная мотивация заставляет человека трудиться, идти к поставленной цели и при этом проявлять напористость. Если рассматривать внешнюю мотивацию, то она может предопределять положение человека в обществе.

    Если у индивида есть мотивы, которые заставляют продвигаться вперед, значит, есть желание что-то менять в жизни, добиваться положительного результата в том или ином деле. Мотив — смысл деятельности, он является одним из видов переживаний личности. Данные переживания вызывают разные эмоции: положительные, отрицательные. Первые возникают тогда, когда человек достигает поставленных целей, вторые — в случае неудач. Формирование внешней мотивации зависит от потребностей и нужд. Типичный пример: если человек голоден, у него появляется цель — купить продукты.

    Подробнее о внешней и внутренней мотивации

    Данная физиологическая особенность подразделяется на определенные виды. Внутреннюю мотивацию можно назвать ключевой. Если она есть, деятельность не связана с какими-либо внешними обстоятельствами. Побуждение действовать возникает на основании собственных мыслей и эмоций. Внешняя мотивация возникает в том случае, если к действию подталкивают внешние обстоятельства. Если человек не заинтересован в объекте внешней мотивации, он будет действовать, не имея желания (как говорят в народе, через не хочу).

    Природа внутренней — удовлетворение моральных потребностей. Если у человека имеются внутренние мотивы к действию, и он достигает определенного результата, данный успех воспринимается как вознаграждение. Индивид концентрирует внимание на том, чтобы как можно скорее прийти к поставленной цели, он старается избежать каких-либо ошибок. Задачи выполняются качественно, но человек не желает перенапрягаться и идти наперекор себе.

    Для усиления факторов внутренней мотивации нужно получать удовольствие от продвижения к поставленной цели. Рекомендуется выбирать работу по душе, трудовая деятельность должна приносить моральное удовлетворение. Внутренними мотивами часто движет эмоциональное состояние. Если человека ничто не тревожит в обыденной жизни, он добросовестно с легкостью выполняет свою работу. Особенность внешнего мотива заключается в том, что он имеет цель — получить моральное или материальное вознаграждение. Внешняя мотивация не настолько сильна, как внутренняя.

    В данном случае индивид не имеет тяги совершать то или иное действие. Если отсутствует интерес, значит, снижено качество работы. Человек может часто отвлекаться. Желательно, чтобы внешнее и внутреннее гармонировали друг с другом, таким образом, будет проще добиваться успеха.

    Внешняя мотивация изменчива, она зависит от условий, в которых проживает индивид, также его жизненных целей. Внутренняя в большей степени зависит от чувств. Благодаря положительной динамике мышления человек быстро находит выход из запутанной ситуации.

    Разновидности мотивации

    1. Есть разные виды мотивации. Устойчивая подкреплена сильными мотивами, она часто зависит от внешних обстоятельств. Человек твердо осознает цель и уверенно к ней продвигается, при этом он не видит преград на своем пути. Индивид может находиться в творческом состоянии.
    2. Неустойчивая имеет место, если внутренние побуждения отсутствуют, но постоянно появляется подпитка извне.
    3. Положительная предполагает использование стимулов, влияющих на мироощущение. Например, мама обещает купить ребенку игрушку, если он будет хорошо себя вести.
    4. Отрицательная порой вызывает тревогу, панику. Она может предполагать штраф в денежном виде за невыполнение определенных обязательств.

    Внешняя и внутренняя мотивация персонала нужны для того чтобы в коллективе царило процветание. Внедрением системы занимаются специалисты, имеющие психологическое образование. Чтобы установить систему мотиваций, нужно знать подход к сотруднику, важно учитывать его личные качества. Поставленная цель должна стать побудительной силой. Если у сотрудника есть внешнее стимулирование, он будет качественно выполнять работу. Начальству нужно добиться заинтересованности со стороны подчиненных.

    Стимул в коллективе

    Материальная мотивация всегда положительная. Сотрудники поощряются премиями, если качественно выполняют свою работу. Этот метод дает хорошие результаты, если применять его по отношению к определенной группе лиц. Нематериальный стимул не предполагает денежное вознаграждение, он может применяться для всех сотрудников. Системы поощрения всегда идут на пользу. Если человек знает, что не зря тратит свое время, значит, он уже настроен положительно. Премии, системы поощрения поднимают самооценку, внушают уверенность в себе. Нематериальное поощрение — это также создание хороших условий труда, лояльное отношение администрации, работа по гибкому графику.

    Если мотивационным объектом является продвижение по карьерной лестнице, человек осознает, что трудится не зря. Он имеет определенную цель, которая побуждает работать лучше и добавиться высот. Если положительный стимул постепенно улучшает благосостояние, появляется моральное удовлетворение. Под мотивацией необходимо понимать и баланс между работой и личной жизнью. Некоторые люди тяжело трудятся и у них нет времени на близких и друзей. Если наблюдается сильная тяга к общению, а плотный рабочий график не позволяет выбираться на отдых, у человека нарушается эмоциональный фон. Подавленность и уныние сказываются на работоспособности.

    Не следует работать на износ, нужно выделять время для отдыха. Руководство должно понимать, что в жизни каждого сотрудника могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Чтобы персонал хорошо работал, надо находить стимулы. Можно предоставлять 1 оплачиваемый выходной день в месяц или внедрить систему, при которой человек после выполнения определенного плана отправляется домой. Для пожилых можно сократить рабочий день.

    Хорошей системой мотивации будет предоставление возможности работы на дому (если предполагает должность). Личностный рост — один из лучших стимулов. Необходимо создать условия, которые помогут сотрудникам совершенствовать знания и продвигаться по карьерной лестнице.

    Подробнее о нематериальных стимулах

    Нематериальные стимулы имеют много преимуществ. Они мотивируют сотрудника качественно выполнять работу, данные стимулы положительно воздействуют на общий эмоциональный фон. Они не требуют затрат от работодателя, что тоже является плюсом. Нематериальные методы стимулирования можно грамотно комбинировать, даже если отсутствуют материальные.

    Рекомендуется поощрять сотрудников за их труд, не обязательно деньгами. Директор может вручать грамоты, дипломы, почетные звания, например, «лучший сотрудник года». За определенное достижение, которое поддержало имидж организации, целесообразно вручить грамоту. Можно пригласить сотрудника на семинар, назначить его лектором, наставником для новичка.

    Под мотивациями не следует понимать исключительно денежное вознаграждение. Нематериальными факторами можно поощрять любого сотрудника: от главного бухгалтера до секретаря. Необходимо поддерживать в организации благоприятный психологический климат, таким образом, между сотрудниками не будет конфликтов. Персонал должен чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Каждый сотрудник должен осознавать, что является частью команды, которая трудится во благо себе и организации.

    Какие мотивы могут заставить человека действовать

    Существует множество мотивов, которые способны стать основой для побуждения человека к действию. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

    Подражание кумиру

    Многие люди, особенно в молодом возрасте, выбирают себе объект для подражания. Таким объектом может быть родственник, медийное лицо, в том числе – поп- или рок-звезда.

    Человек, идентифицирующий себя с другой личностью (мы не рассматриваем патологию психического здоровья), стремится развиваться, достичь уровня своего кумира. Это положительный момент данного вида мотивации, таким образом молодой человек становится своим в определенном социуме.

    Но существует и обратная сторона: порой человек пытается скопировать и негативные стороны личности своего кумира, хотя они зачастую лишь часть придуманного имиджа.

    Мотивация на успех (самоутверждение)

    Это наиболее позитивный мотив для достижения победы. Благодаря мотивации на успех мы стремимся стать лучше, познать новое, достичь определенных целей. «Я должен стать лучшим!» — такая доктрина (что это такое?) становится приоритетной у спортсмена перед стартом.

    «Я должен написать лучший реферат!» — этим руководствуется студент. В приведенных примерах мотив самоутверждения выступает на первый план.

    Карьера, власть — очень частый мотив к действию

    С древних времен власть является одним из самых мощных мотивов для преодоления множества препятствий.

    Проблема в том, что если данный аспект становится приоритетным, то все остальное отходит на второй план. Такой человек, добившись главенствующего положения, непременно наносит ущерб социуму, лидером которого он стал.

    Например, для сотрудника, с большим трудом добившегося должности начальника отдела, ставшего руководителем десятков человек, приоритетом его дальнейшей деятельности станет удержание полученной власти в своих руках. Между тем непосредственные задачи, решаемые вверенным ему коллективом, будут казаться ему не столь значительными. В результате пострадает результативность общей работы.

    Саморазвитие

    Данный повод к действию актуализируется у людей не всегда, часто на первый план выступает иная мотивация. Люди по своей природе инертны, поэтому основными мотивами для движения вперед становятся те, которые направлены на повышение качества личного жизнеобеспечения.

    Так, человек, поставивший цель заработать деньги на покупку квартиры, будет все свое время посвящать работе. Он не станет в этот период учить английский, чтобы прочитать Шекспира в оригинале, ведь мотив саморазвития у него в данный момент находится на последних позициях в списке жизненных целей. Чтобы актуализировать желание саморазвития, необходим какой-то внешний толчок, привлечение иных мотивирующих факторов.

    О необходимости внешнего толчка для запуска мотивации саморазвития следует помнить людям, связанным с воспитанием и наставничеством. Бесполезно говорить двоечнику Иванову, что результаты учения понадобятся ему в жизни. Пока у горе-ученика не появятся иные мотивирующие факторы (кроме саморазвития), ждать от него хорошей учебы не стоит.

    Общественная (просоциальная) мотивация

    Все люди в той или иной степени социальны, потому что живут в обществе, трудятся в коллективе. Невозможно жить в обществе и быть оторванным от него, все мы (хотим мы того или нет) подчиняемся общим нормам и правилам. Если же у человека просоциальные мотивы являются приоритетными, то такой индивидуум обладает максимально развитым чувством долга, ответственностью перед другими членами общества.

    В качестве лайфхака (это что?) для кадровиков госструктур: если бы при назначении на должности чиновников проводили психологическую экспертизу на выявление приоритетного мотивирующего фактора, то контингент наших руководителей был бы сплошь «белым и пушистым», а о коррупции забыли бы навсегда.

    Негативная мотивация (страх)

    «Не съешь суп, конфетку не получишь», — простейший пример негативной мотивации. В данном случае мотивом является страх наказания, а это мощнейший катализатор для совершения каких-либо действий. Важным моментом негативной мотивации является уверенность в том, что наказание неизбежно.

    Владельцы корпораций давно это поняли и стимулируют своих сотрудников трудиться больше и лучше именно страхом. По их лекалам еще со школы людей учат влезать в кредиты и ипотеки. В результате человек сверхмотивирован на удержании имеющегося рабочего места, ибо, в противном случае, он потеряет все.

    Другой пример. Как только двоечнику родители пригрозят лишением прогулок, компьютерных игрушек и т. д. за плохую учебу, так он тут же начнет выполнять домашние задания и получать заслуженные хорошие оценки. Но стоит родителям ослабить внимание и не напоминать про санкции, он тут же скатывается на свои любимые «двойки».

    В зависимости от ситуации наказание может быть в форме словесного осуждения, материальных штрафов, общественной изоляции, физического воздействия, лишения свободы. Так, одни люди не воруют, потому что они так воспитаны, а другие – потому что за воровство может быть вменено уголовное наказание. Мотивация разная – результат один.

    Мотивация. Роль мотивов в развитии человека

    Матов А.Д.

    МАОУ гимназия № 29, г. Томск

    Мотивация: роль мотивов в развитии человека

    Рассматривая жизнь человека как движение вперед по пути развития, можно сказать, что это процесс преодоления новых рубежей, достижения новых результатов, саморазвитие и личностный рост. В этом процессе важную роль играет вопрос смысла всех действий и поступков. У любого действия и бездействия практически всегда есть свой мотив.

    В психологии на сегодняшний день существует достаточное количество исследований по рассматриваемому вопросу как в зарубежной науке, так и в отечественной. В ряде случаев “мотивация” и “мотив” являются синонимами. О мотивации говорят, имея в виду комплекс разнообразных мотивов. Актуальность данной темы заключается в том, что, получив представление о том, что же такое мотивация, каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, возможно эффективнее распоряжаться жизнью, адекватно воспринимать всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

    Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает:

    • выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности);
    • при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

    Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив. Практикующим психологам мотивация достижения интересна как эффективная движущая сила. В критической жизненной ситуации активизировать человека на целенаправленную деятельность также можно именно мотивацией достижения успеха. Это применимо в любой сфере: творчество, спорт, труд, наука, образование. [1]

    Мотивация достижения играет важную роль в регуляции поведения человека. Изучение ее проблем является значимым направлением в психологии, что определено разными тенденциями развития современного общества. Научно-технический прогресс, повышение престижности образования ставят человека перед необходимостью достижения определенного уровня успешности в ситуациях, связанных с соревнованием, объективной оценкой, конкурсным отбором. Чтобы добиться поставленной цели необходимо приложить усилия. Это может позволить мотивация достижения. Вот почему так важно развивать ее. И это необходимо не для одного поколения. Если основы мотивации достижения закладываются в период с трех до тринадцати лет, родителям просто необходимо создать оптимальные условия для ее развития. Возможно, наше теоретическое исследование поможет понять важность мотивации достижения в жизни каждого человека.

    Учитывая вышесказанное, целью работы является определение роли мотивации достижения в развитии личности.

    Основная часть

    Мотив

    — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.[4]

    В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности. Мотив нередко путают с потребностью или целью. Это в корне неверно. Потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель это результат сознательного процесса постановки целей. Голод – это потребность, желание поесть – мотив, а еда – это цель.

    Мотивирование —

    это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов. убеждение намерение

    Выделяют два основных типа мотивирования:

    • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
    • формирование внутренней мотивации человека Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но результаты превосходят результаты первого типа мотивирования. Такой тип носит воспитательный и образовательный характер.

    Основные мотивы человека

    Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу). [4]

    Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

    Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

    • потребности и инстинкты как источники активности;
    • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

    Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.[7]

    Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

    Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

    В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

    Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

    Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

    Мотивы личности —

    это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности.

    Деятельностные мотивы

    могут быть самые разные:

    • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
    • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
    • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
    • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
    • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. [9]

    Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

    Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

    Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

    Виды мотивов личности

    К сознательно обоснованным мотивам

    следует отнести ценности, убеждения, намерения.

    Ценность

    — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми.

    Убеждения —

    это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям.

    Намерение

    — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

    Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда. [8]

    Мотивация человека и личности

    Мотивация —

    это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Мотивация – способность человека удовлетворять свои потребности через деятельность. Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.); во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

    В мотивационной сфере выделяются:

    • мотивационная система личности

      — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

    • мотивация достижения

      — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

    • мотивация самоактуализации

      — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

    Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

    Особенности и структура мотивации достижения

    Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения.

    Исследования этого вида мотивации начались в середине XX века. Появилась теория мотивации достижения, которая определяет, какие степени трудности задач мотивируют личность. Впервые мотив достижения как устойчивая характеристика личности был выделен в классификации Г. Мюррея в 1938 году. Согласно его мнению мотивация достижения связана с выполнением трудных задач управления, манипулирования и организацией. Вслед за Г. Мюрреем проблеме мотива достижения было уделено внимание американским ученым Д.С. Мак-Клелландом. Он полагал, что мотивация достижения «является бессознательным побуждением к гораздо более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства» [10]. Говоря о мотиве достижения нельзя не упомянуть об исследованиях немецкого ученого Х. Хекхаузена. В его понимании мотивация достижения – это попытка увеличить либо сохранить наиболее высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести либо к успеху, либо к неудаче [12]. Также довольно содержательна модель рискового выбора Дж. Аткинсона. Среди отечественных психологов одним из первых вопросом мотивации достижения занялся М.Ш. Магомед-Эминов, предприняв попытку изучить структуру и механизмы функционирования данного феномена. Ученый предложил динамическую модель мотивации, состоящую из четырех структурных компонентов: инициация или побуждение деятельности; целеобразование; реализация намерения и постреализация. Одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения, по М.Ш. Магомед-Эминову, выступает мотивационно-эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения [10]. Во всех упомянутых исследованиях мотивация достижения имеет два выхода: достижение успеха либо претерпевание неудачи. Таким образом, поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Другими словами, все люди обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью и защитным поведением.

    Мотивация достижения несомненно влияет на развитие личности. Однако следует учитывать и психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу.

    Субъекты, мотивированные на достижение успеха ставят перед собой реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех. Такие люди склонны к разумному риску: выбирают задачи средней трудности, где успех и неудача становятся равновероятными и исход максимально зависит от собственных усилий человека. Легкие задачи принципиально не выбираются, так как не приносят чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха [6].

    Субъекты мотивированные на избегание неудач ставят перед собой неоправданно завышенные цели или, напротив, очень легкие, не требующие особых трудовых затрат; склонны к экстремальным выборам задач: нереально заниженные или нереально завышенные. [11]

    Различия в поведении людей с разными доминирующими мотивами прослеживается и в предпочитаемых ими способах самоконтроля. Мотивированные на успех используют рациональные стратегии, направленные на повышение значимости практической активности, и самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации. Мотивированные же на неудачи выбирают самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации и рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели. При этом их эмоциональный контроль направлен на релаксацию (успокоение и самоуверенность), тогда как у людей с мотивацией достижения успеха эмоциональный контроль обеспечивает активацию через чувства, подобные гневу и недовольству собой [6].

    Обобщая все вышесказанное, можно охарактеризовать людей, мотивированных на успех, как активных, инициативных, ответственных и добросовестных. Людей, мотивированных на неудачи, можно охарактеризовать как малоинициативных.

    Мотивация учащихся – это важный этап на пути формирования у учащихся мотивов, которые могут придать учебе смысл, а сама учебная деятельность станет важной целью. Чтобы обеспечить плодотворную учебную деятельность на протяжении долго периода времени нужно использовать разные методы формирования мотивации, в том числе мотивацию достижений.

    Приемы формирования мотивации к учебной деятельности:

    • создание ситуаций занимательности – процесс внедрения в учебные занятия интересных опытов, жизненных примеров, фактов, аналогий для привлечения внимания и повышения интереса к предмету;
    • создание ситуации познавательного спора – привлечение внимания к вопросу и появления желания в нем разобраться;
    • создание ситуации успеха в обучении – основано на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей.

    Для повышения мотивации в обучении можно использовать разные приемы и способы. В любом случае необходимо ориентироваться на каждую личность, ее особенности, а также на психологические особенности коллектива в целом. В этом случае мотивация достижений в обучении будет способствовать получению положительных результатов.

    Заключение

    В результате работы можно сказать, что мы определили особенности мотивации достижения и раскрыли ее структуру через рассмотрение двух тенденций: мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач; также мы проследили проявление мотивации достижения в поведении людей и ее роль в развитии личности.

    В ходе исследования было установлено, что мотивация достижения успеха понимается как сила, вызывающая у личности действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направленности, интенсивности и настойчивости деятельности. Мотивацию избегания неудач определяют, как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач; для личности, мотивированной на неудачи, главное – не допустить ошибки, порой даже ценой трансформации первоначальной значимой цели, ее полного или частичного недостижения. Мотивация достижения успеха способствует развитию в человеке стремления преодолевать преграды и сопротивляться трудностям. Это именно то, что делает индивида личностью. Таким образом, мотивация достижения успеха всегда положительная и в большей степени способствует развитию личности, в отличие от мотива избегания неудач.

    Список литературы

    1. Бандура А. Теория социального научения [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ А.Бандура. – СПб.: Евразия, 2000/
    2. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Изд. МГУ, 1991.
    3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К.Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
    4. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения/ Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Издательский , 2006.
    5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.
    6. Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания [Электронный ресурс] /И.С. Коростелева // «Вопросы психологии». – Электрон, версия печат. публ. – Режим доступа: https://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886060.htm
    7. Леонтьев. А.Н. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / А.Н. Леонтьев. – М., 2000.
    8. Леонтьев. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971.
    9. Морозов А.В. Индивидуальные особенности личности [Электронный ресурс]: Деловая психология: курс лекций. – Электрон. текстовые дан./ А.В. Морозов. – Режим доступа: https://polbu.ru/morozov_psychology/cH23_all.html
    10. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
    11. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности [Электронный ресурс] /В.И. Степанский // «Вопросы психологии». – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: https://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816059.htm
    12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Электронный ресурс]/ Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – Электрон. текстовые дан. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.

    Влияние мотивирующих факторов на человека

    Мотивация – это мощнейший инструмент для достижения определенных целей во всех сферах человеческого бытия. Хотите чего-то достичь? Найдите правильный мотив, который будет двигать вас вперед.

    Например, прекрасная мотивация для похудения – оздоровление, зависть подружек (да, даже такой мотив бывает очень действенен), получение новых подписчиков в инстаграм, повышенное внимание молодых людей.

    Хотите, чтобы ваши подчиненные выполнили работу раньше намеченного срока? Мотивация персонала обещанием премии (поощрения, назначения на ответственную должность) наиболее эффективна.

    Действенные мотивации в различные периоды его жизни меняются: актуальные ранее мотивы становятся потенциальными и наоборот.

    Пошел человечек в первый класс, ему не очень-то хочется учиться, но родители заставляют ходить в школу, проверяют уроки и т. д. Налицо негативная мотивация. Повзрослев, школьник понимает, что без отлично сданного ЕГЭ ему не поступить в МГУ и не стать, к примеру, дипломатом. Тотчас актуализируется иная мотивация, и добросовестная учеба становится смыслом жизни на ближайшие годы.

    Как усилить действие мотивации

    Как правило, на поведение человека одновременно оказывают влияние несколько мотивов. И чем их больше, тем выше вероятность, что цель будет достигнута.

    Пример: два спортсмена одинакового уровня готовятся к ответственным соревнованиям. Один из них мечтает выиграть и получить призовой фонд. Другой же, помимо денег, хочет принести дополнительные очки своей команде и доказать, что он лучший в этом виде спорта.

    С уверенностью можно сказать, что выиграет второй спортсмен, потому что при одинаковых исходных условиях он имеет больший мотивационный уровень.

    Существует всего 2 способа повышения уровня мотивации:

    1. Увеличение количества мотивов, побуждающих действовать.
    2. Актуализация мотивирующих факторов под конкретную ситуацию.

    Ну, и еще можно прислушаться к советам, которые даются в этом видео:

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]