Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного здоровья


Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного здоровья

Ключевые слова: духовное здоровье, психофизиологическое здоровье, жизнеспособность, личностный потенциал, ресурсный подход, психологические ресурсы, духовные способности, духовный интеллект, духовный опыт, трансценденция.

В современной науке интенсивно разрабатываются идеи духовности и духовного здоровья, как весьма актуальные для гуманизации общества. В работах, посвященных этим проблемам, подчеркивается необходимость решения задачи «разработки, углубления и уточнения понятия духовного здоровья». Духовное здоровье олицетворяет собою полнокровную, наполненную идеалами гуманизма и взаимопомощи, пронизанную социально-оптимистическими устремлениями жизнь человека.

В настоящее время существует несколько моделей понимания психического здоровья и его соотношения с духовным здоровьем.

Медицинское понимание психического здоровья раскрывается из ряда критериев, которые конкретизируются в следующих характеристиках (согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ)): осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам; соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать её; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. В этой модели практически не упоминаются характеристики, относящиеся к духовности человека, а, следовательно, не просматриваются основания для понимания духовного здоровья.

В медицинской модели отражается естественнонаучный подход к изучению человека. Она имеет определенные ограничения, так как не учитывает специфически человеческий уровень функционирования, о котором неоднократно писал в своих работах В. Франкл.

Психологическое понимание психического здоровья. С точки зрения В. Франкла, из поля внимания сторонников естественнонаучного подхода ускользает самое важное измерение человека, самые главные его характеристики, которые составляют его сущность. К ним он относит следующие характеристики: «Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования. Они не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже они конституируют его в этом качестве. В этом смысле духовность человека — это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному».

Во взглядах В. Франкла мы отмечаем выделение нескольких уровней функционирования человека: телесный, психический, социальный и духовный.

Идеи В. Франкла лежат в основе понимания психического здоровья представителями гуманистической психологии.

Б. С. Братусь предложил многоуровневую модель психического здоровья, выделив несколько уровней структуры личности, каждому из которых соответствует свое понимание психического здоровья. Согласно этой модели, высший уровень психического (личностного) здоровья, отвечающий за производство смысловой ориентации, определение общего смысла жизни, отношение к себе и к другим, оказывает регулирующее влияние на нижележащие уровни, характеризующие степень адаптации и психофизиологическое состояние.

Б. С. Братусь рассматривает психическое здоровье не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Он выделяет 3 уровня психического здоровья:

 уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

 уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений.

 высший уровень — личностно-смысловой, который определяется качеством смысловых отношений человека.

Задача последнего уровня состоит в строительстве системы смысловой ориентировки в мире, стержнем которой является общий смысл жизни, неуничтожимый фактом физической смерти. Поиск и обретение такого рода предельных смыслов придает завершенность личности, делает ее зрелой, устойчивой и продуктивной.

В концепции Б. С. Братуся нет упоминания термина духовного здоровья, хотя, по сути, высший уровень в его классификации — личностно-смысловой — можно соотнести с духовным здоровьем человека.

Духовность пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Духовность можно понимать как направленность на духовное развитие, включенность в мир духовного, духовную культуру человечества, приобщение к основным ценностям общества, нравственным принципам и правилам. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могло бы существовать, если у отдельной личности не было бы её внутреннего мира и её собственного смысла жизни или желания обрести таковой8.

Духовная жизнь создает основу для наполнения активности смыслом. Духовность тесно связана со смыслом, и особенно с наиболее важным для человека — со смыслом его собственной жизни. «… вместе с ростом осознанности человеком своего бытия растет и его осмысленность, начинается переход от материальных потребностей к духовным, от удовлетворения эгоистических запросов к творчеству на благо других людей и всего человечества».

Смысл жизни каждого человека уникален, но существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. В. Франкл пишет: «У каждого времени свои неврозы… Сегодня мы, по сути, имеем дело с фрустрацией … потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент страдает … от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты…»12. Он приводит высказывание А. Эйнштейна, который заметил, что тот, кто ощущает жизнь, лишенной смысла, не только не счастлив, но и вряд ли жизнеспособен.

Отсутствие смысла жизни, которое выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения, становится актуальным в контексте духовного здоровья.

Исследование духовного здоровья предполагает решение задачи по оценке и измерению его состояния и его характеристик.

Методологические аспекты оценки духовного здоровья

В настоящее время существуют разнообразные подходы к исследованию духовного здоровья (духовной составляющей здоровья), которые основаны на выделении различных критериев, как духовности, так и здоровья: «духовные способности», «жизнеспособность», «личностный потенциал».

Психологические ресурсы духовности в ряде работ рассматриваются в контексте духовных способностей. На основе психологического анализа понятий «духовные способности», «духовный интеллект», «духовный опыт» Г.В Ожиганова выделила наиболее общие их аспекты: 1) экзистенциальный (ценностно-смысловой), 2) этический (ценностно-нравственный), 3) ментальный (включая креативность), 4) саморегулятивный (осознанность, самосознание, самоконтроль, саморазвитие), 5) трансцендентный.

Она установила соответствия этих аспектов духовным способностям и конкретизировала духовные способности в различных аспектах.

Экзистенциальный (ценностно-смысловой) аспект: способность встречаться лицом к лицу с экзистенциальной реальностью, такой как свобода, страдание, смерть; способность к поиску жизненных смыслов.

Этический (ценностно-нравственный) аспект: способность к любви, состраданию, дружелюбию, эмпатии; способность к добродетельному поведению (нравственная зрелость), связанному с проявлением доброты, честности, терпимости, смирения, милосердия, великодушия.

Ментальный аспект (включая рефлексивность, креативность): способность к открытости ума (широта взглядов, восприимчивость, непредубеждённость, объективность, непредвзятость); способность видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, т. е. не поддаваясь невольному бессознательному искажению; способность к интуиции; способность к глубокому и широкому видению (предвидение, проницательность, дальновидность), что позволяет охватить целый (полный) спектр перспектив.

Саморегулятивный аспект (самосознание и самоконтроль): способность фокусировать внимание или развивать безальтернативную осознанность; способность сохранять внутренний покой и равновесие, встречаясь со сложными экзистенциальными проблемами; способность трансформировать эмоции и культивировать моральное поведение.

Трансцендентный аспект: способность достигать высших состояний сознания и самотрансценденции; способность к расширению осознанности, позволяющая ощутить полноту (целостность) и установить связь между психикой и материей, телом, душой и духом.

Важнейшей и специфической характеристикой духовности является трансценденция, понимаемая, как выход за пределы самого себя. Другие характеристики могут отражать и более низкие (по сравнению с духовным) уровни психического функционирования человека (субъект деятельности и личность).

Трансценденция — это интегративная характеристика духовности, проявляющаяся на уровне функционирования человека как индивидуальности. Она представлена в той или иной степени по всех аспектах духовных способностей: экзистенциальном, этическом, ментальном и саморегуляционном. Чем в большей мере будут представлены содержательные характеристики духовности в указанных аспектах, тем более вероятно проявление трансценденции у человека и её выраженность.

Духовные способности, их полноценное функционирование и реализация, с нашей точки зрения, во многом определяют ресурсы духовности, а, следовательно, и состояние духовного здоровья человека.

Таким образом, выделение Г. В. Ожигановой аспектов духовных способностей позволяет нам подобрать инструментарий для оценки некоторых из этих способностей, или ресурсов духовного здоровья. Совокупность этих ресурсов может служить показателем потенциала духовного здоровья, т. е. способности личности соответствовать требованиям окружающего мира и противостоять жизненным трудностям.

Литература:

  1. Анисимов А. И., Матусевич М. С.,.Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография — СПб.: «Издательство РГПУ им. А. И. Герцена», 2013.
  2. Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете//Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.
  3. Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
  4. Братусь Б. С. Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии. Об итогах конференции / Б. С. Братусь, Н. А. Кравцова, Г. В. Залевский // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. — 2011. № 4. — с. 131–136.
  5. Концепт душевного здоровья в человекознании / отв. ред. О. И. Даниленко. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. — 372 с.
  6. Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). — С. 494–496.
  7. Ожиганова Г. В. Психологические аспекты духовности: духовный интеллект // Психологический журнал. — 2010. Т. 31, № 4. — с. 21–34.
  8. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им. А. И. Герцена.2012.№ 145.С.90–96.
  9. Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.
  10. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла / В. Э. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. — 366 с.

Физическое здоровье

Начнем с физического тела – оно предназначено для постоянной динамики, для движения. Ели тело не тренировать, тогда многие органы и системы начинают атрофироваться, т.е. перестают правильно функционировать.

24 часа в сутки наш организм находится в движении, что-то постоянно происходит даже тогда, когда мы спим, т.к. тело живет в своем ритме и продолжает действовать.

Вывод простой – чтобы сохранять физическое здоровье, необходимо поддерживать все органы и системы организма, учитывая биологические часы, правильное и здоровое питание, занятие физкультурой, свежий воздух и, конечно, отказ от вредных привычек.

Тело — это храм души, и в нем всегда должно быть чисто. Однако, плохое настроение, негативные мысли и эмоции, заставляют организм впадать в некий ступор, который вызывает лень, депрессию и прочую ерунду, из-за которой у человека начинается путь к деградации.

Психическое здоровье

Что такое душа? Душа — это наша психика. Психология переводится с древнегреческого, как «пси» — душа и «логос» — наука, т.е. наука о душе. Психология — это тонкое восприятие мира через наши эмоции: радость, обида, гнев, страх, печаль, очарование, разочарование и т.д.

Все стрессы начинаются из-за чрезмерного эмоционального возбуждения. Не важно, какая эмоция, положительная или отрицательная, чрезмерная радость или животный страх — это все эмоции.

Как мы реагируем на какое-нибудь известие? Два человека на одну и ту же новость будут реагировать по-разному, это зависит от темперамента человека и его характера. Помните фразу: «Все болезни от нервов»? Профессионально сказать: все болезни берут начало от неконтролируемых эмоций и распущенной психики.

Вывод: чтобы иметь здоровую психику, надо избавиться от негативных эмоций путем их правильного восприятия. Проще говоря, любая негативная информация должна учить нас принимать жизнь такой, какая она есть, научиться действовать и просить помощи, что самое трудное для некоторых людей.

Не нужно искать виновных и тем более винить себя. Что случилось, то случилось. И даже если ваша реакция была не совсем «адекватная», примите себя такого и двигайтесь дальше. Как говорил царь Соломон: «И это тоже пройдет». Здесь начинается сила Духа.

Тест “Образ жизни” и его составляющие в 9 классе

У человека может не быть в анамнезе заболеваний, патологии систем и органов, но общий тонус организма сильно снижен, сон нарушен, умственная деятельность непродуктивна. Это, прежде всего, указывает на то, что физическое и духовное здоровье человека находятся в дисгармонии, что постепенно приведет к возникновению психосоматических осложнений, а затем и к заболеваниям уже на физическом уровне.Чтение Библии – хорошо, но изучение Слова – лучше. В Библии записаны Божьи непреложные истины, на которых каждый из нас должен строить свою жизнь. Мы не можем полностью принять их, пока не поймем их. И разобраться в них мы можем, только изучая каждое слово, предложение и главу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]