Генетическая психология — направление психологической науки, основоположником которого стал Жан Пиаже. Он рассматривал формирование личности и ее когнитивной составляющей, как непрерывный процесс развития. По мнению Пиаже, интеллект ребенка формируется на основе врожденных характеристик и дополняется теми, которые возникают при взаимодействии с окружающим миром.
Генетическая психология — что это такое?
Термин “генетическая психология” не совсем верно отражает основной интерес ученых, которые работают в этой отрасли. Современное понятие “генетическое” больше связано с геномом человека в биологическом смысле.
Пиаже в той отрасли, которую он развивал, рассматривал генетику, как один из аспектов индивидуального развития. Поэтому наука занимается изучением процессов, происходящих в рамках онтогенеза — становлением интеллекта, его происхождением, механизмами усложнения.
Для Пиаже в приоритете было изучение процесса развития знаний, повышения их качества. Ученый интересовался тем, откуда происходят и как воспринимаются знания, как влияют на окружающий мир и личность человека. Изучал, насколько знания объективны или субъективны. Фокус внимания Пиаже был направлен на вопросы эпистемологии.
Термином “эпистемология” обозначают дисциплину, подробно рассматривающую научные знания — их структуру, функции, развитие. Пиаже воспринимал себя как эпистемолога. Он стал основателем Международного центра генетической эпистемологии (в Женеве) и возглавил его.
Генетическая психология стала базой для дальнейшего развития эпистемологии, но понять, где проходит граница между двумя этими дисциплинами, непросто.
В научных источниках, издаваемых на английском языке, термин genetic epistemology (или developmental theory of knowledge) значит ровно то же самое, что мы имеем в виду под генетической психологией. Этот же термин в англоязычных источниках применяется, когда идет речь о науке, в которой изучается влияние генов на формирование психики и личности, изучается связь генетики и поведения индивида (с использованием близнецового метода или через усыновленных детей).
Основные идеи
Генетическая психология Жана Пиаже основное внимание уделяет:
- развитию личности в детском возрасте:
- особенностям логики ребенка;
- когнитивным механизмам;
- влиянием внутренних и внешних факторов на них;
- причинам и процессу перехода от одной формы мышления к другой;
- общему и различиям в психическом взрослого человека и ребенка.
Для их выявления в рамках генетической психологии Пиаже применял созданный им метод — клиническую беседу. Она была основным инструментом исследования мышления у ребенка и позволяла изучать не внешние признаки развития или его отсутствия, но процессы, стимулирующие его.
Пиаже выдвинул несколько идей, которые получили дальнейшее развитие в работах других ученых. Основная заключается в том, что в для развития интеллекта психика ребенка нуждается в динамическом равновесии, которое устанавливается по мере развития структур логики. Они не являются врожденными, а возникают и совершенствуются постепенно.
Центральной идеей, выдвинутой Пиаже, стала идея трансформации. Она указывает на то, что изначально не существует четкой постоянной границы, размежевывающей объект и субъект. Знание формируется в процессе взаимодействия субъекта с объектами.
Идея конструкции отражает видение Пиаже о том, что знание формируется через определенные структуры действия. Они возникают постепенно, но изначально структур нет ни в объектах, ни в субъекте. Их отсутствие должно заставить субъект овладеть умением координировать действия.
Основные функции, которые помогают индивиду взаимодействовать с внешним миром — организация, адаптация. Они неизменны, обусловлены наследственностью, никак не зависят от опыта и содержания. Структуры психики обусловлены приобретенным опытом, они формируются на протяжении жизни. Такое различие функций и структур дает возможность психике претерпевать качественные изменения и плавно переходить с одной ступени развития на следующую.
Интеллект и принципы его развития
Интеллектуальное развитие — продолжение биологически обусловленного процесса адаптации. Это одна из форм приспособления к меняющимся жизненным обстоятельствам.
Изменения во внешней среде происходят постоянно. Человек стремится установиться и удержать равновесие в этих обстоятельствах. На познавательном и поведенческом уровнях адаптация происходит при помощи схем действия, а также аккомодации, ассимиляции:
- схемы действия формируются у индивида, как понятия или набор алгоритмов, используемых при взаимодействии с внешней средой или в процессе деления на категории. Например, младенцы имеют схему сосания, хватания (они врожденные), знают, как толкаться;
- ассимиляция — это процесс, в ходе которого индивид использует имеющуюся схему по отношению к ранее неизвестному объекту. Это дает возможность наладить успешное взаимодействие. Так, маленькие дети хватают незнакомый объект (карандаш) таким же привычным движением, как и палец мамы;
- в процессе аккомодации схема меняется или создается новая. Младенец в какой-то момент начинает понимать, что схватить мячик тем же движением, что и палец мамы, не удается. Он меняет движение (создает иную схему).
Непрерывный процесс взаимодействия с миром, поддержания контакта с ним и равновесия с использованием механизмов познания — есть суть процесса развития ребенка, становления его мышления. Потребность в установлении баланса между собственными потребностями, стремлениями и реальностью окружающего мира — движущая сила развития интеллекта.
Генетический метод не рассматривает интеллект, как врожденное образование, но в природе человека заложено стремление к развитию, совершенствованию интеллекта. Благодаря такой особенности человек может мыслить, расширять базу знаний.
Активность, необходимость взаимодействовать с предметами и окружающими людьми способствует развитию интеллекта. В процессе взаимодействия расширяются знания индивида, формируется система понятий и схем действия, совершенствуются логические конструкции.
Психологические методы исследования дают понимание, что действия индивида с внешними объектами являются источником знаний. В том случае, когда действия направлены на внешние объекты индивид активизирует внутренние процессы, в результате которых формируются схемы, понятия, осознания. Иначе, базовые понятия не являются данностью. Они возникают в результате того, что полученный опыт взаимодействия с внешним миром человек преобразует во внутренние структуры.
Резюме
Итак, мы выяснили, что генетическая психология занимается вопросами развития и происхождения интеллекта, процессов и особенностей приобретения знания и способности мыслить. Ее основатель, швейцарский ученый Жан Пиаже, рассматривал интеллект как определенный способ адаптации человеческих существ к постоянно изменяющейся внешней среде. Для успешного приспособления к ее условиям и сохранению этого равновесия индивид и развивает свои интеллектуальные способности, что позволяет ему быть в равновесии с миром и успешно существовать в нем.
Само совершенствование интеллекта представляет собой переход от менее к более сложным формам осмысления реальности, от конкретно-чувственного к логическому мышлению и умению оперировать мыслительно-интеллектуальными категориями и понятиями. При этом знания и интеллект вовсе не данность, а являются результатом создаваемых индивидом мыслительных структур. Таким образом человек конструирует свои знания и формирует свой сложный когнитивно-интеллектуальный аппарат.
Развивать интеллект и мышление никогда не поздно, и для взрослых это не менее актуально, чем для детей. Для этого мы создали практическую программу «Когнитивистика. Развитие мышления», которая призвана обучить 20 техникам мышления. Данный онлайн-тренинг помогает наработать и отточить навык мыслить эффективно, логично и последовательно, а также быстро принимать конструктивные решения. Предлагаем вам к ней присоединиться.
И напоследок желаем всем ясного и эффективного мышления!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
- Когнитивное развитие. Часть 2
- Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности
- Криминальная психология
- Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
- Речевое мышление у детей и взрослых: что это такое и зачем оно нужно?
- Когнитивное развитие. Часть 1
- Когнитивные схемы
- Теории мышления
- Теория когнитивного развития Пиаже
Ключевые слова:1Когнитивистика
Этапы развития интеллекта
В рамках генетической психологии Жан Пиаже рассматривал несколько этапов развития интеллекта. По аналогии с названием каждого их этих этапов обозначают и виды интеллекта, которые развиваются у детей по мере их взросления.
Особенности сенсомоторной стадии
Только родившийся ребенок воспринимает себя, как единое целое с матерью, окружающим миром. В процессе взаимодействия с другими людьми, с игрушками, он начинает понимать, что является отдельным от них. Также приходит понимание того, что его собственные действия могут влиять на объекты.
Прикасаясь к подвешенной над кроваткой игрушке, младенец видит как она раскачивается. Размахивая погремушкой, слышит звук. Так маленький ребенок знакомится с миром, параллельно у него формируются схемы действия, понятия. Они базируются на механизмах аккомодации и ассимиляции.
На сенсомоторной стадии ребенок усваивает принцип постоянства. Он заключается в том, что объект существует даже тогда, когда становится недоступным для органов чувств (пропадает из поля зрения или становится неслышным).
У малыша формируется способность предвосхищать место, где должен появиться объект, который движется, но скрыт от глаз.
Важным приобретением сенсомоторной стадии развития является переход от деятельности рефлекторной к поведению, которое вызвано любознательностью, желанием экспериментировать.
Ребенок активно исследует окружающее его пространство, экспериментирует с воздействием на внешние объекты с разной интенсивностью. Это необходимо ему чтобы расширить базу схем, знаний, развить мышление.
На завершающем этапе сенсомоторного периода ребенок может справляться с несложными задачами, при этом он опирается на уже имеющуюся у него сенсорную информацию. Постепенно происходит переход от мышления конкретно-чувственного типа к символическому.
Особенности операциональной стадии
Эта стадия развития характеризуется появлением у ребенка речи, образного мышления. Малыш уже может притворяться, представлять, пользоваться словами, за которыми скрыт определенный смысл.
В дооперациональный период еще не сформирована способность мыслить логически, манипулировать информацией и использовать ее в процессе мышления. Именно поэтому эта стадия развития называется допонятийной.
Особенности операциональной стадии
На операциональную стадию развития ребенок переходит ближе к семилетнему возрасту. Мышление малыша уже развито достаточно, чтобы выполнять несложные логические задания. Но использовать логику для мыслительных действий ребенку еще сложно — для этого ему необходимо физическое взаимодействие с объектом. Понять абстрактную ситуацию или идею ребенку сложно.
Длится операциональная стадия до начала подросткового возраста (12 лет). Отечественные психологи, занимавшиеся изучением процесса развития, объединяли операциональную стадию с формально-операциональной. Но Жан Пиаже рассматривал еще один важный период развития личности, ее интеллекта.
Особенности стадии формальных операций
В этот период у ребенка возникает способность абстрактно мыслить, активно использовать логику. Личность переходит на следующую, более высокую ступень развития (по мнению Пиаже, высочайшую).
Ребенок уже способен активно мыслить, осмысливать информацию объективно, использует имеющиеся у него знания для создания абстрактных представлений. Важным приобретением этого этапа становится способность прогнозировать результат определенной деятельности, ставить цель (абстрактную) и действовать для ее достижения.
Ирина Шербул
Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка
Предмет: | Психология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 19.12.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по психологии на любые темы и посмотреть как они написаны:
Много готовых тем для рефератов по психологии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Организация и методы исследования в возрастной психологии |
Проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского |
Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину |
Стадии развития по Эриксону |
Введение:
Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, которые даже в самом начале исследовательской работы сумели поставить центральную проблему и наметить основной путь ее решения, для которой время и необычайные результаты позволили построить теорию, охватывающую многие проблемы, связанные с основным направлением изучения общих закономерностей развития интеллекта.
Его основной темой было изучение истоков научного познания. Почислу поставленных вопросов, написанных книг и статей, эрудиции в различных областях знания, влиянию на исследования в разных странах и, наконец, по числупоследователей и противников его идей среди современных самых выдающихся психологов, пожалуй, нет равных Пиаже. Поистине, он был первым среди равных.
Учение Пиаже, по нашему мнению, является высшим достижением психологии 20-го века. Существует хорошо известный парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он замедлил развитие науки в своей области. Современная зарубежная психология детского мышления буквально заблокирована идеями Пиаже.
Много исследований было посвящено выяснению эмпирических фактов, и почти нет работ, посвященных анализу его теории. Многие интерпретаторы Пиаже известны, но ни одному из них не удается вырваться за рамки системы, которую он разработал. Используя соответствующий метод, факты, полученные Пиаже, могут быть воспроизведены любым исследователем. Поэтому, по мнению американского психолога Д. Элкинда, это самые достоверные факты в детской психологии.
Этапы научной биографии
Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работы Пиаже, и уровнем развития теории, которая теперь существует благодаря его работе. Пиаже — психолог, проложивший путь науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные законы духовной жизни ребенка.
Пиаже пришел в психологию, потому что его биологические, философские и логические интересы перешли в нее. В юности под влиянием А. Бергсона ему открылась новая сторона проблемы познания — возможность его биологического объяснения. Пиаже считал, что эта проблема не может быть решена напрямую, путем рассуждений, поскольку между биологией и теорией в познании есть пробел, который может заполнить психология, и нефилософия, как думал А. Бергсон. Основываясь на перспективе создания генетической эпистемологии — науки о происхождении и развитии научных знаний, Пиаже перевел традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и приступил к их экспериментальному решению.
Деятельность Ж. Пиаже в качестве психолога началась в 1920 году в Париже в сотрудничестве с Дж. Липпсом и Э. Блейером. С 1921 года по приглашению Э. Клапареда он начал вести научную и преподавательскую работу в Институте Жака Жака Руссо в Женеве и через несколько лет стал профессором Женевского университета. В Париже он много работал в клинике, изучал логику, философию, психологию, проводил экспериментальные занятия с детьми, начинал без особого энтузиазма. Тем не менее, Пиаже вскоре нашел свою область исследований. Это был конец теоретического и начало экспериментального периода в работе Пиаже в качестве психолога.
Философские размышления привели Пиаже к идее, что логика сначала не является врожденной, но развивается постепенно, а названная психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики. Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации так называемых «тестов рассуждений» К. Берта, подтвердили эту идею. Полученные факты показали возможность изучения психических процессов, лежащих в основе логических операций.
С тех пор центральной задачей Пиаже было изучение психологических механизмов логических операций, установление постепенного появления устойчивых логических интегральных структур интеллекта. Возможность непосредственного изучения проблем логики соответствовала первым философским интересам Пиаже.
Изучение «эмбриологии интеллекта»
Изучение «эмбриологии интеллекта» также совпало с ее биологическими интересами. Период 1921-1925 — Пиаже начал работу над систематическим изучением генезиса интеллекта. А именно, исходя из этой общей цели, он сначала выявил и исследовал конкретную проблему — он изучил скрытые психические тенденции, которые придают качественную оригинальность мышлению детей, и наметил механизмы их возникновения и изменения.
Используя клинический метод, Пиаже установил новые факты в области развития ребенка. Важнейшими из них являются раскрытие эгоцентрической природы детской речи, качественных особенностей детской логики, своеобразных по содержанию представлений ребенка о мире. Однако главным достижением Пиаже, сделавшим его ученым с мировым именем, стало открытие эгоцентризма ребенка.
Эгоцентричность — главная особенность мышления, скрытая психическая позиция ребенка. Оригинальность детской логики, детской речи, детских представлений о мире является лишь следствием этой эгоцентрической психической позиции.
Результаты исследования Пиаже этого периода содержатся в его первых пяти книгах по детской психологии. Они были восприняты научным сообществом как последнее слово в этой области, хотя Пиаже рассматривал их только как исходный материал для последующей работы. Недостаток этих книг он видел в том, что представленные в них исследования ограничивались только изучением речи и мыслей, выраженных в речи. Оказалось, что речь прямо отражала действие.
Пиаже хорошо понимал, что мысль формируется на основе действия, однако Пиаже искал источник целостных логических структур интеллекта в социализации личности, которые, следуя традициям французской социологической школы, он понимал тогда как коммуникацию индивидуальное сознание друг с другом. Это, по словам Пиаже, также относится к недостаткам упомянутых исследований.
В 1925-1929 годах Пиаже изучал историю науки, отслеживая и сравнивая развитие основных научных категорий и идей в науке и интеллектуальном развитии ребенка. Этот период научного творчества Пиаже характеризуется появлением нового направления в исследовании эволюции интеллекта. Он начинается с изучения развития ребенка в первые два года жизни, когда поведение (действия ребенка, а не словесные рассуждения) выступает индикатором психического развития.
В связи с этим изменилась и методика исследования: Пиаже дал ребенку предметы, которыми он мог манипулировать. Центральным пунктом исследования была структура действий и рассуждения о манипулировании ребенком этими объектами. И хотя методика эксперимента изменилась, метод исследования остался прежним. Проблема осталась, изменился только аспект ее изучения. Теперь Пиаже поставил перед собой задачу освободиться от словесной стороны действия, чтобы понять реальное функционирование интеллекта.
Результаты исследований этого периода были опубликованы в трех томах. Они отражают генезис интеллектуального поведения, картину мира (представления ребенка о постоянном объеме, пространстве, причинности), появление символического поведения (подражание, игра). Эти исследования показывают, что интеллект развивается у ребенка до овладения речью. Интеллектуальные операции более высокого уровня подготавливаются сенсомоторным действием.
Пиаже видел задачу психолога в том, чтобы шаг за шагом трансформировать врожденные наследственные рефлексы в различные формы сложного поведения. Тогда возникла следующая задача: проследить путь от появления идеи постоянства объекта до идеи сохранения физических свойств объекта.
Эти исследования, проведенные в сотрудничестве с с Б. Инельдер и А. Шеминской, подтвердили основной закон развития ребенка, сформулированный Пиаже в его ранних работах, — закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрализации, более объективную умственную позицию.
Десятилетие с 1929 по 1939 год было годом плодотворных научных исследований. Вместе с Инельдером и Шеминским Пиаже он провел исследование генезиса числа, количества, пространства, времени, движения и т. Д. Эти исследования позволили изучить этап конкретных операций и, что наиболее важно, увидеть в них искомые операционные интегральные логические структуры интеллекта. Для точной интерпретации полученных фактов Пиаже решил использовать достижения операторской логики в психологии. В то же время он не ограничивался аппаратом формальной логики, а использовал математическую логику, модернизированную логику с учетом требований, выдвигаемых психологическими фактами. Пиаже ввел концепцию группировки в психологию.
Прежде чем ребенок устанавливает логические операции, он выполняет группировки — объединяет действия и объекты в соответствии с их сходством и различием, которые, в свою очередь, генерируют арифметические, геометрические и элементарные физические группы. Как Пиаже, истинная единица мышления — это не только концепция или изолированное суждение, класс или отдельно определенное отношение, но и каждая классификация во всей ее полноте, каждая серия объектов, расположенных по их отношению, каждая система генеалогических отношений, каждая шкала ценностей, другими словами, каждая группировка. Поэтому, как единое целое, Пиаже выбрал группу и начал ее изучать.
Трудность этого психологического исследования заключалась в том, что невозможно непосредственно проследить, как группы формируются в голове мыслящего субъекта, поэтому психологу необходимо было построить модель и обратиться к дедуктивной теории группировок.
С формальной точки зрения группировка — это закрытая обратимая система, в которой все операции объединены в один и подчиняются пяти формальным законам, критериям группировки. Группировка — это такая аксиоматическая модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов.
Поскольку эта гипотеза была выдвинута, интересы Пиаже разделились. С одной стороны, было выявлено разнообразие и богатство психологических фактов, с другой — возникла необходимость их строгой интерпретации с помощью аксиоматических моделей, взятых из логики, и дальнейшего развития этих моделей. Это также тема нескольких работ Пиаже.
В 1939-1950 годах Пиаже продолжил свои исследования в области психологии мышления. Он изучал формирование понятий движения, скорости, времени, представления ребенка о пространстве и геометрии. Совместно с М. Ламберсье было начато исследование восприятия, которое заинтересовало Пиаже в связи с развитием интеллекта. Основной проблемой, которая занимала Пиаже в эти годы, была связь между интеллектом и восприятием. Эта проблема касается различий и сходств между этими двумя структурами познания, отношения между восприятием и концепцией. Пиаже ставит вопрос о важности восприятия в познавательной деятельности в целом. Одной из задач была проверка выводов теории Гештальта, которая не удовлетворила Пиаже в связи с пониманием проблемы интеллекта. На основании экспериментального исследования процессов восприятия он показал вероятностный характер восприятия.
В тот же период Пиаже провел экспериментальное исследование перехода от мышления ребенка к мышлению подростка, дал описание формально-операционного мышления, сформулировал общую теоретическую и когнитивную концепцию «генетической эпистемологии». Основными публикациями этого времени являются три тома «Введение в генетическую эпистемологию».
Таким образом, тридцать лет спустя, после написания более двадцати томов психологических исследований, Пиаже вновь вернулся к 141 своей центральной философской идее — генетической эпистемологии, основанной на психологии.
В 1955 году начался новый период деятельности Пиаже. В том же году в Женеве был создан Международный центр генетической эпистемологии, в котором начали сотрудничать эксперты из разных областей знаний из разных стран. Пиаже стал главой этого центра. Ежегодные дискуссии по проблемам психологии, логики, биологии, эпистемологии и их обобщению позволили Пиаже и др. Его сотрудники публикуют более тридцати томов материалов.
Гипотеза об этапах интеллектуального развития ребенка
В том же году Пиаже разработал гипотезу об этапах интеллектуального развития ребенка и подростка. Согласно этой гипотезе, в интеллектуальном развитии можно выделить три больших периода: сенсомоторный, период подготовки и период выполнения конкретных операций, формальные операции. Эти периоды, в свою очередь, делятся на подпериоды подготовки и реализации структур интеллекта, характерных для периода в целом.
В каждом подпериоде Пиаже описывал возрастные этапы развития, которые позволяли шаг за шагом отслеживать достижение интеллектуальных операций. Дальнейшие работы Пиаже, опубликованные в течение следующих 25 лет, были посвящены развитию памяти, формированию у ребенка психического образа, общим проблемам биологии и психологии, теории познания (эпистемологии) и философии, а также анализу развития сознания у ребенка.
Подобно восприятию, процессы памяти и воображения Пиаже также рассматриваются в их отношении к интеллекту. Поэтому этапы интеллектуального развития, обозначенные Пиаже, можно интерпретировать как этапы психического развития в целом, поскольку развитие всех психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.
Основная идея, развитая во всех работах Пиаже, заключается в том, что интеллектуальные операции выполняются в форме целостных структур. Эти структуры формируются из-за равновесия, к которому стремится эволюция. Изучение интеллектуальных структур, анализ их связи с нервными структурами, с одной стороны, и с математическими, логическими и лингвистическими структурами, с другой, служит подготовкой к созданию общей теории структур. Этому посвящена одна из обобщающих работ Пиаже.
Генетическая психология Ж. Пиаже
Что можно считать главным результатом научной деятельности Пиаже? Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Термин «генетический», используемый в выражении «генетическая психология», был введен в психологию во второй половине XIX века, то есть до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле этого слова.
Термин «генетическая психология» относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Пиаже, выражение «генетическая психология» не может использоваться как синоним детской психологии, психологии развития ребенка, поскольку общую психологию также называют генетической, если она учитывает психические функции в процессе формирования.
Что изучает генетическая психология, созданная Пиаже? Объектом этой науки является изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как у ребенка формируются фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему движутся облака, почему текут реки, почему дует ветер, откуда появляется тень и т. д. Пиаже интересует особенности детской логики и, Самое главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрываются за внешней картиной его поведения.
Чтобы выявить эти механизмы, которые скрыты, но все определяющие, Пиаже разработал новый метод психологического исследования — метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно сложен. Это дает необходимые результаты только в руках опытного психолога. По мнению Э. Клапареда, метод Пиаже — это умственное аускультация и перкуссия, это искусство спрашивать.
Пиаже критически проанализировал методы, используемые до него, и показал их неспособность выяснить механизмы умственной деятельности. И теперь, когда метод тестирования все больше привлекает внимание психологов, стоит вспомнить позицию Пиаже по этому вопросу. Полвека назад он доказал, что тесты могут служить только целям отбора, но не дают представления о внутренней сущности явления.
Какие задачи решает созданная Piaget генетическая психология? Эта наука изучает, как происходит переход от одной формы умственной деятельности к другой, от простой структуры умственной деятельности к более сложной, и каковы причины этих структурных преобразований. Он изучает сходства и различия между психической жизнью ребенка и взрослого.
Генетическая психология, созданная Пиаже, как признают зарубежные исследователи, развивается в трех направлениях: определяются проблемы, составляющие ее предмет; разрабатывается метод исследования; происходит накопление, организация и интерпретация фактов.
Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Желание связать биологию и проблемы познания объясняет двойственную ориентацию Пиаже как психолога. Поэтому, как отметил студент и его ближайший соратник Б. Инельдер, чтобы понять теорию Пиаже, необходимо знать биологические предпосылки, из которых он исходит, и эпистемологические выводы, к которым он приводит.
Пиаже создал генетическую психологию, чтобы на ее основе можно было построить генетическую эпистемологию. По определению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание и, в частности, научное познание, на основе своей истории, социогенеза и психологических источников тех концепций и операций, на которые опирается научное познание. Пиаже был глубоко убежден, что необходимо использовать психологические данные для изучения природы познания.
Чтобы решить фундаментальные гносеологические проблемы (главная из которых заключается в том, что человеческий разум переходит из состояния недостаточного знания в более высокий уровень познания), мы не можем реконструировать генезис человеческого мышления доисторического человека. Мы ничего не знаем о психологии неандертальца или психологии кроманьонца. Но мы можем обратиться к онтогенезу, потому что именно у детей лучше всего изучать развитие логических, математических и физических знаний.
Заключение
Другая трудная проблема для теории этапов Пиаже — это явление временных задержек или декалей в развитии, среди которых можно отметить горизонтальные и вертикальные сдвиги. На самом деле, если структура уже сформирована, например, из конкретных операций, то почему существует временной разрыв в появлении концепции сохранения массы и сохранения объема? Согласно Пиаже, временные задержки всегда зависят от взаимодействия структур субъекта, с одной стороны, и сопротивления объекта, с другой.
Некоторые типы «сопротивления» объектов нельзя предсказать, прежде чем их можно будет объяснить только после их встречи. Он считал, что невозможно иметь общую теорию этого «сопротивления». Проведя аналогию с физикой, он сказал, что, будучи более точной наукой, она продвинулась гораздо дальше, чем психология. Физика использует математические методы. Но есть одна область, в которой физикам еще не удалось создать общую теорию. Это проблема трения.
Физики объясняют роль трения в данной ситуации, но они еще не пришли к общей теории этого явления. Временные задержки в умственном развитии — это нечто похожее. По словам Пиаже, их можно сравнить со всеми конкретными ситуациями, в которых возникает трение. Тем не менее, сравнение с физикой не может объяснить феномен декаля. Серьезные проблемы не могут быть решены по аналогии. Прежде всего следует учитывать собственную логику психического развития.
Этапы интеллектуального развития, по мнению Пиаже, можно рассматривать как этапы психического развития в целом. Пиаже изучал различные психические функции (память, восприятие, аффекты) на каждом уровне развития, но рассматривал все психические функции в их отношении к интеллекту. В отличие от других классификаций умственного развития ребенка, интеллект был в центре систем Пиаже. Развитие других психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.