Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

Приходилось ли вам долгое время лежать в больнице или находиться в другом государственном учреждении вдали от родных и друзей? Что вы при этом чувствовали? Вероятно, вам не хватало душевных разговоров, объятий, тепла. Из-за этого вас одолевала тоска, мучила подавленность. Это и есть легкие проявления госпитализма. В более тяжелых случаях синдром госпитализма проявляется целым рядом соматических и психических нарушений. Особенно опасен госпитализм для детей из интерната и неблагополучных семей. Предлагаю разобраться во всем по порядку: какого происхождение феномена госпитализма и что это значит, как проявляется и как лечится.

госпитализм

Сущность отклонения

Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, которые возникают у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, внимания и воспитания, у младенцев – разлукой с матерью.
Синдром госпитализма у детей выражается в психической и физической малоразвитости и нередко приводит к необратимым последствиям, а при отсутствии лечения – к смерти.

У взрослых расстройство развивается при продолжительном пребывании в больнице, в условиях дефицита общения и проявляется в уклонении от существования в социуме, утрате интереса к труду и активности, потере трудовых навыков, заинтересованности в пребывании в условиях стационара как можно дольше. Чем более длительный срок пребывания больного в стационаре, тем меньше шансов на его сохранение в качестве единицы социальной среды.

Госпитализм

Что это такое?

Госпитализм – это психологический термин, обозначающий серьезное нарушение психической деятельности у детей или взрослых.

Такой феномен обусловлен дефицитом человеческого общения, узостью социальных контактов или полной изоляцией от общества.

Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

Таким образом, госпитализм — это отставание в развитии детей или деградация эмоциональных и поведенческих реакций у взрослых.

Чаще обнаруживается в раннем, дошкольном и школьном возрасте. В юности, зрелости и старости встречается редко.

Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

Наукой изучены случаи заболеваемости у детей, которые в силу тех или иных причин долго пребывали в госпиталях или других медицинских учреждений, интернатах или детских домах.

Синдром проявляется в выраженных отклонениях от нормы коммуникативных и интеллектуальных способностей, интеллектуальных способностей, а также навыков мелкой моторики, умений выражать эмоции. Такие дети испытывают трудности с освоением основных движений, отстают в росте, наборе мышечной массы, в возрастном физическом развитии.

Взрослые пациенты страдают депрессиями и потерей интереса к окружающему миру.

Идеальные условия для деградации

Госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  1. Продолжительная госпитализация, условия которой изолируют человека от общения с родными людьми и друзьями, при этом круг общения ограничивается медицинским персоналом. Фактором риска в данном случае выступают хронические заболевания, требующие частого прохождения долгих лечебных курсов в условиях стационара.
  2. Разлука ребенка с матерью.
  3. Отсутствие внимания со стороны матери и близких к маленькому ребеночку, незаинтересованность в нем, его жизни и становлении его как личности.
  4. Возраст. В младенческом и детском возрасте дети, воспитывающиеся в приютах, интернатах и иных местах подобного характера, не получают необходимого внимания и заботы. Это затрудняет социальную адаптацию. Пожилой возраст также способствует развитию госпитализма, особенно, если старики пребывают в специализированных учреждениях – домах престарелых, интернатах. Отсутствие внимания и недостаток любви не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние человека в годах.
  5. Продолжительное пребывание как детей, так и взрослых, в оздоровительных центрах, где обстановка и распорядок дня схожи с условиями стационара.

К факторам, провоцирующим развитие синдрома, также следует отнести бедность психологического окружения, недостаток эмоционального контакта.

Основные идеи теории Спитса и современный взгляд

Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.

При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.

Рене Шпиц

Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.

Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.

Диагностика

Феномен госпитализма, учитывая возраст, диагностируется посредством внешнего осмотра и непродолжительного наблюдения за ребенком. Врач опрашивает родственников, персонал или лиц, которые контактировали с дитятей. Требуется осмотр таких узких специалистов:

невролог — устанавливает соответствие развития ребенка возрасту, проверяет мышечный тонус, рефлексы, реакцию на звуки, свет; психиатр — определяет коммуникативные навыки, способность к самообслуживанию, проверяет эмоциональную сферу; психолог — специалист проверяет адекватное реагирование в процессе беседы, умение контактировать, речь, мышление, память и внимание.

Установка диагноза осложняется отсутствием родных или наличием неблагополучной семьи, ребенку требуются госпитализация и продолжительное наблюдение. Подбирается индивидуальная терапия.

Феномен госпитализма в младенчестве

В младенческом возрасте общее состояние детишек, брошенных своими матерями, либо страдающих от недостатка их заботы и внимания, отличается следующими показателями:

  • отказ от еды, быстрая потеря веса;
  • ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
  • мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
  • отсутствует обратная реакция на контакты.

Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.

Симптоматика

Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.

Симптомы госпитального синдрома у детей:

  1. Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
  2. Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
  3. Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
  4. Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
  5. Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
  6. Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
  7. Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
  8. Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.

Клинические признаки патологии у взрослых:

  • Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
  • Апатия, пассивность, безучастие,
  • Страх перед выпиской из стационара,
  • Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
  • Постоянный конфликты с окружающими,
  • Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
  • Эмоциональная обедненность.

Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.

Детская депривация

У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.

Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.

У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.

Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.

Иногда госпитализм может становиться причиной смерти ребенка, особенно при присоединении инфекции, с которой не способен бороться ослабленный организм.

Симптомы

Поскольку госпитализм это в психологии отставание в развитии для детей и деградация для зрелых людей, его признаки у данных возрастных групп несколько отличаются.

Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

Детский госпитализм характеризуется:

  • отклонениями от нормальных показателей роста и веса, такие дети имеют определенный внешний вид — они низкие, худые, с неразвитой мускулатурой;
  • сложностями при осуществлении активных физических действий, малыши поздно осваивают ходьбу и неуверенно двигаются, бегают, держат руками и пользуются предметами быта;
  • обедненностью мимики и эмоциональных реакций, т.е. они не отвечают как должно на многие события в жизни, не могут смеяться над чем-то, радоваться новому, получать удовольствие от игр;
  • частыми монотонными движениями тела, конечностей, губ или глаз (раскачиванием головы из стороны в сторону, сжиманием разжиманием кистей, морганием и т.п.);
  • восприимчивостью к соматическим заболеваниям, малыши быстро «подхватывают» инфекции и тяжело переносят их, страдают многочисленными хроническими недугами;
  • задержкой речи;
  • недоразвитием интеллекта;
  • поздним освоением гигиенических навыков (горшка, мытья рук, душевых процедур).

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства?

  • отсутствие нормального общения с ребенком (игр, разговоров, обмена эмоциями);
  • плохой уход за малышами (игнорирование их потребностей, нежелание купать, переодевать, укладывать спать, кормить, сопровождать на прогулки).

Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

Кроме этого, такие родители не уделяют времени на обучение своего ребенка, не хотят помочь в освоении первых шагов, почитать малышу, порисовать или полепить с ним.

Симптомы расстройства у взрослых

У данной возрастной группы причина госпитализма заключается в дефиците человеческого общения, изоляции. Поэтому случаи болезни часто обнаруживаются в тюрьмах, отдаленных от цивилизации населенных пунктах или в домах престарелых.

Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

Такие люди, лишенные общества, полноценных дружеских и родственных связей становятся апатичными и безынициативными, не могут четко формулировать свои мысли и выражать их, а также дать ответную реакцию на положительные или отрицательные стимулы извне.

Они перестают читать, смотреть телевизор, выходить на прогулки, имеют застывший взгляд и отрешенное выражение лица, их конечности могут периодически подергиваться.

Как это выглядит во взрослом возрасте?

У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.

Характерными симптомами в данном случае являются:

  • потеря аппетита;
  • развитие апатии;
  • личностный регресс;
  • ухудшение памяти;
  • потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
  • эмоциональное обеднение;
  • снижение общительности;
  • ухудшение отношений с окружающими людьми;
  • утрата интереса к трудовой деятельности.

У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.

Методы лечения

Основным методом лечения госпитального синдрома является психотерапия. Грамотный психотерапевт подберет подходящий метод лечения для конкретного пациента. Возможно использование следующих видов:

  • когнитивно-бихевиоральная психотерапия;
  • социальная психотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • комплекс реабилитационных мероприятий (отмена медикаментозной терапии, увеличение контактов с окружающими и т. д.).

Синдром госпитализма является хоть и негативной реакцией человека на условия больницы, но вполне закономерной и распространенной. При своевременном вмешательстве психолога и поддержки со стороны близких человек с легкостью справится с данной проблемой.

Феномен госпитализма в психиатрии

Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, что является тяжелейшей формой госпитализма.

Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.

После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.

Как действовать

Лечение госпитализма у детей и взрослых отличается. Для детей этот синдром особенно опасен, поэтому и терапия занимает гораздо больше времени, чем при восстановлении взрослых.

Чтобы вернуть ребенка в социальную среду и возвратить ему интерес к жизни, необходимы:

  • работа с психологом;
  • педагогическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • интенсификация общения ребенка со сверстниками.

Если синдром возник при помещении ребенка в условия стационара, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью, а в то время, пока он находится в больничном учреждении, регулярно навещать его и выказывать заинтересованность в нем, оптимальным же вариантом станет организация круглосуточного нахождения мамы рядом с ребенком.

При лечении взрослых пациентов на проблему воздействуют следующим образом:

  • по возможности устраняют симптомы заболевания, из-за которого пациент вынужден находиться на стационарном лечении, а также его первопричину;
  • проводят реабилитацию с психотерапевтом;
  • обеспечивают больному внимание и заботу со стороны близких.

Профилактика возникновения синдрома

Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.
У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.

Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]