Интровертный чувствующий тип: подчиненная функция — экстравертное мышление

Автор материала:

Инна Трофимова

писатель, психолог, гештальт-терапевт

Тесты по определения своего типажа традиционно занимают первые строчки просмотров. Женщины отождествляют себя с именами греческих богинь, мужчины пытаются распознать в себе командира или рядового, все вместе определяют свои психотипы личности и делятся результатами в соцсетях. Что дает знание своего и чужого психологического типа? Насколько точным считается такое разделение? И что важно – точно попасть в психотип или работать над своей индивидуальностью? Размышляем о навязанных шаблонах «типизации» и внутреннем голосе.

Что такое психотипы личности?

Психотипы личности — это общие «сортировочные» группы, объединяющие людей по совокупности черт характера и особенностям личности. Многообразие психологических школ дает не меньшее количество классификаций психологических типов. Но даже внутри каждой из классификаций четких границ между группами нет, они плавно перетекают друг в друга, смешиваются, обрастают индивидуальными чертами.

Но знание психотипа – это далеко не все. Каждый человек – это единство общего и индивидуального. Психотип – это своеобразная рулетка из генов мамы, папы, всех родственников. Это тот самый психологический «скелет», который исправить практически нереально, зато можно нарастить «мышцы» привычек, привязанностей, наклонностей – всего того, что определяет индивидуальность. Но личные особенности узнаются позже. Гораздо проще отталкиваться от типологических особенностей и именно с них начинать общение или совместную работу.

Психологическая типология разрабатывалась для того, чтобы по внешним признакам спрогнозировать поведение человека, определить его тип мышления, выявить потенциально сильные или слабые стороны, выбрать необходимую линию поведения, возможные техники манипулирования. Первые попытки «рассортировать» людей по психологическим особенностям личности предприняли астрологи. Позже типологией занялись психиатры, которым нужно было прогнозировать поведение пациентов с психопатологией и назначать лечение.

В 1970 годах литовским социологом А. Аугустинавичуте была разработана соционика – учение о том, что люди думают, взаимодействуют, поступают в соответствии со своим психотипом. Изначально соционика рассматривала только психологическую совместимость в семье. Позже учение стало своеобразным руководством к действию для кадровиков, педагогов, маркетологов, коучей, брачных агентств – представителей профессий, которым приходится работать с большим потоком незнакомых людей.

Слово «соционика» происходит от «societas»-«общество». В основе соционики лежит учение швейцарского психиатра К. Юнга «Психологические типы».

Психотипы по Юнгу.

Юнг разделил психотипы личности на основе двух общих понятий: интроверсии или эктраверсии, а также основных предпочтений каждого типа личности:

  • Условие 1. Откуда человек получает энергию. Интроверт – это человек, чье внимание направлено внутрь себя, энергию он получает изнутри. Интерес экстраверта направлен вовне, энергию он получает из окружения.
  • Условие 2. Как человек накапливает знания. Методично и скрупулезно, опираясь на факты, собирает информацию сенсорно-ощущающий психотип. Интуиты действуют преимущественно иррационально, исходя из ситуации.
  • Условие 3. Как человек принимает решения. Мыслительно-логический тип действует после объективного анализа данных. Эмоционально-чувствующий тип принимает решение на эмоциях, без лишних раздумий.
  • Условие 4. Касается образа жизни. Рациональный тип планомерно реализует запланированный сценарий. Воспринимающий тип чаще бывает непредсказуемым, непосредственным, гибким.

Пройти тест на тип личности

Исходя из перечисленных условий, Юнг выделил 8 психотипов:

Экстравертный мыслительный тип (ЭМТ).

Личности этого типа не мыслят жизни без фактов, аргументов, логических выводов и умозаключений. Исходные данные для своих размышлений они практически всегда берут из объективной реальности, то есть внешнего мира — людей, предметов, явлений и т. п. Среди них очень много реформаторов, пропагандистов всего нового и лучшего. Но, зациклившись на одной идее, они порой проявляют брюзгливость, занудство, предвзятый критицизм. Вот почему для их развития важно стараться рассматривать все с разных точек зрения, тренировать гибкость восприятия.

ЭМТ часто старается вывести какую-то универсальную формулу поведения, реакции, понимания и т. д. Причем, если принятая схема в какой-то ситуации оказывается неэффективной, он пытается изменить объективную реальность. Например:

  • Личность решила, что на ситуации типа А лучше всего будет реагировать методом Б («Если на меня будут кричать, я просто сделаю комплимент и человек успокоится»).
  • Однако в одной из ситуаций типа А метод Б оказался бесполезным или не принес удовлетворительных результатов («Я сделал комплимент, но на меня все равно продолжали кричать»).
  • Личности тяжело или кажется невозможным отказаться от приверженности своей идее, и она старается отыскать или изменить во внешнем мире что-то, что могло хотя бы косвенно отстоять эту идею («Мое заключение логично, значит, оно правильно»).
  • Чаще всего личность прибегает к устаревшим данным, искаженным фактам, подделке очевидных данностей, пытаясь изменить объективную реальность («Человек продолжил на меня кричать, но на самом деле он уже не злится, а лишь притворяется злым»).

Такие люди живут с девизом «цель оправдывает средства», весьма настойчивы в достижении желаемого, но иногда забывают о моральных установках, собственных потребностях и нуждах своих близких. Нельзя сказать, что люди этого типа жестоки, они просто настолько увлекаются своими мыслями, что перестают замечать все вокруг. Эмпатия развита слабо. Свои чувства они склонны подавлять, а чужие — приуменьшать в значимости.

ЭМТ может стать отличным организатором, ему легко можно доверить реализовывать долгосрочные перспективные планы. Но ему стоит научиться избегать обобщения и игнорирования индивидуальных факторов.

Этот тип редко бывает заинтересованным в искусстве, эстетике, а если и прибегает к ним, то пытается найти там логику, понять их умом, а не прочувствовать. Он возводит жесткие правила, не приемлет отхождения от них или исключений. Он категоричен, считает глупым каждого, кто отрицает его умозаключения, ведь не признавать что-то логичное — это неразумно. В результате среди таких людей часто встречаются любители поспорить, аргументированно доказать (а не слепо навязать) свою правоту. Злопамятность — еще одна черта, которая нередко встречается у этих личностей.

Дарэл Шарп. Типы личности. Юнговская типологическая модель

Экстравертное ощущение превосходит остальные функции в стремлении ориентироваться на объективную реальность Как способ восприятия с помощью органов чувств, функция ощущения, — экстравертная или интровертная, — естественно, зависит от объектов. Но, как мы увидим, в случае интровертного ощущения, возможна также и субъективная ориентация на то, что объективно постигается. В экстравертном ощущении субъективный компонент заторможен или вытеснен Реакция ответ на объект обусловлена объекте и когда это оказывается привычным способом функционирования индивида, мы имеем экстравертный ощущающий тип. Данный тип выискивает те объекты, и людей, и ситуации, — которые возбуждают самые сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Поскольку объекты вызывают ощущения, они считаются значимыми и, насколько это вообще возможно при по средстве ощущении, всецело воспринимаются в сознании, независимо от того, подходящи они с точки зрения разум ною суждения, или нет. Единственным критерием их цен ности является та сила ощущения которая обусловлена их объективными свойствами. Вследствие этого все объективные процессы вступают в сознание, поскольку они вообще вызывают ощущения. Однако, в экстравертной установке только конкретные, чувственно воспринимаемые объекты или процессы вызывают ощущения, и при том исключительно такие которые каждый повсюду и во все времена ощущал бы в качестве конкретных. Поэтому индивид ориентируется по чисто чувственной фактической данности. * Хотя у таких людей недостает терпения или понимания абстрактной реальности их ощущение объективных фактов развито крайне хорошо. Они хозяева деталей (“мелочей”) жизни, они могут читать карты, легко находить дорогу в незнакомом городе, их жилища опрятны и весьма аккуратно обставлены, они не забывают о назначенных встречах и всегда пунктуальны, они не теряют ключи, помнят о том, что надо закрыть трубу в печи и не забывают гасить свет на ночь. Их можно встретить среди инженеров, редакторов, атлетов и людей, работающих в бизнесе. Экстравертные ощущающие типы обращают внимание на внешнюю сторону жизни. Они сознательно придерживаются моды в одежде и любят быть одетыми безупречно, организуют хороший стол с множеством превосходных вин, окружают себя изысканными вещами и красивыми людьми. Они любят вечеринки и активный спорт, встречи и собрания. Они из той породы людей, которые взбираются на Эверест “потому что это там.” Те, кто не разделяют их типологические пристрастия, получают пуританистские прозвища и слывут робкими, застенчивыми. Короче, этот тип ориентирован на конкретное наслаждение “реальной жизнью”, — жизнью “на полную катушку.” ЕГО о постоянный мотив в том чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и, по возможности, наслаждаться. Это — человек, не лишенный любезности, напротив, он часто отличается отрадной и живой способностью наслаждаться, по временам он бывает веселым собутыльником, иногда он выступает, как обладающий вкусом эстет. В первом случае великие проблемы жизни зависят от более или менее вкусного обеда, во втором — они принадлежат к хорошему вкусу если он ощущает, — то этим все существенное для него сказано и исполнено. Для него ничего не может быть выше конкретности и действительности пред положения стоящие за этим или выше этого, допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущения. При этом совсем не надо, чтобы они усиливали ощущения только в приятном смысле, ибо человек данного типа не простой сластолюбец, — он только желает наиболее сильных ощущении, которые, согласно с его природой, он всегда должен получать извне. Идеалом экстравертных ощущающих типов является способность быть хорошо приспособленным к реальности, к существующим вещам, в том смысле, в каком они понимают и переживают эти вещи и эту реальность. Их любовь неизменно зависит от физической привлекательности избранного объекта. То, что их партнер думает, чувствует, чему удивляется или негодует, их заботит мало или вообще не интересует, — но они очень хорошо замечают дета ли, которые другие типы забывают отметить марку одеколона после бритья, форму ушных серег, новую прическу, длину пиджака или платья. Они могут быть превосходными любовниками, по скольку их чувство прикосновения всегда естественно настроено на другое тело. Ахиллесовой пятой данного типа является интровертная интуиция. Все, что не оказывается фактическим, что невозможно увидеть, услышать, понюхать, до чего нельзя дотронуться, мгновенно попадает под подозрение. Все, что приходит изнутри, кажется нездоровым или патологическим Только в области осязаемой реальности они могут дышать свободно. Их мысли и чувства объясняются объективными причинами или влиянием окружающих. Изменения в настроении без колебании списываются на погоду. Психические конфликты здесь нереальны “ничего кроме” воображения, — какое-либо нездоровое состояние дел легко поправить, когда вокруг собираются друзья. Внутри самого субъекта подчиненная интуиция проявляется в дурных предчувствиях, подозрительных мыслях, возможностях несчастья, катастрофы, дурных фантазиях и так далее. Фон Франц говорит, что подчиненная интуиция является “словно собака, обнюхивающая мусорные ведра”.* Наиболее неприятные черты данного типа проступают до такой степени, что погоня за ощущениями делается всепотребляющей самоцелью. В своих крайних проявлениях люди этого типа становятся грубыми искателями удовольствий, беспринципными эстетами, вульгарными гедонистами. Юнг описывает как это выглядит у мужчины: Насколько необходимым становится тогда для него объект, настолько же объект и обесценивается, как нечто, существующее в себе самом и через себя самого Объект подвергается вопиющему насилию и выжиманию, ибо он [ощущающий экстраверт] пользуется объектом вообще лишь, как поводом для ощущений. Связанность с объектом доводится до крайности. Но тем самым и бессознательное лишается компенсирующей роли и вынуждается к явной оппозиции. Прежде всего заявляют о себе вытесненные интуиции и, притом, в форме проекций на объект. Проекции в этом случае дают начало дичайшим подозрениям, ревностным фантазиям и состояниям беспокойства, в особенности, если в дело включается сексуальность. Источник этих проекций кроется в подавленных подчиненных функциях, а сами проекции оказываются все более заметными. Обычно они опираются на самые абсурдные предположения, в полном контрасте с сознаваемым чувством реальности экстравертного ощущающего типа и нормальной добродушной установкой. Возникают самые причудливые предчувствия — если речь идет о сексуальном объекте, то большую роль играют фантазии ревности, а также и состояния страха В более тяжелых случаях развиваются разного рода фобии, и, в особенности, симптомы навязчивости. Патологические содержания имеют заслуживающий внимания характер ирреальности, нередко с моральной и религиозной окраской. Развивается мелочная — до смешного — мораль и примитивная суеверная и магическая религиозность, отбрасывающая назад к диким ритуалам. Все это возникает из вытесненных, менее дифференцированных функций, которые в таких случаях резко противостоят сознанию и проявляются тем ярче потому, что они, по видимому, бывают основаны на нелепейших предположениях, в полной противоположности с сознательным чувством действительности. В этой второй личности вся культура чувства и мышления оказывается извращенной в болезненную примитивность; разум становится умничанием и расходуется на мелочные различения; мораль оказывается праздным морализированием и явным фарисейством, религия трансформируется в нелепое суеверие; а интуиция, этот высокий человеческий дар, вырождается в надоедливые вмешивания в чужие дела, в обнюхивание каждого угла, и, вместо того, чтобы двигаться вширь, она [вся культура чувства и мышления] опускается на самый низкий уровень человеческой посредственности. Как и с любой из функций, достигающих ненормальной степени односторонности, здесь также всегда есть опасность, что сознание будет подавлено бессознательным. Конечно, психологическая ситуация становится патологической сравнительно редко. Гораздо чаще компенсаторная подчиненная функция попросту передает самой личности очаровательный воздух несообразности, несовместимости. У этого типа, например, интровертная интуиция выражается в наивном присоединении к религиозным движениям, в детском интересе к оккультным вещам или во внезапном духовном прозрении.

  • 1458
  • 0
  • 0

Экстравертный чувствующий тип (ЭЧТ).

Мышления у таких экстравертов подавлено, ведь оно может мешать чувствам. Голос разума для них не играет почти никакой роли, но может вызывать сомнения, поэтому они стараются отбрасывать его на второй план. Если какая-то мысль становится реальным препятствием для чувства, она слепо игнорируется, отклоняется, признается недействительной.

И здесь возникает парадокс. Потому что наибольшее количество сомнений или дурных мыслей у ЭЧТ появляется именно по отношению к тем объектам (людям, предметам, занятиям и т. п.), к которым он больше всего привязан и которые высоко ценит.

Этот тип мыслит категориями «приятно-неприятно», «хорошо-плохо». Он «считывает» чужие, но глобальные ценности — человечества, народа, населения города или как минимум своей семьи. ЭЧТ переносит их на себя, принимая все это как собственные убеждения. Например:

  • Если в его общине принято высоко ценить богатство, человек будет влюбляться в богатых людей.
  • Если оценка будет наклонена в сторону морали, тогда личность и сама постарается стать нравственной, начнет искать людей, соответствующих этому критерию.
  • Если в местности искусство традиционно стоит превыше всего — ЭЧТ будет ходить на выставки, в театры, галереи и переживать только положительные эмоции по поводу окружающей обстановки.
  • Если семейный род считает постороннего человека добрым (или если этот незнакомец просто общается с другими «добряками»), чувствующий тип тоже будет воспринимать его таким, даже не особо его зная.

То же самое происходит и в обратном направлении: если общество обсуждает что-то, этот тип тоже станет противиться любым проявлениям подобного «негатива», осуждать его и любого, кто его поддерживает. Из-за присвоения себе внешних традиций чувства ЭЧТ порой кажутся неискренними, наигранными, преувеличенными. Но сама личность будет ощущать их как собственные, придерживаться модели поведения, свойственной им, так что актерства здесь, по сути, нет.

К преимуществам такого типажа можно отнести его умение улавливать ценности и цели окружающих, даже если они не сразу распознаваемы. ЭЧТ, кроме того, сходу определяет социальную значимость других людей, может умело создавать рабочие или личностные группы/пары. То есть к ним следует обращаться тогда, когда нужно подобрать профессионалов для сплоченной и высокоэффективной команды или просто кандидатуру для свидания/дружбы. Они прирожденные сводники.

Если говорить о минусах, то к ним относится все та же ограниченность мышления, а точнее склонность его подавлять, а не искать суть вещей и явлений. Им не хватает глубины и структуры в размышлениях, из-за чего они часто теряют из виду факторы, которые негативно сказываются на их жизни.

Пройти тест на характер человека

Известные интроверты

Среди людей любого типа есть гении, и история это успешно доказывает. К интровертам относятся: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Ларри Пейдж (один из создателей Google), Махатма Ганди, Илон Маск (основатель Spaсe X), Стив Возняк (основатель компании Apple).

Немало интровертов среди людей искусства: Киану Ривз, Мерил Стрип, Одри Хэпбёрн, Джонни Депп, Сальма Хайек. Некоторым из этих актёров некомфортно даже находиться перед камерой. Стивен Спилберг и Джоан Роулинг тоже относят себя к интровертам.

Интроверсия – не хорошо или плохо, а психологическая характеристика здорового и нормального человека. Это подтверждает развитие интровертной культуры. Как интроверты не обязательно тихие и сенсорные, прощупывающие мир через ощущения, так и экстраверты не всегда эмоционально-неусточивые и гиперактивные. Всё потому что люди умеют регулировать и модифицировать своё поведение в зависимости от окружающей обстановки.

Экстравертный ощущающий тип (ЭОТ).

ЭОТ живет здесь и сейчас, смакует каждый момент, он — реалист. Для него колоссальное значение имеют чувственные удовольствия. Нередко среди таких людей встречаются настоящие гурманы, эстеты, ценители красоты, объективные критики, гедонисты. Чем сильнее реальное ощущение, которое они получают от другого человека или предмета, тем большую ценность они этим объектам присваивают.

Такие экстраверты не спешат легко принимать все на веру. Пока они не увидят, ощутят, услышат или как-то по-другому реально заметят объект, они не признают его существования. Очевидно, среди этих людей полно атеистов и адекватных циников. Они оценивают внешний мир по параллелям:

  • холодно-горячо,
  • вкусно-невкусно,
  • ярко-тускло,
  • шершаво-гладко,
  • громко-тихо,
  • ароматно-неароматно и т. д.

Как правило, ЭОТ не «распыляется» на много задач одновременно. Он знает, чего хочет, и гонится за вполне конкретными наслаждениями. Для него важен комфорт, но он не жертвует и новшествами, если они хорошо «насыщают» его органы чувств.

В общении этот экстраверт часто мечется от состояния «веселого собутыльника» до «вычурного эстета». Не редко он — и то, и другое, просто проявляет какую-то сторону больше, исходя из объективного окружения. Например, в картинной галерее, опере, на литературном вечере он становится интеллигентом, пьет изысканные вина, балует себя дорогими сырами, надевает лучшее, что предлагает современная мода. Но, зайдя в дешевый бар вместе с друзьями, быстро превращается в простого весельчака, у которого всегда припасена парочка анекдотов на все случаи жизни.

Однако чрезмерная фокусировка на ощущениях делает ощущающего типа малоприятным собеседником. Если его потребность в физическом мироощущении завышена, он проявляет усиленный эгоизм, использует людей и предметы только ради собственного удовольствия, обесценивая их. Его методы получения чего-либо становятся более грубыми, беззастенчивыми, в крайних случаях даже аморальными.

ЭОТ не терпит двойственности и неопределенности. А вот конкретика, наглядность, предметность для него жизненно важны.

Главный его плюс — умение быстро и точно улавливать детали во всем, что его окружает. Если он выбирает профессию с акцентом на материализм (работа руками, задействование любых рецепторов), то преуспевает в ней как специалист и по полной наслаждается ею.

Минус — риск слишком сильно углубиться в гедонистический образ жизни. В таком случае ЭОТ живет только ради физических ощущений, не стремится развиваться, прекращает следить за своим душевным и физическим здоровьем. Он также забывает о своих близких и вспоминает о них только тогда, когда ему требуется получить от них чувственное наслаждение. После чего они снова для него исчезают.

Интересные факты об интра- и экстраверсии

Ниже приведены некоторые сведения об интровертности и экстравертности с точки зрения научных исследований.

  • У экстравертов больше проблем с законом, они чаще разводятся, меняют работу, быстрее приобретают и теряют друзей, в целом у них больше конфликтов, чем у интровертов.
  • Интроверты лучше справляются с задачами, требующими повышенного внимания, например с теми, которые стоят перед авиадиспетчерами.
  • Экстравертам быстро наскучит смотреть на экран: «Линия, еще один 747-й».
  • Экстраверты лучше успевают в начальной школе и получают более высокие оценки на экзаменах, а интроверты лучше учатся в колледже и аспирантуре.
  • Во время исследований болевой чувствительности экстраверты чаще жаловались, несмотря на то что, по-видимому, имеют более высокий болевой порог, чем интроверты.
  • В тестах на память интроверты показывают лучшие результаты, чем экстраверты, независимо от того, получали они позитивную, негативную обратную связь или вообще никакой. Показатели экстравертов улучшались, если они получали позитивную обратную связь.
  • У интровертов, как правило, больше проблем со сном.
  • Исследование, проведенное с группой из 258 студентов, показало, что у экстравертов самооценка гораздо выше, чем у интровертов.
  • Дети-интроверты и дети-экстраверты, учащиеся средних классов, обсуждают всевозможные темы по-разному. «Внешники» чаще возражают и приводят примеры обратного, в то время как «внутренники» склонны сотрудничать для выработки творческих решений.
  • Экстраверты быстрее адаптируются к смене часовых поясов, чем интроверты.
  • Экстравертам кажутся смешными абсурдные ситуации, а интроверты предпочитают юмор, основанный на противоречии.

Экстравертный интуитивный тип (ЭИТ).

ЭИТ — это творческий искатель всего нового, необычного и просто того, что для других остается незамеченным. Он не руководствуется общепризнанными ценностями, а, наоборот, уходит от очевидного. Инициатор, защитник меньшинств, живущий будущим. Издали «чует» возможности, перспективы, причем сам не в состоянии объяснить, как их находит. Если спросить его о том, почему он принял на веру какую-то идею, он не сможет точно и внятно ответить.

Ему не свойственно оперировать фактами или приходить к конкретным выводам посредством логики и размышлений. Его догадки не вызваны ярко выраженными чувствами или личной оценкой. И они вообще не связаны с чем-то осязаемым. Наоборот, его воображение фокусируется не на ощущениях, которые дарит объект, а на его развитии в перспективе. Он — созидатель. От него часто можно услышать фразы наподобие:

  • «Этот человек может стать великим дипломатом, хотя никто в него не верит».
  • «Новая технология вовсе не бесполезна, как о ней говорят. За ней стоит будущее».
  • «Грядущее событие, несмотря на свою скромность, способно заметно снизить уровень коррупции в нашем городе».

ЭИТ будет верно служить своей идее, он загорится ею сам и заразит всех вокруг. Он отличный мотиватор, умеющий вселять веру и надежду в окружающих. Увлекается он быстро и легко, но точно так же переключается на новые возможности, меняет мнение, интересы, из-за чего нередко бывает противоречивым. Чаще такие скачки происходят из-за следующих причин:

  • объект реализовал себя, достиг потолка в развитии (по мнению ЭИТ);
  • перспективы оказались необоснованными или невозможными для реализации;
  • на горизонте замаячила еще более захватывающая возможность, связанная с другим объектом.

Например: экстраверт верит, что строительство детской площадки просто необходимо его городу. Он все время делится своими убеждениями, подбивает окружающих на строительство. А потом резко забрасывает эту идею и переключается на что-то другое. Из-за того, что:

  • площадку все же построили, и перспектива себя исчерпала;
  • правительство города запретило это мероприятие, и обойти запрет никак не получится;
  • появилась возможность соорудить целый развлекательный комплекс, и простая площадка теперь уже не интересна.

Окружающие видят в этом типе немного легкомысленного авантюриста. Но он не обращает на это особого внимания, продолжая свои бесконечные поиски новых возможностей. Моральные устои или личный комфорт для него малозначимы. Среди таких людей довольно часто встречаются приверженцы мистики, эзотерики.

Благодаря своему умению легко находить возможности, ЭИТ отлично чувствует себя и преуспевает в бизнесе, продюсерстве, политике, продажах. Он поразительно быстро налаживает контакты и умеет использовать социальные возможности.

Главный риск — истощение на фоне бесперебойных поисков, постоянного движения и при этом игнорирования своих лимитов и здоровья. Кроме-того, из-за непостоянства ЭИТ бросает все на пике развития и теряет результаты. В итоге его лавры достаются другим людям.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Источник энергии

Главное, что отличает интроверта от экстраверта, — источник энергии. Экстраверты заряжаются энергией от внешнего мира — действий, людей, мест и вещей. Они расточители энергии. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, одиночества или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее экстравертам необходимо чередовать время, когда они особенно активны, с интервалами просто бытия, иначе они потеряются в круговерти лихорадочной деятельности.

Экстраверты легко самовыражаются, нацелены на результат, обожают толпу и действие. Большинство из них любят общаться, заниматься какой-то деятельностью, работать с людьми, быть в гуще дел и событий. Вопреки распространенному мнению, у них вовсе не обязательно легкий и веселый характер, просто фокус их внимания всегда находится вне их личности.

Экстраверты легко тратят энергию и часто не могут остановиться. Они быстро восстанавливают силы, занявшись чем-то вне дома, организовав активный досуг.

Экстраверты могут испытывать одиночество и чувствовать себя опустошенными, когда не контактируют с людьми или внешним миром. Им часто трудно расслабиться и дать своему организму отдохнуть.

Интроверты, со своей стороны, источник энергии находят в своем внутреннем мире идей, эмоций и впечатлений. Вопреки сложившемуся о них мнению, это вовсе не обязательно тихие или замкнутые люди. Просто фокус их внимания — внутри собственной личности. Им нужно спокойное место, где можно тщательно все обдумать и зарядиться энергией.

Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, будто чего-то «чересчур много». Это может проявляться в нервозности или, наоборот, апатии. Поэтому интровертам необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее им нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем пребывания в социуме, иначе они могут потерять видение перспективы, отношения с окружающими и вообще связи с внешним миром.

Интроверты, способные уравновесить свои энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, умеют смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и креативно работать.

Интровертный мыслительный тип (ИМТ).

ИМТ мыслит логически, но его раздумья едва ли связаны с реальным внешним миром. Вначале у него возникает сама идея, а затем он уже ищет подтверждения ей в объектах вокруг себя. То есть он поставляет факты в свою формулу, а не создает формулу в результате изучения фактов. Причем, если доказательства его правоты не находятся, он спокойно игнорирует это.

Убедить ИМТ в том, что противоречит его собственной точке зрения, — та еще задача. Зачастую это просто невозможно. Он тверд в своих убеждениях и менять их станет, только если сам к этому придет. Чем больше его отговаривают от какой-то идеи, тем сильнее он предан ей. Ему в принципе незачем делиться своими мыслями, он не спешит открывать их миру или искать в нем поддержку.

Это великий теоретик, а не деятель, он не старается узнать все и сразу. Гораздо больше его интересует глубина этих знаний. Вот почему у такого типа, как правило, не так много увлечений, но уже имеющиеся освоены основательно. Такой интроверт — весьма парадоксальная личность:

  • имеет глубокие знания в конкретных сферах, но оказывается плохим учителем, не умеет доступно и разносторонне доносить информацию, которую прекрасно понимает;
  • в глазах окружающих он властный, неприступный, надменный, холодный, иногда озлобленный, но чем ближе к нему становятся люди, тем больше они проникаются к нему теплотой, видят его наивным, “потерянным”, начинают дорожить его близостью;
  • при несовпадении идей — своих и общественных — ограждается от чужого мнения настолько, что порой игнорирует самые очевидные и неоспоримые аргументы. Даже конструктивную критику может не принимать, если она идет вразрез с его субъективными убеждениями;
  • может допустить самые дерзкие, смелые, опасные мысли, но, когда дело доходит до выражения или активного внедрения даже наиболее безобидных идей, робеет и пасует.

Склонен осмысливать все, что происходит с ним. Даже эмоции и чувства он пытается понять мозгом, а так как это у него не особо хорошо получается, то все переживания просто подавляет или абстрагируется от них. При общении старается быть вежливым, любезным, но делает это с опаской, так как его внешнее радушие вызвано подсознательным желанием «обезоружить» собеседника.

ИМТ очень скрытен, упрям, не поддается влиянию со стороны при достижении своих целей. Постоянно испытывает сомнения, возводит ограничения, осторожничает. В связи с этим изолируется, уединяется. Ему тяжело изъясняться так, чтобы все улавливали суть его слов, из-за чего он порой считает себя неуслышанным, одиноким, а других — глупыми. Но если этот тип все-таки находит того, кто его понимает, то начинает переоценивать, идеализировать этого человека.

Главные плюсы — глубина знаний, умение докапываться до сути, основательность. Минусы — слабо развитые социальные навыки, неумение разбираться в людях.

Интровертный чувствующий тип (ИЧТ).

Как бы это парадоксально не звучало, но ИЧТ производит впечатление холодного, безразличного, отстраненного от мира в своих чувствах человека. Окружающие считают его индифферентным практически во всем, спокойным, невозмутимым. Он и правда выглядит молчаливым, труднодоступным, непонятным. Но это только внешняя оболочка. Насколько этот тип холоден внешне, настолько же он страстен внутри. Его чувства глубоки, интенсивны, крепки. Но они действительно играют для ИЧТ большее значение, чем эмоции других людей или потребность проявлять внутренние переживания.

Юнг считал, что женщин среди представителей этого типажа гораздо больше, чем мужчин. Их субъективные ценности для них настолько важны, что они порой склонны их преувеличивать, делать интенсивнее или даже придумывать и внушать себе. С чем успешно справляются. Среди них часто встречаются меланхолики в полном понимании этого слова. В отношениях они предпочитают:

  • придерживаться безопасности, спокойствия, золотой середины во всем, не прибегать к крайностям, риску;
  • отгораживаться от страсти, яркого проявления чувств, порывов. Сами они быть страстными внешне не могут, а, если таковым оказывается партнер, то они закрываются от него, отстраняются;
  • не доминировать над людьми, но бессознательно все же иногда делают это. В таком случае их влияние приобретает вид удушающего, сковывающего. Их близкие начинают ощущать, что их поставили в рамки несуществующего идеала и любое отступление от него заставит ИЧТ игнорировать или вовсе отречься от родных;
  • постоянно выискивать изъяны, отхождения от «нормы» в отношениях. Поэтому они часто сомневаются, испытывают беспочвенные подозрения, ревность. В более редких случаях проявляют параноидальность.

Интроверт такого типа очень бережет свои чувства и старается оградить их от любого вмешательства. Если кто-то из окружающих проявляет свои порывы, эмоции во всеувидение, ИЧТ вначале постарается проявить нейтралитет. Возможно, с каплей легкой критики, поучения или превосходства. Но чем сильнее и напористей будет эмоциональная реакция собеседника, тем больше шансов, что интроверт станет резко и холодно пресекать такое поведение.

Они всегда находятся в поисках «идеальных», возвышенных, эталонных чувств, а на меньшее попросту не размениваются. Им обязательно нужно, чтобы все было, как в классических романах и мелодрамах — чисто, духовно, платонически, безусловно. Образцовые переживания у них зачастую ассоциируются с некой духовностью, религиозностью либо поэтичностью.

Чтобы стать лучшей версией себя, ИЧТ желательно относиться с большим внутренним бесстрастием (внешнего хватает) к делам и не бояться брать контроль в свои руки, проявлять инициативу.

Особенности поведения экстравертов и интровертов

Понять, к какому типу относится человек, можно из особенностей его поведения. Которое естественным образом вытекает из его физиологии. Вы можете многое заметить, просто наблюдая. Проанализируем это.

Цепочка «мозг — тело» у интроверта

Как мы уже выяснили, интровертный мозг обладает более высоким уровнем внутренней активности и способностью к мышлению, чем экстравертный. В нем доминирует длинный, медленный ацетилхолиновый проводящий путь.

Ацетилхолин также приводит в действие систему торможения (парасимпатическую нервную систему), которая контролирует определенные функции в организме и влияет на поведение.

Если в голове у интровертов «жужжит», то, скорее всего, они будут:

  • избегать зрительного контакта, когда говорят сами, чтобы сосредоточиться на подборе слов и мыслей;
  • устанавливать зрительный контакт, когда слушают сами, чтобы лучше воспринимать информацию;
  • удивлять других глубиной познаний;
  • испытывать застенчивость, находясь в центре внимания;
  • казаться отупевшими или обессилевшими, когда устали, попали под действие стресса или находятся в группе.

Доминирование длинного ацетилхолинового пути означает, что интроверты:

  • могут начать излагать мысль с середины, что может показаться странным окружающим;
  • имеют хорошую память, но им требуется время, чтобы активизировать ее;
  • могут забыть вещи, которые хорошо знают, поэтому иногда спотыкаются на каждом слове, объясняя, в чем заключается их работа, или неожиданно забывают слово, которое хотели употребить;
  • могут решить, что уже сообщили вам о чем-то, хотя на самом деле об этом только подумали;
  • после сна более четко и определенно формулируют свои мысли;
  • часто, чтобы осознать свои мысли, должны записать или проговорить их.

Особенности активизации парасимпатической нервной системы интровертов подразумевают:

  • что их трудно заинтересовать или расшевелить, они могут казаться ленивыми;
  • они зачастую медленно реагируют в стрессовых ситуациях;
  • у них спокойная или сдержанная манера поведения;
  • они могут медленно ходить, разговаривать или есть;
  • они могут нуждаться в регулировании потребления белка и контроле температуры тела;
  • они должны делать перерывы для восстановления сил.

Цепочка «мозг — тело» у экстраверта

Внутренняя активность мозга у экстравертов ниже, чем у интровертов. Они сканируют окружающий мир, чтобы получить импульсы для снабжения топливом своего короткого дофаминового пути. Сигналы из мозга приводят в действие систему полной скорости (симпатическую нервную систему), контролирующую определенные функции тела и влияющую на поведение.

Известно, что мозг экстраверта постоянно требует новых впечатлений, а это означает:

  • что они жаждут внешнего побуждения, не любят долго находиться в одиночестве;
  • стремятся наладить визуальный контакт во время разговора, чтобы заметить реакцию окружающих;
  • уменьшают визуальный контакт, когда слушают;
  • любят и умеют говорить, получают заряд энергии под пристальным вниманием или находясь на виду.

Доминирование короткого дофаминового пути означает, что экстраверты:

  • говорят больше, чем слушают;
  • имеют хорошую кратковременную память, что позволяет быстро думать;
  • хорошо справляются с заданием, требующим выполнения в установленный срок;
  • коммуникабельны.

Особенности активизации симпатической нервной системы подразумевают, что экстраверты:

  • быстро принимают решения в критической ситуации;
  • любят двигаться и упражняться;
  • имеют большой запас энергии, им не нужно часто есть;
  • чувствуют себя некомфортно, если ничего не делают;
  • к середине жизни успокаиваются или истощаются.

Интровертный ощущающий тип (ИОТ).

ИОТ живет ради чувственных наслаждений, при этом обесценивает значимость объекта, который дал толчок к появлению этих ощущений. Его главный фокус — на интенсивности своего удовольствия. В тот момент, когда он его переживает и осознает всю его силу, все остальное теряется для него из виду или и вовсе перестает существовать. Именно поэтому со стороны такие люди выглядят спокойными, инертными (пассивными), порой медлительными и ленивыми. Их тяжело выбить из колеи или «разбудить», оторвать от анализа собственных ощущений.

Они находят индивидуальность во всем. Одна и та же пища, съеденная в разные дни, будет казать им особенной, непохожей. Одна и та же мелодия каждый раз звучит для них по-разному. Поцелуи с одним и тем же человеком имеют разные нотки. Они видят все по-своему, ориентируясь на субъективные взгляды, ощущения. Люди других типов очень редко понимают их видение и то, откуда оно вообще берется, столько в нем личного, индивидуального.

Все это делает ИОТ большим выдумщиком, креатором, адептом нестандартного творчества, двигателем искусства и самой культуры. Если такой интроверт решает погрузиться в художество, актерство, хореографию, писательство, музыку, то живет по принципу «Я художник — я так вижу». Он обязательно находит поклонников, но не спешит с ними сближаться. С ним бывает тяжело, потому что многие находят его эгоистичным, чудаковатым, безразличным к реальным проблемам и людям. Это та самая «творческая личность», с которой очень трудно ужиться. Еще несколько фактов о нем:

  • относится к реальности, как к чему-то банальному. Она дает ему лишь толчок, но все его внутренние психические процессы развиваются в дальнейшем без ее участия;
  • часто сам себя не понимает, особо не стремится объясняться ни перед собой, ни тем более перед окружающими;
  • живет ощущениями, которые возникают здесь и сейчас, все другое полностью выпадает из его видения. В момент отсутствия заметного личного ощущения у него возникает чувство, будто он и не существует вовсе;
  • впадает в депрессию или прокрастинирует, если не переживает субъективных ощущений в течение долгого времени;
  • если не задействован в творчестве, делает уклон в сторону философии, но не отрываясь от тех же ощущений, то есть полную абстрактность ему приписать нельзя.

К преимуществам ИОТ можно отнести его фокусировку на самобытности ощущений, умении выделять в них уникальность, малозаметные детали и тонко их чувствовать. Основной минус состоит в обесценивании внешнего мира, игнорировании его реальных перспектив. Из-за этого такой интроверт часто оказывается в проигрышном положении, теряет хорошие возможности и людей вокруг, «застревает» в себе.

Мария-Луиза фон Франц. Подчиненная функция

Дар человека экстравертного ощущающего типа состоит в способности ощущать объекты внешнего мира и взаимодействовать с ними конкретным практическим образом. Люди этого типа все замечают, на все обращают внимание и, войдя в помещение, например, почти сразу определяют, сколько человек в нем находится. Впоследствии они всегда могут сказать, была ли там г-жа NN и какое на ней было платье. Если же вы спросите об этом интуитива, он ответит, что не заметил и что ему даже и в голову не приходило ничего подобного. В его глазах беспомощное недоумение: «Так что же на ней было?» Человек же ощущающего типа — мастер подмечать детали. Существует знаменитая история о профессоре юриспруденции, пытавшемся продемонстрировать своим студентам-юристам ненадежность показаний свидетелей. Он попросил двух человек войти в аудиторию, обменяться несколькими фразами и завязать между собой драку. Прекратив столкновение, профессор обратился к присутствовавшим там же другим студентам с просьбой точно описать, что они видели. Оказалось, что никто не смог дать точный и объективный отчет о событии, очевидцами которого они только что были. Каждый пропустил какие-то важные детали. Целью этого эксперимента было показать, как опасно полагаться на показания даже непосредственных свидетелей события. Рассказанная история впечатляющим образом иллюстрирует индивидуальное своеобразие ощущений. Ощущение как таковое может быть хорошо развито, но в весьма относительной форме, и разные люди одарены данной функцией в разной степени. Я бы сказала, что экстраверт ощущающего типа наберет в этом состязании наибольшее число очков и упустит меньше деталей. Он как бы владеет более совершенным фотоаппаратом, позволяющим быстро и объективно фиксировать события внешнего мира. Именно поэтому людей такого типа можно встретить среди ряда успешных профессионалов, например, альпинистов, инженеров или предпринимателей. Ведь для достижения высоких результатов им необходимы обширные и точные сведения о различных сторонах окружающей действительности. Человек ощущающего типа обязательно обратит внимание на то, из какого материала сделана вещь — он не перепутает шерсть с шелком. Такие люди обычно обладают хорошим вкусом. Юнг отмечает, что ощущающие типы часто производят впечатление людей бездушных. Большинству из нас встречался подобный тип бездушного инженера, при общении с которым у вас возникает чувство, что этот человек полностью поглощен своими станками и смазками и все рассматривает только под этим углом зрения. Он почти не проявляет чувств и едва ли предается размышлениям. Интуиция у него полностью отсутствует: для него это просто мир безумных фантазий. Экстравертный ощущающий тип называет все, хоть как-то приближенное к интуиции, «сумасшедшей фантазией», идиотским воображением, чем-то вообще не имеющим отношения к реальности. Он может и вообще не любить мыслительный процесс, поскольку в случае одностороннего развития, будет считать, что мышление — это уход в абстракцию, заменяющий учет реальных фактов. Такой экстравертный ощущающий тип был моим учителем естествознания. Задавать ему вопросы, касающиеся теории, было бессмысленно; он называл это уходом в абстрактное мышление и говорил, что нам следует придерживаться фактов — наблюдать за червяком и изучать, как он выглядит, а затем нарисовать его, или смотреть в микроскоп и описывать то, что мы видим. Это и есть настоящее естествознание, а все остальное — фантазии, теории и вздор. Он очень хорошо объяснял, как фабрики производят разные химические продукты, и я до сих пор помню наизусть процесс Хабера Боша. Но, когда мы дошли до общей теории взаимодействия элементов и прочих теоретических вопросов, то он смог нас научить немногому. Он объявил, что эта область науки еще не определилась, что всякая теория меняется каждый год и находится в постоянной эволюции. Таким образом, он попросту перескочил через эту часть курса. Все, что можно расценить и обозначить как предчувствие или догадку, все интуитивное человеку данного типа представляется неприятным. Если у такого человека и случаются интуитивные Прозрения вообще, то их природа оказывается подозрительной или гротескной. Как-то наш учитель неожиданно рискнул заняться графологией. Однажды я принесла ему письмо моей матери с извинениями за то, что не смогла присутствовать на его уроке из-за гриппа. Он посмотрел на почерк и спросил: «Это написала твоя мать?» Я подтвердила: «Да». В ответ он только воскликнул: «Бедный ребенок!» Он все воспринимал в отрицательном свете! И таким он был всегда и во всем. На него нападали приступы подозрительности по поводу своих коллег или детей из его класса. Можно было заметить, что он обладал особой способностью мрачного предвидения — и только — всего неприятного, темного. Его интуиция, будучи подчиненной функцией, напоминала собаку, обнюхивающую мусорные ведра. Этот вид подчиненной интуиции часто оказывался верным, но иногда — совершенно ошибочным! Временами им овладевала мания преследования — темные подозрения безо всякого на то основания. Человеком, столь точным во всем, что касается фактов, могла внезапно овладеть меланхолия, подозрительные предчувствия, мысли о возможных мрачных событиях, причем было непонятно, откуда они вдруг возникли. Вот как в его случае находила свое проявление подчиненная интуиция. Обыкновенно подчиненная интуиция экстравертного ощущающего типа крутится вокруг состояния самого субъекта, часто проявляясь в виде мрачных чувств или подозрений, предчувствия болезней или других несчастий, которые могут с ним приключиться. Это означает, что в целом подчиненная интуиция эгоцентрична. Такой человек часто относится ко всему отрицательно, недооценивает себя. Но если этого человека хорошо подпоить, или он сильно устанет, или если вы познакомитесь с ним достаточно близко, он может проявить себя и с другой стороны, например, начать рассказывать самые сверхъестественные, жуткие, поразительные истории о привидениях. Я была знакома с одной из лучших альпинисток Швейцарии. Будучи явно экстравертным ощущающим типом, она принимала Во внимание только рациональные факты, и все происходившее имело для нее свои естественные причины. Она могла забраться на четыре тысячи гор не только в Швейцарии, но и на всем протяжении Альп — Французских, Савойских и Австрийских. Но потом, темными вечерами, при ярко горящем костре она переключалась на иные темы и рассказывала самые жуткие истории о привидениях, типа тех, которые обычно можно услышать в среде пастухов и крестьян. Совершенно удивительно было наблюдать, как ее увлекают такие примитивные фантазии. На следующее утро, надевая горные ботинки, она могла смеяться и называть вчерашние истории подлинной чепухой! Обычно предчувствия человека такого типа являются выражением их личных проблем. Другой формой проявления подчиненной интуиции экстравертного ощущающего типа может явиться неожиданное увлечение антропософией или каким-либо коктейлем из восточной метафизики, обычно самого потустороннего характера. Весьма практичные инженеры присоединяются к таким движениям, относясь к ним совершенно некритически, и полностью поглощаются ими. Это происходит из-за архаического характера их подчиненной интуиции. На их письменных столах, как это ни удивительно, можно обнаружить массу мистических текстов, причем довольно второсортных. Если спросить, почему их интересует подобная литература, они ответят, что, конечно, это полный вздор, но такое чтение помогает заснуть. Их ведущая функция все еще отрицает существование подчиненной. Но если вы спросите антропософов в Дорнахе, кто обеспечивает их деньгами, то обнаружите, что средства поступают именно от таких ощущающих экстравертов. Среди американцев существует множество людей данного типа, и именно поэтому мистические движения особенно пышно расцветают в Соединенных Штатах, в гораздо большей степени, чем в Швейцарии. В Лос-Анджелесе, например, можно найти секту практически любой, даже самой фантастической разновидности. Помню, как однажды мне довелось заниматься анализом человека такого типа. Как-то он позвонил мне. Рыдая в трубку, этот мужчина сообщил, что совершенно потрясен случившимся с ним. «Произошло — я даже не могу сказать что. Я в опасности!» Он не был истерической личностью, не страдал от латентного психоза или чего-либо в этом роде. Такого поведения от него нельзя было ожидать. Я удивилась и спросила, не может ли он пойти на вокзал, купить билет и приехать в Цюрих (он жил в другом городе). Мой клиент ответил, что думает о возможности сделать это, и я попросила его приехать ко мне. К моменту нашей встречи он уже вернулся обратно к своей ведущей функции — ощущению и принес мне корзинку вишен, которыми мы вместе весело полакомились. Я спросила: «Ну, и что случилось?» Но он не смог ничего мне объяснить! Видимо, добравшись до вокзала и купив вишен, он снова вернулся на свой верхний уровень. На какое-то короткое время его атаковала подчиненная функция, и единственное признание, которое мне удалось вытянуть из него, было следующее: «В течение минуты я знал, что такое Бог! Это было похоже на то, как если бы я понял Бога! И это потрясло меня так сильно, что я подумал, не схожу ли я с ума, а теперь это ощущение исчезло. Я все помню, но уже не могу ничего выразить: я вышел из этого состояния». Итак, через подчиненную функцию — интуицию, он вдруг ощутил коллективное бессознательное и свою Самость. Все это возникло на секунду — как вспышка — и совершенно потрясло сознательную часть его личности, но удержать это состояние он не смог. Это стало началом проявления его подчиненной интуиции, имеющей одновременно и творческое, положительное начало, и свою опасную сторону. Интуиция обладает свойством одновременно оперировать с огромными объемами смысловой информации. В одну секунду он увидел все в целом, это длилось какое-то мгновение, а затем пропало. И вот он жует вишни, вернувшись в свой плоский, заурядный, экстравертный ощущающий мир. Этот случай можно было бы рассматривать как пример первого настоящего проявления подчиненной интуиции у человека такого типа. Большая опасность угрожает человеку, если подчиненной функции удастся зажать всю его личность. Я знала человека экстравертного ощущающего типа, очень энергичного строительного подрядчика и удачливого бизнесмена, который заработал огромное состояние. Он был весьма практичен, но дома строил уродливые. Зато удобства в этих домах были превосходны, и потому людям нравилось в них жить, хотя с эстетической точки зрения дома были ужасны. Этот человек был хорошим лыжником, прекрасно одевался, увлекался женщинами и обладал изысканной чувственностью, которая свойственна экстравертным ощущающим типам. Он попал в руки женщины интуитивного типа лет на двадцать старше его. Она представляла собой дикую, буквально фантастическую материнскую фигуру и — ко всему прочему — чудовищно толстую. В данном случае эта ее особенность была следствием полного отсутствия личной дисциплины: интроверт-ные ощущающие типы часто бывают крайне неумеренными и из-за своей подчиненной функции ощущения выходят за разумные пределы и в психическом, и в физическом отношении. Эта женщина жила только в своем воображаемом мире и была абсолютно неспособна поддерживать себя материально. Образовался типичный союз, в котором мужчина зарабатывает деньги и следит за практической стороной жизни, а женщина вносит в нее элемент фантазии. Однажды я отправилась с ним покататься на лыжах и чуть не умерла с тоски! Единственная вещь, о которой он мог интересно рассказывать, был его бизнес, но он избегал этой темы в беседах с женщинами, и тогда ему ничего не оставалось, как повторять, что прекрасно светит солнце, да и кормят неплохо. К моему великому изумлению, этот человек пригласил меня к антропософам в Дорнах посмотреть спектакль. Goetheanum (Гетеанум) был для него «духовной матерью» и невероятно привлекал его. Пьеса совершенно завладела им и так глубоко потрясла, что все окружающее перестало для него существовать. После спектакля я сделала крайне бестактное замечание: заявила, что для меня пьеса оказалась чересчур возвышенной, и единственное, о чем я мечтаю, это о бифштексе! Мой материализм шокировал его до глубины души. В то время мне едва исполнилось восемнадцать, сейчас я вела бы себя гораздо умнее. Но этот пример показал, как работала его интуиция. С одной стороны, она была спроецирована на женщину, с которой он жил, а с другой стороны, в этой интуиции присутствовал Дорнах. Он пытался порвать с этой женщиной, осознав, что их связь основана на типичных взаимоотношениях между матерью и сыном, и надеялся найти прибежище для своей подчиненной интуиции в Дорнахе. Конечно, это было шагом вперед, по сравнению с простым проецированием подчиненной интуиции на образ матери, так как теперь он пытался ассимилировать ее на внутреннем уровне. Именно поэтому мое замечание оказалось особенно бестактным. Я так и не узнала, была ли эта попытка успешной, больше мы не встречались. Но никогда не следует делать унижающих или болезненных замечаний, если в вашем присутствии человек раскрывает свою подчиненную функцию. Это вызывает ужасную обиду. Другой пример подчиненной интровертной интуиции, на этот раз действительно подчиненной, иллюстрирует отвратительную форму, которую она может принять, и отчаянную пропасть, в которую может столкнуть человека. Недавно в одной американской научно-фантастической газете я прочла рассказ о человеке, изобретшем аппарат, посредством которого люди могли телепортироваться. Человек мог быть дематериализован в Цюрихе, а затем вдруг материализоваться в Нью-Йорке. С появлением такого аппарата возникла бы возможность обходиться без самолетов и кораблей. Изобретатель сначала экспериментировал на пепельницах, а затем перешел на мух. На первых порах произошло несколько сбоев, но после внесения ряда изменений в схему аппарата ему показалось, что с мухой все получилось. На случай, если что-нибудь пойдет неправильно, он решил стать первой жертвой своего изобретения и испробовать его на себе. К несчастью, в ходе эксперимента где-то произошел сбой, и изобретатель вышел из аппарата с головой огромной мухи! Он позвал жену и, прикрыв голову покрывалом, чтобы она не смогла ее увидеть, объяснил, что нужно сделать, чтобы помочь ему вернуться в прежнее состояние. Но никакие действия не привели к успеху, и в отчаянии он попросил жену убить его. Из жалости к нему она исполнила его просьбу. В дальнейшем сюжет рассказа развивается по обычным законам криминального жанра. После смерти и похорон мужа женщина сходит с ума и ее отправляют в сумасшедший дом. Затем находят муху с человеческой головой. Родственники помещают ее в спичечный коробок, который кладут на могилу. Надпись на памятнике гласит, что умерший был «героем и жертвой науки». Я избавила вас от наиболее отвратительных и извращенных подробностей, которые автор описал с нескрываемым удовольствием. На этом примере можно видеть, как подчиненная интуиция принимает форму продукта ощущения. Так как рассказ написан автором ощущающего типа, его интуиция воплощается в совершенно реальные ощущения. Муха представляет собой подчиненную интуицию, которая совмещается с сознательной частью личности. Мухи — дьявольские насекомые, являющиеся выражением непроизвольных фантазий и мыслей, заполняющих сознание человека и досаждающих ему непрестанным жужжаньем, от которого ему не удается избавиться. В приведенном рассказе ученый попадает в западню и становится жертвой идеи, включающей убийство и сумасшествие. Чтобы спасти жизнь его жены, родственники помещают ее в сумасшедший дом, где она проводит все время за ловлей мух, надеясь поймать ту, которая может оказаться частью ее погибшего мужа. В конце рассказа комиссар полиции в разговоре с автором сообщает, что женщина, судя по всему, действительно сошла с ума. Очевидно, что комиссар является выразителем коллективного здравого смысла; его вердикт, в конце концов, убеждает и самого автора, признающего, что все рассказанное __настоящее сумасшествие. Если бы писатель понял истинное содержание своей подчиненной функции и освободил ее от влияния экстравертного ощущения, у него получился бы по-настоящему чистый и искренний рассказ. В произведениях подлинной фантазии, например, Эдгара По и поэта Густава Мейринка, интуиция восстановлена в своих собственных правах. Их фантастические произведения символичны в высоком смысле этого понятия и поддаются символической интерпретации. Но человек ощущающего типа всегда старается каким-нибудь способом конкретизировать свои интуитивные переживания.

Интровертный интуитивный тип (ИИТ).

Фантасты, художники, гении воображения и вместе с тем наиболее сложные для понимания люди, даже для своих самых близких. Они могут развить до огромных масштабов идею, которая в другие головы ни за что бы вообще не пришла. Среди них часто встречаются мистики, эзотерики, пророки, великие интуиты, ценители всего паранормального и необъяснимого. Они мыслят не в рамках физической реальности, а как бы за ней, полет их фантазии ничем не ограничен.

Конечно, за точку отсчета они берут существующие объекты, но затем их взгляды, мысли быстро приобретают полностью субъективный характер. На выходе получается образ, у которого связь с реальным объектом вдохновения практически неуловима для посторонних. Они продумывают все то, чему нет физических аналогов в мире. При этом их язык становится иррациональным, и они не могут безошибочно объяснить другим свое понимание мира.

Они оперируют не фактами, ценностями, ощущениями, а образами и ассоциациями, возникающими от них. Однако на подсознательном уровне они приходят к каким-то идеям через усвоенный опыт, причем далеко не всегда свой. Это может быть опыт, полученный от:

  • чтения художественной и фантастической литературы,
  • ознакомления с мифами, легендами,
  • освоения религиозных книг и священных текстов,
  • просмотра фильмов подобной тематики,
  • изучения предметов искусства, посвященных вышеперечисленному и т. д.

В глазах окружающих такой интроверт постоянно мечется в диапазоне определений «мудрец-глупец» или «гений-сумасшедший». Он же отчасти и тот, и другой. Выполняет функцию созерцателя и сходу видит возможности, но не для активного действия или просто внешнего развития, а для эстетического, реже духовного роста. Для поддержания своей веры в конкретную концепцию ему не нужно чужое одобрение. Чаще даже наоборот — чем меньше его принимают, тем сильнее он укрепляется в своем веровании.

ИИТ — это своеобразный аскет. Комфорт, чувственные наслаждения, физические преимущества для него не играют определяющей роли. Он часто игнорирует их, жертвуя всем ради развития своей идеи. Он вряд ли смог бы стать хорошим учителем в силу своей нелогичности и слабой аргументации изъяснений, зато воспитатель и наставник из него получается отменный.

Благодаря своим плюсам он мог бы стать отличным проповедником нравов, эстетики. Он не пытается навязывать собственные взгляды другим, а просто информирует, «вещает». Стать художественным выразителем или зачинателем новых течений в своей эпохе — тоже посильная для него задача. Самая большая его проблема — оторванность от собственных ощущений, слабая адаптация к реальным условиям. Из-за этого он теряется во вполне обычных житейских условиях и слишком сильно жертвует своим здоровьем и благополучием ради, как ему кажется, великих идей.

Позже на основе типологии Юнга на западе была предложена классификация Майерс-Бригса. И это было начало. Современной психологии и психиатрии известна масса разных типологий, которые используют свои подходы, пытаясь применить их на практике.

Какие еще существуют типологии психотипов?

Одновременно знать или пользоваться всеми типологиями невозможно. Да и не нужно. Личностные опросники кадровика абсолютно бесполезны для бизнес-переговоров. У каждого специалиста есть свои методы, которыми он пользуется в работе:

  • Типы темперамента по Гиппократу (или специфика нервной активности по Павлову): сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.
  • Любовная типология: эрос (чувственность), лудус (игривость), мания (одержимость), прагма (практичность), агапе (жертвенность), сторге (дружелюбие).
  • Типология психопатических характеров Ганнушкина: параноики, шизоиды, истероиды (и другие).
  • Акцентуации по Леонгарду: демонстративный, паранойяльный, возбудимый, педантичный, шизоидный, гипертимный тип.
  • Разделение по типу восприятия: кинестетики, визуалы, аудиалы, дискреты.
  • Эннеаграмма личности: перфекционист, миротворец, мыслитель, энтузиаст (и другие).
  • Системно-векторная типология: звуковой, зрительный, кожный, обонятельный, оральный (и другие) векторы.

Пройти тест на темперамент

Все научные, околонаучные и ненаучные классификации объединяет одно: их относительность и ограниченность. Попытки прибегнуть к жесткому типированию людей считаются некорректными, потому что лишают главного – свободы выбора. Ведь достаточно припечатать человека словом «истеричка» или «псих», чтобы ждать от него шаблонного поведения, мышления, увлечений и даже заболеваний. Иногда это провоцирует конфликт. Иногда человек действительно перестает искать себя и начинает жить по шаблону.

Пройти тест на тип восприятия

Как научиться слушать себя?

Если прислушаться к себе, то можно услышать свой внутренний монолог. И не всегда наше мнение о себе действительно наше. «Я такой рассеянный» думает человек только потому, что так говорила учительница. Или «Я не умею ладить с людьми, поэтому не смогу добиться чего-то большого» считает тот, кому в детстве эти слова повторяла мама. Все это – осознанные или неосознанные попытки других людей втиснуть нас в придуманные кем-то рамки.

Когда мы не слышим свой внутренний голос, а живем чужими убеждениями, представлениями о счастье или неудаче, это приводит к внутреннему конфликту. Понадобится кропотливая внутренняя работа, чтобы разграничить свои и чужие установки. Эти усилия окупятся. Потому что все, что мы говорим сами себе, дает или отбирает энергию. Как только мы научимся прислушиваться к внутреннему голосу, мы сможем изменить внутренний диалог и построить такую жизнь, какую захочется.

Итак, шаги, которые помогут приблизиться к своему «Я»:

Шаг 1. Прислушаться к своему телу.

Наше тело – тонкий инструмент, который может сказать нам намного больше, чем ожидается. Малейшее напряжение в шее, боль в виске или в животе – следствие приглушенного чувства или нерешенной проблемы. Мы привыкли обращать внимание на боль только тогда, когда она стает невыносимой. Незначительные симптомы чаще заедаем таблетками или игнорируем.

Чтобы распознать сигналы своего тела, нужно признать свои чувства – принимать, проживать их, а не гасить. Признать свое право на страх, неуверенность, недовольство, грусть – тогда будет проще научиться чувствовать сигналы тела.

Практика 1. Расслабиться перед сном. Для этого нужно лечь на спину, распрямить руки и ноги. Мысленно пройтись по каждой части тела, каждому органу от мизинцев на ногах до макушки. Отдельно пройтись по левой и правой ноге (руке), каждому пальцу, каждому позвонку. Эта техника помогает не только снять мышечные зажимы, но заменяет «счет баранов» для тех, кому тяжело заснуть.

Практика 2. Побыть своим пальцем (глазом, желудком). Для этого нужно сесть удобно и представить орган, который беспокоит – например, колено правой ноги. Потом мысленно переместиться в колено, поговорить от его имени. Рассказать, почему оно болит (возможно, приходится носить на себе большой вес), о чем предупреждает (не хочет идти на нелюбимую работу), в каком внимании нуждается. Техника помогает узнать о себе что-то интересное, получить новый опыт.

Но нужно помнить, что телесные практики не заменяют поход к врачу. Если что-то действительно беспокоит, лучше пройти обследование и только потом беседовать с внутренним голосом.

Шаг 2. Прислушаться к своей лени.

Лень, которую мы привыкли порицать и преодолевать, на самом деле является индикатором нашей энергии. Например, у спортсменов есть правило: если сборы перед тренировкой даются тяжело, значит, вы делаете что-то не так: неправильно выбрали нагрузку, упражнения, рабочие веса. В жизни все не так показательно, но срабатывает тот же механизм: лень возникает не из-за отсутствия сил, а из-за отсутствия смысла. Никто не станет лениться, если занятие вызывает искренний интерес, приближает к ощущению гармонии с самим собой. Как только включаемся в увлекательное дело – глаза горят, усталость испаряется, энергия берется будто ниоткуда.

Иногда лень действительно сигнализирует о чрезмерной усталости. Бороться с ней, значит, вгонять себя в еще больший стресс. Поэтому если лень не была пожизненным качеством – лучше принять сигнал бедствия и хорошенько отдохнуть.

Вместо резюме

Итак, основные отличия между экстравертом и интровертом следующие.

Экстраверт:

  • Любит быть в гуще событий.
  • Любит разнообразие, одно и то же ему надоедает.
  • Знаком со многими людьми, считает их друзьями.
  • С удовольствием болтает с людьми, даже с чужими.
  • Действие заряжает его, с нетерпением хватается за следующее дело.
  • Говорит или действует, не испытывая необходимости сначала подумать.
  • В целом это довольно энергичный человек.
  • Склонен больше говорить, чем слушать.

Интроверт:

  • Предпочитает расслабляться в одиночестве или в узком кругу близких друзей.
  • Друзьями считает только тех, с кем сложились глубокие отношения.
  • Нуждается в отдыхе после какой-то деятельности, даже если это развлечение.
  • Кажется спокойным, уравновешенным, любит наблюдать.
  • Как правило, сначала думает, а потом уже говорит или действует.
  • Чувствует пустоту в голове, находясь в группе людей или в состоянии стресса.
  • Не любит чувствовать себя перегруженным работой.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]