Реминисценция — что это за явление в литературе и психологии

Реминисценция — это мнемический эффект характеризующийся внезапным воспоминанием воспринятого материала без его повторения через длительное время (от одних суток до 7, а то и более длительного периода времени). Реминисценция это психическое явление, которое зачастую возникает при восприятии информационного материала с внутренними логическими связями содержимого, производящего сильное эмоциональное впечатление на индивида. Явные причины возникновения внезапного воспоминания еще не изучены.

Что такое реминисценция

Реминисценцией называют такой феномен памяти, который появляется после запоминания информации без непосредственного воспроизведения ее сразу же после восприятия, а через определенный промежуток времени без действия на человека стимульного ряда.

Термин реминисценция был предложен в психологии сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 году. Ученый изучил феномен, который наблюдал у испытуемых при запоминании материала (вербального, невербального характера и сенсомоторных движений).

Эффект реминисценции наиболее выражен в дошкольном возрасте и у младших школьников. В области психологии учеными выявлены более высокие качественные показатели отсроченного воспроизведения заученного материала, нежели воспроизведение информации сразу после ее заучивания.

Внезапное воспроизведение материала после заучивания изучал П. Бэллард. В его экспериментальных исследованиях принимали участие личности, которые заучивали стимульный материал, но время для достаточного освоения было недостаточно. Через интервал времени длительностью в 24 часа – 7 дней испытуемые воспроизводили материал. Наилучшие результаты показали воспроизведения после 2-3 суточного интервала. Полученные результаты отличались количественно высокими показателями, что закрепилось в психологической науке о памяти, как феномен Бэлларда.

Также в психологии ученый Пьер Жане изучал реминисценцию. В своих трудах он описывал феномен, как независящий от внешних факторов автоматическое повторение действий.

Реминисценция это явление, которое довольно широко распространено, при этом частота ее возникновения зависит во многом от характера материала, который нужно запомнить.

В исследованиях ученого Д. И. Красильщиковой воспроизведение смыслового материала было выявлено гораздо в большем объеме, чем бессвязного воспроизведения материала. Экспериментальные исследования установили, что интерес к материалу существенно влияет на проявление реминисценции.

На возникновение явления внезапного воспоминания влияет степень овладения содержания материала заучивающим. При условии, что индивид недостаточно овладел содержанием информационного материала, внезапное воспоминание не состоится. Если заучивающий пытается непосредственно после самого заучивания воспроизвести материал, то он опирается на ассоциации, появляющиеся между образами и понятиями, а если воспроизведение более отстроченное, то субъект опирается на логическую связь.

Примером реминисценции можно назвать сдачу зачета студентом, который наизусть заучивает необходимую информацию без ее понимания, осмысливания. Перед сдачей зачета у индивида может быть «каша в голове», но в необходимый момент информация вспоминается. А после сдачи зачета студент забывает все, так и не поняв смысла заученного. Или же, например, какой-либо стих у школьника, формулировка, понятие. Во многих моделях обучения главным как раз выступает неосмысленное запоминание действий, фраз или слов, которое достигается частым повторением стимульного материала.

Реминисценцию может наблюдать у себя практически каждый человек. Бывает, что индивид неожиданно вспоминает ту или иную песню, стих или незначительные события. Особенностью данного эффекта есть то, что это воспроизведение материала происходит без целенаправленных на это усилий. Человек не вытягивает из памяти, не старается вспомнить строчки с песни, они сами выныривают из глубин памяти.

Функции и роль

Понимание памяти, как культурно-исторического явления, породило установление новых связей между историками и психологами. Для того чтобы культурный человек был способен раскрывать свое бытие в современном ему мире, не утрачивая связь с предшествующим, необходимо, чтобы он мог понимать смысл уже существующих артефактов и умел находить в них отзвуки своей культуры.

Реминисценция в психологии – это процесс семиотического воспроизведения материала памяти. Они осуществляются на границе, где происходит встреча – взаимодействие ядра социальной памяти с ее маргинальными окраинами, где осуществляется перевод ценностно-символических кодов с одного языка на другой:

Анализ социальной памятиРеминисценция в онтогносеологическом ключе является необходимым, но не достаточным для полного ее исследования. Социальная память – это не только реальность, имеющая особые способы своего бытия, это еще и определенный уровень отношений, которые постоянно образуются в рамках социальной памяти, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Гносеологические траекторииРоль реминисценции также доказана в теоретико-познавательном дискурсе. Она предполагает и некоторую корреляцию онтогносеологического подхода. В современном культурологическом знании в настоящее время происходят процессы, аналогичные тому, которые привели в середине XX века к институализации нового научного направления – науковедения.
Корреляция позицийРеминисценция позволяет характеризовать все гносеологические позиции. Её роль заключается в институализации нового научного направления.

Таким образом, несмотря на то, что реминисценция указывает на психиатрическое и психофизиологическое расстройство, этот процесс важен для изучения патогенеза личности в разрезе формирования памяти и воспоминаний.

Практика

Психология

Эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.

Литература

Различие между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» () реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.

Кино

Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь. Например, в фильме «Триумф воли» кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)».

Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе. Например, в английском фильме «Повелитель „Золотого треугольника“», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан: в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.

В политической кинодраме «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, ) при объяснении главному персонажу позиции ЦРУ офицер Хиггинс упоминает интересы толпы потребителей, которым нефть нужна любой ценой и вопреки международным договоренностям. Этот диалог кинематографических персонажей можно рассматривать реминисценцией монолога Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского.

Американский фильм «Айк: Обратный отсчёт» () оказался насыщен реминисценциями из более объективной, а местами самокритичной американской военной драмы «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far, ).

Причины возникновения

Присутствие моментов реминисценции зачастую является нормой, основанной на особенностях работы памяти. Эффект наиболее часто встречается в детском возрасте, особенно если первоначально запоминающийся материал имеет сильную эмоциональную окраску и внутренние логические связи. Если эмоциональная реакция в первый момент может мешать воспроизвести полученные знания, то после «обработки» материала «активируются» логические связи. Именно это позволяет спустя некоторое время наиболее подробно и правильно вспомнить о чем-либо.

С реминисценцией сталкиваются также студенты, когда происходит активная подготовка к экзаменам. А на первый план выходит не понимание материала, а целенаправленное заучивание. При первоначальных пересказах изученного за раз большого количества учебного материала его пересказ может быть неполным, в частности под воздействием усталости, скуки. Спустя сутки или более припоминание (реминисценция) осуществляется легче, а информация осознается в большем объеме.

Психологические причины

С психологической точки зрения эффект реминисценции проявляет себя ввиду нормализации состояния, когда проходит утомление. Материал «укладывается» в голове, из-за чего его озвучивание после становится проще.

Другим вариантом объяснения особенности считается отсутствие «наслоения» дополнительных деталей на ранее полученные данные. В ситуации, когда человек старается запомнить сразу много фактов, они «перекрывают» друг друга. Из-за этого возникает путаница, условное забывание. После определенного перерыва реминисценция может проявить себя, так как нет дополнительной нагрузки на память.

Психологи также считают, что даже при прекращении заучивания в сознании продолжается непроизвольный процесс повторения. Это позволяет основательно запомнить какие-либо данные. И после приводит к реминисценции в определенных обстоятельствах.

Россия

Вместе с тем в русский язык слово входило как бытовой галлицизм и аллюзия. В письме за 1 февраля 1840 года к российскому историку Т. Н. Грановскому философ и поэт Н. В. Станкевич называл «реминисценцией» платонические отношения адресата с Н. В. Во второй половине XIX века слово становится традиционным музыкальным термином. В письме к российскому композитору М. П. Мусоргскому пианист и дирижёр М. А. Балакирев от 10 июня 1863 года давал описание прошедшей оперы через музыкальные «реминисценции».

В современный период в России методологическими проблемами литературной реминисценции занимались М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, Ю. М. Лотман, А. Голловачева (), А. Архангельский () и П. Бухаркин (). Ряд плодотворных решений найден Ло ().

В начале 1990-х годов реминисценцией в драматургии (в творчестве Н. Садур и др.) занималась теоретик массмедийных искусств Санкт-Петербурга Т. А. Марченко и её студенты.

Практика

Психология

Эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.

Литература

Различие между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» (1943) реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.

Кино

Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь. Например, в фильме «Триумф воли» кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)».

Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе. Например, в английском фильме «Повелитель „Золотого треугольника“», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан: в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.

В политической кинодраме «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, 1975) при объяснении главному персонажу позиции ЦРУ офицер Хиггинс упоминает интересы толпы потребителей, которым нефть нужна любой ценой и вопреки международным договоренностям. Этот диалог кинематографических персонажей можно рассматривать реминисценцией монолога Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского.

Американский фильм «Айк: Обратный отсчёт» (2004) оказался насыщен реминисценциями из более объективной, а местами самокритичной американской военной драмы «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far, 1977).

Мнемические действия человека

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 9
В.Д.Шадриков и его ученики выделили следующие мнемические действия, выступающие в качестве способов произвольного за­поминания или организованного заучивания:

• группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и так далее);

• выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо крат­кого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, примеры и так далее);

• план — совокупность опорных пунктов;

• классификация — распределение каких-либо предметов, яв­лений, понятий по классам, группам на основе общих при­знаков;

• структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

• схематизация — изображение или описание чего-либо в ос­новных чертах;

• аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;

• мнемотехнические приемы — совокупность готовых, извест­ных способов запоминания;

• перекодирование — ‘вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме;

• достраивание запоминаемого материала и привнесения но­вого в запоминаемое — использование вербальных посред­ников, объединение и привнесение чего-либо по ситуатив­ным признакам, распределение по местам;

• серийная организация материала — установление или по­строение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве);

• ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности;

• повторение — сознательно контролируемые и неконтроли­руемые процессы воспроизведения материала.

Тема 12 Мышление

Мышление — познавательный психический процесс, с помощью ко­торого происходит обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности.

Общее понятие о мышлении.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно свя­занный с речью психический процесс поиска и открытия существен­но нового. Мышление возникает на основе практической,деятельно­сти человека из его чувственного опыта и далеко выходит за его пре­делы.

Отечественная психология рассматривает мышление как про­цесс:

• формирующийся в общественных условиях жизни;

• проявляющийся сначала как развернутая предметная деятель­ность, переходящая в свернутые формы;

• приобретающий характер внутренних умственных действий.

Сущность мышления заключается в отражении:

1. Общих и существенных свойств предметов или явлений окру­жающей действительности в том числе и таких, которые непо­средственно не воспринимаются.

2. Существенных отношений и закономерных связей между предме­тами и явлениями.

К опосредованному познанию человек прибегает в случаях когда:

• непосредственное познание невозможно из-за несовершенства научных методов или отсутствия соответствующих анализато­ров;

• исключено непосредственное познание, хотя и возможно;

• непосредственное познание нерационально.

Обобщенность мышления обеспечивается тем, что человек от­ражает окружающий мир не только в образной форме, но и словесной.

Физиологические основы мышления.

В основе процесса мышления лежат временные нервные связи двух видов: первосигналъные и второсигнальные.

Первосигнальные раздражители непосредственно связаны с ощущениями, восприятием окружающего мира.

Мышление, главным образом, опирается на второсигнальные временные нервные связи, образующиеся с помощью слова и отра­жающие существенные отношения между предметами или явления­ми.

СЛОВО- «сигнал сигналов» (И.П.Павлов) является обобщен­ным раздражителем. Со словом вводится новый принцип нервной деятельности — анализирование и синтезирование этих новых обоб­щенных сигналов.

Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Мышле­ние происходит в речевой форме.

Виды мышления.

Основание для выделения вида мышленияВиды мышления
Генезис мышленияНаглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое
Тип познанияТеоретическое Эмпирическое
Функции мышленияТворческое Критическое
Степень рефлекцииИнтуитивное Аналитическое (логическое)
Средства действияВербальное невербальное

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опираю­щийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преоб­разование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления характеризую­щийся опорой на представления и образы.

В отличии от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляе­мый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление — это такой вид мышления, с помо­щью которого происходит познание законов и правил. Решение за­дачи при указанном типе мышления происходит с самого начала и до конца в уме с использованием готовых знаний. Теоретическое мышление подразделяется на два вида:

• образное мышлениематериалом которого являются пред­ставления и образы предметов или явлений окружающей действительности;

• понятийное мышление, опирающееся на знания человека, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Эмпирическое мышление — это вид мышления, обеспечивающий подготовку физического преобразования действительности: поста­новку цели, создание плана, проекта, схемы. Оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. По мнению Б.М.Теплова, ра­бота эмпирического мышления в основном направлено на разреше­ние частных конкретных задач… тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономер­ностей. Также как и теоретическое, эмпирическое мышление под­разделяется на два вида:

• наглядно-действенное мышление — вид мышления, позво­ляющий осуществлять практическую преобразовательную деятельность человека с реальными предметами. Оно свойст­венно людям массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом;

• наглядно-образное мышление — вид мышления, непосредст­венно связанный с восприятием человека окружающей дей­ствительности. Свойственно детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также представителям «операторных» профессий, руководителям разного ранга.

Творческое мышление — это мышление, которое позволяет че­ловеку порождать новые творческие идеи в условиях свободы от вся­кой критики, внешних и внутренних запретов.

Творческое мышление характеризуется следующими особенностями:

• получением результатов, которые раньше никто не получал;

• возможностью действовать различными путями, не зная, ка­кой из них может привести к желаемому результату;

• априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;

• отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;

• необходимостью действовать самостоятельно и без подсказ­ки.

Критическое мышление — это вид мышления по своему функ­циональному назначению противоположное творческому. Критиче­ское мышление требует строгости к себе и другим в отборе и оценке выдвигаемых идей.

В основе различия между интуитивным и аналитическим (логи­ческим) мышлением лежат три признака: временной (время протека­ния процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанно­сти (осознанный или неосознанный).

В этой связи:

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека, в то время как интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выра­женных этапов, является минимально осознанным.

Невербальное мышление (наглядное) — мышление, которое осно­вывается на видении или представлении предметов, составляющих содержание решаемой задачи.

Вербальное мышление опирается прежде всего на отвлеченные знаковые структуры, в частности, на слово.

Люди, с невербальным мышлением испытывают значительные трудности даже при решении простых задач, представленных в зна­ковой форме. Обладателям же вербального мышления нелегко да­ются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Мыслительные операции

В процессе решения мыслительной задачи человек использует различные мыслительные операции:

• анализ- расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

• синтез- мысленный переход от частей к целому;

• сравнение- установление сходства или различия между объ­ектами;

• обобщение- мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам;

• абстрагирование- отвлечение от несущественного на основе выделения и сохранения существенных свойств и связей предметов или явлений;

• конкретизация- переход от общего к единичному, соответ­ствующему этому общему.

Логические формы мышления

Существуют три основные логические формы мышления.

Понятие.

Понятие — это логическая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки, свойства предметов или явлении ок­ружающей действительности.

Понятие можно рассматривать как знание существенного, об­щего в предметах и явлениях действительности. В понятиях кристал­лизуются знания о предметах и явлениях действительности в обоб­щенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятия существен­но отличается от представления.

Представление — это образ конкретного предмета. Пред­ставление конкретно, образно, наглядно.

Понятие — это отвлеченная мысль о предмете. Понятие обладает обобщенным, абстрактным, ненаглядным характером.

Понятие более высокая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире, полнее отражает действительность, чем представ­ление.

Суждение.

Суждение — это логическая форма мышления, в которой от­ражаются связи между предметами или явлениями действительно­сти или между их свойствами и признаками

Суждения содержат в себе утверждение или отрицание какого-либо положения. Суждения могут быть истинными или ложными. Истинность суждений в конечном итоге проверяется практикой.

Суждения образуются двумя основными способами:

• непосредственно — когда в суждении выражается то, что восприни­мается;

• опосредованно — путем рассуждений, являющихся формой опосре­дованного познания действительности.

12.5.3 Умозаключение.

Умозаключение — логическая форма мышления, с помощью ко­торой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, при­ходит к новым общим или частным выводам, к новым суждениям.

В процессе осуществления мыслительной деятельности человек использует два вида умозаключений:

индукцию — способ рассуждений от частных суждений к общему дедукцию — способ рассуждений от общих суждений к частным. Типичным примером умозаключения является доказательство мате­матической теоремы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Закон Зейрганик

Блюма Вульфовна Зейгарник (9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии. Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I степени (1978). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л. С. Выгодского.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связанный с какими-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

К.Левин объяснил данный факт формированием у человека, взявшегося за решение какой-либо задачи, так называемой квазипотребности, то есть потребности решить, довести до конца соответствующую задачу. До тех пор пока эта потребность не будет удовлетворена, она будет удерживать в памяти испытуемого информацию, связанную с ней.

Реминисценция

Один из эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительное объяснение, носит название реминисценция.

Реминисценция (от лат. reminiscor — припоминать; выдумывать) — мнемический эффект, состоящий в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удавалось воспроизвести.

В результате происходит частичное или даже общее улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным. Реминисценция наблюдается в процессе запоминания самого различного вербального и наглядного материала (тексты, стихи, списки, наборы картинок, предметов). Особенно ярко Реминисценция проявляется в памяти на эмоционально окрашенные жизненные события и при работе с логически связным материалом. Реминисценция чаще обнаруживается при запоминании большого по объему материала, а также — у детей, чем у учащихся старших классов и взрослых.

Таким образом, память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Обладает способностью длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из этих оснований — деление видов памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье — по использованию мнемотехнических средств, четвертое — по участию воли в процессах памяти, пятое — по участию мышления в состав указанных групп.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения являются основными процессами памяти. Процессы памяти также тесным образом связаны с особенностями возраста человека, с особенностями личности, с его эмоциональным настроем, интересами и потребностями.

Реминисценция — это мнемический эффект характеризующийся внезапным воспоминанием воспринятого материала без его повторения через длительное время (от одних суток до 7, а то и более длительного периода времени). Реминисценция это психическое явление, которое зачастую возникает при восприятии информационного материала с внутренними логическими связями содержимого, производящего сильное эмоциональное впечатление на индивида. Явные причины возникновения внезапного воспоминания еще не изучены.

Причины возникновения

Присутствие моментов реминисценции зачастую является нормой, основанной на особенностях работы памяти. Эффект наиболее часто встречается в детском возрасте, особенно если первоначально запоминающийся материал имеет сильную эмоциональную окраску и внутренние логические связи. Если эмоциональная реакция в первый момент может мешать воспроизвести полученные знания, то после «обработки» материала «активируются» логические связи. Именно это позволяет спустя некоторое время наиболее подробно и правильно вспомнить о чем-либо.

С реминисценцией сталкиваются также студенты, когда происходит активная подготовка к экзаменам. А на первый план выходит не понимание материала, а целенаправленное заучивание. При первоначальных пересказах изученного за раз большого количества учебного материала его пересказ может быть неполным, в частности под воздействием усталости, скуки. Спустя сутки или более припоминание (реминисценция) осуществляется легче, а информация осознается в большем объеме.

Психологические причины

С психологической точки зрения эффект реминисценции проявляет себя ввиду нормализации состояния, когда проходит утомление. Материал «укладывается» в голове, из-за чего его озвучивание после становится проще. Загрузка…

Другим вариантом объяснения особенности считается отсутствие «наслоения» дополнительных деталей на ранее полученные данные. В ситуации, когда человек старается запомнить сразу много фактов, они «перекрывают» друг друга. Из-за этого возникает путаница, условное забывание. После определенного перерыва реминисценция может проявить себя, так как нет дополнительной нагрузки на память.

Психологи также считают, что даже при прекращении заучивания в сознании продолжается непроизвольный процесс повторения. Это позволяет основательно запомнить какие-либо данные. И после приводит к реминисценции в определенных обстоятельствах.

Русская литература

Реминисценция в литературе русских классиков чаще всего встречается в поэзии. Авторы бессознательно заимствовали чужие образы или же ритмико-синтаксический ход. Встретить подобные примеры можно в произведениях А. Блока, А. Пушкина, О. Мандельштама и многих других.

Сознательно приемом реминисценции пользовались многие русские поэты для создания у читателя сложных ассоциаций, которые обогащали восприятие произведения.

Литературные реминисценции в поэзии:

  • В поэме А. Пушкина «Евгений Онегин» при описании могилы Ленского автор создал ассоциацию с популярной в то время элегией Ш. Мильвуа.
  • В своем произведении «Скифы» А. Блок использует фразу из «Слова о полку Игореве».
  • В своих стихах А. Блок и О. Мандельштам сознательно намекают на творчество И. Анненского.

Формы проявлений

Анализ современной философской литературы, посвященной проблемам реминисценций, позволил выявить специфику возникновения реминисценций, раскрыть их функционально-смысловую характеристику.

В процессе возникновения реминисценций могут быть задействованы, как 2 однородных (в определенной степени), так и 2 разнородных феномена культуры. Один из них – та сущность, которая обозначается в этом процессе, и поэтому выступает, как основная (primary subject) форма проявления.

Второй – сущность вспомогательная (secondary, subsidiary subject), как форма проявления.

Она соотносима с обозначаемым уже готового наименования:

  • Гетерогенность этих сущностей и сопутствующие им ассоциативные комплексы позволяют выходить за пределы и старого, и нового круга представлений, синтезируя принципиально новую реальность.
  • Сам процесс реминисциоризацни может быть рассмотрен, как собственно проблемная когнитивно-номинативная ситуация со многими переменными факторами, среди которых могут быть, как факты личной интеллектуальной, духовной культурной жизни человека, так и бытия общества, в котором живет человек.
  • Реминисцентный процесс предельно богат и разнообразен в формах проявления. Он охватывает всю интенцию субъекта реминисценции, включая момент выбора того или иного способа выражения смысла реминисценции.

Замысел реминисценции – это острая потребность назвать осознаваемое (зачастую довольно смутно), но еще не додуманое понятие (вещь, предмет) путем использования уже существующего текста, звука, краски, жанра искусства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]