Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.
Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».
Зарождение «Я-концепции»
В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.
Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.
Я-концепция, составляющие Я-концепции
Я-концепция, согласно энциклопедической литературе – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать). Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.
Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты. «Я»-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности.
Составляющие Я-концепции
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р., 1986, с.33).
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34).
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р., 1986, с. 36).
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р., 1986, с.39).
Что представляет собой «Я-концепция»?
Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?
Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.
«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.
Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Сагдеева Г.С.
Текст научной статьи
Источник высокой рентабельности «человеческих активов» видится в том, что этот капитал, в отличие от физического, не устаревает морально, а обладает способностью к саморазвитию, самообразованию — это и есть главный показатель личностной образованности человека [1,161]. Личностные свойства — это те же знания и умения, но получившие особый смысл, значимость в регуляции поведения человека. В процессе подготовки будущих специалистов наблюдаются трудности, связанные с развитием целого ряда интеллектуальных умений. Это умения отбирать, перерабатывать, преобразовывать информацию на основе логических процедур, умения осуществлять целеполагание, планирование, оценку и рефлексию своей деятельности: — пониманием важности и необходимости процессов саморазвития интеллектуальной компетентности будущих специалистов и отсутствием в практике необходимых для этого педагогических условий; — между существующей системой подготовки студентов технических вузов и потребностями современного общества в инженерах-электриках, способных к самостоятельному познанию, интеллектуальному саморазвитию, самореализации в сфере своей профессиональной деятельности; — между необходимостью самообразования и саморазвития интеллектуальной компетентности студентов технических вузов и недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущих специалистов. По-мнению А.В. Хуторского, целью образовательной деятельности в контексте компетентностного подхода является овладение образовательной компетенцией, которая представляет собой «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности» [2,56]. Введение компетентностного подхода обусловлено необходимостью переосмысления ценности результатов профессионального образования в условиях информационного общества, которое характеризуется интенсивностью разнонаправленных изменений, ускоряющимися процессами морального старения знаний. Компетентностный подход определяется как подход к проектированию образовательного процесса, основанный на компетенциях (результатах образования), которые должны выступать в качестве критериев и показателей «конечного «продукта» профессионального образования — подготовленность выпускника. Когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний, необходимых студенту в процессе самообразования, личностного и профессионального развития. Когнитивный компонент — когнитивные компетенции, или интеллектуальные умения и способности, а это, прежде всего, умения работать с информацией: умения поиска, получения и обработки информации; умение представлять информацию в виде схем, таблиц; умение интерпретировать информацию; умение презентации информации; владение способами ее структурирования, преобразования из одной формы представления в другую, перевода информации из одного способа кодирования в другой, выделения главного и второстепенного, выявления существенных признаков понятий, выделения связей и отношений между понятиями, составление когнитивных схем мыслительной деятельности, алгоритмов решения задач, умение объяснить полученное решение; умение написать доклад, реферат; умение делать обобщения, выводы, интерпретировать полученные результаты [3,45]. К когнитивным компетенциям относятся также приемы эффективного восприятия и запоминания; умения управлять вниманием в процессе познавательной деятельности; базовые операции мышления (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); владение приемами понимания сложного материала, способности к творческому мышлению, гибкость мышления, способность переносить ранее полученные знания и умения в новые условия, работать в нерегламентируемых условиях. Согласно когнитивной теории личности (Дж. Келли), каждый человек создает имеющую различную сложность и содержание систему познавательных «персональных конструктов», через призму которых он оценивает внешний мир, других людей и себя. Поведение человека обусловлено его знаниями, которые, обычно трактуются как информированность [4,76]. По тому, как студент воспринимает, понимает и объясняет происходящее, можно судить о мере сформированности когнитивного опыта. Когнитивный компонент предусматривает приобретение общепредметных, профессиональных знаний, становление, развитие способности осуществлять обратимые переводы информации с одного «языка» на другой; использование эффективных форм поиска, обобщения и представления информации; возможность выбора заданий по степени сложности; работа группе, взаимопроверка, самоконтроль и взаимо- и самооценка. При исследовании когнитивных трудностей и барьеров, с которыми сталкивается большинство студентов, были выявлены следующие проблемы: сложность понимания объемной информации в учебной литературе (при подготовке к практическим занятиям, при написании рефератов студенты «скачивают» непонятный, непроработанный, ненужный материал в огромном количестве, и зачитывание доклада превращается в никому не интересное, скучное «чтение», вместо того чтобы проработав несколько источников, собрать актуальный, интересный материал, живо его изложить и обменяться мнениями по теме); сложность восприятия лекционного материала, плохое запоминание учебного материала (заслушивая лекционный материал, большинство студентов конспектирует все подряд, не выделяя главную мысль, теряя ее в пояснениях преподавателя); затруднения при изложении (пересказе) текста (подготовив текст выступления на нескольких листах, волнуясь, студенты «теряют» строчки и испытывают затруднения в дальнейшем изложении); сложности изложения большого объема текста (зачастую, найдя интересный материал, большинство студентов даже тезисно его не записывает при подготовке к выступлению). Причины трудностей в поиске и обработке информации при написании рефератов, проведении исследовательской деятельности зачастую связаны с неумением структурировать имеющуюся информацию и с неразвитостью умения отделять главное от второстепенного. Формирование самообразовательной компетенции актуально на любом этапе деятельности студента: учебной, исследовательской, поисковой, профессиональной, личной и является базой интеллектуальной компетентности. Преодоление этого барьера видится в углублении знаний психологии интеллекта и привитии навыков работы с информацией. С этой целью студенты были ознакомлены с когнитивными схемами (таблица, блок, иерархия, карта, фрейм и т.д.); создавались интеллектуально-развивающие ситуации, вызывающие у студентов рефлексию опыта неудачной работы с информацией и включающие ознакомление с памятками по работе с информацией; были предложены рекомендации по составлению и использованию интеллект-карт, которые вызвали горячий отклик у студентов, сразу же представивших широкий спектр их применения (при планировании, в исследовательской деятельности, при подготовке к лекциям и даже в быту); создание кейс-ситуации с профессиональной направленностью; в тренинг были включены упражнения на понимание информации, развитие творческого мышления; разработаны и активно использовались различные развивающие задания: работа над междисциплинарными проектами, в которых необходимо обработать большое количество информации, составить интеллект-карту понятия и выявить его характерные признаки, нарисовать понятие[5]. Таким образом, выделение когнитивной составляющей в качестве базового блока самообразовательной компетентности обусловлено тем, что ее развитие лежит в основе индивидуального стиля познавательной деятельности студентов.
Как формируется «Я-концепция»?
Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.
Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.
Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.
Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.
Виды когнитивного мышления
На характер когнитивного мышления будут влиять:
- особенности личности;
- уровень ее опыта взаимодействия с социумом;
- знания и навыки;
- способность к решению задач;
- уровень логики;
- концентрация внимания;
- развитие памяти.
Психологи считают, что когнитивная мыслительная активность может быть трех видов:
- Наглядно-действенная (формируется у детей до 3-х лет, нацелена на решение конкретных задач и на познание окружающего мира при помощи ручных манипуляций, то есть, кроха должна все потрогать, помять, подержать в руках, тогда детский мозг воспримет и запомнит информацию).
- Наглядно-образная (характерна для детей дошкольного возраста 3-7 лет, преобразовывает обобщенное мышление в конкретные образы при помощи зрительного восприятия, то есть, малышам достаточно увидеть окружающие предметы, чтобы определить, для чего они нужны и в чем принесут пользу).
- Отвлеченная (проявляется у школьников и взрослых людей, способных мыслить обобщенными сложными образами, даже без наглядности).
Необходимо понимать, что улучшить свои когнитивные навыки можно в любой момент и в любом возрасте, для этого следует уделять время самосовершенствованию в разных областях, учиться, развивать умственную и двигательную деятельность.
Структура «Я-концепции»
Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:
- Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
- Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
- Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой
Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.
Место «Я-концепции» в структуре персонального имиджа
Доработанный реферат Верхотуровой Елены, PR-402
ПЛАН:ВВЕДЕНИЕ1. Я-КОНЦЕПЦИЯ2. Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СТРУКТУРА УСТАНОВОК НА СЕБЯ3. ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ 4. КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» 5. ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ 6. САМООЦЕНКА
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Не так давно, в курсе имиджелогии, мы познакомились с понятием «Я-концепции», которое входит в первую функцию имиджа, самопрезентацию. В течение всей своей жизни мы находимся в поисках своей индивидуальности, неповторимого образа, который будет нравиться нам, будет комфортен и привлекателен для окружающих. Строить свой имидж можно в течение многих лет, находя удачные решения, медленно продвигаясь к осознанию деталей индивидуальности. Когда рождается четкая картина самопрезентации, то появляется легкость и уверенность, осознание собственной силы. Поэтому хочется рассмотреть теорию, и восприятие и оценку Я, а также изменение Я с учетом внутренних характеристик личности. Чтобы достичь гармонии с окружающим миром, нужно достичь гармонии с собой, со своим Я. Умение быть обаятельным – это в каком-то смысле мужество, так как требуется постоянная работа над самим собой. Для этого необходимы знания и умения по имиджированию – самопрезентации. Самопрезентация составляет суть имиджирования.Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже ХIХ-ХХ веков. Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект, познаваемый субъективным оценивающим сознанием. Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: успехи, самооценка, притязания.В данном реферате рассматривается само определение «Я-концепция» и другие элементы персонального имиджа, «Я-концепция» как структура установок на себя, источники развития и формирования «Я-концепции», самопрезентация на примере профессии телеведущего, а также составляющие «Я-концепции». Я-КОНЦЕПЦИЯЯ-концепция – это чувство нашей идентичности. Это мысленный образ, восприятие человеком своей индивидуальности, своих способностей, знаний, компетентности. Это некая «теория собственного я», которая может очень мало совпадать с реальностью. Я-концепция основывается на отдельных интерпретациях себя, основывающихся на нашем опыте и оценках других людей. Я-концепция и самооценка напрямую влияют на стиль нашего общения. Человек с детально проработанной я-концепцией способен лучше понимать себя и собственные потребности. Человек с высокой самооценкой активнее в общении, чем человек с низкой. Наше самовосприятие гораздо сильнее влияет на наше поведение, чем наши реальные способности. Например, человек обладает навыками и компетенцией для того, чтобы стать руководителем. Но он не станет их проявлять, когда в этом возникнет необходимость, поскольку считает, что у него нет к этому способностей. «Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния; это этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение не только к миру, но и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я – ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц. В работе над персональным имиджем реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая. Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский). Особую роль играет значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. «Подобно тому, как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья… – и это определенным образом действует на нас». (Цитата по: Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии). Так, в процессе социализации у человека формируется его «Я-концепция».Р. Бернс дает следующее определение: «Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой».Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Например: поведение в незнакомом обществе. Каждый индивид в праве избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих действий. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Если два человека столкнутся с одной и той же ситуацией, то они станут воспринимать ее по-разному. Когда в автобусе мужчина уступает место женщине, она может увидеть в этом проявление воспитанности и вежливости, либо заподозрить обидный намёк на свой возраст, либо воспринять это как флирт. Каждая из этих интерпретаций тесным образом связана с «Я-концепцией» этой женщины. Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СТРУКТУРА УСТАНОВОК НА СЕБЯ Структура установок индивида к самому себе была разработана Р. Берне. Эти установки группируются в три категории: реальное Я (каким индивид представляет себя на данный момент); социальное Я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть). Образ Я (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные и др. характеристики человека). Второй компонент динамический, процессуальный – это эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются: а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения; б) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация); в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Фактически индивид реализует два процесса самооценки: а) сравнение «реального Я» с «идеальным Я», б) сравнение «реального Я» с «социальным Я». Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в «Я-концепцию» будут рассмотрены в дальнейшем. Источники развития и формирования Я-концепции Из многочисленных источников формирования «Я-концепции» человека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека: 1. Представление о своем теле (телесное Я). 2. Язык — как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях. 3. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе. 4. Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина). 5. Практика воспитания детей в семье.Мы рассмотрим подробно первые три пункта. Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я-концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. Исследователи выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности. Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя.Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная Я-концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепции в целом. Язык и развитие Я-концепции. Значение языка для развития Я-концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «моё», и т. д.) и дает первый толчок к развитию Я-концепции. Другими словами, Я-концепция осознается человеком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посредством языковых средств. Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) — другой важный источник формирования Я-концепции. Чтобы переживать и осознавать это, человек должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшей социальной средой) жизненно важны для развития Я-концепции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением (т. е. получает больше положительные подкрепления) и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. Если другие — родители, сверстники, учителя – отвергают его, выставляют на посмешите, принижают, больше критикуют (т.е. он получает больше негативных подкреплений), то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная Я-концепция. КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ».Представления личности о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны эти представления. Конкретные способы самовосприятия, которые ведут к формированию образа Я, могут быть различными. Если стоит задача описать какого-то индивида, то мы будем использовать прилагательные: «ответственный», «общительный», «бескорыстный», «внимательный» и т.д. Всё это – абстрактные характеристики, которые совершенно не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщённого образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: в словах мы пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ Качества, которые мы относим к собственной личности, не всегда могут быть объективными, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут споров лишь возраст, пол, рост, вес и некоторые другие данные, которые очевидны. В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент. Другими словами, «Я-концепция» – это не только констатация, описание характеристик своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Это нашло своё отражение в методике «Я-концепция». Любая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения. САМООЦЕНКАСАМООЦЕНКА (англ. self—esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции. Самооценка является второй неоспоримой частью Я — концепции. Человек как личность — самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “. Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:- оценка других людей;- круг значимых других или референтная группа;- актуальное сравнение с другими;- сравнение реального и идеального Я;- измерение результатов своей деятельности.Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Любая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, которое связано с определённым объектом. Особенность «Я-концепции» как комплекса установок в том, что в роли объекта в данном случае выступает сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, которые связаны с образом Я, очень сильны и устойчивы. Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий. Имиджмейкеру необходимо помнить: чтобы понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место. Так как человек — существо общественное, он не может не принимать социальные и культурные роли, стандарты и оценки, определяемые условиями его жизни. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но оценок и суждений других людей. Если индивид стремится получить одобрение со стороны окружающих, то он должен соответствовать общепринятым стандартам.Обратимся ещё раз к функциям «Я-концепции»:- способствует достижению внутренней согласованности личности; — определяет интерпретацию опыта; — является источником ожиданий. Рассмотрим подробнее «Я-концепцию» как источник интерпретации опыта. Если два человека столкнутся с одной и той же ситуацией, то они станут воспринимать ее по-разному. Когда в автобусе мужчина уступает место женщине, она может увидеть в этом проявление воспитанности и вежливости, либо заподозрить обидный намёк на свой возраст, либо воспринять это как флирт. Каждая из этих интерпретаций тесным образом связана с «Я-концепцией» этой женщины. У индивида существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только своё поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому сформированная «Я-концепция» выступает как активное начало – и изменить её бывает крайне сложно. Как совокупность ожиданий «Я-концепция» определяет, как будет вести себя индивид в конкретной ситуации и как он будет интерпретировать действия других. Эта функция «Я-концепции» определяет также и представления человека о том, что должно произойти.Таким образом, можно определить три категории самоустановок: 1. Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, какой он на самом деле. 2. Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Большую часть реферата хотелось бы посвятить такому понятию как «самопрезентация».
Понятие «самопрезентация» происходит от английского слова «самоподача», то есть представление себя другим людям. В английском энциклопедическом словаре оно дословно обозначает «управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям».В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам».Большинство исследователей, работающих в этом направлении, придерживаются определения самопрезентации, данного Ж. Тедеши и М. Риесом. По мнению этих авторов, самопрезентация – это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих. В литературе часто встречаются следующие синонимы самопрезентации: управление впечатлением, самоподача и самопредъявление.Самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (он сам). Намеренно или ненамеренно люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, в незнакомых ситуациях – осознанно.Теория когнитивного диссонанса рассматривает самопрезентацию как один из приёмов устранения диссонанса. Эта теория исходит из того, что различные представления и установки личности, как правило, согласуются друг с другом; человеческое сознание не терпит противоречий между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить возникающий диссонанс. Чтобы обеспечить согласованность, личность может использовать такие приёмы: например, искажает мнения других о себе, приближая их к собственной самооценке, или ориентируется на людей, отношения которых помогает поддерживать привычный «образ Я». Намеренно или ненамеренно, индивид может вести себя таким образом, чтобы вызвать у окружающих отклик, соответствующий его представлению о себе. Эти большей частью неосознаваемые способы позволяют индивиду поддерживать определённый уровень самоуважения и сохранить единство «образа Я».
По Чарльзу Кули компонентами «Я-концепции» являются:
— каким человек кажется другому человеку;
— как этот другой оценивает человека;
— самооценка в связи с отношением других людей.
Процесс формирования «Я-концепции»: 1) Изучение личности. 2) Формирование необходимых личностных качетсв. 3) Работа над внешним видом, освоение правил поведения. 4) Совершенствование коммуникативных качеств личности.
Шепель выделяет две методики формирования Я-концепции:
1) Этикометрия (характеризует себя письменно подробно отвечать на 5 вопросов):
2) Социометрия (характ. своих отношений с другими людьми): сколько у меня друзей, вызываю ли я симпатию, часто ли ко мне обращаются за советом или помощью, называют ли меня милосердным, какова моя реакция при виде плачущего ребенка.
Профессиональные качества можно раскрыть наряду с личностными. Презентация «Я» включает в себя личные и профессиональные качества (Человек – природа, техника, знаковая система, художественный образ, человек). Профессиональные характеристики выделяют сестры Сорины. Рассмотрим эти характеристики. Профессиональные требования к имиджу (5 групп профессий и качества, которые выражает имидж). В 60е годы профессии разделили на 5 групп: человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественные образ, человек – человек. Человеку – природе свойственны: естественность, естественные цвета для разных стран разные. Зрительное восприятие. Формы, фактуры, материалы, ассиметрия. Естественные поведения (не ставить себя выше природы). Человек – техника. 2 качества: аккуратность, подтянутость, эмоциональность (оптимизм и доброжелательность). Человек – знаковая система: аккуратность, подтянутость, интеллект (нельзя усилить). Креативность (показывать не на себе – через переферию). Человек – художественный образ: Художники, дизайнеры. Главное — не перекричать сам образ. Индивидуальность, свой штрих, нарушение норм, эпатаж. Поиск индивидуальных решений. Независимость, свобода. Одежда в романтическом стиле. Человек-человек: Открытость взгляда, позы, белый либо его присутствие в другом цвете, открытость тела (иногда). Коммуникабельность. Вежливость – уважительное отношение к другому человеку.
Возьмем, к примеру, профессию телеведущего. В ней приоритетный фактор успеха – умение нравиться публике. Не многие ведущие имеют персональных консультантов по имиджу, поэтому им следует уделить особое внимание технологии самопрезентации, т.е. технологии подачи себя, привлечения внимания телезрителей к своим лучшим личностным и профессиональным качествам.
Самопрезентация помогает овладеть реальным механизмом эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга. В.М. Шепель в книге «Имиджеология: Секреты личного обаяния» пишет: «Чем значительнее замыслы и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем. У такой личности стремление к созданию яркого имиджа – мощный внутренний мотиватор, побуждающий её на огромную работу над собой, на преодоление в себе всего того, что мешает быть лидером или звездой… Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям… чем больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности».В технологию самопрезентации В.М. Шепеля входят четыре мини-технологии:- визуализация облика,- коммуникативная механика,- флюидное излучение,- вербальный эффект.Самая выразительная часть личного имиджа – лицо. Создать привлекательную мимику – одна из важных профессиональных проблем телеведущего. Обозначим основные приёмы решения проблемы создания внешнего облика телеведущего.Гигиена кожи лица. Лицо любого человека, требует постоянного и тщательного ухода. Телеведущему, как человеку публичной профессии, необходимо следить за кожей лица.Макияж. Как женщины, так и мужчины на телевидении должны пользоваться косметикой, чтобы хорошо выглядеть. Нельзя появляться перед камерой без профессионально сделанного макияжа. Причёска. Привлекательная причёска жизненно необходима для создания хорошего имиджа на экране. Ведущему важно уметь оценить, насколько форма, цвет и структура причёски «работают» на него перед камерой. Глаза. При макияже глаз важно учитывать форму глаз и их цвет. Лучше не использовать голубые и зелёные оттенки теней. Наиболее естественно выглядят мягкие коричневые оттенки. Одежда. При выборе одежды ведущему необходимо исходить из жанра передачи. Если это новости, то одежда должна быть строгой, в то время как ведущие развлекательных программ могут позволить себе стилевое и цветовое разнообразие. Важно, чтобы цвет одежды гармонировал с цветом кожи, тоном волос, он должен идти ведущему и не контрастировать с общим оформлением студии. Выбирая цвет одежды, лучше избегать крайностей, например очень светлых и очень тёмных оттенков. Чёрный цвет подавляет, белый – ослепляет. Язык жестов. По мнению В.М. Шепеля, имидж без выразительного языка взглядов и языка жестов маловыразителен. Жесты и мимика выдают весьма наглядную информацию о человеке. Поза, жест и мимика есть опредмеченное проявление чувств и мыслей людей. Телеведущий всегда должен помнить, что поза, жесты говорят часто гораздо больше, чем слова. Они должны соответствовать содержанию того, что происходит на экране. Вывод: Правильно и эффективно презентовать себя, свои профессиональные данные не так уж и просто. Имидж телеведущего, например, складывается из усилий многих специалистов – модельеров, визажистов, парикмахеров, но решающая роль в его создании принадлежит специалисту, который научает личность искусно использовать их помощь – мимически, манерно, коммуникабельно, риторически. ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Я-концепция» выступает духовной основой мотивации личностного поведения, помогая индивиду ставить перед собой неординарные цели. Духовно-здоровая «Я-концепция» подстраховывает личность как от заниженной, так и от завышенной самооценки, а также помогает человеку как можно быстрее добиться успеха в создании привлекательного, положительного имиджа. После того, как индивид будет иметь представление об уровне развития своих профессионально-личностных и социальных качеств, можно будет составлять программу по созданию его имиджа, при этом учитывая, что на создание имиджа влияют факторы: а) психологические, к которым относятся индивидуальные характеристики личности — пол, возраст, национальность, индивидуальные внешние особенности, темперамент, характер, интеллект, талант, одаренность человека; б) социальная среда — семья, учебные заведения, сфера общения, сфера деятельности, род занятий. Учитывая все эти факторы, можно сказать о том, что в зависимости от социальной роли имидж индивида может меняться, но все же будет нести в себе схожие психологические характеристики. Принимая во внимание влияние этих факторов, человек может составлять индивидуальную программу по созданию своего имиджа.Каждый человек осознает себя как личность, включенную в общественные отношения разного характера. Он стремится учесть оценку окружающих, их эмоциональный, субъективный подход к себе, мотивационно-смысловую структуру своей деятельности в отношении других. Происходит стремление определенным образом преподать свои внешние признаки, соотнести их с личностными и социальными характеристиками, интерпретацией своих поступков. Работая над своим имиджем, человек проходит программу самосовершенствования, меняя некоторые привычки, пополняет знания, развивает способности, учится видеть себя со стороны и чувствовать высокую меру ответственности за свои поступки. Список использованной литературы: 1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. 2. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997. 3. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие4. https://newasp.omskreg.ru/intellect/f56.htm
Записей не найдено.
Cтр.:
Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.
В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.
Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».
И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.
Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».
НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.
Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Как лучше узнать себя?
- Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность
- Топ-10 лучших научных концепций для познания мира
- Бизнес-этика: концепция тройного критерия
- Интеракционизм в социальной психологии
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
- Критерии личности
- Социализация личности: коротко о главном
- Теория познания
- Групповая поляризация
Ключевые слова:1Психорегуляция
Психологические особенности образа Я
Встатье представлен теоретический анализ психологических особенностей образа Я. Описываются когнитивные, аффективные и конативные компоненты Я-концепции.
Ключевые слова: образ Я, Я-концепция, психологические особенности, когнитивные, аффективные, конативные компоненты.
The article presents a theoretical analysis of the psychological characteristics of the image of «I«. The cognitive, affective and conative components of the self-concept are described.
Keywords: image of “I”, I-concept, psychological characteristics, cognitive, affective, conative components.
Постановка проблемы. Я-концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.
Исследование образа «Я» является перспективным направлением области общей психологии, так как его результаты могут оказать существенную практическую пользу в психологическом консультировании, психотерапии и медицине. Сформированный образ «Я» является неотъемлемым показателем нормального развития личности.
Анализ литературы. Понятие «образ Я» появилось в связи с необходимостью исследования и описания глубинных психологических структур и процессов личности. Оно используется вместе с такими понятиями, как «самосознание», «самооценка», «Я-концепция», «Я», «картина Я», «представление о себе» и неразрывно с ними связано. [8].
Образ «Я» — это представление о самом себе: об уме, теле, способностях, чертах характера. Наличие собственного «Я» у каждого человека выражается в том, что он понимает свою идентичность в настоящем, прошлом и будущем.
Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «Я», с осознанием которого приходит понимание не идентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.
В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе [5].
Целью статьи является рассмотрение теоретического анализа психологических особенностей образа «Я».
Изложение основного материала.
История изучения образа «Я» начинается рядом работ, в которых «Я» рассматривается как сознательная часть психического аппарата. У. Джемс, выделял два аспекта понимания Я — структурный и процессуальный. В структурном аспекте проблема дается в рамках анализа состояний, ролевых позиций, структурных элементов личности (физическое, социальное, моральное, зеркальное «Я», Эго). В процессуальном аспекте — это процессы самосознания, самовосприятия, саморегуляции, самоотношения, самооценивания, самоактуализации. [1].
С. Кон подчеркивает, что образ «Я» — это не просто психическое отражение в форме представлений или понятий, но и социальная установка, разрешаемая через отношение личности к себе самой [6].
По мнению Д. А. Ошанина, одной из основных особенностей «образа Я» является двойственность его назначения:
1) инструмент познания — образ, призван отражать объект во всем богатстве и многообразии доступных его отражению свойств;
2) регулятор действия — специализированный информационный комплекс, содержание и структурная организация которого подчинены задачам конкретного целесообразного воздействия на объект [7].
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Когнитивная:
Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает, что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.
Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.
Наряду с прочим, когнитивная компонента «Я» концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.
Оценочная:
Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:
− соотнесение представлений о себе с идеальным «Я»;
− соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;
− оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.
Поведенческая:
Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то, что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «Я»-концепции.
Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании «Я» образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «Я» образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью» [2].
Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «Я» — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа «Я», особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа «Я» начинают взаимодействовать.
Когнитивный блок образа «Я» отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока образа «Я» близко к пониманию образа «Я» другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов [4].
Наиболее распространенным является представление о структуре образа «Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).
Р. Бернс выделил когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие образа «Я».
Когнитивный компонент включает знание личности о своих возможностях, в том числе и о физических. Так же это восприятие своего внешнего вида, своего тела, физических данных (сила, выносливость, ловкость и т. д.). Данный элемент не только формирует представление человека о самом себе, но и включает отношение к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной степени зависит от социального окружения, семейного воспитания и жизненного опыта.
Эмоционально-оценочный компонент образа «Я» отражает результаты сравнения знаний индивида о себе с другими. Аффективная оценка представлений личности о своих возможностях может обладать различной интенсивностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением себя. Огромное значение на формирование эмоционального компонента самооценки влияет обобщенные представление человека о себе в процессе общения и деятельности. Негативная эмоциональная оценка себя нередко приводит к саморазрушающему поведению, что может проявляться в наркомании, алкоголизации, табакокурении, в склонности к азартным играм и т. д.
Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный компонент адаптации индивида к окружающей действительности [3].
Содержание и объем понятия «образа Я» до настоящего времени остаются не до конца изученными. [8]. Так же до сих пор не изучено, с помощью каких внутренних механизмов происходит осознание личностью отраженных внешним окружением ее характеристик и почему Образ «Я» представляется социальным по происхождению и отрицается внутренняя мотивация поведения [9].
Выводы. Результаты теоретического анализа позволяют определить, что «Образ-Я», или представление личности о себе — это обобщенное представление человека о себе, система его установок относительно собственной личности.
Существует множество вариантов описания основных компонентов образа «Я». По моему мнению эти подходы в большей степени похожи, потому что почти каждый ученный выделяет три ключевых особенности образа «Я»:
− когнитивный компонент, который характеризует содержание представлений человека о себе: своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах;
− аффективный компонент отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в самооценке, уровне притязаний и самоуважении;
− Конативный компонент предполагает анализ поступков человека, способность к изменению своего «Я».
Литература:
- Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов — М.: Смысл, 2001–414 с.
- Бернс Р. Б. Что такое Я-концепция // Бёрнс Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — С. 30–66.
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс — Москва: Прогресс, 1986. — С. 30–66.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Флинта, 1968. — 300 с.
- Залесский Г. Е., Редькина Е. Б. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. — МГУ, 1996.
- Зворыкин А. А. Из истории развития теории культуры на Западе // Вопросы философии. — 1992. — № 10, — С. 99.
- Ошанин, Д. А. Предметное действие и оперативный образ: автореф. дис…. д-ра психол. наук / Д. А. Ошанин. — М., 1973. — 42 с.
- Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003. –303 с.
- Хьелл, Л. Теории личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.