Понятие стресса и стрессоустойчивости личности


Мы привыкли употреблять слово «стресс», интуитивно используя его для обозначения сильного нервно-психического напряжения. Однако такое значение не совсем верно.

Механизм стресса был изучен и подробно описан Гансом Селье, а сам термин ввёл Уолтер Кэннон.

Стресс — это общая реакция организма на воздействие различных факторов (например, удар, переохлаждение, инфекция, смерть близкого, потеря работы), нарушающих его равновесие. Главная функция стресса — это адаптация к изменившимся условиям среды.

Таким образом, эмоциональная реакция — это лишь часть общего ответа организма на стрессор.

Факторы, вызывающие стресс, могут быть абсолютно любыми — как негативными, так и позитивными (свадьба, переезд, новая работа). Имеет значение лишь то, что они приводят к изменениям в жизни человека на том или ином уровне. Для человека характерно наличие стрессоров психологического характера: стресс вызывается не самой ситуацией, а тем, как человек её субъективно оценивает, воспринимает. Или даже фантазией, воспоминанием о какой-то ситуации.

Механизм стресса

Выделяют три основных стадии стресса:

  • Стадия мобилизации. На данном этапе активируется реакция тревоги. Она мобилизует все адаптивные ресурсы организма, готовит его к срочным действиям. Усиливается энергообмен, увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, учащается дыхание, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В чрезвычайных ситуациях, например, при пожаре, реакция тревоги может оказаться очень полезной.
  • Стадия сопротивления. Все системы организма возвращаются к нормальному режиму работы, и начинается разработка новых программ действий (приспособления, адаптации к новым обстоятельствам). У организма есть определённый резерв устойчивости к воздействию стрессора и адаптации.
  • Стадия истощения. В том случае, когда организм не смог адаптироваться к новым условиям среды, выработать новую программу действий, происходит истощение ресурсов. В этом случае человек (да и любой организм) может заболеть и даже умереть.

Три стадии стресса

Стресс— одно из нормальных состояний организма, поскольку связан с повышением адаптационных механизмов. Стресс является неотъемлемым проявлением жизни. Стрессовые реакции филогенетически помогали человеку справляться с трудностями, поэтому в этом аспекте стрессовые реакции полезны. Однако, когда стресс имеет яркое выражение и длительное проявление, в таком случае он причиняет вред здоровью человека.

Наблюдения Селье

Ганс Селье считается родоначальником теории биологического стресса. В своих исследованиях Селье заметил, что организм приспосабливается к внешним стрессорам с точки зрения биологической модели, которая пытается восстановить и сохранить внутренний баланс. В своей попытке сохранить гомеостаз организм использует гормональную ответную реакцию, которая непосредственно осуществляет борьбу со стрессором.

Три фазы стрессовой реакции

1. Стадия тревоги

На стадии реакции тревоги, сигнал бедствия посылается в часть мозга, которая называется гипоталамус. Гипоталамус обеспечивает высвобождение гормонов, называемых глюкокортикоидами.

Глюкокортикоиды запускают выброс адреналина и кортизола. Адреналин дает человеку заряд энергии: сердечный ритм увеличивается, кровяное давление повышается, уровень сахара крови также повышается. Эти физиологические изменения регулируются частью вегетативной нервной системы человека, называемой симпатической ветвью.

Надпочечники начинают активно вырабатывать повышенное количество кортизола и находятся в состоянии гиперфункции. Это состояние можно подтвердить, используя паттерн изменений в гормональном профиле слюны, при котором будут следующие показатели: повышенный уровень кортизола/нормальный уровень DHEA.

2. Стадия сопротивления

Во время стадии сопротивления организм пытается противодействовать физиологическим изменениям, которые произошли во время стадии реакции тревоги. Стадия сопротивления регулируется частью вегетативной нервной системой, которая называется парасимпатической.

Парасимпатическая нервная система пытается вернуть тело в норму: уменьшается количество вырабатываемого кортизола, частота сердечных сокращений и артериальное давление начинают возвращаться к норме. Уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.

Если стрессовая ситуация заканчивается, на этапе сопротивления тело возвращается в нормальное состояние. Однако, если стрессогенный фактор остаётся, организм остаётся настороже, чтобы бороться с его проявлениями.

Надпочечники адаптируются к этой стадии, уже используя механизм, называемый «захват прегненолона». Прегненолон является метаболитом холестерина и представляет собой исходное химическое вещество для производства как кортизола, так и половых гормонов, включая тестостерон. При изменении метаболизма прегненолона, уровень тестостерона, вырабатываемого в организме, снижается. При этой стадии, паттерн гормонального профиля в слюне будет представлен следующими показателями: повышенный уровень кортизола/низкий уровень DHEA.

3. Стадия истощения

На этом этапе стресс сохраняется в течение длительного периода. Организм начинает терять способность бороться со стрессором и уменьшать его вредное воздействие, поскольку истощается вся адаптивная способность. Стадия истощения может приводить к стрессовым перегрузкам и к проблемам со здоровьем, если они не будут решены немедленно.

В этой стадии надпочечники больше не способны адаптироваться к стрессу и исчерпали свои функциональные возможности. Сначала при исследовании гормонального профиля в слюне будут выявляться нормальный уровень кортизола/низкий уровень DHEA или уровень кортизола, характерный для гиперфункции и сниженной функции будет сочетаться с нормальным уровнем DHEA). Когда надпочечники исчерпают свои возможности, будут определяться: низкий уровень кортизола/низкий уровень DHEA.

Если стресс продолжает воздействовать и далее, истощаются запасы кофакторов, которые необходимы для производства кортизола, вследствие чего организм разрывает механизм шунтирования прегненолона и вновь переключается на выработку DHEA. Такой паттерн будет представлен низким уровнем кортизола/нормальным уровнем DHEA.

Гормоны стресса.

Адреналин: регулирует частоту сердечных сокращений;

регулирует поступление воздуха в легкие;

влияет на диаметр кровеносных сосудов и бронхов.

Кортизол: повышает уровень сахара в крови;

подавляет иммунную систему;

ускоряет метаболизм.

Самые важные гормоны формирующие стрессовую реакцию – это адреналин и норадреналин. Их синтезирует симпатическая нервная система. Другой важный класс гормонов реакции на стресс называют глюкокортикоидами, из них наиболее известен гормон кортизол. Кортизол помогает организму выстоять в стрессовой ситуации. Повышенный уровень кортизола может быть связан не только с явной опасностью для человека, но и с некоторыми изменениями в условиях жизни, которые организм воспринимает как опасность. Иногда самые благие намерения, например, занятие спортом, «здоровое» питание могут привести к нервному срыву. Но перед этим, был хронический стресс, который игнорировался. Избыточные физические нагрузки, недостаток качественного питания (диеты, недоедания), недостаток сна, злоупотребление алкоголем, эндокринные нарушения могут привести к дистрессу («плохому стрессу».

Группа глюкокортикоидных гормонов вырабатывается надпочечниками, и их действие часто похоже на действие адреналина. Адреналин начинает действовать в течение нескольких секунд, а глюкокортикоиды поддерживают его действие от нескольких минут до нескольких часов. Управление гормонами находится в зоне ответственности головного мозга.

Во время стресса поджелудочная железа начинает вырабатывать гормон глюкагон. Коктейль из глюкокортикоидов, глюкагона и секреции симпатической нервной системы повышает уровень глюкозы в крови. Глюкоза обеспечивает необходимую для реакции на стресс энергией. Активируются также и другие гормоны. Гипофиз вырабатывает пролактин, который кроме других эффектов способствует угнетению во время стресса репродуктивной функции. Гипофиз и мозг также вырабатывают особый класс эндогенных морфиноподобных веществ эндорфинов и энкефалинов, которые, среди всего прочего, притупляют ощущение боли. Наконец, гипофиз вырабатывает вазопрессин, гормон регулирующий уровень жидкости в организме, играющий важную роль в реакции сердечно-сосудистой системы на стресс. Вазопрессин поддерживает водный гомеостаз внутри организма, который необходим для жизни.

В ответ на стресс активируются некоторые железы, а различные гормональные системы во время стресса угнетаются. Снижается секреция различных гормонов репродуктивной системы, таких как эстроген, прогестерон и тестостерон. Выработка гормонов, связанных с функцией роста (например, гормона соматотропин), также угнетается, как и выработка инсулина, гормона поджелудочной железы, который в нормальных условиях помогает телу накапливать энергию, чтобы использовать ее позже.

Эти научные факты говорят о прямой связи между эмоциональным состоянием и такими заболеваниями как сахарный диабет, нарушения функционирования репродуктивной системы, сердечно-сосудистых заболеваний, различных зависимостей.

В современном мире люди ежедневно сталкиваются с огромным количеством стрессовых ситуаций. Любая из них может стать последней каплей и спровоцировать депрессию. Знать о том, как лечится стресс, необходимо: психотерапия, физическая активность, релаксация, здоровый сон и правильно питание. Взращивайте дух, чтобы не бояться душевной, физической и материальной боли, учитесь хорошо зарабатывать, занимайтесь спортом, будьте здоровы!

Ведущий лаборант кафедры функциональной диагностики Малаховская С.Н.

Оффициальный канал в телеграмм

Влияние стресса

При стрессе в организме происходят гормональные преобразования, которые и регулируют работу всех систем организма и обуславливают активацию ресурсов сопротивления. Механизмы стресса задействуют, в частности, и подкорковые отделы головного мозга, которые также ответственны и за эмоции. Таким образом, во время стресса одно из самых типичных эмоциональных состояний — это тревога и беспокойство.

В результате действия нейроэндокринных механизмов стресса формируется так называемая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка. Эти реакции можно легко сопоставить с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела.

Таким образом, сильный или хронический стресс является основой для возникновения психосоматических заболеваний.

Что такое стресс?

Дело в том, что стресс — это не что иное, как адаптационная реакция организма, которая, в ответ на возникновение какой-либо сложной ситуации, требует мобилизации всех сил организма.

Таким образом, с одной стороны стресс — это опасность для организма, а с другой — проявление его максимальных адаптационных возможностей. Не только люди, но и животные способны испытывать стресс. Сам Ганс Селье, изучая стрессоустойчивость и силу тех или иных стрессоров, работал с крысами, создавая им, в порядке эксперимента, невыносимые условия существования.

Польза от стресса

Воздействие несильных стрессоров отчасти полезно. Во-первых, несильный кратковременный стресс помогает активировать ресурсы, мобилизоваться для выполнения какой-то конкретной задачи (например, для сдачи экзамена). Во-вторых, с каждым стрессом у психики появляется несколько новых программ деятельности, то есть человек расширяет и пополняет свой поведенческий «репертуар» новыми способами взаимодействия с окружающим миром, повышает уверенность в себе с каждым преодолённым препятствием. Насыщается природная потребность в обновлении эмоций. Важно, чтобы у организма хватило резервов для адаптации.

Понятие стресса и стрессоустойчивости личности

 В данной статье авторы пытаются выявить взаимосвязь между понятием стресса и формированием стрессоустойчивости у личности.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, формирование стрессоустойчивости, индивид.

Первым понятие стресса ввел Уолтер Кеннон, описав его как универсальную психологическую реакцию организма человека — «бей или беги». Позже Ганс Селье, основоположник биологической концепции стресса, начал использовать данный термин для определения общего адаптационного периода. Он определяет стресс, как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [1, с. 27]. Под неспецифической реакцией понимается потребность организма приспосабливаться к новым обстоятельствам, т. е. восстановить прежнее состояние. Негативные или положительные факторы окружают человека, они одинаково влияют на возникновение стресса.

В современном мире, многие люди заблуждаются, давая определение стресса, зачастую данный термин связывают с чем-то негативным, что заставляет человека чувствовать себя плохо и испытывать нервное напряжение. Но в психологии выделяют две его формы: эустресс и дистресс. В свою очередь Селье Г. выделяет три стадии развития стресса (рис.1) [1]:

: Стадии стресса по Селье Г

Рис. 1: Стадии стресса по Селье Г

1)стадия тревоги;

2)стадия адаптации;

3)стадия истощения.

Эустресс возникает на стадии адаптации, при этом стрессе адаптационные возможности организма возрастают, происходит его адаптация к стрессору, в результате он ликвидируется. В случаях, когда адаптационные возможности организма значительно снижаются, т. е. он не может привыкнуть к новым условиям жизни, стресс переходит на стадию истощения — возникает дистресс, что приводит к развитию болезней адаптации.

Дистресс является самым опасным видом стресса. Он может длиться постоянно и вызывать повреждение и гибель нейронов головного мозга. Организм, находящийся под постоянным напряжением теряет способность адекватно и рационально реагировать на происходящее вокруг.

Активность внешних раздражителей на человека стимулирует его жизнедеятельность. Нет раздражителей, нет и проявления жизни. При умеренной интенсивности раздражителей стресс может вызывать эффект призыва к выполнению какой-либо активности, в свою очередь, при повышенном уровне внешних раздражителей стимулируется развитие психологических отклонений, что наоборот тормозит различные процессы.

По данным Национального комитета по психическому здоровью США, к 2020 году депрессия будет наиболее распространенным заболеванием, являющимся причиной нетрудоспособности [2]. Более того, по различным данным, каждый десятый человек страдает от регулярных панических атак, и не менее 30 % людей, обращающихся за помощью к терапевтам, неврологам и другим специалистам, страдают от соматоформных расстройств, т. е. физических симптомов, вызываемых психическим расстройством. Такие больные чаще всего страдают от повышенной тревожности и депрессии. Так специалистами из канадского Центра зависимости и ментального здоровья было доказано, что у людей, страдающих от долговременной депрессии, возникают изменения в физиологии мозга. По мнению руководителя исследования Джефа Майера, продолжительная депрессия воспаляет мозг, а затем приводит к болезни Альцгеймера [3].

В зависимости от характера стресса и его влияния на организм выделяют психологический и физиологический стрессы. Психологический стресс делиться на информационный и эмоциональный стрессы. Информационный стресс связан с информационной перегрузкой, с отсутствием достаточного времени для решений поставленных задач и с повышенной ответственностью. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др. Оба эти подвида стресса имеют значительное влияние на психическое состояние человека, достаточное их воздействие приводит к эмоциональным, двигательным и речевым нарушениям (рис. 2).

: Виды психологического стресса и причины их возникновения

Рис. 2: Виды психологического стресса и причины их возникновения

Физиологический стресс вызывается влиянием физических факторов на организм, например, обжигая палец мы испытываем физиологический стресс.

В дополнение к выше сказанному следует добавить, что специалисты еще выделяют социальное и культурное влияние на развитие стресса у человека. Процветающее общество пропагандирует благополучие и культ успеха. Этот культ настолько глубоко вошел в сознание современных людей, что его негативное влияние перестало осознаваться. Сейчас популярно быть лишенным эмоций человеком, скрывать все в себе, что впоследствии и вызывает соматоформные расстройства. Зачастую можно встретить заголовки газет по типу «Отбросим эмоции».., «Давайте без эмоций!» и т. д. Современная культура призывает человека отказаться от эмоций, чтобы казаться успешнее. Но это приводит к дальнейшей невозможности психики адаптироваться под новые требования и развитию физических недомоганий [4].

Во многих случаях индивид не может справиться со стрессом. Шэрон Мельник, психолог, специализирующийся на теме стрессоустойчивости, утверждает, что «стресс начинается тогда, когда в определённых обстоятельствах требования, которые к вам предъявляют, превышают способность их контролировать» [5]. Обладая достаточным контролем над ситуацией, подразумевается психическая стабильность, тем меньше человек психологически и физически себя мучает.

Сейчас, когда проблематика стресса хорошо изучена, его влияние на организм и развитие, большое внимание уделяется развитию стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивость определяется как «набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов». Она состоит из трех компонентов, которые взаимодействуют между собой:

1) ощущение значимости своего существования;

2) чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь;

3) открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития.

Так же под стрессоустойчивостью подразумевают эмоциональную устойчивость и хорошую способность контролировать свои эмоции [6].

Н. И. Бережная распознает стрессоустойчивость как качество личности, которое состоит из совокупности некоторых элементов [7]:

1) Психофизиологического (свойства центральной нервной системы);

2) Мотивационного (подразумевается, что сила мотивации во многом может определить эмоциональную стабильность;

3) Эмоционального опыта личности (опыт, оставшийся после влияния отрицательных и экстремальных ситуаций);

4) Волевого (саморегулирование, которое приводит действия в соответствие с требованиями ситуации);

5) Профессиональной подготовленности;

6) Интеллектуального, который отвечает за оценивание требований ситуации.

Также важным фактором, который определяет степень стрессоустойчивости, являются ресурсы личности. Развитие стрессоустойчивости подразумевает процесс их накапливания, например, знания феномена стресса и осведомленность о путях его преодоления, наличие способности саморегуляции психофизического состояния человека, способность мыслить позитивно, умение действовать рационально, осознание модели конструктивного поведения в стрессовых ситуациях, успешное преодоление стрессовых ситуаций. Данные ресурсы личности помогают существенно снизить значимость стрессоров для человека и соответственно возникновения стрессовых реакций.

С. Хобфолл выдвинул теорию сохранения ресурсов и определил психологические условия для развития стрессоустойчивости [8]:

1)Достаточное обладание знанием о самом феномене стресса и путях его преодоления;

2)Развитие способности саморегуляции психофизиологического состояния;

3)Применение опыта в успешном преодолении стрессовых ситуаций;

4)Создание модели конструктивного поведения в стрессовых условиях;

5)Развитие позитивного и рационального мышления личности;

6)Формирование осознанности собственного поведения.

Появляется все больше методов профилактики и способов борьбы со стрессом:

1)Релаксационная гимнастика;

2)Упражнения для релаксации;

3)Регуляция дыхания;

4)Физические упражнения;

5)Специально-разработанные упражнения.

Следуя вышеперечисленному, можно сказать, что стрессоустойчивость есть свойство личности, которое включает в себя различные структурные компоненты, а также определенные условия для ее формирования.

На сегодняшний день существует достаточно научных исследований, посвященных влиянию индивидуальных психологических особенностей на реакцию стресса. По результатам данных исследований можно сказать, что реакция личности на стрессор зависит не только от врожденных качество, но и от комплекса свойств и черт индивида, которые развиваются в процессе его социализации.

От индивидуальных качеств, присущих разным личностям, зависит скорость и интенсивность реакции на тот или иной фактор. На один и тот же стрессор разные люди реагируют по-разному.

По результатам исследования [9], больше всего подвержены стрессу люди в чьем характере преобладают такие черты, как мягкость, сердечность, общительность, доброта, мягкосердечность и чуткое отношению к людям, а также личности с высоким уровнем интеллекта. В первом случае человек наделен ярким эмоциональным проявлением, что позволяет ему оказывать социальную поддержку, проявлять доверие, в то же время он подвержен влиянию ситуаций с повышенным фактором стресса. Во другом случае люди способны логически оценивать ситуацию, они могут абстрагироваться от деталей, но при этом они становятся заложниками стрессогенных ситуаций. Меньше всего подвержены стрессу люди с высокой степенью самоконтроля.

Литература:

  1. Ганс С. Стресс без Дистресса. — М: Прогресс, 1982.
  2. Murray C., Lopez A. The global burden of disease: A comprehensive assessment of mortality and disability from diseases, injurues and risk factors in 1990 and projected to 2022. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996.
  3. Голованов Г. Долговременная депрессия меняет физиологию мозга. — Хайтек, просмотрено 06.03.2019, https://hightech.fm/2018/02/28/depression-changes-brain
  4. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современна культура. — М: Московский психотерапевтический журнал, 1999, № 2, 61–90с.
  5. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях — М: Манн, Иван и Фербер, 2014.
  6. Милерян Е. А. Психология труда и профессионального образования: Избранные труды — К: НПП «Интерсервис», 2013
  7. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. — Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25–28 июня 2003, № 1, 453–457с.
  8. Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса — Психология. Журнал Высшая школа экономики, 2013, № 10, 119–135с.
  9. Кленова М. А., Захарова Ю. С. Индивидуально-психологические особенности склонности к стрессу — Психология, социология и педагогика, № 4, просмотрено 08.02.2019, https://psychology.snauka.ru/2015/04/4873

Помощь психолога при стрессе

Помощь психолога при стрессе можно использовать в двух направлениях:

  • Если для Вас любая новая ситуация — это стресс. Вы часто испытываете состояние беспричинной тревоги, подавлены, раздражительны, угнетены в отсутствие объективных причин. Для Вас существует большое число факторов развития стресса именно психологического происхождения. Стресс вызван не объективными причинами, а Вашей субъективной оценкой происходящего, ожиданием наихудших последствий и т.д. Занятия с психологом в этом случае помогут изменить оценку происходящего и снизить количество стрессов психологического происхождения.
  • Нейтрализация последствий стресса. Занятия с психологом в этом направлении помогут, если Вы уже пережили сильный стресс, энергетические запасы истощились, и Вы чувствуете потребность в восстановлении. Также важно проработать, осознать эмоциональные причины возникшего психосоматического заболевания для того, чтобы предотвратить его дальнейшее развитие.

Специалисты Центра Эмбер имеют опыт успешной работы с причинами и последствиями стрессов. После психологической диагностики психолог (психотерапевт) разработает индивидуальный маршрут занятий, при необходимости даст упражнения для самостоятельной работы дома.

Запишитесь на консультацию специалиста по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Физиологические механизмы развития стресса

Слайд 1

Презентация на тему: «Физиологические механизмы развития стресса» Выполнил: студент группы ПСЗ -30114c Шахтаров Сергей Сергеевич Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курганский государственный университет (КГУ) г . Курган 2015

Слайд 2

Что такое стресс?

Слайд 3

Понятие стресс Стресс — совокупность всех неспецифических изменений, возникающих под влиянием любых сильных воздействий (стрессоров) и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма; при длительном действии стрессоров развивается адаптационный синдром, характеризующийся увеличенной продукцией гормонов гипофиза и коры надпочечников . В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение Стрессор (-ы) — факторы, вызывающие стресс: тяжёлая работа, охлаждение, перегревание, боль, недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, лишение пищи, воды, переживание угрозы безопасности, межличностные конфликты, утрата близкого человека и т.п.

Слайд 4

Виды стресса Эустресс — Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс — негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса. Эмоциональный стресс — эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться. Психологический стресс , как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами

Слайд 5

Стресс двигатель прогресса и эволюции?

Слайд 6

Механизмы стресса Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и другое

Слайд 7

Сергеевич

Слайд 8

Физиологические механизмы стресса Во-первых , в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Во-вторых , вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). В-третьих , из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.

Слайд 9

Признаки стрессового напряжения 1. Невозможность сосредоточиться на чем-то. 2. Слишком частые ошибки в работе. 3. Ухудшается память. 4. Слишком часто возникает чувство усталости. 5. Очень быстрая речь. 6. Мысли часто улетучиваются. 7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка). 8. Повышенная возбудимость. 9. Работа не доставляет прежней радости. 10. Потеря чувства юмора. 11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет. 12. Пристрастие к алкогольным напиткам. 13. Постоянное ощущение недоедания. 14. Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде. 15. Невозможность вовремя закончить работу

Слайд 10

Что может быть противопоставлено стрессу? Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы: Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д. Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз. Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами

Слайд 11

Заключение Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность – единственная возможность покончить со стрессом: его не пересидишь и не перележишь . Юмор – всегда есть смысл взглянуть на проблему не так глубоко и трагично.

Слайд 12

И это твоя группа ?

Слайд 13

Благодарю за внимание!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]