Происхождение психики
На всех этапах развития науки активно проявлялись психические процессы живых существ, что вело к эволюции их в более сложную форму, присущую человеку. Первое упоминание психики в античной философии относят к периоду IV−V вв. до н. э. Долгое время система взглядов этого понятия развивалась в рамках философии, религии и естествознания.
В психологии научные направления были сформированы только в конце XIX — начале XX в. Сложённые в целостные теоретические подходы, они определили понятие психики, её сходство и различие между человеком и животным.
Определение свойства
Слово «психика» происходит от греческого psyche — душа и означает «жизненный» или «душевный». Это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении субъектом объективного мира, в выстраивании им неотчуждаемой картины мира и саморегуляции на этом основании собственного поведения и деятельности.
В зависимости от области знаний и направленности определение психики может быть разным:
- В аспекте жизнедеятельности животного или человека — это совокупность душевных процессов: эмоций, восприятия, ощущений, памяти.
- Активное отображение объективной реальности субъектом, полученное в результате его взаимодействия с внешним миром.
Более кратко определение психики человека включается в себя ощущение, восприятие, способность думать, чувствовать и запоминать информацию. А также отражение привычек, индивидуальности с помощью средств и механизмов, идентифицирующих личность.
Психика — это форма выражения, сущность, ощущение пространства, сформированное в отражение объективного мира посредством его связей и отношений.
Мир психологии
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Природа и механизмы:
- психика – это свойство только живой материи. Причем, не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
- главная особенность психики – способность отражать объективный мир, т.е. высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире.
- живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.
Раздражимость – определенное свойство, отличающее живую материю от неживой. Внешне выражается в проявлении вынужденной активности живого организма (наблюдается уже у простейших организмов – амеба и даже у растений, так называемый «тропизм» — вынужденное движение).
Чувствительность – более сложная форма реагирования, сочетающая более сложное анатомическое строение живого организма и его реагирование на сложный комплекс факторов внешней среды. По Леонтьеву – появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Характеризует общую способность к ощущениям.
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведениями различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличии от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Человека отличает от животных механизмы протекания сознания, которые зародились в процессе социального развития человека. В результате действия механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и формирует свою «Я-концепцию» и критичность.
Функции психики: большинство авторов выделяют 2 основных ф-ции психики:
- ф-ция отражения, способствующая познанию окружающего мира;
- ф-ция регуляторная, дающая возможность регулирования своих действий и поведения.
- ф-ция сохранение целостности организма (Маклаков).
Функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Стадии развития психики: Леонтьев А.Н. – 3 стадии
- Стадия элементарной чувствительной (сенсорной) психики – отражает одно свойство предмета или явления, непосредственно воздействующее на органы чувств (пчела летит на запах).
- Стадия перцептивной психики – отражает предмет или явление в совокупности свойств в виде образа.
- Стадия интеллектуального поведения (элементарного мышления) – животное мысленно устанавливает связи между предметами в данной ситуации, но не могут отразить ситуацию в понятиях.
Фабри, опустил 3-ю стадию и предложил на 1,2-ю ввести уровни (низший, высший, наивысший):
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развития |
I. Стадия элементарной сенсорной психики | ||
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость | А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность | А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде |
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов | Б. Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы | Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные |
II. Стадия перцептивной психики | ||
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти | А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение | А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые. |
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» | Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению | Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) |
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) | В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков | В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины) |
Высокоорганизованная материя
Нервная система — это сложная, живая структура, состоящая из миллиардов элементов. В процессе биологической эволюции изменение построения связей между элементами привело к формированию уникального органа, способного не только воспринимать окружающий мир, но и координировать действия других органов, влияющих на существование организма.
К этим процессам относят: дыхание, зрение, слух, размножение, движение. Нервная система также способна упорядочивать, извлекать и хранить по мере необходимости информацию о прошлом опыте. Не менее важная её способность — предвосхищать изменение жизненных условий.
Высокий уровень организации нервной системы проявляется в способности к саморазвитию и эволюции. Развитие индивида происходит от рождения до смерти. В сознании индивида образ мира — это не просто декорация с разворачивающимися жизненными событиями. Индивидуальный подход и избирательность проявляются в поведении, с помощью которого носитель удовлетворяет потребности.
Саморегуляция поведения
Под поведением понимается последовательная система целенаправленных действий. Осуществление происходит в виде единства исполнительных, внешних и психических действий, которые приближают или отдаляют организм от определённых объектов. Полученные сведения позволяют субъектам регулировать поведение и деятельность.
Поведение — это внешнее действие (утилитарный контакт) живого существа с элементами окружающей среды, от которых будет зависеть его жизнь. Любой поведенческий акт осуществляется как взаимосвязь работы побудительных, регулирующих, отражающих и исполнительных механизмов. Из чего следует, что психика — это свойство высокого уровня материи (мозга) проявляться в жизни индивида. В основании её работы служат процессы нервной системы, на которые влияет как внешняя среда, так и следствие собственной активности организма.
Как результат, в сознании формируется субъективная картина мира, включающая как самого субъекта, так и механизмы саморегуляции.
Понятие «психический образ»
Понятие психического образа является основным понятием психологии и представляет собой целостное, интегративное отражение самостоятельной, дискретной части действительности. Говоря другими словами, это есть информационная модель действительности, которая используется человеком и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы имеют свои свойства, а наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности. Всеобщая их функция – регуляция деятельности. Психические образы могут быть:
- Первичные, к ним относятся образы ощущений, восприятия, в них представлена совокупность качеств, присущих отражаемому объекту – форма, цвет, фактура и др.
- Вторичные психические образы – образы памяти, мышления, воображения. Психические образы пластичны и, как реальные объекты, дают возможность совершать определенные действия, т.е. «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Имея большую информационную емкость, психический образ сам по себе может служить источником разнообразной информации, обеспечивая достижение определенных целей.
Мир в сознании человека представлен общезначимыми, идеальными формами, поэтому психические образы идеальны. От психической активности и психической организации человека зависит то, что находится перед ним, что он воспринимает. Многие элементы объекта отражения могут отсутствовать в психическом образе и, наоборот, могут быть те элементы, которых нет в конкретном отражаемом объекте.
Моделируя различные отношения между объектами, что происходит благодаря способности действовать в уме, человек может предвидеть результаты своих действий, осуществлять психическую саморегуляцию поведения.
Сознание человека
Взаимосвязь психики и сознания человека — это особый феномен, для которого характерен высокий уровень абстрактно-логического мышления, взаимодействие с окружением, речь, прогноз событий, самоанализ и самоконтроль.
Человек — это биологический вид, который в процессе филогенеза создал между собой и окружением сложную опосредованную систему. Сознание — высшая форма отражения действительности, совокупность психических процессов, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире. Это также способность мыслить, рассуждать и оценивать своё отношение к действительности.
Психическая функция формируется на основе трёх видов информации:
- сенсорной — приходящей из внешнего мира;
- получаемой из памяти;
- извлекаемой из центров мотивации.
В первом случае сознание связывается с внешним миром, во втором — это соединение прошлого, настоящего и личного опыта субъекта. В третьем варианте удовлетворение потребностей придаёт сознанию жизненный смысл.
Структурное представление
В психологии выделяют три большие группы психологических явлений, которые составляют структуру психики: психические состояния, процессы и свойства.
Психический процесс — явление, проявленное в форме реакции, у которого присутствует начало, развитие и окончание. Раздражения поступают как от внешних источников, так из внутренней среды организма.
Психические процессы разделяют на познавательные, эмоциональные и волевые:
- В категорию познавательных входит — мышление, восприятие, память, ощущение, речь, воображение.
- К эмоциональным относятся — чувства низшего и высшего порядка, настроение, состояние стресса, фрустрации, аффекта.
- Волевые качества определяют сознательно поставленные цели, принятые намерения, установки, потребности, мотивы.
Психические состояния — устойчивые явления, вызванные воздействием на человека событий внутренней и внешней жизни. Индивид обычно осознаёт только состояние, а сам фактор, вызвавший его, определяется не отчётливо.
Состояния бывают:
- Общие — бодрость, радость, апатия, тревога, интерес, активность, расслабленность и т. д.
- Эмоциональные — гнев, грусть, раздражительность, радость.
- Творческое состояние — вдохновение.
- Состояния фрустрации, аффекта.
Психические свойства — это особенность, присущая людям. Устойчивые явления определяют качественно-количественный уровень жизнедеятельности, характерны для определённого человека.
Характеристика психических свойств представлена в нескольких направлениях:
- Жизненная позиция человека: потребности, интересы, убеждения, идеалы. Все эти явления определяют уровень активности человека.
- Тип темперамента — природные качества личности. Уравновешенный, подвижный, медленный, сильный.
- Черты характера — система взглядов, поведение и т. д.
Психическое образование человека — это особенности, приобретённые личностью в процессе профессионального и жизненного опыта. Человека характеризует несколько проявлений: знания, навыки, умения, привычки, взгляды, установки, убеждения.
Психика – это субъективный образ объективного мира.
Психика, понимаемая как отражение внешней среды, имеет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. В данном случае мы ведем речь о ней как о субстанции. Субстанция (от лат. substantia – сущность), первооснова, сущность всех вещей и явлений.
Материалисты признают субстанцию, как вечно движущуюся и изменяющуюся материю. Но в этимологии термина психика содержится и другое понятие. Если прислушаться к таким выражениям как “душа вышла из тела”, “душа ушла в пятки от страха”, “волнение души”, то можно почувствовать движение. А движется всегда что-то, должен быть и субстрат данного явления. Субстрат (от лат. substratum – букв. подстилка, подкладка) – 1) философская общая основа многообразных явлений; 2) биологическая основа (предмет, вещество), на которой обитают животные, растения, микроорганизмы. В этом смысле субстрат психики древние связывали, например, с процессами питания, дыхания (его субстратом – воздухом), с мельчайшими атомами и.т.д.
И в сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается этот вопрос. Проблема может ставиться так: психика – просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или она имеет также свой субстрат?
Как предполагают некоторые ученые – им могут быть микролептоны – мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Тесная связь психики и головного мозга не подлежит сомнению, повреждение последнего приводит к психическим нарушениям. Хотя мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но ее содержание производится не им самим, его источником служит окружающая действительность.
Психические свойства несут в себе характеристики внешних объектов, а не физиологических процессов, при чьей помощи психическое возникает.
Преобразования сигналов, совершающихся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, в пространстве и мире.
Согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые соответствуют один другому, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие “души”, которая связана с телом, но живет по своим законам.
Теория механического тождества, напротив, подчеркивает, что психические явления, по сути, есть физиологические, т.е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень – желчь. Ее представители, отождествляя психику с нервными процессами, не видят никаких отличий между ними.
Теория единства утверждает, что психические и физиологические явления возникают одновременно, но они различны.
Психические процессы соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим актом, а с организованными их совокупностями, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через его многоуровневые функциональные каналы, которые формируются у субъекта в ходе жизни, овладения им социальным опытом и формами деятельности через свою активную позицию.
Психика не дана в готовом виде индивиду с момента рождения, не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от общества. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у него формируется человеческая психика (феномен Маугли). Специфические качества – сознание, мышление, речь, память формируются только прижизненно в процессе усвоения культуры, созданной многими поколениями.