Определение социализации
Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.
Психологическая наука говорит, что социализация
– это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.
Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?
Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.
Социализация в психологии
Этот термин также используется психологами, социальными психологами и педагогами. Это обозначает процесс изучения своей собственной культуры и того, как человек в ней живёт.
Социализация в психологии обращает особое внимание на то, как:
- Индивидуум приобретает привычки и навыки, необходимые для взаимодействия в его социальном окружении.
- Общество побуждает каждую отдельную личность к своим моральным нормам и ценностям, и таким образом оно добивается социальной и культурной преемственности.
Смотрите также значения Социологии, Аномии и Видов социальных норм.
Виды социализации
Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.
Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:
- Первичная социализация
– начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами. - Вторичная социализация, или ресоциализация
– процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной. - Групповая социализация
– процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников. - Гендерная социализация
– процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами. В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции. - Организационная социализация
– процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках. - Досрочная социализация
– процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.
Человек, Индивид, Личность
В человеке связаны такие начала, как биологическое, духовное, социальное, а так же сознание и сфера подсознания. Если же рассматривать понятие «человека» так, как его рассматривают в науке, то человек – это итог и становление космической эволюции и продукт долго продолжительного развития живой природы. А еще человек и живет, и рождается в социальной среде. Человек умеет мыслить – это не мало важно, потому что именно при помощи этого осуществляется духовный мир человека.
В таких понятиях, как «индивидуальность», «индивид», «личность» существуют и природные элементы и социальные элементы системы «человека». Существует понятие «субъект». В философии данное понятие – это одно из основных собирательных понятий. В него входят все те понятия, которые были перечислены выше.
И так, субъект – это человек, который является действующим, со всеми его знаниям, опытом, а так же практикой.
«Субъективность» — это важнейший аспект индивидуального бытия человека, его взаимосвязи с общественным бытием. «Человеческая субъективность» — это мир мысли, воли, а так же чувств, которое присуще человеку. «Субъективность» и «человеческая субъективность» — это различные понятия, поэтому смешивать и путать их не стоит.
Человек — это субъект социально-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
В науке существуют до сих пор понятия, которые являются неопределенными и спорными. «Личность» как раз и относится именно к ряду таких понятий. Важным аспектом в понимании личности является то, что человек — это биосоциальное существо. Его невозможно разделить с его телесностью и с его собственной природой. Однако он обладает и душой, и сознанием. Именно, исходя из всего это, личность дает характеристику двум закономерностям:
- природно-биологической;
- социально-исторической.
Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности – вот как философия дает определение личности.
Существует и иное значение личности: это система социально значимых черт, которая является устойчивой, она дает характеристику индивиду как члена того или иного общества.
Личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям, — подчёркивал А. Н. Леонтьев.1
Личностью не рождаются, личностью становится, принимая для этого колоссальные усилия – именно этого придерживаются авторы понятия «личности».
Ведь ни каждый человек это личность. Человек, который сошел с ума, человеческий ребенок, человек который существовал в родовом строе – все они не являются личностью. Чтобы человек стал личностью, ему необходимо пройти путь социализации. Человеку нужно усвоить социальный опыт, который копился долгое время у поколений людей, приобщиться к сложившейся системе социальных связей и отношений.
Поворот в отношениях человека к изменениям окружающей среды – вот тот этап, с которого и начинается история человека. Как только человек перестает давать реакцию на изменение окружающего его мира, когда человек положил начало собственной искусственной среде, вот тогда и начинается социальная история человека. Из-за данных формы общественной адаптации произошло разделение труда, его специализации, усложнения форм стадной, а потом и групповой организации. Эти формы социальной адаптации нашли свое выражение в усложнении функции мозговой деятельности.
Данные факторы и дали человеку возможность получить колоссальные возможности в том, что бы обеспечить себе жизнь2. Совершенствование орудий труда и появление излишков продуктов – все это оказало влияние на организацию социальной жизни: жизнь стала намного сложнее, общество приобрело структуру. И то, какую роль может сыграть конкретная личность в разрешении противоречий, возникающих в социальных процессах, зависит, прежде всего, от их масштаба, соотношения в них необходимого и случайного, от особенностей общества.
Специфика личности оказывает колоссальное влияние на социальные процессы. 3Происходит измена обстоятельств собственной жизни, определяется и развивается линия своей судьбы – все это происходит после того, как личность начинает включаться в общественные процессы. По другому можно сказать так, что общественная активность это то, что является главным фактором самоопределения личности.
Далее рассмотрим на рисунке факторы, которые оказывают воздействие на формирование личности:
Рисунок 1 – Факторы формирования личности
Итак, теперь подытожим все выше сказанное: личность – это индивид человека, который является субъектом сознательной деятельности, у которого присутствует совокупность общественно значимых черт, качеств, свойств – все это человек воплощает в социальной жизни.
Личность не может существовать отдельно от общения и общественной деятельности. Индивид может проявить свою общественную сущность, выработать ценностные ориентации, а так же сформировать собственные общественные качества только в том случае, когда личность включилась в процесс исторической практики.
Все это значит, что личность – это продукт интеграции процессов, которые, в свою очередь, осуществляют жизненные отношения субъекта.
Этапы социализации
Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом
этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.
На этапе индивидуализации
человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.
Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.
Следующий этап социализации – интеграция
. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.
Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.
Особенности понятия социализациястатья
Особенности понятия «социализация» в социально-психологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов
Несмотря на широкую распространенность, термин «социализация» не имеет однозначного толкования у различных представителей психологической науки. Впервые понятие «социализации» ввел социолог Дюркгейм, и долгое время данный феномен изучался только в рамках социологии. В конце 60 гг. XX века это социально-психологическое явление стало выступать как междисциплинарная проблема, к ней усилилось внимание специалистов различных областей – социологов, философов, педагогов и психологов.
Развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему, описана Т. Парсонсом. Согласно Парсонсу, индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Осуществляется с помощью трех основных механизмов: а) познавательных; б) защитных, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты и в) механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами. Механизмы приспособления, по мнению Т.Парсонса, сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами. Такое приспособление приводит к интернализации элементов социального контроля и в этом смысле имеют сходство с функционированием супер-эго. Согласно Т.Парсонсу, познавательными механизмами социализации являются подражание (имитация) и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви. Для того, чтобы личность переживала идентификацию с другим человеком, необходимо, чтобы последний имел определенную установку к социализируемой личности и установил с ней определенные отношения. Эти отношения могут выражаться в таких действиях, как советы и указания учителей и родителей. Интернализируя эти указания и ожидания, социализируемая личность приобретает индивидуальную нравственность. Таким образом, все те механизмы, с помощью которых, согласно Т.Парсонсу, осуществляется социализации личности, участвуют также в процессах ее адаптации на всех этапах развития.
В настоящее время существует два крупных течения, занимающиеся данной проблемой: американское и французское. Американские исследователи в целом, склонны суживать смысл данного понятия: социализация рассматривается как процесс обучения, путь принятия групповых норм, адаптация. Французские же ученые рассматривают социализацию более широко – как весь комплекс взаимоотношений между человеком и обществом.
В рамках зарубежной психологии можно выделить три основных школы, по-своему трактующих самое понятие социализации. Представители теории научения под социализацией понимают развитие и контролирование определенных «драйв-систем» (Дюркгейм Э., и др.).
Приверженцы психодинамической школы трактуют данное понятие как развитие «супер-эго», направление энергии в социально приемлемую активность и обучение сдерживанию базовых желаний и потребностей (МакНейл Э.).
Интеракционисты убеждены, что социализация – это взаимодействие ребенка и окружающей среды.
Социологами термин трактуется как «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям» [7:75].
В психологической энциклопедии отмечается, что социализация «относится к процессам, посредством которых личность развивает качества, необходимые для эффективного функционирования в обществе, в котором он живет». Составители Международного словаря образовательных терминов Г.Т. Пейдж, Дж.В.Томас, А.Р.Маршалл под термином «социализация» понимают процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми» [2:123].
Очевидным становится тот факт, что в западных исследованиях общество представлено довлеющей силой, а сам человек выступает пассивным материалом, из которого «лепится» желаемый «продукт». Данный подход делает все подобные теории, по существу, теориями конформности. Справедливости ради, следует отметить, что есть ряд теорий, в которых личность не рассматривается как пассивный участник процесса социализации. Как пишет американский психолог Т.Шибутани, «социализация – это непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого новичок избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой» [7:64].
Таким образом, анализ источников позволяет утверждать, что в 60-70гг в англо-американской социально-психологической литературе активно развивается взгляд на социализацию как на процесс субъект-субъектности.
В современной отечественной социальной психологии также нет однозначного толкования термина «социализация». Нередко в качестве синонима социализации выступают термины «формирование личности», «воспитание личности», «становление личности» и др. Тематика социализации входит в проблемное поле отечественных исследований с 1960гг. Значительный вклад в разработку концептуальных подходов к исследованию социализации вносят Г.М.Андреева, И.С.Кон и другие российские специалисты в области социальной психологии. Большинство отечественных психологов подчеркивает, что любой индивид и его психика изначально и всегда социальна. И в ходе развития человека не только общество влияет на него, но и он на общество. И здесь не односторонняя, а двусторонняя зависимость.
Так, Г.М.Андреева трактует социализацию как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей» и т.д. [1;79]. Если ориентироваться на теорию социальной установки, объясняющую процессы регулирования социального поведения человека, то можно сказать, что социализация — это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности.
По мнению И.С.Кона, социализация включает в себя не только осознаваемые, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
В Психологическом словаре АПН СССР социализация понимается как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте [5:203]. К.К.Платонов в Кратком словаре системы психологических понятий дает следующее определение термина: «Социализация – это приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства» [5:198].
Словарь прикладной социологии трактует термин как сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности… Вне включения человека в тот или иной вид деятельности, совместной с другими людьми, процесс социализации, формирования личности невозможен [6:165].
Таким образом, в отечественной социальной психологии социализация понимается как процесс многогранный, непременно активный и не прекращающийся в течение всей жизни человека. Как справедливо замечает Новиков В.В., «в процессе социализации… личность выступает как субъект общественных отношений, который последовательно, а иногда и одновременно усваивает социальный опыт общества, а потом и сам воздействует (на общество) через собственную деятельность» [4:164].
Литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2004.
- Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы./Социальная психология в изменяющемся мире/ Под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. – 575 с.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. – М., 1998.- 464 с.
- Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990.
- Социологический энциклопедический словарь //Редактор-координатор – академик РАН Г.В.Осипов. – М., 1998. – 488 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1984.
Стадии социализации личности
Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.
Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.
Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.
В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.
Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».
Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).
Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.