В каждом обществе есть свод правил, оценок, принципов и норм поведения, которые основываются на исторически сложившемся понимании того, что такое хорошо, что такое плохо, и не подлежит критике. Такая организация жизни в обществе называется моралью. Для многих людей это синоним нравственного поведения.
Нравственное поведение
В психологии данное понятие рассматривается не только в коллективном, но и индивидуальном смысле, под моралью понимают уровень самоконтроля личности.
Как появилась мораль, ее сущность
Термин «мораль» имеет латинское происхождение. В буквальном переводе он означает «нрав», «обычай». На протяжении многих веков с момента появления его содержание видоизменялось. В основе понятия лежат законы и традиции государства. Изменение общественного уклада жизни, эволюционное развитие общества влекли за собой трансформацию содержания морали.
В современном обществе это понятие используется в качестве презентации допустимых действий человека. При этом законодательно установленные принципы в отношении людей с различным гражданством на территории одной страны будут действовать по-разному. К «своим» относятся более снисходительно, чем к чужакам. В действующем законодательстве РФ предусмотрено взыскание с гражданина компенсации, если он причинил кому-то моральный ущерб.
Кроме того, общество имеет классовую стратификацию, в различных его слоях господствуют разные правила и нормы поведения. Отождествляя себя с той или иной социальной группой, человек принимает ее правовые устои. У него формируются чувство ответственности за свои поступки, эмпатия, чувство вины, раскаяние.
Сообщения исследователей относительно возникновения и развития нравственности у человека можно объединить в 3 подхода:
- Когнитивный подход базируется на уверенности ученых в том, что нравственность проходит в своем развитии несколько этапов и соотносится с возрастной периодизацией развития. Основоположниками этого подхода стали Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Э. Тюриель.
- Биологический подход связывает нравственность с развитием психики. Маленький ребенок еще не способен понимать моральные правила и анализировать поведение других. Взрослый человек, психические функции которого достигли своего максимума, наблюдая то или иное поведение людей, может с уверенностью сказать, морально это или нет. Сторонниками этого подхода стали Д. Хайдт и М. Хоффман.
- Психоаналитический подход объясняет появление у ребенка способности следовать правилам развития чувства вины и стыда. Основоположником этого подхода является З. Фрейд.
Чувство вины и стыда
Внимание! В разных странах нравоучительные нормы различны. Их содержание обуславливается национальностью, ценностными ориентирами жителей и стремлением государственной власти охранять спокойную жизнь граждан.
Определение морали в разных науках
Боязнь высоты — как называется фобия
Науки, изучающие поведение людей, право и законы, особенности разных слоев населения, предлагают различные толкования нравоучений. Однако все эти определения схожи в том, что мораль – это оценка человеком своих поступков с точки зрения их правильности или неправильности.
Важно! В разных обществах отношение к одному и тому же поступку может быть различным, потому что мораль и нравственность личности – это условные характеристики.
Первой наукой, в которой исследователи стали задаваться вопросом, что такое мораль, стала философия. Автором термина «мораль» является Цицерон. Античные философы отождествляли ее с этическими принципами поведения.
Физиологи и биологи установили, что в мозге человека в момент обдумывания вопросов морали не формируется отдельная когнитивная система. Решение вопросов, связанных с нравственным выбором, активизирует нейронные отделы мозга, которые отвечают за объяснение человеком намерений других людей. Эти же отделы мозга отвечают за понимание человеком социальных эмоций. На основании этого исследователи сделали вывод, что мораль участвует в возникновении взаимопонимания между людьми. Физиологическим развитием отдела мозга объясняется и формирование нравственных основ личности в процессе ее взросления.
Психологи, отвечая на вопрос, что значит мораль, связывают ее с личностным развитием человека, с появлением у него способности сопереживать другим, анализировать свое и чужое поведение. С точки зрения психологии, формирование нравственности невозможно без воспитания. Нормы и ценности формируются в семье. Именно здесь опыт нравственного поведения должен передаваться от одного поколения к другому.
Важно! В философии мораль – это этика. В физиологии доказано, что мораль – это такой результат развития мозга. В психологии понятие морали связывается с высоким уровнем воспитанности.
Высокое воспитание
Натуралистический подход
Он ставит в основу морали законы природы и эволюции. Это значит, что мораль заложена в нас изначально (как инстинкт) и по ходу времени просто видоизменяется (эволюционирует). Один из доводов в пользу такого подхода — это мораль у животных. У них, как мы знаем, нет своей цивилизации, а значит, и в богов они вряд ли верят.
Повсеместны случаи проявления таких качеств, как: забота о слабых, сотрудничество, взаимопомощь. Чаще всего встречаются у стайных или стадных животных. Конечно же, мы не говорим о том, что волк из жалости не стал кушать олененка. Это из разряда фантастики. Но, если мы возьмем тех же волков, то у них необычайно развито чувство своего коллектива, своей стаи. Почему они помогают друг другу? Конечно, мы ответим, что те, которые не помогали друг другу, вымерли. Принцип выживания. Но не это ли главный закон эволюции? Все, что слабо, погибает, сильное — развивается.
Перенеся это на людей, мы видим теорию о том, что мораль — инструмент для выживания, данный природой изначально. Она лишь «просыпается», когда нужно. По большей части на стороне этой теории представители естественных наук или смежных с ними. Философы ставят в основу разум, а потому не могут принять такой подход к морали.
Нормы и принципы морали
Моральные нормы – это регуляторы поведения людей во всех видах общественной жизни: дома, в семье, на работе, в общении с друзьями. Мораль распространяется и на отношения между группами в составе одного общества, а также на отношения между государствами. Через осуждение противоправных действий членами общества реализуется профильный контроль соблюдения норм и правил взаимодействия. Во внутреннем плане контроль нравственности поведения осуществляется совестью человека.
Апифобия — что это за расстройство
Моральные нормы можно сравнить со шкалой для оценки правовых, политических и эстетических действий индивида. Понять, как морально организована жизнь в обществе, можно, если познакомиться с особенностями государственного управления в нем, его традициями и формами выражения общественного мнения.
Однако не всегда соблюдение моральных норм – это результат хорошего воспитания, сформированности у человека нравственных образцов поведения. Человек может контролировать свое поведение и поступки из страха наказания. Нарушение норм морали влечет за собой ответственность и санкции.
Дополнительная информация. Моральные нормы – это не просто обычаи и традиции. Они имеют идейную основу в сознании человека. Руководствуясь ими, человек не только решает, как поступить в той или иной ситуации, он имеет представления о допустимости и недопустимости того или иного поведения в общем.
Принципы морали – это кратко сформулированные основные нравственные требования общества. Они направляют поведение людей и действуют одновременно на всех членов общества. Через них формируется национальная культура. К основным нравственным принципам относятся:
- Принцип гуманизма, согласно которому человек – это наиболее важная ценность;
- Принцип альтруизма, требующий бескорыстного служения близким;
- Принцип милосердия говорит о том, что любовь должна быть сострадательной и деятельной, любящий человек должен быть готов помочь близкому;
- Принцип коллективизма говорит о воспитании потребности человека содействовать достижению общей цели;
- Принцип отказа от индивидуализма означает запрет противопоставления отдельного индивида группе, осуждение эгоизма;
- Принцип сознательности отражает, насколько вдумчиво человек относится к своим поступкам.
Важно! Нравственные принципы являются критериями воспитанности граждан.
Воспитание
Назначение морали в жизни человека
Моральностью пронизана вся жизнь человека. Это объясняется тем, что в повседневной жизни индивид взаимодействует с разными людьми. Люди зависят друг от друга, испытывают потребность в социальном взаимодействии и общении. Один человек не может достичь высоких результатов, но, работая в коллективе, он ощущает свой вклад в общее дело. Чтобы люди, работая вместе, сохраняли уважительное отношение друг к другу, было решено ввести правила жизни в обществе, которые равноценны моральным принципам. Их элементами являются:
- Моральное сознание;
- Моральная деятельность;
- Высоконравственные отношения.
Синдром навязчивых движений у ребенка
Что значит «вести себя морально»? Это значит подчинять свои действия социальным этическим образцам. Регулирование действий одного человека является проявлением коллективной воли общества. Идеалы социального поведения – это результат попытки людей согласовать интересы одного индивида и позиции общества.
Внимание! Мораль не является специально организованной деятельностью, в отличие от таких явлений общественной жизни, как искусство, религия, наука. Сегодня не существует таких учреждений, которые регулировали бы развитие моральности. В развитие морали не вкладываются силы и средства, какие предусмотрены для развития науки и искусства. В этом заключается парадоксальный смысл морали: она неуловимая, но всеобъемлющая.
Мораль выполняет такие функции, как регулятивная, оценочная, воспитательная, контролирующая, интегрирующая.
Регулятивная функция
Это главная функция морали. К ней относятся определение признаков допустимого поведения и самоконтроль действий индивида.
Оценочная функция
Мораль разделяет все социальные явления на характерные группы: хорошие и плохие. Примерами такого разделения могут стать милосердие, помощь, взаимовыручка, оцениваемые людьми как положительные проявления личности; кража, обман, подлость, рассматриваемые как вред и безнравственное поведение.
Примечание. Если человек способен дать оценку тому или иному явлению, значит, у него сформированы моральные основы мировоззрения.
Оценивание – показатель развитой нравственности
Воспитательная функция
Посредством воспитательных воздействий формируется нравственность. Перенимая от старших поколений образцы поведения, младшие усваивают законы жизни в обществе. Воспитание позволяет соединить в человеке общественные интересы и личные. Главная задача воспитания – научить человека добиваться своей цели, не ущемляя при этом интересы других людей.
Контролирующая функция
Данная функция предписывает морали осуществлять контроль выполнения норм и правил поведения в обществе. В качестве способов реализации этой функции выступают осуждение, санкции и совесть.
Интегрирующая функция
Данная функция призывает мораль устанавливать единство между человечеством в целом и духовным миром отдельной личности в частности.
Историческое изменение моральных концепций
По мере развития культур и общества меняются и представления людей о добре и зле, однако природа этой трансформации остается предметом предположений.
Так, одни считают, что наша недавняя история — это история деморализации. С этой точки зрения общества становятся все менее чопорными и осуждающими. Мы стали более восприимчивыми к другим людям, рациональными, нерелигиозными и стараемся научно обосновать то, как мы подходим к вопросам правильного и неправильного.
Противоположная точка зрения предполагает повторную морализацию, согласно которой наша культура становится все более и более критичной. Нас оскорбляет и возмущает все большее количество вещей, а растущая поляризация мнений обнаруживает крайности в праведности.
Авторы упомянутого выше исследования решили выяснить, какой из этих взглядов лучше всего отражает изменение морали с течением времени, с помощью новой области исследований — культуромики. Культуромика использует очень большие базы текстовых данных для отслеживания изменений культурных верований и ценностей, поскольку изменение моделей использования языка с течением времени может выявить изменения в том, как люди понимают свой мир и самих себя. Для исследования были использованы данные ресурса Google Книги, в котором содержатся более 500 миллиардов слов из 5 миллионов отсканированных и оцифрованных книг.
Каждый из пяти видов морали был представлен большими, хорошо обоснованными наборами слов, отражающих добродетели и порок. Результаты анализа показали, что основные моральные термины («совесть»
,
«честность»
,
«доброта»
и другие) по мере продвижения вглубь XX века стали использоваться в книгах значительно реже, что соответствует нарративу деморализации. Но, что интересно, примерно в 1980 году начался активный подъем обратно, что может означать поразительную реморализацию общества. С другой стороны, пять видов морали в отдельности демонстрируют кардинально разные траектории:
- Мораль чистоты показывает те же падение и рост, что и основные термины. Идеи святости, благочестия и чистоты, а также греха, осквернения и непристойности падали примерно до 1980 года, а затем выросли.
- Эгалитарная мораль справедливости не демонстрировала ни последовательного роста, ни падения.
- Мораль власти, основанная на иерархии, постепенно падала в течение первой половины столетия, а затем резко выросла, когда в конце 1960-х годов надвигающийся кризис власти потряс западный мир. Тем не менее после она вновь столь же резко отступила в течение 1970-х годов.
- Групповая мораль, отраженная в общей риторике лояльности и единства, демонстрирует наиболее явную тенденцию к росту в XX веке. Заметный рост в периоды вокруг двух мировых войн указывает на преходящий подъем морали типа «мы и они» в сообществах, которым угрожает опасность.
- Наконец, мораль, основанная на вреде, представляет сложную, но интригующую тенденцию. Ее известность падает с 1900 по 1970-е годы, прерываясь на небольшой рост в военное время, когда темы страданий и разрушения стали по понятным причинам актуальными. При этом резкий рост происходит и примерно с 1980 года, причем на фоне отсутствия единого доминирующего глобального конфликта.
Вероятно, десятилетия, прошедшие с 1980 года, можно рассматривать как период возрождения моральных опасений, а проведенное исследование указывает на некоторые важные культурные трансформации.
То, как мы склонны думать о добре и зле сегодня, отличается от того, как мы думали когда-то, и, если верить тенденциям, от того, как мы будем думать в будущем
Тем не менее что именно приводит к этим трансформациям — вопрос, открытый для обсуждения и предположений. Возможно, одним из главных двигателей нравственных изменений является человеческий контакт. Когда мы общаемся с другими людьми и разделяем общие цели, мы проявляем к ним свою привязанность. Сегодня мы общаемся с гораздо большим количеством людей, чем наши бабушки и дедушки и даже наши родители. По мере того как наш круг общения расширяется, увеличивается и наш «моральный круг». Тем не менее такая «контактная гипотеза» ограничена и не учитывает, например, как может измениться наше моральное отношение к тем, с кем мы никогда не общаемся напрямую: некоторые жертвуют деньги и даже кровь людям, с которыми у них нет контактов и мало общего.
С другой стороны, возможно, все дело в историях, которые циркулируют в обществах и возникают потому, что люди приходят к определенным взглядам и стремятся передать их другим. Несмотря на то что немногие из нас пишут романы или снимают фильмы, люди — прирожденные рассказчики и используют повествование, чтобы влиять на других, особенно на своих собственных детей.
Мораль и этика
Мораль и этика имеют определенное сходство. У них есть и различные черты. Главные различия этики и морали заключаются в следующем:
- Этика с давних времен является наукой, которая содержит идеальные примеры социального поведения. Мораль не является наукой, это сторона реальной общественной жизни людей.
- Этика отвечает на вопрос «Как должен себя вести человек?». Мораль отвечает на вопрос: «Зачем человеку соблюдать правила и нормы поведения?»
- Этика – более широкое понятие. Мораль является предметом изучения этики.
- Содержание этики является относительно постоянным, в то время как содержание морали меняется вместе с социально-экономическими изменениями в обществе.
Дополнительная информация. Сегодня этика признается практическим вариантом философии, один из разделов которой посвящен изучению моральной системы общественного поведения.
Функции
Мораль, как мы уже поняли из описания выше, — один из важнейших винтиков в системе общества. Функции ее всеобъемлющие и охватывают каждую сферу жизни, так что описывать их по отдельности — долгое занятие. Однако мы можем нарисовать примерную картину, если эти самые функции классифицируем. Говорить будем преимущественно на примере общественной морали. Выделим следующие функции:
- Оценочная.
- Регулятивная.
- Контролирующая.
- Воспитательная.
Оценочная мораль рассматривает те или иные поступки с точки зрения понятий о нравственности. Оценка может исходить от общественной морали или же от личной. Например, вы видите, как кто-то крадет телевизор из магазина. Вы тут же думаете: «Ах, каков подлец! И не стыдно ему воровать. Жулик!» А потом вас посещает мысль: «Хотя, может, у него семья голодает, а от этих крохоборов-бизнесменов все равно не убудет». Здесь у вас сработала оценочная мораль, причем сначала общественная, а потом личная.
Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.
/Фридрих Шиллер/
Регулятивная мораль устанавливает правила и нормы поведения, к которым и применяется оценочная. Вести поводья такой нравственности может как отдельная группа лиц, так и естественное развитие или деградация общества. Это случается попеременно, и часто потенциальное направление морали прослеживается заранее. Например, когда страна создает искусственных «врагов» вокруг себя, это в первую очередь указывает на внутренний общественный раскол, и такие действия служат для объединения людей. Определенные лица создают «врагов», а дальше общество естественным образом сплачивается перед лицом «общей беды».
Контролирующая мораль тем и занимается, что «следит» за исполнением норм ее регулятивным аналогом. Контроль, как правило, исходит из понятий нравственности, принятой общественным большинством. Например, вы видите, как человек вовсю следует своей полигамной природе, разбивая сердца милым дамам. Вы подумаете: «Ах, хорош парень, берет от жизни все!» Общественное мнение вас тут же хлопнет по плечу: «Эй, ты, видимо, что-то перепутал. Это ужасное поведение. Он бабник и подлец. Его действия достойны крайнего осуждения». И вы такие: «А, ну да…». Здесь и проявляется контролирующая функция морали.
Морализирование — это творчество бездарных людей.
/Михаил Пришвин/
Чтобы такое обособленное мнение у вас не появлялось, и большинству не приходилось лишний раз на вас плевать, существует воспитательная мораль. Она отвечает за формирование вашего мировоззрения. Если восьмиклассник Петя гоняет девок вместо учебы, то с его родителями проведут воспитательную беседу. «Ну, это же природа, от нее не убежать,» — скажет родитель. И здесь начнется воспитание родителей. Им объяснят, что если они не хотят, чтобы другие, абсолютно незнакомые вам люди, плохо о них подумали, то должны приструнить своего сорванца.
Значение морали в человеческом обществе
Для жизни современного человека значение морали – это определение способа взаимодействия с людьми. Этические условия совместной деятельности оправданы необходимостью взаимного уважения людей в коллективе.
Человек не может жить вне общества. Для успешной социализации и возможности быть полезным он должен подчиняться нормам и правилам группового взаимодействия. Когда человек стоит перед моральным выбором, он всегда должен думать о том, как отреагируют на его поступок близкие.
Роль морали в обществе