Общая характеристика познавательной сферы личности. Понятие, виды и свойства ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.


Сущность познавательных процессов и их виды

Определение 1
Познавательные процессы – это комплекс психических функций, которые обеспечивают отражение и познание субъектом явлений объективного мира.

Замечание 1

К познавательной сфере личности относятся ощущения, восприятия, воображение, внимание память, мышление, речь.

В познании окружающего мира первичным психологическим процессом являются ощущения, которые представляют собой отражение отдельных свойств предметов, оказывающих воздействие на органы чувств человека. Основной частью каждого органа чувств являются рецепторы, т.е. окончания чувствующего нерва. Ощущения объективны и субъективны, если в первом случае в них всегда отражен внешний раздражитель, то во втором случае – они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

И. Шеррингтон выделяет три основных класса ощущений:

  1. экстерорецептивные, возникающие при воздействии на рецепторы внешних стимулов,
  2. интерорецептивные, образующие органические чувства, например, чувство голода,
  3. проприорецептивные, помощью которых мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

Минимальная величина раздражителя имеет едва заметное ощущение и относится к его нижнему порогу. Человек не ощущает сигналов, интенсивность которых меньше нижнего порога. Максимальная величина раздражителя является верхним порогом чувствительности.

Если ощущения отражают отдельные качества и свойства предметов, то восприятие отражает предмет в целом. Восприятие может быть произвольным и непроизвольным, Произвольное восприятие вызывается особенностями предметов окружения и соответствием их интересам личности. Непроизвольное восприятие заранее поставленной цели не имеет. Восприятие характеризуется такими свойствами, как целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Познавательная сфера человека 410 ₽ Реферат Познавательная сфера человека 250 ₽ Контрольная работа Познавательная сфера человека 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Что касается мышления, то оно позволяет раскрыть недоступное восприятию. Данный психологический процесс связан с открытием нового знания, с творческим преобразованием действительности.

Мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Условием мышления является проблемная ситуация, а основным его механизмом – анализ через синтез.

Мышление включает в себя воображение – способность представлять несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.

В основе развития и обучения лежит важная познавательная функция – память, которая может быть непроизвольной и произвольной.

С точки зрения генетики двигательную память считают первичной – это способность запоминать и воспроизводить систему движений.

Разные люди обладают разным типом памяти – зрительной, слуховой, двигательной, которые отличается уровнем своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти лучше запоминает наглядные образы, звуки, лица, цвет предметов.

Словесно-логический тип памяти дает возможность лучше запомнить словесный и часто абстрактный материал, формулы, понятия.

Эмоциональный тип памяти сохраняет и воспроизводит чувства, пережитые человеком.

Замечание 2

Есть еше феноменальная память, характеризующаяся сильной образностью – человек с такой памятью до мельчайших подробностей, может «видеть» отсутствующий предмет.

2.1. Когнитивно-позновательная сфера личности

Предмет исследования Инструментарий Я – настоящее Я идеал
1 Память «Хорошая ли у вас память?» Объект исследования смог запомнить и записать 16 цифр из 20 после однократного прочтения. Механическая слуховая память немного хуже -13 цифр. Улучшение и развитие состояния слуховой памяти
2 Внимание Тест «Мюнстерберга» В результате данного теста было выявлено, что объект исследования за 2 минуты смог подчеркнуть 22 слова. Что свидетельствует о высокой степени избирательности внимания и помехоустойчивости. Все устраивает
3 Тип мышления «Тип мышления» Данный тест выявил, что у объекта исследования преобладают Абстрактно-символическое и Словесно-логическое, а так же Предметно-действенный Развитие креативности
4 Интеллект «Гениальность» Объект исследования правильно решил 18 задач Нужно развивать и дальше способности и стремиться к идеалу.
5 Восприятие «Тип восприятия» Кинестетик Все устраивает
6 Воображение Тест на способность к воображению Случаются отдельные вспышки интуиции. Все устраивает
7 Ощущения «Ваши потребности в ощущениях» Высокая степень потребностей в ощущениях Все устраивает

Тест «Хорошая ли у вас память?» выявил, что у объекта исследования преобладает зрительная память над слуховой. Для общего развития личности необходимо развитие и слуховой памяти.

Тест на внимание «Мюнстерберга» показал, что результаты у объекта исследования хорошие показатели, отвечающие за внимание, поэтому на данный момент работа над улучшением внимания не обязательна.

При определении типа мышления на основании теста «Тип мышления» оказалось, что у объекта исследования развито на среднем уровне три типа мышления: предметно-действительное, словесно-логическое, наглядно-образное мышление. 1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они лучше усваивают информацию через движения. 2. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным (словесным) интеллектом. Это умение необходимо руководителям, политикам, общественным деятелям. 3. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Но четвертый тип мышления — Креативность (способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи) развит в меньшей степени, в связи с чем необходимо развитие данного качества.

Тест «Гениальность» выявил, что у объекта исследования хорошо развитый интеллект, но останавливаться на достигнутом не следует.

По результатам теста «Тип восприятия» объект исследования обладает типом восприятие — кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Тест на способность к воображению дал результат: У объекта исследования случаются вспышки интуиции. Но фантазия находиться в зависимости от настроения.

У объекта исследования высокий уровень потребностей в ощущениях по результатам теста «Ваши потребности в ощущениях». Ему присущи предусмотрительность и осторожность в ущерб получению новых впечатлений и информации от жизни. Он предпочитаете динамичность и быстрый темп жизни.

Приемы запоминания

Существуют приемы, предназначенные для облегчения запоминания и позволяющие записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов – это мнемотехника.

Довольно действенным способом запоминания информации является рифма и ритм. Данный способ, который используется в ряде мнемонических упражнений, широко применяется в рекламе. Зарифмованная информация запоминается значительно быстрее, врезается в память независимо от желания и часто избавиться от неё невозможно.

Другим приемом запоминания является аббревиатура (акроним). Такая аббревиатура, как МВФ, ООН и др. не только сокращает длинные названия организаций, но и способствует их запоминанию.

Способ запоминания предметов при помощи фиксирования места их расположения, пришел из Греции. Человек этот метод использует довольно часто, хотя и не отдает себе в этом отчета. Например, на вопрос, сколько окон в доме, где живет человек, сразу дать ответ сложно, но, если представить, что он идет по своему дому, тогда можно все окна подсчитать.

Метод связи между цифрами и буквами широко применяется для запоминания чисел. Способ помогает перевести числа в слова, потому что слова для человека имеют больше смысла. Соответствие между цифрами и согласными буквами является основой данного метода.

Метод картинок – суть состоит в переводе имен собственных в картинки на основе их смыслового значения или звучания. Особенно полезен этот метод для запоминания профессий и фамилий людей.

Для фиксирования в памяти имен собственных или просто предметов довольно полезно использовать цепочки. Для запоминания надо связать каждый предмет из списка с последующим при помощи ассоциаций.

Сферы личности

Как человек, занимающийся саморазвитием, вы наверняка задумывались о совершенствовании каких-либо навыков. Но их так много, что порой не знаешь, за что взяться. Что важнее: сила воли или целеустремленность? Этот и подобные вопросы могут поставить в тупик. Однако если вы знаете о концепции сферы личности, разобраться становится намного проще. Например, зная, что сила воли и целеустремленность относятся к одной группе способностей, вы можете сделать определенные выводы.

На онлайн-программе «Самопознание» вы сможете лучше познать себя и свои индивидуальные особенности. С помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его поступки, мотивации, пути достижения целей, восприятие информации, потребности и т.д. Подобная категоризация нужна не только тем, кто занимается саморазвитием, но и, к примеру, компаниям, которые ищут работников.

Выделяют следующие сферы личности человека:

  • мотивационная;
  • волевая;
  • органическая и социальная;
  • познавательная.

В этой статье мы рассмотрим эти сферы личности человека и попытаемся понять, как они формируются и от чего зависят.

Мотивационная сфера личности

Каждый человек имеет свои определенные потребности, которые побуждают его на то или иное поведение, направленное на удовлетворение этих потребностей.

Уровень и количество потребностей отличаются от человека к человеку: это обусловлено условиями существования, разным образом жизни, уровнем организации и места в обществе.

Если основные потребности (еда, питье, тепло) не особенно меняются в процессе жизни, разве что их количество, то иные (самореализация, поиск смысла существования) эволюционируют вместе с человеком. Многое зависит от моральных ценностей.

Если говорить о структуре мотивационной сферы личности, то, несмотря на некоторые различия, все же можно выделить определенные тенденции. Вот приблизительная схема:

  • Органические (потребность в еде и питье).
  • Материальные (потребность в имуществе и деньгах).
  • Социальные (потребность в авторитете, уважении, чувстве справедливости, чувстве собственного достоинства).
  • Духовные (вера, повышение духовного уровня).

Психологи уделяют мотивационной сфере личности основное внимание, потому что от мотивации зависит поведение человека, направленное на достижение целей. Множество поступков в своей жизни мы совершили исключительно потому, что хотели этого.

Основные характеристики мотивационной сферы личности:

  • Мотивационная сила: если человек достаточно мотивирован, он способен на многое.
  • Динамичность мотивов: изменение силы и приоритетности мотивов.
  • Устойчивый характер мотивов: они не исчезают после удовлетворения определенных потребностей.
  • Наличие структуры: несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию.
  • Существование определенной иерархии: есть второстепенные и доминирующие мотивы.
  • Гибкий характер: каждый человек может удовлетворять свои потребности при помощи разных способов.
  • Множественный характер: увеличение самих потребностей, средств и способов для удовлетворения таких нужд.
  • Разнообразие мотивов: большое количество побуждений к действиям.

Следует помнить, что мотивационная сфера личности – лишь одна из нескольких. По ней одной нельзя судить о человеке. Рассмотрим другие.

Волевая сфера личности

Волевая сфера личности – это совокупность волевых качеств, которая характеризует человека в его способности достигать целей в трудных условиях.

Три самых главных качества этой сферы: целеустремленность, сила воли, стойкость воли.

Целеустремленность – это способность в любых ситуациях помнить о намеченных планах, быть сфокусированным на ней до победного конца.

Изучая основы тайм-менеджмента, мы понимаем важность постановки целей. Но из-за раздражителей теряем фокус и начинаем заниматься совершенно другими делами, при этом испытывая стыд и пытаясь избавиться от когнитивного диссонанса при помощи отговорок и поиска оправданий.

Чтобы воспитать целеустремленность, нужно в первую очередь использовать хитрости, не имеющие к ней прямого отношения: даже простые стикеры, расклеенные по всей квартире, окажут существенный эффект. Но при этом вам нужно развивать силу воли.

Сила воли – это способность человека принимать сложные решения, а также направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Она является невероятно важным компонентом в достижении успеха. Даже если у человека сильно развита мотивационная сфера, пробелы в волевой будут тянуть его вниз при каждой неудаче.

Сила воли необходима как для совершения действия, так и для отказа от него (что не менее важно). Например, отказаться от торта ради будущего в спорте или от вечеринки с друзьями ради изучения английского языка. Сейчас существует наибольшее количество соблазнов за всю историю человечества, поэтому наличие силы воли является одним из самых серьезных преимуществ.

Сейчас модно считать, что сила воли переоценена, но она, скорее, недооценена (все выдающиеся личности ею обладали). А если вы сумеете объединить ее с мотивацией, то достигнете самых амбициозных целей.

Стойкость воли – это уровень постоянства и повторения усилий, которые человек прилагает при достижении сложной цели на протяжении длительного периода времени. Проще говоря, это шкала измерения силы воли.

Да, сила воли является исчерпаемым ресурсом, но при этом можно повышать ее количество. Это и есть стойкость воли: сколько минут или часов вы сможете работать над задачей, не получая никаких результатов?

Волевая сфера личности проявляется и в других аспектах жизни человека. Например, в склонности к риску и локусе контроля.

Склонность к риску – это характеристика поведения человека в неопределенных ситуациях. Считается, что развитая сила воли делает индивида более рискованным.

Локус контроля – это склонность человека приписывать свои неудачи или успехи либо внутренним, либо внешним факторам. Индивид, обладающий развитой волевой сферой, будет брать на себя полную ответственность за провалы и неудачи (при этом не страдая от самобичевания и чувства вины).

Такой человек знает, что лишь он ответственен за свою жизнь и даже реакции других людей на него. В то время как личность с внешним локусом контроля (винящая обстоятельства) развивает в себе синдром жертвы.

Органическая и социальная сфера личности

Человека нельзя рассматривать вне контекста общества. Помимо волевой и мотивационной сферы личности, одновременно развивается органическая и социальная (ее изучал русский психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев).

Органическая сфера проявляется в реакциях на раздражители окружающего мира, в то время как социальная имеет связь с установлением взаимопонимания с членами общества, в котором находится человек.

Как подчеркивает Бехтерев, «сложный процесс развития социальной сферы личности нисколько не устраняет органическую сферу личности, он ее только дополняет, хотя и частично подавляет, так сказать, наслаивает на нее новые сочетания, вытекающие из деяний, относящихся условиям социальной жизни».

На самую вершину социальной сферы личности Бехтерев ставил характер. И уже потом идут сосредоточенность, умственная работоспособность. При этом он подчеркивал, что очень сильно на эти параметры влияет темперамент.

Он также утверждал, что для личности присущи волевые проявления, внутренние мотивы действий и поступков, то есть те психические явления, которые в психологии и философии связаны с волей.

Познавательная сфера личности

Познавательная сфера личности – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира. Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом.

Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление.

Ощущения – это то, что воспринимают наши рецепторы из внешней или внутренней среды.

Восприятие – это то, как мы интерпретируем сигналы, полученные при помощи ощущений. То есть это явление можно назвать психологическим, потому что он может менять свое восприятие при помощи волевого усилия и изменения мышления.

Внимание нам помогает сосредотачиваться на одном раздражителе, выбирая его из всего, что есть вокруг.

Память очень сильно зависит от внимания, потому что запоминается лучше всего то, на чем человек был сфокусирован. При этом память тесно связана со всеми остальными элементами познавательной сферы человека.

Воображение – это способность человека вызывать в уме образы. Считается, что данное умение присуще исключительно человеку, оно помогает планировать достижение сложнейших целей.

Мышление – это умение человека анализировать полученную информацию. Ощущения, восприятие, внимание, память и воображение являются пищей для ума, которая затем перерабатывается мышлением.

Все познавательные сферы личности человека и их элементы поддаются тренировке. На нашем сайте вы найдете курсы и статьи, которые помогут их развивать, становясь более разносторонней личностью. Советуем вам начать со следующих курсов:

  • Когнитивистика;
  • Лидерство;
  • Логическое мышление;
  • Принятие решений;
  • Самопознание.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Потребностно-информационная теория П. В. Симонова
  • Самоактуализация
  • Когнитивная сфера личности
  • Условия формирования характера
  • Использование пирамиды Маслоу для самоактуализации
  • «Что в характере твоем?»
  • Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность
  • Мотивация достижений
  • 6 навыков для развития эмоционального интеллекта
  • Психософия

Ключевые слова:1Самопознание

Внимание и память

Процесс познания можно представить в виде лестницы, восхождение по которой начинается с ощущений, затем переходит к восприятию, мышлению, воображению и завершается на вершине, которую представляет творчество. Но два когнитивных процесса стоят особняком. Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и существуют только в связи с другими процессами познания. Но с другой стороны, никакая разумная деятельность человека без них невозможна.

Внимание

Это концентрация сознания на внешних объектах и явлениях или на внутренних процессах. Чтобы воспринимать что-то, мы должны на этом сосредоточиться, а объекты, не попадающие в сферу внимания, нами просто не замечаются, то есть и не включаются в процесс познания.

Выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.

  • Непроизвольное внимание возникает само по себе, под воздействием специфических раздражителей. Такое сосредоточение независимо от нашего желания вызывают какие-то сильные, яркие, необычные объекты и явления или те, что имеют для нас значение, связаны с нашими интересами и потребностями.
  • Произвольное внимание – осознанная деятельность, направленная на поддержание сосредоточения на объектах, не вызывающих интереса. Значимость этих объектов обусловлена целями и задачами деятельности, а не их яркостью и необычностью. Например, чтобы сосредоточиться на сложном тексте учебника, надо приложить усилия. Произвольное внимание часто вызывает затруднение, поэтому необходимо развивать навыки осознанной концентрации.

В психологии внимание рассматривается и как динамическая сторона познания, и как его направляющая. Именно этот процесс определяет избирательность нашего сознания, причем не только в плане познания, но и в психической деятельности в целом. Внимание также связано с повышенной активностью различных центров головного мозга и делает любую нашу деятельность, в том числе познавательную, эффективной и продуктивной. А утрата способности к концентрации и сосредоточению, непроизвольная потеря внимания – это серьезное психическое заболевание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]