Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Материальное и духовное в жизни человека – это две составляющие его бытия.
Каждый человек индивидуален, поэтому и приоритеты у людей разные: для кого-то основной ценностью является материальный достаток, для кого-то – работа души.
Сегодня поговорим о том, что такое материальные и моральные ценности. Немного подробней остановимся на толковании ценностей, относящихся к духовной сфере.
Ценности – это …
Слово «ценности» является однокоренным к слову «цена». Следовательно, ценности – это то, что имеет свою цену. При этом цена не обязательно выражается в денежном или ином материальном эквиваленте. Цена и ценность не синонимы.
Ценность – это, прежде всего, значимость объекта для человека. Поэтому ценность – сугубо субъективное понятие, зависящее от мировоззрения (это как?) конкретного индивидуума.
Объясню на примере: допустим, цена трактора = 3 млн. руб. Но учителю Иванову трактор не нужен, поэтому ценности для него трактор не имеет.
Этот же Иванов обожает свою жену и маленькую дочку. Его любовь не имеет цены, но в то же время является основной ценностью в его жизни.
Ценности принято разделять на материальные (имеющие цену, выраженную в материальном эквиваленте) и моральные (не имеющие материальной оценки).
К моральным ценностям относят жизненные, семейные, нравственные, духовные. Далее рассмотрим толкование некоторых ценностей.
Физическая культура и спорт. Их место в данном случае
Физическая культура и спорт в системе общечеловеческих ценностей занимают своё важное и значимое положение. Они направлены на укрепление здоровья человека, также на развитие физических и морально-волевых способностей, все это в комплексе ведет к развитию сильной и гармоничной личности человека.
Спорт является общечеловеческой культурной ценностью, примером этого может послужить сама история развития: это и олимпиады, и соревнования, и исторически сформированные виды спорта. Значение физической культуры и спорта велико и формируется в нескольких направлениях:
- Во-первых, под воздействием данных факторов происходит формирование человека как личности.
- Во-вторых, сам он уже в процессе занятия спортом вносит вклад в его развитие, раскрывает или усовершенствует виды спорта.
- В-третьих, вносит свой вклад в развитие самого общества в целом.
Материальные ценности
Материальные ценности (МЦ) – это объекты, которые имеют физическую оболочку, могут быть куплены, проданы или обменяны.
Примеры МЦ: недвижимость, предметы быта, транспортные средства, товар, оборудование и т.д.
Материальные ценности могут быть собственностью (это как?) отдельного человека, семьи, организации (ИП или юридического лица), государства. МЦ, принадлежащие юр.лицу, ИП или государству, находятся под контролем и подлежат бухгалтерскому учету.
Некоторые виды МЦ облагаются налогом (в том числе недвижимое имущество физических лиц).
В бухучете (что это?) все МЦ, используемые в хозяйственной деятельности предприятия, называются товарно-материальными ценностями (ТМЦ).
В перечень ТМЦ предприятий входят:
- сырье, материалы, комплектующие для изготовления продукции;
- незавершенное производство («недоделанная» продукция);
- товар на складе (товар произведен, но не продан покупателю);
- расходные материалы, используемые в процессе производства;
- тара;
- средства производства (оборудование и инструменты).
Все ТМЦ являются активами (это как?) компании. Движение ТМЦ с момента поступления на баланс предприятия тщательно фиксируется.
К этапам движения ТМЦ относятся следующие основные моменты:
- поступление (приход) – это может быть поставка, передача, мена;
- хранение;
- выбытие.
Чтобы исключить расхождение между сведениями учета и реальным положением дел, на предприятии проводятся регулярные инвентаризации (это как?). Движение ТМЦ фиксируется бухгалтерскими проводками, на основе которых затем формируется бухгалтерский баланс.
Общечеловеческие ценности
Эволюция человечества подразумевает не только изменение человека как биологического вида, но и эволюцию мировоззрения «человека разумного». Согласно теории Дарвина, люди произошли от обезьян. За неимением лучшего предположения, согласимся с этой теорией.
Очевидно, что основные ценности человека-обезьяны были исключительно материальными: добыть еду, защититься от хищных животных. С течением времени человек научился охотиться, добывать огонь, выращивать нужные растения.
Приоритеты выживания перестали быть основополагающими, стало меняться мировоззрение человека.
Начали формироваться новые ценности – забота о близких людях, воспитание подрастающего поколения, почитание мудрости, преклонение перед богами.
Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности? Мировоззрение – это система ценностей конкретного индивидуума, сформированная по принципу «что такое хорошо, а что такое плохо». Мировоззрение формируется с рождения, с первых «можно» и «нельзя», сказанных родителями.
На протяжении своей жизни человек попадает под влияние разных людей, разных социальных групп. Под натиском внешнего воздействия система жизненных ценностей может смещаться в ту или иную сторону, вследствие чего меняется и мировоззрение.
Определяющую роль в формировании мировоззрения конкретного человека играют устои общества, в котором данный человек вынужден жить (мы не выбираем место и время рождения).
Так, система ценностей аборигена племени каннибалов из дебрей Амазонки в корне отличается от традиционных ценностей жителей цивилизованных стран.
Это доказывает, что именно сложившаяся система ценностей конкретного общества формирует мировоззрение каждого из его членов.
Но мировоззрение не статично. Вспомним Гитлера – всего за несколько лет он сумел «скорректировать» мировоззрение сотен тысяч людей, убедив, что лишь нация арийцев достойна жить и править остальным миром.
А ведь самые отъявленные нацисты (кто это?), уничтожившие миллионы мирных граждан, когда-то были милыми пухлыми младенцами, их воспитывали добропорядочные родители и система прививаемых ценностей также была вполне добропорядочна.
Влияние внешних факторов и отдельных личностей на изменение устоев общества и связанной с ними системы ценностей нельзя преуменьшать. Именно об этом предупреждает нас история.
Литература в жизни человека
Возникновение и формирование самой литературы из века в век доказывает тот факт, что это важнейшая ценность для человечества. Литература затрагивает душу человека, она помогает раскрыть и понять всю ее глубину, её темные и светлые стороны, заставляет задуматься, почему происходили некоторые события именно так, с чем это связано, что могло быть, если бы человек поступил по-другому.
Ответы на все эти вопросы можно получить из книг. Любая книга, любое произведение может служить тому доказательством. Примером общечеловеческих ценностей из литературы может послужить произведение «Слово о полку Игореве…», где приводится описание служения своей Родине, её защита, жизнь главных героев посвящена высокой идее. Помимо этого, примером может послужить верность и нежность русских жен в этом произведение, которое, в свою очередь, также является примером общечеловеческой ценности семья. Семья, которая даёт человеку силы, желания творить.
Приведем еще один пример из классической литературы по произведению Антона Павловича Чехов «Ионыч». Здесь описана жизнь молодого человека, желанием которого было служить обществу, приносить пользу, но переломным моментом в его жизни явилась любовь. Он полюбил молодую красивую девушку, которая не ответила ему взаимностью. Главный герой сделал ей предложение руки и сердца, а в ответ получил лишь насмешки. Нет, он не умер, не заболел, но он потерял тот интерес к жизни, в нем потух тот самый огонёк, который давал ему желание жить интересной полной жизнью. И со временем он обрюзг, пристрастился к азартным играм, и существование его стало пустым и бессмысленным.
Автор на примере своего героя хотел показать, что утрата таких общечеловеческих ценностей как любовь и семья, завели главного героя в тупиковую ситуацию. Пусть также этот опыт послужит примером молодому поколению: нельзя останавливаться в жизни, если случилась какая-то неприятность, всегда нужно идти вперед к своей мечте, всегда нужно стараться осуществлять задуманные тобой планы. Ведь если у тебя будет что-то получаться, то награда для самого себя не заставит долго ждать – чувства самоуважения и удовлетворения от жизни будут тебе порукой. Вот такой пример общечеловеческих ценностей был приведен автором.
Семейные ценности
Семейные ценности – это традиции, поступки, черты, которые культивируются в отдельно взятой семье и частично передаются из поколения в поколение.
Почему частично? Будущие супруги растут и воспитываются в разных семьях, с различным семейным укладом. Создав собственную семью, муж и жена объединяют свои привычки, вкусы, культуру. В результате что-то из системы семейных ценностей отходит на второй план, появляется что-то новое.
Но главное в системе семейных ценностей остается неизменным:
- доверительные отношения;
- взаимоуважение;
- уверенность в том, что близкий человек придет на помощь в любой трудной ситуации.
Случается, что создание семьи не оправдывает ожиданий найти спутника, с которым бы хотелось вместе жить до глубокой старости и вместе воспитывать детей. Не нужно отчаиваться, судьба непременно даст еще попытку.
LiveInternetLiveInternet
Последние годы в нашем обществе активно инициируются технологические проекты, направленные на модернизацию различных сфер жизни. К сожалению, в них рассматривается исключительно технократическая составляющая. В то же время все эти проекты ложатся на старую почву изживших себя общественных ценностей. Новым технологическим инициативам нужна новая концепция общественных отношений, новая система ценностей, которая бы стала необходимым цементом для укрепления инновационной основы этих проектов.
За последнее время из общественного оборота ушел такой термин, как «общечеловеческие ценности». Хотелось бы вспомнить о существовании этого краеугольного понятия, т.к. именно оно даст инновациям прочную основу, создаст, одновременно с технической модернизацией, фундаментальный духовный каркас, рассчитанный на длительную перспективу.
Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда общечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества – водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д. Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус – безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д.
Мы будем рассматривать ОЦ – как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.
В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство… Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л.Толстым и Ницше» (Н.Бердяев).
К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.
Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество. Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.
Творчество – проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко – в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) – может рассматриваться , как высшая эстетическая ценность.
Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.
В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость – это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.
Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).
Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь – благо (добро) – творчество – истина – прекрасное – справедливость » и «смерть – безделье – зло – ложь – безобразное – несправедливость ». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.
Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей – в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода… То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно… У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека – это человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство…
В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.
Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.
В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ – это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.
Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».
Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.
Примеры
— Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).
— Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.
— Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.
— Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали» — «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» — может быть примером общечеловеческой ценности.
В подготовке материала использованы: Энциклопедия социологии, Википедия, статьи В.Ефимова, В.Таланова и др.
https://inductor1.ucoz.ru/publ/obshhechelovecheskie_cennosti/31-1-0-498
Жизненные ценности
Очень емкое определение жизненным ценностям дал Эйнштейн:
Жизненные ценности (ЖЦ), которые являются приоритетными для конкретного человека, формируют его характер. Следовательно, человек – это продукт жизненных ценностей, которым он следует.
Все ЖЦ можно сгруппировать по 2 группам:
- личная жизнь, семья, отношения с людьми, т.е. духовные и нравственные ценности;
- работа (бизнес), благосостояние;
Бывает, что определенные события в жизни заставляют человека переосмыслить свои жизненные ценности.
Таким событием в судьбе наших бабушек и дедушек стала Великая Отечественная война. Для тогдашних мальчишек и девчонок все их жизненные устремления отошли на второй план, главным стало выжить в нечеловеческих условиях и победить врага.
В наше относительно мирное время заставить переосмыслить систему собственных жизненных ценностей могут самые разные события: рождение ребенка, смерть близкого человека, создание семьи, тяжелая болезнь, финансовые трудности и т.д.
Право на образование. Значение образования как ценность
Продолжим наше повествование об общечеловеческих ценностях, примером 4 классу может служить право на образование. Его, безусловно, можно отнести к этой системе. На сегодня эта ступень для человека в мир, где он сможет занять своё место, принести пользу обществу, получить блага для себя и, что самое важное, для своих близких.