Ментальный уровень: его характеристика, особенности, ментальные связи


Ментальность – это то, что определяет образ мысли, восприятие мира, объединяет в себе умственное и духовное.

Часто, когда случается что-то, выходящее за рамки понимания, оправдывается менталитетом. Речь может идти как о каких-то традициях и праздниках, так и о самых кровавых расправах.

красно-синее лицо
Фото Joshua Fuller on Unsplash

В ментальности не стоит искать логики. Ментальность – это за гранью, что-то на уровне чувств и эмоций, она просто есть. Так же, ментальность не всегда свойственна одному человеку, зачастую ментальность или менталитет – это понятие, объединяющее в себе целые народы.

В психологии ментальность – это зеркало человеческой психики: категории, которыми он мыслит, его образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. Поступки, действия и привычки определяют ментальность человека. Если приводить простые примеры ментальности, можно вспомнить такую русскую традицию «Проводы зимы». Или Масленица.

Сначала люди пекут блины, а потом устраивают весёлые гуляния, завершая их ритуальным сожжением огромного чучела зимы. А где-нибудь в Зимбабве о такой традиции никогда не слышали, и, возможно, были бы в шоке, узнав о ней.

Или, если рассматривать гостеприимство, своим гостям ты, вероятно, предложишь выпить чай, кофе или чего-то покрепче. А в Китае чай предлагают, когда уже хотят остаться одни и устали от гостей. Это и есть разная ментальность.

В этой статье:

Виды ментальностиМентальное здоровьеМентальное расстройствоЧто делать и как лечить

Характеристика ментального плана

Ментальный уровень буквально является миром мыслей. Многие оккультные учения (такие как нью-эйдж, теософия, герметизм) считают, что это некий слой окружающего мира, создаваемый идеями, мыслительными процессами и ментальной энергией. А эзотерики говорят о том, что ментальное измерение создаёт тонкую оболочку человеческого тела, располагающуюся посередине всех прочих энергетических тел.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Также известно мнение, что ментальный уровень – это вымышленная копия реальности, спроецированная органами чувств посредством призмы жизненного опыта, разума, а также моральных установок индивида.

Юрий Владимирович! Вы: «Менталитет я «вижу» как умственно-психическую целостность, в которой психика, подпирает умствование. А их разделение — искусственный приём».

Расчленение единого- в этом наука, хорошо «набила руку», в частности и в расчленении языка. Хочу сразу прояснить свою исходную точку зрения. Я склонен, прежде всего, делить языки- на естественные и искусственные. Искусственные языки: производные от естественных, и как следствие: — «рукотворные» — более бедные по содержанию, с «уклоном» в рациональность» (не стихийно возникшие). Сокращу, для ясности своей мысли, рассмотрение искусственных языков- до формально-логических, которые используются в научной сфере. Соответственно формально-логические языки в себе делятся на объектный (предметный) язык и метаязык той или иной науки, которой соответствует тот или иной предмет изучения. Отсюда, легче всего сопоставить их «содержание» с «содержанием» естественных языков, исходя из анализа замкнутости этих языков. Так, например, замыкание на себя формально-логических языков происходит при смешении предметного языка (на котором говорят о той или иной области объектов ), с метаязыком (на котором обсуждают свойства объектного языка и который содержит имена выражений объектного языка и семантические предикаты). Интересное здесь то, что критерием открытости формального (в том числе и, естественно – формально-логического) языка является РАЗДЕЛЕНИЕ содержания искусственного языка ВООБЩЕ на тексты об определённой области объектов (тексты «первопорядковой» логики, при анализе которых мы можем обойтись только теорией референции, пренебрегая теорией значения) и на тексты («метаязык»), в которых говорится о самих текстах («синергетические», «замыкающие»). Ещё более интересно, что замкнутость естественного языка обуславливается ещё более странными «аттракторами», потому как естественный язык, дополнительно к функциям формально-логических языков, служит также ОСОБЫМ ПОСРЕДНИКОМ, включающим в себя не только выражение содержания текстов об определённой области объектов, текстов о самом языке, но и текстов о НОСИТЕЛЕ языка, причём, последние ПРЕВАЛИРУЮТ в этой замкнутости. Это выявляется при определении ГРАММАТИЧЕСКИХ категорий самого языка в их отличии от ФОРМАЛЬНОЛОГИЧЕСКИХ категорий (т.е. понятий от слов, ограничивающих как саму логику мышления, так и любой текст, как выражение ЛЮБОГО вербального мышления). Так, что, ПО-ЛЮБОМУ, с учетом СВЯЗНОСТИ естественного языка с формально-логическим, содержание естественного языка ШИРЕ. А теперь, абстрагируемся от остальных выводов, следующих из обозначенной точки зрения, кроме ОСОБЕННОСТЕЙ формально-логических языков и естественного языка в аспекте СМЫСЛА понятий. Это различие смысла, прежде всего, зафиксировано в их названии: понятия- в естественных языках, термин- в формальнологических языках. А чем отличается понятие от термина?: а) происхождением; б) спецификой построения смысловых связей, ОСНОВАННЫХ на ОТНОСИТЕЛЬНОЙ независимости «ия» (искусст. языка) от «ея» (естественного языка) Не расчленяя на эти пункты- описательно, я это поясню на примерах. а) Раньше при создании «ия» из ТЕРМИНОВ к их наименованию подходили ВДУМЧИВО, стараясь по мере возможности сохранить их первоначальный смысл, который они несли в «ея»… Для чего? Для сохранения ПОНИМАНИЯ, что значит этот термин в ия (т.е. для сохранения некоторого соответствия между языками). Для этого использовались, в основном, два варианта: -Использование одного и того же слова, каким обозначается «нечто» в «ея». Например, понятие и термин «силы». Долгое время человек не выделял работу и мощность в особые понятия и обозначал их одним термином — «сила»…Да, и собственно термином в современном понимании этого слова, он мог называться лишь условно до той поры, пока Ф. Бэкон «не озвучил» главное требование к естественным наукам: изучать мир не в аспекте взаимодействия человек-вещь, а сталкивая вещь с вещью, т.е. в аспекте нашей проблемы, создания «ия», в котором бы, отсутствовали, так сказать, «тексты о НОСИТЕЛЕ языка». Таким образом, формирование ТЕРМИНА сила происходило за счет «усечения» смысла, придаваемого этому понятию в «ея» (-приобретения однозначности, независимости от контекста и пр. атрибуты отличия понятия от термина). Другой пример: термин «работа» «В 1829 г. французский академик Г. Г. Кориолис в «Трактате о механике» … пишет:

«…я обозначил словом «работа» количество, которое называют обычно механической мощностью, количеством действия и динамическим эффектом. Это слово «работа» так естественно в том смысле, который я ему придаю, что, хотя и не было предложено как технический термин, тем не менее применялось М. Навье в его замечаниях к Белидору и Прони в его «Мемуарах»….» (Алексеев Г. Н. Энергия и энтропия. М., «Знание», 1978). «Эффективность» такого способа образования термина из «ея» в том, что СОХРАНЯЕТСЯ «жизненное» понимание этого термина для любого носителя, осваивающего тот или иной «ия». Недостаток такого способа образования термина в том, что, так или иначе смысловые связи, присущие омонимичному понятию, волей неволей НЕРЕФЛЕКТИВНО переносятся на термин. И в «карикатурном изображении» (имеющем место, при НЕУВАЖИТЕЛЬНОМ отношении к образованию терминов «ия») выглядят, примерно, так: «Равным образом любой из сидящих здесь, кто ещё не впал в маразм, не решится оспаривать то, что квантовые характеристики кварков… не могут быть… исчерпаны тем, что им приписывают сейчас: ароматом, цветом, шармом, зарядом, странностью, спином… ни даже их красотой… К тому же всякий, кто не дебил, понимает, что цвет у кварков скоро отнимут их глюоны… Думаю, что глюоны отнимут у кварков и запахи!» Гулливер: «Послушайте, но ведь всё зависит от созревания этих овощей: их цвет, запах, вкус… и даже вес. Это должно быть главной характеристикой, степень созревания!». Физик: «Каких овощей?…» Гулливер: «Ну, кварков» (Савченко В. Похитители сутей. Киев. 1989. С. 193, 196). Чтобы «минимизировать» этот недостаток: некритическое (соответственно- неосознанное) перенесение смысла наличествующего в понятии на термин, для его имени используют иностранные, «мёртвые» (желательно -«для всех») языки- древнегреческий, латинский), например: «И энергия и энтропия — слова греческого происхождения. «Эн» означает «в» или «содержание», «эрг» — корень слова «работа», а «тропе» — «превращение». Выбирая эти термины, ученые хотели отразить в них сущность соответствующих им понятий: изменение энергии АЕ— =£1—Е2 изолированной системы указывает максимальное количество работы Атах, которое система могла бы совершить теоретически, переходя из состояния 1 в состояние 2, а изменение энтропии AS=52—Si — ту часть Qo~TQhS запаса энергии Д£, которая в реальных условиях перехода и данной окружающей среды температуры То превращается в тепло и рассеивается, уменьшая величину действительной работы… Таким образом, можно сказать, что изменение энтропии характеризует величину «рассеяния» энергии в процессе взаимопревращений ее видов» (Алексеев Г. Н. Энергия и энтропия. М., «Знание», 1978). Радикально по отвращению рецидивов по привнесению «лишнего» смысла в «ия» решил вопрос Гуссерль, борясь с «позитивной психологией» путем введения неологизмов, в стиле опытов Лурия- словотворчество, типа ноэмы и ноэзиса. Вообще в философии используется все указанные способы, дабы максимально выразить «внутреннюю речь» своим (по-)читателям, подчеркнуть индивидуальность своего смыслового «узора», позволяющего тому или иному философу озвучить свое индивидуальное представление о мир в его целостности. Язык философии ПО СВОЕЙ ЗАМКНУТОСТИ: — с одной стороны, максимально приближен к естественному языку (ибо включает в себя и «тексты о НОСИТЕЛЕ языка», -с другой- наиболее далек от него: по сути, у каждого философа свой ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ язык, язык ОДНОГО человека, для которого- чтобы его понять, следует приложить усилия. И это- не столько следствие наличия «собственных терминов», сколько новая «паутина» смысловых связей, соединяющих эти термины, за счет связности языка- под влиянием индивидуальных терминов изменяющего «конфигурацию смыслового поля» обычно употребляемых слов. Собственно, из-за индивидуального языка, например, Хайдеггера, возникает герменевтическая проблема трансляции той или иной его идеи в другие философские системы. (Как тут не вспомнить слова, кажется, Карнапа, который в своё время писал: «Предложения метафизики суть псевдопредложения, которые при логическом анализе оказываются или пустыми фразами, или фразами, НАРУШАЮЩИМИ ПРАВИЛА СИНТАКСИСА»). С другой стороны, при обсуждении критериев истинности научной теории, гипотезы в «ия», не помню кто, видно отчаявшись, высказал радикальную мысль «Теорию следует считать корректной, если она не нарушает правил синтаксиса». Столь важное значение синтаксиса объясняется тем, что – это ОСНОВА понимания (если угодно — ПОРЯДОК (структура) мысли. Нет порядка – нет понимания, не говоря о логике…Видите ли, мы общаемся, при помощи предложений, благодаря которым и возникает возможность нам понять друг друга, и если происходит нарушение синтаксиса, то происходит и нарушение понимания… Напоследок, возвращаясь к «е.я.» интересно отметить ещё одно следствие ограниченности языка: его проявляющуюся время от времени «непрозрачность». Вот что по этому поводу пишет Л. П. Киященко: «Для классического рационализма язык играет роль нейтрального средства, выступающего в качестве “прозрачной среды” научных описаний, которая тем лучше, чем меньше вносит в эти описания субъективных “помех”… Коррекция пульсирующего ритма живого языка замечаема в периоде напряжений, сбоев, сдвигов УСТОЯВШИХСЯ значений и смыслов, которые подошли К ПРЕДЕЛУ своего применения. Это случается и совпадает как с большими переменами в жизни языка, так и с частными сбоями в удобстве его употребления, когда язык вынужден сам на себя ОБОРАЧИВАТЬСЯ, испытывая угрозу своему безоблачному существованию. Язык как бы подходит к границам своей естественности. Это может быть и в рамках специализированного, научного языка, который подошел к границам своей естественности, когда “естественный горизонт начинает ощущаться искусственным пределом” [31] , когда наступает предел естественности как искусства… Язык теряет свою естественную прозрачность, становится непроницаемым, что является, по словам Хайдеггера, основной чертой телесности…» (В поисках исчезающей предметности_ Очерки о синергетике языка.htm). При этом, если использовать термины М.Мерло-Понти, непрозрачность языка в КАЖДОМ конкретном случае объяснима типичной языковой СТРУКТУРОЙ: «точка (определённость предметности, смысл слова)-ГОРИЗОНТ (языковая среда, в которой наблюдается определенное “качественное изменение” (смысла), подлежащее объяснению)» (аналогично, в терминах Гадамера: герменевтический опыт («точка») – горизонт понимания), т.е. – круга, при приближении к границам которого «горизонт» теряет свою прозрачность: теряются «очертания смысла представленного в предмете, предметность ускользает, смысл растекается по линии горизонта понимания» (В поисках исчезающей предметности_ Очерки о синергетике языка.htm). Поэтому, в отличие от Вашего: «Тут есть один нюанс: философия не входит в «разные науки» (в Вашем смысле этого выражения), она не стоит в одном ряду с психологией, социологией, этнологией, и не замкнута на исследования «психологии народа». Поэтому и смысл понятия «менталитет» в философии не так сильно «гуляет», как это может происходить в «разных науках»». Я считаю, что как раз в философии, наиболее приближенной к «ея» науки (науки, прежде всего потому что, в интересующем нас аспекте языка, в ней РЕФЛЕКТИРУЕТСЯ наличие не только предметного языка, и метаязыка (как в естественных науках), но и языка о «носителе» языка. Возьмем, к примеру категорию «время», как только в философии его не определяли через «объектный язык»: Аристотель: «время есть чи¬сло каждого движения» Декарт Р. определял ПРИРОДУ времени как продолжительность жизни вещей, Локк через «измеренную продолжительность», Лейбниц: «время – порядок последовательностей», и т.д.- можно ли тут говорить, что смысл времени в философии «меньше гуляет»? Особенно, если учесть «носителя языка», как сделал Кант, у которого время- априорная форма внутреннего чувственного созерцания?- не думаю, скорее философия наоборот, в своей «универсальной индивидуальности» пытается расширить «горизонты прозрачность языка», «бросаясь в крайности смысла понятий, расширяя их содержание». В стиле, например Витгенштейн который сказал, мышление есть язык. Я теперь из «пушки абстракции», по нашим «воробьям»: «менталитету»- «ментальному»-«ментальности», и «когнитивному»- «когнитивности». Не буду расширять предоставленную нами обоими выборку. Т.е. на основе её в аспекте моего понимания современной семантики, согласитесь, кстати- науке, скажем, не совсем философской, или даже, совсем не философской, хоть как и многие науки, и возникшей в «дебрях» философии (Г.Фреге, Ф.де Соссюр). Итак, ментальный — «относящийся к уму, к умственной деятельности (Ожегов), положим, а откуда Ваше: «Ментальность (менталитет), это не просто умственность вообще, а умственность, взятая с её вариативными особенностями»?

Простите, конечно, но у Ожегова: Ментальность (менталитет)- «Мировосприятие, умонастроение». На мой взгляд, если работать со словарями, то, по возможности, весь «ряд», или группу интересующих слов надо брать у одного автора. К слову (и в ответ Болдачеву, на его): «На мой языковой слух слова «ментальный» и «менталитет» в русском языке принципиально отделились друг от друга и практически не имею общего смысла…. вы хотите понять устоявшуюся традицию использования слов в современном русском языке или бороться с ней? Если второе, то какой смысл?». В русском языке, как насколько я знаю, ПОВСЕМЕСТНО наличествует процесс как субстантивации (переход имён прилагательных в существительные), так и обратный процесс- адъективации (т.е. переход имен существительных в прилагательные): «Переход имён прилагательных в существительные – активный процесс в русском языке. Можно предположить, что такой переход стал реальностью вследствие особой природы прилагательных: они называют признак предмета. Первичными по происхождению, как известно, были имена существительные (они называют предмет), затем от них «отпочковались» прилагательные, называющие признак предмета. Поэтому возвращение прилагательных в лоно существительных следует признать логичным и объяснимым.» https://russia-sng.iphil.ru/index.php?id=76&itemid=1&limit=1&limitstart=1… И поэтому, ссылка на русский (живой (в смысле подвижный), естественный) язык должна, как раз, свидетельствовать о том, что ментальный и менталитет — эти понятия в русском языке должны иметь между собой такие же отношения, как экономика- экономный, масло – масляный, истина- истинный. Но даже, если в данном случае, живой, русский язык «дал сбой», то, уж во всяком случае, нельзя упрекать человека в том, что он «хочет бороться с русским языком», в котором относительное прилагательное призвано выражать сущностной признак предмета от которого оно образовано. Другое дело, когда происходит нерефлектированное замыкание, «еи» с «ия». Например, формальной логики с естественным языком, или философским, который, как я считаю, близок к естественному. Да и тогда, различать истину и истинное, нужно лишь в области открытости этих языков друг другу. Я думаю, так. В свете сказанного выше, делаю первый вывод: В области «ея» менталитет и ментальный должны различаться как существительное и прилагательное, выражающее существенный признак этого существительного, не смотря на историю их возникновения и иностранное происхождение, что, в общем, соответствует определению того же Ожегова: ментальный, это что-то существенное, относящееся к «Мировосприятию, умонастроению». Но, по той же причине, я не могу согласиться и с Ожеговым, который считает (видимо) ментальность синонимом менталитета- в том же ряду, если истинный- признак истины, то, в русском языке процесс субстантивации имеет два направления, когда существенный признак, абстрагируясь от «предмета», становиться собственной «чтойностью»: истинностью, правдивостью, маслянистостью, экономичностью, ментальностью. Отсюда второй вывод: если придерживаться практики формирования русского языка, следует, скорее всего ИСКАТЬ общее основание для сравнения ментальности с когнитивностью, если не собираемся признавать, что когнитивность- несущественное свойство менталитета. Или- собираемся?.. Вы: «…говорится об умственных способностях человека, и это, на мой взгляд, едва ли не самое главное в понятии «ментальный»… В результате мы можем говорить о менталитете данного человека, как о совокупности его личностных особенностей в аспекте мышления в широком смысле. Более того, в «Энциклопедическом словаре» 2009 говорится даже о «Ментальной характеристике нации»». Думаю, есть смысл обсуждать «ментальный» в аспекте «способности», «существенное (-ые) свойство (-а)» менталитета. МЕНТАЛИТЕТ. Здесь, без вопроса происхождения этого понятия- не обойтись… И «оп-па» Вы: «А то, что появление термина «менталитет» связывают с выходом книги «Первобытный менталитет» (Л.Леви-Брюль, 1921 г.)». Не собираюсь оспаривать, а лишь замечу в аспекте указания на сложность этого вопроса. То, что известно нам как «Первобытный менталитет», по Вики суть: «Первобытное мышление / La mentalité primitive». А, в академике, почему то указано: «Термин «М.» ввел в научный обиход американский философ Р. Эмерсон (1856) в качестве показателя уровня развития индивидуального и коллективного сознания. Содержание М. составляют знания, которыми владеет данная общность людей, их верования. М. предопределяет особенности поведения. Можно понимать М. как подсознательую готовность личности к определенным мыслительным и физическим действиям. Такую готовность называют установкой. М. выражает представление людей о жизни и окружающем мире. https://methodological_terms.academic.ru/896/%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%… Очевидно, что для анализа происхождения термина (поскольку к нам он, «перекочевал» из науки) «менталитет», следует, в общем-то, знать не русский язык, а скорее группу иностранных языков, потому, как, например, в «La mentalité primitive» я вижу mentalité, но также вижу и «Первобытное мышление». Отсюда, вроде бы следовало, что мышление у Л.Леви-Брюль должно = mentalité. Сам же в предисловии к «Первобытный менталитет» Л.Леви-Брюль писал: «Когда двенадцать лет тому назад вышла моя книга «Мыслительная деятельность в низших обществах», ее уже следовало бы назвать «Первобытный менталитет», однако тогда я отказался от такого названия, поскольку слова «менталитет» и даже «первобытный» еще не вошли, как теперь, в привычный язык…. Предметом же «Первобытного менталитета» является, прежде всего, показ того, как первобытные люди понимают причинность, а также тех следствий, которые вытекают из их представления о ней.» Сентябрь 1921 года. Честно говоря, вникать в это- даже, для меня- слишком. Поэтому делаю напоминание о том, что в русский язык это слово перешло уже из науки, точнее: из комплекса наук о человеке (из этнографии (Л.Леви-Брюль) и социологии, так и не успев «отпочковаться» от философии (Э́мерсон). А следовательно, мы можем лишь сузить область неопределенности смысла настолько, насколько позволяет современная практика применения понятия «менталитет», причем, не только «чистых» философских текстов, но и «около них», учитывая, что даже в социологии, этнографии и пр. употребление понятия «менталитет»: а) всегда связано с мышлением (а значит- с философией); б) при обращении к «менталитету», встает вопрос об обобщении этого понятия в рамках общественных наук, и поэтому, «яркие индивидуальности»- представители этих наук, легко «приобщаются» к проблемам философии (тот же Л.Леви-Брюль). Но, правы и Вы: «Философия требует ухода». Поэтому, «должно быть» «ядро»… Только, его: нет, как раз, из-за связности индивидуального языка «зачинателей» многочисленных течений в философии… Вот из-за «всех сил» МЛФ хотела «проглотить» философскую систему Гегеля- не получилось… Только «рассыпалась» система на «триады»… И, как быть? Вы: «Идея менталитета, как некоей стабильной, каким-то образом закреплённой «пресс-формы» (шаблона) для поведенческих импульсов, известна и понятна без каких-либо специальных исследований, известна, потому что это первое, что приходит на ум о сущности менталитета; а НЕ известен и НЕ понятен материал, из которого изготовлена пресс-форма; где, в чём, как закреплен менталитет?». Я считаю, поскольку я ни Кант, ни Гегель, ни, на худой конец- Гуссерль, или Хайдеггер, мне следует «примкнуть» к какой, либо «региональной» идеи, этих философов, способной дать основную концепцию, от которой следует отталкиваться, развивая в «своем русле понимания» конкретно, понятия «менталитет». Такой идеей я считаю идею «жизненного мира» Гуссерля. Кстати, из моей выборки цитат: «… использование понятия “менталитет” в различных отраслях современной науки было обусловлено возникновением неклассической парадигмы социального познания, предметом которой является мир повседневной жизни и дорефлексивных форм обыденного сознания, а целью — исследование “живых” социальных коммуникаций и жизненных практик.…». Здесь, на мой взгляд, содержится центральный пункт понимания ИССЛЕДОВАНИЯ менталитета. Т.е., по сути, ИМХО, сам менталитет представляет собой «мир дорефлексивных форм ОБЫДЕННОГО сознания», что вполне вписывается в характеристику «жизненного мира» Гуссерля. А теперь, в моем интерпретации, основанной, прежде всего, на характеристике «дорефлексивных», ведущих к, опять же таки, Гуссерлевскому пониманию «жизненного» мира, прежде всего, как мира, в котором, НЕТ противопоставления субъект-объекта, свойственное человеку в состоянии НАПРАВЛЕННОГО (целевого) познания мира (собственно: КОГНИТИВНОСТИ), а есть: «существование ПРОСТОЙ соотнесенности субъекта и объекта» в единой жизнедеятельности». Вы, конечно, можете, резонно возразить: человек во все времена, так или иначе познавал мир. Да, но во-первых, даже сейчас, взрослый человек, большую часть своего времени, не находиться в специфическом состоянии познания. Так, каждый день, просыпаясь, умываясь, чистя зубы, идя на работу, человек находиться в сознании, но это сознание- не в состоянии познания… Так, как ОН УЖЕ ЗНАЕТ, что есть, и что будет, и ему повезет, если работа его ТРЕБУЕТ постоянного познания (-творческая- Гуссерлевское «профессиональное время»). А если- нет? Если все его решения проистекают из того, что он УЖЕ знает? «Не пойду сегодня на пляж, потому что пасмурно». Вторая, важная черта обыденного сознания легко иллюстрируется содержанием и «упорядоченностью» этого содержания, причем на этот раз, не с точки зрения Гуссерля, который стремится очистить сознание от «любого психологизма», а с точки зрения Декарта: «Но если я буду разуметь само чувство или осознание зрения или ходьбы, то, поскольку в этом случае они будут сопряжены с мыслью, коя одна только чувствует или осознает, что она видит или ходит, заключение мое окажется вполне верным». Т.е. содержанием обыденного сознания является не только мысли, но и чувства, ощущение- т.е. все то, что человек осознает, существуя в своем жизненном мире обыденности, причем, обязательно, этот мир представлен обыденному сознанию в СВОЕЙ НЕОТРЕФЛЕКТИРОВАННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. Т.е. без анализа, что человеком руководило «тогда»- чувство, мысль (собственно- установка, говоря современным языком)… Взятая в таком ракурсе идея Гуссерля о «жизненном мире», на мой взгляд, дает мне право определить менталитет, как «дорефлексивную форму обыденного сознания». Чего не хватает?- «Привязки» к народу, к индивиду…Тут, легче всего идти от «онтологии сознания», определив историю человечества, как смену рефлексий. Утрированно-образно (подробности, со всеми уместными выкладками в прикрепленном файле: ): человек рождается маугли, сознание его формируется при помощи инициации самосознания окружающих его людей в форме заимствования (если угодно- подражания), поэтому, естественно, что если окружающие его люди имеют некую общую особенность, например в отношении оценки окружающего мира, в отношении людей друг к другу, то это прежде всего откладывается в его формирующемся сознании, самосознание же появляется у подростков, где-то лет в четырнадцать. Обычно его появление связывается с ростом самокритичности к представлениям, прежде всего, о себе. Собственно, появление самосознания, это- оценочное «перетряхивание» индуцированного сознания подростка, под углом «деления» сознания на «свое- Я» и «не свое-«ИХ». В «Я», естественно попадают наиболее общие, возможно, безальтернативные представления, полученные «индуцированным» способом при формировании сознания, под влиянием ближайшей СОЦИАЛЬНОЙ среды (и поэтому, остающиеся ОБЩИМИ (неразделенными на «МОЕ» и «ИХ»). «Главная особенность самосознания – концентрация представления о себе… само самосознание (или Я) суть ничто иное по своему содержанию как несколько эмоциональных представлений, в основном процедурной памяти, с которыми Я ассоциирует себя, лежащие вне фокуса сознания. Но именно они, находясь вне фокуса сознания, а значит: вне «зоны критики», с помощью воли и внимания, создают источник апперцепции восприятия. … деление сознания и самосознания по содержанию представлений можно провести феноменально, вероятно, только по границе самокритичности, которая со временем, без «чистой» философской рефлексии, сопровождаемой сомнением, уменьшается (растет самомнение, уверенность в правоте, даже в мелочах)» (Там же). Естественно, в течение жизни, при спонтанной, или искусственной (самонаправленной) рефлексии, первоначальное «Я» подростка может изменяться по содержанию (я, лично, связываю спонтанную онтологическую эволюцию индивидуума, со сменой характера ~ через 12 лет (аналогия- периодическая смена поверхностного покрова змеи)), но, наиболее «глубинные слои» (например, знание родного языка, которое, кстати, имеет влияние на: 1. Структуру («перспективу») мышления; 2. На характер (как человека, в целом, так и мышления); 3. На «настроенность» (как человека, в целом, так и мышления), и пр.).- полученные в «первой спонтанной» рефлексии- чаще всего, остаются в самосознании, «освещающей» и «выстраивающей», в аспекте логики, сознание в его сиюминутности человеческого существования. Собственно, это «ядро» самосознания, остающееся при смене «повторных рефлексий» как «приватизированная часть общего»- и есть, ИМХО, МЕНТАЛИТЕТ, который «освещая обыденное сознание»- сам остается, вне «фокуса сознания». И именно, потому, что он «освещает» сознание, он НЕ ЕСТЬ подсознание, а скорее НАДСОЗНАНИЕ, что в моем понимании: «фундамент» самосознания. В общем-то, я действительно, наверно, говорю, «известные и понятные без каких-либо специальных исследований» «вещи», но, меня смутила Ваша: «…НЕ известен и НЕ понятен материал, из которого изготовлена пресс-форма; где, в чём, как закреплен менталитет?». В общем-то: о «где»? Я свое понимание представил довольно подробно. Как?- не менее подробно- первой спонтанной рефлексией. Хотите, познать «материал» из которого «из которого изготовлена пресс-форма»?… Ну, я не знаю… Попробуйте съесть отваренных лягушек, которых обожают французы, или жаренную саранчу, которая деликатес у камбоджийцев, или «самое безобидное» яйца вкрутую, приготовленные в моче мальчиков, которые продают в провинции Чжэцзян… Открылась Вам эта форма в чувстве отвращения, брезгливости, возникшей, благодаря интерпретации обыденного сознания, под воздействием «нашего» менталитета, причем так сказать априори, как предубеждения?.. А ведь- не отрава, ДРУГИЕ едят с удовольствием, иногда отдавая предпочтение ни рыбе, ни мясу, а жареной саранче… Нужно, что-то более, так сказать, возвышенное? ««многие японцы, обладавшие обостренным чувством чести, совершали инсэки-дзисацу безо всякого понуждения и часто по поводу, который европейцам казался ПУСТЯЧНЫМ. Самоубийство Вателя, мажордома принца Конде, было сочтено современниками и потомками ЭКСЦЕНТРИЧНЫМ чудачеством. Бедняга пронзил себя шпагой, испугавшись, что королю не успеют вовремя подать рыбное блюдо. С точки зрения самурая это был совершенно нормальный поступок, свидетельствующий о том, что принцу служат люди, понимающие СМЫСЛ слова «ответственность…» ( https://bookworm-quotes.blogspot.com/2008/0…g-post_02.html). Рассуждал ли этот самурай?- Не думаю. Он точно знал, как ему следует поступать: «само по себе разумеющееся» согласно своему менталитету. Попробую кратко сформулировать выводы из моих размышлений: 1. Менталитет- это фундамент самосознания, который определяет функционирование обыденного сознания. 2. Ментальный- это признак обыденного сознания, приписываемый тому, или иному предмету, событию. 3. Ментальность- это неотрефлексированные ощущения, чувства мысли обыденного сознания. 4. Когниция- это познание посредством размышления. 5. Когнитивный – совершаемый разумом, мыслительный 6. Когнитивность- это состояние сознания при НАПРАВЛЕННОМ (целевом) познания мира. ИМХО, конечно. С уважением. Павел.

Чем является ментальное тело

Чарльз Ледбитер – писатель, масон и член Теософского сообщества называл ментальным планом четвёртую энергетическую оболочку тела человека. По его теории, проекция ментальной оболочки на физический организм – это область спинного и головного мозга.

Представители оккультных учений верят, что точка сборки каждого индивида зависит от типа его восприятия мира:

  • стратеги – у них она находится в верхней ментальной области;
  • у мыслящих логически и действующих активно – в средней;
  • у тех, кого одолевают чувства, но они соблюдают правила – в нижней.

Ещё один вариант разделения предлагает Ледбитер. Согласно ему, ментальное тело образуется следующими оболочками:

  • ментально-эфирным телом;
  • астральным;
  • казуальным;
  • боддхическим;
  • атманическим.

Аналогичное разделение присуще и уровню ментала.

Как лечить ментальное расстройство

Ментальный – это душевный или психический. Значит, и лечить болезни такого уровня необходимо у специалиста соответствующего профиля – психолога или психотерапевта.

Нитки

Как это происходит:

  1. Если расстройство сильно отражается на теле и значительно снижает качество жизни (например, панические атаки, агорафобия), то сначала необходимо обратиться к медицинскому психотерапевту. Он назначит транквилизаторы, антидепрессанты и другие препараты, которые помогут привести в порядок физиологию.
  2. Затем желательно заняться не медицинской психотерапией – встречаться с психологом 1 раз в неделю некоторое время (продолжительность зависит от вашей потребности). Это нужно для того, чтобы понять, что конкретно в вашей жизни вы не можете «переварить», постараться либо изменить негативную ситуацию, либо поменять свое отношение к ней.

Обитатели ментала

Ментальный план, равно как и астральный, занимает всё окружающее нас пространство. В связи с чем любой вид раздражения, даже происходящий на других планах, находит своё отражение на нём. Люди воспринимают ментальную деятельность в качестве процесса непринуждённого мышления – в виде любых мыслительных образов (отдельные объекты, располагающиеся в плане ментала, на которые люди не оказывают никакого влияния).

Периодически определённые мыслеформы соединяются, образуя так называемый эгрегор. Чем является эгрегор? Он выступает энергоинформативным сознанием, созданным группировкой людей, разделяющийся по конкретному признаку. Так, известно много видов эгрегоров:

  • религиозных (христианство, ислам, буддизм и другие);
  • эгрегоры наций (являются демонами империй);
  • эгрегоры родовые;
  • профессиональные и так далее.

Ментальный уровень в основном состоит из мыслеформ и эгрегоров.

Упражнения для развития ментальных способностей

Прежде, чем начать развивать у себя способности к ментальной связи, следует спросить: «Нужно ли мне это?» и «Зачем это мне нужно?».

Эти вопросы необходимо задать себе для осознания ответственности за свои действия. Ведь, если ментальная связь возникает естественно, это – одно, а, если человек хочет сформировать ее сам, то это – совсем другое. Потому что таким образом человек может переступить границу дозволенного и своевольно вторгнуться в биополе другого человека, что наказуемо с кармической точки зрения.

Если же человек хочет просто развить свои ментальные способности, то для этого есть простые упражнения, которые рекомендуется выполнять регулярно.

Прием и передача:

  • попросить кого-нибудь из близких стать помощником;
  • завязать себе глаза и начать беспорядочно ходить по комнате, постоянно что-то говоря вслух;
  • помощник должен находиться в этой же комнате, но ходить бесшумно;
  • через какое-то время сказать «стоп», при этом оба должны остановиться;
  • задачей тренируемого является почувствовать энергии помощника и показать рукой, где тот стоит;
  • задача помощника – не шевелиться и не издавать шума;
  • после этого, помощник выходит из комнаты;
  • тренируемый должен сравнить разницу ощущений при присутствии помощника и при его отсутствии.

Визуализация звонка:

  • сесть, закрыть глаза и расслабиться;
  • мысленно представить белый экран, на котором нужно визуализировать образ близкого человека;
  • мысленно попросить его позвонить в ближайшее время;
  • максимально сконцентрироваться на своем желании и визуализировать в мельчайших подробностях детали его действия.

Еще раз хочу напомнить, что манипулировать людьми нельзя! Хотя последнее упражнение, казалось бы, предлагает безобидное действие, все-таки думается, что никто (и Вы тоже) бы не захотел, чтобы им манипулировали.

Наши болезни связаны с мыслями?

Часть психологов полагают, что возникновение всех патологий начинается именно с ментального уровня. Они говорят о тесной связи физического мира и духовного, состояния тела человека и его мыслей.

Тогда получается, что, желая исцелиться от болезни, нужно первым делом установить ментальную (мысленную) причину, по которой она возникла. Так как внешняя симптоматика недуга выступает только отражением внутренних патологических процессов. Соответственно, больной должен заняться самоанализом для выявления и последующей нейтрализации духовной причины болезни.

Выходит, что, если человек самостоятельно создаёт себе заболевание, — только ему под силу и устранить его.

А из основных ментальных провокаторов патологий выделяют такие:

  • человек не понимает свои жизненные цели, не знает, зачем пришёл в этот мир;
  • не понимает и/или не соблюдает вселенские и природные законы;
  • у него в подсознании присутствуют агрессивные, пагубные чувства, мысли либо эмоции.

болезни создают плохие мысли!

Любое заболевание, прежде всего, сигнализирует про нарушенную гармонию, баланс во Вселенной. Оно является отражением неправильных человеческих мыслей, намерений и поведения – то есть всего мировоззрения.

Буквально все болезни выступают защитой нас от наших же пагубных мыслеобразов и деяний. А больными можно считать тех, кто обладает некорректным, нездоровым пониманием мира. Тогда для исцеления потребуется всего лишь пересмотр и изменение своих взглядов на жизнь. К сожалению, современный человек мало озадачивается подобными глубокими вопросами. И заболев, как правило, хватается за традиционные таблетки, ища в них исцеления. При этом происходит только снятие симптомов, но никак не воздействие на первопричину.

Виды ментальности

Если провести эксперимент, и заселить определённую группу людей в один дом, закрытый городок или на необитаемый остров, то рано или поздно они привыкнут друг к другу, подстроятся. В этом маленьком обществе возникнут свои законы, порядки, традиции.

Что такое менталитет?
Что такое менталитет?

Их предки и последующие поколения будут иметь такое же мировоззрение: исторически именно так формируется ментальная связь между людьми сквозь времена.

Итак, различают разные виды человеческой ментальности:

  • Уровень интеллекта.

Так называемые крестьяне и интеллигенция. Если посмотреть на людей в ресторане, то можно легко понять, кто есть кто.

  • Возраст.

Дети, старики, подростки, зрелые. Дети инфантильны, а старики мудры.

  • Строение общества.

Очевидно, что человек из средневековья имел мировоззрение, отличное от мировоззрения современного жителя. И, если бы существовала машина времени, то ментальность любого из представителей определённой эпохи была бы под угрозой.

  • Расовая принадлежность.

Европеец или азиат. Менталитет может существенно отличаться.

  • Религиозные убеждения.

Буддисты, мусульмане, христиане – все мыслят и воспринимают мир через абсолютно разные призмы.

  • Половая принадлежность.

Если говорить о половом менталитете, то можно сказать, что женщины более склонны к демонстрации собственных эмоций, а мужчины более сдержаны и предпочитают не показывать свои чувства.

Ментальность – это не то, что является постоянным. Играла в детстве в «Сломанный телефон»? С этой игрой и можно сравнить историческое изменение менталитета. Каждый последний участник привносит что-то своё, немного изменяя предыдущую мысль. Именно поэтому современное мировоззрение очень сильно отличается от средневековья или более древних эпох.

люди бегут по траве
Фото автора Anna Shvets: Pexels

Но, это всё рассуждения и примеры общественной ментальности. Нужно более глубоко разобраться в ментальности личной. Речь идёт о психическом (ментальном) здоровье. Что же это простыми словами?

Ментальные связи – что это?

Учёные давно интересуются ментальной (телепатической) связью между людьми. По данной тематике проводились разные исследования. Согласно опытам, в которых использовалась ФМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография), выявили наличие ментальных связей у людей.

С научной позиции это, правда, звучит несколько иначе, чем с точки зрения эзотериков. Так, учёные говорят о синхронизации обоих полушарий головного мозга, если взаимодействующим людям нравится общение. Тогда активность мозга слушателя в точности копирует те области активности мозга, которые задействованы у рассказчика.

Как же образуются ментальные связи у людей? Рассмотрим с позиции эзотерики. Самой сильной телепатической связью считается та, что возникала у близких людей (обычно – у возлюбленных или у тех, кто состоит в сексуальных отношениях). Ещё бывают связи между близкими друзьями и между матерью и ребёнком.

Ментальные связи между людьми

Чтобы образовалась ментальная связь, необходимо достаточно времени, и чтобы люди проводили время друг с другом. Тогда, по мнению мистиков, происходит взаимопроникновение энергетических тонких тел друг в друга. В этом процессе задействуются особые соединяющие нити, проходящие по чакрам – энергетическим центрам тела.

Что же случается, если люди расстались? Допустим, у них произошла сильная ссора, они разъехались в пространстве далеко друг от друга, но продолжают оставаться вместе ментально: думают один о другом, в голове прокручиваются воспоминания, на телефоне постоянно попадаются на глаза совместные фотографии и сообщения…

Что происходит тогда? В четырёхмерном измерении между ними создаётся незримая нить (канал), который оказывает влияние на жизнь обоих. А расстояние в данном случае не играет почти никакой роли. Правда, верной остаётся поговорка «время лечит» — действительно, со временем происходит ослабление энергетических каналов, они становятся тонкими и в результате постепенно полностью разрушаются.

А если вы желаете сделать это ещё раньше, потребуется выйти из той ментальной плоскости, в которой чувствуется дискомфорт. Не всегда это происходит само по себе – порой требуются дополнительные усилия.

Как развить

Следует заметить, что все люди в разной степени наделены умением настраиваться на волну другого человека. У многих это получается быстро и спонтанно, но большинству приходится долго тренироваться, чтобы развить в себе этот полезный дар. Вот несколько советов, как это сделать:

  1. Старайтесь для начала прислушиваться к своим близким людям, интересоваться их мыслями, чувствами, душевным состоянием. Если человек вам безразличен, вы при всём желании не сможете установить с ним ментальную связь.
  2. Научитесь держать в узде свои страсти и эмоции, не позволяйте им вырываться из-под контроля и управлять вами. Ментальное здоровье — это одно из основных условий, позволяющих хорошо понимать других людей, и при этом не путать их мысли и чувства со своими собственными.
  3. Практикуйте различные упражнения, способствующие развитию интуиции и воображения. Отлично тренирует образное мышление, присущее правому полушарию, ментальная математика. Что это за техника, известно не всем, хотя о ней есть много информации в интернете. Она очень полезна для людей, желающих овладеть телепатией.
  4. Используйте визуализацию. Чтобы обмениваться мыслями и чувствами с человеком на расстоянии, следует сначала научиться представлять его образ как можно яснее. Эзотерики утверждают, что этот способ очень помогает установлению телепатического контакта.

Чтобы вышеперечисленные методы принесли нужный результат, их следует практиковать как можно чаще. Если у вас есть хотя бы в минимальной степени развиты чувствительность и интуиция, то примерно через несколько месяцев вы добьётесь первых успехов.

В завершение

Подведём итоги темы:

  • ментальный уровень – является уровнем мыслей человека. Также это особое измерение наряду с астральным планом;
  • эзотерики считают, что все болезни создают наши неправильные мысли. А изменение мыслей способно исцелить от недугов;
  • ментальные связи устанавливаются между близкими людьми, любовниками и родственниками. Они способны сохраняться на очень долгое время, часто для окончательного разрыва нужно поработать (есть специальные практики разрыва ментальных связей).

Напоследок предлагаю тематическое видео:

Ментальная связь между мужчиной и женщиной


Man and Woman holding hands
Особенности ментальной связи между мужчиной и женщиной также базируются на взаимопроникающем энергообмене между ними.

Интересно, что этот энергетический обмен закладывается на физическом уровне отношений. Далее постепенно синхронизируется эмоциональный план отношений, потом ментальный, и завершает полноценный энергообмен духовная синхронизация пары.

Согласно эзотерике, ментальная связь является показателем высокого уровня отношений, когда нарабатывается умение ценить друга, понимать без слов, даже считывать мысли и чувства своей половинки.

Как можно развить в себе эти умения, помогающие установить ментальную связь:

  • глубоко уважать партнера;
  • доброжелательное отношение, принятие, сочувствие и поддержка партнера;
  • умение слушать и слышать.

Почему нужно стремиться сохранять ментальное здоровье

Ментальный уровень – это важная составляющая человека, это его часть психики. Это то, каким он принимает мир, как реагирует на него и как проживает полученный опыт.


Фото Yayan Sopian on Unsplash

От того, насколько ты знаешь себя, умеешь контролировать свои реакции и эмоции, зависит твоё ментальное здоровье. Оно играет большую роль в твоей жизни, без него невозможно наслаждаться жизнью и быть счастливым. Душевные тревоги – самое страшное оружие против самого себя. Это медленное самоуничтожение. Именно стресс и негативные эмоции ведут к серьезным душевным и физическим заболеваниям.

Подумай, что в твоей жизни есть прекрасного, и вдохновляйся этим. А так же поищи, где находятся те самые причины твоего стресса и плохого самочувствия, что заставляет испытывать тебя негативные эмоции. Избавляйся от них немедленно, наполняя свою жизнь только прекрасным. Твоё настроение и самочувствие не должно зависеть от кого-то еще. Только ты являешься автором своей жизни, не дай другим влиять на неё.

Сохраняй своё ментальное здоровье, пользуйся возможностью ощущать жизнь в полной мере и наслаждаться ей.

Назовите то, что приносит вам настоящее удовольствие

Сколько вещей или занятий вы можете назвать слету? Можете ли в принципе? Отсутствие нормальной человеческой радости, способности получать удовольствие от жизни, других людей и каких-то очень простых вещей — однозначный повод для посещения специалиста. Это еще не депрессия, но один из очень серьезных предвестников. Ничего не радует, что воля, что неволя…

ментальное здоровье

Vogue

Задумайтесь, давно ли это с вами? Дожидаться ухудшения состояния, когда краски мира из серых станут действительно черными, не стоит.

Значение термина

Сейчас мы поговорим про то, что означает термин «ментальный». Значение слова довольно размыто. Это способ восприятия индивидом мира вокруг него. Ментальность – это форма мышления, его образ и воплощение в сформулированную точку зрения, определенный духовный настрой субъекта или группы.

Несмотря на то что это понятие имеет довольно широкое значение, вместе с тем оно является более «туманным», ясным в меньшей степени. Четкой характеристикой является разве что способность человека к действиям умственного типа, соответствующим определенной предрасположенности.

ментальный значение слова

Каким образом науки формулируют такую характеристику человека, как ментальный? Значение слова в фиолосфии можно трактовать как отношение к уму индивида во всех формах функциональных аспектов, это способы восприятия мира, характеристика памяти, востребованные желания, широта воображения, различные чувства и т. д. Но помимо этих аспектов, ментальность затрагивает пункты содержания сознания, интеллекта.

Ментальность затрагивает также множество аспектов жизненных позиций субъекта и может носить различное определение. Ментальный человек — это характеристика индивида, включающая в себя как сознательное, так и бессознательное. Это понятие можно определить как состав ума, интеллекта, а можно определить как набор установок психологического и социального характера, путей анализа и восприятия информации, полученной в процессе размышлений или ощущений.

Логическое, дологическое и ментальность коллективного типа

Что означает ментальный логически и дологически? Эти две составные части термина были введены Леви-Брюлем в его работе «Первобытное мышление». Само логическое и дологическое – это виды способов подчеркнуть различие в образах мышления племен Африки и Австралии, базирующиеся на законах партиципационного характера, включающие в себя законы логического противоречия и образа рационального мышления Европы, наряду с ее традициями.

что означает ментальный

Еще одним составным элементом является понятие коллективной ментальности, введенное Ж. Лефевром. Добавление в значение ментальности данного термина было основано на потребности объяснить действия определенного характера, свойственные целым группам людей. Сформулировано определение было на основе изучения феномена паники в большой массе людей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]