Алекситимия личности — миф или реальность: понятие простыми словами, проблемы с научной точки зрения, особенности, причины, как лечить?


Что такое алекситимия? Или Алекситимия как психологическая проблема

Алекситимия – что это? Если мы будем переводить этот термин дословно с греческого (аlexithymia: а – отрицание + lexis – речь, слово + thymos – настроение, чувства), то получится “безречечувствие”. Странный термин, означающий отсутствие чувств, трудности в определении и выражении словами эмоциональных состояний. Так что алекситимией дословно называется неспособность описать словами свои эмоции. Кажется, что в этом нет ничего страшного, где здесь психологическая проблема? Это ведь эмоции, зачем определять их словами, их надо чувствовать?
Оказывается, неспособность человека описать словами собственные эмоции приводит к неумению распознавать их, а также свои чувства или тревогу. А неумение осознавать свои эмоции не позволяет понять переживания и чувства других людей и сопереживать им. В таком случае мир постепенно становится бедным на чувства и богатым на события. Они выходят на первый план в ущерб внутренним переживаниям. И человек со временем перестает эмоционально включаться в объективную ситуацию. В результате он не проживает ее, не выносит из нее своего личного опыта.

Это ограничение чувственных связей с миром. Поэтому оно уменьшает способность отличать чувства от телесных ощущений, адекватно реагировать в стрессовых и конфликтных ситуациях. Мешает понимать мир во всей его сложности и построить образный контекст ситуации. Поэтому у человека возникает ощущение, что его преследуют неудачи в деятельности. Возможно, реальные, а возможно, существующие только в его в сознании. И эти неудачи начинают приобретать для человека большую эмоциональную значимость и личностный смысл, чем достижение цели. И тогда искажается мотивационная сфера, смысловые акценты смещаются. А именно они во многом определяют взаимоотношения человека с окружающей действительностью.

Теперь Вы видите алекситимию как психологическую проблему? Надеюсь, что да. Теперь перейдем к изучению ее причин, признаков и возможностей для “лечения”.

Проблемы алекситимии личности с научной точки зрения

Подводя итог обзора литературы об одной из, возможно, своеобразных или нарушенных форм личности, называемой алекситимией, о проблеме алекситимии личности с научной точки зрения писал Бжезинский в своей книге (1995, с. 448):

  • «Конструкция алекситимии претерпела своеобразную эволюцию за 20 лет от первоначальной, не до конца принятой концепции, определенной на основе опыта и интуиции. Все это происходило через период некоторого увлечения проблемой и большого интереса со стороны исследователей, до современности, в которой она претендует на роль новой парадигмы психосоматической медицины. Несмотря на множество эмпирических данных, построение алекситимии требует дальнейшей артикуляции и проверки в новых, более строгих экспериментальных условиях, прежде чем ее можно будет в полной мере признать в качестве действительной научной парадигмы».

Отвечая на это заявление, несколько лет назад одним из авторов-ученых был написан следующий комментарий (Jakubik, 1997, pp. 88-89):

  • «Хотя можно полностью согласиться с обоснованными сомнениями автора в отношении концептуализации алекситимии, трудно признать присвоение понятию алекситимии ранга научной парадигмы. Как в смысле Куна (1968, 1985), так и Поппера (1992, 1999), алекситимия не является ни парадигмой психиатрии, ни психосоматической медициной. Она даже не соответствует условиям научной микропарадигмы», (Новаковская, 1975).

Она остается лишь одним из гипотетических элементов, сформулированных в микропарадигме, которые являются описательными теориями личности, как и каждая из многочисленных форм личностных расстройств, например, истерическая, параноидальная, шизоидная, ананкастическая личность и т.д.

Как проявляется алекситимия?

Обычно алекситимия проявляется таким образом: у Вас “нет слов” для выражения чувств, или Вы затрудняетесь в определении эмоционально-заряженной значимой для Вашей внутренней психической жизни ситуации. Или Вы не способны объяснить, рассказать, что с Вами происходит на уровне чувств. Обычно при алекситимии Вам редко снятся сны и они неяркие и обрывочные.

Как это выглядит в реальной жизни? Если, например, такому человеку, который просто сидит в кресле, задать вопрос: “Что вы сейчас чувствуете?”, он достаточно часто ответит: “Ничего. Что я могу чувствовать, если вокруг ничего не происходит? Чувствую, что кресло мягкое…” или начнет переходить к описанию своих действий: “Сижу в кресле. На картину на стене смотрю” или к описанию ситуации: “За окном хорошая погода. На стене картина…”. Вместо того, чтобы сказать: “Я чувствую радость, потому что за окном хорошая погода, а на стене красивая картина…”

Сопутствующие проблемы при алекситимии

Осложнения при алекситимии бывают самыми разнообразными. Прежде всего речь идет о неправильной выработке гормонов, отвечающих за эмоции, и о психосоматических заболеваниях. К ним относятся различные проявления аллергии, проблемы с ЖКТ, атеросклероз, мигрени и еще целый список заболеваний.

Нередко при алекситимии человек начинает испытывать проблемы с лишним весом. Многие люди с этим нарушением пристращаются к алкоголю или наркотикам, что вполне может перерасти в сильнейшую зависимость.

Из-за невозможности понять чувства других людей часто появляются проблемы социального характера: конфликты, проблемы на работе и в личной жизни.

Как возникает алекситимия или Причины алекситимии:

Алекситимия может быть устойчивой чертой личности, а может – временной реакцией на депрессию или тревогу. Если это – черта человека, то начинается ее развитие в подростковом возрасте. Если не научить ребенка рассказывать о том, что он чувствует, как он это выражает, он тогда не научится сопереживать. А родители часто не просто не спрашивают ребенка о его чувствах, а наоборот, учат всячески их скрывать, демонстрируя своим примером соответствующее поведение. И вырастают люди с неразвившейся в нужном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств – люди с первичной алекситимией.

Но алекситимия может быть и вторичной. Она развивается в результате преобладания в процессе развития личности защитных механизмов. То есть, если выражение чувств приносило в прошлом отрицательный результат – боль, страх, чувство вины и так далее, человек получал негативный травмирующий опыт и, как следствие, приходил к выводу, что чувства свои лучше никогда не показывать и никому о них не рассказывать. А чтобы случайно не проговориться, лучше скрывать их и от самого себя. К сожалению, отказ от возможной боли часто влечет и обратную сторону – отказ от возможной радости.

Формы алекситимии

Исследование алекситимии позволило выявить несколько форм этой патологии:

  • Первичная алекситимия — плохо поддается терапии, поскольку относится к категории врожденных патологий. Развитие первичной формы, как правило, имеет биологическую причину. Зачастую это последствия гипоксии плода, небольшие пороки развития, перенесение сложных инфекционных и вирусных заболеваний в детстве;
  • Вторичная алекситимия – приобретенная патология, причиной которой может быть сильный стресс, психологическая и физическая истощенность организма, психологические травмы, неврологические и психологические заболевания.

Психологический склад человека или Признаки алекситимии

Не надо думать, что алекситимия – это болезнь (поэтому мы и взяли в кавычки слово “лечение” в первой части нашей статьи), нет, это явление, комплексная характеристика личности, определенный психологический склад человека. Но если это не болезнь, то какой смысл нам вообще говорить об этом? Однако, не все так просто.

Это явление свидетельствует о том, что человек закрыт к новому опыту и центрирован на негативных переживаниях. Люди с алекситимией больше других склонны к депрессии и развитию психосоматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма и др.), течение этих болезней у них, в среднем, более тяжелое по сравнению с другими больными, а лечение проходит дольше и приносит меньше результатов.

Алекситимия может являться также характерным признаком тяжелой длящейся стрессовой ситуации, к которой человек уже привык и оценивает ее как нормальную. А следствием алекситимии нередко является одиночество. Кроме того, алекситимия характеризуется определенными нарушениями эмоциональных и личностных процессов, а также сферы мышления.

В эмоциональной сфере она проявляется как неспособность к точному распознаванию и описанию своего эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей, недостаточная эмоциональная включенность в объективную ситуацию (фиксирование в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях), затруднения в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями. Такие люди не могут, например, отличить хроническую усталость от состояния депрессии.

В личностной сфере алекситимия проявляется в нежелании или неспособности к рефлексии (процесс самопознания человеком своих внутренних психических актов и состояний, процесс размышления о происходящем в его собственном сознании), что, в свою очередь, приводит к упрощению жизненной направленности, обеднению взаимосвязей с окружающим миром, иногда – некоторой инфантильности.

В сфере мышления человек предпочитает пользоваться наглядно-действенным мышлением, а не абстрактно-логическим, не использует возможности своего воображения, о чем свидетельствует отсутствие склонности к мечтам и фантазиям. Он также мало использует процессы категоризации (психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, то есть категоризация – это процесс обобщения с последующей классификацией) и символизации мышления.

Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В. В. Николаева

О психологической природе алекситимии// Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1993. С. 84-93.


В истории развития психосоматических исследований одно из центральных направлений представлено поиском особого психического качества – психосоматической специфичности, являющейся фактором, предрасполагающим к возникновению психосоматической патологии, влияющим на течение и лечение заболеваний. Последней по времени попыткой подобного рода является выделение и описание феномена алекситимии (14, 15). Алекситимия рассматривается как некоторая совокупность признаков, характеризующих психический склад индивидов, предрасполагающий их к заболеваниям психосоматической специфичности. Следует отметить, что в последние годы она связывается с все более широким кругом нозологических форм (например, депрессии, вторичные психосоматические расстройства при хронических заболеваниях и др.) и характеризуется в этом случае как феномен вторичной алекситимии. Таким образом, прогностическое значение этого феномена тем самым значительно нивелируется. Все более актуальным в то же время становится вопрос о возможности квалификации степени выраженности этого феномена или даже создания типологии алекситимии. Какова же сущность этого феномена?

Согласно имеющимся в литературе описаниям, для лиц с алекситимией характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений. Эмоциональная сфера этих пациентов отличается слабой дифференцированностью. Они обнаруживают неспособность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей. Когнитивная сфера лиц с алекситимией отличается недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, слабостью функции символизации и категоризации в мышлении. Личностный профиль этих пациентов характеризуется некоторой примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно – недостаточностью функции рефлексии. Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а так же трудностям и конфликтам в межличностных отношениях. Последнее усугубляется еще и тем, что на фоне низкой эмоциональной дифференцированности у них в ряде ситуаций с легкостью возникают кратковременные, но чрезвычайно резко выраженные в поведении аффективные срывы, причины которых плохо осознаются пациентами. Ограниченные возможности понимания себя, связанные с дефицитом рефлексии, становятся значительным препятствием в психотерапевтической работе с этими больными. В литературе до настоящего времени ведутся дискуссии о природе этого феномена, причем, одной из самых распространенных в этом отношении является гипотеза об изменении взаимодействий полушарий мозга с недостаточностью функции правого полушария (см., например, статью И.С.Коростеловой и В.С.Ротенберга). Не отрицая правомерности выдвижения подобных гипотез, отметим, что попытка физиологического объяснения природы алекситимии явно недостаточна и не только не исключает, но и предполагает необходимость содержательного психологического анализа этого феномена, т.е. исследования вопроса о его психологической природе и механизмах. Научная актуальность подобного анализа, как мы полагаем, состоит в том, что он позволит понять некоторые скрытые до настоящего времени психологические механизмы возникновения психосоматических феноменов, в частности, роль процессов психологической саморегуляции в их генезе. Знание же этих механизмов может открыть путь к научно обоснованному поиску путей психологической коррекции и психотерапии.

Разумеется, психологическое исследование феномена алекситимии требует специальной теоретической проработки, строгого (насколько это возможно, учитывая сложность феномена) экспериментального исследования. В настоящей статье мы предполагали остановиться лишь на некоторых аспектах этой проблемы, а именно, на рассмотрении связи феномена алекситимии с особенностями психологической саморегуляции. С этой целью обратимся к некоторым положениям отечественной психологии, относящимся к проблеме саморегуляции. Понятие “саморегуляция” носит междисциплинарный характер. Саморегуляция есть системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом из ее уровней. В работах многих авторов содержится попытка вычленения собственно психологического аспекта саморегуляции. При этом выделяется уровень психической саморегуляции (1), который способствует поддерживанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека. Другой – операционально-технический – уровень саморегуляции обеспечивает сознательную организацию и коррекцию действий субъекта (10). Личностно-мотивационный уровень саморегуляции (3, 4, 5, 7, 8 ) обеспечивает осознание мотивов собственной деятельности, управление мотивационно-потребностной сферой; создает возможность быть хозяином, творцом собственной жизни. Благодаря функционированию этого уровня саморегуляции “раскрываются внутренние резервы человека, дающие ему свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность самоактуализации (8, с.122).

Способность произвольного управления собственной мотивационной сферой рассматривается многими исследователями в качестве одной из важнейших характеристик человека, как показатель гармонии и зрелости личности (7, 8). Мотивационно-личностный уровень саморегуляции есть процесс, опосредованный социальными нормами и ценностями, а также системой внутренних требований, особой “жизненной философией”, превращающими человека в активного субъекта жизнедеятельности. Л.С.Выготский связывал специфически человеческий способ регуляции с созданием и употреблением знаковых психологических орудий и видел его в явлении овладения собственным поведением. Знаки понимались им как искусственные стимул-средства, сознательно вводимые в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции (6). С.Л.Рубинштейн связывал высокий уровень саморегуляции с появлением мировоззренческих чувств, т.е. осознанным целостным отношением человека к миру, другим людям, себе самому” (12, с. 370). Концепция А.Н.Леонтьева положила начало исследованию “связной системы личностных смыслов” (2, с.218), межмотивационных отношений, которые характеризуют собою строение личности. Подчеркивая регулирующую функцию систем личностных смыслов, А.Н.Леонтьев отмечал, что “можно понимать и владеть значением, знать значение, но оно будет недостаточно регулировать, управлять жизненными процессами: самый сильный регулятор есть то, что я обозначаю термином “личностный смысл” (2, с.239). Следовательно, процессы саморегуляции заключаются не в сознании, сознание не производит, а опосредует их. Саморегуляция в этом понимании есть особая деятельность, “внутренняя работа” или “внутреннее движение душевных сил” (9), направленное на связывание систем личностных смыслов.

Дальнейшую конкретизацию идей Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева получили в концепции смысловых образований личности (2, 3, 4). Смысловые образования рассматриваются как “целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то или иное отношение к миру” (4, с.48). Регулирующая роль смысловых образований особенно ярко выявляется при осознании и принятии их в качестве ценностей (5). Ф.Е.Василюк, подчеркивая регулирующую роль смысловых образований, выделяет особую деятельность по производству смысла “в критических ситуациях невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни” (5, с. 25-27). Эта особая деятельность (переживание), возникнув в критических жизненных ситуациях, может стать, по мнению автора, самостоятельным функциональным органом, т.е. “одним из привычных средств решения жизненных проблем и пускаться субъектом в ход даже при отсутствии ситуации невозможности” (там же, с. 75). Т.е. переживание как особая деятельность смыслопорождения может выполнять регулирующую функцию и в ситуациях обыденной жизни. В литературе мы находим удачную попытку дифференциации этого рода саморегуляции и волевого поведения (8). Последнее возникает, в частности, в условиях мотивационного конфликта, не ориентировано на гармонизацию мотивационной сферы, а лишь на устранение этого конфликта (‘аффективная же саморегуляция обеспечивает “достижение гармонии в сфере побуждений” (там же, с.123). В качестве механизмов личностно-мотивационного уровня саморегуляции рассматриваются рефлексия и смысловое связывание (8). Рефлексия обеспечивает человеку возможность взгляда на себя “со стороны”, она направлена на осознавание смысла собственной жизни и деятельности. Она позволяет человеку охватить собственную жизнь в широкой временной перспективе, соотнести настоящее с прошлым и будущим, создавая тем самым “целостность, непрерывность жизни” (9), позволяя субъекту сохранить или восстановить внутреннюю гармонию, необходимым образом перестроить свой внутренний мир и не оказаться всецело во власти ситуации.

Являясь частным механизмом личностно-мотивационного (или смыслового) уровня саморегуляции, рефлексия представляет собой мощный источник устойчивости, свободы и саморазвития личности (8, 9). В этих заключено ее принципиальное отличие от неосознаваемых форм смысловой регуляции (психологических защит), функционирующих на уровне усвоенных психических автоматизмов. Таким образом, резюмируя имеющиеся в литературе взгляды на сущность личностно-мотивационного уровня саморегуляции, отметим, что она представляет собою особую форму внутренней активности. Она может быть рассмотрена, как особая деятельность, мотивы и цели которой заключены в сохранении внутренней гармонии, самоидентичности, обеспечивающих успешность самоактуализации. Частные цели подобной деятельности могут быть ситуационно обусловлены, но и их содержание в контексте этой деятельности всегда составляет прижизненно сформированные осознанные человеческие ценности, правила, сложившаяся система внутренних требований. Характер этих требований отражается в содержании и структуры самооценки и уровня притязаний (в частности, в соотношении реальной и идеальной самооценки, 3). Обратимся снова к феномену алекситимии. Напомним, из важных признаков алекситимии является дефицит рефлексии, т.е. осознания собственной человеческой сущности, потребностей и мотивов деятельности и, следовательно, невозможностями управлять своими побуждениями, гибко перестраивать их в соответствии с требованиями ситуации, меняя при необходимости “жизненный замысел” в целом или находя новые внутренние средства для сохранения прежнего. Внутренняя закованность, отсутствие внутренних средств гармонизации жизни или неспособность их адекватного выбора и делают такого пациента подобным (по образному выражению одного из исследователей” (цит. по 14) “чем-то вроде туго натянутого каната”.

Продолжение статьи Николаевой В.В. об алекситимии

Психологи, эффективно работающие с алекситимией

Прагматизм и творчество

Вырисовывается образ прагматика? Да, чрезмерный прагматизм есть следствие алекситимии. Как и отсутствие творческого отношения к жизни. А ведь творчество – это проявление самовыражения, своей собственной индивидуальности, нестандартности восприятия, радости существования. Отсутствие радости приводит к ощущению серости жизни, “непонятному” чувству, что “вроде все в порядке, но что-то не так”, к конкретно не обоснованным неудовольствию и неудовлетворенности жизнью.

В свою очередь, наши негативные состояния не могут не сказываться на наших близких людях: супруге, детях, друзьях, иногда коллегах по работе или подчиненных. Таким образом зарождаются трудности и конфликты в межличностных отношениях, усугубленные неумением понять переживания и эмоции других людей, сниженной способностью к сочувствию и сопереживанию.

Часто при алекситимии у людей определенного склада личности легко возникают кратковременные, резко выраженные в поведении эмоциональные взрывы, причины которых ими плохо осознаются.

Симптомы

Проявления алекситимии касаются не только эмоций. Ниже приведены основные из них:

  • проблемы с восприятием и облечением в слова своих эмоций
  • трудное понимание эмоций других людей, что влечет за собой проблемы в общении
  • развивающаяся постепенно склонность к одиночеству
  • ограниченность воображения, проблемы с фантазией
  • отсутствие способностей к творческой работе
  • отсутствие сновидений или редкие сны, в которых фигурируют только обычные, бытовые ситуации и действия
  • четкое мышление, с утилитарной направленностью
  • отсутствие мечтаний
  • неверие в интуицию
  • сложность в отличии телесных ощущений и эмоций

Женщина держится за голову

Алекситимия: причины

Алекситимия: причины
Алекситимия: причины
Согласно теории ученых, существует несколько причин эмоциональной анестезии — алекситимии. Теория формирования патологии основана на трех факторах, которые могут выступать в качестве причины, как по отдельности, так и в совокупности:

Биологический фактор:

  • Все зависит от особенностей развития мозга в утробе матери, а также дисфункций в области его правого полушария.
  • Может быть как врожденным, так и приобретенным, в следствие травмы, хирургического вмешательства и др.
  • Идентификация нарушается именно из-за неправильной работы и взаимодействия двух полушарий.
  • Пациенты, которые, к примеру, переносят оперативные вмешательства в области мозолистого тела, теряют способность к воображению, фантазированию и даже перестают видеть сны.

Психологический фактор:

  • Связь с душевной травмой, которая была получена в детстве.
  • Обычно формируется у ребенка значимыми взрослыми — родителями, бабушками, дедушками, если они также страдали от этой болезни.
  • Также играет ключевую роль родительская гиперопека, запрет на эмоции, обесценивание детских чувств, запугивание (к примеру, нельзя ребенку говорить, что мир опасен, доверять опасно, привязанность приносит боль). Эмоции ребенка становятся очень скудными.
  • Даже когда родитель перестает опекать, привычка все равно остается с ребенком и во взрослой жизни.

Социологический фактор:

  • Стоит отметить, что отстраненность в этом направлении, часто берет начало от предыдущего фактора.
  • Кроме этого к такому поведению подталкивает общество, культурные особенности того или иного народа.
  • Такой фактор часто наблюдается у мужчин.

Ниже еще больше интересной информации с научной точки зрения. Читайте далее.

Лечение

медикаментозная терапия

Первым этапом является диагностика алекситимии. Лечение алекситимии нужно начинать с определения ее вида. В качестве диагностического инструментария психологи используют короткий тест TAS с вопросами закрытого типа, разработанный торонтской школой алекситимии.

Количественная обработка результатов теста позволяет достаточно точно судить о наличии или отсутствии у клиента данного расстройства психики. У данной методики диагностики алекситии есть упрощенный вариант для детей.

Терапия эмоциональной глухоты требует комплексного подхода. Для закрепления эффекта от психокоррекционных занятий необходим поддерживающий курс медикаментозной терапии. Цель работы психолога – научить клиента перерабатывать эмоции и управлять своими чувствами. Это снижает вероятность психосоматических последствий. В некоторых случаях избавиться от алекситимии человеку удается, как только он разрешает себе злиться, плакать и говорить: «Нет».

Когда психолог или психотерапевт размышляют о том, как лечить алекситимию, они исходят, прежде всего, из возраста пациента. Методы работы с алекситимией у детей – это арт-терапия и песочная терапия. В работе со взрослыми можно применять гипноз и гештальт-терапию. Эффективность лечения зависит от соотношения гормонов в организме, поэтому дополнительно назначают гормональные препараты.

Причины

Причины алекситимии еще полностью не изучены.

При первичной разновидности

Что такое первичная алекситимия? Это врожденная аномалия, обусловленная неправильным функционированием отдельных структур мозга. В некоторых источниках расстройства аутистического спектра называются первичной алекситимией. Причинами этого недуга могут быть:

  • генетическая предрасположенность;
  • заражение плода инфекционными заболеваниями в период внутриутробного развития;
  • внутриутробные патологии развития мозга и нервной системы;
  • родовые травмы.

Первичная алекситимия как психологическая проблема очень плохо поддается коррекции ввиду органической природы возникновения. Данная форма алекситимии проявляется в сенсорной сфере. Вариантом ее коррекции является формирование у человека компенсаторных механизмов, помогающих сгладить слабо развитый эмоциональный интеллект. В психологии считается, что дети с таким вариантом болезни нуждаются в занятиях, направленных на развитие умения правильно интерпретировать интонации, ориентироваться в мимике и жестах.

При вторичной разновидности

вторичная алекситимия

Вторичная алекситимия возникает при неблагоприятном стечении обстоятельств и является приобретенным расстройством личности. Она развивается как следствие депрессии или длительного стресса, пережитой психотравмы, шизофрении, невроза и представляет собой отрицание факта наличия эмоций. Кроме того, вторичная алекситимия и аддиктивное поведение могут быть следствием ошибок в воспитании ребенка.

В основе расстройства лежат механизмы психологической защиты: отрицание, подавление, вытеснение, диссоциация. Переживания в данном случае оборачиваются психосоматическими симптомами и расстройствами психики.

Самостоятельно справиться с этой разновидностью алекситимии сложно, однако психотерапевт может подобрать эффективное лечение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]